Студопедия — Монтень Мишель Эйкем де
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Монтень Мишель Эйкем де






Французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения.

Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, которая лишь в XV в. получила дворянство и прибавила к своему родовому имени Эйкем еще фамилию Монтень, по названию приобретенной прадедом философа в 1496 г. сеньории Монтень (область Перигора в провинции Гасконь). Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к служивому дворянскому сословию — «дворянской мантии»; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии.
В детстве был слабым, хрупким и мечтательным ребенком; с двух лет воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни.
Все в семье - и отец, и мать, и слуги, - разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва сыну исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо, считавшийся одним из лучших учебных заведений Франции того времени. Затем (с 1546) последовала учеба в университете Тулузы [по другим сведениям - изучал философию в Гийеньском коллеже и университете города Бордо, а затем продолжил обучение в Тулузском университете].
/Вот как проходил рабочий день студента Тулузского университета (из письма Поля де Фуа - друга Монтеня): «С пяти утра студенты в течение пяти часов слушали комментарии профессора по тем или иным античным авторам. После обеда читали Софокла и Аристофана или Еврипида, а иногда Демосфена, Цицерона, Вергилия или Горация. В час дня возобновлялись аудиторные занятия, длившиеся до 17 часов. Затем приводились в порядок тетради с записями и сверялись отрывки, цитированные профессором, что занимало более часа. После ужина снова читали греческую или римскую литературу»./
С юношеских лет Монтень вёл дневник, в котором запечатлевал как события своего времени, так и личные переживания. Интеллектуально он сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма.
В 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права, Монтень получил судейскую должность:стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо (1558-1571). [Парламентами во Франции (до революции 1789 г.) назывались судебные органы, представлявшие собой предварительную инстанцию по сравнению с королевским судом и пользовавшиеся значительной автономией.]

Вскоре он подружился со своим коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след.
Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков, но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости. Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно, поскольку церковное учение представляет собой единое целое.
В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное приданое. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку.
Как писал Монтень, он, «давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости» - т.е. занялся литературной деятельностью. В результате, в 1580 вышли в свет две первые книги его «Опытов» — произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всей мирную славу.
Самым первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера – за пределами разума и выше его.
Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о философии и религии посвящена Апология Раймунда Сабундского [Раймона Себона] – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Согласно Монтеню, природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни — жизни в умеренности. Органы чувств человека — несовершенны ("кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?"), способности нашего познания ограниченны — лишь один Бог, согласно Монтеню, всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между "Я знаю" и "Я не знаю" — естественно трансформируется, по мнению философа, в единственно правильно поставленный вопрос: "А что именно я знаю?", предполагающий воздержание от суждений, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зрения Монтеня, "...если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание".
Гносеологический скептицизм Монтеня фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из "движения и деятельности". При этом Монтень полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Как полагал философ, "человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа". Одоление людского невежества, по Монтеню, жизненно важно, ибо "люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают", а "...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого". ("Об истине же, — утверждал М., — нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека").
Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору – послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и

мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах, где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о «благородном дикаре».
Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя три года отправился лечиться на воды – в Германию и Италию. Плодом этого путешествия стал Путевой дневник (Journal de Voyage).
Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в yeдинeнии не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он всецело находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем, выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную власть, единство нации и целостность государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).
Тем временем Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником престола, Генрихом Наваррским. Монтень принимал принца и заслужил его расположение. Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов.
Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт – не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться.
В 1586-1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра (с 1585), продолжил литературные занятия и написал третью книгу «Опытов». Позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях (он стал депутатом Генеральных штатов) и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).
В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное издание Опытов.
В 1676 г. Ватикан внёс «Опыты» Монтеня в «Индекс запрещённых книг».
Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями – камни в почках, подагра, ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер Монтень в своем замке, близ Бордо, в кругу семьи 13 сентября 1592.
Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для «либертенов», и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер. Монтень оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма во Франции и за ее пределами. 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. – тонкость его психологических рассуждений.
Наследниками и продолжателями его идей являлись Гассенди, Декарт, Бейль, «либертены», Р. Бэкон, а позднее Вольтер, Руссо и франц. материалисты 18 в.
Весьма многочисленны и труды зарубежных «монтеневедов» первой половины 20в.:
Г. Янсена (1930), М. Ситолё (1937), К. Склафера (1951), Ж. Коплена (1925), М. Дреано (1936, 1952), Г. Трюка (1945), Г. Фридриха (1949), Ж.Шевалье (1956), Т. Сюрана (1903), Р. Думнка (1905), Р. Рихтера (1903-08), Э. Фора (1926), Э. Ауэрбаха (1946), А. Крессон (1952), И. Гиршбергера (1955) и др.

О личности Монтеня
Монтеню была свойственна повышенная раздражимость ума, что обрекало его на вечное уединение даже в кругу семьи.
Монтеневский постулат жизнеопределения незатейлив, но затевателен: Я всего лишь навсего хочу стать более мудрым, а не более ученым или красноречивым. Монтень исповедовал равновесие. В гербе над своим именем он нарисовал эмблему: две чаши весов с надписью «Que scais-je?» («Почём мне знать?»).
Вся исследовательская одаренность Монтеня была положена им на алтарь фундаментальнейшего из древнейших принципов - завета «Познай себя самого»: Я изучаю самого себя: в этом моя метафизика и физика.
Классификационно Монтень - философ закоулков человеческой души, патологии характера, поведения людей в нестандартных и экстремальных ситуациях.
Его волнуют не элементы мира, а «элементы личности», «поведенческие узоры и композиции», сюрпризы ума и загадки сердца в широком диапазоне — от великодушия и благородства до подлости и низости. От Монтеня начинает путь крылатое изречение: «Для камердинера нет героев»:
Первоначальный вариант этого афоризма имел такую форму: «Ни один великий человек не был уважаем своей прислугой». [У этого высказывания есть историческая подоплёка: царь Македонии Антигон I Гонат (319 - 240/239 до н. э.) в ответ на преподнесённое ему раболепное стихотворение, где он именовался «сыном Солнца» и «богом», пошутил: «Вот бы вам это внушить моему слуге, чтобы вёл себя соответственно!».]
Вот как это выглядит у Монтеня: «Мир считает чудом иных людей, в которых, однако, ни их жёны, ни их камердинеры не видели ничего замечательного». Своим ученым занятиям Монтень предавался в библиотеке (на третьем этаже замковой башни). Здесь, в своем кабинете, он листал книги, делал выписки, погружался в размышления, диктовал, прохаживаясь взад и вперед. На тех, кто в ней побывал в библиотеке Монтеня, незабываемое впечатление производили нанесённые на потолок любимые владельцем интеллектуальные формулы. Среди них: Пирроново «Воздержись!» и неизвестного происхождения: «Бог создал человека подобным тени».
Монтеню никогда не надоедало находить и вычерпывать интересное, перекачивая, как насос из нижнего уровня наверх, прошлое в настоящее, «уже достигнутое» в «повседневное»: «Ведь я заимствую у других то, что не умею выразить столь же хорошо либо по недостаточной выразительности моего языка, либо по слабости моего ума». Но ему было известно также, что общение с книгами сродни преклонению: переусердствование грозит перейти в манию, чревато опасностью потери себя.
«Когда я пишу, я уклоняюсь от общества книг и воспоминаний о них из страха, как бы они не вторглись в мою форму».







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия