История религиоведения как наукиИстория зарубежного религиоведения Интерес к религии именно как к историческому явлению стал формироваться еще в эпоху античности (с XVIII по IV вв. до н.э.). Такие историки, географы, мыслители как Геродот, Страбон, Плиний, Диодор сицилийский и многие другие в большей или меньшей степени касались проблем религиозного характера. В основном такие мыслители занимались описанием обычаев и нравов народов либо во время собственных путешествий, либо записывали со слов других путешественников. В эпоху античности отчасти затрагивались и философские проблемы религии и фактически именно в эпоху античности сформировался тот научный интерес к религии, который позднее (XIX-XX вв.) приведет к формированию не только религиоведения как науки, но и двух главных направлений: история религии и философия религии. В эпоху средневековья в Европе стала господствовать теологическая трактовка религии. Такая позиция получила определенное распространение и в последующие периоды вплоть до современности. Большая степень распространенности теологической позиции обусловлена тем, что она находит своё подтверждение в текстах священного Писания, авторитет которого для верующих людей непоколебим. Кроме того, главное положение такой трактовки, а самое главное – тезис о существовании Бога, не поддается верификации и поэтому очень трудно и обосновать и опровергнуть данную позицию. В эпоху средневековья в силу исходных христианских установок теологи и философы провозглашали истинной только одну религию (христианство), а остальные же религиозные традиции рассматривались как заблуждение или суеверие. Даже небольшой отход от христианской традиции, от христианского понимания религиозности, истории религиозной культуры мог закончиться для мыслителя очень плохо (инквизиция). В таких условиях изучение религии в Европе касалось главным образом изучения Библии и трудов отцов церкви. В лучшем случае можно было заниматься изучением истории христианской религии, но при этом с теологической традиции. Ситуация с остановлением религиоведческого знания в Европе стала заметно меняться в Новое время (XVII- конец XIX вв.), особенно с эпохи Просвещения XVIII в. Именно в этот период христианство, прежде всего в виде католичества стало активно подвергаться критики со стороны европейских философов, поэтому не случайно в Европе (прежде всего западной) мыслители стали заниматься поисками так называемой «естественной» религии. Суть таких поисков сводилась к тому чтобы найти такие положения, такие мировоззренческие идеи, которые можно было бы вывести из сущности самой человеческой природы. В этой связи мыслители вынуждены были заниматься изучением не только христианства, но и обращаться к другим религиям чтобы попытаться выделить универсальные верования, универсальные представления для всего человечества. В результате таких поисков, мыслители обратили внимание в частности на такие религии как ислам, буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство и др. Интерес к религиям не европейских народов стал способствовать формированию более толерантных отношений и более того, этот интерес значительно расширил сам предмет исследования. Этот процесс явился одной из важнейших предпосылок становления науки о религии. По теологической трактовке религии существует ряд спорных моментов и недостатков, и важным недостатком является антиисторизм теологической концепции. Согласно теологической концепции, божественное Откровение дано одномоментно людям и более того, это откровение не только истинно, но и неизменно. Поэтому, задача христианских теологов и философов состоит в том, чтобы передать современникам и потомкам это божественное Откровение в неизменном и неискаженном виде. Важным моментом в становлении науки о религии явился период второй половины XVIII и перво половины XIX вв. Этот период связан с тем, что происходит расцвет немецкой классической философии и именно она преодолела антиисторизм теологической концепции (трактовки) религии. Благодаря немецким философам, в частности Г.В.Ф. Гегель, стали разрабатываться концепции всемирной истории, в рамках которых различные цивилизации и рели располагались в определенной временной и логической последовательности. Несмотря на разный подход к пониманию религии, тем не менее немецкие философы указывали на то, что религия имеет историческое развитие и более того, они говорили о том, что невозможно изучать историю религии без истории народа. В эпоху средневековья важной предпосылкой становления религиоведческих знаний явились описания различных нардов путешественниками. Кроме того, христианские миссионеры тоже вносили свою лепту в исследования (своими отчетами, записками и т.д.). в эпоху Нового времени также продолжались различные путешествия и деятельность миссионеров, но в отличии от предшествовавшего периода, в эпоху Нового времени широкое распространение получило книгоиздание, позволившее европейцам познакомиться с религией и культурой разных народов. Особенно много описаний относится к самому концу XVI - началу XVIII века. Стоит отметить М. Рикки, Ж. Лофитто, Ш. де Бросс. В частности, Рикки довольно активно проповедовал в конце XVI века в Китае и при этом параллельно изучал историю этой страны. Большое внимание Рикки уделял конфуцианству, хотя и давал ему тенденциозные оценки. В частности, по его мнению, Конфуций учил своих последователей поклоняться не небу, а невидимому богу, который находится на небесах и тем самым Рикки хотел показать, что Китайцы потенциально готовы к принятию христианства и нужно им это учение донести, открыть истину и т.д. Другой исследователь, Дж. Лофитто, в 1723г. опубликовал книгу под названием «Нравы диких американцев в сравнении с нравами первобытных времен». В этой работе он попытался обобщить не только свой полевой этнографический материал по индейцам Америки, но и привлечь отчеты христианских миссионеров и другие источники чтобы описать религиозные представления и мировоззрения относительно нового для европейцев континента. Третий исследователь – Ш. де Бросс также внёс важный вклад в изучение ранних религиозных верований. В частности, он занимался изучением народов западной Африки. В результате, в 1760г. он опубликовал свою знаменитую работу под названием «Трактат о богах-фетишах». Центральная тема его исследований – это фетишизм и более того, он как раз одним из первых выдвинул теорию или положение о том, что фетишизм является самой ранней или изначальной формой религии. По его мнению, фетишизм в той или иной степени, присутствует и в более поздних религиях. Концепция де Бросса господствовала в европейской гуманитарной науке почти целое столетие до того момента когда другой знаменитый исследователь Тайлор в 1871г. опубликовал свою книгу под названием «первобытная культура», где и заложил так называемую анимистическую концепцию. Важный материал о религиозных верованиях и обрядах традиционных народов в 19 веке собирался миссионерами, путешественниками, антропологами и этнографами. И именно сбор фактического материала по первобытным верованиям во многом заложил основу для изучения ранних форм религии. Другой предпосылкой становления религиоведения в 19 веке является изучение восточных языков. И прежде всего древнейшего индоевропейского языка – «санскрит». Большой вклад в изучение этого языка во 2й половине 18 века внёс Уильям Джонс, который как раз провёл сравнительный анализ санскрита с классическими Европейскими языками – французским, итальянским, немецким. В результате ученый сделал вывод, что все эти языки принадлежат к одной языковой семье. В последующем этот вывод о языковом единстве был расширен на область мифологии и учёными было отмечено сходство древнеиндийской мифологии с греческой и римской. Указанные выводы послужили важным импульсом для развития не только сравнительного языкознания, но и сравнительной мифологии, прежде всего мифологии индоевропейских народов. В 19 столетии было продолжено изучение санскрита и большой вклад в разработку данной проблематики внёс немецкий исследователь Франс Бопп. Именно он разработал первую сравнительную грамматику индоевропейских языков, которая оказала важнейшее влияние на развитие филологии, мифологии и становление религиоведения как самостоятельной науки. Во франции в 19 веке также возрастал интерес к восточным языкам и народам и большой вклад в изучение народов востока к первой половине 19 века внёс известный французский языковед Э. Бюрнуф, который занимался переводом древнеиндийских текстов и сравнительным анализом древнеиндийской и древнеиранской мифологии. Интерес во Франции к востоку был настолько сильным, что уже в 1814г. в Париже при университете была открыта первая кафедра санскритологии. А в 1822г. в Париже было основано азиатское общество, которое занималось изучением истории, культуры и религии народов востока. Важный импульс для развития востоковедения и формирования религиоведения был сделан в начале 19 века благодаря исследованиям древнеегипетских текстов, которые произвёл Жан Франсуа Шамполеон. В 1822 он опубликовал одну из своих работ, где предоставил ключ для дешифровки древнеегипетских текстов. Это открытие послужило импульсом для развития не только востоковедения и религиоведения, но и для формирования и становления библейской археологии. Кроме открытий в Египте, в 19 столетии были проведены большие археологические исследования в Месопотамии, которые также явились основой для становления религиоведения и библейской археологии. В первой половине 19 века многие европейские ученые занялись изучением именно мифологии, поскольку они пытались выявить определенный глубинный смысл, сокрытый в разнообразных мифологических повествованиях. Большой вклад в изучение именно мифологической проблематики был сделан европейским исследователем Г. Крейцером. Основное внимание исследователь сосредоточил на изучении греческой мифологии и в результате своих изысканий он пришёл к выводу, что в основе греческих мифов лежит так называемая «изначальная мудрость» или знания, которые были занесены на территорию Греции разными жрецами и магами из стран Востока (Египет, Месопотамия). Такая мудрость, по мнению ученого, может быть постигнута только опосредованно через изучение различных знаков, символов, которые отражены как раз в мифологических повествованиях. Главная задача, по мнению ученого, как раз заключается в том, чтобы изучить древний символизм. В этом же направлении в изучении мифологии работали и многие другие европейские ученые, в частности, не менее известный исследователь Г. Герман. Он, в отличие от Крейцера особое внимание обращал на изучение не официальной мифологии, а на исследование различных мифических культов древней Греции, по скольку именно эти культы, по его мнению как раз отражают господствующее мировосприятие древних греков. И Крейцер и Герман большое внимание уделяли сравнительной мифологии, но наиболее важный вклад в развитие сравнительной мифологии в первой половине 19 века был сделан французским исследователем Жозефом Гёрресом. Именно он попытался обосновать, что древняя Индия является своеобразной колыбелью европейской цивилизации, поскольку истоки древнегреческой и древнеримской мифологии можно обнаружить в древнеиндийских священных текстах, в частности, в «ригведе». Как раз в первой половине 19 столетия несмотря на бурное развитие сравнительной мифологии, тем не менее сформировалась группа исследователей, которая выступала с критикой школы сравнительной мифологии. В частности, Кристьян Гейне подчеркивал, что мифы, безусловно, изменяются во времени и подвергаются определенной поэтической обработке. Поэтому, ученый полагает, что нельзя с уверенностью говорить об их изначальном содержании и тем более о неком изначальном разуме, некой изначальной духовной основе, которая заложена древними людьми. Поэтому Гейне говорит, что задача исследователя состоит не в том, чтобы искать в мифах скрытый разум, а в том, чтобы проследить развитие этих мифов в истории человечества и выявить не только общие моменты, но и различия, которые сформировались под влиянием конкретных исторических условий (сугубо историческая задача). Позицию Гейне разделял другой исследователь. Карл Мюллер, который также считал, что все дошедшие до современников мифы имели длительное развитие и поэтому основная задача состоит в том чтобы проследить весь путь развития мифологического повествования. Кроме того, К. Мюллер попытался обосновать, что мифология не является творением узкого круга лиц, т.е. жрецов, а имеет именно народную природу и в целом, по его мнению, мифология отражает отношение древних людей к общественной жизни и природе. В середине 19 века и во второй половине изучение мифологии было продолжено многими исследователями среди которых особо необходимо выделить Адальберта Куна, Вильгельма Шварца и Фридриха Уэлкера. Не смотря на определенные различия в их мифологических концепциях, тем не менее в их подходах присутствовали и важные общие черты: 1. Все три исследователя говорили о том, что в структуре мифологии важно выделить высшую мифологию, которая содержит общепринятые представления 2. Если есть В том числе через развитее такой дисциплины как фольклористика Большой вклад в развитее фольклористике сделали братья Якоб и Вильгельм Гримм, которые собирали различий фольклорный материал и установили множество параллелей в устных традициях разных народов Европы. И особое внимание они обратили на то, что многие фольклорные повествования индоевропейских народов восходят к некой первооснове, которая сложилась еще в глубокой древности, т.е. в период существования единой индоевропейской общности. Во второй половине 19 века изучением фольклора в религиоведческом контексте занимался еще один исследователь – Вильгельм Маннхардт. Особое внимание он уделял изучению земледельческих обрядов, и в этой связи ему потребовалось собрать большое количество этнографических данных об обрядах тех земледельцев, которые проживали на территории Европы в 19 столетии. В своих исследованиях он пришёл к выводу, что многие современные на тот период времени сельскохозяйственные обряды уходят своими истоками в эпоху первобытности, когда только происходило формирование земледельческого хозяйства. Разработки Маннхардта повлияли на работы многих ученых, в том числе на знаменитого ученого Фрезера. На становление религиоведения в 19 веке определенное влияние оказала и антропология, которая в западной науке занималась рассмотрением человека во всём его разнообразии (в историческом, социальном, психологическом контексте). Среди антропологов 19 столетия можно отметить прежде всего Моргана, которых хотя и не занимался изучением религиозных верований, зато исследовал организацию первобытного родового общества на этнографических материалах. Поэтому его выводы помогли разобраться в таком явлении как тотемизм. Среди других антропологов 19 века и начала 20 столетия необходимо назвать Дж. Лёббока, который большое внимание посвятил разработке так называемой теории культурной и религиозной эволюции человека. Согласно его концепции, изначально человечество находилось на стадии без религиозной жизни, и лишь по мере эволюции человека как вида произошло формирование определенный религиозных представлений и обрядов. Первоначально разработки ученого не были поддержаны основной массой исследователей, однако, в конце 19 столетия по мере развития такого направления, как первобытная археология было доказано, что каменные предметы, которые ранее считались просто обычными камнями, действительно были сделаны руками первобытного человека. В целом, в антропологии в 19 столетии утвердилась концепция о том, что история человечества прошла три крупных этапа – это дикость, варварство и цивилизация. И как минимум два последних этапа сопровождались развитием религиозных традиций, а в отношении первого этапа (дикость), необходимы еще исследования. СУЩНОСТЬ МИФА В КОНЦЕПЦИИ ЛЕВИ-БРЮЛЛЯ
|