Студопедия — Мишель Монтень. Опыты. Том I 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мишель Монтень. Опыты. Том I 10 страница






 

[745]Размышляй об изгнании, пытках, войнах, болезнях, кораблекрушениях, чтобы не быть новичком ни при каком бедствии (лат.). – Сенека. Письма, 107, 4.

 

[746]Предчувствие страдания повергает тех, кто страдал, в такую же скорбь, какую они испытывали страдая (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32.

 

[747]Иванов день – 24 июня.

 

[748]…говорит один из мудрецов… – т. е. Сенека (Письма, 13, 10).

 

[749]…совершенствуя заботами человеческие сердца (лат.). – Вергилий. Георгики, 1,123.

 

[750]Усталость изнуряет чувства меньше, чем размышление (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, I, 12.

 

[751]Напрасно, смертные, вы хотите узнать час своих похорон и какой дорогой к вам явится смерть (лат.). – Проперций, II, 27. Монтень не вполне точно цитирует Проперция.

 

[752]Менее мучительно претерпеть внезапную гибель, чем пребывать в длительном страхе (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл. Элегии, I, 278–279.

 

[753]Вся жизнь философов есть приуготовление к смерти (лат.) – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 30. В I книге «Опытов» (начало гл. XX) Монтень уже цитировал эти слова Цицерона; однако там он комментировал их в совершенно противоположном смысле. Таких противоречий в «Опытах» довольно много, и отчасти они объясняются длительностью срока, в течение которого писалась книга.

 

[754]Где ни застанут меня обстоятельства, я тот же самый повсюду (лат.). – Гораций, Послания, I, 1, 15.

 

[755]…Цезарь высказывал мнение… – См.: СветониЙ. Божественный Юлий, 37. Мнение Цезаря Монтень уже приводил во II книге «Опытов» (гл. XIII).

 

[756]Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого (лат.). – Сенека. Письма, 98, 8.

 

[757]…он… говорил своим судьям… – Приводимая Монтенем речь Сократа представляет собой парафразу платоновой «Апологии Сократа» в латинском переводе Марсилио Фичино. Пританей – правительственное здание, в котором заседали пританы (высшие должностные лица в греческих полисах); афинский Пританей находился в Акрополе; в одном из его зданий помещалась трапезная, в которой неимущие граждане кормились на общественный счет.

 

[758]Лисий (459–378 гг. до н. э.) – знаменитый афинский оратор.

 

[759]…виновники его гибели… повесились. – Источник Монтеня: Плутарх. О зависти и ненависти, 6.

 

[760]Так обновляется совокупность вещей (лат.). – Лукреций, II, 75.

 

[761]Одна пресекшаяся жизнь породила тысячу других (лат.). – Овидий. Фасты, I, 380.

 

[762]…использован Сократом против Эвтидема. – См.: Платон. Эвтидем.

 

[763]Для самих душ весьма важно, в каком теле они заключены; ведь от тела исходит много такого, что либо возвышает, либо притупляет душу (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 33.

 

[764]Сократ говорил о своем безобразии… – Источник Монтеня: Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 37.

 

[765]Сократ назвал ее благостной тиранией… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[766]…преимуществом, которым может наделить природа. – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[767]Фрина проиграла бы свое дело… – Источник Монтеня: Квинтилиан. Обучение оратора, II, 15. Фрина – знаменитая греческая куртизанка, жила в IV в. до н. э.; обвиненная в безбожии, она была привлечена к суду.

 

[768]По‑гречески… обозначается одним словом. – καλοκαγαθία – красота, благородство и честность, соединенные вместе.

 

[769]…здоровье, красота, богатство. – Платон. Горгий, 451 е.

 

[770]…красивым принадлежит право повелевать… – Аристотель. Политика, I, 3.

 

[771]Аристотель ответил… – Диоген Лаэрций, V, 20.

 

[772]Что я сказал? Я сказал, что имею? Да, я имел, Хремес, так будет правильнее! (лат.) – Теренций. Сам себя наказующий, I, 42.

 

[773]Увы! Ты видишь лишь кости изнуренного тела (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 238.

 

[774]Тогда, Эней, нужна отвага и душевная твердость (лат.). – Вергилий. Энеида, VI, 261.

 

[775]Уже воззвав в молитве к Кастору и Поллуксу (лат.). – Катулл, XIII, 65. Кастор и Поллукс – братья‑близнецы, сыновья Леды, первый от ее мужа Тиндара, второй от Юпитера, явившегося ей в образе лебедя; Кастор и Поллукс считались покровителями странников и моряков.

 

[776]Я хотел бы, чтобы люди были виноваты передо мной лишь настолько, насколько у меня хватит духу их покарать (лат.). – Тит Ливий, XXIX, 21. Монтень цитирует эти слова Ливия, приспособлял их к своему контексту.

 

[777]…Аристотеля как‑то упрекали за… мягкосердечие… – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций: V, 17.

 

[778]…хоть я… всего‑навсего трефовый валет… – т. е. человек незначительный.

 

[779]…говорилось о… царе Харилае… – Источник Монтеня: Плутарх, О зависти и ненависти, 5.

 

[780]…Плутарх дает оба варианта… – См.: Плутарх. Жизнеописание Ликурга, 5.

 

[781]Благодаря всевозможным пояскам опыт создал искусство, путь к которому указывают примеры (лат.). – Манилий. Астрономика, 61–62.

 

[782]…умел разбираться, какое яйцо снесено… – Об этом рассказывает Цицерон: Академические вопросы, II, 18. Цицерон говорит, однако, не о некоем человеке из Дельф, а о человеке с острова Делос.

 

[783]…во всех мирах Эпикура… – По учению Эпикура, вселенная бесконечна, и в ней существуют бесчисленные миры, сходные с нашим и несходные.

 

[784]Подобно тому как когда‑то мы страдали от преступлений, так страдаем теперь от законов (лат.). – Тацит. Анналы, III, 25.

 

[785]…любая страна терпит от юристов и медиков. – Платон. Государство, III, 405 а‑с.

 

[786]Все, что размельчено в порошок, – перемешано (лат.). – Сенека. Письма, 89, 3. Монтень несколько изменил текст Сенеки.

 

[787]Ученость создает трудности (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, X, 3.

 

[788]Ульпиан Домиций – см. прим. 84, с. 454. Бартоло – см. прим. 612, гл. XII, том II; Бальдо дельи Убальди – см. прим. 612, с. 444.

 

[789]Мышь в смоле (лат.) – латинская поговорка.

 

[790]…слова Кратеса о произведениях Гераклита… – Диоген Лаэрций, IX, 12.

 

[791]Так видим мы, склонившись у ручья… – Это стихи Ла Боэси, обращенные им к Маргарите де Карль, его будущей жене.

 

[792]…порождены одною и тою же гордыней. – Аристотель. Никомахова этика, IV, 7.

 

[793]Лернейская гидра – девятиглавое чудовище, у которого на месте каждой отрубленной головы вырастали две новые; чтобы убить чудовище, надо было отрубить все головы сразу, что и сделал Геракл.

 

[794]Сократ спросил у Мемнона… – Источник Монтеня: Плутарх. О многочисленности друзей, I.

 

[795]Филипп… разрешил подобную… задачу… – Источник Монтеня: Плутарх. Изречения древних царей.

 

[796]…вызывает… в памяти мнение древних… – Источник Монтеня: Плутарх. Наставление занимающимся государственными делами, 21.

 

[797]…правосудие… действует на манер медицины… – Источник Монтеня: Плутарх. Почему божественное правосудие не сразу наказывает виновных, 16.

 

[798]…правосудие создают обычаи и законы… – См. Диоген Лаэрций, II, 93.

 

[799]…для мудрого воровство… и всякого рода разврат… допустимы… – См.: Диоген Лаэрций, II, 99.

 

[800]Я, подобно Алкивиаду… – Плутарх. Жизнеописание Алкивиада, 22.

 

[801]Люди являются к этим посланцам… за подарком. – Источник Монтеня: Гонсалес де Мендоса. История Китая. Франц. перевод. Париж, 1588.

 

[802]Каким образом бог управляет мирозданием, как появляется новая луна, как она убывает, как, соединив вместе свои полосинки, ежемесячно вырастает в полную; каким образам ветры властвуют над морем, за чем гонится порывистый Эвр, откуда в тучах неиссякаемая вода, и придет ли день, когда рухнут своды вселенной (лат.). – Проперций, III, 5, 26–31. Эвр – юго‑восточный ветер.

 

[803]Ищите на это ответ, вы, кого занимает устройство мира (лат.) – Лукан, I, 417.

 

[804]Подобно тому, как на морской поверхности появляются белые гребни, а затем море постепенно вздувается и вздымает все выше волны, пока, наконец, от самых глубин не возносится к небу (лат.).

море постепенно вздувается и вздымает все выше волны… Вергилий. Энеида, VII, 528–530.

 

[805]«Познай самого себя» – эти слова были начертаны на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

 

[806]Платон говорит… – Хармид.

 

[807]…Сократ… подтверждает это… примерами. – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[808]…хитроумное платоновское положение… – Платон. Менон, 89 b‑d.

 

[809]…как показал Сократ Эвтидему… – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[810]Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением и одобрением познание и восприятие (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, I, 12.

 

[811]Аристарх сказал… – Об этом передает Плутарх: О братской дружбе, I.

 

[812]…то же, что с древним сыном земли… – т. е. Антеем, сыном Посейдона и Геи (богини земли), которого задушил Геракл. Увидев, что Антей набирается сил, прикоснувшись к земле, Геракл поднял его на воздух и благодаря этому одолел его.

 

[813]…у которого, когда он прикасался к родительнице, исполнялись новою силою истомленные мышцы (лат.). – Лукан, IV, 599–600.

 

[814]…Антисфен сказал своим ученикам… – Диоген Лаэрций, VI, 2.

 

[815]…одной добродетели достаточно, чтобы сделать жизнь счастливой… – Диоген Лаэрций, VI, 11.

 

[816]Но невозможно исчислить, сколь много видов и каковы их названия (лат.). – Вергилий. Георгики, II, 103–104.

 

[817]Лишь одна мудрость полностью обращена на себя (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 7.

 

[818]Персей (178–167 гг. до н. э.) – царь македонский, разгромленный под Пидной римским полководцем Эмилием Павлом, взятый им в плен и умерший в заключении. Передаваемое Монтенем см.: Тит Ливий, XLI, 20.

 

[819]Платон говорит… – Горгий, 487 а.

 

[820]Пока более быстрая кровь давала мне силы и пока завистливая старость не посеребрила мне виски (лат.). – Вергилий. Энеида, V, 415–416.

 

[821]…который хочет быть тем, что он есть, и не хочет ничего другого (лат.). – Марциал, X, 47, 12. Этот стих процитирован Монтенем не вполне точно.

 

[822]…каждый… должен… уметь обходиться без врачей. – Тацит. Анналы, VI, 46; Светоний. Жизнеописание Тиберия, 68; Плутарх. Как сохранять здоровье, 23.

 

[823]Эту мысль он мог позаимствовать у Сократа… – Источник Монтеня: Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 7.

 

[824]…Платон был прав… – Государство, III, 408 d‑е.

 

[825]Наконец‑то я подаю руку этой могущественной науке (лат.). – Гораций. Эподы,

 

[826]Цирцея (Кирка) – волшебница, властительница острова, на который попал Одиссей со своими спутниками (Гомер. Одиссея, X); дав им волшебный напиток, Цирцея превратила их в свиней. Позднее, по настоянию Одиссея, она их расколдовала.

 

[827]…об этом… говорится где‑то у Сенеки. – Сенека. Письма, 90, 25.

 

[828]…лучшая утеха жизни – огонь… – Плутарх. Проблемы платоновской философии, 10.

 

[829]Васкосан, Мишель (ок. 1500–1576) и Плантен, Кристоф (1514–1589) – известные французские печатники, современники Монтеня.

 

[830]…Аристотель говорит об Андроне аргийце… – Диоген Лаэрций, IX, 81.

 

[831]…хочу упомянуть об одном дворянине… – Известно, что Монтень имеет в виду Жана де Вивонна, французского посла в Испании с 1572 по 1583 г.

 

[832]…это говорил и Сенека… – Письма, 56, 5.

 

[833]Когда Алкивиад спрашивал Сократа… – Этот ответ Сократа приводит Диоген Лаэрций, II, 36.

 

[834]Секстий – см. прим. 224, с. 428. О том, что Секстий не употреблял в пищу мяса, Сенека сообщает в письме 108.

 

[835]Аттал – философ‑стоик, у которого обучался Сенека, часто вспоминающий его в своих письмах. О том, что Аттал советовал спать на жестком ложе, Сенека сообщает в письме 108.

 

[836]Если она собирается выехать куда‑нибудь неподалеку за город, то время отъезда устанавливается по книге астрологии; если у нее зачешется уголок глаза, который она только что потерла, то она не приложит примочки, пока не заглянет в свой гороскоп (лат.). – Ювенал, VI, 577–579.

 

[837]…по словам Филопемена… – Плутарх. Жизнеописание Филопемена, 3. Филопемен (ок. 252–183 гг. до н. э.) – греческий полководец.

 

[838]…так исцелился Цезарь от падучей… и не поддавался ей. – Плутарх. Жизнеописание Цезаря, 17.

 

[839]Человек по своей природе – животное чистое и изящное (лат.). – Сенека. Письма, 92, 12.

 

[840]Стоит ли жизнь такой цены? (лат.) – Чьи это слова, не установлено.

 

[841]Нас заставляют отучить душу от привычных вещей, и, чтобы жить, мы перестаем жить. Можно ли считать живущими тех, кого лишают и воздуха, которым мы дышим, и света, столь много значащего для нас? (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 155–156 и I, 247–248.

 

[842]Когда порхающий взад и вперед Купидон блистал возле меня, облаченный в великолепную пурпурную тунику (лат.). – Катулл, XVIII, 133–134.

 

[843]И сражался не бесславно (лат.). – Гораций. Оды, III, 26, 2.

 

[844]Помню, что счет у меня едва доходил до шести (лат.). – Овидий. Любовные песни, III, 7, 26. Монтень несколько изменил слова Овидия.

 

[845]Квартилла – персонаж из «Сатирикона» Петрония.

 

[846]Вот почему я стал похотлив, и на теле у меня рано выросли волосы, и моя мать была поражена моей бородой (лат.). – Марциал, XI, 27, 7.

 

[847]Защити меня, господи, от себя самого (исп.). – Монтень приводит здесь испанскую поговорку, встречающуюся в различных вариантах у многих народов Европы.

 

[848]Фернель, Жан (1497–1558) – знаменитый французский врач, автор большого количества трудов, прозванный современниками «Галеном нового времени»; Скалигер, Юлий Цезарь (1484–1558) – прославленный французский эрудит, автор трудов по филологии и медицине.

 

[849]в одной греческой школе кто‑то говорил очень громко… – Об этом рассказывает Плутарх: О велеречивости, 21.

 

[850]Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей не потому, что он громкий, а в силу присущих ему свойств особого рода (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, XI, 3.

 

[851]Я согласен с Крантором… – Платон. Тимей, 89 b‑c. Крантор – см. прим. 200, гл. XII, том II.

 

[852]Возмущайся, если несправедливость совершена только по отношению к тебе одному (лат.). – Сенека. Письма, 91, 15.

 

[853]Глупец! Что ты тщетно предаешься ребяческим мечтам? (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 11.

 

[854]Платон не считает… – Государство, III, 406 с.

 

[855]Не иначе, как тот, кто старается поддержать разрушающуюся стену и для этого ставит всякого рода подпорки, пока в один прекрасный день его сооружение не развалится и не рухнет со всеми своими подпорками (лат.).

…в один прекрасный день… сооружение… развалится и… рухнет… – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 171–174.

 

[856]…Ктесифонт… бил своего мула ногами… – Об этом рассказывает Плутарх: Как надлежит сдерживать гнев, 8.

 

[857]Незаслуженное страдание – особенно мучительно (лат.) – особенно мучительно. – Овидий. Героиды. V, 8.

 

[858]Когда с Сократа сняли оковы… – Об этом передает Платон в «Федоне», 60 b‑c.

 

[859]…Цицерон, говоря о болезни старости… – Цицерон. О старости.

 

[860]Злоупотребление сном Платон считает более пагубным, чем злоупотребление вином. – Платон. Законы, VII, 807 e, 808 a‑b.

 

[861]Прекрасно, по‑моему, умереть сражаясь (лат.). – Вергилий. Энеида, II, 317.

 

[862]Жить, мой Луцилий, значит бороться (лат.). – Сенека. Письма, 96, 5.

 

[863]Это тело больше не в силах переносить пребывание под открытым небом или терпеть ливни (лат.). – Гораций. Оды, III, 10, 19–20.

 

[864]Тревоги моей больной души не подтачивают здоровья моего тела (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 25.

 

[865]Кто удивится, увидев в Альпах зобатого (лат.). – Ювенал, XIII, 162. Альпийские жители часто страдают так называемым эндемическим зобом; считают, что это заболевание вызывается недостаточным количеством йода в питьевой воде.

 

[866]Неудивительно, что в сновидениях перед людьми проходит все то, чем они занимаются в жизни, о чем они думают и заботятся и что видят и делают и замышляют, пока бодрствуют (лат.). – Стихи из трагедии Аттика, процитированные Цицероном в его трактате «О гадании»: I, 22.

 

[867]…разум… должен извлекать из снов предвещание будущего. – Платон. Тимей, 71 e.

 

[868]…примеры, приводимые Сократом, Ксенофонтом, Аристотелем… – Эти свидетельства приводятся Цицероном: О гадании, I, 25.

 

[869]…атланты никогда не видят снов… – Источник Мои теня: Геродот, IV, 184. Атланты – легендарный народ, живший, по мнению античных историков, на севере Африки, в горах Атласа. По Диодору Сицилийскому, атланты достигли высокого уровня цивилизации, но были побеждены и истреблены другим легендарным народом – троглодитами.

 

[870]…Пифагор советовал принимать определенную пищу… – О советах Пифагора по этому Поводу см.: Цицерон. О гадании, II, 58.

 

[871]…слуга Перикла ходил по… гребню крыши. – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций, IX, 82.

 

[872]…не согласен с мнением Фаворина… – Авл Геллий, XV, 8. Авл Геллий говорит не о Фаворине, а о Фавонии. Монтень ошибочно приписывает Фаворину те суждения, которые Фавонии, по Авлу Геллию, подвергал критике.

 

[873]Это забавы пресытившейся богатством роскоши (лат.). – Сенека. Письма, 18, 7.

 

[874]Если ты боишься отведать овощи, поданные в простой миске (лат.). – Гораций. Послания, I, 5, 2. Монтень приспособил стих Горация к своему контексту.

 

[875]Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого (лат.). – Сенека. Письма, 123, 3.

 

[876]Как по сердцу мне душевное благородство Хелониды… – См.: Плутарх. Жизнеописание Агнса и Клеомена, 17.

 

[877]Натуре моей более свойственно следовать примеру Фламинина… – См.: Плутарх. Жизнеописание Фламинина, I.

 

[878]…примеру Пирра, унижавшегося перед сильными… – См.: Плутарх. Жизнеописание Пирра, 3.

 

[879]…приходить к столу… позже других, как это делал Август… – Об этом сообщает Светоний: Жизнеописание Августа, 74.

 

[880]…Солон… считает крайним пределом… семьдесят лет. – Об этом сообщает Геродот: I. 32.

 

[881]Благодетельную уверенность (греч.). – Здесь Монтень, как обычно, выражает свою приверженность к известному латинскому изречению Sapienti sat… (мудрому довольно).

 

[882]Все, что делается согласно природе, должно считать хорошим (лат.). – Цицерон. О старости, 19.

 

[883]…смерть… к которой нас приводит старость, – наиболее легкая… – Платон говорит об этом в «Тимее», 81 е.

 

[884]Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст (лат.). – Цицерон. О старости, 19.

 

[885]…постничал, чтобы отучить свой вкус от изобилия яств… – Об этом передает Сенека: Письма, 18, 9.

 

[886]…с… божком… раздувшимся от винных паров… – т. е. богини разума Афины и Диониса – бога вина.

 

[887]…согласен с… Эпикуром… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 19, 10.

 

[888]…одобряю Хнлона… – См.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 2.

 

[889]…пил всего три раза в день. – Об этом рассказывает Светоний: Жизнеописание Августа, 77.

 

[890]…не желая нарушать правило Демокрита… – Это передает Плиний Старший: Естественная история, XXVIII, 17. Впрочем, Плиний Страший говорит о Деметрии, а не о Демокрите. Монтень позаимствовал свой пример у Эразма Роттердамского (Афоризмы, II, 3, 1), который и допустил эту ошибку.

 

[891]…обычай разбавлять вино водой введен был Кранаем… – Об этом рассказывает Атеней: II, 2. Кранай – легендарный афинский царь.

 

[892]Прислужница… Хрисиппа говорила… что у него только ноги хмелеют… – Об этом рассказано у Диогена Лаэрция: VII, 183.

 

[893]из Диоген… дал… оплеуху… воспитателю. – См.: Плутарх. О том, что добродетель можно преподать и ей можно научиться, 2.

 

[894]В Риме были люди, обучавшие пристойно жевать… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 15, 7.

 

[895]Алкивиад… не допускал за столом даже музыки… – Источник Монтеня: Платон. Протагор, 347 с‑е.

 

[896]Варрон считал… – Об этом рассказывает Авл Геллий: XIII, 11.

 

[897]Ксеркс… был просто самодовольным хлыщом… – См.: Цицерон. Тускуланские беседы, V, 7.

 

[898]Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (лат.). – Гораций. Послания, I, 2, 54.

 

[899]…как показали весы Критолая. – О весах Критолая сообщает Цицерон: Тускуланские беседы, V, 17. Критолай – греческий философ‑перипатетик (II в. до н. э.), считавший, что если положить на чаши весов духовные и телесные радости, то духовные радости перевесят.

 

[900]Философы киренской школы считают… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, II, 90.

 

[901]…как говорит Аристотель… – Никомахова этика, II, 7 и III, 11.

 

[902]…как бы их поддержали… только Марс, Паллада или Меркурий – вместо Венеры, Цереры и Вакха. – Т. е. бог войны, богиня мудрости и бог торговли, с одной стороны, и с другой – богиня любви, богиня плодородия и бог вина и веселья.

 

[903]Аристипп выступал лишь в защиту плоти… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[904]…Зенон считался только с душой… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[905]…Платон нашел некий средний путь… – Источник Монтеня: Августин. О граде божием, VIII, 4.

 

[906]…предается трапезе и беседе… как Брут… – Об этом передает Плутарх: Жизнеописание Брута, 14. Полибий (около 210–215 гг. до н. э.) – греческий историк.

 

[907]О храбрые мужи, часто претерпевавшие со мной бедствия, вином отгоните заботы; завтра мы пустимся в бескрайное море (лат.). – Гораций. Оды, I, 7, 30–33.

 

[908]…богословское и сорбоннское вино… превратились в пословицу… – Эразм Роттердамский отмечает в своих «Афоризмах», что в Париже «богословским вином» называли вино, отличавшееся своей крепостью.

 

[909]У кого ученое сердце, у того и небо ученое (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 8. Монтень изменил текст Цицерона.

 

[910]Эпаминонд не считал… – Об этом сообщает Корнелий Непот: Жизнеописание Эпаминонда, 2.

 

[911]Среди стольких… деяний Сципиона Старшего. – Об этом говорят: Тит Ливий, XXVI, 19; Авл Геллий, VI, 1; Валерий Максим, III, 7, 3.

 

[912]…он… собирает ракушки и играет в ромки… – Источник Монтеня: Цицерон. Об ораторе, II, 6. Впрочем, Цицерон гороиит о Сципионе Эмилиане, а не о Сципионе Старшем, так что тут ошибка Монтеня

 

[913]…посещает… школы Сицилии и просиживает на уроках философии. – Источник Монтеня: Тит Ливий, XIX, 19. Тит Ливий, однако, говорит о Сципионе Африканском, так что и здесь, как и в предыдущая случае, Монтень допустил ошибку.

 

[914]…в старости находит время обучаться танцам… – Об этом передает Ксенофонт: Пир, 2.

 

[915]…Сократ… простоял в экстазе целый день и целую ночь… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d‑е.

 

[916]Первый… устремился… на помощь… Алквиаду… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d. Это случилось в битве при Потидее (429 г. до н. э,).

 

[917]Первым… попытался он спасти Ферамена… – Источник Монтеня: Диодор Сицилийский, XIV, 5.

 

[918]…он поднял и спас Ксенофонта, сброшенною с коня… – Об этом передает Диоген Лаэрций, II, 22.

 

[919]…превосходил всех своих товарищей терпением… – См.: Платон, Пир, 220 Ь.

 

[920]Евдокс, почитавший наслаждение высшим жизненным благом… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, VIII, 87; Евдокс (ок. 409 – ок. 356 гг. до н. э.) – греческий математик, астроном и географ, ученик Платона.

 

[921]Как безмерная радость, так и безмерная скорбь в одинаковой мере заслуживают порицания (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 31.

 

[922]…сила духа должна противостоять как страданию, так и… прелести наслаждения. – Платон. Федон, 64 d‑65 d.

 

[923]Это два источника… – Платон. Законы, I, 636 d‑е.

 

[924]Жизнь глупца неблагодарна, трепетна, целиком обращена в будущее (лат.). – Сенека. Письма, 15, 9. Монтень незначительно изменил слова Сенеки.

 

[925]Похожие на призраков, которые, как говорят, витают после смерти людей или являются в сновидениях, обманывая наши уснувшие чувства (лат.). – Вергилий. Энеида. X, 641–642.

 

[926]…Александр говорил, что цель трудов в том, чтобы трудиться… – Об этом передает Ариан: Анабасис, V, 26.

 

[927]Считал, что ничего не сделано, если нужно было еще что‑нибудь сделать (лат.). – Лукан, II, 657.

 

[928]Мудрый усердно ищет естественного богатства (лат.). – Сенека. Письма, 119, 5.

 

[929]Эпименид отбивал у себя охоту к еде… – Об этом сообщают: Плутарх. Пир семи мудрецов, 14; Диоген Лаэрций, I, 114. Эпименид – см. прим. 6, гл. XLIV, том I.

 

[930]Все, что согласно с природой, заслуживает уважения (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 6. Монтень скорее излагает, чем цитирует Цицерона.

 

[931]…Сократ… ценит… плотское наслаждение, но предпочитает духовное… – См. Платон. Государство, IX, 586 d‑587 а.

 

[932]Нужно проникнуть в природу вещей… – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, V, 16.

 

[933]Кто восхваляет как высшее благо природу души и осуждает природу плоти, видя в ней зло, тот, конечно, и душу любит по‑плотски и по‑плотски бежит от плоти, потому что он судит о них, руководствуясь не божьей правдой, а человеческой суетностью (лат.).

Кто… осуждает природу плоти… тот… и душу любит по‑плотски… – Августин. О граде божием, XIV, 5.

 

[934]Кто не признает, что глупости свойственно вяло и против воли делать то, что следует сделать, увлекать в одну сторону тело, в другую душу, и отрывать их друг от друга, направляя в противоположные стороны? (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32. Монтень не вполне точно цитирует Сенеку, приспособляя его слова к своему контексту.

 

[935]Эзоп… увидел как‑то.... – Плануд. Жизнеописание Эзопа.

 

[936]Филота забавно уязвил его… – Источник Монтеня: Квинт Курций, VI, 9, 18. Филота – см. прим. 16, гл. V, том II.

 

[937]Ты властвуешь, потому что ведешь себя, как подвластный богам (лат.). – Гораций. Оды, III, 6, 5.

 

[938]Себя считаешь человеком ты… – Плутарх. Жизнеописание Помпея, 27. Монтень приводит эти слова в стихотворном переводе Амио.

 

[939]Дозволь, сын Латоны, мне, полному сил, наслаждаться тем, что я приобрел, и молю тебя, оставь мне незатуманенный разум, чтобы я достойно провел свою старость и не расставался с моею лирой (лат.). – Гораций. Оды, I, 31, 17–20. Сын Латоны – т. е. Аполлон, бог солнца и искусств.

 

Мишель Монтень. Опыты. Том I







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия