Студопедия — ПОСЛАНИЕ ГР. ХОДКЕВИЧУ ОТ ИМЕНИ ВОРОТЫНСКОГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛАНИЕ ГР. ХОДКЕВИЧУ ОТ ИМЕНИ ВОРОТЫНСКОГО






Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Троицы славимого милостию великого государя государем царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии [следует полный титул] от его царьского величества совету боярина и воеводы и намесника Казанского и державцы Новосилского князя Михаила Ивановича Воротынского пану Григорью Александровичи) Хоткевича слово наше то.

Что прислал еси к нам лист свой с нашим хлопцом молодым с Ивашком Козловым, а в листу своем к нам писал еси, что ваш государь християнский, а будучи святый милосердый пан, помазанец Божий, по звычаю блаженных памятей их милостей славных и великих государей прародителей своих государьских, так теж и сам из своей щедростливости государьские и з милосердья будучи повинен завжды оказывати образ человеколюбья Божия, любовь к народу христьянскому, ся ж ради не пощадел Бог Сына своего единородного, да распят был для нашего спасения и кровию его святою совокупил нас всех яко уды многи до единого тела и втвердил крещением любовь в нас; и для того должен государь ваш, по апостолу, с радующимися радовати, а со плачющими плакати и ннде немощи немощных носити, а не себе угождати повинны есмя. И слышачи великий государь ваш милостивый его кралевская милость о брату своем о государе нашем жестосердье неразсудителное его и на нас людей христьянских, Богом порученных ему, гоненья без правды и гнев непощадимый, так теж и разделение людем единого християнского народу и единые веры, а для чего ссталась есть опричнина и для чего земская, чего з веков давных земли его николи за панованье предков его не бывало, тому дивит великий государь ваш и того жалует и вы вси жалуете и дивуетеся ему. И для того государь ваш много отъжидает ему терпеньем своим государьским, еще не простер праведные руки своее кролевские и не поднес меча своего острого на землю его за его гордость, понеже (Испр.; в ркп. поневаж.) видит его растленна разумом и болшого неприятеля земли своей, нежли вашего государя и кровопроливца нашего. И разумеет то государь ваш по нас по христьянских людех, што мы с вами кровь проливаем по неволи, и милосердует о земли нашей и о нас всех, яко и знак милосердья великого государя вашего есть немалый на землю и на люди земли нашел на князе Ондрею Михайловичю Курбском, как его государь ваш пожаловал великим своим жалованьем и приближеньем и первшим местцом под Киевским воеводством, а он уже был в московских родех не десятый, а мало не двадцатый, также и в местцы. А наш пак род великий будучи надо всеми роды московскими, сведомо есть добре великому государю вашему и вам всем то есть ведомо, што вышел с крови государьские великих князей Новосилских и до сих часов ведемся своими чины и обычайми великими на отчизне и на уделу своем по прироженному нашему величеству, маючи в себе свои бояре и воеводы; так теж ведомо есть великому государю вашему, что отчизна уделная нашие милости за Угрою за рекою от Москвы подошла у границы государя вашего под панство его королевские милости великое княжство Литовское к Севере, для которые яз отчизны своее уделные вмале не пил чаши отца своего князя Ивана Михайловича, которую он пил по зависти государей наших и по прироженью злому их. А так государь ваш великий, вед аючи о нашем величестве и слышачи про наше дородство и разум, которая наша милость от Бога сотворителя нам дарована и окрашена, и разумеючи нашу милость быти правого наследника прародителем нашим и доброго блюстителя отчизне своей, послал до нашие милости слово свое государь-ское ласковое, посетивши нашу милость в нужи нашей и зычачи нам той хотячи видети, абы Бог на нашей милости прародителей наших величества и власть обновити и показати рачит, до чего хочет великий государь ваш домочи нашей милости войсками не малыми людей своих и казною своею государьскою. И вы все государю вашему великому на то радите, а нашей милости помогати до того головами вашими и маетностями ради будете. И с тым государь ваш его королевская милость посылает до нашие милости дворянина своего и слугу верного Ивана Петровича Козлова, который давал ведомость великому государю вашему и вам, иж дед его был у отца нашего в милости преднейший человек, и верную ему государь ваш давши науку о всем о том. Также и вы до нашие милости посылаете листы ваши через верного слугу государя вашего Ивана Козлова, а вашего милово приятеля, и наша б милость ласки государьские великого государя вашего рачил вдячен быти, а вашу любовь к себе помнити, и государю вашему на листы его милости государьские наша милость рачил отпивати волю свою сокровенно, яко есть обычай тому, и к вам на ваши листы також отписати тым же слугою государя вашего верным Иваном Козловым, ничим его не вредивши; а ведь же он, яко раб будучи, который не ищет воли своей, но господина своего воли ищет, а не боитца убивающих тела, но болши боитца убивающих душу и тело; а хто убивает тело брата своего, в мале времени смерти сподобляя, тот душу свою на веки погубляет. А в том был во всем рачила наша милость верити души твоей, будучи ужь на старости седины твоее, што ваша милость слово государя вашего християнского ни в чем обменны не будут, яко и пред тым никому, великому и убогому, слово государя вашего николи обменно не бывало а ни будет. А ты нашей милости не толко в словех любовь свою ноказати хочешь и серцем к серну, и одна ти есть роскошь и утеха намилшая в старости лет, твоих два сына в себе з ласки Божьей меешь, Андрея и Александра, и каешся в них яко во свете очей твоих, и тых к нашей милости пошлешь со всеми слугами твоими и з маетностью твоею не пощадишь к потребе и к помощи нашей милости и сам нашу милость в добром здоровье видети желаешь; а притом приязни нашей милости поленаешся (Что прислал еси к нам лист...приязни нашей милости полецаешься. - В начале послания Воротынского Гр. Ходкевичу подробно пересказывается грамота к нему последнего. Если для Бельского и Мстиславского считалось унизительным всякое общение с их «подданным» «Ходкеевым», то Воротынский, хотя и не ставил себя вровень с Ходкевичем, мог все же достаточно пространно отвечать на его грамоту. В грамоте Гр. Ходкевича заслуживает внимания упоминание об опричнине и А. М. Курбском. О последнем Ходкевич писал в довольно пренебрежительном тоне, подчеркивая его «мало не двадцатое» место среди московской знати. Такая характеристика Курбского может объясняться тем обстоятельством, что в это время «государев изменник» уже несколько утратил свое влияние на Сигизмуыда II Августа и вступил во вражду с многими представителями польско-литовской знати (см.: Жизнь кн. А. М. Курбского в Литве и на Волыни, т. I, докум. I, II, III). - Ходкевич упоминает о вотчине Воротынских, попрежнему находящейся в их руках. Речь идет о Новосиле, Одоеве, Перемышле и части Воротынска, т. е. о территории на верховьях Оки у литовской границы. В 1562г. М. И. Воротынский со своим братом Александром попал в опалу, и его удел был у него временно отобран (обстоятельства этой опалы не известны, что делает еще более интересным сообщение Ходкевича, будто М. И. Воротынский пострадал из-за того, что его «отчизна удельная» близко граничит с Литовским «панством»). В 1566 г. Воротынский был помилован, и ему был частично возвращен его удел. В уделе Воротынских действительно сохранялись и во времена Грозного некоторые «чины и обычаи» удельного времени (ср.: С. Б. Веселовский. Последние уделы в сев.-вост. Руси, стр. 113 - 115, 127 - 131). Курбский в «Истории о в. к. Московском» (Соч., стлб. 288) объясняет казнь Воротынского в 1573 г. тем, что «те [Воротынские] княжата были на своих уделех, и велия отчины над собою имели: околико тысящ с них по чту воинства было слуг их».).

И мы тот твой лист вычли и вразумели гораздо. И по твоему было отступному бесослужителному разуму, нецнотливой матери сыну, непригоже ниж краю ушес слышанию сподобитись, ниже мала ответа подати, яко бесовстей тме, токмо крестным огражением прогоняти. Также и ты в совершенных сединах, аки возбеснев, вне ума своего бесом служити отдал еси себя и вместо християнства отступником именоватись и лжехристьянипом быти, и святей истине, и православной христьянстей вере, и священным церквам и божественным иконам попратель еси и разоритель; и аще прелестней тме служитель еси и Богу противник еси, что убо к сему яко скорпия яд изливавши, понеже отца твоего диявола еси наследник и похоти отца своего хощешь творити, яко он человекоубийца искони и во истине не стоит. А что в листу своем писал еси, что будто государь ваш образ человеколюбия Божия оказует,. ино то лукавое прикровенье всем знатно, штож государь ваш не токмо вами, паны своими, не обладует, но и о себе власти не имеет: как же хотел государь ваш за нашего государя царьского величества сестру свою Катерину дати, ино ж вы панове зрадным обычаем того ему не прирадили и з братом его царьского величеством и во всем христьянстве якое есте кровопролитие розмножили и ево есте сестру за какого великого человека дали и якую честь есте в том своему государю принесли, и то есть ведомо всему народу христьянскому! И як же государь ваш о том слезен был, и што мог себе и сестре своей пособити кроме воли вашые? Ино то ли образ человеколюбия Божия, что в неволе быти? Слово Божие не вяжетца нигде ж и самовластно прибывает и волею за мирское спасение разпятца, а не так, как вы своего государя в неволе держите; ино то ни есть образ человеколюбия Божия, но прелесть и тма подобно антихристу, еже есть супротивно воле Божьей. А што писал еси о единороднем Сыне Божий, и где Троица разделяетца, якож вы, тут не подобает о Бозе богословити, понеже не ведите ни яж глаголете, ни о них же утвержаетеся, якож инде реченно есть: «Грешнику ж рече Бог: векую ты поведавши оправданья моя и восприемлеши завет мой усты твоими, ты же возненавидел наказанье и отверже словеса моя вспять, аще видяше татя, течяше с ним и с прелюбодеи участье свое полагаше, уста твоя умножиша злобу, и язык твой соплеташа лщения, седяй на брата своего клеветаше и на сына матери своея полагаше соблазн; сия сотворил еси, вознепшевал еси, яко буду тебе подобен, обличю тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя, разумейте ж сия забывающей Бога, да некогда похитит и не будет избавляли». И паки по апостолу: разумевше быти Бога не яко Бога благодариша и прославиша, иже истинну в неправде держаще, но осуетишася помышлении своими и омрачися неразумное их серце глаголюще быти мудри, объюродеша и послужиша твари вместо творца, иже есть благословен во веки. Аминь. Также и вы вместо Бога надеетесь на мимотекущая стихия и на бесовския козни, и вам не подобает божественных глагол своими безбожными усты глаголати. А что кровью своею святою Господь наш совокупил нас всех воедино, пно вы ж то за много лет разодрали ересью латынскою, так же ныне конечне от Бога отступили есте и противни Богу со антихристом учинились есте, церкви Божий разаряюще и священныя иконы попирающе и священныя сосуды сокрушающе и истиннаго православия веру з божественными догматы испровергаете и горее бесермен напротивку Богови востали есте и лжеимянно християнское имя на собе обносите, я коже рече божественный богословец: изыдоша от нас, но не беша от нас. Аще бо быша были от нас, превыша убо были с нами, вы же сами себя от божественнаго крещенья и любве крестьянские отогнали есте, понеже бысте «враги креста христова, им же бог чрево и слава во студ им, иже земная мудрствующе». А што государь ваш с радующемн радуетца и с плачющими плачетца, ино ж государь ваш ничегоже не может через вашу волю учинити, и то есть неоднокрот писано, штож сами ж вы, отнявши волю у государя своего, и за то его святым зовете и милостивым, и штож его милость,. коли он ничем не волен? Тая милость оказуетца праве яка власность имущий милость содержит. А чтож государь ваш немощи немощных носит, а не себе угождает, но все подданным своим угожданье творит, ино ж государь ваш, якож среди поля некоего Зхатая был, стоящы посреди скорпиев и аспидов вашего неистовства и израдства, отовсюду пуст сродства и пособленья, еще же к сему и главы не имея, еже истинные веры во истинного Бога, тем же отовсюду пуст быв - мимошедшых надеж и будущих присносущих надеж сих всех пуст бывг в правду убо и по достоинству вашей бесоподобной гордости угаждает. Так теж вы з давных предков ваших звычею зрадным обычаем злолукаваго змия ухищрением государя своего безчествуете. А что еси писал в своей грамоте возбеснев о нашего государя царьском величестве, что будто государь ваш слышит о нашем государе, о его царьском величестве о жестосердии неразсудительном на нас, народе християнском, гоненье без правды и гнев непощадимой; и то твое бесовское коварство чему есть подобно? Еже подобно змии яд изливавши. Годно ли в чюжом государстве закон ставити и в правде воли то перед спасителем Богом, еже в чюжом государьстве закон утвержати, сами не весте закона и не токмо законопреступницы, но и отступницы закона бысте? Како закон утвержаете? Како ж убо реченно быеть о Елизвое ефиопском цари, како подвижесь на Надунаса жидовина к Омиритцкому граду и каково запрещение бысть ему, якож рече: «мне месть - аз воздам, глаголет Господь» (Како ж убо реченно бысть о Елизвое...глаголет Господь. - История о Елизвое [Элесбоа], приводившаяся царем и в послании в Кирилло-Белозерский монастырь (см. комментарий к этому посланию, прим. 10), заимствована им из Четий-Миней. Элесбоа - негус Абиссинии, был союзником императора Юстина (VI в.) и воевал против йеменского царя иудейского вероисповедания Зу Нуваса («Надунаса жидовина»); в Четиих-Минеях рассказывается, что он собирался пойти на Омир, город Зу Нуваса, но некий «мних» запретил ему это, напомнив слова: «Мне месть и аз воздам» (Великие Минеи Четий, октябрь 19 - 31, СПб., 1880 стр. 1836 - 1837)). Ты, дьяволской сын, как на такое царьское величество глаголешь неподобно? А наш государь, его царьское величество, как есть государь истинный и православный християнский, сияя во благочестьи государьство свое добре разсматряет и благим жалованье подает, а злых наказует; а и во всех землях зрадцов казнят. А што еси писал в бесосоставной своей грамоте о разделение народу християнского, о опричнине и земском, ино ж тово не ведая, якии же скурвины дети, як же и ты, глаголют, а у государя нашего опричнины и земского нет; вся его царьская держава в его царьской деснице, а хто годен, тот у его царьского порога приближен есть, а хто негоден, тот отдален слугует, бо государь наш самодержец есть, як же воля его, также и розказует нам слугам своим, а не як же государь ваш якоже подданый ваш вас послушенствует. А ведь же и в вашей земле есть земское, я дворное, и кралевское, гетманы и подскарбии и иные чиновники (А што еси писал в бесосоставной своей грамоте о...опричнине и земском...и иные чиновники. - В своих инструкциях послам,отправляемым в Польшу, Иван IV неоднократно приказывал отрицать существование опричнины в Москве. Послы должны были говорить: «опричнины не ведаем: кому велит государь близко жити, тот близко и живет, а кому не велит государь близко жити, тот живет далеко» (Сб. РИО, т. 71, стр. 331, 593, 597), и объяснять построение опричного двора тем, что царь «велел себе поставит двор за городом для своего государского прохладу» (там же, стр. 775). - Замечание в послании Воротынского Ходкевичу о сходстве между опричниной и некоторыми институтами в Польше следует сопоставить с интересным материалом о польских проектах «опричнины», собранным в статье И. И. Полосина «Споры об опричнине на польских сеймах XVI в.» (Вопросы истории, № 5 - 6, 1945, стр. 142).). А штож ся государь ваш дивует, ино ж из века то есть: младенчески разум имеющи и изуменьем похитившуся, велемудрому разуму дивятца. А што государь ваш не поднял меча своего острого на землю царьского величества, и то есть подобно сотонинской гордости, якоже реченно есть: взыду выше звезд небесных и поставлю престол мой на облацех и буду подобен вышнему. Сице же государь ваш и вы, последствуя дияволу, подобно Сенахириму и Навходносору и Хоздрою (Сецахириму и Навходносору и Хоздрою. - Об этих «безбожных царях» (вавилонский царь Навуходоносор II был известен из Библии как один из врагов Израиля) см. в комментарии к посланию Баторию, прим. 36.) и иным безбожным царем, яко птицу рукою своею хотите похитити православье, но Господь гордым противник есть, якоже есть реченно: не в силе констей, ни в лыстех мужеских благоволит Господь, благоволит Господь на боящихся его и уповающих на милость его. Царьское бо величество и наш вернейший совет надеетца на всемогущего Бога, в Троицы славимаго, милость и помощь, о Бозе бо сотворит силу, и той уничижит враги царьского величества; а ваш государь, да и вы надеетеся на сотонинскую прелесть, и якая ж ваша надея, якую ж себе отступную помощь обрящете? А што же писал еси злобесовным обычаем о разуме царьского величества укаряя, ино есть тому дивитися нечему, понеже есте сами предалися в неискусен ум лукавствия и изумевся, якоже есть подобает вам, собацким людем, не ведуще что глаголете, не токмо царьского величества укоризны, но и на самого Бога востали есте, и изумевыйся якоже вы не весть ся что глаголете, и сего ради на вас грядет гнев Божий, на сыны непокоривыя. А штож государь ваш разумеет нас по неволе с вами кровь проливати, ино ж мы от прародителей своих его царьского величества вернейший совет от многих времен и х царьскому величеству праве заслуговали есмя и вперед з жаденьем заслуговати будем; и штож их царьского величества искони вечная отчизна незгодами предков и их зрадою предков государей ваших вашим государем в руки пришла, и мы ж по царьского величества веленью с радостью службу свою приносячи его царьскую отчизну доставая и у царьского величества по старине утвердите желаем. А штож писал еси о такой же собаке, як же есп сам, о Ондрее о Курбском, что его ваш государь пожаловал и во чтивости учинил, и коли б государь ваш младенческим разумом не объят был, и он бы вас, панов рад своих, на безделье не слушал и лотровским обычаем таково израдца не жаловал на кровопролитье християнству. А о том дивитися не о чем, як же зрадивши государя нашего его царьской главе и от шибеницы утекши, и к вашему малоумному государю пришел! Его же ты не зная, неплотный человек, похваляешь. А что о нас писал еси, ино и сам описовал еси, што наш род великий и зацный, ино подобает ли тебя, собаки, послушав, и твоего израдново умышленъя последовати и израдою быти? А мы в царьского величества жалованье в чести есмя в великой и отчизну свою по своему достоинству держим, и х тому еще его царьского величества милостию, которая наша отчизна пуста была, и той государьского величества милостию нагорожен есми и тем всем обладую.

А будет же королевское хотенье с нами братство и любовь свою и склонность хочет учинити, и он бы по тому учинил, как мы к нему в своем листе описовали. А зрадцею нам великим родом незгоже быти и отчизну государя нашего за себя заседати, як же племянник твой Янко, (Як же племянник твой Янко. - Речь идет о Яне Яромировлче Ходкевиче - администраторе Ливонии и адресате приведенного выше послания царя, написанного в 1577 г. (стр. 205 - 207; о контрасте между характеристикой Яна Ходкевнча в комментируемом послании и в послании 1577 г. см. выше, стр. 506).) хотячи освети Вифляискую землю, и якое ж хотел кровопролитие християнству учинити, иже Бог всех сотворитель злобесовской его козни сотворитись не здоволил. А што еси писал о нашей отчизне лобесовскою кознью, ино же отец наш князь Иван Михайлович отошел света сего по Божьим судбам, а ни по которой вуже, также и мы за некоторое прегрешенье в его царьское наказанье были есмя, и опять ныне его царьского величества милостью в светлости учинены есмя, а не як же ты, бешеная собака, изумевся пишешь, что будто отчизны для нашие на нас царьское наказанье было, а зависть и прироженье злобы есть ваша, что вы подданные слуги государя своего властью ровняетеся своему государю. А что хочет государь ваш нашу власть обновити, и як же есмя писали к государю вашему в своем листу, и он бы так и обновил, а инакож нам невзгоже. А штож тот наш хлопец собацким обычаем сказывал государю вашему и вам, што дед его у отца нашего был первейшим человеком, и то есть от вашего безумья нам укоризна. А што есть он государя вашего верный слуга, а ваш милый приятель, ино ж таких хлопцов у нас у стад много есть, и коли ж у вас люд худ, а вам к потребе нужен, и вы ж и тех наших стадных хлопцов поемлите к себе и своему государю в верные слуги устройте их и себе в милые приятели, а мы ж по християнскому обычаю того вам не забороним. А инако ж нам братцкие приязни государя вашего невдячно быти, кроме того як же есмя писали к брату своему, а вашему государю, в его листу. А што ж пишешь, чтоб нам твою любовь к себе помнити, ино ж то есть нам невзгоже, что с нами, княжаты, вам, мужиком, быти в братстве; а будет же хочешь нашие милости к себе и як же еси писал, яко имеешь у себя два сына Андрея и Александра, и ты б их к нам прислал к потребе, як же они будут заслуговати нам, так теж и мы будем их заховывати. А на лист ваш сю нашу заповедь учинили есмя с тем же хлопцом нашим, а вашего государя верным слугою, а вашим приятелем. А твоей безбожной душы кому мочно верити? Занже кто Бога оставил и истинную веру, кая есть треба в души его крепости оставитися? А в такой старости, як же ты, неподобно есть государя своего фалшером чинити; также и тому, иже злодейским обычаем приходит, несть погрешително, еже по его безумью место воздати.

Писана царьского величества во граде Москве, лета 7075, июля 20 день.

 

ПОСЛАНИЕ СИГИЗМУНДУ II АВГУСТУ ОТ ИМЕНИ И. П. ФЕДОРОВА (1567)

Бога в Троицы славимаго милостию и во едином существе поклоняема и славима, великого государя государем и самодержца, великого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии [следует полный титул], от его царского величества совету боярина и воеводы Полотцкого и наместника Ярославского Ивана Петровича Федоровича великому государю Жигимонту-Августу, Божиею милостию королю Полскому и великому князю Литовскому [следует полный титул].

Что прислал еси до нас лист свой государской з бывшим хлопцом братьи нашей во государской раде Воротынских князей, и в листу своем к нам писал еси, и мы тот твой лист вычли и вразумели гораздо. Ино годитца ли тебе, таковому государю великому, фалшерным обычаем и лотровским з рукою своею государскою такие безлепицы посылати? А ведь же, государу, я уже человек при старости, зрадивши мне государя своего и душу свою з ломивши, немного жити, а у тебе ж будучи, в войсках твоих ходити уже не могу, а до ложницы твоей ходити с курвами ноги же не служат, так теж и машкарством потешати тебя, государя, в старости своей не учон есми; чему ж твое государское хотенье предлежит? Чему же треба тебе по моей старости? Яким же бы еси лотром такое писанье прислал еси, яковым же бы достойно такое твое лотровское писмо (Ивана Петровича Федоровича...твое лотровское письмо. - И. П. Федоров, обычно именуемый в исторической литературе И. П. Челядниным, конюший, боярин, представитель старинного московского боярского рода (к которому принадлежали фамилии Бутурлиных и Челятниных). Характеристика личной жизни Сигизмунда II Августа, которая содержится в послании, написанном от его имени, подтверждается польскими источниками (А. Трачевский. Польское бескоролевье. М. 1809, стр. 5 - 6).).

Писана в отчизне государя нашего в Полотцку, лета от создания миру 7075, августа 6 дня.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия