Молитва 2Душе Святый! Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подаваяй, от скверных же человек удаляяйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея, но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны. Да помощию Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь.
*акафист - (греч. ακάθιστος ύμνος) благодарственно–хвалебное пение, исполняемое молящимися стоя. Акафист -гимнографический жанр, по структуре своей напоминает многострочный кондак, происхождение которого закреплено за именем Романа Сладкопевца. Можно сказать, что акафист имеет классическую форму кондака с небольшими структурным изменением. Размер или метрика кондака вполне вписывается в тропарный жанр и по структуре своей ни чем не отличается, за исключением одного всегда не изменяющегося рефрена: Алиллуия. Икосы состоят из двух частей. Первая часть – историческая или повествовательная, вторая – славословная. Первая часть икоса, как правило, пишется «прозой» или лучше сказать, «свободным стихом». Вторая строится из 12-ти хайритизмов (радостных приветствий), обращенных к Богоматери или святому. В Господских акафистах, как правило, вместо хайритизмов пишутся: доксологии, славословия или имясловия, после 12-го хайритизма следует рефрен. Завершает акафист тринадцатый кондак, который исполняется трижды Исторический стержень жития святого или праздника является основным смыслообразующим элементом в содержании акафиста, вокруг него выстраивается весь поэтический материал, в добавление к догматическим и вероучительным элементам. Если житие святого изобилует чудесами (заступление, явление святого и т.п), то в таком случае можно совершенно пренебречь историческую канву жития и выстраивать похвалы по принципу «мозаики чудес». В последней части акафиста принято упоминать о переселении святого в жизнь вечную. В тринадцатом кондаке восхваляется богоугодная жизнь святого и испрашивается помощь, как у угодника Божия и дерзновенного предстателя. Завершает акафист молитва. По содержанию фактически это пересказ акафиста в прозе. Вначале следует обращение и восхваление святого, затем перечисление его преславных деяний, и в конце прошение. Редко можно встретить оригинальное содержание молитвы акафиста.
*Дух Святой- третья Ипостась в едином Боге (истинный Бог, как и Бог Отец, и Бог Сын), совершеннейшей Сущности, со всеми вещественными свойствами духовного бытия: сознанием, разумом, свободою. Святому Духу приписываются Божеские свойства –всеведение («Дух бо вся испытует, и глубины Божия» 1Кор.2,10), вездеприсутствие («Дух Господень исполни вселенную») Прем.1,7), всемогущество(когда Бог хочет, побеждается естества чин»), и Божеские действия: участвовал в творении мира, человека, освятитель, благодатное воздействие.
*сошествие Святого Духа на апостолов (απόστολος- μαθητής του Χριστούς) - В десятый день по вознесении Господнем приходились два праздника: иудейский - Пятидесятница и христианский - Воскресение. С раннего утра апостолы собрались вместе для молитвы. Вместе в ними, по преданию, была и Пресвятая Матерь Господа. В девятом часу утра (по еврейскому счету в третьем часу) в небе послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. После сего явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них: это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы вдруг как бы преобразились; души их просветились, и все слова Господни припомнились им с полною ясностию и представились в новом истинном их значении. В то же время они приобрели бодрость и мужество к проповеданию святой веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Вместе с сим они получили и особые чрезвычайные пособия к проповеди, между прочим - дар языков Облекшись силою свыше, они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием. Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает в Церкви и пребудет до скончания века. -
|