Студопедия — Предмет, теория и методология изучения курса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предмет, теория и методология изучения курса






 

Идеология (от греч. idea – идея, образ и logos – слово, понятие) – система исторически сложившихся взглядов и идей, традиционных, заимствованных или продиктованных логикой конкретной ситуации средств, форм и методов заинтересованной осознанной деятельности людей по достижению определенных целей, интересов, приоритетов, направленных на сохранение или изменение существующего общественного устройства. Это своеобразный механизм познания социальной действительности, обеспечивающий в свою очередь ее развитие в желательном направлении.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан де Траси (1754–1836), который представил ее как учение об идеях, которые помогают определить фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. Идеология, в его представлении, это наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Ее главные принципы должны быть в основе политики.

В дальнейшем понятие идеологии претерпело существенную динамику. В представлении ряда политиков и теоретиков оно приобретало как позитивную, так и негативную окраску. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Немецкой идеологии» и некоторых других работах отождествляли идеологию с превращенными формами сознания, мнимой реальностью, иллюзиями. К определению идеологии они подошли с материалистических позиций, рассматривали ее как часть надстройки над экономическим базисом, использовали термин для обозначения сознания, преломляемого сквозь призму социально-классовых интересов, через которую класс смотрит на мир. В их представлении, политическая идеология выглядела системой идей, взглядов, представлений, дающей теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов тех или иных классов. Классики марксизма свое учение не считали идеологией.

Впоследствии В.И.Ленин, интерпретировав марксизм как идеологию пролетариата, ввел термин «научная идеология», этим самым выдал индульгенцию на ее непогрешимость, придал ей статус обязательного требования при выработке политических решений.

Близкой к марксистскому пониманию идеологии оказалась позиция немецкого социолога К.Маннгейма. Идеологию он рассматривал как систематизированный способ социально-группового мышления, как орудие коллективного действия в общественной жизни и политике. Психологические корни эмоциональных и жизненных импульсов, лежащих в основе идеологии, он теснейшим образом увязывал с практикой, с ситуацией, в которых эта идеология складывается и решение которым она пытается найти. По отношению к действительности он отмечал ее стабилизирующую и охранительную роль.

Многие иные теоретики продолжили исследования в области идеологии, внесли серьезный вклад в ее объяснение и определение роли в политическом процессе, места в ряду иных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них: А.Грамши, Д.Белл, Т.Парсонс, К.Ленк, У.Матц, Р.Арон, Т.Лапье и иные.

Идеология самым тесным образом связана с политикой, выступает ее детерминантой и в значительной степени помогает определить ее цели, формы и методы социальных действий, характер и содержание индивидуального поведения. Это систематизированная совокупность идей, направленных на достижение определенных целей и политических мотивов, ценностных ориентиров.

Основные цели идеологии и идеологической работы:

· отражение общественной жизни, социальных условий и интересов;

· идеальное конструирование форм и методов государственного и общественного строительства;

· выражение и защита коллективных интересов и ценностей, оценка на их основе социальной реальности;

· мотивация поведения политических лидеров и членов групп граждан, и тем самым оказание активного влияния на политику и жизнь общества в целом;

· овладение общественным сознанием на основе разработки идеологии устойчивого развития страны;

· внесение в общественное сознание необходимых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

· создание у людей позитивного отношения к определенным в государстве стратегическим целям и задачам;

· обеспечение целенаправленных действий граждан, социальных групп, всего общества;

· выработка объективной оценки главных общественно-значимых ситуаций в обществе и государстве, которые возникают в жизни и соответствуют социальным идеалам.

Однако одна идеология сама по себе не может выполнить предназначенную ей роль, требуется четкий механизм ее реализации на всех уровнях. Главными составляющими социальной технологии идеологической работы являются:

· научно-обоснованное, соответствующее лучшей мировой и отечественной практике формирование путей и целей развития государства и общества, грамотное, умелое доведение их до сознания и понимания гражданами страны, ее регионов, трудовых коллективов;

· систематическое, полное и целенаправленное информирование граждан о важнейших событиях внутренней и внешней политики государства, ее стратегических и тактических задачах, решениях государственных органов;

· повышение уровня политической образованности и культуры населения, его духовных качеств и социальной активности, воспитание внутренней убежденности и готовности вносить максимально возможный вклад в решение жизненно важных проблем конкретной территории и государства в целом;

· определение и реализация на практике всех слагаемых идейно-воспитательного процесса, поиск способов идейного влияния на поведение людей, выработка системы умений и навыков идеологической работы, выявление потенциальных возможностей граждан с целью повышения эффективности работы и достижения поставленных задач;

· формирование у граждан позитивного отношения к решению экономических, социальных, идейно-воспитательных проблем, поддержки в этом государственных органов и принимаемых ими решений;

· выработка и реализация умения целенаправленно, аргументировано влиять на мотивационную сферу людей, связанную с их участием в решении задач, стоящих перед государством и обществом.

Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что в нынешних условиях стабильность в обществе и государстве не может быть достигнута только налаживанием порядка в экономике, сфере валютных и денежно – кредитных отношений, решением социальных проблем.

Первейшую роль в системе мер, направленных на обеспечение стратегических целей и задач государства, безусловной поддержки их всеми слоями населения, играет наличие эффективно действующих институтов и норм регулирования всех сфер жизни страны, четко сформулированных идеологических принципов, в которых люди видят свою роль, осознают свои политические интересы, устремления и в соответствии с этим определяют свою жизненную позицию и место в обществе.

 

Главные направления идеологии белорусского государства:

· обеспечение защиты Беларуси как суверенного государства в многополярном мире;

· обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны;

· обеспечение преемственности исторического и культурного развития государства, самоидентификации граждан;

· неконфрантационный характер идеологии, ее открытость мировому содружеству и общечеловеческим ценностям;

· утверждение системы ценностноцелевых установок, направленных на интеграцию общества по принципу «за», а не «против».

· объединение членов общества независимо от политических, демографических, стратификационных, гендерных отличий и взглядов.

В свете стратегических целей Беларуси основными задачами идеологических органов государства являются:

· формирование у граждан научного мировоззрения, патриотизма, высокой политической культуры, этики, гражданской компетенции и ответственности, уважения к законам государства и нормам международного права;

· качественное восполнение трудовых ресурсов, подготовка конкурентоспособных кадров на рынке труда, создание национальной системы целостного образования, формирование социально мобильных, коммуникативных качеств личности;

· оптимизация социального развития, демографической ситуации и миграционных процессов, социально – профессиональной стратификации и имущественного разграничения белорусского общества, совершенствование работы с молодежью;

· формирование единого информационного, образовательного и научного пространства, всестороннее развитие международной кооперации в сферах образования, науки, культуры, медицины, спорта, туризма и иных;

· достижение качественно нового уровня и здорового образа жизни, привитие навыков физического, интеллектуального и духовного самосовершенствования личности;

· развитие общественно – политической, трудовой и творческой активности различных социальных групп населения, местного управления и самоуправления, активизация деятельности самодеятельных общественных формирований и организаций, молодежного движения.

Все это должно решаться в комплексе, объединенными усилиями, так как от осознанного, конкретного вклада в реализацию совместно выработанного курса не только государства в целом, но и каждого отдельного человека зависит успешное вхождение нашей страны в мировое сообщество.

 

 

1.2. Определение, уровни и функции идеологии государства

Идеология государства – это социально значимая, теоретически оформленная система идей и взглядов, политического поведения граждан, представляющая определенный способ общественного социально - группового мышления, комплекс социально значимых идей, отношений людей к власти, государственному строительству, целям и задачам общества и государства, сориентированной, политической жизни страны, более полное использование возможностей и средств их реализации с помощью государства.

Составляющими идеологического процесса являются разработка и практическая реализация идеологических доктрин. В основу идеологии заложены следующие принципы:

· идеология – это система;

· идеология вырабатывается в виде теоретических знаний (теория);

· идеология – это иммунная система конкретного государства;

· идеология – это основа духовной жизни общества, в качестве компонента которой выступает национальная идея.

В структуру идеологии входят:

· ценности, идеалы, нормы;

· интересы;

· знания, идеи, взгляды;

· идеологическая деятельность;

· идеологические учреждения и организации;

· идеологические процессы.

Политическая идеология – это многоуровневый феномен. Она имеет:

· теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются общие принципы политической деятельности, излагаются социально-политические устремления социальных субъектов, намечаются наиболее общие пути и способы их реализации. Этот уровень формируется и воплощается в виде теорий, концепций, учений или доктрин, литературных сочинений, статей, монографий, докладов, диссертаций и иных.

· программно-политический уровень, на котором идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, другие документы и социальные требования, становятся предметом политической пропаганды через средства массовой информации, выступления с докладами и лекциями, учебники и произведения искусства;

· обыденно-актуализированный уровень, на котором происходит осмысление и освоение индивидами, социальными группами принципов и целей той или иной идеологии, практическое воплощение их в делах и поступках людей, субъектов политики. На этом уровне идеологии – четкая работа находит свое воплощение не только в форме пропаганды, но и агитации.

Каковы же функции, основное предназначение идеологии как важного элемента политического бытия? Прежде всего идеология выражает интересы государства, общества, социальных субъектов, определяет пути и средства реализации их стратегических и текущих задач с помощью государственной власти. Надо исходить из того, что история, которая происходит не сама по себе, есть продукт сознательной деятельности людей. Важно при этом иметь в виду, что в современных условиях происходит кристаллизация, оптимизация всех составляющих черт механизма идеологических предпочтений, выделяются общие функции идеологии. Наиболее важными и характерными из них являются:

· теоретико-познавательная, позволяющая определить имеющиеся условия, объективные тенденции, усвоить определенную совокупность выработанных в процессе развития идей, умений, навыков, материально-технических ресурсов и возможностей, выделить и полнее использовать апробированную конкретным опытом сумму полученных объективных знаний, дать реальную оценку имеющимся ресурсам, резервам, возможностям дальнейшего поступательного развития, оценить имеющуюся ситуацию, приспособить новые имеющиеся реалии к социально-политической действительности;

· интеграционная, обеспечивающая жизненно необходимую сплоченность общества, объединение его членов, а также политических сил на выполнение экономических, социальных, политических организационно-практических целей и задач общества и государства, укрепление целостности политического сообщества;

· селекционная, направленная на выделение, отбор и применение лучших условий, форм и методов деятельности людей;

· мотивационная, помогающая определить мотивы и побуждающая к лучшим действиям общества и его граждан во имя достижения общих целей;

· ориентационная, определяющая конкретные цели и задачи общества и государства, конкретные результаты труда, главные пути их достижения, систему смыслов и ориентаций деятельности граждан;

· мобилизационная, мобилизующая общество, его граждан на выполнение социально-политических программ и целей, способствующая сплочению их на основе определенных идей, лозунгов, побуждающая к политическим действиям;

· легитимизирующая, дающая оправдание, создающая атмосферу авторитета тому или иному общественно-политическому устройству, государственному органу или руководителю, способствующая политической самоидентификации социальных групп, властных структур, лидеров;

· нормативная, задающая социальным субъекту и объекту систему норм социального поведения, определяющая их ценностные ориентации, критерии поведения в соответствии со стратегическими целями и текущими задачами общества и государства;

· демпфирующая, способствующая снятию социальной напряженности, созданию атмосферы доверия, взаимопонимания, сплоченности, консолидации граждан и общества в целом;

· воспитательная,определяющая цели и средства воспитания, позволяющая идеологии выступать в качестве духовного феномена на пути целевой и идейной ориентации необходимого поведения участников политического процесса;

· инновационная, способствующая обновлению социальных ценностей и норм, выбору наиболее верных идей, вариантов и путей достижения требуемых целей, лучших форм и методов их обеспечения.

· Осуществление этих функций, каждой в отдельности и в комплексе в условиях приобретает исключительно важное значение для обеспечения поступательного развития общества и государства, реального единства политического процесса.

В нынешних условиях важно глубоко изучить и обобщить опыт, в том числе и зарубежный, исторические аспекты, гносеологические корни идеологии, имеющиеся и возможные процессы идеологического обеспечения экономики, социальной жизни, государственного устройства и строительства, свобод и прав человека, внешней политики, безопасности государства, достижения взаимодействия и эффективной деятельности всех сфер государственной власти, формирования политической культуры, политического и патриотического сознания.

 

1.3. Идеология – важнейшее средство и условие внутренней и внешней стабильности в государстве, консолидации общества.  

 

Государство и общество следует избавить от неустойчивости, напрасной траты энергии, времени и ресурсов на пути их социального прогресса, необходимо яснее и четче видеть новые базисные ценности, строить их систему на принципах социальной справедливости и равноправия. Важно полнее задействовать те идеи, которые апробированы практикой, обусловлены логикой, требованиями жизни, выдвинуты наукой, мыслителями прошлого и настоящего, диктуются интересами общества и государства. Нужны не только мощная экономика, высокая социально-материальная обеспеченность граждан, но и устойчивая, независимая от конъюнктуры идеология, такая, которая обогащена совокупным духовным опытом народа, особенностями национального сознания, устоявшимися формами жизни, обычаями и нравственными ценностями, выработанными на протяжении многих столетий его истории.

При этом важно иметь в виду, что идеология белорусского, также как и другого государства, не может базироваться только на программных идеях какой-либо одной политической партии, преследующей свои специфические цели и интересы. Нужна идеология государственности и общественного развития страны, которая должна функционировать в рамках общих, прежде всего конституционных, всенародно признанных принципов, соответствовать цивилизационным основам современного мира и, опираясь на них, обладать практической действенностью, быть способной мобилизовать нацию на успешное решение задач стратегического развития страны.

Выстраиваясь на белорусском фундаменте, наследуя исторические корни независимой государственности, любви к Родине, идеология государства в то же время должна быть несовместимой с разжиганием национальной, расовой, религиозной вражды. Здесь должно быть четко определенное и целенаправленное противодействие стоящим на таких позициях некоторым политическим партиям, общественным объединениям и движениям. Не настроение отдельных личностей или группировок должно доминировать в этом вопросе, а независимая, объективно выстроенная идея, рожденная и выстраданная народом, активно и заинтересованно поддержанная во всех слоях.

Идеология прежде всего предусматривает приоритетные цели и задачи государства и общества, дает им экономические, социальные и политические ориентиры. Она раскрывает общеметодологические проблемы выработки и функционирования государственности, путей общественного развития страны, представляя их в качестве главных объектов своего осмысления. Присущими ей формами и средствами она выделяет конкретные исторические аспекты, главные традиции на пути становления и развития белорусской государственности, на основе их глубокого осмысления, определяет и предлагает неотложные задачи их последующего поступательного развития и укрепления. Анализируя важнейшие уроки, проблемы, сложности экономики и социальной сферы страны, как одного из наиболее разноплановых концептуальных вопросов, она предлагает четко выверенную стратегию реализации реформирования в этих сферах.

Формулируя требования к процессу обеспечения перехода страны на рельсы политической демократии, дальнейшего решения проблем построения правового государства, гражданского общества, развития демократических основ управления всеми сферами жизни общества, идеология помогает в децентрализации власти с одновременным укреплением процесса государственного управления, в становлении, реформировании и развитии местного управления и самоуправления, повышении роли государственной власти в решении жизненно важных задач через человека и во имя человека.

Становление идеологии теснейшим образом связано с процессом качественного изменения затрагивающей интересы каждого человека правовой системы государства, совершенствования законодательства во всех сферах его деятельности, обеспечения на деле принципа верховенства права. Наряду с этим исключительно важную роль приобретают главные направления и требования эффективного государства, обеспечивающего регулирующую роль в экономике, социальной жизни, науке, образовании, культуре и иных сферах, совершенствование деятельности всех звеньев и уровней государственной власти и управления.

Идеология оказывает существенную помощь в создании действенного механизма доведения до общества выработанных основополагающих идей государственности и общественного развития. Это весьма важно, так как, по выражению классика, идеи становятся материальной силой лишь тогда, когда овладевают массами. Чтобы идеи стали идеологией, они должны соответствовать условиям жизни, потребностям, интересам этих масс, подтверждаться самой жизнью, воплощаться в ней, стать их ориентиром и путеводителем. Важно, чтобы люди заинтересованно восприняли идеологию, признали ее. Только при этом условии она сможет стать их мощной движущей силой.

Существенную роль приобретает формируемая с помощью идеологии духовная сторона политического поведения граждан, предназначенная для их целевой и идейной направленности. Основной целью здесь должны стать социальное согласие и развитие, приоритет прав человека и гуманистических ценностей, служение, содействие человеку, его свободе и благу.

Духовные начала, мировоззрение, политическая культура в нынешних условиях играют одну из первостепенных ролей. Как говорил митрополит Иоанн, сейчас мы склонны видеть в собственной истории действие причин хозяйственных, военных и политических, почти не отдавая себе отчета в том, что все они – только следствие духовного состояния общества, порывов обуреваемой страстями души человеческой (Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания).

Как в идеологии, так и в практической деятельности, белорусы сейчас лучше других понимают, где зло, а где добро, где заблуждение, а где верный путь прогресса и созидания. Свои недостатки они могут преодолеть лишь своими путями и средствами, только ими лучше видимыми и понимаемыми. Им нет необходимости ходить у кого бы то ни было в зависимых учениках. Они сами себе лучшие учителя, знающие что и какие знания им нужны.

Ситуация в стране требует принципиально иных подходов к решению стратегических и текущих задач. Как заявил Френсис Фукуяма, автор концепции «конца истории», мало знать, куда надо идти, надо еще уметь проделать этот путь. Надо решить извечные вопросы нашей истории: что делать и как делать? Ломать и разрушать страны былого СССР научились, а строить и созидать – с трудом учатся. Однако в мире есть и положительный опыт. Например, Япония ничего не разрушала, а строила на имеющейся базе. В новых условиях так же поступил Китай. Для Беларуси – это очень поучительно и во многом диктует характер белорусской модели развития.

 

1.4. Государственная идеология – мощное мобилизационное и воспитательное средство.

 

Наиболее существенным принципом дальнейшего, углубленного исследования проблем идеологии государства, выработки соответствующих теоретических и организационно-практических предложений является системный подход к анализу общественного бытия, методов общественного развития, призванный отыскать ответы на вопросы, поставленные самой жизнью.

В последние годы проведена значительная, но пока недостаточная работа по исследованию проблем и выработки в целом норм и правил идеологии белорусского государства. Этому есть ряд причин как объективного, так и субъективного характера. Во-первых, ни в теории, ни в практике государственного строительства идеология государства пока еще не приобрела должного статуса. Ее созданию противятся многие политические партии, каждая из которых именно свою идеологию хотела бы видеть в качестве государственной. Не проявляет должной активности в этом деле государственный аппарат. Во-первых, государственным чиновникам при отсутствии идеологического обеспечения работается легче и вольготнее, на них не давит пресс идеологической ответственности за качество и результативность работы. Во-вторых, вопросами идеологии надо организованно заниматься, а это делать не каждому хочется. В-третьих, имеется известное предубеждение в целесообразности идеологической работы, являющейся результатом отхода от системы марксизма-ленинизма, долгое время считающейся единственной схемой объяснения социальных процессов, и последующей незаконченности поиска новых подходов в этой сфере применительно к новым реалиям. Многое из того, что предложено в последние годы в этой сфере, повисло в воздухе по причине своей незавершенной умозрительности, несоответствия требованиям нынешней социальной практики. Наконец, в-четвертых, слишком сильной оказалась инерция прежних представлений об идеологии, методически и методологически соизмеримой с содержанием научного коммунизма. Многие идеологические работники очень привязаны к выработанным тогда нормам, схемам, определениям.

Срабатывает нередко недостаточная информированность граждан и кадров по вопросам роли и места идеологии в странах Запада. Весьма эффективными оказались технократические доводы о деидеологизации всех сфер общественной жизни. Теоретической разработки и практических рекомендаций требуют многие вопросы, связанные с положением и воспитанием молодежи, использованием принципов государственности, социальной справедливости, христианских ценностей, менталитета белорусского народа. Должны быть более глубокая определенность, заинтересованность в этом всех слоев белорусского общества, широкого круга исследователей, всей общественности.

С точки зрения идеологического обеспечения главный объект усилий должен быть сосредоточен на решении экономических задач, обеспечении ясного понимания того, что и как надо сделать, чтобы Беларусь стала экономически сильной и процветающей, авторитетной в мире. Особое место должно быть отведено изучению документов, которые конкретно определяют стратегию развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, сферы услуг и других. Идеологическими средствами следует не только поднять инициативу, трудовую активность масс, но и повысить ответственность кадров всех рангов за эффективную работу на порученном участке.

Серьезная роль отводится проблемам трудового воспитания. Основы его закладываются в семье и школе. Допускают серьезную ошибку те, кто считает, что основная работа в этом плане должна начинаться и проводиться лишь в трудовом коллективе. Надо на должную высоту поднять работу системы профориентации, профессионально-технического образования, ученичества, трудового сотрудничества.

Многообразными средствами идеологического влияния важно добиваться, чтобы люди понимали ход и перспективы развития страны, своего предприятия, осознавали органическую связь своего личного труда с созидательной деятельностью всего народа, государства.

В практике идеологической работы важно обеспечить идейную направленность, научную аргументированность всего комплекса действий, подчиненных целям экономического роста и социального развития всех звеньев экономики. Идеологическая работа в конечном итоге должна быть направлена на воспитание человека-созидателя, рассматривающего свои личные интересы и запросы через призму интересов общества и государства. В нынешних условиях огромные потенциальные идеологические возможности имеет соревнование. Важно возродить его идею и содержание как действенного средства повышения эффективности и качества работы, позитивного воздействия на все стороны жизни общества. Важно подчинить его не только цели повышении производительности труда, но и задачам обеспечения активного участия людей в общественной жизни, в борьбе за здоровый быт и создание духовной обстановки в трудовых коллективах и по месту жительства граждан. Человека-передовика, человека-труженика надо поднять на такую высоту общественного признания, какого он действительно заслуживает. Следует решительно уходить от недооценки соревнования, преодолевать формализм и заорганизованность, которые губят инициативу и предприимчивость участников этого процесса. Соревнование должно быть тесно связано с организацией производства и материальным стимулированием его участников. Важная роль в этом отводится профсоюзам.

Все формы и содержание идеологической работы должны быть направлены на общее повышение качества хозяйственной деятельности, на борьбу с расточительством, бесхозяйственностью, безответственностью. Идеологическую оценку должны получать факты коррупции, использования в меркантильных целях служебного положения, иные подобные правонарушения.

В сфере обогащения духовного мира людей должны найти приложение усилия и возможности трудовых коллективов, семьи, средств массовой информации, всей системы правового, идейно-нравственного, духовно-культурного воспитания. Путем убеждения, различными формами общественного, финансово-материального воздействия надо укреплять, развивать привычку к строгому соблюдению установившихся в обществе норм и правил позитивного поведения граждан. Особого внимания требуют вопросы нравственного воспитания молодежи, подростков.

Важно учитывать некоторые специфические обстоятельства. Прежде всего это то, что неоправданно возросший уровень материального благосостояния одной части людей и сохранившийся на низком уровне материальный достаток иных граждан неизбежно влечет за собой поляризацию общества в целом, а это создает дополнительные проблемы во взаимодействии между людьми на почве материальной обеспеченности.

Нравственные качества видятся как знание моральных принципов, норм, правил поведения, как наличие необходимых убеждений, как готовность людей следовать им в любых жизненных ситуациях. Воспитывая убежденность у людей, надо стремиться к тому, чтобы каждый гражданин был устойчив в своих отношениях к действительности, а его убеждения выполняли мировоззренческую функцию, служили идеальным побуждением к деятельности. Убежденность каждого человека – это концентрированное выражение его идеологического отношения к действительности, регулирующего его поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами.

В центре внимания всей системы идеологического воздействия должны быть вопросы морально-этического совершенствования семейных отношений, дальнейшего роста культуры, развития общественных интересов родителей и детей, воспитания детей не стихийно, а на научной основе, в русле лучших достижений педагогической науки. Следовало бы возродить лучшие традиции родительского всеобуча, используя для этого возможности школ, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Важное направление идеологической работы – рационализация и оздоровление быта, установление здоровых отношений между людьми, устранение у них вредных привычек и т.д. Это надо решать в комплексе. Эти требования должны стать определяющими в формировании новых структур в государстве, таких как агрогородки, новые трудовые коллективы, в условиях малых и средних городов и т.д. Этой же цели в большей степени должны содействовать системы бытового, культурного, физкультурного, медицинского, торгового, общепитовского обеспечения, повышения уровня материального благосостояния людей, экономии свободного времени и улучшения быта.

Идеологическими средствами важно целенаправленно и эффективно вести борьбу против пьянства, хулиганства, лживости, двуличия, безразличия к общественным делам. В идеологии необходим углубленный, проводимый с участием ученых, общественности, государственных служащих, работников СМИ анализ путей формирования личности, ее взглядов, вкусов и потребностей. Надо вести активный поиск средств преодоления негативных проявлений в делах и сознании граждан.

Особого внимания требует к себе решение этих проблем на селе. В связи с перестройкой структуры населенных пунктов важно находить такие оптимальные и прогрессивные решения, которые не только полнее бы отвечали потребностям хозяйственно-экономической выгоды, но и были бы целесообразными с точки зрения идейно-эстетической, духовной нагрузки. Важно, чтобы облик современного села облагораживал человека, отвечал самым высоким требованиям, создавал гармонию и красоту форм, содержания. Сохраняя традиции и привлекательность прошлого села, надо более пристально вглядываться в будущий день, работать с большим заделом и прицелом на перспективу.

Как в городе, так и на селе новый стимул и подпитку должны получить физкультура, спорт и туризм. Особое внимание надо уделять их массовости, включению в повседневный быт людей. Более активно следует использовать выгоды географического положения и природной привлекательности нашей страны.

Более наступательной должна быть работа всех идеологических служб и форм идеологического воздействия по патриотическому воспитанию, особенно молодежи. Здесь надо уходить от поверхностности, обеспечивать аргументацию, убедительность в правоте и правильности наших позиций.

Идеологическими средствами важно убедительнее показывать преимущества белорусской модели развития, успехи в области нашей социальной политики, принципиальную позицию государства в отстаивании своего суверенитета, международного курса, прав и свобод граждан. Наряду с популяризацией своих, оправданных жизнью образцов общественного устройства, организации общественных отношений надо давать примеры создания и утверждения самых высоких духовных и нравственных ценностей, эталонов чести, достоинства, высокой гражданственности, красоты и гармонии человека – обязательных спутников эффективного государства, гуманного и справедливого общества.

Предстоит идеологическими средствами воспитать не какие-либо отдельные качества, а дать их в совокупности, в единстве научного мировоззрения, сознательного отношения к труду и многообразию форм собственности, высокой духовности и нравственности, патриотизма, умения жить в коллективе, государстве, полнее учитывать их интересы, подчинять им свои планы и намерения. Человек – это сложная, духовно многогранная личность, формирование качеств которой возможно лишь путем комплексного, хорошо продуманного механизма влияния всех факторов, призванных эффективно воздействовать на формирование у людей высоких сознательности, духовности и нравственности, личной ответственности за дела и судьбу своего государства.

 

Вопросы семинара.

1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.

2. Определение, уровни и функции идеологии государства.

3. Идеология – важнейшее средство и условие внутренней и внешней стабильности в государстве, консолидации общества.

4. Идеология государства как мощное мобилизационное и воспитательное средство.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия