Студопедия — Общие сведения. Не менее уникален животный мир
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общие сведения. Не менее уникален животный мир

Не менее уникален животный мир. Около 63 процентов территории района занято лесами. Леса преимущественно хвойные (ель, сосна) и смешанные (ель, сосна, береза, осина). Подлесок редкий, состоит из подроста основных пород и кустарников (рябина, шиповник, можжевельник).

В лесах водятся уникальные представители животного мира: лоси, кабаны, лисы, медведи, олени, волки, ондатры. В лесах встречаются рябчики, тетерева, а близ болот - глухари, кулики, дикие утки и гуси. Кроме обычных представителей среднетаёжной фауны здесь обитает канадский бобр, рысь, барсук. Возможно наличие европейской норки. На акватории Ладожского озера в летнее время держится ладожская нерпа. Велик и разнообразен мир птиц– около 280 видов, т.е. полный состав орнитофауны Ленинградской области.

В глубинах приозерских вод обитают множество видов рыб: лосось, судак, сиг, лещ, налим. Всего зарегистрировано около 54 видов рыб, из них несколько видов сиговых.

Куда ни посмотришь в Приозерье - первозданные леса, чистые и прозрачные озера, покрытые мхом скалы, множество зелени, цветов и трав.

 

Лекция 1

Общие сведения

1. Цель и задачи курса «Архитектурное материаловедение».

Если в предыдущем семестре Вы изучали сами строительные материалы, то здесь мы не будем изучать технические сведения о строительных материалах. Задача дисциплины в другом: где можно, а иногда и нужно, применять тот или иной материал. Наша цель – научиться анализировать и понимать место каждого из строительных материалов в архитектурных произведениях. Дисциплина должна дать и знания, и необходимый архитектору кругозор, об огромном потенциале применения строительного материала при проектировании. И не только зданий и сооружений, но и в застройке, в объектах градостроительства, ландшафтной архитектуре, застройке населенных пунктов. Главным критерием оценки полученных знаний станет Ваша эрудиция и кругозор, понимание возможностей архитектора при принятии решений о применении того, или иного строительного материала.

Цель изучения архитектурного материаловедения – получение необходимых знаний о многогранной взаимосвязи архитектуры и дизайна с палитрой строительных материалов. Получение необходимых знаний об опыте применения строительных материалов в архитектурно-строительной практике.

Задачи учебной дисциплины предполагают изучение теории (путем прослушивания лекций, работой с учебной и специальной литературой). В дополнение к лекциям студентам рекомендуется пользоваться обширными публикациями, которые содержатся в газетах и журналах, Интернете. Просматривая иллюстративный материал но градостроительству, архитектурным сооружениям, экстерьерам и интерьерам зданий, следует обращать внимание на то, из каких материалов они сделаны. В изучении применения современных материалов, Вам рекомендуется посещать магазины строительных материалов. Важно посещать ежегодные выставки, где можно знакомиться с новинками.

Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке дипломированных специалистов связано с изучением теоретической и практической базы для понимания физической сущности архитектурного, дизайнерского, реставрационного проектов. Изучая архитектурные возможности применения строительных материалов, мы проникаем в секреты создания конструкций зданий и сооружений, их внешнего облика.

 

2. Принципы взаимосвязи строительных материалов и архитектуры.

На протяжении всей истории архитектура неотделима от своей вещественной базы, одной из составляющих которой являются строительные материалы. С помощью строительных материалов человек сооружал для себя сначала простейшие укрытия, а затем дома и города, как говорится, воплощал в памятниках материальной культуры свои творческие замыслы. Благодаря высоким эксплуатационным свойствам природных материалов, а именно они составляли подавляющее большинство применяемых материалов, до нашего времени сохранились замечательные произведения деревянного и каменного зодчества разных времен и народов. Вместе с тем, наряду с естественными, более трех тысячелетий используют зодчие и рукотворные, искусственные материалы. Они не только пополнили весьма скромную в прошлом палитру архитектора, но и оказали огромное влияние на развитие строительных конструкций и архитектурной формы.

Благодаря новым замечательным свойствам искусственных материалов архитектура перешагнула через огромные пролеты. Появились здания, где безопорные пролеты превышают 100 метров. А высотные сооружения огромной высоты, которым не угрожают ветровые и сейсмические нагрузки.

Что же главенствует во взаимосвязи строительных материалов и архитектуры? Архитектура диктует материалы, или, наоборот, материалы заставляют архитекторов принимать решения?

В свое время вопрос стоял односторонне. В начале прошлого столетия знаменитая и прогрессивная архитектурная школа Баухауз издала под редакцией известного архитектора Вальтера Гропиуса серию книг для будущих зодчих: одна из них называлась «От материала к архитектуре». В книге на многочисленных примерах показывалось многогранная связь архитектуры со строительными материалами и подчеркивалось, что именно материал является главенствующим в принятии архитектурных решений. Подчеркивалась роль материала в создании архитектурных произведений, начиная от общего композиционного замысла до воплощения проекта в постройке.

Но прошло время, и уже давно мы говорим не только об односторонней связи строительных материалов и архитектуры, а об их глубокой и всесторонней взаимосвязи: от материала к архитектуре и от архитектуры к материалу. Этот вывод, результат научно-технической революции, сделавшей реальным активное творческое участие архитекторов в формировании номенклатуры и качества строительных материалов и изделий.

Эта, невозможная прежде, обратная связь (от архитектуры к материалу), означает реальность проектирования, заказа и получения новых искусственных материалов с заранее заданными оптимальными свойствами. Она, эта обратная связь, не только открывает перед архитекторами широкие творческие перспективы, но и предъявляет требования к профессиональной подготовке зодчих, к уровню их знаний и мастерства. Отчасти поэтому у Вас в программе изучение архитектурного материаловедения.

 

3. Принципы взаимосвязи строительных материалов и строительной техники.

Понятие «техника» (от греч. – искусство, умение, мастерство) охватывает совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления различных процессов производства и потребностей общества. Основное назначение техники, при использовании накопленного человечеством опыта и знаний – облегчение труда и повышение его производительности.

А что из себя предоставляет строительная техника? Под строительной техникой следует понимать совокупность средств труда (машин, механизмов, оборудования, приспособлений и т.п.), а также методов и приемов работ, с помощью которых обрабатывают и изготовляют строительные материалы, изделия, элементы конструкций, возводят здания, сооружения и дороги, благоустраивают населенные места. Поэтому строительная техника тесно связана с развитием строительной индустрии и промышленности строительных материалов, другими хозяйственными отраслями, машиностроительной, деревообрабатывающей промышленностью. Развитие строительной техники происходит на основе широкого использования достижений фундаментальных и прикладных наук и в этом – главное условие научно-технического прогресса. (Фундаментальные исследования ориентированы на познание законов и формирование теорий, прикладные науки - на использование результатов фундаментальных исследований для решения практических задач)

Строительная техника прошла исторически длинный путь развития - от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматизированных линий по производству новых строительных материалов и мощнейших подъемно-транспортных и монтажных механизмов.

С древних времен развитие строительного искусства теснейшим образом связывалось со строительными материалами, методами и средствами труда, с достижениями научно-технической мысли. В знаменитом трактате «Об архитектуре», подлинной энциклопедии античной строительной техники, ее автор Марк Ветрувий Поллион, называя архитектуру обширной и великой наукой, обильно оснащенной разносторонними знаниями, указывал, что «лишь тому доступны высоты «храма архитектуры», кто постигает всю сумму знаний технических и художественных». Уже в его время формируются и совершенствуются специфические строительные приемы и средства труда, инструменты и механизмы, позволяющие обрабатывать и перемещать огромные массы природного строительного материала, создавать и приспосабливать для своих нужд искусственную среду, удовлетворяющую главным жизненным потребностям человека. Эта среда, художественно осмысленная и материально преображенная уменьем и искусством древнего зодчего, и стала впоследствии началом великой античной архитектуры, рожденной из практики и теории, по выражению Витрувия, «украшенной плодами наук и разносторонней образованности».

Как пример, несмотря на примитивный характер строительной техники, в условиях рабовладельческого способа производства создавались культовые и другие сооружения. Поражает тщательность и точность обработки огромных каменных блоков объемом в несколько сот кубометров. Размеры гладко оттесанных камней для постройки храма в Баальбеке (Сирия) достигали 25 х 5 х 4 метров, а их масса – тысячи тонн.

Качественные изменения во всех областях современной строительной техники, тесно связанные с развитием общественного производства, базируются на научных достижениях, изобретениях и открытиях.

 

4. Влияние достижений науки и техники на производство и применение строительных материалов и изделий в современной архитектуре.

В услови­ях научно-технического прогресса роль материальной базы архитек­туры неуклонно возрастает. Важно отметить, что на современном уровне научно-технического прогресса особо отчетливо проявляются не только влияние материалов и их свойств на создание и развитие архитектурных форм, но и обратный процесс. При этом могут успешно решаться проблемы производства материалов с заранее заданными свойствами.

Достижения в области химии и технологии, ускоренное развитие научно-технического прогресса во всех областях материального производства позволяют, с одной стороны, расширять выпуск и совершенствовать качество традиционных строительных материалов, а с другой стороны, создавать новые эффективные искусственные материалы и изделия с заранее заданными свойствами. К таким «запрограммированным» архитектором строительным материалам и изделиям могут относиться синтетические полимерные материалы, изделия из бетона и железобетона, стали и легких металлических сплавов, стекла, а также таких древних природных материалов, как дерево и камень.

Водостойкая и трудносгораемая древесина, легкие и прочные клееные деревянные конструкции в корне изменили традиционные формы использования древесины в архитектурном творчестве. А современная техника распиловки каменных блоков с помощью высокоэффективных инструментов на тончайшие плитки открыла возможности для широкого использования дорогого и дефицитного природного камня в качестве доступного облицовочного материала (см. наше фойе). Можно привести другие примеры, наглядно иллюстрирующие то, как успехи многих смежных наук, успехи техники и технологии производства и применения традиционных строительных материалов и изделий полностью изменили наше представление о них, открыли новые широкие пути их эффективного использования, дали им вторую жизнь.

Успехи, достигнутые строительной наукой и техникой за всю многовековую историю – огромны, но то, что сделано в последние десятилетия, несравнимо ни с чем. За минувшие полвека в строительную практику внедрено материалов и изделий в несколько раз больше, чем за все предшествующее время.

Как количественно измерить достижения в применении строительных материалов? В конце концов, было установлено, что такое измерение будет уместно, если за основу взять вес зданий и сооружений. Количество (вес, объем) материала, потребляемого на единицу полезного объема – вот формула измерения. Если за 20 столетий количество материала на единицу полезного объема зданий уменьшилось в 10 раз, то за последние 20 лет (когда в строительство стали внедряться пневматические конструкции, использующие тонкие и прочные армированные полимерные пленки) более чем в 500 раз! В 10 раз за 20 столетий, и 500 раз за 20 лет! Именно к этому двадцатилетию можно полностью отнести успехи в области использования тонкостенных конструкций, которые позволяют обозначить разрыв между простейшей палаткой древних кочевников до большепролетных изящных покрытий. О достижениях в применении современных материалов мы еще поговорим.

 

5. Влияние строительных материалов и их свойств на создание и развитие архитектурных форм.

Свою вещественную форму ар­хитектура обретает с помощью строительных ма­териалов — основы развития новых конструктивных структур. Посмотрите вокруг, вспомните древние постройки, которые Вы видели на картинках, современные авангардные проекты и их воплощение – везде самое главное из средств решения задач, выдвигаемых архитектурой – строительные мате­риалы. В современных усло­виях мате­риалы определяют возможности осуще­ствления творческих замыслов и реальность новых архитектурных форм и конструктивных систем. Говоря профессиональным языком, строительные материалы в большей, чем когда-либо прежде, степени обусловливают характер и эстетическую вырази­тельность формы, экономическую и функциональную целесообраз­ность сооружения. Более того, материалы яв­ляются мощным объективным сти­мулом развития современной ар­хитектуры.

Сложный процесс восприятия всей архитектурной среды связан, прежде всего, с восприятием архитектурной формы. В свою очередь с процессами создания, развития и восприятия архитектурной формы, размерами и массой сооружений связаны строительные материалы, и изделия, их виды и свойства.

Что предоставляет собою архитектурная форма? Архитектурная форма понимается как собирательный образ, форма характеризует здания, со­оружения, по форме мы воспринимаем информацию об объекте архитектуры. В истории архитектуры можно выделить период, когда од­ним из основных материалов был природный камень. Именно он использовался в древно­сти для возведения культовых со­оружений (гробниц, храмов). Свой­ства природного камня позволяли перекрывать лишь весьма ограни­ченные внутренние пространства со­оружения. Тяжелые, массивные фор­мы из природных каменных мате­риалов, преобладающие над внут­ренним пространством, придавали сооружению монументальность, вели­чие, подавляли простого смертного. При создании архитектурных форм, отличавшихся соответствен­но тяжестью и массивностью, зодчие не могли не учитывать эти свойства материа­лов. Возьмем храмы и пирамиды Древне­го Египта. Конструктивные решения древнеегипетских сооружений достаточно несложно, в то же время масса природного кам­ня, из которого они построены, просто огромна по сравнению с внутренним объемом сооружения. Посмотрите, массивные сооружения древних зодчих имеют ограниченное внутреннее пространство.

Если углубиться в историю, то через много столетий опре­деленные архитектурные формы из природного камня стали достаточ­но легкими. Период готики, готического стиля в архитектуре, многие архитек­торы справедливо называют верши­ной зодчества из природного кам­ня. Но характерные свойства это­го материала остались прежними. В результате строительство соору­жений, в которых зодчие стреми­лись преодолеть тяжесть камня, было чрезвычайно сложным и дли­тельным. Кстати, стремление учитывать свойства природного камня и соз­дать образ массивного здания характерно и для многих современ­ных архитекторов.

В течение многих тысяч лет свойства используемых материалов не позволяли архитекторам созда­вать конструкции, воспринимающие значительные изгибающие и рас­тягивающие усилия. Вплоть до XX в. при строитель­стве зданий и сооружений исполь­зовались преимущественно мате­риалы, которые выдерживали зна­чительные нагрузки при сжатии, но обладали сравнительно невы­сокой прочностью при изгибе и растяжении.

И только в XX в. в строительство были широ­ко внедрены материалы, обладаю­щие высокими прочностными ха­рактеристиками при изгибе и растяжении. Например, применение металла в вантовых конструкциях, в которых основные несущие элементы — тросы работают на растяжение, позволяет перекрывать огромные площади пространств различной формы. Расход материала при этом минимален, так же как и при использовании оболочек из пластмасс.

Создание новых строительных материалов привело к изменению традиционных архитектурных форм. Зодчие древности и Средневековья могли предусмотреть создание жесткого остова сооружения — каркаса, покрывающегося более легкими материалами. Однако форма и размеры сооружений были весьма ограничены Использование металла или железобетона для современных каркасных конструкций позволяет строить здания и сооружения практически любых заданных форм и размеров.

Античные зодчие не создавали высоких отдельно стоящих опор. Свойства материалов, применявшихся в древности, не позволяли жестко соединять опору с основанием. Современные высотные металлические или железобетонные опоры (радио- и телевизионные башни), жестко заделанные в основании, наглядно демонстрируют конструктивные возможности материалов. Посмотрите на схемы высотных отдельно стоящих башенных сооружений. Существенно отличаются архитектурные формы частей и конструкций зданий, построенных в древности или даже в начале XIX в., от современных. Стеновые, стоечно-балочные, каркасные и другие конструкции неузнаваемо изменились под влиянием новых строительных материалов. Их рациональное применение способствовало созданию принципиально новых конструктивных систем.

Некоторое представление о влиянии вида материала на архитектурную форму можно получить, если сравнить два макета объемно-пространственной композиции. Формы и внешний вид объемов заметно меняются, если применять для композиции различные материалы. Меняются материалы остова, композиция меняет внешний вид и форму.

Важно отметить, что на современном уровне научно-технического прогресса отчетливо проявляется не только влияние строительных материалов и их свойств на создание и развитие архитектурных форм, но и обратный процесс, когда могут решаться проблемы производства материалов с заранее заданными свойствами.

 

6. Эстетиче­ские свойства материалов.

Эмоциональное воздействие ар­хитектурной формы в большей ме­ре связано с фактурой, цветом, ха­рактером рисунка лицевой поверх­ности материалов. Именно эти ха­рактеристики оказывают большое влияние на соответствующий зри­тельный образ. Архитектор должен ясно представлять, что эстетиче­ские свойства материалов — мощ­ное, активное и мобильное ору­дие в его руках, позволяющее уси­лить, развить, акцентировать основ­ную идейно-художественную задачу проекта.

Зодчие Древней Руси, работав­шие в Новгороде в основном в ус­ловиях пасмурной погоды, мягкого рассеянного света, который ни­велирует светотеневые контрасты, использовали крупные объемные формы материалов с крупным вы­разительным рельефом.

Еще раньше, архитекторы Древней Греции умело пользовались цветом мате­риала. Например, они окрашива­ли для выделения на ярком солнце детали ордера в тени.

Впечатление тяжести или легко­сти, пластичности, плотности архи­тектурной формы связано с характе­ром лицевой поверхности материа­ла. Посмотрите как несущая способность стеновой конструкции, нарастание напряже­ний в нижних частях стены хоро­шо выражаются при облицовке цоколя природным камнем. Логично, если высота рельефа на лицевой поверх­ности материала для облицовки средних этажей уменьшается, а для верхних этажей применяется мате­риал с гладкой фактурой. В этом случае характер обработки лицевой поверхности материала показывает, что нижние плиты природного камня словно раздались под тяжестью сооружения и выдерживают зна­чительную нагрузку, которая убыва­ет снизу вверх. Грубо-рельефная фактура нижней части здания подчеркивает напряженное состояние материала, она логична с точки зрения восприятия архитектурной формы.

Замечу, в связи с этим, что отсюда существует правило: архитекторы всегда подчеркивают на чертежах жирной линией изображения фасадов зданий на уровне земли, как бы «сажают» здание, подчеркивают его грузность.

С психологической точки зре­ния, заметную роль играют также сложившиеся представления человека о таких его эксплуатационно-технических свой­ствах, как прочность и долговеч­ность. Кстати, вне зависимости от эстетиче­ских характеристик материала. Например, архитектурная форма Останкинской телебашни в Москве — одного из самых высо­ких в мире свободно стоящих со­оружений (536,3 м) - может пока­заться даже грамотному инженеру недостаточно прочной. Пер­вое впечатление о недостаточной прочности усиливается при зна­комстве с конструктивными осо­бенностями сооружения - глуби­на заложения фундамента всего лишь 3,5—4,6 м, верхняя часть башни при ветровых воздействиях может иметь большие колебания. Однако архитектурная форма этого сооружения воспринимается доста­точно прочной, ибо при характери­стике конструкции подчеркивается, что она изготовлена из монолитно­го железобетона,стянутого 150-ю мощными семижильными стальны­ми канатами. Вряд ли восприятие архитектурной формы башни бы­ло бы аналогичным, если бы сооб­щалось, что она построена из ка­ких-либо других материалов с ис­кусственной структурой.

Эстетические характеристики ма­териалов для внутренней отделки зданий и сооружений, особенно отделки интерьеров, где человек находится длительное время, час­то могут быть решающими при восприятии внутренней архитек­турной среды. Выбор цвета, факту­ры, рисунка поверхности отделочно­го материала должен быть непо­средственно связан с функциональ­ным назначением помещения, его размерами и композицией. Напри­мер, в малых помещениях, как по Вашему мнению, какой должна быть величина элементов интерьера – большая или маленькая? Размер элементов фактуры должен быть ограничен, иначе элементы факту­ры и размеры интерьера будут не­масштабны, и помещение будет восприниматься еще меньшим, чем на самом деле.

Материалы с круп­ными элементами фактуры или ри­сунка рационально применять для отделки больших помещений Глад­кая фактура отделочного материа­ла, отличающаяся сильным блеском, может искажать восприятие ин­терьера.

 

7. Понятие «комплексное или инте­гральное качество»

Качество осуществленных архи­тектурных, дизайнерских проектов, результаты работы реставраторов непосредственно связаны с каче­ством используемых материалов, которое представляет собой сово­купность эксплуатационно-техниче­ских и эстетических характеристик. Если к указанной совокупности, техниче­ским и эстетическим характеристикам добавить экономи­ческие характеристики, то получится так называемое «комплексное или инте­гральное качество». Итак, понятие «комплексное или инте­гральное качество» складывается из трех качеств или характеристик строительных материалов: эксплуатационно-техниче­ских, эстетических и экономических.

Уместно от­метить, что результаты исследова­ний в области оценки комплекс­ного качества материалов, помогают решать задачу рационального выбора лучшего из сравниваемых материалов одного и того же функционального на­значения

Экономические показатели ар­хитектурно-строительной, дизайнер­ской, реставрационной практики также в большой мере связаны с применяемыми материалами. До 50 % и более стоимости современ­ного здания, сооружения прихо­дится на стоимость материалов, которую следует оценивать с уче­том их будущей эксплуатации. При этом ценность материалов, лице­вые поверхности которых воспринимаются в процессе эксплуата­ции, не должна связываться с их стоимостью. Так, например, мож­но заменить позолоту на главах православных храмов на более де­шевые металлические покрытия, а мозаичные полы в Национальной библиотеке РБ в Минске на обыч­ные доски. Такие замены будут выгодны экономически, но, каково будет?

 

Вам известно, что к эстетическим характеристикам строительных материалов относятся: форма, цвет, фактура, рисунок (для природных материалов – текстура). Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и их сочетания могут влиять на архитектурные решения. Но мы рассмотрим их всех по порядку. Начнем с формы.

 

8. Форма как эстетическая характеристика строительных материалов.

При рассмотрении композиционно законченного сооружения и его влияния на эстетическое восприятие принято учитывать две главные особенности: восприятие «формы поверхности» материала ивосприятие «самой формы» материала.

В современной архитектуре форма поверхность облицовочных материалов, как правило, лаконична. Квадрат, прямоугольник, реже - круг, овал. Лицевая поверхность или поверхности, олицетворяющие форму материалов, воспринимаются визуально (зрительно) и непосредственно влияют на своеобразие фасадов или интерьера зданий.

Эстетика формы подразумевает композицию или какой-либо другой прием, при помощи которого физические качества объекта преобразуются в художественные.

В строительстве всегда применялись логически обоснованные строительные материалы и изделия, составляющие конструкцию здания, которые выявляли тектонику соору­жения. Тектоника (от гр. tektonikё – строительное искусство – художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания)

В современной архитектуре эта тектоничность, закономерность строения, получила еще большее развитие. При этом выявлению эстетики формы способствует сам материал. Правдивость материала всегда являлась существенной частью восприятия архитектуры. «Сила воздействия архитектурного памятника на человека, тектоническая мощьвыражения стены – писал И.В.Жолтовский, - в большой степени зависят от умения правдиво подать материал, из которого возведено здание, - чтобы камень максимально играл всей своей сущностью, мрамор был мрамором и дерево – безусловно деревом».

 

9. Свойства цвета как эстетической характеристики строительных материалов.

Цвет – это, как Вам известно, зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на клетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, которые отражаются от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета разделяются на две группы – ахроматические (белые, черные и серые между ними) и хроматические (красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различать до трехсот ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.

Объективная оценка цвета базируется на установленном положении о том, что любой цвет можно получить при смешении трех определенных монохроматических (моно-одно) колебаний. Т. о., при количественной оценке цвета, его выражают в выбранной системе измерения обычно через красный, синий и зеленый цвета, взятые в соответствующих пропорциях.

Все это Вы знаете, также как и то, что основные характеристики цвета – это тональность, светлота и насыщенность.

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала. Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.

Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, которая определяется коэффициентом отражения (отношением отраженного светового потока к падающему).

Насыщенность цвета – это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

Зрительный орган глаз человека обладает высокой чувствительностью при определении различия по основным характеристикам цвета – цветовой тональности, светлоте и насыщенности. Поэтому рационально применять визуальные (зрительные) методы определения цвета, его качественную оценку. Конечно, необходимо учитывать целый комплекс факторов: характер источника света, цвет и яркость фона, размеры образцов и расстояние между ними. Большое значение имеет также характер освещения образцов цвета материалов.

 

10. Выбор цвета строительных материалов.

Что придумал мир для оценки цвета строительных материалов и их выбора? Для визуальной (зрительной) оценки, современные архитекторы, дизайнеры используют атласы цвета, картотеки цветовых эталонов и образцы материалов-эталонов.

Разные предприятия, фирмы и фирмочки для популяризации своей продукции выпускают образцы своих материалов и изделий, предоставляя возможность ознакомления с цветовой гаммой. Мы часто пользуемся их услугами (металлочерепица входной части корпуса университета).

Цветовые атласы – это альбомы или наборы большого количества предварительно систематизированных ахроматических и хроматических накрасок.

Картотека цветовых эталонов – это комплект карточек различных цветов, каждому из которых присвоен определенный номер. К сожалению, пока нет мировой стандартизации таких картотек, поэтому они выпускаются разных размеров с различными подходами и обозначениями цвета. Вообще образцом является такая карточка, где даются образцы цвета глянцевой и матовой накраски одного цвета на пленке размером 115х6 мм. Размер такой карточки – 130х180 мм. Пред выпуском цветовые характеристики карточек в каждой партии измеряются с помощью прибора – фотоэлектрического колориметра. Существуют определенные правила хранения карточек и пользования ими. Максимальный срок их эксплуатации – 5 лет.

В современной архитектуре цвету строительных материалов придается все возрастающее значение. Зрительно воспринимаемая лицевая поверхность играет определяющую роль во внешнем облике зданий, сооружений и их интерьерах. При восприятии цвета применяются такие характеристики, как, в основном, тяжелый, легкий, теплый, холодный, есть и возбуждающий, угнетающий и др.

При проектировании наружной и внутренней отделки следует учитывать целый комплекс самых разных факторов. Например, при одинаковых условиях освещения интерьера, пространство воспринимается большим при использовании для отделки основных поверхностей светлых материалов (в особенности холодных тонов). Уменьшению воспринимаемой длины помещения способствует применение для отделки удаленных торцевых стен насыщенных теплых цветов, и, наоборот применение холодных способствует зрительному увеличению расстояния. На выразительность и своеобразие отделки влияют определенные цветовые сочетания, доминирующий цвет (по площади или цветовому тону).

 

11. Фактура как эстетическая характеристика строительных материалов.

Фактура – видимое строение лицевой поверхности материала, она характеризуется рельефностью и блеском.

По степени выразительности рельефа выделяют гладкие, шероховатые и рельефные фактуры. Гладкие понятны, они без шероховатости или рельефа. Шероховатые имеют глубину рельефа до 0,5 см. Рельефными фактуры считаются, если глубина рельефа превышает половину см.

По степени блеска различают матовые и блестящие фактуры.

Как и цвет фактуру определяют инструментальным или визуальным методом. Инструментальный метод, представляющий количественную оценку, предполагает использование измерительных инструментов и приборов: металлических линеек, рулеток, угломеров, поверочных угольников, наборов щупов, индикаторных толщиномеров, микрометров.

Имеются приборы и для измерения степени блеска, они так и называются – блескомерами. Принцип действия фотометрического блескомера основан на измерении фототока, возникающего под действием света, падающего на поверхность материала под углом в 45* и отраженного от него.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана, прежде всего, с расстоянием, с которого она рассматривается. Кстати, визуальная, это зрительная (в отличии от фотоизображения), т.е. относящийся к непосредственному зрительному восприятию. Так вот максимальное расстояние, с которого различимы элементы фактуры, связано с размерами самой фактуры. Если материал с многоцветной лицевой поверхностью, то важна и степень цветового контраста между элементами фактуры (может быть малая, средняя и большая).

При выборе фактуры учитывается комплекс обстоятельств, в т. ч. цвет материалов. Фактура более отчетливо воспринимается на светлой поверхности. При рельефной, бугристой фактуре объем помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой. Горизонтальные рельефы способствуют зрительному сохранению высоты и удлинению, уширению помещений.

Современные архитекторы, дизайнеры предпочитают, как правило, матовые фактуры, считая, что блестящая фактура может искажать восприятия интерьера.

 

12. Рисунок строительных материалов как их эстетическая характеристика.

Рисунок строительных материалов – это различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линий, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если все элементы созданы природой, то рисунком это не именуется, а называют текстурой. Говорят текстура природного камня, текстура древесины.

Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики оказывает влияние на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий и сооружений. Классифицируются рисунки и текстуры по различным признакам. Известны функциональные (например, растительный орнамент), геометрические, слабо или явно выраженные, крупно- или мелкомасштабные. Можно найти примеры, скажем, облицовки стен плитами из природного камня, они могут быть с гладкой текстурой или явно выраженной, или рельефной текстурой.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КАРТА ГОРОДА ПРИОЗЕРСК. | 

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия