Студопедия — Потребность в любви и принадлежности к социальной группе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Потребность в любви и принадлежности к социальной группе






Психологи разделяют потребность в любви и потребность в сексу­альных отношениях, хотя эти две потребности глубоко взаимосвязаны. Так, К. Обуховский рассматривает потребность в сексе как явление биологическое (или физиологическое) — это компонент инстинкта сохранения вида, такая особенность человека, которая приводит к тому, что после достижения необходимой гормональной зрелости он способен получить специфические переживания и удовольствия1 1См.: Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 129-130. Лю­бовь же рассматривается как сложное социальное явление, имеющее, естественно, свои биологические основы и механизмы. Один из крупнейших психологов и философов XX в. Эрих Фромм подчеркивает, что любовь является мощным способом преодоления одиночества ин­дивида, установления его связи с миром других людей. «Словом, в че­ловеке заложена глубочайшая потребность выбраться из тюрьмы своего одиночества»1. «Сексуальные контакты — явление естествен­ное и нормальное, — продолжает Э. Фромм. — Но когда они исполь­зуются только для преодоления своей отчужденности, они мало чем отличаются от алкоголизма и наркомании. Сексуальное удовлетво­рение становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества. Но результат оказывается плачевным, поскольку сексу­альный акт без любви не может стать мостом над пропастью, разде­ляющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг»2. Э. Фромм обращает внимание на исторические изменения представ­лений о любви: во все века они выражали уровень развития челове­ческой личности, состояние общества и те мировоззренческие концеп­ции, которые в нем господствовали. Так, всем известно, что в Сред­ние века эротическая любовь, ставящая во главу угла сексуальные отношения, рассматривалась как нечто греховное, а наиболее ценной и возвышенной объявлялась любовь к Богу. В обществе массового потребления (см.: гл. 5), основанном на производстве и потреблении большой массы товаров и услуг, пропагандировался идеал неких не-индивидуализированных, стандартных, связанных с потреблением одного и того же набора благ любовных отношений. Фромм сетовал по этому поводу: «Насаждается идеал неиндивидуализированной люб­ви, поскольку современное общество нуждается в максимально схо­жих человеческих существах, повинующихся одним и тем же прика­зам, при этом полагая, что они действуют сообразно своим желани­ям. Точно так же, как современная массовая технология нуждается в стандартизации изделий, социальному прогрессу требуется предель­ная нивелировка людей»3. В своей знаменитой работе «Искусство любить» (другой перевод: «Искусство любви») Фромм анализирует различные формы проявления любви и делит ее на несколько типов:

♦ любовь между родителями и детьми;

♦ братская любовь;

♦ материнская любовь;

♦ эротическая любовь;

♦ любовь к себе;

♦ любовь к Богу.

1 Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? Указ. изд С. ЮЗ.

2 Там же. С. 104-105.

3 Там же. С. 107.

В нашем курсе невозможно, конечно, рассматривать любовь во всей сложности этого чувства и во всех ее проявлениях. Об этом уже написаны тысячи книг. Нас интересует один более узкий вопрос — связь между потребностью в любви и сферой услуг, существующей в современном обществе.

Как заметил Э. Фромм, даже самые интимные чувства человека формируются под воздействием общества с его экономикой, полити­кой, культурой, стереотипами поведения и т. п. В современном мире сложился целый сектор сферы услуг, так или иначе связанный с по­требностью в любви и — несколько шире — с потребностью в обще­нии людей между собой. Это сферы сервиса, организующие общение и передачу информации (в том числе посредством электронных тех­нологий), всевозможные брачные агентства и клубы. Любовь и за­бота о других людях заставляет нас прибегать к услугам торговли, образования и здравоохранения (забота о детях), пользоваться услу­гами туристических фирм, театров, музеев и других учреждений, ор­ганизующих досуг. Потребность в любви влияет на все человеческое поведение, поэтому к ее удовлетворению косвенно причастны все на­правления сервиса. Даже такая далекая от интимных переживаний вещь, как мобильный телефон, способствует развитию и удовлет­ворению этой потребности, так как создает очень удобный канал об­щения.

Различные товары и услуги могут использоваться как символы любви и заботы. Их производители тщательно культивируют симво­лическое значение своей продукции. Так, реклама драгоценностей в США часто содержит указание на то, что они прямо связаны с чувст­вом любви и могут сделать людей счастливее: «Докажите, как сильна любовь, не говоря ни слова». «Все существующие способы сказать "Я Вас люблю"»1. 1 См.: Блэкуэлл Д., Миииард П., Энджел Дж, Поседение потребителей. Указ. изд. С. 260. В России появилась реклама сети ювелирных ма­газинов, представляющая собой плакат с изображением девушки, недвусмысленно протягивающей руку ладонью вверх. Надпись на плакате предельно лаконична: «Любишь — докажи». Более тонкие намеки на потребность в любви и дружбе часто используются в рек­ламе туристических, образовательных и других видов услуг (так, на рекламе учебного заведения обычно изображаются улыбающиеся юноши и девушки, которые явно очень довольны обществом друг друга). Потребность в любви важна для человека, уже удовлетворившего насущные потребности и потребность в безопасности. Поэтому намеки на ее удовлетворение всегда повышают интерес к товару или услуге.

Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и целой группы близких к ней по­требностей — в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопо­нимании, в принадлежности к какой-либо социальной группе и т. п. В социологии существуют термины ингруппа и аутгруппа. Аутгруппа — это все «чужие», «не наши», к сообществу которых человек себя не относит. Ингруппа — это «свои», «наши», «мы» (моя семья, мои друзья, мои коллеги, однополчане, сослуживцы, земляки и т. п.). Лю­бой человек стремится найти свою ингруппу (к которой он принад­лежит) и установить в ней систему социальных связей, дружеских и деловых отношений. Для этого ему могут понадобиться самые разно­образные услуги: получение образования и навыков общения, свойст­венных данной группе, освоение ее образа жизни, приобретение пред­метов, которыми пользуются члены этого сообщества.

Подчеркивая важность потребности в контактах, общении, друж­бе и сотрудничестве, А. Маслоу так писал о ситуации в современном ему обществе: «Мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного "сорта", класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вме­сте, объединиться, быть частью группы. Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных раз­личными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с расту­щими ощущениями отчуждения, холодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и де­тей и устойчивым характером урбанизации... То же самое наблюдает­ся в группах солдат, которых общая внешняя угроза заставила ока­заться в обстановке неожиданного братства и близости, и которые могут впоследствии пронести эту близость через всю жизнь. Любое общество с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым».1

1 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С. 66.

Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в со­циальные группы существуют в любом обществе. Их обслуживают прямо или косвенно различные виды сервисной деятельности, кото­рые изменяются и эволюционируют вместе с этими потребностями.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия