Студопедия — Xgibu1auja. Магическое применение следует из самого определения - руну используют, чтобы изменить, "растормошить" нечто
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Xgibu1auja. Магическое применение следует из самого определения - руну используют, чтобы изменить, "растормошить" нечто

Магическое применение следует из самого определения - руну используют, чтобы изменить, "растормошить" нечто, вошедшее в фазу застоя. Этим нечто может быть и какая-то ситуация, застрявшее дело, и хроническое заболевание, и, наконец, человек, впавший в душевную летаргию или зациклившийся на некоторой неразрешимой проблеме. В этом плане можно сказать, что руна Эваз работает точно противоположно руне Иса. Другой аспект ее действия - облегчение пути путешествующих (как говорят, особенно - путешествующих по воде).

Мантическое содержание.

Прямое положение. Ключевое слово - "перемены". У этого знака два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, он говорит о появлении нового: он может свидетельствовать о смене места жительства или о выработке новых подходов к жизни, к работе, к людям. Другой аспект знака - это движение в смысле постепенных перемен к лучшему: улучшение ситуации, развитие идеи, становление дела и т.д.. Но любые перемены возможны лишь тогда, когда меняется сам человек: изменению должны подвергнуться и ваш образ жизни, и ваши взаимоотношения с людьми - это ваша работа и совет знака.

Перевернутое положение. Ключевое слово - "препятствие". Движение заторможено, но вы должны знать, что это не ваша вина и не наступление Хаоса. Возможно, вам предстоит отдых или путешествие. Уныние - излишне; совершаемое вами сейчас делание (или неделание) - верно и своевременно, но - "мы просто должны понять, что нам открыты не все возможности" (Блюм).

 

20. РУНА МАННАЗ

Имя: позднее скандинавское - Maрr - "человек"

британское - Man - "человек"

готское - Manna (Mannaz) - "человек"

Непростая руна, определяемая Ральфом Блюмом ее как руна собственного "Я";. Руна внутреннего магического посвящения, совершения внутренней работы, освобождения от "драконьих шкур" личности3. Использование руны Манназ в магических целях неоднозначно и требует приложения значительного количества энергии.

Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевое слово - "я". Совет знака - скромность и никаких излишеств. Не пытайтесь искусственно привлекать к себе внимание или требовать воздаяния по заслугам. Необходима определенная гибкость и, возможно, умение отступить и отступиться. Это не время перемен, но время желать их и стремиться к углубленному анализу и изменению собственного "я".

Перевернутое положение. Ключевое слово - "внутренний враг". Совет этого знака - честность и непредвзятость в отношениях со своим "я". Возможно, ваше развитие наткнулось (наткнется) на преграду; возможно, вам покажется, что кто-то или что-то пытается помешать или повредить вам. Проанализируйте обстоятельства и разберитесь в ситуации - для того, чтобы затем обратиться к самому себе и увидеть, что внешний враг - не более, чем отражение врага внутреннего. Необходимо выделить и четко осознать его, чтобы победить. Скорее всего, этот враг - наследие вашего же прошлого, и вы можете сломать его, сломав инерцию прошлого образа действий.

 

21. РУНА ЛАГУЗ

Имя: позднее скандинавское - Legr - "вода"

британское - Lagy - "вода"

готское - Lagus - "вода"

Руна внутреннего круга магии, "того, что ведет";. Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени ("вода") не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но - проточную воду, движущуюся - ту, которая формирует поток и увлекает за собой. Обращаясь к индийской ведической традиции, можно соотнести эту руну с богом Агни; в русском ведизме она, вероятно, соответствует богу Симарглу, Крылатому Псу, связывающему людей и богов.

Руна Лагуз - руна интуиции, и с этим связано ее магическое применение. Использование ее обостряет и усиливает интуитивное восприятие мира, помогает в изучении оккультных наук и в проникновении в тайну - это один аспект ее действия. С другой стороны, руна способствует заключению брака, образованию новой дружбы и восстановлению старой, прекращению размолвки или ссоры.

Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевые слова - "необходимость следовать интуиции". Ключевые слова заключают основной совет этого знака. Какова бы не была ситуация, необходимо довериться - "тому, что ведет", той части своего существа, которая не может быть осознана разумом и проявляется в интуиции и подобных явлениях. Не требуется никаких оценок и размышлений, а нередко - и понимания. Если вы будете действовать (действуете) согласно собственному Потоку и собственным ритмам, это даст вам ощущение внутреннего комфорта. В противном случае неизбежно напряжение и внутренняя дисгармония.

Перевернутое положение. Ключевое слово - "предупреждение". Появление этого знака - предупреждение об опасности срыва. Никто не может действовать выше отпущенных ему возможностей и накопленных сил и не ожидать ответного удара. Возможно перенапряжение, стремление к тому, что сейчас осуществиться не может.

 

22. РУНА ИНГУЗ

Имя: позднее скандинавское - отсутствует

британское - Ing - Ингви

готское - Ing (Ingus, Iggws) - Ингви

Одна из самых прекрасных и наиболее могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном (произрождающем) аспекте. Посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя - Инг или Ингви). Как уже упоминалось в этой книге, Фрейр по происхождению ван, т.е. славянин. Славянское его имя - Даждьбог; скандинавское же имя является лишь хейти и означает просто "господин", "владыка".

Магическое применение руны Ингуз связано с силами светлого Фрейра; фактически, использование этой руны - это непосредственное обращение к этому богу. Руна может быть использована везде, где ощущается недостаток природных сил плодородия: в случае женского бесплодия или мужского бессилия, неурожайности земли или неплодотворности работы. Также руна Ингуз способна снять излишнее напряжение и восстановить баланс (равновесие) жизненных сил человека.

Мантическое содержание. Прямое положение. Ключевые слова - "плодородие", "завершение". Благоприятный знак. Его появление говорит о завершении (наступившем или наступающем) определенного этапа жизни. Дело, которым вы сейчас заняты, должно благоприятно завершиться. Если вы просили совета, совет - сосредоточьте все силы на завершении того, что вы делаете, того, что вам необходимо закончить. С завершением придет новое.

Второй аспект этого знака - избавление от старого, необходимое для освобождения места новому. Если вы сейчас чувствуете напряжение и неуверенность, знайте, что это пройдет, когда вы расчистите место для появления Нового. В этом плане этот знак может свидетельствовать (или советовать) о выходе из состояния застоя.

 

23. РУНА ОТАЛ

Имя: позднее скандинавское - отсутствует

британское - Eрel - "наследство"

готское - Othal - "разделение"

Очень условно можно определить эту руну как руну отступления (разделения)(1). Магическое применение неоднозначно и многого требует от действующего.

Мантическое содержание.

Прямое положение. Ключевые слова - "прекращение", "приобретение". У этого знака два аспекта. Первый - требование прекращения того, что отжило свое. Появление этого знака свидетельствует о наступлении "времени расходящихся путей" (Блюм). Вместе с тем, знак рекомендует и определенную разумную пассивность - то, что должно уйти, уйдет само. Второй аспект связан с собственностью - это знак приобретений, выигрышей, возможно - получения наследства.

Перевернутое положение. Ключевые слова - "требование гибкости", "потеря". У этого знака также два аспекта, и первый из них - требование гибкости. Совет знака - не подчиняться условностям и старым авторитетам, действовать так, как именно для вас выглядит верным. Второй аспект связан с собственностью - возможен убыток или некая потеря.

 

Примечание

1. Нередко руну Отал смешивают с более подней внеалфавитной руной Эрд, имеющей немецкое происхождение. Иногда такое смешение оправдано, иногда - нет.

 

24. РУНА ДАГАЗ

Имя: позднее скандинавское - отсутствует

британское - Day - "день"

готское - Dags - "день"

Очень светлая руна. область действия чрезвычайно широка. Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них руну Дагаз можно определить как руну трансформации ("руну прорыва" - Блюм). В плане второй - как руну процветания (отсюда и имя). Обе концепции объединяются в магическом применении руны - приближении конца периода тьмы ("ночи") и начала периода света и процветания ("дня"), осуществлении прорыва в каком-либо деле или сдвига его с мертвой точки. также может быть использована при лечении затяжных болезней.

Мантическое содержание.

Знак сочетает прямое и перевернутое положение и, как отражение этого, обе взаимодополняющие концепции. Таким образом, ключевые слова здесь - "прорыв" и "день". Знак может предвещать удачу или большой период процветания. С другой стороны, он же может отмечать момент, когда можно совершить или переход из "ночи" в "день", или трансформацию, прорыв в процессе самоизменения. Совет знака - действовать с верой и уверенностью в победе, независимо от внешних обстоятельств.

 

Дополнительные руны Англо-саксонского строя

Древние англы и саксы, принесшие Старшие руны на Британские острова в середине I тысячелетия, неоднократно изменяли рунический строй, вводя в него все новые руны. Эти изменения, начало которым было, по всей видимости, положено еще на материке, привели, в конечном итоге, к появлению в IX веке в Нортумбрии (англо-саксонское королевство в Британии) тридцатитрехзнакового рунического строя, известного ныне как “поздний-англо-саксонский” или “нортумбрийский”.

Этот строй содержит девять рунических знаков, отсутствующих в Старшем Футарке. Знаки эти широко использовались в средневековой британской магии, и восходят, несомненно, ко временам не менее древним, чем времена формирования базового Футарка. Предположительно мы можем назвать как минимум два вероятных источника появления этих знаков в руническом строе:

1. Влияние кельтов, окружавших первые англо-саксонские королевства в Британии.

2. Влияние собственно германской магической традиции, в которой с древнейших времен существовало множество рунических, незадействованных в алфавитах.

Так или иначе, но мы считаем необходимым привести здесь краткое описание рун, привнесенных в рунический строй англо-саксами в Британии.

 

1. РУНА OC

Одна из первых добавленных к Старшему Футарку рун. На письме передает звук "o". Древнеанглийское имя этой руны - Уs - может переводиться и как "ас" (по аналогии с руной Ансуз, чье место в руническом строе занимает Ос), и как "уста", "речь", "слово". Руна олицетворяет Силу, магию "хитрого" слова, мудрость в целом. Связана с Воденом (Одином), астрологически - с энергетикой Меркурия.

 

2. РУНА АК

Имя руны - Ac - означает дословно "дуб". Тем не менее сама руна, по мнению Найджэла Пенника, ассоциировалась скоре с желудем, как символом потенциальной мощи и неудержимого развития. Передает звук "a". Связана с богами-громовержцами, с силами и энергиями, ассоциируемыми в астрологии с Юпитером.

 

3. РУНА ЭАР

Ear - имя этой руны - означает "прах". Это - руна конца, руна завершения, смерти и возвращения к исходному. Совершенно условно можно говорить, что руна Еар составляет логическую пару с руной Дагаз Старшего Футарка: если Дагаз - это "да", то Еар - "нет". Но не стоит забывать, что все связано, и одной руны из этой пары не существовало бы без другой. Руна передает звук "ea". В определенной степени модификацией этой руны является более поздняя нортумбрийская руна Квеорт (Cweorth), передающая на письме звук "q". Это - руна огня, в том числе - огня завершающего, погребального.

 

4. РУНА ИР

Передает звук "y". Как и предыдущие, эта руна (Yr) входила в состав каждого англо-саксонского рунического строя, но за несколько столетий претерпела довольно значительные изменения формы (см. илл.6.10-6.11); здесь приводится относительно ранний вариант начертания. В более позднем виде руна представляет собой изображение лука с натянутой тетивой и наложенной на стрелой. Руна может быть использована в военной и промысловой магии, при обращении с предметами материального мира, на грани работы физической и волшебной. Пенник также связывает эту руну с геомантической традицией, что вполне вероятно.

 

5. РУНА ЙОР

Относительно поздняя руна, отсутствующая в раннем англо-саксонском строе. Имя ее - Ior - означает "морское животное"; фонетическое значение - "io". Найджел Пенник связывает эту руну с Ёрмунгандом - Мировым Змеем, опоясывающим, согласно скандинавской мифологии, своим телом весь Мидгард, - и ассоциирует ее с мировым принципом равновесия добра и зла.

 

6. РУНА КАЛЬК

Имя этой руны - Calc, - что значит "мел", "известняк". Передает звук "k". Сведения о магическом содержании этой руны туманны, неясны и недостоверны. Единственное, что известно точно - это то, что в Средние Века руна связывалась со Святым Граалем и циклом сказаний и мифов о нем. (Еще раз подчеркнем здесь, что весь круг сказаний о Святом Граале и сама его концепция имеют сугубо языческие корни.)

 

7. РУНА СТАН

Древнеанглийское Stan означает "камень". Фонетическое значение руны - звук "st". Руна связана с силами Земли, и магическое ее применение связано, соответственно, в основном, с геомантией. Кроме того, сама по себе, руна может ассоциироваться с любым камнем - от менгира до игральной фишки, что приводит к использованию ее в весьма специфических магических, обрядовых и бытовых целях.

 

8. РУНА ГАР

Gar. Тридцать третья, завершающая руна позднего англо-саксонского строя. Символ священного копья бога света - будь то копье Гунгнир, принадлежащее скандинавскому Одину, или копье Ассал кельтского Луга. Это то самое копье, которое фигурирует в цикле сказаний о Святом Граале. С другой стороны руна представляет собой Древо Мира, ясень Иггдрасиль, то, вокруг чего вращается Мир. Некоторые авторы, кроме того, называют руну Гар руной целостности, законченности, совершенства.

 

 

www.e-puzzle.ru

 

Alu

Самое распространенное - и самое, как принято считать, мощное - заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы уже не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова - “Посвящение; магическая сила и власть; мудрость”.

Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них: s1alu - вариант, дополненный руной могущества и победы; fo1s1alu - сложный вариант, известный по брактеату из Факсе; ha1g alu еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.

Sar

Также весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения - “странствие в поисках Силы”, что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

Auja

Самое это слово означает “удача”. Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу.

Xgibu1auja

Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение “давать удачу” или “дающий удачу”. Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.

Lapu

Очень распространенное заклинательное слово; однако, в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением “приглашение”, “призывание”. Вероятно, это одно сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.

Laukaz

Это сакральное слово многими исследователями ассоциируется с др.-сканд laukaz “дикий лук”, который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном - защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную направленность действия. Однако, следует иметь в виду, что LaukaR - это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.

Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинавского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является “утроение рун” - составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов - триадные заклинания и заклинания палиндромические.

Третий варинт - использование в качестве заклинательных слова, имеющие сакральный смысл, - широко используется западными авторами; так, например, Найджел Пенник в своей “Магии Севера” указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора:2

“Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи - добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, “присутствие, влияние”... Auja, “удача”... Gina, “наделенный божественным могуществом”... Hailagaz, “исполненный божественного могущества”... Salu, “объятый солнцем, здоровье”... Ungandiz, “неуязвимый для магического нападения” [и т.д.]”.

Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескриптов - один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам - по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практика была используема, например, в I тыс. от Р.Х., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разумеется, вполне могло существовать, но в какую форму это “подобное” было облекаемо и по каким законам составлялись действительно традиционные рунескрипты - нам неизвестно.

По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт - это “группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат”3. В большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, - последнее. На наш взгляд, такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляет собой более чем уязвимое место в магии данного типа и, повторюсь, остается неизвестным, насколько такая операция вообще имеет отношение к сакральной рунической Традиции.

Действительно, рунескрипты многим специалистам представляются весьма неоднозначными и неустойчивыми образованиями. И уж тем более мы никак не можем согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что “все, что требуется для эффективного конструирования рунескрипта-талисмана, - это знание магических свойств каждой руны и немного здравого смысла”.

Впрочем, “знания рун” и “здравого смысла” недостаточно не только для создания рунескриптов...


Примечания

1. Пер. В.Кошкина.

2. N.Pennick. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.

3. L.Peschel. A Practical Guide to the Runes. St.Paul, 1996.

 

Триадные заклинания и палиндромы

Из всего многообразия древних технологий создания рунетейннов с заданными магическими свойствами техника триадных (трехрунных) заклинаний была, вероятна, одной из наиболее распространенных. Сейчас по данным эпиграфики мы можем насчитать десятки различных сакральных рунических слов этого типа. Данная техника сочетает очевидную простоту с требуемой эффективностью.

Не вдаваясь здесь в подробности исторического анализа структуры и назначения триадных заклинаний, приведем лишь конечный его результат. Реконструированная структура трехчастного рунического заклинания выглядит следующим образом:

Руна 1 Руна 2 Руна 3
направление действия заклинания необходимая для действия база направление действия заклинания
Ниже мы рассмотрим ряд древних трехчастных заклинательных формул, но прежде проиллюстрируем принцип их построения на самом, вероятно, показательном примере - на примере рабочей комбинации рун камня Сигимара.

На одной стороне камня этот эриль вырезал текст следующего, довольно стандартного содержания (часть его, к сожалению, стерта):

Я, Сигимар,
.............
воздвигнул я камень
.

На второй стороне вырезана комбинация, состоящая из двух троек рун Кено и четырех рун Иса. Вспоминая о том, что руны, примененные как магические знаки, нередко удваивались, утраивались и даже учетверялись, мы увидим в рабочей рунической комбинации камня Сигимара все то же трехчастное заклинание: k i k.

С определенной долей вероятности нам удалось восстановить назначение камня. Говоря современным языком, это камень для медитаций или совершения магических операций. По принципу действия рабочая комбинация рун этого камня занимает среднее положение между магией отдельных рун и магией их заклинательных комбинаций. Действие обеих рун здесь практически таково же, как если бы они были употреблены отдельно, и, в то же время, именно взаимное их воздействие создает необходимый эффект.

Руна Иса здесь создает необходимую базу, замораживая, “останавливая” мир для человека, ищущего у этого камня помощи, способствуя должному очищению и успокоению его ментала (и астрала, вероятно, тоже). Руна Кено, руна воплощения, а на более психологически тонком уровне - руна раскрытия, является здесь действующей. Она способствует достижению цели, поставленной перед собой человеком, пришедшим к камню. Если человек молится, руна помогает ему раскрыться вовне - к Богу, если медитирует - раскрыться внутрь, заглянуть в глубины собственного существа. Если же человек творит магию, руна Кено способствует воплощению в реальность его замыслов.

Другой интересный пример - граффити на монете конца VIII - начала IX веков из Тимеревского клада. Вдоль края монеты острым орудием процарапаны три руны: g u d. (Отмечу, что монеты с выполненными на них руническими надписями самого разного рода нередко использовались в качестве амулетов.)

В качестве базы здесь выступает руна Уруз, руна мужской силы, нередко применявшаяся в качестве соответствующего рода защитного знака. В качестве указателей направления действия - руна Гебо - “Дар” и руна Дагаз - “День”, “Процветание”. Таким образом, заклинание в целом призвано сохранять мужскую силу владельца монеты и приносить ему (основываясь на этой базе) успехи и процветание на любовной почве. Отметим также, что слово в целом - gud - может быть прочитано как “бог” или “боги”. Насколько это имеет значение в данном случае, и сделано ли это намеренно, судить сложно.

А вот трехчастные рунические заклинания, вырезанные на большинстве других монет подобного рода, интерпретации не поддаются - прежде всего вследствие невозможности уверенного их прочтения. Но несмотря на это, можно, вероятно, говорить о том, что заклинательные комбинации на них (по крайней мере, - одна или две из трех) также принадлежат классу трехчастных сакральных слов.

Любопытна также руническая надпись на монете одного из шведских кладов: i n th. Здесь мы сталкиваемся с несколько иной направленностью магии: если заклинания камня Сигимара и монеты из Тимеревского клада ориентированы на добровольное принятие “пользователем” их воздействия, то в данном случае базой действия заклинания служит руна Науд - “Нужда”, “Принуждение”. В данном контексте руны Иса и Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия “взломщику”. Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И.Линдквиста, считающего, что заклинание “выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел клад, оказался в мире великанов”1.

Обратимся, наконец, к самому распространенному руническому сакральному слову, принадлежащему, с одной стороны, к классу трехрунных заклинаний, а с другой - к устойчивым комбинациям рун, магическое использование которых не ограничивалось ни временем, ни географией. Речь идет о заклинательной комбинации Ансуз - Лагуз - Уруз (a l u), известной со времен возникновения древнейшего Футарка до времен поздних викингов и от крайнего Северо-Запада Европы до земель Новгорода Великого. В этом курсе мы уже неоднократно обращались к этой сакральной магической формуле, рассматривая разные ее аспекты; здесь мы попытаемся восстановить еще один из них.

Центральная руна заклинания - Лагуз - “Текучая Вода”, “То, что ведет”. В контексте активной магии значение руны Лагуз может быть определено как “Движение под водительством Силы”. С другой стороны, эта же руна, по свидетельству некоторых авторов, может быть применена и как средство “коллективной”, так сказать, магии - для способствования заключению браков и поддержания дружбы.

Аналогичный дуализм действия - магия с одной стороны и человеческие отношения с другой - присутствует и в трактовке двух остальных рун этого заклинания. Руны Ансуз - “Бог”, “Бог Света” - и Уруз - “Бык”, “Энергия”, “Мощь” - также могут быть использованы для заключения и поддержания дружеских или семейных отношений. Таким образом, общее действие данного рунического заклинания очень условно можно передать фразой: “Да ведут боги этот союз дорогой Силы”.

В этом отношении весьма показательна арстадская надпись, содержащая два рунических сакральных слова - s a r и a l u, - заключенные меж двумя именами собственными. Является ли эта надпись закреплением договора между двумя военными вождями или своеобразным памятником мужской дружбы? К сожалению, это неизвестно. Кстати, значение второго использованного здесь трехчастного рунического заклинания - s a r - может быть определено как весьма подобное значению заклинания a l u.

По всей видимости, модернизированным (или попросту искаженным) вариантом все того же заклинательного слова a l u является и трехчастная руническая комбинация на замечательном брактеате из Вэлбэк Хилл (Британия). Три руны, начертанные в перевернутом положении, читаются справа налево: l a w. С одной стороны, мы вполне вправе допустить, что мастер, выполнявший надпись, смешивал знаки, несущие звуки “ u” и “ w ”, что не редкость в европейской археографии. С другой же стороны, такая замена (вкупе с перестановкой рун) вполне могла быть осмысленной, направленной на придание заклинанию, сохраняющему в целом исходную направленность, несколько иного звучания.

* * *

Другая схема рунетейнна - создание рунических палиндромов, т.е. симметричных тейннов. Очевидно, что палиндромы и триадные заклинание родственны друг другу, - это следует уже хотя бы из симметрии самой триадной схемы. Когда две периферийные руны в триадном заклинании совпадают, мы получаем схему простейшего рунического палиндрома. Таково, например, сакральное руническое слово a p a, назначение которого - “размышление (медитация) и призывание богов”, или рассмотренное выше сакральное слово k i k. В обоих этих случаях сакральные слова представляют собой триадные заклинания и, в то же время, являются простейшими руническими палиндромами.

Вот два исторически достоверных примера более сложных рунических палиндромов.

s u e u s

Это палиндром, начертанный на Килверском руническом камне (о-в Готланд). Бернард Кинг читает его следующим образом: “солнечная сила посвящает силу солнца”. Значение же палиндрома следует раскручивать из центра; центральную позицию занимает руна Эваз - конь, движение трансформация. Первая периферийная пара - руны Уруз - сила, магическая мощь. Внешняя пара - Соул, могущество, целостность. В целом значение палиндрома - магическое посвящение, обретение Силы, структуризация под ее воздействием.

z i l i z

Этот рунический палиндром начертан на деревянной доске из захоронения близ Фрослова в Южной Ютландии. Палиндром имеет явно сдерживающий, охранный характер, однако, руна Лагуз, помещенная на центральную его позицию, снимает возможные негативные оттенки значения палиндрома, направляя действие его по естественному пути под покровительством богов.


Примечания

1. Вероятно, исходя из того, что сочетание Иса и Турисаз может быть прочитано как "великан льда"; великаны льда, или инеистые великаны, известны в скандинавской мифологии.

 

Руны на магических предметах

Магические кольца

Тема волшебных предметов - т.е. предметов, являющихся носителями магической Силы, - широко распространена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевозможного рода талисманы и амулеты... Но самым “популярным” ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании современного “широкого интереса” к которым сыграла, несомненно, знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению1 (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают):

Восемь колец
на девятую ночь
из него возникают

(Старшая Эдда, Скирнир, 21)

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое - вкупе с золотым магическим шлемом - было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и - согласно валлийским источникам - рыцарь короля Артура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

Кольцо Овэйна, как указывается в “Мабиногионе”, средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием “Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими”. В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: “Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его”.

Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже в следствие своей особой фоpмы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, - это, конечно, “куриные боги”, камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные “дырчатые” камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако, вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе - и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно - и даже вероятно, - что в магических целях использовались и деpевянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко - в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия.

Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета - кольца в том числе - вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец - серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, -
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее
.

Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений - Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший - описывали свойства растений, животных и камней, в том числе - и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V - начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда - и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси “Прохладный Вертоград”.

Однако, нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов2. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чис




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия