Студопедия — Природопользование.Принципы рационального природопользования.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природопользование.Принципы рационального природопользования.






 

 

Cказка в двух действиях

 

 

Действующие лица:

 

ПРИНЦ АЛЬБЕР.

 

КОРОЛЕВА, МАТЬ ПРИНЦА.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК.

 

МАТИЛЬДА, статс-дама КОРОЛЕВЫ

 

АГНЕССА, фрейлина КОРОЛЕВЫ.

 

МАРТА — кружевница, подруга ПРИНЦА

 

ПРИНЦЕССА БРУНГИЛЬДА

 

ЛЮДИ НА КАРНАВАЛЕ

 

œ

 

Действие первое.

 

Картина первая.

 

Королевский дворец. Зал для развлечений и маскарадов украшен портьерами ярких, сочных тонов, освещен разноцветными огнями. Играет веселая карнавальная музыка. Кажется сейчас на сцену выбегут шуты, эквилибристы и жонглеры, а за ними войдет веселая толпа в масках. Но вдруг двери в центре зала распахиваются, входит КОРОЛЕВА в черном платье, за ней(так же в черном) ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, ЯВНЫЙ СОВЕТНИК в коричневом плаще, статс-дама и фрейлина в сером и лиловом платьях. По мере их приближения к центру зала разноцветные огни гаснут, веселая музыка утихает, и вместо нее звучит строгая, официальная музыка. Зал становится холодным и мрачным.

 

КОРОЛЕВА со свитой останавливается в центре зала. Лица у всех надменно застывшие. Все стоят в картинных позах, не глядя друг на друга. Молчание. Вдруг распахивается боковая дверца. Подпрыгивая и весело напевая, в зале появляется ПРИНЦ. Он в карнавальном костюме, весел и счастлив, но вдруг, заметив перемену в зале, останавливается, недоуменно оглядывается, встречается взглядом с КОРОЛЕВОЙ.

 

ПРИНЦ. Матушка, что случилось?

 

КОРОЛЕВА. Я неоднократно просила вас, принц, чтобы на официальных наших встречах вы обращались ко мне по королевскому этикету, то есть Ваше Величество.

 

ПРИНЦ (облегченно вздыхает). Фу! Значит это просто официальная встреча, а я уж бог знает что подумал: войну, думал, нам объявили. Ваше Величество, на сегодня назначен карнавал, скоро приедут артисты, а вы тут официально встретиться затеяли, может быть эту встречу можно перенести на завтра, или хотя бы в другой зал?

 

КОРОЛЕВА. Не будет никакого карнавала! А ваших долгожданных артистов, больше но подпустят ко дворцу на пушечный выстрел.

 

ПРИНЦ. Но почему?

 

КОРОЛЕВА. Кроме того, вам принц, будет впредь запрещено заниматься театром, устраивать балы и маскарады, петь, читать стихи, играть на инструментах — в общем заниматься всякой чепухой, отвлекающей от изучения управления государством.

 

ПРИНЦ. Гром средь ясного неба! Может быть, мне все-таки объяснят причину этих запретов?

 

КОРОЛЕВА. Через месяц ваше совершеннолетие, принц, и по завещанию нашего умершего короля и вашего отца, вы коронуетесь на царство.

 

ПРИНЦ. В завещании ничего но сказано об отмене праздников и карнавалов. К тому же отец сам до них был большой охотник.

 

КОРОЛЕВА. Он мог сочетать управление государством с весельем и шутками. А вы слишком молоды для этого.

 

ПРИНЦ. Ну хорошо, с завтрашнего дня я усиленно буду заниматься изучением всех ваших умных книжек, и наберусь государственной мудрости, которой мне по вашим словам не хватает. Только прошу вас, не отменяйте сегодняшних карнавал. Я очень ждал его...

 

КОРОЛЕВА (перебивает). Нет! Вам не удастся обмануть нас, Принц!

 

ПРИНЦ. Обмануть?

 

КОРОЛЕВА. Вы договорились с бродячими артистами, которые выступали во дворце третьего дня, что во время сегодняшнего карнавала вы убежите с ними, поменявшись костюмами с одним из них. Ваш заговор раскрыт.

 

ПРИНЦ. Это вовсе и не заговор! Я действительно хотел побродить немного с артистами по свету и вернуться. Невозможно узнать жизнь, наблюдая её лишь из окон дворца. Я хотел бы все видеть сам.

 

КОРОЛЕВА. Ну это ни на что не похоже! Принц крови, наследник престола и вдруг скитается с бродячими артистами. Становится шутом, фигляром — позор! Вы будете заперты во дворце до дня коронования. Я уже приказала снять все картины, убрать музыкальные инструменты и выгнать из дворца всех неблагонадежных лиц.

 

ПРИНЦ. А картины-то зачем снимать?

 

КОРОЛЕВА. Чтобы лишний раз не будоражить ваше дикое воображение и не отвлекать от занятий. Будете с утра до ночи учиться управлять государством. Книги вам принесут. Я до сих пор не могу понять, как вы могли решиться на побег, как такое вам в голову то взбрело? В чьи руки вы хотели передать управление нашим королевством? Неужели судьба страны и людей, в ней живущих, для вас ничего не значит? Ваш отец столько сделал для процветания державы, а вы хотите все пустить на ветер!

 

ПРИНЦ. Вы не правы, я дорожу своим королевством и тем что сделал отец! И перед тем, как стать королем, я хотел набраться жизненного опыта, путешествуя по стране.

 

КОРОЛЕВА. Опыта будете набираться из книг. И еще: я приказала развесить на всех стенах портреты ваших великих предков-королей — и портреты принцесс из разных государств. С одной из них, по нашему выбору, вы обвенчаетесь в ближайшее время.

 

ПРИНЦ. Еще и это. Может быть хватит одного наказания? Жениться на портрете — это уж слишком.

 

КОРОЛЕВА. Не паясничайте, принц, женитьба на одной из принцесс вам не покажется наказанием, все они хороши собой и прекрасно воспитаны.

 

ПРИНЦ. А могу я узнать ваше величество, кто это подслушал мой разговор с артистами?

 

КОРОЛЕВА смотрит на явного советника, но тот испуганно пытается спрятаться за спины остальных.

 

КОРОЛЕВА. Я думаю это необязательно.

 

ПРИНЦ (изучающе смотрит на ЯВНОГО СОВЕТНИКА). Как вам угодно, ваше величество. Позвольте мне уйти в свою комнату?

 

КОРОЛЕВА. Вам, Ваше Величество, будет первое время не хватать ваших привычных друзей и я из своей свиты выбрала вам самых надежных вельмож. (Показывает на свою свиту). С ними вам будет хорошо.

 

Все люди из свиты делают низких реверанс ПРИНЦУ. ПРИНЦ оторопел.

 

ПРИНЦ. Да за что же мне... Мне лучше будет одному.

 

КОРОЛЕВА. Но отказывайтесь, принц, эти люди научат вас всем тонкостям управления государством. А мне пора отдохнуть от дел... До скорой встречи, ваше высочество! (ПРИНЦ кланяется). Всего доброго, господа!

 

Свита делает реверанс. КОРОЛЕВА уходит.

 

Свита обступает ПРИНЦА, а он затравленно смотрит на всех, что-то обдумывая.

 

СТАТС-ДАМА. Позволю себе вам заметить, ваше высочество, что, поскольку карнавалов больше не будет, вам надлежит переодеться в темное, подобающее вашему положению платье.

 

ФРЕЙЛИНА. Прическу тоже не мешало бы изменить или надеть парик.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Я вам советую парик, с ним меньше хлопот.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (шепотом, как будто выдает страшную тайну). И пряжки на туфлях замените, они слишком экстравагантны.

 

СТАТС-ДАМА. И туфли тоже.

 

ФРЕЙЛИНА. И гольфы.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Я советую шерстяные, в них теплей.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Во дворце случаются сквозняки.

 

ПРИНЦ. Вы так много предлагаете заменить, что мне кажется проще заменить вас самих...

 

СТАТС-ДАМА. Это не возможно, мы с вами по приказу ее Величества.

 

ПРИНЦ. Ну тогда принесите мне то, что вы тут мне предлагали: парик, туфли, в общем все. И побыстрее.

 

СТАТС-ДАМА. Слушаюсь, Ваше Высочество!

 

СТАТС-ДАМА и ФРЕЙЛИНА уходят.

 

ПРИНЦ (СОВЕТНИКАМ). Ну, а вы чего ждете?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (очень гордо). Мы советуем! Я Тайный советник.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. А я Явный советник.

 

ПРИНЦ. Вот вы идите и посоветуйте Статс-Даме и Фрейлине какие вещи выбрать.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Мы не по вещам советники, а по управлению.

 

ПРИНЦ. А я еще никак не управляю.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Вы можете управлять нами.

 

ПРИНЦ (ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ). Что вы посоветуете мне приказать Явному советнику?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (в замешательстве). М-м... я право... надо подумать.

 

ПРИНЦ (ЯВНОМУ СОВЕТНИКУ). А что посоветуете вы?

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Это дело государственной важности, нужно все взвесить.

 

ПРИНЦ. Идите подумайте, потом придете, когда взвесите. Если, конечно (стучит себе пальцем по лбу) весы в порядке.

 

СОВЕТНИКИ озлобленные уходят. ПРИНЦ сидит в тяжелой задумчивости. Из-за портьеры выходит МАРТА — кружевница.

 

МАРТА. Альбер!

 

ПРИНЦ. Марта! (Радостно протягивает к ней руки). Тебя не удалили из дворца?

 

МАРТА. Нет, меня оставили. Кто же будет плести кружева на платья, если меня не будет? К тому же никто не знает про нашу с тобой дружбу.

 

ПРИНЦ. Как это советники еще не пронюхали? Будь теперь еще осторожней. Ко мне целую свору соглядатаев приставили.

 

МАРТА. Я все уже знаю. Как нам не повезло.

 

ПРИНЦ. Да. Я думал, что завтра мы с тобой будем уже свободными людьми, будем бродить по свету с артистами, играть на сцене, петь вечерами у костра. А вместо этого вот что получилось — попал в заточение.

 

МАРТА. Но ведь когда тебя коронуют и ты будешь править страной, никто не посмеет тебе указывать как жить?

 

ПРИНЦ. Еще как посмеют. Придворный этикет, он и для короля как кандалы, лишнего шага не сделаешь.

 

МАРТА. Карнавалы и балы ты сможешь устраивать?

 

ПРИНЦ. Смогу. Но мне не весело будет на этом карнавале.

 

МАРТА. Почему?

 

ПРИНЦ. Потому что тогда со мной будешь уже не ты, а какая-нибудь зануда принцесса, которая будет моей женой.

 

МАРТА (голос дрожит от подступающих слез). Тебя заставляют жениться?

 

ПРИНЦ. Да. (Вздыхает, но потом решительно поднимает голову.) Нет, Марта, не будет так как они хотят! Плохо они меня знают!

 

МАРТА. Разве еще что-то можно изменить?

 

ПРИНЦ. Пока человек жив, все возможно. Мы с тобой убежим отсюда, не пройдет и трех дней.

 

МАРТА. Что ты придумал?

 

ПРИНЦ. Потом все тебе расскажу, а пока иди к себе, а то тебя могут увидеть со мной и выгнать из дворца.

 

МАРТА. Я скоро приду к тебе...

 

ПРИНЦ. Конечно, я буду ждать тебя в своей комнате.

 

МАРТА убегает. ПРИНЦ, что-то напряженно обдумывает, ходит по залу.

 

Входит крадучись и оглядываясь как всегда, ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Ваше Высочество, я придумал, поручение Явному советнику. Он может посоветовать вам о явных делах в королевстве. А я могу посоветовать тайно о тайных делах.

 

ПРИНЦ (с иронией). Премного вам благодарен!

 

Появляется СТАТС-ДАМА.

 

СТАТС-ДАМА. Ваше Высочество, ваша одежда уже доставлена в ваши апартаменты. Вы можете переодеться.

 

ПРИНЦ. Благодарю вас. Я не забуду господа вашу заботливость.

 

ПРИНЦ, а за ним СТАТС-ДАМА и ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК уходит.

 

Картина вторая

 

Апартаменты ПРИНЦА.

 

ПРИНЦ уже в другой одежде, темных тонов и в парике, разглядывает себя в зеркале.

 

ПРИНЦ. Вот кошмар! Неужели они думают, что стоит только одеть человека так же как они и человек будет думать, чувствовать и вести себя так же как они, сами! Вот идиоты! (Кладет зеркало на столик). Неудобно то как в этой одежде, тяжелея, кургузая какая-то. Парик голову жмет, как боевой шлем...

 

ПРИНЦ, увлеченный своим новым костюмом, не замечает, как из-за портьеры, закрывающей потайной ход, выглядывает МАРТА.

 

МАРТА. Альбер! (Замечает ПРИНЦА, но не узнает его в новой одежде. МАРТА испуганно вскрикивает и хочет скрыться). Ой, извините... Я...

 

ПРИНЦ. Марта, это же я!

 

МАРТА (выходит из-за портьеры). Ой, как я испугалась! Мне показалось, что это явный советник, а это тебя так нарядили. (Разглядывает ПРИНЦА и смеется). Какой ты смешной в этом костюме!

 

ПРИНЦ. Спасибо! (Смеется вместе с МАРТОЙ). Испугалась?

 

МАРТА. Ты бы сам на себя со стороны посмотрел — вылитый Явный советник!

 

ПРИНЦ. Что, правда похож?

 

МАРТА. Ну не вблизи, конечно, но похож...

 

ПРИНЦ (передразнивая ЯВНОГО СОВЕТНИКА идет его походкой, семенящей и неуклюжей. Затем склонив голову набок, как это делает ЯВНЫЙ СОВЕТНИК, и прижав руку к груди, говорит голосом ЯВНОГО СОВЕТНИКА). Я вам советую обратить на меня внимание, такого явного дурака вы больше нигде не найдете!

 

МАРТА (звонко хохочет и хлопает в ладоши). Браво, Альбер! Браво! Ты настоящий артист!

 

АЛЬБЕР. Похоже?

 

МАРТА. Просто потрясающе похоже!

 

АЛЬБЕР. Ты мне, может, льстишь? По дружбе?

 

МАРТА. Нет, что ты, я правду говорю.

 

АЛЬБЕР. А это мы сейчас проверим.

 

МАРТА. Каким образом?

 

АЛЬБЕР. Сейчас пойду к страже и от имени явного советника что-нибудь им прикажу. Если исполнят, значит действительно похоже.

 

МАРТА. А что ты прикажешь?

 

АЛЬБЕР. Ну не знаю что... Спеть, сплясать что-нибудь, какая разница...

 

МАРТА. Тебя по лицу узнают.

 

АЛЬБЕР. А лицо я платком закрою, у нашего явного советника постоянно насморк. Подслушивает, на сквозняках стоит — доносчик гундосый. Это же из-за него мы с тобой не смогли убежать, донес паразит, матушке.

 

МАРТА (подает кружевной платок ПРИНЦУ). Вот возьми, у явного советника такой же платок.

 

ПРИНЦ (берет платок). Спасибо. Ты меня здесь подожди, я скоро вернусь. (ПРИНЦ уходит).

 

МАРТА некоторое время одна, она разглядывает книги лежащие на столике. Вдруг раздается нестройный, фальшивый, но неимоверно громкий дуэт стражников, а вслед за пением слышится громкое притоптывание ног, обутых в сапоги со шпорами. Давясь от смеха, вбегает ПРИНЦ.

 

ПРИНЦ. Поверили, Марта! Они мне поверили! Поют и танцуют, по приказу Явного советника!

 

МАРТА. Слушай, они так горланят, что наверное уже разбудили весь дворец.

 

ПРИНЦ. А что за необходимость спать после обеда? Не дети, ночью доспят.

 

МАРТА. Мне, пожалуй, лучше уйти, сюда сейчас придут.

 

ПРИНЦ. Да, об этом я и не подумал. Будь осторожна! Если они узнают, что тайный ход, который считается прочно заколоченным, действует, то нас лишат возможности видеться о тобой.

 

МАРТА. Все будет хорошо, Альбер. До встречи!

 

ПРИНЦ. Я буду ждать тебя!

 

МАРТА исчезает за портьерой. ПРИНЦ садится за столик, заваленный книжками и, раскрыв первую попавшуюся, делает вид, что углублен в чтение.

 

За дверью слышен раздраженный голос КОРОЛЕВЫ, СТАТС-ДАМЫ и ФРЕЙЛИНЫ. Пение и топот стражников обрывается.

 

В апартаменты ПРИНЦА входит, кипя от ярости, КОРОЛЕВА, за ней СТАТС-ДАМА и ФРЕЙЛИНА.

 

КОРОЛЕВА. Принц, это все ваши штучки?

 

ПРИНЦ. О! Ваше Величество! Прошу меня извинить, я так зачитался, что не заметил как вы вошли. Интересные книги вы изволили мне прислать, вот...

 

КОРОЛЕВА. О книгах потом. Сейчас поговорим о пении и танцах.

 

ПРИНЦ. Но вы же запретили мне...

 

КОРОЛЕВА. И вы решили мне отомстить? Заставили петь и плясать этих двух носорогов?

 

ПРИНЦ. Не понимаю вас, Ваше Величество. Дрессировка животных — это не по моей части.

 

КОРОЛЕВА. Не прикидывайтесь наивным! Сейчас Тайный советник допрашивает этих певцов, и они все расскажут, можете не сомневаться!

 

ПРИНЦ. Я не сомневаюсь, Ваше Величество.

 

Входит ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, вид у него растерянный и озадаченный.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Позвольте мне, Ваше Величество...

 

КОРОЛЕВА. Да, пожалуйста, огласите результаты допроса. Кто был зачинщиком этого безобразия?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Стражники утверждают, что получили приказ петь и плясать под страхом смертной казни за неисполнение.

 

КОРОЛЕВА. От кого приказ!

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. От Вас, Ваше Величество.

 

ПРИНЦ. Матушка, а вы шутница, оказывается!

 

КОРОЛЕВА (клокочет от гнева). Я? Приказала? Кому? Когда?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Ваш устный приказ передал стражникам Явный советник. Его многие видели и слышали, когда он говорил со стражниками.

 

КОРОЛЕВА. Явного советника сюда! Живо!

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (хлопает в ладоши). Явного советника к Её Величеству!

 

КОРОЛЕВА (смотрит на ТАЙНОГО СОВЕТНИКА горящими глазами). Я тебе приказала! А ну пошел вон! Раскомандовались! Много я вам воли дала!

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Уже иду! (Убегает).

 

КОРОЛЕВА (вслед). Наглец!

 

КОРОЛЕВА возбужденно ходит по комнате, что-то бормочет себе под нос. Заметив смиренно стоящего ПРИНЦА, останавливается.

 

КОРОЛЕВА. Простите, принц, я была к вам несправедлива. Мне хотелось бы загладить перед вами свою вину. Что мне сделать для вас? В разумных, конечно, проделах?

 

ПРИНЦ. О, что вы, Ваше Величество, зачем это. Я всем доволен.

 

КОРОЛЕВА. И все-таки?

 

ПРИНЦ. Разрешите мне прогулки по террасам Северной башни. Оттуда прекрасный вид на наше королевство и мне, как будущему государю, будет очень полезно обозревать свои владения... И размышлять о правлении над ними.

 

КОРОЛЕВА. Ну что же, это справедливо. Я позволяю. (СТАТС-ДАМЕ). Сударыня, отдайте его Высочеству ключ от Северной башни. (ПРИНЦУ). Мы, довольны вашим прилежанием, принц.

 

СТАТС-ДАМА достает из кармана своего платья связку ключей и отсоединив один, отдает его принцу.

 

ПРИНЦ. Нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность, Ваше Величество.

 

СТАТС-ДАМА. Не рискованно ли это, Ваше Величество?

 

КОРОЛЕВА. Башня очень высокая, оттуда не сбежишь, к тому же принцу нужен свежий воздух, пусть погуляет.

 

СТАТС-ДАМА. Как вам угодно...

 

Входит ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, он так подавлен и ошарашен, что даже оставил свою привычку говорить таинственно.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Его нет.

 

КОРОЛЕВА. Кого нет?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Ваше Величество, помилуйте, но Явный советник уже давно уехал по вашему приказанию в Синее царство за невестой для нашего принца.

 

КОРОЛЕВА. И что из этого следует?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. А следует то, что не мог он отдавать во дворце приказы. Его давно уже нет здесь.

 

КОРОЛЕВА. Но кто-то же отдал приказ? Или стража пьяна?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Трезвы как стеклышко, сам проверял.

 

КОРОЛЕВА. Так что же тогда?

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Чертовщина какая-то.

 

КОРОЛЕВА. Ладно, из-за глупостей голову ломать. (ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ). Проследите, чтобы больше этого не было.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Слушаюсь, Ваше Величество!

 

КОРОЛЕВА. А вы, Ваше Величество, готовьтесь встречать принцессу из Синего царства. Мой выбор пал на нее. Денек другой, познакомитесь, а там и под венец.

 

ПРИНЦ. Как прикажете.

 

КОРОЛЕВА. Славно! Даже не ожидала от вас такой покорности.

 

ПРИНЦ. Я стал мудрей. (Показывает рукой на гору книг).

 

КОРОЛЕВА. Ну так не будем вам мешать заниматься. (Свите). Пойдемте со мной, нужно многое сделать к приезду принцессы.

 

КОРОЛЕВА и свита уходят.

 

ПРИНЦ. Ну — ну, хлопочите! Я тоже не растеряюсь!

 

Картина третья

 

Северная башня. Тесная, затянутая паутиной каморка, посредине которой стоит большой старый сундук. На сундуке сидит ПРИНЦ. Он ждет МАРТУ.

 

ПРИНЦ. Как это ужасно: ждать. Сижу тут как последний идиот, покрываюсь пылью, а она, наверное у себя в мастерской плетет очередной кружевной платочек для какой-нибудь чванливой дуры. Вот возьму и уйду, просто сейчас, подожду еще минут десять и уйду.

 

Появляется МАРТА. В руках у нее небольшая корзинка с земляникой. Вид у МАРТЫ очень расстроенный, она чуть не плачет, хоть и пытается сдерживаться изо всех сил.

 

МАРТА. Извини, Альбер, я опоздала. Но ты сам в этом виноват...

 

ПРИНЦ. Я? Почему?

 

МАРТА. После того случая со стражниками, когда они пели по твоей милости и получили хороший нагоняй. Они просто озверели. Я так уговаривала их пропустить меня в эту половину дворца, так просила! А они ни в какую.

 

ПРИНЦ. Ты не могла их обмануть что — ли?

 

МАРТА. Пыталась. Я сказала, что несу землянику для королевского стола. А они сказали, что должны попробовать ее, не отравлена ли она. И вот напробовались — почти пустая корзинка. (Еле сдерживает слезы). А была полная, с верхом!

 

ПРИНЦ. Вот негодяи! Я проучу этих обжор.

 

МАРТА. Не надо. Жаль только что тебе мало досталось. (Отдает корзинку принцу). Вот, поешь...

 

ПРИНЦ (берет корзинку и с аппетитом ест ягоды). Удивительно вкусная земляника, свежая, пахнет солнцем.

 

МАРТА. В нашем лесу много всякой ягоды. В следующий раз я тебе еще какой-нибудь насобираю.

 

ПРИНЦ. А стражники опять ополовинят.

 

МАРТА. Ну что поделаешь, буду собирать побольше, чтобы тебе не так мало досталось.

 

ПРИНЦ. Глупости!

 

МАРТА. Но я не вижу другого выхода.

 

ПРИНЦ. Он есть. Идем сейчас в лес и наедимся там ягод до посинения назло им всем!

 

МАРТА. Тебя не выпустят из дворца, ты что забыл?

 

ПРИНЦ. Меня не только выпустят, но если я захочу, даже выгонят из дворца.

 

МАРТА. Как это?

 

ПРИНЦ. Возьмут и вытолкнут взашей.

 

МАРТА. Нет, этого не может быть. С принцами так не поступают.

 

ПРИНЦ. Я буду первым. Вот видишь сундук, на котором я сижу?

 

МАРТА. Вижу и что?

 

ПРИНЦ. Они все уже забыли, что когда-то давно его принесли сюда по приказу отца. Он любил иногда приходить в Северную башню и открывать его. Он вспоминал о своей веселой юности, о былых забавах праздниках. Отец всегда брал меня с собой и рассказывал, перебирая старые костюмы, когда и как он наряжался и как шутил. Он был веселый человек, мой отец, мы с ним были большими друзьями. А наши походы сюда мы так и называли: встречи с сундуком.

 

МАРТА. Какие там костюмы?

 

ПРИНЦ. Карнавальные. (Встает с сундука и открывает его). Вот, смотри, сколько их здесь! Тут есть и парики и грим, накладные носы и бороды, в общем все что нужно.

 

МАРТА. Теперь тебе это уже не нужно.

 

ПРИНЦ. А вот тут ты ошибаешься, Марта. Это сейчас именно то, что поможет мне в моей гнусной жизни.

 

МАРТА. А как же твои стукачи не увидели здесь этот сундук?

 

ПРИНЦ. Я их сюда не пустил. То есть они, конечно, собрались меня сопровождать в моих прогулках, по галереям и террасам башни, но я их так напугал, что теперь они сюда и носа не сунут.

 

МАРТА. А что ты им сказал?

 

ПРИНЦ. Сказал что здесь полно летучих мышей и пауков, постоянно падающих за шиворот и огромных голодных крыс, которые могут броситься на человека и разорвать его!

 

МАРТА. Ой, это правда?! (Испуганно оглядывается по сторонам).

 

ПРИНЦ. Не бойся, нет здесь никого.

 

МАРТА. Они поверили тебе, но не задержали, не испугались за тебя?

 

ПРИНЦ. Они боятся только за себя. О том, что что-то может случиться со мной им и в голову не пришло.

 

МАРТА. Это ужасно!

 

ПРИНЦ. Это прекрасно! Теперь у меня есть место, где они не смогут мне надоедать. А теперь, Марта, мы пойдем в лес.

 

МАРТА. Если бы!

 

ПРИНЦ. Вот костюм шута, его можно надеть прямо на мою одежду и еще место останется. (Достает из сундука широченный яркий костюм и надевает на себя). Прекрасно сидит. Теперь колпак с бубенцами. (Надевает колпак). И слегка лицо подгримировать. (Достает из сундука зеркало, подает его МАРТЕ). Держи, а я сейчас себя разрисую. (Накладывает на лицо грим). Ты думаешь, меня кто-нибудь узнает?

 

МАРТА. Не узнают, а поэтому просто возьмут и высекут. Ведь шутам запрещено появляться во дворце.

 

ПРИНЦ. Этот поворот мне не нравится.

 

МАРТА. Мне тоже, так что лес мы все-таки отменим.

 

ПРИНЦ. Ни за что! А сколько шутам дают плетей?

 

МАРТА. Не знаю, много наверное..

 

ПРИНЦ. Знаешь, Марта, актер помимо таланта должен обладать еще и обаянием.

 

МАРТА. У тебя оно есть, ну и что?

 

ПРИНЦ. Так неужели поднимется рука у кого-нибудь высечь обаятельного человека, даже если он шут?

 

МАРТА. Не сомневайся, и поднимется и опустится, и все тебе по спине.

 

ПРИНЦ. У тебя неправильное представление об обаянии.

 

МАРТА. А у тебя неправильное представление о характере твоей мамаши.

 

ПРИНЦ. Ну что — же, пусть меня выдерут. Опыт актеру никогда не помешает. Том более если он король. Пошли?

 

МАРТА. Альбер, не надо. Плети, это очень больно.

 

ПРИНЦ. Марта никогда ничего не бойся. Иначе жизнь станет невозможной. Идем.

 

МАРТА. А как ты вернешься назад?

 

ПРИНЦ. Сниму костюм, умоюсь и снова стану принцем, а это (указывает на костюм) можно спрятать потом в лесу. Ну пойдем мы в лес, наконец.

 

МАРТА. Ну что с тобой поделаешь, пошли...

 

Уходят.

 

Картина четвертая

 

Апартаменты КОРОЛЕВЫ. КОРОЛЕВА сидит в кресле и слушает то, что ей говорит стоящая рядом СТАТС-ДАМА.

 

СТАТС-ДАМА. Он образумился, Ваше Величество. Сегодня и вчера принц успешно изучает книги по управлению королевством, а сейчас отдыхает, гуляет по Северной башне.

 

КОРОЛЕВА. Он там один?

 

СТАТС-ДАМА. Принц ищет уединения, ему нужно какое-то время привыкнуть к новой для него жизни.

 

КОРОЛЕВА. Хорошо, пусть поскучает в одиночестве, тем скорее он пойдет на сближение с нашим окружением.

 

СТАТС-ДАМА. Позволю себе спросить: когда прибудет принцесса Брунгильда, выбранная Вашим Величеством в жены принца?

 

КОРОЛЕВА. Завтра к обеду, я думаю. Надеюсь, вы не забыли распорядиться, чтобы портреты других принцесс сняли со стен?

 

СТАТС-ДАМА. Все уже сделано. Остался висеть только портрет принцессы Брунгильды. На самом видном месте.

 

КОРОЛЕВА. Хорошо. Я довольна вами, Матильда, после свадьбы моего сына я отблагодарю вас за труды.

 

СТАТС-ДАМА. Благодарю вас, Ваше Величество.

 

Появляется АЛЬБЕР в костюме и гриме шута, он говорит измененным голосом.

 

ПРИНЦ. Где тут королева?

 

КОРОЛЕВА (вскакивает). Как! Шут во дворце?!

 

ПРИНЦ. Мне сказали, что у вас место шута давно пустует. Может я вам подойду? Я веселый!

 

КОРОЛЕВА. Как ты проник сюда?

 

ПРИНЦ. Просто вошел и все. Никто меня не задерживал.

 

КОРОЛЕВА. А стража?

 

ПРИНЦ. Им было не до меня, они очень увлеклись земляникой. Я подумал, что можно войти, раз они не против.

 

КОРОЛЕВА. Ты, что, не знаешь мой указ, запрещающий всяким артистам, даже близко подходить ко дворцу?

 

ПРИНЦ. Про это я не знал. Я только сегодня пришел в ваше королевство. Мне сказали что скоро будет свадьба принца, а какое же веселье без шута?

 

КОРОЛЕВА. Откуда ты пришел?

 

ПРИНЦ. Из Синего царства. Тамошняя принцесса очень любила мои шутки.

 

КОРОЛЕВА. Так почему же ты оттуда ушел?

 

ПРИНЦ. Платили мало и кормили плохо. Такие там правители обжоры, что слугам ничего не остается. А особенно принцесса любит поесть. Такая толстуха — в дверь не пролезает.

 

КОРОЛЕВА. Что ты врешь! Я видела ее портрет, он и сейчас висит в главном зале. Принцесса весьма хорошо сложена!

 

ПРИНЦ. Для портрета ихняя фрейлина позировала, а принцесса совсем другая. Вы Ваше Величество поросеночка когда-нибудь видели?

 

КОРОЛЕВА. Какого еще поросеночка?

 

ПРИНЦ. Любого. Маленького, толстенького с рыжими ресничками. Так вот к такому поросеночку бантик приделать и вылитая принцесса получится.

 

КОРОЛЕВА. Ужас!

 

ПРИНЦ. Все так говорят. Она и ведет себя так же.

 

КОРОЛЕВА. Как она себя ведет?

 

ПРИНЦ. Как поросеночек. Но тамошний царь, ее батюшка, больше склонен думать, что как свинья. Уж и не знает кому ее в жены поскорее спихнуть.

 

КОРОЛЕВА. Меня сейчас удар хватит!

 

ПРИНЦ. А еще про нее говорят, что она петь очень любит, как с утра запоет так до самого вечера. И громко так. Молока в том царстве давно уже нет: коровы со страху доиться перестали.

 

КОРОЛЕВА. Хватит! Пошел вон! Матильда, в шею его! Гони из дворца на все четыре стороны!

 

СТАТС-ДАМА хватает ПРИНЦА за шиворот и выталкивает вон.

 

КОРОЛЕВА (вслед). И прикажи сменить стражу! Ох! Поросеночек! Поросеночек — в жены принцу! Остановить ее! Повернуть обратно!

 

КОРОЛЕВА убегает.

 

Картина пятая

 

Тронный зал. КОРОЛЕВА стоит окруженная ТАЙНЫМ СОВЕТНИКОМ, СТАТС-ДАМОЙ и ФРЕЙЛИНОЙ.

 

КОРОЛЕВА. Что делать, принцесса прибыла к нашему двору, придется ее принять, какой бы она ни была. Этикет не позволяет нам завернуть ее обратно.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (опять таинственно). Но куда глядел Явный советник?

 

КОРОЛЕВА. Он слепо исполнил мой приказ.

 

СТАТС-ДАМА. Не из-за чего волноваться, Ваше Величество! Ну, погостит немного и уедет в свое царство.

 

ФРЕЙЛИНА. Да, мы не будем ее задерживать.

 

Входит ЯВНЫЙ СОВЕТНИК.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Ваше Величество, принцесса Брунгильда ждет встречи с вами!

 

КОРОЛЕВА. Привез? Поросеночка.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК (смутился). Виноват, по поводу поросят приказа от вас не поступало.

 

КОРОЛЕВА. То-то и оно. Ну да ладно, с тобой после разберемся, пригласи принцессу войти.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК, совсем сбитый с толку уходит и вскоре возвращается с принцессой БРУНГИЛЬДОЙ, очень жеманной, худенькой девушкой. Впрочем, личико у нее симпатичное. ЯВНЫЙ СОВЕТНИК представляет принцессу.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Принцесса Брунгильда!

 

КОРОЛЕВА (облегченный вздох). Она совсем, как на портрете! Меня разыграл этот шут! (ПРИНЦЕССЕ). Я рада приветствовать вас, Ваше Высочество в своем королевстве!

 

ПРИНЦЕССА. Благодарю Вас, Ваше Величество, за приглашение посетить вас и за радушный прием.

 

КОРОЛЕВА. Она прекрасно воспитана! (ПРИНЦЕССЕ). Как вам понравилась отведенная для вас комната?

 

ПРИНЦЕССА. Я еще ее не видела, но заранее уверена, что она восхитительна, как и весь ваш дворец, Ваше Величество.

 

КОРОЛЕВА. Она прелестна! (ПРИНЦЕССЕ. Указывает на кресло). Располагайтесь Ваше Высочество!

 

ПРИНЦЕССА. Только после Вас, Ваше Величество!

 

КОРОЛЕВА, а за ней и принцесса присаживаются в кресла. Остальные стоят.

 

КОРОЛЕВА. Желаете ли вы, Ваше Высочество, чтобы в вашу честь был устроен бал!

 

ПРИНЦЕССА. Ах нет, благодарю. Я больше люблю покой и тишину.

 

КОРОЛЕВА. А петь вы любите?

 

ПРИНЦЕССА. Нет, я не люблю ни петь, ни танцевать.

 

КОРОЛЕВА. Вы, вероятно, любите карнавалы?

 

ПРИНЦЕССА. Что вы, терпеть не могу... Я люблю порядок, а карнавал — это ужасная неразбериха и шум, шум...

 

КОРОЛЕВА. Правильно, я тоже так считаю. Моему сыну, принцу Альберу будет очень полезно и приятно, я думаю, поучиться у вас, Ваше Высочество.

 

ПРИНЦЕССА. Благодарю Вас, Ваше Величество. А где же ваш сын?

 

КОРОЛЕВА. Ему сегодня нездоровиться, но он скоро придет сюда поприветствовать вас. Сейчас вам покажут дворец и отведут в комнату для отдыха. Дорога, вероятно вас утомила?

 

ПРИНЦЕССА. Ничуть, но я благодарна вам за заботу.

 

КОРОЛЕВА. Моя статс-дама и фрейлина проводят вас, Ваше Высочество. Располагайте ими.

 

ПРИНЦЕССА. Еще раз благодарю вас.

 

ПРИНЦЕССА, сопровождаемая СТАТС-ДАМОЙ и ФРЕЙЛИНОЙ уходит.

 

КОРОЛЕВА. Какая душечка! (ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ). Пригласите ко мне принца. Проследите, чтобы он был безупречно одет, мы не можем ударить в грязь лицом перед таким чудом как принцесса Брунгильда. (ЯВНОМУ СОВЕТНИКУ). Я довольна вами и не забуду вознаградить вас в ближайшее время.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Благодарю вас, Ваше Величество! Но я что-то не совсем понял относительно поросят.

 

КОРОЛЕВА. Ах это забудьте, так глупость... шутка. (ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ). Разыщите этого шута и накажите его как следует. Чтобы запомнил как смеяться над королевой.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Слушаюсь.

 

КОРОЛЕВА. Но сначала пригласите принца.

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Будет исполнено. (Уходит).

 

КОРОЛЕВА (ЯВНОМУ СОВЕТНИКУ). Как вам показался двор Синего царства?

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Он замечателен! Богат, уютен и очень похож на наш. Порядки те же, как будто я и не уезжал никуда.

 

КОРОЛЕВА. Вы вели переговоры с отцом и матерью принцессы относительно ее бракосочетания с нашим принцем?

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Да, как приказывали. И получил согласие.

 

КОРОЛЕВА. Прекрасно. Будем готовиться к свадьбе.

 

Входит ПРИНЦ в сопровождении ТАЙНОГО СОВЕТНИКА.

 

ПРИНЦ. Ваше Величество, неужели я совершил такое ужасное преступление, что за него нужно — мало того, что сидеть взаперти, так еще и ходить под конвоем? (Жест в сторону ТАЙНОГО СОВЕТНИКА).

 

КОРОЛЕВА (ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ). Идите. Непременно разыщите мне того шута. Хоть из под земли достаньте!

 

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК. Я все исполню. (Удаляется).

 

ПРИНЦ. О каком шуте вы говорите?

 

КОРОЛЕВА. Для вас, принц, это государственная тайна. Наказание вам я решила смягчить. А если вы будете любезны с принцессой Брунгильдой, которая уже здесь, то будете прощены за свой проступок.

 

ПРИНЦ. Ну и не так велик мой проступок — пошел погулять человек, великое дело! Вернулся же!

 

КОРОЛЕВА. Это обстоятельство смягчает вину. До сих пор не пойму, как вас выпустила стража.

 

ПРИНЦ. Я уже объяснял вам: стражники спали и я вышел из дворца.

 

КОРОЛЕВА. Но они утверждают, что не смыкали глаз.

 

ПРИНЦ. Ну тогда им же хуже.

 

КОРОЛЕВА (ЯВНОМУ СОВЕТНИКУ). Немедленно смените стражу.

 

ЯВНЫЙ СОВЕТНИК. Будет исполнено. (Уходит).

 

КОРОЛЕВА (ПРИНЦУ). Сегодня я представлю вас принцессе — она просто очаровательна! Попытайтесь, принц, произвести на нее приятное впечатление.

 

ПРИНЦ. Я постараюсь, матушка.

 

КОРОЛЕВА. И следуйте строго правилам придворного этикета.

 

ПРИНЦ. Как прикажете.

 

КОРОЛЕВА. Я так люблю, когда ты послушен, мой мальчик!

 

ПРИНЦ. Когда мы пойдем к принцессе?

 

КОРОЛЕВА. Пусть отдохнет с дороги, а ты, Альбер, хорошенько продумай и подготовь свою приветственную речь для принцессы.

 

ПРИНЦ. Позвольте мне удалиться.

 

КОРОЛЕВА. Идите, принц.

 

ПРИНЦ уходит.

 

Ну вот и славно, можно и самой отдохнуть...

 

КОРОЛЕВА уходит.

 

Картина седьмая

 

Зад для развлечений. Здесь по-прежнему мрачно и уныло. В кресле сидит КОРОЛЕВА, окруженная своей свитой. ПРИНЦ и ПРИНЦЕССА под руку прогуливаются по залу.

 

ПРИНЦЕССА. У вас во дворце очень милая атмосфера. Ваше Высочество.

 

ПРИНЦ. А мне кажется — душновато. И мрачно. Свету мало.

 

ПРИНЦЕССА. Что вы, у нас во дворце вообще не открывают окон днем. Все наши дамы стараются сохранить белизну кожи. Лучи солнца весьма вредны.

 

ПРИНЦ. А у вас бывают театральные представления?

 

ПРИНЦЕССА. Нет, что вы, театр — это для толпы...

 

ПРИНЦ. Какие же у вас есть развлечения?

 

ПРИНЦЕССА. У нас вкусно кормят и хорошо шьют одежду, впрочем как и у вас.

 

ПРИНЦ. Может быть, вы, Ваше Высочество, желаете мороженое?

 

ПРИНЦЕССА. Нет, благодарю, мороженое я себе не позволяю, оно вредит фигуре.

 

ПРИНЦ. Вы бы больше заботились о своей голове.

 

ПРИНЦЕССА. А что? Ч







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия