Студопедия — Возникновение и формирование марксистского экономического учения в 40-х годах ХІХ в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение и формирование марксистского экономического учения в 40-х годах ХІХ в.






Марксистское экономическое учение возникло в 40-х годах ХІХ в. Оно стало своеобразным теоретическим обобщением развития капитализма эпохи свободной конкуренции. На это время система капитализма доказала не только свою прогрессивность, но и показала присущие ей экономические и социальные противоречия. Поступательное развитие капиталистических производительных сил испытало первые глубокие кризисы (1825,1836,1847). Проявлением обострения социальных противоречий были восстания лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834гг., чартистскоедвижение 30-40-х гг. в Англии, восстание силезких ткачей в 1844 г. в Германии. Эти события свидетельствовали, во-первых, что капитализм не оправдывает ни либеральных ожиданий, ни теоретико-экономических обоснований его прогрессивности, а, во-вторых, что на арену политической борьбы выступает новый класс - пролетариат. Идеологом и защитником его интересов и стала марксистская политическая экономия.

Основоположниками нового экономического учения стали немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Идейными источниками их учения были немецкая классическая философия Гегеля-Фейербаха, английская классическая политэкономия Смита-Рикардо, французский утопический социализм.

Опираясь на принципы диалектического и исторического материализма, синтезируя и развивая достижения классической политической экономии и социалистической социально-экономической мысли, классики марксизма стремились доказать историческую неизбежность замены капитализма, основанного на рыночной экономике, социализмом (коммунизмом), построенным на общественной собственности и плановом управлении хозяйством.

Основы нового экономического учения К. Маркс и Ф. Энгельс начали разрабатывать в 40-х гг. ХІХ в.

Первой работой марксизма в области политэкономии считается работа Ф. Энгельса "Наброски к критике политической экономии";, опубликованная в 1844 г. В ней было положено начало критике буржуазной политической экономии и капиталистических производственных отношений. Вся политэкономия, от меркантилистов до Смита, Рикардо, Мальтуса, Маккуллоха, Милля, рассматривается им, как такая, что защищает буржуазные отношения собственности, и "чем ближе экономисты к нашему времени, тем дальше они от честности". Частная собственность является причиной экономических кризисов, противоречий и противостояния в производстве, на рынке и в обществе. В противовес представителям классической политэкономии, Энгельс подвергает критике капиталистическую конкуренцию. Он показал диалектическое единство между конкуренцией и монополией, которое состоит в том, что конкуренция порождает стремление предпринимателей к монополии; устранение того и другого возможно только благодаря ликвидации частной собственности. Резкой критике поддается теория народонаселения Мальтуса. Эта работа отвлекла внимание Маркса от философии и права, направив его в сферу экономических вопросов.

В работе " Экономико-философские рукописи 1844 года " К. Маркс обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, которую признал как главную в общественном отношении. Рассматривая три вида доходов трех классов капиталистического общества - заработную плату, прибыль и земельную ренту - он указывает на их противоположность, обусловленную, по его мнению, частной собственностью на средства производства. Капиталист, будучи собственником средств производства, постоянно стремится уменьшить заработную плату, которая является результатом труда рабочего.

Выясняя отношение меркантилистов, физиократов, А. Смита и Д.Рикардо к частной собственности, Маркс утверждает, что до сих пор политэкономия как наука защищала существующий порядок, отвечала его потребностям. Ныне ее предметом должны стать отношения между трудом и капиталом.

В этой работе впервые отмечается, что основой человеческого общества есть материальное производство.

В 1845 г. в Лейпциге была опубликованная работа Ф. Энгельса " Положение рабочего класса в Англии ". Он показывает, как в результате промышленного переворота возник пролетариат, который за короткий промежуток времени превратился в один из основных классов буржуазного общества. Характеризуя тяжелую работу рабочих, нечеловеческие условия их существования, Энгельс показывает, что капиталистическое общество строит свое благосостояние на обнищании рабочего класса и, тем самым, подталкивает его к борьбе.

Энгельс объясняет причины, даёт характеристику разных форм безработицы. Критикуя Мальтуса, он доказывает, что существование излишка населения есть порождением капитализма. Резервная армия труда - необходимое условие функционирования капиталистической экономики, расширения производства в периоды экономического подъема.

В этой работе Ф. Энгельс даёт характеристику экономическим кризисам, механизмам их возникновения и формам проявления. Причиной экономических кризисов он считал погоню капиталистов за прибылью и анархию капиталистического производства.

В 1845-1846 гг. Маркс и Энгельс совместно написали работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". Развивая идею о том, что основой развития общества есть материальное производство, они в работе " Святое семейство " доказывают, что творцами истории являются не отдельные личности, а сам народ. В условиях капитализма движущей силой общественного развития является рабочий класс. В этой работе расширяется критика буржуазной политэкономии, указывается на ее основной порок: преклонение перед принципом частной собственности, стремление представить частную собственность как что-то наиболее разумное и вечное.

В работе " Немецкая идеология " Марксом и Энгельсом впервые обосновывается учение об общественно-экономических формациях, исторический процесс характеризуется как изменение этих формаций революционным путём. Развитие и изменение разных форм собственности рассматривается в связи с развитием производительных сил. Нарушение соответствия между производственными отношениями и производительными силами и необходимость восстановления этого соответствия является источником общественного развития.

В 1847 г. в Париже и Брюсселе на французском языке выходит работа К. Маркса " Нищета философии ". Она была ответом Прудону, который опубликовал в 1846 г. работу "Система экономических разногласий, или философия нищеты". Прудон, как известно, предлагал проект устранения отрицательных свойств капитализма с помощью так называемого справедливого обмена и конституированной стоимости, а также укрепления позиций мелких товаропроизводителей с помощью народного банка и запрета забастовок.

Полемизируя с Прудоном, К. Маркс выясняет сущность экономических категорий, отмечая, что экономические понятия являются основой не человеческого ума, а отношений производства, являются их отражением. В "Нищете философии" положено начало исследования стоимости, прибавочной стоимости, земельной ренты, более глубокий анализ, которых было осуществлено в 50-е годы. Поэтому эту работу много исследователей считают началом работы Маркса над "Капиталом".

В декабре 1847 г. Маркс читал лекции немецким рабочим в Брюсселе, которые в 1849 г. в виде брошюры были опубликованы под названием " Наёмный труд и капитал ". Основное внимание в этой работе уделено выяснению сути заработной платы и капитала, влияния накопления капитала на положение рабочего класса; параллельно даётся характеристика факторов, которые влияют на цену товара, раскрывается механизм действия закона стоимости.

Критикуя своих предшественников за то, что они капитал отождествляли с предметами, Маркс подчеркивает, что капитал - это производственное отношение, присущее буржуазному обществу. "Капитал, - пишет он, - предусматривает наёмный труд, а наёмный труд предусматривает капитал. Они взаимно обусловливают друг друга; они взаимно порождают друг друга".

В этой работе Маркс впервые определяет показатель степени эксплуатации, определяя его как отношение заработной платы к прибыли. Используя показатель относительной заработной платы, Маркс отметил наличие относительного обнищания рабочего класса, которое может быть даже в условиях повышения реальной заработной платы при одновременном ускоренном росте прибыли.

Влияние накопления капитала на заработную плату и положение рабочего класса анализируется настолько основательно, что его почти полностью было воспроизведено в "Капитале".

Сочинением, которое знаменовало органическое объединение научно-теоретической и революционно-практической деятельности К.Маркса и Ф. Энгельса, стал " Манифест Коммунистической партии ", опубликованный ими в феврале 1848 г. в Лондоне, накануне революции, которая охватила ряд европейских государств. В работе отмечается: "История всех до сих пор существующих обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, то есть угнетенный и угнетающий находились в вечном антагонизме, вели беспрерывную то скрытую, то открытую борьбу, которая всегда завершалась революционной перестройкой всего общественного устройства или общей гибелью классов". Не является исключением и капиталистическое общество.

Значительное место в работе отводится выяснению диалектической связи между производительными силами и производственными отношениями. Показывается, что на протяжении продолжительного времени капиталистические производственные отношения оказывали содействие невиданному в истории развитию производительных сил, но в дальнейшем буржуазные производственные отношения превратились в оковы для развития производительных сил. Ярким примером этого стали разрушительные экономические кризисы.

В "Манифесте" очерчиваются пути становления и характерные особенности коммунистического общества: экспроприация земельной собственности, высокий прогрессивный налог, государственная централизация кредита и транспорта, увеличение государственной собственности и её совершенствование через централизованное планирование, обязательность труда для всех, объединение земледелия с промышленностью, ликвидация различий между городом и селом, воспитание детей за счет общества и т.п.

"Манифест" был программной работой для каждого государства, которое стремилось построить социалистическое и на его основе коммунистическое общество, но в нём не было теоретического обоснования программных требований коммунистов.

С 1850 г. Маркс начинает свои экономические исследования с целью создания фундаментального экономического учения, которое было изложено в его знаменитой работе "Капитал".

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия