Студопедия — ПЕРВЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРВЫЕ МУЗЕИ РОССИИ






 

Т.....

Коллекционная деятельность Петра I и его ближайшего окружения создавала условия для появления первых музеев. На основе петровской коллекции в 1714 г. была создана Петербург­ская кунсткамера. Она явилась первым в России естественно­научным, историческим и художественным музеем публичного* типа. Работа Кунсткамеры закладывала основы музейной ра­боты последующего времени. В отличие от аналогичных евро­пейских музеев, имевших представительские функции, она была научно-просветительным учреждением.

В 1714 г. коллекции Петра I были перевезены из Москвы в Петербург и первоначально размещены в его Летнем двор­це. Кунсткамера стала первым музеем России, имевшим спе­циальное здание. В 1719 г. ее первая публичная экспозиция раз­местилась в доме опального боярина А. Кикина — «Кикиных палатах». По мере ее расширения потребовалось новое здание, выстроенное на Васильевском острове. В нем экспозиция от­крылась в 1728 г. Формирование коллекций шло на основе покупок уже готовых, в том числе и европейских, коллекций, пожертвований, результатов научных экспедиций. Петр I нео­днократно издавал именные указы, направленные на попол­нение кунсткамерских фондов. Особенно хорошо известен его

указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необык­новенных вещей», согласно которому необходимо было дос-гавлять в Кунсткамеру «все, что зело старо и необыкновенно». Поступавшие предметы разбирались, систематизировались, на чих составлялись реестры, они хранились в специальных по­мещениях в шкафах и на полках. На их основе формировались тервые экспозиции. В 1724 г. Кунсткамера была передана со­здающейся Российской академии наук. Тем самым изучение;е музейных предметов было поставлено на уровень академи-шской науки. В свою очередь Кунсткамера получила возмож-4ость пополнять свои фонды за счет академических экспеди­ций. Таким образом, был осуществлен первый опыт создания т основе музея научно-исследовательского учреждения.

Музейными публикациями становились экспозиции. Кунст-самера состояла из Кунсткамеры с физическим кабинетом, 1атуркамеры с анатомическим театром, Мюнцкабинета, Им-шраторского кабинета. Кунсткамера знакомила с этнографи-[ескими собраниями России и других стран. В ее физичес-:ом кабинете можно было ознакомиться с системой миро-дания. Здесь же находился знаменитый Готторпский глобус, шешняя сфера которого давала представление о земной по-юрхности, а внутренняя о небесной сфере. В Натуркамере депонировались систематизированные образцы мира живой фироды. Ее минералогический кабинет, выделившийся; 1716 г., стал основой современного Минералогического му-ея АН имени А.Е. Ферсмана. В основе Анатомического те-тра находилась известная в то время коллекция европейс-:огр анатома Ф. Рюйша, привезенная Петром I из своей ев-юпейской поездки 1716—1717 гг. Анатомический театр стал [редшественником современного Музея антропологии и эт-юграфии АН имени Петра Великого. Мюнцкабинет знако-[ил с коллекциями монет и медалей, расположенных в шка-)ах и витринах по хронологическому и страноведческому ринципам. Императорский кабинет, особенно после смер-и Петра I, превратился в его мемориальный музей. В нем аходилась «восковая персона» самого Петра I, при которой асполагались его мемориальные вещи, ныне находящиеся Эрмитаже. Кроме подлинных вещей в экспозициях широ-о использовались макеты и модели. Дополнением к экспо-иции являлась библиотека. Экспозиция определяла прин-

ципы, ставшие впоследствии обязательными для российских музеев, — научность, систематизация, занимательность и общедоступность.

Кунсткамера проводила большую просветительную работу. Еще в 1724 г. в 10-м томе парижского издания Б. де Монфоко-на «Древности, объясненные в рисунках» были опубликованы предметы из ее собрания. Впоследствии, в 1740-х гг., выходи­ли каталоги и путеводители по Кунсткамере. Особое внима­ние уделялось работе с посетителями. Вход был бесплатный. По указанию Петра I посетителей необходимо было «допускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Так начиналось экс­курсионное обслуживание посетителей музея. Популярность Кунсткамеры была настолько велика, что приходилось регу­лировать посещения при помощи бесплатных билетов. До на­чала XIX века Петровская кунсткамера работала как единое це­лое. Однако ее собрание, постоянно пополняясь, не могло уже разместиться в одном помещении. Это вызвало необходимость ее разукрупнения. В 1830-х гг. единая Кунсткамера распалась на академические музеи, ряд которых действует до сих пор.

К петровскому времени относится также зарождение воен­но-исторических музеев. В1703 г. Петр I основал Цейхгауз толь­ко что заложенной Петропавловской крепости. В 1775 г. на его основе был открыт в здании Старого арсенала Достопамятный зал, посвященный истории русского оружия. Впоследствии из него вырос Артиллерийский музей. В 1963 и 1965 гг. он был объединен сЦентральным историческим военно-инженерским музеем и с Музеем истории войск связи. В результате образо­вался Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. В нем хранятся военно-исторические памятники начиная с XVII в. К началу XVIII в. восходит исто­рия и Тульского музея оружия, коллекция которого начала складываться с 1724 г. при Тульском оружейном заводе. В 1775 г. на ее основе была открыта заводская палата редкого и образцового оружия. До 1920 г. музей существовал как за­крытое учреждение при заводе. Сегодня это публичный музей, знакомящий с историей отечественного стрелкового оружия.

Одной из особенностей музейного развития в XVIII в. являлось создание при императорских дворах Европы пред­ставительских картинных галерей и художественных музеев. Елизавета Петровна попробовала создать нечто подобное

в Царскосельском и других дворцах, однако ни Китайская зала Царскосельского дворца, ни коллекция Картинного зала Екатерининского дворца не могли заменить такие картин­ные галереи, которые существовали в Европе. Задачу созда­ния художественного собрания европейского уровня взяла на себя Екатерина II, продолжательница дел Петра I. Поиски картинных собраний в Европе завершились приобретением в 1763 г. коллекции берлинского купца и промышленника И. Гоцковского. В 1764 г. картины прибыли в Петербург и были размещены в Зимнем дворце. Это считается началом всемирно известного музея Эрмитаж. Екатерина II посылала в Европу своих представителей, присутствовавших на всех аукционах. Благодаря им, а также участию в приобретении коллекций европейских просветителей, таких как Д. Дидро, Вольтер, Ф. Гримм, эрмитажная коллекция пополнялась за счет европейских коллекций. В результате за первые десять лет число картин достигло 2080. Кроме них покупались и другие художественные коллекции. Среди прочих была и любимая Екатериной II коллекция резных драгоценных кам­ней, в которую входило до 10 000 предметов. Собрание уже не помещалось в одном здании. Началось строительство сначала Малого, затем Большого Эрмитажа. Подводя итоги своей собирательской деятельности, Екатерина II писала: «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книга­ми и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного, заполня­ющего две большие залы» (Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. — Л. 1985. С. 91). Если учесть, что картин было около 4000, да еще до 7000 рисунков и око­ло 80 000 гравюр, становится понятно, почему Эрмитаж уже в то время стал одним из самых представительных собраний Европы. Недостатками его, в музейном отношении, были бес­системность собраний, определявшаяся покупкой готовых коллекций, непродуманное размещение экспонатов, шпалер­ная развеска картин, плохое освещение, отсутствие экспози­ционного пространства» Это, однако, не волновало Екатери­ну II, бывшую единоличной владелицей сокровищ и пускав­шую в Эрмитаж для ознакомления с ними только избранных. Особой милостью пользовались профессора и ученики Ака-

демии художеств, периодически копировавшие в учебных це­лях шедевры мировой живописи. Только в 1866 г. в Эрмитаж был открыт свободный доступ. Он стал публичным музеем.

Развитие образования вызвало появление в середине и вто­рой половине XVIII в. учебных музеев. В 1755 г. в только что созданном Московском университете открылась «Камора на­туральных и куриозных вещей» — прообраз будущих универ­ситетских музеев. В 1758 г. меценат и общественный деятель, президент Академии художеств И.И. Шувалов пожертвовал в нее около 60 картин из своего собрания европейских мастеров.

Так была заложена основа музея Академии художеств, пред­назначенного первоначально для обучения студентов. Музей постоянно пополнялся путем дарений и покупок. Впоследствии в него стали поступать работы воспитанников академии. Се­годня это научно-исследовательский музей Академии худо­жеств.

По мере развития учебных заведений они организовывали в учебных целях свои музеи. В 1770—1780-е гг. появились гор­ный музей Петербургского горного института, минералогичес­кая коллекция Петербургской учительской семинарии, впос­ледствии Минералогический музей Петербургского универси­тета, кабинет натуральной истории Московского университета. Будучи учебными, они были закрыты для посетителей. Еще один музей возник в основанном в 1765 г. Императорском Воль­ном экономическом обществе к поощрению в России земле­делия и домостроительства. Распространяя в России сельскохо­зяйственные знания, проводя сельскохозяйственные выставки, занимаясь вопросами общего образования, общество в 1770 г. открыло Модель-камеру, в которой находились сельскохо­зяйственные модели, машины и механизмы. Модель-камера дол­жна была знакомить с культурным ведением хозяйства. В 1802 г. она открылась для публики. Ныне на ее основе работает Пе­тербургский сельскохозяйственный музей.

Распространение знаний в России вело к изучению мест­ного края, зарождению краеведения, местных, краевых музе­ев. Первенцем среди них стал основанный в 1782 г. по иници­ативе местного губернатора Ф.Н. Клички Иркутский музей. Его основу составили зоологические и минералогические коллек­ции, модели машин, физические и математические инструмен­ты, различные редкости. Целью музея было собирание есте-

ственно-исторических и этнографических материалов, отра­жающих жизнь местного края. Работая в условиях безденежья, без широкой поддержки общества, музей приходил в упадок. Возрождение его произошло в 1854 г., когда он перешел в ве­дение Восточно-Сибирского отдела Русского географическо­го общества. Ныне это Иркутский областной краеведческий музей — старейший краеведческий музей России.

Вопросы и задания

1. Определите условия развития музеев в XVIII в. Какие разновид­ности музеев появились в России в это время? Как влияли на раз­витие российских музеев связи России с европейскими странами? Что было в них самобытного, российского?

2. Что представлял собой первый музей России — Кунсткамера Петра I? Какое влияние он оказал на последующее развитие му­зеев?

3. Почему при Екатерине II был создан Эрмитаж — первый художест­венный музей России? Какое влияние он оказал на последующее развитие художественных музеев?

4. В связи с чем в России XVIII в. стали появляться первые провинци­альные музеи? Определите условия их зарождения и развития.

5. Продолжите составление таблицы «Музеи России. История раз­вития».

5.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 2923. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия