Студопедия — Ключевые термины и понятия для усвоения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ключевые термины и понятия для усвоения






Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, марксизм, коммунизм, социал-демократизм, фашизм, анархизм, фундаментализм, правый экстрнмизм, терроризм, коммунитаризм, индивидуализм, индивидуальная свобода, автономия индивидуальной воли, сущностная рациональность, плюралистическая демократия, «государство – ночной сторож», нравственный абсолютизм, традиционализм, мелиоризм, антиэгалитаризм, глобализм, антиглобализм, национализм, пацифизм, феминизм, экологизм.

 

 

2.1 Основные условия и закономерности возникновения и функционирования политических идеологий  

 

 

Возникновение, функционирование и развитие тех или иных идеологий обусловлено определенными условиями и закономерностями общественного развития. К ним можно отнести следующие. Во-первых, несмотря на наличие в современном мире значительного числа различных идеологий, все они имеют естественный характер происхождения и функционирования в силу того, что соответствуют умонастроениям определенных общностей людей, или же являются реакцией на сложившуюся конкретную социально-экономическую и политическую ситуацию в обществе, возникший вакуум в духовно-нравственной, социально-политической и иных сферах общественных отношений. Чаще всего подобный вакуум возникает на крутых поворотах исторического развития общества, в периоды кризисов и потрясений, когда появляется потребность в новых социальных идеях и идеалах, способных указать пути выхода из кризисной ситуации. Например, возникновение либерализма как идейно-политического течения относится к периоду буржуазных революций ХVІІ –ХVІІІ вв., когда феодализм исчерпал свой потенциал и вступил в полосу кризиса, став тормозом дальнейшего общественного развития. Идеология либерализма отражала потребности восходящего класса буржуазии, заинтересованного в наличии свободной силы, в свободе развития рыночных отношений, предпринимательства, ограничении государственного вмешательства в экономику, неприкосновенности частной собственности, развитии буржуазного парламентаризма и т.п. Именно эти идеи и легли в основу идеологии классического либерализма.

В свою очередь консерватизм возникает как реакция феодальной аристократии на Великую французскую революцию (1789 г.), Просвещение и развитие капитализма, которые глубоко потрясли основы существовавших в течение столетий общественных порядков. Он выступил в защиту феодального строя, сохранения господствующего положения влиятельных социальных, интеллектуальных и политических кругов.

Формирование идеологических основ марксизма было обусловлено тем, что смена феодализма капитализмом не только не решила многие проблемы, но и привела к появлению ряда новых. Социальный мир и гармония социальных отношений так и не были достигнуты. К середине ХІХ в. достаточно остро проявились противоречия буржуазного общества: периодически повторяющиеся экономические кризисы, тяжелые условия труда пролетариата, увеличение безработицы и нищеты среди низших слоев общества и связанное с этим обострение социальных конфликтов между рабочим классом и буржуазией, которые поставили в повестку дня вопрос о замене его другим, более совершенным и справедливым общественным строем с помощью социальной революции. Идеология марксизма и явилась попыткой обоснования путей такого перехода к новому общественному строю.

Серьезную опасность для общества представляет ситуация, когда все прежние идеалы рушатся, а новые еще не обретаются. Люди лишаются привычных жизненных ориентиров и в этом состоянии могут пойти за любыми «пророками» и «вождями». Видный психолог В.Франкл определил эту ситуацию как «экзистенциональный вакуум».

Оценивая ситуацию в Германии в 30 - е гг. ХХ ст. известный философ и психолог Э. Фромм отмечал, что разрушение старых кайзеровских символов власти и идеалов создало почву для тоталитарного режима и утверждения нацистской идеологии. В условиях глубокого политического и социально – экономического кризиса, крушения прежней системы ценностей, складывания комплекса национальной неполноценности в результате поражения в первой мировой войне нацистский идеал сильного государства, превосходства арийской расы, завоевания мирового господства нашел широкий отклик в массовом сознании различных слоев германского общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что появление тех или иных идеологий явилось ответом на конкретно-историческую ситуацию как выражение интересов и настроений определенных социальных сил.

В качестве одной из закономерностей формирования и функционирования идеологий следует также отметить наличие в них определенных элементов утопичности, что обусловлено тем, что любая идеология включает в себя тот или иной социальный идеал, именуемый как «образец, нечто совершенное, высшая цель стремления», иными словами желаемое, умозрительное.

Утопическое сознание постоянно сопутствовало социальному и политическому развитию общества. Советский исследователь В.В. Святловский, составитель «Каталога утопий», еще в 1923 году насчитал почти две тысячи утопий. С тех пор на свет явились сотни новых из них. Утопические идеалы по-разному проявлялись в конкретных ситуациях, однако они всегда вступали во взаимодействие с социально-политическими процессами. Следует подчеркнуть, что утопические идеалы, утопические модели устройства общества не только уводили в мир иллюзий, но и оказывали мощное воздействие на социально-политическую мысль, развитие альтернативных теорий, изменение социального и политического устройства общества. В частности, примером тому может служить социалистический идеал переустройства общества на основе принципов гуманизма и справедливости. Длительное время социализм существовал лишь как теоретический проект, выдвигаемый каким-либо мыслителем или группой мечтателей о лучшем будущем. Однако в ХХ в. он уже стал идейным знаменем разнообразных массовых социально-политических движений и общественной практики, получил распространение в таких регионах, где столетие назад само понятие «социализм» было неизвестно.

Универсальной чертой идеологий является их способность к саморазвитию и корректировке в пространстве и времени. Если это свойство идеологий наталкивается на искусственные политические преграды, то под вопрос ставится их жизнеспособность и конкурентноспособность. Сегодня, пожалуй, не назовешь ни одной идеологии, которая бы оставалась в первозданном виде. Со времени возникновения идеологии постоянно впитывают «живую» общественную жизнь и корректируются в соответствии с ней, во многом обновляют свое содержание. Об этом свидетельствует появление неолиберализма, неоконсерватизма, неомарксизма и др.

Остановка в саморазвитии, игнорирование реальной социальной практики гибельно для любой идеологии. История показывает, что догматизация идеологических схем снижает уровень научности самой идеологии и приводит ее к кризису, потере влияния в обществе.

2.2. Либерализм и неолиберализм

 

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVІІ – ХІХ вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632 – 1704), А.Смит (1723 – 1790), Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755), А. Токвиль (1805 – 1859), Т. Джеферсон (1743 -1826) выражали интересы третьего сословия (в первую очередь буржуазии), ведущего борьбу с феодальной аристократией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. Либерализм рассматривается как разновидность идеологии отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства.

 

 

Основные принципы и ценности классического либерализма:

· абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

· признание определенных естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).

· идея индивидуализма, индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли;

· сущностная рациональность (разумные действия человека, направленные на удовлетворение собственных потребностей) и добродетель человека (соблюдение норм протестантской этики: трудолюбие, бережливость, дисциплинированность и т.д.);

· экономическая платформа (господство частной собственности и ее неприкосновенность; идеалы свободного рынка, предпринимательства, личной инициативы, «честной конкуренции»; освобождение экономической деятельности от надзора государства, которое должно выполнять роль «ночного сторожа», охраняя жизнь, права и собственность граждан);

· приоритеты в политической среде (идея суверенности народа как источника и контролера власти; конституционализм; правовое государство, основанное на верховенстве закона и равенстве всех людей перед ним; принцип разделения властей с целью их взаимного контроля; парламентаризм; политическая свобода и представительная демократия);

· идея гражданского общества как общества прежде всего экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов;

· в социальной сфере обосновывается идея «естественного неравенства людей» как естественный биологический социальный и исторический факт, связанный с неравенством способностей, талантов, трудолюбия;

· в духовной сфере провозглашается свобода волеизъявления – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания, а также дух терпимости и компромисса;

· концепция социального прогресса выделяет два типа общественной эволюции: искусственную, насаждаемую государством сверху, и естественную, происходящую в гражданском обществе. Естественная эволюция опирается на свободу частно капиталистических отношений, автоматически обеспечивая социальную гармонию в обществе и его безкризисное развитие.

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему. Он изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Как уже отмечалось, представители классического либерализма считали, что свобода частнокапиталистических отношений должна была обеспечить социальную гармонию в обществе, его стабильность и безкризисное развитие.

Однако в конце ХІХ в. классический либерализм вступил в полосу кризиса. В это время явственно обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию, справедливость и расцвет экономики. Кроме того, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства и капитала, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов. В результате произошло изменение функций свободного рынка.

Кризис классического либерализма потребовал пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального либерализма (неолиберализма). У его истоков стояли такие мыслители, как Дж. Милль, Дж. Кейнс, Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, сформулировавшие новые принципы либерализма. К ним можно отнести следующие:

· целью общества является прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка;

· на смену идее о «государстве – ночном стороже» пришла идея активного вмешательства государства в социально – экономическую сферу, государственного регулирования экономической деятельности с целью недопущения разрушительных экономических кризисов и минимизации социальных конфликтов. Инструментами такого регулирования выступают формирование государственного сектора экономики, планирование, налоговая и бюджетная политика, обеспечение «полной» занятости населения, регулирование заработной платы и др. В ежегодном Послании 1998 года Президента Республики Беларусь белорусскому Парламенту сформулирована идея эффективного государства, регулирующего и планирующего процессы экономического и социалдьного развития.

· концепция «государства всеобщего благосостояния» отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Она предусматривала увеличение государственных ассигнований на поддержку наиболее обездоленных слоев населения, создание эффективной системы социального обеспечения, введение бесплатного образования, доступность для всех граждан медицинского обслуживания;

· развитие плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, свободную конкуренцию между потенциальными политическими и государственными лидерами и элитами за голоса избирателей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что граждане обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решений;

· внедрение в общественную практику принципа справедливости, понимаемого как предоставление всем гражданам равных политических прав и возможностей для самореализации в различных сферах жизни, равенство всех перед законом.

2.3 Консерватизм, неоконсерватизм

Как уже отмечалось, консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на Великую французскую революцию, Просвещение и развитие капитализма. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции ХVІІІ в., буржуазной демократии и индивидуальной свободы, были англичанин Э. Берк (1729 – 1797), французы Ж. де Местр (1754 - 1821), Л. де Бональд (1754 – 1840). Они выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального положения и сословных привилегий.

В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности.

К основным принципам и ценностям консерватизма относятся:

· нравственный абсолютизм, обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества;

· традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. К ним консерваторы относят брак, семью, религию, частную собственность, национальный опыт и культуру, историю народа, патриотизм;

· отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию, порождаемую различием в способностях, трудолюбии, активности, предприимчивости людей и существующей системой разделения общественного труда. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду;

· политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности. Любые социальные изменения должны проводиться постепенно и продуманно при сохранении основных ценностей и устоев общества, преемственности в развитии;

· отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами;

· критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм. Суть демократии состоит в том, что управление обществом отдано элитам, избираемым народом. Поэтому политический процесс – это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдения демократических правил;

· развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией. Кроме того, провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого, дух патриотизма.

С 1970-х годов на Западе наблюдается быстрый рост популярности консервативных идей, вызванный кризисом либерализма и социал-демократии в области теории и политики, структурным кризисом капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального и социал-демократического реформизма, оказались недостаточными. Кроме того, в это время в западном обществе возник серьезный ориентационный кризис, поставивший под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации, развернулось массовое молодежное движение.

В этих условиях все большую популярность и влияние стал приобретать неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Развернулась так называемая «неоконсервативная революция» или наступление эпохи «новой консервативной волны». Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации власти. Он оказался в данной ситуации более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения социально-экономических проблем в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества. Видными идеологами неоконсерватизма явились Дж. Белл, З. Бжезинский (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

Основными положениями неоконсервативной идеологии являются:

в мировоззренческом плане -

· пессимистическая оценка человеческой природы, разума, стремлений и возможностей человека;

· противопоставление индивидуализма коллективизму. Коллективизм рассматривается как «дорога к рабству», ведущая к подавлению личности и ее нивелировке;

· поддержка предприимчивости и стремления к индивидуальному успеху;

· отрицание возможности социального равенства, совместимости его со свободой. Равенство понимается как равенство перед законом, политических прав и возможностей;

в экономической области -

· ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, достижение оптимального сочетания рыночных и регулирующих механизмов в ее функционировании;

· содействие развитию свободного предпринимательства, частной инициативы, создание благоприятных условий для накопления капитала посредством снижения налоговой нагрузки, упразднения контроля над доходами и валютного контроля;

· приватизация государственных предприятий;

в политической сфере -

· сильное и авторитетное иерархизированное государство, эффективно выполняющее охранительные функции по борьбе с преступностью, радикализмом, терроризмом и другими негативными проявлениями;

· недопустимость неограниченного расширения демократии, могущего привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Суть демократии заключается в правлении профессиональных элит, избираемых народом;

· обоснование необходимости деэтатизации и дебюрократизации общества;

в области социальной политики -

· отрицательное отношение к идее «государства всеобщего благосостояния»;

· ограничение социальных программ с целью изживания настроения социального иждивенчества и стимулирования заинтересованности каждого трудоспособного гражданина в раскрытии своего творческого потенциала и стремления к самообеспечению.

В заключение следует отметить, что политика неоконсервативных партий в социально-экономической сфере, с одной стороны, способствовала росту производительности труда, подъему общего жизненного уровня, а, с другой стороны, наряду с этим привела в ряде стран к увеличению бедности и безработицы, ухудшению состояния систем образования и здравоохранения, обострению социальных конфликтов.

 

2.4 Социально-политическая доктрина марксизма и современность

 

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Первоначально идеи социализма нашли свое выражение во взглядах социалистов-утопистов ХVІ – начала ХІХ вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.). Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев населения периода первоначального накопления капитала и становления капитализма как общественного строя. В теориях социалистов-утопистов социализм представлялся как идеальный общественный строй, которой соответсвует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность. Именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности, и для общества.

Однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление социалистические (коммунистические) идеи получили в марксизме, который возник в 30-40- е гг. ХІХ в. На этот период приходится решающее поражение феодализма, «вторая волна» буржуазных революций в Европе, бурное развитие капитализма, проявление его основных противоречий, усиление классовой борьбы пролетариата против буржуазии. В этих условиях марксизм выступил как теоретическое выражение и обоснование интересов пролетарского движения.

К. Маркс (1818 – 1883) и Ф.Энгельс (1820 – 1895) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины ХІХ и ХХ вв. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Свои взгляды К. Маркс и Ф. Энгельс изложили в работах «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Гражданская война во Франции» и др.

Коммунистическая и социалистическая идеология выступают как разновидность идеологии, предполагающая революционное переустройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворение потребностей индивида, отмену частной собственности на средства производства.

Сущность социально-политической теории марксизма, лежащей в основе коммунистической и социалистической идеологии, нашла выражение в следующих основных положениях:

- применение глобального, системного подхода к исследованию общества позволило определить его как единую, целостную социальную систему, включающую в себя такие основные подсистемы, как экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную, которые тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга;

- доминирующей идеей марксизма является обоснование и раскрытие классово-экономической основы политических процессов, политической власти и ее институтов. Политическая борьба порождается противоречиями между материальными интересами классов и внутриклассовых групп. Политика есть не что иное, как отношение классов, связанное с интеграцией общеклассовых интересов, их защитой и реализацией. Всякое государство также носит классовый характер. Оно выступает в марксизме как инструмент принуждения и подавления, используемый экономически господствующими классами для сохранения своего экономического и политического господства, для эксплуатации трудящихся слоев. Вместе с тем К. Маркс и Ф. Энгельс предостерегали от слишком узкой трактовки классового интереса. Ведь господствующий класс не существует в вакууме. И для того, чтобы удержаться у власти он вынужден учитывать интересы других слоев общества;

- основу политических воззрений марксизма составляет материалистическое понимание истории. Применив диалектику к анализу общественного развития, К. Маркс и Ф. Энгельс представили историю как закономерный естественноисторический процесс смены различных общественно-экономических формаций, в основе которого лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Этот процесс неизбежно должен привести к переходу человечества к коммунизму во всемирном масштабе;

- становление и развитие коммунистической формации, с точки зрения марксизма, предполагает революционное преобразование общества и проходит ряд этапов:

1) переходный период от капитализма к социализму, в течение которого осуществляется преобразование буржуазных общественных отношений в социалистические;

2) социализм как первая фаза коммунизма, основанная на общественной собственности на средства производства и планомерном развитии, распределение в ходе которого осуществляется по принципу «от каждого по способностям – каждому по труду»;

3) собственно коммунизм, который представляет собой общество без классов, без насилия, без государства, где распределение осуществляется по потребностям. В условиях коммунизма происходит формирование нового человека – всесторонне и гармонично развитой личности, которая становится высшей целью и ценностью развития общества, преодолевается отчуждение индивида от средств производства и результатов труда, от участия в управлении обществом, от духовной культуры и друг от друга. Именно коммунизм, согласно марксизму, является началом подлинной истории человечества, так как основывается на действительно гуманистических началах.

В дальнейшем идеи марксизма получили свое развитие в трудах В.И. Ленина, К.Каутского, Э. Бернштейна, А. Грамши и др.

Обращаясь к марксизму как к методу анализа социальной реальности, нужно иметь в виду важность разграничения в марксизме теоретических взглядов и политических доктрин. В начале ХХ в. на этот вопрос обратил внимание Э. Бернштейн, подчеркнувший ошибочность сведения теории социализма к политической доктрине. Принципиально важно также учитывать, что марксистская концепция, как и другие социально-политические теории, - продукт своей исторической эпохи, отражение определенного этапа политического развития в Европе. В связи с этим научное понимание концепции марксизма – это реализация его действительного, а не мифологизированного теоретико-методологического арсенала и одновременно критическое переосмысление в соответствии с историческим опытом и достижениями современной обществоведческой мысли.

В марксизме наряду с безусловным вкладом в развитие обществознания содержатся определенные утопические элементы, иллюзии, ошибочные положения и прогнозы. К ним можно отнести идеализацию роли рабочего класса в переустройстве общества на справедливых началах, положение о пролетаризации основной части населения по мере развития капитализма, тезис об отмирании государства, недооценка значения демократии в общественном развитии и некоторые другие.

Отсюда вовсе не следует, что марксизм утратил свою ценность для современного обществознания. Французский философ Л. Альтюссер считает, что значение марксизма заключается в том, что он дает исходную теорию анализа глобального общественно-политического процесса, несмотря на то, что некоторые его положения не подтвердились исторической практикой.

Кроме того, несмотря на то, что социалистическая мысль в современном мире представлена рядом течений и направлений, наиболее видное место среди них по-прежнему занимает марксистская теория. После ее создания авторы почти всех социалистических доктрин стремятся опереться на те или иные стороны этого учения.

 

2.5 Идеология современной социал-демократии  

 

Социал-демократия – важная составная часть левых сил современности. В странах развитого капитализма она является самым влиятельным политическим движением, ориентирующимся на социалистические ценности. Как и коммунистические партии, она уходит корнями в массовое рабочее движение конца ХІХ в., нашедшее свое оформление во Втором Интернационале (1889 г.) В самостоятельное идейно-политическое течение в рабочем движении социал-демократия конституировалась в начале 20-х годов ХХ в. после организационного размежевания революционных и реформистских сил.

Современная социал-демократия представлена партиями, имеющими разные названия – социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. Эти партии представлены на всех континентах и активно участвуют в деятельности органов власти на всех уровнях. В настоящее время в мире насчитывается около 90 партий этой ориентации, объединяющих более 20 млн. членов, за которые голосуют свыше 200 млн. избирателей. Почти половина их в последние десятилетия либо возглавляла соответствующие государства, либо входила в различного рода правящие коалиции (Австралия, Австрия, Испания, Швеция, Германия и др.).

Идеология современной социал-демократии, ее представления о социализме – это продукт длительной почти столетней эволюции, у истоков которой стояли такие представители Второго Интернационала, как Бернштейн, Давид, Фольмар, Мильеран, Жорес и др. Они считали, что переход к социализму возможен не путем пролетарской революции, а путем постепенного реформирования капиталистического общества.

Своеобразным историческим рубежом в идейной эволюции социал-демократического движения был учредительный конгресс Социалистического Интернационала во Франкфурте-на-Майне в 1951 г., на котором была принята декларация «Цели и задачи демократического социализма».

В 1989 году принята Стокгольмская декларация Социнтерна, в которой изложены основополагающие принципы демократического социализма. К ним относятся:

свобода, при которой каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей. Свобода означает прекращение всякой дискриминации личности, ее равенство в правах и возможностях, также освобождение от любой зависимости от владельца средств производства или тех, кому принадлежит политическая власть;

равенство, предполагающее равную ценность всех людей и служащее непременным условием свободного развития личности и социального прогресса;

солидарность, которая носит всеобъемлющий и глобальный характер, выступает как выражение общности человечества, чувства сострадания к жертвам несправедливости, их моральная и материальная поддержка, обеспечение равных прав всем расам, этническим группам, нациям и вероисповеданиям.

Важнейшими составляющими демократического социализма как идеологии и политической стратегии с самого начала были четыре основные цели: политическая демократия, экономическая демократия, социальная демократия и международная демократия.

Политическая демократия предусматривает:

· признание и отстаивание принципов правового государства;

· политический плюрализм и возможность смены правительства мирными средствами посредством свободных выборов;

· гарантия прав личности и меньшинства;

· существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Экономическая демократия предусматривает:

· существование многоукладной рыночной экономики, служащей инструментом повышения благосостояния всего общества;

· сочетание рыночных отношений с элементами государственного регулирования и планирования экономического развития;

· развитие системы «соучастия» трудящихся в управлении капиталистическими предприятиями и производственного самоуправления;

· обеспечение возможности трудящимся «участия в прибылях» и «образования собственности» у лиц наемного труда путем приобретения акций предприятий;

· установление международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций.

Социальная демократия предусматривает:

· борьбу за более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды и быта;

· внедрение системы мер, направленных на гуманизацию труда рабочих и служащих;

· развитие системы социального обеспечения и базовых «общественных услуг», обеспечивающей доступное для всех социальных слоев жилье, теплоснабжение, медицинское обслуживание, отдых, образование, транспорт, связь;

· восстановление экологического равновесия и охрану окружающей среды.

Международная демократия предусматривает:

· демократизацию международных отношений на принципах равноправия и справедливости;

· принятие международных программ стимулирования социально-экономического развития отсталых стран Азии, Африки и Латинской Америки;

· развитие международного сотрудничества в решении глобальных проблем современности;

· предотвращение войн и прекращение гонки вооружений.

Анализируя проблему развития социалистической идеологии, представляется актуальным уяснение общего и особенного в марксизме (коммунизме) и социал-демократизме.

Общее:

· цель – построение более справедливого и солидарного общества, улучшение жизни трудящихся;

· диалектико-материалистическая трактовка общественной жизни;

· социально-классовый подход к общественным явлениям;

· гуманистический характер конечных целей;

· социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Различия:

· Достижение цели: а) социал-демократы – путем реформ; б) коммунисты – главным образом путем революций;

· Ключевая проблема: а) социал-демократы – трансформация капитализма; б) коммунисты – разрыв с капитализмом;

· Переход к новому типу общества: а) социал-демократы – в рамках буржуазной демократии и законности; б) коммунисты – вне этих рамок;

· Представления о партии: а) социал-демократы – политическая ассоциация; б) коммунисты – жестко организованная авангардная партия.

2.6 Иные современные идеологии

Наряду с глобальными, наиболее влиятельными идеологиями, о которых шла речь выше, существует и ряд других идеологических течений. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) - идейно-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Основоположниками доктрины анархизма являются М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин. Сложившийся как политическое течение в 40-70 – х гг. ХІХ в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенных целей. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме – индивидуалистическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое.

Антиглобализм – политическое движение, направленное против определенных аспектов процесса глобализации в ее современной форме: гобального неравенства, доминирования транснациональных корпораций и мировых финансовых институтов, формирования однополярного мира, ограничения национально – государственного суверенитета, загрязнения окружающей среды.

Глобализм (от лат. globus – шар) – идеология формирования, организации, функционирования и развития мира как целостной экономической, социокультурной и политической суперсистемы.

Национализм (от лат natio - нация, народ) – идеология, основанная на признании наций (этносов) и их взаимоотношений важнейшим или особенно важным фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места, роли и интересов данного народа в социально-политической, экономической и культурной жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов. Национализм может проявляться в различных формах: национальной замкнутости, искусственной ассимиляции народов, шовинизме, разжигании вражды и конфликтов между народами и др. В современном мире национализм – одно из влиятельных и распространенных идейно-политических течений, проявляющееся как в глобальном, так и в региональном и государственном масштабах.

Пацифизм (от лат. pacificus – миротворческий, умиротворяющий) – идейно – политическое течение и движение, возникшие в среде либеральной интеллигенции в конце ХІХ в. в Великобритании и США, выступающие в принципе против любой войны, морально осуждающие все вооруженные формы борьбы между народами и странами и превратившиеся сегодня в массовое международное демократическое движение, оказывающее серьезное влияние на мировую и внутреннюю политику многих государств. Пацифизм активно поддерживает антивоенное движение.

Религиозный фундаментализм – современная разновидность религиозного движения, направленного против секулярной идеологии, разрушения устоев традиционного образа жизни и ориентации на чуждые или внерелигиозные ценности. Фундаменталисты отстаивают идею того, что религия содержит в себе разрешение всех проблем общества и индивида. Особенно широкое распространение религиозный фундаментализм получил в мусульманском мире.

Фашизм (от итал. fascio – пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно -политическое движение, направленное на установление открытой тоталитарной террористической диктатуры, жестокое подавление демократических прав и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных движений. В области внешней политики теория расового превосходства служила обоснованием политики империалистических захватов и порабощения других народов. Разновидностями современного фашизма выступают неонацизм, неофашизм и др.

Феминизм (от лат. femina – женщина) – общественно – политическое движение, выступающее за предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, за устранение всякой дискриминации по отношению к ним и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в эпоху буржуазных революций во Франции, Англии и США, особенно активизировалось с конца 1960 – х годов.

Экологизм (от англ. environment – окружающая среда, природа) – социальное движение, направленное на усиление мер по защите и оздоровлению окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

 

Вопросы семинара

 

1. Основные условия и закономерности возникновения и функционирования политических идеологий.

2. Зарождение и развитие либерализма. Неолиберализм и его особенности.

3. Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм и его роль в современном мире.

4. Социально-политическая доктрина марксизма и современность.

5. Идеология современной социал-демократии. Коммунизм и социал-демократизм.

6. Иные современные идеологии.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия