Студопедия — Методические разработки занятий по декоративной живописи для 3-4 классов детской художественной школы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические разработки занятий по декоративной живописи для 3-4 классов детской художественной школы






Термин «декоративная живопись» происходит от латинского «decoro», что означает «украшаю». Действительно, ее основное предназначение – украшать здания или предметы, то есть она напрямую связана с архитектурой или произведениями прикладного искусства, неотъемлема от них физически и тематически. Именно эта ее особенность определяет как сюжет картины, так и технику исполнения.

В первом из двух случаев чаще всего используют термин «монументальная живопись», тем самым как бы подчеркивая размеры подобных произведений. Именно декоративная живопись, без сомнения, была праматерью современного изобразительного искусства во всем его многообразии направлений и техник исполнения. Первые наскальные рисунки, то есть, по сути, украшения жилища, относят к периоду палеолита; для того, чтобы сделать изображения животных и людей более яркими, наши предки придумали краски из глины, копоти и т.д. Период расцвета декоративной живописи пришелся на эпоху античности, когда широкое распространение получил живописный орнамент и мозаики, в том числе и с кусочками стекла.

Современная декоративная живопись во всем своем многообразии форм, техник, материалов и стилей исполнения поражает воображение. Сегодня украсить свое жилище можно бесчисленным количеством способов, способных удовлетворить любую фантазию и вкус.

Картины, выполненные с использованием стилизации более сложны для понимания, несмотря на то, что изображаемые предметы выглядят они упрощёнными. Очень важно научить детей не только правильному реалистичному изображению предметов, но и умению упрощать, стилизовать реальные предметы, чтобы добиться большей выразительности образа.

Декоративная живопись вызывает большой интерес у учащихся, поэтому ей уделяется особое место в процессе обучения. Во время занятий по декоративной живописи ребята, кроме длительных работ, выполняют быстрые зарисовки с натуры, а также эскизы. Такой порядок работы способствует развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности предметов, помогает понять пространственные отношения, изучить особенности цвета и т.д. Очень большое значение в данном случае имеют форма и цвет. Надо, чтобы дети отдавали себе полный отчет в том, как лучше стилизовать предмет, что сделает его более выразительным, наиболее узнаваемым, или наоборот, заставит зрителя подумать над тем, что именно он видит. В первом случае нужно лишь упростить форму предмета, удалить все декоративные элементы, что сделает его максимально понятным и узнаваемым.

Во втором случае следует наоборот усложнить форму, исказить её, или придать предмету такой цвет, которым он совсем не может обладать, либо создать неповторимое окружение, в котором предмет в реальности не существует.

Важно обращать внимание на колорит и общую динамику линий, что придает различный эмоциональный строй работе, выражающийся в динамичности очертаний предметов и правильном восприятии того или иного колорита. В связи с этим целесообразно нарисовать два изображения, предположим, одного и того же предмета с плавными или резкими очертаниями, в тёплом и холодной колорите.

Задачи изображения пространства в декоративном натюрморте, например, должны решаться в соответствии с целесообразностью, общей задумкой, выбранным приёмом стилизации. Более легким заданием является изображение предметов, стоящих на драпировке, то есть общий приём стилизации и для предметов, и для окружения. Более трудным заданием является авторское оригинальное расположение предметов, и с использованием драпировок, и без них. Здесь полезно предложить ученикам использовать нейтральный фон для динамичного расположения предметов, или для изображения ярких предметов. Если же изображаемые предметы предполагают быть мягких оттенков, следует использовать интенсивный фон, сказочный, фэнтезийный. При этом ученики должны сами определять плановость, сознательно решать, что будет у них на первом плане, что на втором и т. д. При этом важно помнить, что декоративная живопись часто бывает плоскостной, то есть плановость существует только номинально. Это может зависеть от задумки автора, а так же от свойств самих предметов. С другой стороны, если плановость всё же существует в работе, она может быть решена совершенно по-разному, то есть первый план может быть обобщённым и мягким по цвету, а задний – наоборот проработанным и ярким. Но чаще сохраняют реальную плановость.

Таким образом, учитель должен координировать работу учащихся, указывая на явные ошибки в построении перспективы или светотеневой передачи. Для этого можно сидеть вместе с учениками и рисовать то же, что и они, так, чтобы они видели, как учитель начинает работу, как распределяет планы и т.д.

Выбор материалов, как правило, ничем не отличается от обычного урока живописи. Могут применяться как гуашь, так и акварель и графические техники. Однако с акварелью и графикой работать сложнее, нужно больше стилизовать предметы, делать их подходящими для выбранной техники, тогда как в гуаши довольно легко написать декоративный натюрморт, затрачивая минимум усилий и получая максимум результата.

Так как уроки по декоративной живописи почти ничем не отличаются от остальных уроков, приведём примеры конспектов уроков на темы «Декоративная живопись. Основные понятия», «Декоративная живопись. Сложный натюрморт (4-6 предметов, 3-4 драпировки)», «Выполнение декоративного портрета».

Вводный урок «Декоративная живопись. Основные понятия».

Цели: подготовка к выполнению работ в технике декоративной живописи.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить с основными законами перспективы, цвета и света, учитывающимися при работе в технике декоративной живописи, обучить применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы, знакомство с материалами.

2. Развивающие: развивать творческие способности, чувство цвета и формы, эстетический вкус.

3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к искусству, аккуратность в работе, чувство меры.

Материалы и инструменты:

· наглядное пособие (репродукции картин известных художников, работы учащихся);

· текстовый материал.

   

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. Сообщение новых знаний. (60мин.)

Декоративность, декорация, декоративная живопись, декорировать – все эти слова происходят от латинского «decoro», что значит «украшаю». Основной задачей декоративной живописи является украшение предмета, здания, интерьера, то есть она напрямую связана с произведениями архитектуры и прикладного искусства. Именно эта основная черта декоративной живописи определяет сюжет, технику исполнения.

Декоративную живопись можно считать началом всех видов живописи. Первые наскальные изображения, появившиеся в эпоху палеолита и служившие для украшения жилища, были схематичными, упрощёнными, стилизованными, что является другой неотъемлемой чертой декоративной живописи. Временем расцвета декоративной живописи можно считать эпоху античности, когда каждый предмет быта и почти каждая стена и даже полы были украшены каким-либо орнаментом, рисунком.

Современная декоративная живопись, это не только орнаменты на тарелках, но и удивительные произведения декоративно-прикладного искусства, росписи интерьеров, украшение фасадов домов, картины. Сейчас существует огромное разнообразие материалов, техник, которые дают возможность реализовать самые различные и оригинальные идеи.

Декоративность – это совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и организационную роль произведений пластических искусств в окружающей предметной среде. Художественные приёмы, определяющие декоративность произведения искусства, разнообразны и особенны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративного изображения играют декор (орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, цветовых пятен, их интенсивность, выразительность красочного мазка и др. Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументальны, связанным с архитектурным пространством, внешним и внутренним. В этом случае декоративность играет скорее второстепенную роль, подчиняясь общему замыслу, сюжету изображения и общей идеей самого пространства, для которого предназначено произведение искусства.

Декоративная живопись – это способ изображения реальных предметов путём выявления самых выразительных особенностей средствами колорита и пластическими приёмами, связанными с обобщённостью, стилизацией, упрощением, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от множества подробностей, превращая поверхность картины в симбиоз цветовых пятен – символы или знаки.

Любая композиция строится, следуя разнообразным закономерностям, а декоративная композиция нуждается в них особенно. Кроме основных законов и приёмов композиции, декоративная живопись опирается на присущие только ей признаки: узорчатость (цветовые и тоновые соотношения), условное посторенние пространства (взаимодействие ритмов, контрастов), орнаментальность, стилизация.

Первый признак – узорчатость. Она воспринимается как соотношение форм светлых и тёмных пятен. Особую роль играет выразительность силуэта, красота контуров и линий фигур. Важной частью красочной поверхности чистого цвета в декоративной живописи является фактура, которая может передать разнообразие выразительных черт визуального мира, передаваемого на картине. Важно правильно определять колорит изображения, так как цветовые решения часто связаны с традициями, национальными архетипами.

Следующий признак декоративности – это условность. Условность – это способ обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный отклик зрителей. Цель условности – передача в наиболее выразительной форме главное, выявить смысл, вложив в его наиболее экспрессивное выражение.

В декоративной живописи в основном используется условно-плоскостное пространство византийского, древнерусского и восточного искусства – это сфера «малой глубины» пространства картины. Этот способ изображения пространства в декоративной живописи рассматривается не как оптическая иллюзия трёхмерного пространства, а как выразительное средство для передачи цветовых масс, форм и объёмов на плоскости картины. В таком случае пространственные отношения между предметами в реальности могут почти полностью игнорироваться. Натюрморт, например, может изображаться не в глубину, а вверх, таким образом, задний план окажется не за, а над передним.

В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция – это организация построения формы, её каркас. Конструктивный рисунок создаётся с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных и дугообразных структур, определяя композиционную схему произведения, которая потом обретает содержательность.

Достижение выразительности в декоративной живописи связано с тоновыми и цветовыми контрастами, контрастами величин, выразительностью фактур и материалов, объёмов и плоскостей, ритмической организацией форм, линий, деформацией – изменением пространства и формы предметов в изобразительном искусстве.

Декоративную живопись можно сравнить с орнаментом, где обязательна связь элементов между собой не только там, где она необходима, в повторяющихся частях, но и в узоре цветовых пятен, свободно заполняющих плоскость.

Стилизация – это процесс подчинения формы внешним условиям, задачам художника, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Существует множество различных способов стилизации. Максимальное обобщение формы и её окружения способны превратить вполне обычный предмет в символ, изображая суть предмета, а не сам предмет. Стилизация позволяет менять форму, разделяя её на отдельные детали, а затем конструируя из них новое изображение, не всегда используя все детали, а только часть их. Важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение изображаемых форм и фона, потому как именно они важны при стилизации.

Каждое из перечисленных выразительных средств в декоративной композиции имеет своеобразие.

Выразительное декоративное живописное изображение может иметь следующие особенности:

1. Изменение пропорций предметов и пространственных отношений между ними, нарушение перспективы или полное её отсутствие.

2. Изменение формы предмета через усиление наиболее выразительного характерного в предмете, совмещение обобщённых и детализированных образов, потому что один объект лучше виден, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объёмного изображения формы предметов (сочетание объёма и плоскости, или силуэтное изображение). Один и тот же объект может изображаться под разным углом.

4. Поиск новых колористических отношений: декоративно-экспрессивных возможностей цвета, использование активных сочетаний цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие контура.

5. Орнаментация плоскости и предметов, пространство приближается к плоскостному, все части, детали объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, то есть способ изображения предметов с предварительным разложением их на простейшие части, изображая внутреннюю структуру предмета.

III. Подведение итогов. (29 минут)

Ученики задают интересующие вопросы. Учитель делает необходимые уточнения.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 2242. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.04 сек.) русская версия | украинская версия