Студопедия — ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ИНФУЗОРИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ИНФУЗОРИЙ






Сергий Лёвочкин

"На фоне Шахрая Караулов личность,

на фоне Невзорова - одноклеточное"

(газета "День")

"Все воруют и все врут."

(Влад Крапивин)

Врать нехорошо. Тем более врать под присягой. Это знают все чуть ли не с рождения. И в то же время почему-то почти все врут. Вранье стало чуть ли не нормой современного образа жизни, врать в современном мире вообще считается в порядке вещей. Не знаю, как другие, но лично я не встречал таких людей, которые ни разу в жизни не соврали или не обманули. Что поделать, таковы реалии нынешнего человеческого общества...

Почему люди врут? Ответ простой: потому что не хотят говорить правду. И это чисто по человечески ещё можно понять. Разные у человека могут быть к тому причины.

Но почему тогда сейчас люди сталь врать так нагло и безцеремонно, да ещё и в таких вселенских масштабах? Почему врет правительство, почему врут чиновники, почему ни одна избирательная кампания никогда не обходится без лжи, клеветы и фальсификаций?.. Почему, в конце концов, вся наша жизнь насквозь пропитана ложью и фальшью?.. А вот на эти вопросы ответить уже намного сложней... Да и так ли нужен ответ?..

Человек изначально рождается правдивым, однако выросший в обществе, живущем по законам лжи и подлости, воспитанный на фальши и неискренности, такой человек уже не может не врать... Когда врет государство, когда правительство цинично обманывает и обворовывает народ, когда арестовывают невиновных, а суды выносят заведомо клеветнические приговоры наивно ждать от рядовых граждан правдивости и честности. В такой обстановке вранье не просто вплетается в жизнь современного общества, а становится неотъемлемой счастью и жизни и общества.

Хотя, вообще-то, вранье вранью рознь. Лживые мысли, лживые слова, лживые поступки, лживая жизнь... Важно не только и не столько говорить правду, сколько жить правдиво и искренне. "Жить не по лжи" - как призывает нас Солженицын.

Мы же сплошь и рядом об этом забываем. Печально видеть, как иные, до основания разложившиеся горе-руководители в борьбе за изначально лживые принципы и идеалы с дотошностью Шерлок Холмсов пытаются уличить своих подчиненных в каком-нибудь формальном и мелком, забывая при этом, что сами они при этом насквозь пропитаны ложью. И как рьяно подвывает таким барбосам стройный хор безмозглых, но голосистых шавок-подчиненных, как облаивает эта бешеная свора своего бывшего товарища, надеясь получить кусок пожирнее с барского стола.

* * *

Об одном подобном случае поведал нам Влад Крапивин со страниц своей лирической новеллы "Штурман Коноплев". Сюжет на первый взгляд до банальности прост: в некоей абстрактной "пионерской флотилии" (почему-то очень сильно похожей на наше современное общество) некий "штурман" (точнее, даже какой-то полуштурман-полубарабанщик - понапридумывали тут всяких идиотских должностей. Хорошо хоть что не "Начальник умывальников"!) Сергей Коноплев совершил два Страшных Преступления: немножко подрисовал портрет одного дрянного типчика, превратив тем самым его (портрет) в ядовитую и, как я понял, совершенно справедливую карикатуру. А во-вторых не только не признался на разборке у Начальника в своем "Чудовищном Проступке" (ну какой же дурак признается в такой ерундовой мелочи!), но и даже (о ужас!!) даже соврал под Присягой, кощунственно надругавшись тем самым над моральными устоями всей флотилии (хотя в этой "флотилии" подобные клятвопреступления были самым обычным делом). Однако благодаря "бдительности и самоотверженности" одного из матросов флотилии (в понимании нормальных людей - стукача, сексота и доносчика) Коноплев был своевременно разоблачен в обоих злодеяниях, осужден, лишен всех званий, наград и должностей и разжалован, так сказать, в рядовые... А потом, совершив "Героический Подвиг", он был обратно восстановлен во всех своих прежних правах и заслугах. Добрая сказка со счастливым концом?..

На самом деле все обстоит совсем иначе. И Сергей Коноплев - единственный от начала и до конца порядочный человек во всей этой мерзопакостной истории, чего не скажешь о других персонажах.

И даже с самых предвзятых позиций Коноплеву можно дать только положительную характеристику. По словам Крапивина, он высококлассный специалист-штурман, один из лучших, если не самый лучший барабанщик флотилии (в понятия "барабан" и "барабанщик" Крапивин вкладывает свой, особый мистический смысл), самоотверженный труженик, хороший товарищ ("такой, который не подведет...").

Ну в общем прямо горит человек на работе, хотя работа в этой флотилии, мягко выражаясь "не бей лежачего". Значит, тем более, Слава ему и Почет!

Есть у Коноплева и чисто человеческие качества. Например, он отпустил (в нарушение Устава) с дежурства своего помощника Стрельцова, хотя прекрасно понимал, что, если кто узнает, то ему, Коноплеву за это влетит от начальства. Просто так отпустил, по доброте душевной (потом мы увидим, как Стрельцов "отблагодарил" Коноплева за этот поступок.). Сразу видно что такой человек как Коноплев принципиально не может быть ни подлецом, ни жмотом, ни единоличником.

Да и оба его "преступления" носят, так сказать, формальный характер (не говоря о том что не несут в себе никакой общественной опасности). Ведь Коноплев нарушил только букву, но никак не дух закона. Впрочем для формалистов и бюрократов буква всегда превыше духа. Ведь эти облезлые канцелярские крысы всегда готовы отдать под суд любого человека за любое нарушение любых инструкций.

Но даже на суде (точнее, на судилище) подсудимый Коноплев смотрится как единственный Настоящий Человек, возне ног которого копошится какая-то злобная масса отвратно-ничтожных инфузорий-обвинителей. Или истеричная свора визгливо тявкающих вокруг слона облезлых мосек, каждая из которых норовит укусить почувствительнее... Ну что поделать, толпа сереньких бездарных людишек всегда ненавидит Настоящего Человека и мечтает при первой же возможности втоптать его лицом в грязь.

Коноплев на этом "суде" сидит с опущенной головой - кажется что он всю свою вину осознал и готов раскаяться. Вот сейчас он встанет и скажет что-то вроде: "Граждане судьи!.. Я больше не буду... Дайте пожалуйста поменьше...". Но не встает, не защищается и не оправдывается...

Чего это он так странно себя ведет?..

Это не он, это мы... Делаем не совсем правильные выводы. А он... Каяться и оправдываться можно тогда, когда виноват, когда понимаешь и осознаешь свою вину, иначе это будет просто дешовый спектакль в захудалом балагане. А Коноплев - не артист (тем более не клоун!) и виноватым себя не считает. Он думает, он размышляет о многом... И похоже на этом абсурдно-бредовом судилище до него наконец доходит одна простая мысль, что виноват не он, а в лучшем случае сами "доблестные обвинители"...

Да, он соврал, соврал под присягой, но по какому, простите, ничтожнейшему вопросу, И умный человек Коноплев в состоянии просчитать возможные последствия своего проступка. Вранье-то ведь относительно безвредное! (И уж тем более никому не может принести никакого вреда несанкционированное редактирование чужих портретов).

А бывшие его товарищи?.. Одурманенные насквозь лживыми идеологиями и моралями, они готовы признать его хоть кем угодно, хоть самым страшным врагом, бандитом, предателем, заклеймить и растерзать на месте хоть сию минуту. И совсем не потому что сами видят в нем преступника (как раз наоборот, большинство-то как раз солидарны с Коноплевым!), а только потому что этого требует начальство. И более того, любой из этих доморощенных обвинителей всегда готов немедленно заклеймить и растерзать любого по первому требованию "любимых начальников"...

Нет, это даже уже не сталинизм, а какая-то дикая оголтелая полпотовщина. Трудно просто поверить что можно вот так опустить разумных людей даже не до животного, до какого-то примитивно-одноклеточного уровня.

Значит можно! И Коноплев смотрит вниз совсем не потому, что ему якобы стыдно (как кажется "судьям" и "обвинителям"). Просто он таким способом рассматривает копошащуюся возле его ног стайку злобных ядовитых одноклеточных. Внимательно рассматривает и делает выводы...

Очевидно что в этот момент на этом мерзком судилище встает непробиваемая прозрачная стена между Коноплевым и всеми остальными, находящимися в этом зальчике. Существа, вся показушная жизнь которых изначально лжива, не имеют морального права обвинять кого-либо во лжи. Прекрасно понимающий такие вещи Коноплев намертво отгораживается от этого насквозь фальшивого и лживого мира прозрачной стенкой. Ему теперь абсолютно все равно, что будут думать о нем и что попытаются предпринять против него эти ничтожные, но пакостные инфузории. Они за стеклянной перегородкой, они как бы в аквариуме. И бывший штурман Коноплев изучает их, разглядывая их через бронированное стекло. Ему можно, он теперь посторонний.

* * *

А видит он многое. Вот, например, его бывшие начальники и идейные вдохновители... В новелле изображены всего два таких "начальника", но и этого за глаза хватает, что бы составить себе представление об их уровне и методах руководства этой, с позволения сказать "флотилией".

"Самый Главный Начальник", Валерий Стронский - высокомерный бездушный наглец, трус и перестраховщик. Махровый бюрократ, каких свет не видывал и в то же время самый рьяный (на словах естественно) борец с бюрократией и формализмом. Несмотря на обилие заслуг, чинов и почетных званий, этот ничтожнейший сам по себе человечек абсолютно глуп и туп! Весь его примитивный образ мышления запросто можно выразить одной простой фразой: "как бы чего не вышло...". Таких, с позволения сказать, "людей" никогда не интересует ничего, кроме личного благосостояния и скорости продвижения вверх по служебной лестнице. Все живое человеческое, что было (если было), давно уже отмерло в нем за ненадобностью. Не лицо, а какая-то застывшая безжизненная казенная маска. Да и сам он весь изнутри доверху набит параграфами казенных инструкций и наставлений. Так что для мозгов (даже самых примитивных) просто места не осталось.

Да и не беда что он безмозглый. Зато "правильный человек"!

"Правильно" живущий, старательно выполняющий все мельчайшие пунктики любых, даже откровенно глупых и лживых, но "высочайше утвержденных" идеологических инструкций и безжалостно требующий того же от своих подчиненных. Старательный, пунктуальный, бездумно-исполнительный, но не отличающий добро от зла такой человек чудовищно опасен. Такой человек страшен! Да он же пустой внутри, черт возьми, неужели непонятно?!! Кукла-робот с заранее вложенной в него идеологической программой. ОН - один из "ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ"! (с десятью-пятнадцатью единицами интеллекта).

Как есть самый натуральный гнилой трухлявый пень времен брежневского застоя с корнями, уходящими в дремучее прошлое кровавого сталинизма. И этого замшелого дубового чурбана кто-то старательно отчистил, покрасил свеженькой белой красочкой и снова водрузил на постамент в качестве очередного "Свадебного Генерала".

Человекоподобное существо, живущее напоказ. Такой вот ископаемый динозавр бюрократического тоталитаризма самодержавно правит "детской флотилией". И неудивительно, что по такому ничтожному поводу, как подрисованный портрет (неважно, что портрет не его, это же ведь вопиющее нарушение Высшего Порядка!) этот титулованный ишак устраивает такое грандиозное судилище и и требует от каждого показать под присягой, что, дескать не он подрисовывал эту картинку. И не беда что присяга отдается так неторжественно и примитивно, все дело в том, что этому полусонному бюрократу просто лень устраивать церемонию полностью. Он бы конечно заставил бы каждого клясться перед Знаменем, в парадной форме, стоя на коленях произносить торжественные слова присяги, если бы не засыпал от безделья на своем троне и не строил бы из себя сверхзанятого руководителя (как же, он о-очень бо-ольшой Начальник, ему некогда, у него важные государственные дела...). Вот если бы на этом судилище присутствовали более высокие начальники, или даже хотя бы просто зрители с улицы, он бы тогда им устроил бы полноценный спектакль на десять "Оскаров" (с присягой, со Знаменем, с гневными обличительными речами...). Театр предназначен для зрителей. А перед своими артистами чего зря представление устраивать?..

Да и вообще, вся внутренняя жизнь этой, с позволения сказать, "флотилии" под руководством куклы-манекена Стронского сильно напоминает давно всем надоевшую бесконечную пьеску в театре абсурда, которую на пыльной сцене бубнят по бумажке себе под нос усталые актеры. А зрителей нет, зрители давно разбежались...

Да что там какая-то флотилия, вся наша жизнь - сплошной театр абсурда! Вот только хотелось бы знать, кто главный режиссер и где он прячется?..

Если бы манекен-артист Стронский знал это, возможно что-то и изменилось бы. Но вся суть в том что он не только не хочет знать больше, чем ему "положено" по роли. Просто он, робот, не запрограммирован думать о подобных вещах. Он артист. И он играет. Пусть бездарно, но старательно играет главную роль в неизвестно кем придуманной пьесе.

Свою роль Стронский вызубрил наизусть и тщательно отрепетировал, но больше, чем положено по тексту, он не знает. И потому, когда случаются внештатные отступления от пьесы, бездарный актер Стронский превращается в дурака Стронского. Он растерянно стоит посреди сцены и тупо смотрит на других актеров, как баран на новые ворота ("Что делать?.. Что делать?!). И все нормальные люди с незашоренными глазами ясно видят, какой он на самом деле смешной и жалкий, этот говорящий манекен Стронский, не умеющий самостоятельно принимать даже мало-мальски ответственные решения.

Беда в том, что это видит один Коноплев.

* * *

Другой начальник. Рангом пониже. Некто Сергей Семенов (Прошу отметить одинаковое с Коноплевым имя. Это не случайное совпадение!).Тут и регалий поменьше и человек совершенно другой. Наглый, жестокий и грубый, похожий своими манерами на сорвавшегося с цепи сторожевого пса.

А он вобще-то и есть сторожевой пес, преданно охраняющий своими клыками лживые принципы хозяина Стронского. Любитель во всем и со всеми "конкретно разобраться" и, в то же время, считающий любые непонятные ему поступки глупостью. Самый вроде бы, казалось бы обычный "дядька-воспитатель" из третьеразрядного детдом, да еще с повадками узколобого ресторанного вышибалы...

Кто же он такой на самом деле, младший командир Семенов? Деспот для подчиненных и подхалим у начальства с одной стороны. А с другой?.. Ведь если по-настоящему разобраться (а не так как он с подчиненными), то жестокий и злой Семенов во многом человечнее бездушного Стронского. Тот не злой и не добрый, тот вообще никакой. Роботы и манекены не испытывают ни чувств, ни эмоций. А Семенов - полноценное живое существо, которое своей грубостью прикрывает откровенную растерянность и недоумение. Семенов старается обругать, заклеймить, назвать "глупым" все непонятное ему. "Дескать, это глупое, плохое, этого вообще не должно быть, а значит незачем об этом думать, надо только облаивать...)

Можно запретить все что угодно, но ведь думать самому себе никак не запретишь. И от своих сомнений тоже не уйдешь, не убежишь, не спрячешься. Тем более что Семенов не такой зашоренный дурак, как его подчиненные (хотя перед Стронским все время пытается выдать себя за идиота)...

Неглупый человекопес Семенов отчасти понимает, что делает что-то не то и не так, однако в панике шарахается от изредка приходящих к нему здравых мыслей, а вместо того что бы разобраться в себе, конкретно разбирается с подчиненными. И в то же время он наедине с собой постоянно мучается вопросом: "Как быть?.. Что делать?..). А сделать-то нужно всего-то немного: принципиально отречься раз и навсегда от лживой псевдоморали, от неизвестно кем навязанных фальшивых жизненных принципов.

Дальше, как говорится, по обстоятельствам: разбить на мелкие кусочки куклу-манекена Стронского, отключить компьютеры, сорвать с глаз шоры, сжечь в огне листочки с ролями и тексты пьес... В конце концов окончательно уничтожить иго роботов-манекенов (ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ) и жить нормальной жизнью свободных людей. Однако прежде чем воевать с ТЕМИ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ (и всеми прочими формами духовного паразитизма) нужно выиграть войну с самим собой, с заложенными в тебя лживыми понятиями и принципами... А вот такую-то войну Семенов вести просто не способен. Он скорее будет мучиться сомнениями до самой смерти, чем когда-нибудь попытается разобраться в себе.

К тому же Семенов, хотя и постоянно лакействует перед Стронским, делает это вовсе не ради служебной карьеры или каких-то личных выгод. Семенов - безсеребренник. Просто он рвется в бой за неправое дело, стремится быть лучшим (на самом деле - худшим) что бы забыться, уйти с головой в работу от постоянно грызущих душу сомнительных мыслей. Знаем мы таких семеновых... Семенов, как бы по-своему, воюет с собой, но в этой войне он избрал изначально неправедную сторону, то есть при поддержке лживого мира он воюет со своей изначальной правдивой сущностью. И, возможно, когда-нибудь ему придется испытать горечь поражения...

Какой бы в конце концов ни был Семенов, но в его поведении проскальзывают сквозь маску грубости и хамства отдельные элементы человечности. Он в какой-то мере любит своих дураков-подчиненных, сочувствует им и пытается помочь (пусть иногда глупо и неуклюже, но искренне) в трудных ситуациях. Даже на этом идиотском судилище-спектакле он, Семенов, который по логике вещей должен быть одним из главных обвинителей, чувствует себя явно не в своей тарелке. Семенову хочется поскорее закончить этот дурацкий "суд" и уйти куда-нибудь, убежать с глаз подальше (с собственных глаз, между прочим!). Ведь где-то в глубине души он все-таки понимает что не они судят Коноплева - здесь в этом зале на этом суде Жизнь и Правда судят по Законам Справедливости их, Семенова со Стронским и ту лживую систему, в которой они существуют... Пусть Коноплев будет уличен в случайно слетевшей с языка лжи, разжалован и осужден.., но что тогда делать с той ложью, которая до краев переполняет сердца и души большинства "обвинителей", куда деть ту неискренность и фальшь, пропитавшие едким липучим, застилающим глаза туманом судебный зал, город, всю нашу жизнь?..

Семенов один из тех немногих, а скорее всего единственный среди этого гадкого сборища, кто видит в молчании Коноплева не стыдливое раскаяние, а упрек, или может даже обвинение: "Люди! До чего вы докатились... Посмотрите вглубь себя, неужели вам не противно жить на этом свете?.. ".

* * *

Толпа ничтожеств, приглашенная в "суд" для массовки и подтявкивания, вызывает смешанное чувство жалости и брезгливого отвращения. Если не все, то большинство из этих существ - уже готовые моральные уроды, у которых напрочь отсутствует не только собственное мнение, но и даже всякая способность самостоятельно мыслить. Хотя, честно говоря чего большего можно ожидать от примитивных животных...

В серой толпе бесполезно искать яркую личность, её там не было, нет и никогда не будет. Толпа есть аморфная масса, состоящая из большого количества примитивных одноклеточных существ, и не более того. Так сказать, своеобразная сверхинфузория, или сверхамеба очень больших размеров. Ведь как сказал сам же Влад Крапивин (в романе "Колыбельная Для Брата"), "рост линейной величины сам по себе не есть показатель роста качества". Если, к примеру, собрать воедино тысячу дураков, из них никак не получится гений, даже вообще нормальный умный человек, а будет просто сумасшедший дом.

Так же и здесь, тридцать девять серых ничтожеств образуют не суд, не собрание, а какое-то мерзкое грязное болото с противно квакающими лягушками. И в этой болотной грязи всякие стронские и иже с ними стараются утопить, или хотя бы перепачкать с ног до головы Коноплева... Толпа сама по себе инертна и аморфна. Но толпа, руководимая мерзавцами, или хуже того, бездушными манекенами, намного опаснее и тех и других вместе взятых. И в первую очередь жертвами такой надрессированной толпы становятся умные, честные и талантливые люди. Почему-то серые ничтожества ненавидят гениев какой-то особой, безсмысленно-звериной ненавистью. Может быть потому что завидуют?

И в то же время эта серая толпа не такая уж безликая. Даже инфузории чем-то отличаются друг от друга. Крапивин показал нам крупным планом несколько отдельных составляющих этой травящей Коноплева толпы. Посмотрим, что они из себя представляют.

Мишка Данько. Услужливый льстец и подхалим, который постоянно смотрит начальству в рот пустыми, но преданными глазами: "чего прикажете-с?, чего изволите-с?". С готовностью кидается вперед всех исполнять любое приказание, даже если боится, или не умеет. Уметь для него не главное: главное - делать вид и выслуживаться (в чем, собственно говоря, Данько и преуспел). Первейший болтун, показушник и очковтиратель во всей флотилии. Хотя чему здесь удивляться, ведь Данько это Стронский в миниатюре - такой же бесчувственный манекен-оболочка с заложенной в него компьютерной программой (правда программка-то в данном случае очень уж дрянная). Неудивительно, что роботенок Данько - верный ученик и логический последователь робота Стронского. Правда с той лишь разницей, что когда Стронского наконец скинут с трона (С-трон-ского с трона - очень оригинально!), то этот самый "верный Мишенька" виляя хвостом, вприпрыжку побежит вылизывать сапоги новым хозяевам. Так уж он запрограммирован.

Валерка Садовский. Более-менее честный, но жутко трусливый (даже на портрете стоит, втянув голову в плечи). Понимает, пусть правда не до конца, абсурдность этого дурацкого "судебного процесса", однако боясь обвинения в соучастии или в пособничестве, выступает осень осторожно тщательно подбирая слова. Возможно, когда-нибудь он и осмелится публично сказать все что думает. А пока нет, пока он боится открыто встать на защиту Коноплева (с которым во многом согласен). Садовский скорее будет мужественно терпеть любую, даже самую гнусную несправедливость, чем будет выступать против начальства. И именно такой сейчас, к сожалению, почти весь русский народ...

Ольга Сватова. Наглая крикливая баба с куриными мозгами, которой место разве что на деревенском базаре за прилавком или кондуктором в дрянном трамвае, но уж никак не на суде. Обычно сначала говорит, а потом думает, хотя в общем-то надо бы наоборот. Да и вся сорочья трескотня этой полоумной идиотки преследует одну единственную цель - привлечь внимание находящихся в зале мужчин к её собственной персоне. Что поделаешь, у женщин особая психология.

Юрка Сараев. Ну что тут можно сказать... Высокомерно-заносчивая тряпка, к тому же напрочь лишенная обще каких-либо мозгов. Какое-то гротескно-уродливое воплощение наглости, тупости и амебной примитивности. Такое омерзительное существо вполне заслуживает того, что Коноплев сделал с портретом. Конечно лучше было бы разрисовать саму сараевскую морду, но все равно такую тварь уж ничем не исправишь. Всех этих сараевых надо просто истреблять как тараканов.

Вовка Голосов. Относительно честный, порядочный и более-менее смелый. Барабанщик. Именно он неумело пытается "научным путем" доказать абсурдность всего этого позорного судилища и нелепость выдвинутых против Коноплева обвинений. Мол. разве можно судить человека за нарушение присяги, которая по сути давно превратилась уже в чистейшую формальность и нарушается повсеместно всеми кому не лень, в том числе и большинством "обвинителей"... Однако, его никто не слушает (или делают вид что не слышат). И в довершение всего, как крик души, прямая откровенность ("С ума, что ли вы посходили?!"). Да, посходили, и это видно любому здравомыслящему человеку. Но сумасшедшие всегда считают себя нормальными людьми. И потому крик души превращается в глас вопиющего в пустыне.

Павлик Локтев. Изображен Крапивиным в образе маленького изрядно толстого (сей факт ой как важен!) мальчика с налысо обстриженными волосами. Он хоть и самый маленький на этом гнусном сборище и не такой уж умный, но наиболее смелый и человечный из всех присутствующих. Ангел-хранитель штурмана-диссидента Коноплева. И пусть в тексте ни единым словом не упомянуты волосы и одежда этого жирненького пацаненка, но без труда можно догадаться что на башке тщательно зачищенны оранжевые кудри мальчишеской вольницы, а под казенной форменной рубашкой одета недоступная для стукаческих глаз Зеленая Майка. Ну что поделать, Такой персонаж легло узнаваем в любом обличье на страницах любой крапивинской книги.

Особняком среди этих личностей стоит стукач Владик Стрельцов. Самая грязная, низкая и продажная тварь, какую только можно себе представить. Сверхпримитивное ядовитое одноклеточное во всей своей красе. Совершая свой первый в жизни донос, стрельцов предаёт не только своего друга и покровителя (настоящий Иуда!), он и себя предаёт, свою человеческую жизнь, тает буквально на глазах нормальных людей, превращаясь в микроскопического размера инфузорию.

А ведь нечто похожее уже когда-то было. Давным-давно, почти две тысячи лет назад. И теперь опять повторилось... Действительно, говоря библейским языком, Иуда Стрельцов продал Иисуса Коноплева роботу-прокуратору Стронскому под радостные вопли толпы ничтожных одноклеточных. Как видим, история повторяется и уже не по первому кругу. Вот только никакой награды на этот раз современный христопродавец почему-то не получил. Какие жадные роботы...

Но ведь предателями и доносчиками не рождаются. Как же все-таки это произошло, как Стрельцов докатился до жизни такой?

А он и не докатывался, он таким был всегда от самого рождения. Просто существовало среди людей некое человекоподобной существо по имени "Владик Стрельцов". Снаружи на вид вроде как самый обычный человек, а на самом деле одна лишь внешняя пустая оболочка от человека. А пустота в современном мире всегда заполняется мусором и отбросами. Вот так и жил себе спокойно этот ходячий мусорный бачок Стрельцов мало чем отличаясь от нормальных людей до того самого собрания. А на собрании сработал какой-то хитроумный датчик и внутри Стрельцова запустилась кем-то когда-то в него засунутая компьютерная программа. И сделал он первый в своей жизни донос... Пока еще испуганно и нерешительно, как бы осознавая последними оставшимися крупицами совести всю подлость и низость своего поступка.

То что ещё оставалось от человека в Стрельцове пыталось бороться с сидящим внутри роботом. Робот победил. Человек Стрельцов навсегда умер для человечества, зато появился на свете иуда Стрельцов. Кто следующий на очереди?..

Стукачей и доносчиков люди ненавидели во все времена. И не только люди. Разве можно назвать случайным совпадением тот факт, что трос для подъема флага вырывается именно из грязных рук (даже не рук, а лап) стукача Стрельцова. Можно конечно попытаться все свалить на сильный ветер, на безответственность самого Стрельцова (безответственный стукач - очень забавно), на все что угодно, но факт остается фактом. Трос выскакивает из лап доносчика Стрельцова и позволяет возвратить себя на место только одному человеку - опальному экс-штурману Коноплеву. А ведь флаг - это символ. Значит жизнь расставила все на свои места. Каждому свое. Каждому по заслугам...

* * *

Вот такие вот существа собрались на этом судилище: роботы, псы, недоумки и инфузории. Среди них только один Коноплев человек (Павлик Локтев не в счет потому что он Ангел!). И именно его, человека, судят здесь эти уродливо-отрицательные персонажи глупых человеконенавистнических сказок. Причем, судят как-то... очень даже странно: все наперебой обвиняют, гавкают, а вот вынести приговор почему-то никто не решается. Стронский растерянно хлопает глазами, Семенов откровенно умывает руки, обвинители, точно страусы, прячут головы в землю. Странно это... Чего же это они испугались?.. Себя? Друг друга? Ответственности? Суда Истории? Того что становятся соучастниками настоящего преступления?..

В конце концов абсурд доходит до предела: вынести приговор поручают... самому подсудимому(!). Да, да, вы не ошиблись, именно штурману Коноплеву было поручено вынести самому себе обвинительный приговор и самому же привести его в исполнение.

(Сразу вспоминается давнишний детский анекдот про участкового Панкова о том что "в будущем люди научатся самоарестовываться". Да только в этой "флотилии" по степени маразматического идиотизма переплюнули даже самого Панкова.)

Да-а.., такого еще не было за всю историю мировой судебной практики. Комментарии, как говорится, излишни... А что же Коноплев? Он с честью выполнил даже такую абсурдную задачу и не "дал поменьше", как поступили бы многие на его месте. Внимательно посмотрев на копошащихся возле его ног одноклеточных, он выносит приговор: лишить себя всех наград, званий, галстука, барабана, разжаловать в рядовые...

Суровый приговор, ничего не скажешь. Однако совсем из "флотилии" он себя не выгоняет. Почему?..

До какого-то момента Сергей Коноплев воспринимал все это дурацкое собрание как какую-то не очень умную игру или дурной сон. Но потом, когда выясняется что все это всерьез и с далеко идущими последствиями, он, пытаясь протереть глаза, срывает с себя шоры и видит... Он ясно и отчетливо видит что находится в каком-то дремучем театре абсурда, что его бывшие друзья - одноклеточные амебы и инфузории, а командир - всего лишь примитивный робот. И потихоньку начинает осознавать что та система, в которой он живет, вся окружающая его атмосфера Насквозь, от начала и до конца пропитана ложью.

Той самой ложью, за которую сейчас пытаются судить его.

Сергей принимает очень смелое и нестандартное решение: штурман Коноплев жертвует своей служебной карьерой ради науки, уступая место ученому Коноплеву. Естествоиспытателю (а по совместительству еще и палеонтологу - сколько ископаемых тварей сохранилось в этой флотилии!), самоотверженно исследующему новый только что открытый вид одноклеточных существ, от которых он предусмотрительно отгородил свою душу прозрачными бронированными стенками.

Если штурман переквалифицировался в микробиолога, то зачем ему тогда все эти галстуки, погоны и знаки различия. И без того забот хватает на новом рабочем месте. А уйти совсем?.. Ну какой-же ученый уйдет от собственного открытия? Его ведь нужно хотя бы досконально изучить.

Есть у штурмана-биолога Коноплева еще одна цель (не забывайте что у него натура хулиганистого мальчишки) - доказать всем этим амебам и инфузориям что он Штурман (а Штурман это тот, кто прокладывает другим путь по жизни), что он самый лучший. Пусть эти существа сами попросят его надеть обратно всё то, что он снял с себя по их прихоти. Лишь бы представился подходящий для этого случай.

Сергей Коноплев по горло занят научной работой в своей новой лаборатории, но время от времени он отрывается от пробирок и микроскопов что бы заглянуть сквозь толстое стекло внутрь аквариума: не случилось ли у бедных букашек чего-нибудь такого страшного, не пора ли приходить им на выручку, совершать "героические поступки"...

* * *

На первый взгляд кажется что Коноплев горько жалеет об утрате всех своих былых привилегий. Ведь у него отобрали (точнее, он сам у себя отобрал) не только погоны, ордена и барабаны, но вед еще и галстук. А галстуку Крапивин придаёт здесь особый символический смысл. В данном случае это вовсе не банальный пионерский галстук, как это может показаться по тексту (Не забывайте читать между строк!), не элемент мужского костюма и даже не шейный платок определенного цвета и размера.

Галстук - это символ. Символ человеческой элиты, показатель чести и доблести, знак принадлежности к высшему привилегированному сословию. Примерно то же самое что раньше для дворянина была шпага. Таким галстуком, как правило, дорожат больше чем жизнью. Лишить человека права на ношение сего предмета - Это значит позорно изгнать его из "высшего сословия" из аристократии в социальные "низы" человеческого общества. А Коноплев, как мы видим, добровольно снимает его с себя сам, отказываясь от многих привилегий и радостей жизни. (Пусть его судили, но приговор-то себе он вынес сам. Тем более что такой суровой кары как раз от него и не требовали.).

Но поступает он так не потому что считает себя "виноватым и недостойным", как того хочется обвинителям (скорее наоборот, галстук недостоин Коноплева), а совершенно по другим причинам. Да, действительно, он какое-то время считал себя в чем-то виноватым, но лишь до того момента, пока не понял, какие поганые и ничтожные существа его окружают. А когда понял... Страшная истина молнией озарила его сознание. В Коноплёве произошло крушение всех его идеалов, всех основ, моральных устоев и идейных принципов прошлой жизни. Он постепенно осознает себя человеком среди инфузорий. Истина настолько дика и неожиданна, что снимать галстук он уходит в тень от слепящего яркого света, надеясь, что что-то прояснится. И, развязывая узел, он отчаянно хлопает глазами, где-то в глубине души всё ещё надеясь, что это какой-то идиотский сон, который вот-вот кончится и опять вернётся привычная жизнь. Но всё-то как раз совсем наоборот! Улетучилась хмельная одурь, закончился кошмарный сон наяву и вот сейчас наступила (пока ешё только для одного Коноплёва) нормальная человеческая жизнь без идеологических шор и лживого тумана. Штурман Коноплёв переквалифицировался в микробиолога.

А галстука ему было действительно жаль. Чисто по человечески. Привык он к нему. И к прошлой своей фальшивой жизни привык, никуда от этого не денешься. Жалко ему, но... Не велика честь для Человека - быть одним из привилегированного сословия одноклеточных. Даже самым лучшим среди них. Он и так намного лучше и выше всех их вместе взятых. Ведь он человек среди инфузорий...

Но они-то к сожалению этого не понимают. А надо что бы поняли. Даже таких, абсолютно выродившихся на одноклеточный уровень существ всегда следует пытаться вернуть обратно в человеческий вид. К тому же человек должен быть снисходительным к примитивным формам жизни (какими бы злобными и противными они ни были бы) и не судить их по себе. Ведь это всё-таки не люди!

Коноплёв придумал хитрый тактический ход: безоговорочно подчиниться идиотскому "суду" одноклеточных (даже наказал себя в их глазах как можно жёстче), самоотстраниться от этого гнусного сборища и наблюдать за ним со стороны. Ждать, сколько потребуется до того момента, когда их примитивная амёбно-инфузорийная жизнь начнёт давать серьёзные сбои. Придти в этот момент им на помощь и сделаться в их глазах "Великим Героем-Спасителем" их дырявого мирка. Ну а дальше спокойно ждать того момента, когда они своими микроскопическими частичками разума наконец осознают все произошедшее и принесут, виляя хвостами (у кого они есть) и выложат у его ног все когда-то сорванные с него рогали.

* * *

Подходящий случай очень быстро представился. Забавный и красноречивый, прямо сказать, случай: однажды утром из кривых поганых лап стукача Стрельцова выскочил трос для поднятия флага на мачту. Выскочил и упал на землю. А мачта высокая-высокая. И флаг теперь не поднять.

Казалось бы, не велика беда... подобные случаи происходят сплошь и рядом. Можно соорудить временный флагшток, например, прикрепить к аварийной мачте длинный шест с флагом, а можно повесить тот же флаг на крыше дома, на дереве, на любом другом высоком месте. Да мало ли что в конце концов можно придумать? Главное ведь все-таки сам Флаг, его наличие, а не то, как и на чем он висит.

Но для привыкшего к показухе безмозглого робота Стронского это вселенская трагедия. Мало того, что нельзя поднять флаг строго по инструкции как того требует начальство, так это "чрезвычайное происшествие" случилось именно в тот день (о ужас!!!), когда должна приехать делегация каких-то го







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия