Студопедия — Исполнительского мастерства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исполнительского мастерства






Рис. 6.

 

 

Условие перехода из активного режима в режим насыщения:

При :

 

 

Выходная характеристика:

Рис. 7.

 


 

 

6.Список литературы:

  1. Полупроводниковые приборы. Транзисторы. Дополнение первое: справочник. – М.: Рикел, Радио и связь, 1994. – 232с.: ил.
  2. Резисторы: Справочник / В.В. Дубровский, Д.М. Иванов, Н.Я. Пратусевич и др.; Под ред. И.И. Четвертакова и В.М. Терехова. – 2-е изд., перераб. и дор. – М.: Радио и связь, 1991. – 528с.: ил.
  3. Микросхемотехника: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Радио и связь, 1990. – 496 с.: ил.
  4. Расчет элементов цифровых устройств: Учебное пособие/ Л.Н.Преснухин, Н.В. Воробьев, А.А. Шишкевич; Под ред. Л.Н. Преснухина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1991. – 526 с.: ил

 

Таблица 29. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства

Подгруппа показателей Единичные показатели
Состав элементов соединений (каскадов) Сложность — отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психо­моторным возможностям спортсмена. Оригинальность — характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений. Ценность— представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности
Соподчиненность элементов в целостности Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом. Равномерность распределения трудности эле­ментов по всей композиции. Рассредоточение в композиции главных, куль­минационных («ударных»), элементов. Формы соединения элементов (отсутствие тра­фаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)
Динамичность исполнения композиций Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений. Формирование композиции соединений из не­скольких элементов и каскадов. Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической структуры компози­ции (с учетом длительности отдельных фраг­ментов, нарастания или замедления темпа в соединениях). Использование подскоков в качестве компози­ционных элементов
Художественное оформление композиций Экспрессия движений — умение сочетать дви­жения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей. Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения. Артистизм — выполнение движений с «подтек­стом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы). Применение художественных приемов (повторы, «игра мотивов»», контраст и нюанс, элементы неожиданности)

В табл. 29 для каждой из перечисленных выше характерис­тик подгрупп эстетических показателей дается перечень еди­ничных эстетических показателей.

Оценка эстетических показателей проводится в два этапа:

1) сравнительный анализ групповых и единичных пока­зателей;

2) их оценка.

За критерий эстетической оценки принимается ранжиро­ванный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модель­ных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.

Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анали­за оцениваемого спортсмена и определение численных значе­ний эстетических показателей в баллах с использованием экс­пертных методов.

Можно отметить еще два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений.

1. Предполагается, что исполняемые упражнения (компо­зиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комп­лексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характе­ристики которых (кроме собственно эстетических) уже полу­чили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выпол­ненные упражнения оказываются в конечном счете и эстети­чески неполноценными.

2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внеш­ним носителем эстетических свойств является гармонизирован­ная форма, которая уже сама по себе может заключать изве­стное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться «показным блеском» (вычурно­стью), а само исполнение упражнений (композиции), следова­тельно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответ­ствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей, соответствующих целевому назначению компози­ции, специфической для каждой дисциплины группы сложно-координационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.

Основные понятия, характеризующие качество

исполнительского мастерства

Качество какого-либо предмета или явления характеризу­ется совокупностью его отдельных свойств, через которые рас­крываются смысл и содержание этого качества. Для оценки уровня проявления любого качества необходимо прежде всего установление перечня и количества элементов, составляющих данный предмет или явление.

С позиций квалиметрии исполнительское мастерство в спорте также может быть представлено как некоторая иерар­хическая упорядоченная совокупность его свойств, которая рас­сматривается в одновременной целостности и дифференцированности, что позволяет выявить внутренние специфические отношения между ее элементами. При этом, как следует из прин­ципа квалиметрии, качество элементов каждого предыдущего иерархического уровня является основой для формирования элементов последующего уровня.

Выявлено 34 наименования качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в техни­ко-эстетических видах спорта (табл. 30, 31).

Рассмотрим содержание этих понятий с учетом мнений спе­циалистов, отраженных в научно-методической литературе.

Красота — одна из важнейших категорий эстетики, кото­рая служит для определения и оценки отдельных свойств пред­метов и явлений действительности: совершенства, гармонич­ности, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется многообраз­ными признаками: соразмерностью, пропорциональностью, гармонией, яркостью, целесообразностью, целостностью и т.п. Основными разновидностями красоты считаются изящность и грация.

В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: по­ложением тела в пространстве, скоростью перемещений, ам­плитудой и специфическими свойствами — легкостью, вы­разительностью, пластической четкостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений. В со­став этого понятия различные авторы включают характерис­тики как содержания упражнения (оригинальность, удачную последовательность движений и т.п.), так и его исполнения (чистоту линий, гармоничность сочетания движений и музыки).

Очевидно, что красота как свойство исполнительского ма­стерства представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов.

Таблица 30. Частотность использования отдельных понятий для характеристики исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта

  Техничность     Динамичность  
  Выразительность     Хореографичность  
  Легкость     Ритмичность  
  Точность     Амплитудность  
  Красота     Культура движений  
  Артистами ость     Эффективность  
  Пластичность     Школа  
  Виртуозность     Гармоничность  
  Мягкость     Плавность  
  Элегантность     Законченность  
  Четкость     Слитность  
  Зрелищность     Целостность  
  Темп     Свобода  
  Грациозность     Согласованность  
  Изящество     Художественность  
  Чистота     Рациональность  
  Музыкальность     Яркость  

1. Зрелищность, определяемая созданием зрительного впе­чатления,

В технико-эстетических видах спорта Зрелищность упраж­нения определяется его оригинальностью, широтой движе­ний, сменой темпа, характера движений, эмоциональных ню­ансов, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством.

Зрелищность спортивного выступления формируется в про­цессе двигательной деятельности спортсмена и актуализиру­ется в ситуациях, предполагающих наличие источника эстети­ческой информации (т.е. спортсмена) и воспринимающего субъекта (судьей, зрителей).

Значительный зрелищный эффект создают увеличение ам­плитуды движений, замена статических элементов скоростно-силовыми, включение в упражнение большого количе­ства прыжков.

Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т.е. от содержания упражнения. Однако исполнение композиции,

Таблица 31. Группировка качественных характеристик исполнительско­го мастерства в технико-эстетических видах спорта

Признаки группировки
Обобщенные Групповые Единичные
1. Красота 1. Техничность 1. Динамичность
2. Эффективность 2. Выразительность 2. Легкость
3. Зрелищность 3. Музыкальность 3. Ритмичность
4. Гармоничность 4. Хореографичность 4. Амплитудность
5. Художественность 5, Артистичность 5. Точность
6. Яркость 6. Культура движений 6. Пластичность
  7. Виртуозность 7. Мягкость
  8. Школа 8. Элегантность
    9. Четкость
    10. Темп
    11. Грациозность
    12. Изящество
    13. Плавность
    14, Законченность
    15. Слитность
    16. Целостность
    17. Свобода
    18. Чистота
    19.Согласованность
    20. Рациональность

составленной на высоком качественном уровне., может быть не­достаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности.

2. Эффектность, производящая значительное впечатление, эффект.

Представляется, что по своему смыслу это понятие близко к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений.

3. Гармоничность, характеризующаяся стройным сочетани­ем, согласованностью, слаженностью, взаимным соответстви­ем разных качеств, предметов, явлений, частей целого.

Гармония входит в состав наиболее общих эстетических ка­тегорий, является одним из существенных признаков прекрас­ного и имеет объективные основы. В искусстве под гармонией понимают органическую взаимосвязь всех компонентов худо­жественного произведения.

В спорте под гармонией движений понимают особенности дви­гательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, ус­тановленным между его составными элементами, и характери­зующиеся эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем техничности спортсмена и инди­видуальными особенностями его личности. Она определяет кра­соту, художественность исполнения упражнений и является свя­зующим звеном всех компонентов красоты движений.

4. Естественность, которая определяется через такие ха­рактеристики, как легкость, непринужденность, отсутствие на­тянутости, непосредственность, простота.

В искусстве хореографии естественными считаются движения, совершающиеся по законам естественной природы человека. Что­бы выполнять движения естественно, необходимо всегда оста­ваться самим собой, не допускать чрезмерных эмоционально-пластических акцентов, напыщенности (вычурности).

В физической культуре естественными называют движения, произвольно реализуемые человеком в повседневной жизни, — ходьбу, бег и т.п., которые являются основой, фундаментом для развития более сложных двигательных функций.

Естественность исполнения упражнения в художественной гимнастике определяется проявлением истинных черт спорт­сменки, ее индивидуальности, раскрепощенностью в движе­ниях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях характе­ризует естественность исполнения в спортивной гимнастике.

Естественность как качество исполнительского мастерства в гимнастике связана с выполнением достаточно сложных дви­гательных действий без видимых усилий, на высоком уровне техничности, естественности в проявлении индивидуальных особенностей и выражении эмоций движениями.

5. Художественность. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно, выполнено в соответствии с тре­бованиями искусства, артистически, эстетически,

В искусстве художественность в узком смысле слова опреде­ляет степень эмоционально-эстетического воздействия произ­ведения на людей и представляет собой совокупность дове­денных автором до совершенства качеств, присущих данному произведению. Истинно художественное произведение харак­теризуется глубиной, оригинальностью замысла и совершенством формы его выражения, четкостью построения. Художе­ственность в конечном счете определяет такие качественные характеристики произведения искусства, как красота, гармо­ния, выразительность, целостность, точность, законченность. В спорте под художественными движениями понимается си­стема физических упражнений, преимущественно танцеваль­ного характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органи­ческой связью с музыкой.

6. Яркость. Яркий — выделяющийся среди других по силе, воздействию и т.п., выдающийся в каком-либо отношении, производящий сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью и т.п.

По своему содержанию данное понятие приближается к таким рассмотренным выше характеристикам исполнитель­ского мастерства, как зрелищность и эффектность. В связи с этим яркость рассматривается как адекватное им.

7. Техничность. Как известно, техническое совершенство дви­жений является основным компонентом исполнительского ма­стерства в гимнастике.

Техника упражнений в гимнастике определяется как вариант решения двигательной задачи, выбранный исполнителем про­извольно или вынужденно, как способ реализации механизма движения, как определенная рациональная структура, последо­вательность и подчиненность отдельных признаков движений.

Под техничностью как качеством исполнительского мас­терства понимается система действий спортсмена, соответству­ющая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков.

В силу особых требований, предъявляемых к форме движе­ний, в гимнастике качество техники во многом зависит от уровня хореографической подготовленности, культуры движе­ний, рациональности, точности и чистоты.

В качестве критерия технической подготовленности гим­настов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок.

8. Выразительность. В общепринятом смысле под выразитель­ностью понимают способность выражать мысль, чувство, на­строение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений.

Понимание сущности выразительности требует выявления ее структуры, природы образующих ее элементов, раскрытия связей между этими элементами. Выделяют следующие компо­ненты выразительности исполнения в художественной гимна­стике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения. Основными предпосылками обеспечения эмоциональной вы­разительности в технико-эстетических видах спорта явля­ются музыкальное сопровождение и его субъективное эмо­циональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движе­ний (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно и т. п.), достигаемыми соответствующей регуляцией движений и до­зировкой усилий.

Проявление выразительности движений возможно на ос­нове правильного подбора музыки, соответствующей движе­ниям, техническим возможностям и индивидуальности гим­насток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть дви­гательной задачи. Более того, выразительность движений не­возможна без высокого уровня техники и культуры движений, а в соответствии с характером аккомпанемента усложняет дви­гательную задачу спортсмена. Однако технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным.

Таким образом, выразительность исполнения достигается отражением в движениях эмоциональных особенностей и ха­рактера музыкального аккомпанемента, что совпадает с мне­ниями большинства специалистов по технико-эстетическим видам спорта.

9. Музыкальность как качество исполнения упражнения в технико-эстетических видах спорта, связанная с проявлением определенных способностей спортсменов в этой области.

Как известно, музыкальный человек — это способный к музыке, тонко понимающий ее. Основным признаком музы­кальности является переживание музыки как выражение ее содержания.

Определяя музыкальность в художественной гимнастике, специалисты выделяют ее основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма произведения.

Важнейшими ориентирами для изменения характера движе­ний служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы му­зыкальных произведений (его динамические оттенки, ритми­ческий рисунок, темп).

10. Хореографичность, представляющая собой характерис­тику исполнительского мастерства, связанную с соответстви­ем движений рук, ног, туловища и осанки принятым внеш­ним нормам.

Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которая складывалась в течение многих лет путем отбо­ра определенных положений и движений, обладающих закон­ченностью, выразительностью и представляющих эстетическую ценность. Эти движения связаны с разработкой основных по­зиций ног, рук, корпуса, головы и должны соответствовать вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить пле­чи, сомкнуть лопатки, подобрать живот, сохранять выворотность в положениях ног.

Высокий уровень развития этого качества позволяет де­монстрировать в упражнении культуру движений в соответ­ствии с канонами классического, народного и характерного танцев и достигается в процессе хореографической подго­товки. Последняя в гимнастике представляет собой систему упражнений и методов воздействия, направленных на вос­питание двигательной культуры гимнасток, на расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией формируют правильную постановку частей тела, учат выра­зительно работать ими, помогают развить двигательные спо­собности, пластичность, музыкальность, ритмичность и мно­гие другие качества.

11. Артистичность. В общепринятом понимании артистич­ный — это отличающийся искусством исполнения, художествен­ным вкусом.

В искусстве под артистичностью подразумевают способность непосредственно воздействовать и заражать своим искусством других людей. Основными ее компонентами считаются внеш­няя выразительность (тело и голос), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутье».

Специфика проявления артистичности в технико-эстетичес­ких видах спорта имеет свои особенности. Например, в художе­ственной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность вы­полнения движений и упражнения в целом.

В соответствии с правилами соревнований по художествен­ной гимнастике ошибками в проявлении артистичности явля­ются: недостаток легкости, уверенности, элегантности, нелов­кие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление.

12. Культура движений. Данное понятие является специ­фическим для технико-эстетических видов спорта. Ряд ав­торов понимают культуру движения в широком смысле сло­ва. Компонентами этого понятия они считают технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, осан­ку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, ско­рость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, легкость.

Другие считают культуру движений более узким понятием, определяющимся правильной осанкой, точностью в положе­ниях рук, головы, туловища, оттянутыми носками и выпрям­ленными коленями.

В определении данной характеристики интересно мнение В.Б.Коренберга, который отмечает, что культура движений — комплексная характеристика исполнительского мастерства, от­ражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимо­связанная с техническим мастерством. По его мнению, культу­ра движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступле­ния, осанку, «чистоту», выразительность и достигается выпол­нением таких деталей, которые лишь украшают упражнение, не определяя его технического совершенства. Эти детали автор называет фоновыми двигательными действиями, которые по сравнению с техническими действиями существенно не влия­ют на энергетику выполнения упражнений, на управление дви­жениями и на работоспособность спортсменов. Они значимы только с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, тонизации мышц, ритма.

13. Виртуозность. Обычно виртуозом называют исполните­ля, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства.

В технико-эстетических видах спорта в понятие виртуозно­сти исполнения различные авторы включают разные компо­ненты. Так, в спортивной гимнастике это совершенная техни­ка, большая амплитуда, легкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, динамичность, эмоциональ­ность, артистизм.

В художественной гимнастике виртуозность определяется прежде всего техникой владения предметом.

В соответствии с современными требованиями спортивной гимнастики исполнение не является виртуозным, если при совершенной технике гимнаст не сохраняет хорошую осанку, выступает без легкости и изящества. В этом случае оценка вы­водится из 9,8 балла и только при виртуозном исполнении может быть увеличена на 0,1—0,2 балла.

Часто под виртуозностью понимают особенно техничное ис­полнение какого-либо элемента с проявлением некоторых ха­рактеристик движения в «превосходной степени». В широком смысле слова виртуозность — это высшая ступень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинаций в целом.

14. Школа. В общепринятом понимании «школа» — это сис­тема определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо, воспитание, обучение в духе ка­ких-либо правил, принципов.

С учетом специфики спорта «школа» рассматривается как система организации и руководства процессом двигательного воспитания, сложившаяся система обучения и тренировки для овладения техникой избранного вида.

По определению Д.Д.Донского, «школа» является фунда­ментом техники и представляет собой выявленные основы стан­дарта, т.е. общих требований, которые могут и должны быть заложены с детства.

В гимнастике понятие «школы» включает в себя воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Такими началь­ными, базовыми, навыками являются сохранение в движениях правильной осанки, правильные положения рук и головы, уме­ние держать ноги натянутыми и выворотность стоп, когда это необходимо, умение выполнять движения под музыку.

Применительно к вольным упражнениям спортивной гим­настики, акробатики и упражнениям художественной гимна­стики «школа» во многом определяется соответствием формы движений требованиям хореографии.

15. Динамичность, Одна из важных характеристик исполни­тельского мастерства в технико-эстетических видах спорта — показатель динамичности.

В спорте динамика движения рассматривается как слож­ная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обус­ловливающих его выполнение, и конкретно выражается от­дельными характеристиками движений — темпом, ритмом, амплитудой.

Применительно к технико-эстетическим видам спорта ди­намичность как характеристика исполнительского мастерства представляет собой уплотнение соединений и каскадов, рит­мическую структуру экспрессии.

В спортивной гимнастике более динамичным считается уп­ражнение, в котором при заданном времени выполняется боль­шее количество элементов, т.е. выше темп исполнения движе­ния. Идеальной с точки зрения динамичности будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки. Другими сло­вами, гимнаст постоянно перемещается по площадке.

16. Легкость. Легкий — плавный, как бы скользящий, паря­щий, быстрый, подвижный, скорый. Двигаться легко — зна­чит с малым усилием, без физического напряжения.

В хореографии легкость развивается на основе гибкости, ус­тойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.

17. Ритмичность. Ритм означает чередование каких-либо эле­ментов, происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

В спорте ритм характеризует организацию движений во вре­мени, закономерное чередование отдельных элементов (дли­тельность, паузы, акцентирование, чередование).

Ритм движения — это временная характеристика двигатель­ного акта, состоящая из периодического подчеркивания по определенным правилам некоторых его составных элементов. Ритмические движения обладают внутренней рациональной структурой, которая находит свое выражение в различных формах организации, повторения и выделения специфичес­кого движения.

В технико-эстетических видах спорта ритмичность движе­ний тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, заключающегося в соответствии двигательных реак­ций человека временному ходу музыкального движения. Вы­сокий уровень его развития позволяет выполнять движения в неразрывной связи с музыкой, так как ритм — компонент му­зыки, наиболее полно отражающийся в движении.

Вместе с тем следует отметить, что полное соответствие движений ритму музыки еще не определяет качества музы­кальности в целом. Кроме того, движения не обязательно дол­жны представлять собой ритмическую копию музыкального произведения.

18. Амплитудность. Максимальная амплитуда движений в гимнастике — один из основных признаков современной тех­ники. В соответствии с требованиями правил соревнований при выведении оценки за исполнение судья должен производить сбавки за все отклонения от предельной амплитуды.

В широком смысле слова амплитудность означает наиболь­шее отклонение от нулевого значения величины, колеблющейся по определенному закону. В области спорта под амплитудой движений понимаются размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к сна­ряду; величина передвижения тела или его сегментов, выра­женная в градусах или линейных единицах измерения. Ампли­туда движений выражает пространственную характеристику, зависящую от задач двигательного акта, числа мышечных во­локон и от подвижности суставов. Иногда наряду с амплитудой исполнения отдельных движений и элементов выделяют ха­рактеристику амплитудности целостного исполнения компо­зиций. Этот показатель качества исполнительского мастерства связан с максимальным использованием пространства, в рамках которого проходит выступление, и непрерывностью пере­мещений по площадке.

19. Точность. Точный — исполняемый в строгом, не прибли­зительном соответствии с расчетом, безошибочный, правильно ориентированный, рассчитанный.

В спорте под точностью движений понимают качество дви­гательного акта, реализованное соблюдением заранее установ­ленной системы характеристик. При этом точностные действия выполняются путем безошибочного приведения рабочей точ­ки кинематической цепи к заданной точке другого тела, сопо­ставления движений во времени, тонкой дозировки усилий.

За нарушение точности движений в гимнастике произво­дятся сбавки в соответствии с градацией ошибок: мелкой ошиб­кой считается отклонение частей тела от правильного поло­жения до 15°, средней — от 15 до 45°, грубой — больше 45°. Эти ошибки вызываются нарушением дозирования усилий.

Общим критерием точности спортивных движений может слу­жить вероятность попадания в требуемую (заданную) область.

20. Пластичность. Пластичный — значит плавный, изящ­ный, способный принимать любую форму, сохраняя ее в даль­нейшем. Пластика понимается как красота движения, харак­теризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов.

В спорте пластичность движений характеризуется законо­мерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Угловатость, рез­кость, дисгармония движений исключены. Пластичность обус­ловливает красивую постановку и непринужденную грациоз­ность движений.

Проявление пластичности движений в гимнастике возмож­но на основе умения снимать мышечные напряжения в нуж­ный момент выполнения движения с широкой амплитудой.

21. Мягкость. Двигаться мягко — значит двигаться нежно, лег­ко, тихо, едва слышно, плавно. Мягкость — одно из основных выразительных средств артистов балета, которое заключается в умении двигаться эластично, выворотно, гибко и ритмично.

Мягкость движений достигается путем выполнения следу­ющих требований:

— двигаться с отставанием частей тела;

— выполнять движение с последовательным включением уча­ствующих в нем звеньев — волной;

— добиваться целостного характера движений.

22. Элегантность. Элегантный — означает изящный, изыс­канный.

В гимнастике элегантность — это изящество, чувство изящ­ного, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность. Элегантный исполнитель — в меру изысканный, утонченный.

23. Четкость. Четкий — отчетливый, отличающийся стро­гой организацией, точностью выполнения.

24. Темп. Понятие темпа в спорте — устоявшееся и понимает­ся специалистами однозначно. Как известно, темп — это сте­пень быстроты движения, осуществления чего-либо; времен­ная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени.

Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности испол­нения движений.

25. Грациозность. Грация — особый вид красоты, проявляю­щийся в легкости, пластичности движений и форм.

Грация — это то, что придает движениям естественность и непринужденность, служит выражением красоты движений человека. Фундаментом грации является умение выполнять дви­жения с совершенством и легкостью. Имеются указания на зависимость грациозности исполнения движений в гимнасти­ке от правильной постановки частей тела.

Очевидно, специалисты по технико-эстетическим видам спорта вкладывают в понятие грациозности общепринятый смысл и по­нимают ее как изящество, красоту в позах, движениях.

26. Изящество. Изящный — обладающий красивой, худо­жественной соразмерностью частей, художественно тонкий, изысканный.

Изящное — одна из разновидностей красоты, проявляюща­яся во внешнем облике предметов и явлений действительно­сти и характеризующаяся особой завершенностью, соразмер­ностью, легкостью форм, ловкостью, грациозностью движений и несовместимая с вычурностью, показной красивостью.

В спортивной гимнастике изящество исполнения опреде­ляется умением двигаться легко, выразительно, целесооб­разно и точно.

27. Плавность. Плавный — совершаемый легко и ровно, без резких и крутых изменений, отличающийся равномерными, ритмичными движениями.

28. Законченность. Законченными считаются предметы или явления, характеризующиеся цельностью, завершенностью.

Применительно к фигурному катанию можно отметить, что законченные движения не отрывисты в своих амплитудах и создают впечатление легкости их выполнения.

Законченное, целостное впечатление производят также уп­ражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями.

29. Слитность — как свойство и состояние слитного, нераз­дельность, единство чего-либо.

В хореографии слитность движений означает «связанные тем­пы». Этот принцип требует исполнять упражнения слаженно, слитно, согласовывать движения всех частей тела.

В гимнастике слитность — это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять эле­менты в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслаб­ления, выполняемые легко, пластично.

30. Целостность, представляющая собой внутреннее един­ство объекта.

Целостность — одна из основных особенностей движений в технико-эстетических видах спорта. Она заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновремен­ным или последовательным включением всех частей тела.

Целостность исполнения в художественной гимнастике до­стигается согласованностью движений рук с основными дви­жениями туловища и предметов, придающей движениям мяг­кость, закругленность.

31. Свобода. Свободный — совершаемый, протекающий лег­ко, без затруднений, без напряжений. Не связанный, не на­пряженный. Свободный в движениях — отличающийся легки­ми, плавными движениями.

Свобода движений в классическом танце понимается как выполнение движений без чрезмерных напряжений, энергич­но и уверенно.

32. Чистота. Чистый — тщательно, аккуратно и искусно выполненный, четкий, ясно очерченный, не расплывшийся.

В гимнастике чисто выполнить движение значит выполнить его без ошибок.

33. Согласованность. Согласованный — такой, в котором до­стигнуто взаимное согласие, соответствие, слаженный.

34. Рациональность. Рациональный — основанный на требо­ваниях разума, логики; разумный, направленный к наиболее разумному использованию чего-либо, целесообразный.

В гимнастике рациональность — характеристика технических действий, которая определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов.

Одним из критериев рациональной техники в гимнастике может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1120. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия