Студопедия — Неоднозначность мышления, дихотомия разума и рационализирующего интеллекта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неоднозначность мышления, дихотомия разума и рационализирующего интеллекта






являются выражением одинаково сильной потребности и в связанности, и в свободе. Пока не будет достигнута полная свобода и независимость, человек будет принимать за истину то, что считает истинным большинство; его суждения определяются потребностью контакта со стадом и страхом оказаться в изоляции. Немногие могут выдержать одиночество и говорить истину, не боясь лишиться связи с другими людьми. Это – истинные герои человечества.

Если бы не они, мы до сих пор жили бы в пещерах. Но у подавляющего большинства людей,

не являющихся героями, разум развивается только при определенном социальном устройстве

– когда каждого индивида уважают и не делают из него орудия государства или какой-то

группы; когда человек не боится критиковать, а поиск истины не разделяет его с братьями, но

заставляет чувствовать свое единство с ними. Отсюда следует, что человек только тогда

достигнет высшей степени объективности и разума, когда будет создано общество,

преодолевающее все частные разногласия, когда первой заботой человека будет преданность

человеческому роду и его идеалам.

Детальное исследование процесса рационализации – возможно, наиболее значительный

вклад психоанализа в человеческий прогресс. Психоанализ приоткрыл измерение истины; он показал, что искренней веры в утверждение недостаточно для установления его истинности;

только через понимание собственных бессознательных процессов человек может узнать, идет ли речь о рационализации либо об истине. (Здесь легко может возникнуть недопонимание. Мы сейчас обсуждаем, является ли мотив, который человек считает причиной своего действия, истинным мотивом. Речь не идет об истинности рационализирующего утверждения как такового. Приведем простой пример: если

человек не выходит из дома, боясь кого-то встретить, но в качестве причины указывает на

сильный дождь, то он рационализирует. Истинной причиной является страх, а не дождь. При этом само по себе рационализирующее утверждение, а именно, что идет дождь, может быть и истинным.)

Психоанализу подлежат не только те рационализации, которые искажают или скрывают

истинную мотивацию, но также те, которые неистинны в другом смысле – в том смысле, что

не имеют того веса и той значимости, которые им придаются. Мысль может быть пустой

оболочкой, всего лишь мнением, которое высказывается, поскольку представляет собой

мыслительный штамп, легко принимаемый и легко отбрасываемый в зависимости от мнения

сообщества. С другой стороны, мысль может быть выражением человеческих чувств и

подлинных убеждений, и в этом случае в ее основании – вся личность в целом, мысль имеет

эмоциональную матрицу. Человеческое действие по-настоящему определяется лишь такого

рода мыслями.

Любая идея сильна лишь в том случае, если укоренена в структуре личности. И никакая

идея не может быть сильнее своей эмоциональной матрицы. Психоаналитический подход к религии, следовательно, нацелен на понимание человеческой реальности, лежащей за системами мышления. Психоанализ задается вопросом, действительно ли система мышления выражает то чувство, которое стремится изобразить, или же это рационализация, скрывающая противоположное отношение.

Аналитик, пытаясь выявить стоящую за системой мышления человеческую реальность,

должен в первую очередь рассмотреть всю систему в целом. Смысл любой части

философской или религиозной системы может быть определен лишь в рамках всего

контекста этой системы. Если часть отрывается от контекста, возможна любая произвольная и ложная интерпретация. В процессе внимательного

235

рассмотрения системы в целом особенно важно изучать внутри нее рассогласования или

противоречия; они обычно указывают на разрывы между сознательно принимаемыми

мнениями и скрытым за ним чувством. Взгляды Кальвина на предопределение, например,

согласно которым решение о спасении человека либо о его вечном проклятии принимается еще до его рождения, а от него самого ничего не зависит, находятся в вопиющем противоречии с идеей божьей любви. Психоаналитик должен изучать личность и структуру характера тех, кто проповедует определенные системы мышления, – и не только индивидов, но и групп. Одна и та же реальность может скрываться за различными религиями, а противоположные человеческие установки могут лежать в основании одной и той же религии. Например, человеческая реальность – за учениями Будды, Исайи, Христа, Сократа или Спинозы, она в сущности, одна и та же. Она определяется стремлением к любви, истине и справедливости.

Человеческие реальности за теологической системой Кальвина и за авторитарными

политическими системами также очень похожи. По духу это – повиновение власти и

отсутствие любви и уважения к индивиду.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия