Гр МИ, ЗОПо способам производства жидкие молочные продукты подразделяются на 2 группы: - стерилизованные сладкие (гомогенизированное молок «Виталакт», стерилизованная смесь «Малютка», «Малыш», стерилизованное витаминизированное молоко). - кисломолочные смеси (вырабатывают путем сквашивания сладких смесей определенными штаммами заквасок), (ацидофильные смеси «Малютка», детский кефир и творог, бифилин, ацидолакт, биокефир, биолакт, смесь «Агу»). Жидкие стерилизованные смеси вырабатывают с применением кратковременной высокотемпературной обработки, быстрым охлаждением и асептическим розливом. Продукт характеризуется высокой биологической ценностью, стойкостью к хранению. По степени адаптации к женскому молоку различают смеси: неадаптированные, частично адаптированные, адаптированные. В цехах детского питания выпускают молочные продукты для детей: - от рождения до 2-3 месяцев; - от 3 месяцев до 12 месяцев.
Способы производства В зависимости от имеющего оборудования выработку можно осуществлять одну- и двукратную стерилизацию в таре, а также однократную стерилизацию в потоке (режим 1350С выд.3-5сек.). Технология аналогично схеме питьевого молока. Особенности: готовят смесь из различных компонентов в резервуаре, куда поступает обезжиренное молоко, сахар-песок, витамины, растительные масла, солодовый экстракт. Содержимое перемешивается и проверяется на содержание сухих веществ, массовую долю жира. Смесь пропускают через айратор, далее идет процесс гомогенизации и тепловая обработка, стерилизация в потоке и асептический розлив. Если используют стерилизацию в таре, то предварительно проводят расфасовку в бутылочки, которые после стерилизуют при температуре 109-1150С при 15мин.
Молоко стерилизованное витаминизированное Вырабатывают из коровьего молока с содержанием жира 3,2%, проверяют на термоустойчивость по алкогольной пробе.
Схема производства витаминизированного стерилизованного молока. Приемка, очистка молока Нормализация (по жиру) Витаминизация Гомогенизация (Р=17-20МПа, 75-800С) Предварительная тепловая обработка 1350С 4-5сек.в потоке Охлаждение (6-8)0С Промежуточное хранение Розлив, упаковка, маркировка Стерилизация в бутылочках Охлаждение Хранение (4-6)0С Витаминные концентраты вносят в смесь перед гомогенизацией, имея дозирующее устройство их можно вносить прямо в поток. Для приготовления концентрата, жирорастворимые витамины вносят в горячее молоко 65-850С, эмульгируют. Срок хранение не более 5суток при отсутствии прямого солнечного света, срок хранение 10дней (в бумажные и комбинированные пакеты).
Стерилизованные смеси «Малютка», «Малыш» Эти стерилизованные жидкие смеси частично приближены к женскому молоку, предназначены для искусственного и смешанного вскармливания от рождения до 3 мес. Детская смесь «Малютка» к молоку и сливкам добавляют солодовый экстракт, декстринмальтозы, сахар-песок, кукурузное масло, вит. А, Д2, Е, С, РР, гр.В, глицерофосфат железа, цитраты натрия и калия, питьевую воду. Детская смесь «Малыш» те же компоненты, но вместо декстринмальтозы добавляют муку для детского и диетического питания (соевая, гречневая, овсяная и тд.) и кукурузный крахмал. Режимы технологического процесса Для обеспечения лучшей створоживаемости смеси «Малютка», в смесь вносят лимоннокислые соли натрия и калия: 0,22%, эти соли используют для повышения термоустойчивости молока. Раствор солей вносят в сырое или пастеризованное молоко перед стерилизацией. Приготовленная рецептурная смесь подается в смесителей насосом-дозатором.
Оперное творчество Б. Сметана. Опера «Проданная невеста». Симфонический цикл «Моя родина». Лубченок Е.В. гр МИ, ЗО Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 года в чешском городе Литомышле. С детства юного музыканта окружали люди передовых, демократических убеждений. Музыкальное развитие Сметаны началось очень рано, шести лет он уже выступал публично как пианист, а в восемь сочинил первую фортепианную пьесу. Его активная музыкально-общественная деятельность началась в Праге, куда он переехал в 1843 году. В 1848 году молодой композитор принял участие в революционном восстании. Под впечатлением этих событий были созданы «Торжественная увертюра», хор «Песня свободы», марш для студенческого и рабочего батальонов. Политическая реакция вынудила Сметану в 1856 году на время покинуть родину. Возвратившись в Прагу в 1861 году, он стал одним из руководителей общества, объединившего художников национально-демократического направления, организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов, руководителем оперного театра, видным музыкальным критиком. В 1874 году Сметану постигло несчастье: он утратил слух. Композитор мужественно перенес удар судьбы, продолжал сочинять и участвовать в общественной жизни. В этот период были созданы комические оперы «Две вдовы» (1874), «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чертова стена» (1882), замечательный цикл из шести программно-симфонических поэм под названием «Моя родина» (1879) и струнный квартет «Из моей жизни» (1876). Последние произведения писались в трудной борьбе с непрерывно прогрессирующей болезнью. Силы постепенно оставляли композитора. Сметана скончался 12 мая 1884 года в Праге. Основоположник чешской оперы. Сметана разработал её жанры — героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию немцев в 13 в.; музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями), лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»), эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа). Симфонический цикл «Моя родина» утвердил классические традиции чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) — демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные легенды и мелодии. Многие камерно-инструментальные произведения носят трагический характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты вокальные произведения, ритмами народных танцев - многие фортепьянные пьесы. Опера «Проданная невеста» «Проданная невеста» комическая опера в трёх действиях на либретто Карела Сабины. Опера считается значительной вехой в развитии чешской музыки. Написана в период 1863—1866 годов, и впервые исполнена 30 мая 1866 года во Временном театре (Prozatímní divadlo) в Праге. Опера не сразу завоевала признание и была переработана и дополнена в течение следующих четырёх лет. Чешская национальная опера до этого времени была представлена лишь некоторыми незначительными, редко исполняемыми произведениями. Эта опера Сметаны была частью его стремления к созданию подлинно национального оперного жанра. Музыкальная обработка Сметаны широко использует традиционные чешские танцевальные формы, такие как полька и фуриант, хотя он в значительной степени избегал прямых цитат из народных песен. Вместе с тем он создал музыку, которая была в точности подобна народной, и, по мнению чехов является в высшей степени чешской по духу. После исполнения в Вене в 1892 году опера получила международное признание. Она была поставлена в Чикаго в 1893 году, в Лондоне в 1895 году и в Нью-Йорке в 1909 году, впоследствии становится первой и на протяжении многих лет единственной чешской оперой в мировом репертуаре. Многие из этих ранних международных выступлений были на немецком языке под названием Die verkaufte Braut, а версия на немецком языке продолжает играться и записываться. Немецкий фильм-опера был сделан в 1932 году Максом Офюльсом.
Симфонический цикл «Моя родина». Новой вершиной творчества Сметаны является цикл симфонических поэм «Моя родина». Автор соединил в ней прошлое с настоящим и будущим, возродил славу чешских преданий и историй, красоту природы и жизни человека в ней. «Моя Родина» (чеш. Má Vlast) ― цикл из шести симфонических поэм, написанный Бедржихом Сметаной в 1874―1879 годах. В цикл входят поэмы «Вышеград» (чеш. Vyšehrad), «Влтава» (Vltava, также известная под немецким названием Moldau), «Шарка» (Šárka), «В чешских лугах и лесах» (Z českých luhů a hájů), «Табор» (Tábor) и «Бланик» (Blaník). В «Моей Родине» Сметана объединяет форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Каждая из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии. Симфоническая поэма «Вышеград» создавалась в сентябре―ноябре 1874 года и была впервые исполнена 14 марта 1875. Она посвящена одноимённому замку в Праге ― одной из древнейших достопримечательностей Чехии. Поэма открывается звуками арф, символизирующими легендарного народного певца Лумира. Проводятся мотивы, появляющиеся в дальнейшем в других частях цикла, так, мотив B―Es―D―B, символизирующий замок, звучит во «Влтаве» и «Бланике». «Влтава» была написана в ноябре ― декабре 1874 года и впервые исполнена 4 апреля 1875. Композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн ― охоту в лесу на её берегах, ритм весёлой польки ― крестьянскую свадьбу, тихая мелодия у скрипок на фоне «переливов» деревянных духовых ― ночные хороводы русалок, мощные аккорды всего оркестра ― пороги Святого Иоанна. Звучит мотив Вышеграда из первой поэмы. Во «Влтаве» несколько раз звучит мотив, основанный на народной итальянской песне «La Mantovana». В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. Позднее эта же мелодия легла в основу гимна Израиля ― «Атиква». В основу поэмы «Шарка», оконченной 20 февраля 1875 года, легла народная чешская легенда о воительнице Шарке. Поэма «В лесах и лугах Богемии» была оконченная 18 октября 1875 года и впервые исполненная 10 декабря 1878, не имеет в своей основе какого-либо сюжета, а описывает красоту чешской природы. Поэма «Табор» была окончена 13 декабря 1878 года и впервые исполнена 4 января 1880. Она названа в честь южного чешского города Табор, основанного гуситами и служившего их ставкой во время Гуситских войн. Главная тема этого произведения заимствована из гуситского боевого гимна. Завершённая 9 марта 1879 и впервые исполненная 4 января 1880, в один день с «Табором», эта поэма названа в честь горы Бланик. Чешская легенда гласит, что внутри этой горы спит армия воинов под руководством Вацлава Святого, которая проснётся и придёт на помощь в самые тяжёлые времена для страны. Завершающая часть цикла, поэма «Бланик» объединяет мотивы предыдущих частей: вновь звучит гуситский гимн из «Табора», а в конце появляется мотив Вышеграда из первой части, образуя «арку», охватывающую весь цикл. Поэма «Моя Родина» в критические моменты жизни народа также сыграла свою незаменимую роль, духовно объединяла чехов и усиливала их волю к сопротивлению. Большую часть цикла Сметана написал после того, как оглох в 1874 году. Он скрылся в лесной сторожке своего тестя-егеря, где и доживал свою жизнь. И вопреки всему, в абсолютной глухоте, которая стала его уделом в последние 10 лет жизни, он создавал лучшие свои произведения.
|