Студопедия — Эпизод в сценарии как синтез документального и художественного материала.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эпизод в сценарии как синтез документального и художественного материала.






Эпизод (греч. "эпизодон" - отдельное происшествие, со­бытие) - это относительно самостоятельная единица дей­ствия, имеющая законченное образное решение и строя­щаяся по законам композиции. В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Вот эпизод из театрализованного представления, посвященного выпускникам заочного отделения вуза:

Итак, эпизод состоит из двух частей. Инсценированно­го стихотворения в прозе И.С.Тургенева и представления детей и молодых мам выпускного курса. Его смысл стано­вится ясным только в единстве этих двух фрагментов, а эффект монтажа возникает в момент их стыковки.

Приведенный пример отсылает нас еще к одному наи­более любопытному приему сюжетообразования - загад­ке. Загадка - иносказательное поэтическое воспроизведе­ние какого-либо предмета или явления, построенное на изображении их признаков, в то время как сам предмет или явление впрямую не называются. Создание загадки, по наблюдению Д.Родари, трехэтапно. Остранение - ассо­циация - метафора. Он рассматривает действие этого пра­вила на примере пера, т.е. шариковой авторучки.

"Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то он оставляет от­четливый след.

Вторая операция: ассоциация и сравнение. "Светлую по­верхность", упомянутую в нашем определении, можно тол­ковать по-разному, ибо образов и значений вырисовыва­ется множество. Мало ли "светлых поверхностей" поми­мо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как "черный знак", на "белом поле" может чер­неть р. виде тропинки

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: " Это не­что такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле".

Четвертая операция (необязательная): состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в мак­симально привлекательную форму. Нередко загадке при­дают форму стиха. В нашем случае это не сложно:

Он на белом-белом поле Оставляет черный след."*

В праздничной драматургии прием действует на различ­ных структурных уровнях. При помощи его возможно по­строение всего сценария, отдельного эпизода (как в при­веденном выше примере) и даже смыслового периода в тексте ведущего. Вспомним хотя бы такую синтаксичес­кую конструкцию: "Мы приглашаем на сцену человека, который работает на заводе ровно столько лет, сколько лет самому заводу, человека, который сидел за рычагами первого Челябинского трактора..." и т.д. и т.п. Построе­ние фразы воспроизводит рисунок загадки. Называются признаки, по которым можно понять, о ком идет речь, но само имя смещено на конец предложения или смыслового периода.

Освоение этого приема связано с цепкой наблюдатель­ностью сценариста. "Остранить" предмет или явление -это значит внимательно в них вглядеться, увидеть их как совокупность внешних и внутренних признаков. Кстати, термин "остранение" ввел в литературный обиход В.Шкловский. По его утверждению, "остранение" предме­та или явления выводит последние из режима автомати­ческого воспроизведения, делая их тем самым фактом ис­кусства.

Разными способами конструируется сюжет в конкурс­но-игровых программах. Театрализованные подчиняются общим закономерностям сюжетосложения, которые рассмат-

* Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумы­вания историй. - М.: прогресс, 1974.

 

ривались выше, а вот игровые программы для одного или двух ведущих (монопрограмма) имеют свою специфику.

В текстах ведущего сосредоточено объяснение условий конкурсов, игр, забав, розыгрышей. Намечен своеобраз­ный фарватер, по которому должно двигаться игровое дей­ствие. Сюжет игры со всеми перипетиями возникает в мо­мент ее приведения. Поэтому предпочтительнее такие кон­курсы, где победитель определяется по простым и ясным критериям (кто быстрее, кто больше, кто точнее и т.п.) без привлечения в качестве судей зрителей или жюри; такие правила, которые заставляют участников проявить свои лучшие творческие качества: смекалку, находчивость, юмор; такие игры и конкурсы, которые рождают настоя­щий азарт и втягивают в действие всех присутствующих.

Прогнозирование поведения участников состязания и болельщиков подводит сценариста к необходимости созда­ния текстовых вариантов, а следовательно, варьируется и развитие самого сюжета.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1525. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия