Студопедия — ИНК и другие паритии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИНК и другие паритии






Предоставление Индии независимости привело, к существенным изменениям в расстановке партий­но-политических сил. Идейно-политические уста­новки индийских буржуазных партий были обус­ловлены особенностями их возникновения и ста­новления. Если для первой половины XX столетия были характерны центростремительные тенденции по отношению к возникшему в последней четверти XIX в. ИНК, то с завоеванием суверенитета начался период расслоения общенациональной анти­колониальной коалиции, основным содержанием которого стала пе­регруппировка партийных сил за счет отделения от ИНК полити­ческих течений и образования новых партий в зависимости от по­нимания сущности и путей предполагаемых преобразований в социально-экономической сфере.

Внутри самого ИНК образовались два течения, противоборство которых определяло внутрипартийную жизнь. Группировка Дж. Не­ру, поддержанная центристами и левыми, отстаивала линию на раз­витие «смешанной экономики», при преимущественном развитии государственного сектора, внесение планового начала в развитие регулируемой государством экономики, осуществление аграрной реформы и социальных программ, направленных на поднятие уров­ня жизни малоимущих слоев, следование нейтралистскому анти­колониальному внешнеполитическому курсу, предполагавшему всестороннее развитие отношений со всеми государствами, вклю­чая страны социалистической системы. Группировка В.Пателя (за- местителя премьер-министра и министра внутренних дел) и П.Тан-дона (председателя Конгресса), представлявшая консервативные круги в ИНК, выступала за всемерное и неограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, создание рынка и подключение страны к международной капиталистической сис­теме разделения труда. Понимая необходимость капиталистичес­кой трансформации деревни, они избегали коренных радикальных преобразований и делали упор на техническое перевооружение сельского хозяйства. В области внешней политики они считали при­оритетным ориентацию на западные страны, прежде всего страны Британского содружества наций.

Усиление давления группы В.Пателя привело к выходу из Конгресса нескольких левых группировок, образовавших Кресть-янско-рабочую партию, имевшую массовую базу в Западной Бенгалии, Народный конгресс, пользовавшийся поддержкой в Уттар-прадеше, и Демократический фронт. В 1951 г. вышедшие из Конгресса левые образовали Крестьянско-рабочую народную партию (Кисан маздур праджа парти) во главе с А.Крипалапи и Р.А.Кидваи.

Покинули ИНК и Конгресс-социалисты, образовавшие Социа­листическую партию. Как единая организация она просуществова­ла недолго. В 1951 г. возникли разногласия между Дж.Нараяном, все в большей степени эволюционировавшим в сторону «гандистс-кого социализма», и «левыми социалистами» во главе с Аруной Асаф Али, выступавшими за сотрудничество с коммунистами. Это противостояние закончилось выходом «левых» из партии. Социа­листическое движение стало развиваться разными путям и в рам­ках различных организаций: «левых социалистов», собственно Со­циалистической партии, Народно-социалистической партии, впоследствии на время сплотившихся в Объединенную социалис­тическую партию.

Поворот части социалистов к КПИ был связан с начавшимися позитивными процессами в коммунистическом движении, которое постепенно преодолевало свою многолетнюю изоляцию от ведущих политических сил страны во главе с ИНК. До этого лозунг борьбы за свержение проимпериалистического прави­тельства Дж.Неру, принятый коммунистами после достижения Индией независимости, привел к резкому снижению популярно­сти партии и уменьшению ее численного состава (около 25 тысяч чел. на 1951 г.). Постепенный отход от прежних позиций и курс на поддержку прогрессивных преобразований национального правительства, связываемый с выдвижением на пост генерально­го секретаря партии Аджоя К.Гхоша, создал предпосылки для совместных действий коммунистов и мелкобуржуазных револю­ционно-демократических партий: Форвард блок, Революционно-социалистической, Рабоче-крестьянской партии Махараштры и др. Революционно-демократические партии действовали в пре­делах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии сочетались элементы марксизма и «гандистского социализма».

В начале 50-х годов проявилась тенденция и к консолидации пра­во-консервативных сил. Накануне первых в истории независимой Индии выборов возникла организация Джан сангх (Народный союз), опиравшаяся на проиндусски ориентированную часть тор-гово-предпринимательских средних городских слоев. Она блоки­ровалась с ранее возникшими коммуналистскими партиями Хин-думахасабха(1915), Раштрия сваям севак сангх (1925), Рамраджья паришад (1948). Партия, возглавляемая Ш.П.Мукерджи, выдвину­ла программу «истинного национализма», предполагавшую изме­нение секуляристского характера индийского государства и обес­печение приоритета во всех сферах жизнедеятельности представителям индусской общины.

Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 партий. Такое многообразие было следствием не только огромных масшта­бов страны, но и отсутствия четкой поляризации сил в партийно-политической системе, размытостью социально-классовой струк­туры и наличия огромного числа переходных по своему типу слоев и групп индийского общества, не структурированных в развитое общество.

Совершенствование административной системы

Первые общеиндийские выборы состоялись в 1951—1952 гг. и принесли победу ИНК, получив­шему возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. На выборах в пар­ламент Конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест.

При общем абсолютном преобладании ИНК выявились регио­ны, где партия имела особенно прочные позиции. Так, 90% мест Кон­гресс получил в Законодательных собраниях Уттар-прадеша и Са-ураштры, 80% мест — в Бомбее, Мадхая-прадеше, Бхопале и Дели, от 51 до 77% — в остальных штатах. Коммуналистские партии пользовались особой поддержкой в Раджастхане и Ориссе, а ком­мунисты, не получившие ни одного места в хиндиязычных регио­нах, имели успех на юге и в Западной Бенгалии.

Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь про­граммы социально-экономического развития ИНК, получившей название «курса Неру», и предполагавшей осуществление импортза-мещающей индустриализации при форсированном развитии госу­дарственного капитализма, аграрных преобразованиях, включаю­щих ликвидацию системы заминдари и установление «потолка» землевладения, и административно-политической реформе, наце­ленной на создание этнолингвистических штатов.

Административная система, узаконенная конституцией 1950 г., не отвечала как потребностям сбалансированного развития штатов, необходимого для проведения единой экономической программы, так и сдерживала развитие народов Индии, требовавших самоопределения в рамках отдельных национальных штатов. Различный юридический статус индийских штатов создавал трудности и в развитии партийно-политической жизни. Борьба за создание лингвистических провинций охватила целый ряд регионов и носила крайне ожесточенный характер. В 1953 г. был образован самостоятельный штат Андхра, территория которого ранее входила в штат Мадрас, а в 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной административно-политической реформой за весь период незави­симости. Согласно закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории (группа «С»), границы которых в значитель­но большей степени совпадали с ареалами расселения этнолингви­стических общностей, требовавших автономии: Андхра-прадеш, Ассам, Бихар, Бомбей, Керала, Мадхья-прадеш, Мадрас, Майсур, Орисса, Раджастхан, Уттар-прадеш, Западная Бенгалия, Пенджаб (группа «А»), Джамму и Кашмир (Группа «В») и Дели, Химачал-прадеш, Манипур, Трипура, Лаккадивские и Андаманские острова (группа «С»). Реформа носила незаконченный характер и не привела к затуханию деятельности сторонников создания штатов на лингвистической основе.

Процесс воплощения в жизнь этнолингвистического построения административно-политической системы в Индии растянулся в даль­нейшем на десятилетия. Основными его вехами станут: 1960 — реор­ганизация штата Бомбей и разделение его на Гуджерат и Махарашт­ру; 1962 — создание штата Нагаленд; 1967—1968 — реорганизация штата Пенджаб и выделение из него штата Хариана; 1971 — реорга­низация Северо-Восточной Индии и создание штатов Мегхалайа, Манипур, Трипура, а также присоединение к Индии в 1975 г. Сик­кима в качестве штата.

Борьба за создание этнолингвистических штатов и стремление народов Индии к повышению их статуса в Индийском Союзе сде­лали необыкновенно острой проблему официального языка. Ут­верждение конституцией в этом качестве языка хинди при всех сопутствовавших этому решению смягчающих оговорках было вос­принято в нехиндиязычных районах как национальное бедствие. На протяжении последующих десятилетий движение против рас­пространения хинди в качестве официального языка Индийского Союза было заметным дестабилизирующим фактором в обществен­но-политической жизни страны.

«Индийский социализм»

Становление современного буржуазного обще­ства происходило в Индии на фоне преобразова­ний, осуществлявшихся в странах социализма, и общедемократическое радикальное движение по пути реформ ассоциировалось с понятием социалистического пе­реустройства общества. Социалистическая фразеология использо­валась ИНК еще в период борьбы за независимость, после ее обре­тения нашла отражение в программе построения «общества социа­листического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади (1955) такая формулировка была официально внесена в резолюцию ИНК. «Конгрессистский социализм» подразумевал не ликвидацию частной собственности на средства производства, а ог­раничение «стяжательских инстинктов» и собственнических уст­ремлений на благо общественного развития. Он предполагал осу­ществление эгалитаристских принципов: отмену кастовых ограни­чений, упразднение неприкасаемости, создание условий для развития племен и малых народностей, введение равноправия по­лов и т.п. Социализм означал смешанную экономику, предполагав­шую параллельное развитие государственного и частного секторов при сохранении приоритета первого и регулировании им второго, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах на­родного хозяйства, — т.е., по сути, предполагал систему буржуаз­но-демократических преобразований.

«Индийский социализм» строился на принципах социального компромисса (консенсуса), секуляризма и предотвращения конф­ликтности на этно-конфессиональной почве. Составной его частью был этатизм, включающий в себя представление о государстве как катализаторе экономического прогресса и регуляторе социально-классовых и этноконфессиональных отношений, силе, способной цементировать общеиндийский рынок и обеспечивать территори­альную целостность страны.

Элементы социалистической идеологии нашли свое отражение в Уставе и других документах ИНК, в которых указывалось, что Индия стремится построить «общество социалистического образ­ца», призванное обеспечить благосостояние народа. Эта концепция нашла отражение в ряде положений «Руководящих принципов политики государства» и «Основных прав граждан» в конституции. Кульминационным пунктом «социалистической» фразеологии ста­нет внесение в преамбулу к конституции в 1976 г. 42-й поправкой определения Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики».

Последующие лидеры ИНК останутся приверженными ставшей традиционной для партии системы ценностей. В 70-е годы Индира Ганди скажет, что «социализм, являющийся нашей целью, не озна­чает экспроприации богатых и передачу всего бедным. Его смысл в том, чтобы уменьшить экономическое неравенство и сократить разрыв в доходах». Уникальность, национальный характер «индий­ского социализма» будет подчеркивать и Раджив Ганди в 80-е годы: «Наш социализм... не есть социализм, перенесенный с какой-либо иностранной почвы. Он не создан по примеру чьей-либо идеологи­ческой модели».

Индия в кон. 50 – нач. 60 гг.

Вторые всеобщие выборы 1957 г. обеспечили правящей партии ИНК как абсолютное, так и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в Законодательные собра­ния штатов. Выборы продемонстрировали укрепление позиций партии Джан Сангх, число голосовавших за которую удвоилось. Особенно были сильны позиции этой организации в штатах хиндиязычного пояса, наименее — в Западной Бенгалии и на юге. Вместе с тем увеличилось количество голосов, поданных за КПИ, занявшую после 1956 г. реалистические позиции и окончательно отказавшуюся от курса на свержение буржуазно-националисти­ческого правительства.

Наибольшего успеха коммунисты добились в штатах Керала, За­падная Бенгалия и Андхра-прадеш. Историческим событием в ис­торий коммунистического движения в Индии стало образование в Керале правительства КПИ, завоевавшей абсолютное большин­ство в законодательном собрании штата. Коммунистическое пра­вительство просуществовало с 1957 по 1959 г. и было расформиро­вано под предлогом нарушения закона, а в штате введено президентское правление. Однако этот эпизод создал прецедент пребывания коммунистов у власти на уровне штата, что в более по­здний период окажется для Индии не редкостью.

Приход коммунистов к власти конституционным путем откры­вал возможности для конструктивной позитивной деятельности, к осуществлению общедемократических программ. Однако после­дующее силовое вмешательство властных структур вернуло часть коммунистов на только что преодоленные изоляционистские и непримиримые позиции и создало предпосылки для раскола комму­нистической партии.

В конце 50-х годов усилилось значение региональных партий, которые упрочили свои позиции на выборах в Законодательные со­брания штатов, и в ряде районов вошли в коалиционные правитель­ства с ИНК. Так, в Ориссе было образовано коалиционное прави­тельство ИНК и региональный Ганатантра паришад.

В 1959 г. группа консервативно настроенных конгрессистов (Ч.Раджагопалачария, И.Р.Ранга и др.) вышла из Конгресса и об­разовала новую правооппозиционную ИНК партию Сватантра (Свобода), выступившую с резкой критикой «курса Неру».

Во второй половине 50-х годов активизировали свою деятель­ность Джан сангх, опиравшийся на коммуналистскую военизиро­ванную Раштрия сваямсевак сангх во главе с Голвалкаром, отстаи­вавшим концепцию «истинного» или «индусского национализма». Активизация Джан сангх и других индусских коммуналистских организаций способствовала расширению деятельности мусульман­ских общинных группировок, таких как Джамаат-и-ислами хинд (Совет индийских мусульман) и Маджлис иттихад уль-муслимин (Союз воинствующих мусульман), выступивших не только с ком­муналистских позиций, но и с критикой «курса Неру». Усилился и процесс политизации христианских организаций. Особенно замет­на стала деятельность консервативного Католического конгресса Кералы, сыгравшего существенную роль в отстранении от власти в этом штате КПИ. Менее политизированными оставались Партия христианского демократического социализма и Всеиндийский со­вет христиан.

Наряду с ростом коммунализма и сложением диверсифициро­ванной системы конфессиональных организаций, произошло фор­мирование региональной политической структуры. Ведущие шта­ты нашли свое представительство в таких организациях, как Акали дал (Пенджаб), Ганатантра паришад и Джхаркханд (Орисса), Те-лугу десам и Андхра маха сабха (Андхра), Ассам гана паришад (Ас­сам), Дравида муннетра кажагам (ДМК) (Тамилнаду) и некоторые другие. Региональные партии стали оказывать влияние на общеин­дийскую политическую жизнь. Обострились и конфликты на кас­товой основе, знаменовавшие нарастание противоречий между тра­диционно доминирующими в политической жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельческими и торгово-ростовщическими кастовыми группами. В каждом регио­не они принимали различные формы: например, противоборства раджпутов и джатов в Раджастхане, брахманов и бания с паттида-рами в Гуджерате, камма и редди в Андхре, брахманов и низкокастовых в Махараштре и Мадрасе и т.п. В ходе этого противостояния происходил процесс политизации каст, приведший к возникнове­нию политических партий, являющихся кастовыми ассоциациями (объединение членов одной касты) или кастовыми федерациями (объединение членов нескольких каст). Они стали выступать как за свои собственные права и повышение статуса в рамках традици­онной кастовой структуры, так и выдвигать программы социально-экономического развития.

В 1957 г. была создана Республиканская партия Индии, выражающая интересы низкокастовых и внекастовых индийцев, с наиболее крупными центрами в Махараштре и Уттар-прадеше. Партия возникла на базе Федерации неприкасаемых каст (ФНК), образованной в 1942 г. Б.Р.Амбедкаром. С момента своего создания ФНК находилась в оппозиции Конгрессу, опасаясь того, что политика привлечения к деятельности ИНК хариджанов, начатая Ганди, лишит их собственной политической организации и не даст возможности максимально отстаивать свои права. Тем не менее Амбедкар сотрудничал с лидерами ИНК при создании индийской конституции, особенно разделов, содержащих статьи о ликвидации института неприкасаемых и кастовой организации и гарантированном предствительстве хариджанов в государствен­ных органах и административном аппарате, а также занимал пост министра юстиции в первом правительстве независимой Индии. Однако в 1952 г. он вышел из Конгресса, перешел в оппозицию и выставил свою кандидатуру от ФНК как партии, оппозиционной ИНК. Социально-экономическая программа партии была близка позиции правых и отрицала «курс Неру». Идеология Республи­канской партии, принявшей участие в выборах 1957 г., была основана на взглядах Амбедкара. Ее лидеры выступали против системы резервации мест для «регистрируемых» каст в законода­тельных собраниях и советах местного самоуправления, так как эта система способствовала, по их мнению, не решению проблем низкокастовых, а укреплению ИНК, проводящего на эти места своих сторонников. Кроме РПИ, интересы низкокастовых отстаивала Всеиндийская лига хариджанов и Хариджан севак сангх (Общество служения хариджанам).

Кастовое соперничество проявилось не только в образовании кастовых ассоциаций и федераций, оно нашло отражение и в борьбе внутри ИНК (противостояние «новых лидеров» бания (Ч.Б.Гупта) «старым лидерам» (Сампурнананд, Трипатхи) в фи­лиале ИНК в Уттар-прадеше и поддержка последних со стороны Дж.Неру; противостояние коалиции брахманов и раджпутов объединению джатов и тьяги и т.п.). Борьба за власть в ИНК «новой элиты» со старыми брахманскими лидерами, ослабляла, раскалывала руководство в штатовских организациях, усиливала фракционную деятельность, приводила к непрочности власти ИНК во многих районах.

К концу 50-х годов, при сохраняющемся доминировании ИНК на уровне центра, происходит ослабление его позиций на уровне штатов. На штатовском уровне наряду с общеэкономическими и об­щеполитическими проблемами все большую роль стали играть «ме­стные» факторы — кастовые, религиозные, лингвистические, суб­региональные. В различных штатах сформировались неодинаковые формы соперничества в зависимости от социально-экономическо­го уровня развития того или иного региона.

Индия в 60 – нач 70 гг.

На третьих всеобщих выборах 1962 г. наметилась тенденция к абсолютному и относительному сни­жению числа голосов, поданных за конгрессистс-ких кандидатов по сравнению с выборами 1957 г. ИНК потерял свыше 6 млн. избирателей. На выборах в законода­тельные собрания штатов доля ИНК также сократилась. Выборы свидетельствовали об укреплении позиций правых сил — Сватант-ры и Джан сангх. Ослаблению позиций ИНК способствовала раз­вернувшаяся в партии фракционная борьба. Она развивалась как на основе противоречий группировок, связанных с различными ре­гионами, интересы которых они представляли: хиндиязычные рай­оны, Махараштра, Западная Бенгалия, южные штаты, так и на ос­нове идеологических разногласий. Процесс поляризации сил внут­ри ИНК привел к образованию трех основных фракций: центристской во главе с Дж.Неру, правой во главе с Морарджи Де-саи и С.К.Патилем, левой во главе с КД.Малавией. Фракционная борьба была настолько сильна, что на выборах 1962 г. представите­ли различных группировок выступали против официально выдви­нутых конгрессистских депутатов. В 1963 г. правые потребовали в парламенте отставки правительства Неру и образовали внутри Конгресса группу «синдикат»* влияние которой было очень вели­ко вплоть до ее выхода из ИНК в 1969 г. Со смертью Дж.Неру в 1964 г. размежевание сил внутри Конгресса, сдерживаемое лич­ным авторитетом этого крупнейшего политического деятеля Ин­дии, приняло необратимый характер. Несмотря на гибкую полити­ку лавирования между группировками, новому премьер-министру Индии Л.Б.Шастри не удалось приостановить развитие центробеж­ных тенденций в ИНК. На фоне ослабления центрального руко­водства усилились группы, контролировавшие партийный аппарат в штатах, произошло выдвижение на политическую авансцену руководителей местных конгрессистских организаций. Такими фигу­рами стали АХхош (Западная Бенгалия), Ч.Б.Гупта (Уттар-прадеш), Б.Патнаик (Орисса) и др.

Усиление «боссизма» привело к созданию биполярной структу­ры в штатах, где соперничавшие силы объединились вокруг глав­ного министра штата и местного лидера ИНК. Эта тенденция про­явилась и на уровне центрального руководства. Она выразилась в усилении роли председателя ИНК К.Камараджа в определении не только партийного, но и правительственного курса.

Развитие центробежных тенденций в крупнейшей партии стра­ны оказало воздействие на всю политическую жизнь Индии и при­вело к усилению борьбы внутри оппозиционных партий вокруг по­исков путей выхода из нараставшего политического кризиса.

Произошел раскол в социалистическом движении. Объединен­ная социалистическая партия (ОСП) в 1965 г. распалась на две организации, из которых она и была изначально составлена: Социалистическую партию и Народно-социалистическую партию. Часть социалистов во главе с Ашокой Мехтой ушла в Конгресс. Основной причиной конфликта стали разногласия по вопросу о сотрудничестве с коммунистами как в работе в законодательных органах, так и в проведении массовых кампаний. Группировка социалистов во главе с С.М.Джоши и РЛохией была настроена на сотрудничество с левыми силами, в то время как основная часть социалистов, возглавляемая Дж.Нараяном, все теснее сближалась с антиконгрессистскими буржуазно-националисти­ческими партиями.

В 1964 г. произошел раскол в коммунистическом движении. Разногласия в КПИ по вопросам о роли национальной буржуазии и отношении к ней коммунистов, о первоочередных и конечных целях партии, о социальной базе коммунистического движения и возможных союзниках, о программах экономического развития, об отношениях с существующими немарксистскими партиями и целому ряду других возникли на рубеже 50—60-х годов. В 1961 г. на 6 съезде КПИ были предложены два проекта программы партии. Процесс размежевания завершился выходом из партии группиров­ки, недовольной «реформизмом» КПИ. Так была образована параллельная компартия во главе с генеральным секретарем П.Сундарайей, которая стала называться КПИ(м) — Коммунисти­ческая партия Индии (марксистская). В то время как КПИ ставила своей целью создание общедемократического фронта для осуще­ствления радикальных преобразований, ведущих к созданию государства национальной демократии, КПИ(м) отрицала возможности коалиции с буржуазно-националистическими силами и делала установку на создание государства народной демократии. «Центристы», не примкнувшие ни к КПИ, ни к КПИ(м), образовали в 1965 г. самостоятельную группу «марксистов-интеллектуалов». Недовольная участием КПИ(м) в выборах 1967 г. часть членов этой партии, обвинившая руководство в «ревизионизме» КПИ без КПИ», отделилась в группу, назвавшую себя КПИ(м-л) — Коммунистическая партия (марксистско-ленинская). Наиболее экстремистские группиров­ки, покинувшие КПИ, а затем и КПИ (м), образовали так называемое «движение наксалитов», выступавшее за вооружен­ный захват власти и передел земли и имущества. Эпицентрами движения стали Западная Бенгалия и Андхра-прадеш. Несмотря на существование множества направлений в коммунистическом движении, реально действующих партий было две — КПИ и КПИ(м). С 1964 г. по 1980 г. они находились в состоянии идейного неприятия и практической конфронтации, в частности, блокируя друг друга на выборах.

Накануне очередных четвертых выборов 1967 г. внутриполити­ческое положение оставалось сложным. К 1966 г. в ряде конгресси-стских штатовских организаций произошел раскол. Размежевание в штатовских организациях ИНК продолжалось и в ходе выборов, и после и привело к падению в конечном итоге конгрессистских пра­вительств в этих штатах. В 1967 г. большинство местных партий бывших конгрессистов образовали новую общеиндийскую партию Бхаратия кранти дал (Индийская революционная партия). Кончи­на Л.Б.Шастри в 1966 г. поставила вопрос о выдвижении кандида­та на пост премьер-министра. От центристской и левой фракций была выдвинута Индира Ганди, от правой — Морарджи Десаи. В результате ожесточенной борьбы победу одержала И.Ганди, ко­торой суждено было стать на долгие годы как лидером Конгресса, так и индийского государства в целом.

Победив на выборах, ИНК потерял 5% голосов и 19% мест в На­родной палате, а также утратил свое положение правящей партии в 9 из 17 штатов. Коалиционные правительства оппозиционных сил были образованы в Бихаре — с преобладанием ОСП, в Пенд­жабе — Акали дал, в Уттар-прадеше — Джан сангх, в Мадрасе — ДМК, в Ориссе — Сватантры, в Мадхья-прадеше — Джан сангх, в Хариане — отколовшихся правых конгрессистов. В Керале и За­падной Бенгалии были созданы коалиционные правительства с пре­обладанием коммунистов (КПИ(м)). Монополия на власть ИНК оказалась подорванной.

В этой обстановке ИНК принял целый ряд мер популистского характера, призванных расширить социальную базу партии за счет поддержки низших слоев национального капитала: национализа^ ция 14 крупнейших частных банков, принятие закона о монополи­ях и ограничительно торговой практике, установление сфер предпринимательства государства, крупных частных компаний и мелкой промышленности, увеличение ассигнований в государ­ственный сектор, контроль государства над импортом товаров 38 наименований, программы увеличения занятости в сельской местности и ряд других.

В 1969 г. произошел раскол ИНК и образование двух параллель­ных организаций Конгресса по всей стране: ИНК (И) во главе с Индирой Ганди (отсюда и название ИНК(И) и Организация Конгресс — ИНК(О) («синдикат») во главе с М.Десаи.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1055. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия