Студопедия — Пакистан в период президенства Бхутто
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пакистан в период президенства Бхутто






20 декабря 1971 г. генерал А.М.Яхья-хан ушел в отставку, передав власть З.А.Бхутто, лидеру Партии пакистанского народа, одержавшей побе­ду на выборах 1970 г. в провинции Западный Па­кистан.

1971 г. положил начало новому этапу в истории Пакистана: 1) после многолетнего периода военных режимов М.Айюб-хана (1958-1969) и А.МЯхья-хана (1969-1971) власть была передана гражданской администрации; 2) страна продолжала свое развитие в измененных географических границах; 3) произошла перегруп­пировка партийно-политических сил, результатом которой стало лидерство в политической жизни и выдвижение на политическую авансцену Партии пакистанского народа, предложившей стране как новую программу социально-экономических преобразований («программа из 21 пункта»), так и ее идеологическое обоснование. Опыт социально-политического развития Пакистана в 1958— 1971 гг. показал неспособность авторитарных режимов решить жиз­ненно важные для страны проблемы, как экономического, так и на­ционального характера. Серьезными факторами, содействовавшими кризису власти были узость социальной базы военных админист­раций, глубокие разногласия и рост фракционной борьбы как внут­ри правящей партии Мусульманская лига, так и в среде высшего командного состава вооруженных сил, находившихся на ключе­вых постах во всех звеньях государственного аппарата. Важней­шей составной частью политического кризиса стала проявившая­ся к концу 60-х годов несостоятельность идеологической концепции, на которой строилась пакистанская государствен­ность: одна религия — одна нация. Политика репрессий в отноше­нии национальных и демократических движений, а также развитие бенгальского национализма обнаружила иллюзорность лозунга му­сульманского единства, приоритетность этнического начала в этно-конфессиональном симбиозе. Неслучайным стал кризис таких ста­ринных партий мусульманского коммунализма, как Мусульманская лига, и появление принципиально новых политических групп.

Придя к власти, ППН в начале 70-х годов осуществила ряд на­сущных социально-экономических и политических преобразова­ний, отвечавших потребностям капиталистического развития стра­ны и модернизации социальной структуры общества. Общая стратегия экономического развития предполагала создание значи­тельного по масштабам государственного сектора, принятие анти­монополистического законодательства, национализацию страховых компаний, частных банков, экспортной торговли хлопком, введе­ние государственного планирования, реформу трудового законода­тельства, аграрную реформу, значительно снижавшую «потолок» землевладения. Она существенным образом отличалась от курса военной администрации, нацеленного на приоритетное развитие частного сектора при предоставлении привилегий крупному капи­талу. Иным стал и внешнеполитический курс: Пакистан вышел из СЕАТО и Британского содружества наций, нормализовал отноше­ния с Индией (Симлское соглашение 1972 г.), признал Народную Республику Бангладеш, расширил свои международные связи, включая развитие отношений с СССР.

ППН провозгласила три основополагающих принципа своей де­ятельности: «Ислам — наша вера; демократия — наша форма прав­ления; социализм — наша экономика». Им соответствовала «про­грамма из 21 пункта», предусматривавшая ряд мероприятий, направленных на демократизацию пакистанского общества.

Мощным средством социальной интеграции в руках ППН был ислам, имевший статус государственной религии Пакистана. Уси­ление пропаганды исламской идеологии отражало стремление не только к обеспечению прочного положения среди традиционно ори­ентированного мусульманского населения, но и к развитию связей с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока.

С самого начала своей деятельности ППН активно использова­ла социалистические лозунги, объявляя «построение социализма» главной своей целью. В программе ППН указывалось, что «требо­вание социалистических преобразований не противоречит принци­пам ислама». Концепция «исламского социализма» стала важней­шей составной частью идеологической платформы ППН, обеспечив ей поддержку самых различных слоев пакистанского общества. Со­циальная широта имела и оборотную сторону: она готовила благо­датную почву для внутренней нестабильности и фракционности. Лидер ППН З.А.Бхутто подчеркивал преемственную связь с наци­ональными лидерами Пакистана старшего поколения, приписывая идею «исламского социализма» создателям пакистанской государ­ственности М.А.Джинне и Лиакат Али-хану.

Конституция Пакистана 1973г.

Важной акцией для упрочения позиций новых вла­стей было принятие в августе 1973 г. новой (тре­тьей) конституции, разработанной идеологами пра­вящей партии. Согласно конституции 1973 г., Па­кистан объявлялся парламентской федеративной республикой. Ислам был провозглашен государственной религией страны, что нашло отражение в ее официальном названии — Исламская Рес­публика Пакистан-. Среди исламских положений, содержащихся в тексте конституции, наиболее значимыми представляются статьи о необходимости соответствия законов страны исламским установ­лениям и об обязательности мусульманского вероисповедания пре­зидентом и премьер-министром.

Конституция установила всеобщие прямые тайные выборы за­конодательных органов власти по мажоритарной системе относи­тельного большинства при 18-летнем возрастном цензе избирате­лей. Пассивное избирательное право связывалось с более высоким возрастным цензом (депутатом нижней палаты парламента — На­ционального собрания мог быть гражданин, достигший 25 лет, чле­ном верхней палаты — Сената — не моложе 30 лет).

Главой государства объявлялся президент, избираемый тайным голосованием на совместном заседании обеих палат парламента. Им мог стать только мусульманин не моложе 45 лет. Срок полномочий президента был определен в 5 лет. Президент наделялся полномо­чиями по назначению на многие высшие посты государственной власти, созыву сессий парламента, введению чрезвычайного поло­жения, правом помилования и т.п. Однако в осуществлении своих полномочий он должен был действовать по совету премьер-мини­стра, носившего обязательный характер. Указы президента долж­ны были подписываться премьер-министром.

В отличие от конституции 1956 г. и от традиционной полити­ческой практики пакистанского общества, глава пакистанского государства не назначал премьер-министра и членов правительства, не являлся главнокомандующим вооруженными силами страны, не обладал правом отлагательного вето по отношению к законопроек­там парламента.

Парламент, состоящий из двух палат: нижней (Национальное собрание) и верхней (Сенат) становился высшим Законодательным органом Пакистана. В Национальном собрании провинции (Пенд­жаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджис­тан), столичный округ Исламабад и управляемые центром районы племен представлялись пропорционально численности населения, в сенате — поровну. Национальное собрание состояло из 200 депу­татов, избранных населением страны сроком на 5 лет, сенат — из 63 членов со сроком полномочий — четыре года при обновлении по­ловины сенаторов каждые два года.

Высшая исполнительная власть сосредотачивалась в руках пра­вительства во главе с премьер-министром, который должен был быть мусульманином, членом нижней палаты, лидером фракции большинства в парламенте. Правительство несло коллективную от­ветственность перед Национальным собранием и автоматически уходило в отставку в случае отставки или смещения премьер-ми­нистра, если Национальное собрание большинством голосов выра­зит ему недоверие.

Согласно конституции, исполнительная власть правительства распространялась на все вопросы, по которым парламент мог изда­вать законы. Правительство наделялось значительными полномо­чиями в период чрезвычайного положения, командовало вооружен­ными силами и осуществляло над ними контроль.

Премьер-министр объявлялся председателем Национального экономического совета — высшего экономического органа страны, вырабатывающего планы хозяйственного развития Пакистана. Он также должен был возглавлять Национальный совет развития сель­ских районов, а также Совет общих интересов, призванный коор­динировать отношения между центральной и провинциальными властями.

Пакистан объявлялся федерацией, состоящей из четырех про­винций (Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провин­ция, Белуджистан), столичной территории Исламабад, и распо­ложенных на северо-западе, вдоль границы с Афганистаном, так называемых районов племен, управляемых из центра. Структура власти в провинциях повторяла схему управления на уровне цен­тра: высшим должностным лицом в провинции был губернатор, назначаемый президентом, высшим органом законодательной вла­сти — законодательное собрание, избираемое сроком на пять лет и избирающее из числа своих членов главного министра, назнача­ющего членов провинциального правительства

В 1973 г. был издан указ президента «Об ответственности за ан­тинациональную деятельность», объявлявший сепаратизм и реги­онализм нарушением федеральных законов, а к числу элементов антигосударственной деятельности относивший «поддержку идеи о наличии в Пакистане более одной нации».

Поправка к действовавшему с 1962 г. закону о политических партиях наделяло федеральное правительство правом запрещать создание и деятельность политических партий, чьи цели признава­лись опасными для суверенитета и единства Пакистана.

Падение правительство Бхутто

Реформа административного аппарата позволи­ла правящей партии усилить свой контроль над госаппаратом. Закон «О наказании за проявле­ние неуважения к конституции», а также серия законов, жестко регламентирующих взаимоотношения правящей партии с оппозиционными силами, с одной стороны, и с пакистанской армией, с другой наряду с рядом смещений и новых назначений на командные должности, укрепили позиции администрации З.А.Бхутто.

ППН добилась успеха на выборах в сенат в июле 1979 г., полу­чив 30 из 45 мест. В Национальном собрании ППН располагала 2/3 мест и пользовалась поддержкой Всепакистанской Мусульман­ской лиги.

С 1972 г. усилился переход в ППН членов других партий: Паки­станской демократической партии, Техрик-и истиклал, белуджис-танской организации Рабоче-крестьянской партии, Революционной группировки Национальной народной партии, а позднее и самой ННП, Джамиат-ул-улама-и Пакистан. Переход носил не единич­ный, а массовый характер.

Одновременно внутри ППН стали возникать фракционные группы, недовольные* проводимой З.А.Бхутто политикой. Одной из первых фракционных групп, выступивших с критикой линии З.А.Бхутто, стала так называемая «прогрессивная группа» ППН во главе с Ахмад Раза-ханом Касури, обвинившим руководство ППН в отходе от предвыборной программы. Сторонники группировки Мухтара Раны и Мохаммеда Рашида активно выступили против любой формы признания Бангладеш, негативно оценивая внешнеполитический курс З.А.Бхутто в целом. С ними солидари­зировалась группа деятелей ППН во главе с министром здравоохранения Шейхом Мохаммедом Рашидом. Против рати­фикации соглашения с Индией в Симле и за отстранение З.А.Бхутто от руководства выступали депутаты ППН в Законода­тельном собрании Абдул Малик-хан и Рао Хуршид Али. Серьезные разногласия проявились в партийном руководстве на местах. «Несогласие с линией руководства» стало причиной выхода из ППН многих прежних ее активных деятелей.

Фракционные настроения в ППН послужили причиной чистки рядов партии, проводимой в ходе кампании по ее реорганизации. Вопрос и приеме новых членов в ППН ставился под непосредствен­ный контроль руководства. К концу 1976 г. завершилась продол­жавшаяся несколько месяцев общенациональная кампания по пе­ререгистрации старых и приему новых членов ППН. Вместе с тем, за 10 лет существования ППН в ней ни разу не были проведены выборы руководящих партийных органов.

В начале января 1977 г. было официально объявлено о проведе­нии всеобщих выборов: 7 марта 1977 г. в Национальное собрание, 10 марта — в Законодательные собрания провинций. Предвыбор­ный манифест ППН носил умеренный характер по сравнению с ма­нифестом 1970 г. ППН объявляла о приверженности принципу сме­шанной экономики и сбалансированного развития государственного и частного секторов, обещая в ближайшие пять лет увеличение на­ционального производства на 50%. Усиливался акцент на укрепле­ние исламской идеологии в связи с приходом в ППН выходцев из Мусульманской лиги и других религиозно-ориентированных партий.

ППН противостоял блок 9 оппозиционных партий — Пакистанский национальный альянс (ПНА), созданный накануне выборов из партий, входивших в состав Объединенного демократического фронта, а также Техрик-и истиклал и Национальной демократической партии. В блоке преобладали право-коммуналистские силы, что определило характер их предвыборного манифеста: создание благоприятного климата для развития частного капитала, денационализация, возвращение к прежней внешнеполитической ориентации. Выборы принесли победу ППН, получившей 155 мест (77,5%) из 200 в Национальном собрании.

ПНА бойкотировал выборы в законодательные собрания провинций на основании заявления о фальсификации выборов в парламент правящей партией и организовал кампанию гражданс­кого неповиновения во многих крупных городах, вылившуюся в массовые беспорядки, дезорганизовавшие нормальную жизнь страны. Переговорный процесс между ПНА и ППН о проведении новых парламентских выборов зашел в тупик.

Пакистан в период военного режима М.Зия уль-Хака

В условиях резкого усиления политической неус­тойчивости 5 июля 1977 г. в стране произошел военный переворот и в третий раз был установлен военный режим во главе с М.Зия уль-Хаком. ППН была подвергнута репрессиям. Значительная часть ее руководяще­го состава была посажена в тюрьмы, а лидер партии З.А.Бхутто казнен 4 апреля 1979 г. по обвинению в антигосударственной деятельности.

Установление в Пакистане военного режима М.Зия уль-Хака су­щественно изменило внутренний и внешнеполитический курс стра­ны. Гражданское правительство было отстранено от власти и заме­нено вновь военной администрацией, ограничившей деятельность буржуазно-демократических институтов и внесшей значительные перемены в экономическую и социальную политику. Частному ка­питалу был возвращен ряд ранее национализированных предприя­тий, разрешены частные капиталовложения в те отрасли, которые ранее были зарезервированы за государственным сектором.

В стране вводилось чрезвычайное положение, территория дели­лась на 5 зон, во главе которых были поставлены высшие армейс­кие офицеры. Были созданы трибуналы.

Зия уль-Хак мотивировал свою деятельность как направленную на восстановление в стране демократии: вскоре были освобождены политические заключенные, разрешена политическая деятельность, назначены новые парламентские выборы. Однако вскоре было объявлено об отсрочке парламентских выборов на неопределенный срок, а ряд высших руководителей ПНП вновь подверглись аресту и были преданы суду по обвинению в присвоении государствен­ных средств и злоупотреблении служебным положением.

Действия военных властей по преследованию лидеров ППН выз­вали перегруппировку сил, как внутри Пакистанского националь­ного альянса (ПНА), так и среди леводемократических сил. Партия Техрик-и истиклал, возглавляемая Асгар Ханом вышла из альянса, охарактеризовав его как «реакционную группировку». Восемь по­литических партий и групп левой ориентации, в том числе Пакис­танская социалистическая партия, Пакистанская рабочая партия, Пакистанская народная демократическая партия, объединились в рамках Народного демократического союза, выступившего с тре­бованием коренных радикальных преобразований в промышленно­сти и сельском хозяйстве, а также за выход Пакистана из военного блока СЕНТО.

Постепенно М.Зия уль-Хак сосредоточил в своих руках всю пол­ноту власти: 13 сентября 1978 г. он стал президентом страны, со­хранив за собой пост Главного военного администратора.

Основной своей целью новый военный режим провозгласил со­здание в Пакистане подлинного исламского порядка — «низам и ис­лам», объявив деятельность 3. А.Бхутто как антиисламскую, несмот­ря на использование исламских лозунгов. В вину ему вменялось проведение курса на «секуляризацию» политики, на создание сис­темы, в которой экономические проблемы больше, чем религиоз­ные, должны определять динамику политического курса. Полити­ка «полной исламизации» общества и «создание исламской политической структуры, проводимая военными при привлечении религиозно-общинных партий и верхушки улемов трактовалась как путь к установлению в Пакистане «общества всеобщего благоден­ствия и равенства». Были введены традиционные телесные наказа­ния (публичная порка, ампутация кисти руки за кражу и др.), со­здан федеральный шариатский суд, определявший соответствие принимаемых законов Корану и сунне, восстановлена система ку­риальных выборов по конфессиональному признаку, изменены учебные программы с целью пропаганды ислама, проведены меры по «исламизации экономики», введение беспроцентного кредита, традиционных исламских налогов и др. Исламскому идеологичес­кому совету было поручено готовить проекты и рекомендации для превращения Пакистана в «идеальное мусульманское государство». В марте 1982 г. он представил президенту предварительный вари­ант «новой системы правления и выборов на исламских принци­пах», основывающийся на президентской форме правления в соче­тании с консультативными органами, контролируемыми исполнительной властью. Новая система правления предполагала конституционное закрепление политической роли армии и кон­ституционные гарантии ее особого положения в пакистанском об­ществе, а также создание при президенте Высшего командного со­вета в составе ряда министерств и начальников штабов родов вооруженных сил с полномочиями верховного консультативного органа и политическими функциями.

В целях расширения социальной базы военного режима, была предпринята попытка создания «гражданского правительства» с привлечением ряда деятелей из исламских партий. В состав пер­вого «гражданского правительства», созданного в июне 1978г., кро­ме военных были введены представители Пакистанского Националь­ного альянса от Мусульманской лиги, дополненные впоследствии членами других партий ПНА, Джамаат-и ислами, Джамиат-ул-ула-ма-и ислам, Пакистанской демократической партии.

24 марта 1981 г. был обнародован Временный конституцион­ный закон, кардинально изменивший многие положения консти­туции 1973 г. Закон закрепил неограниченную власть президента, ограничив Федеральный консультативный совет и кабинет мини­стров совещательными функциями. Многие положения закона об­легчили президенту чистку госаппарата, борьбу с политической оп­позицией. Хотя закон предусматривал возможность возобновления ограниченной деятельности ряда партий, сотрудничавших с. воен­ным режимом, запрет На их политическую деятельность в 1982 г. был продлен.

В январе 1982 г. был сформирован Федеральный консультатив­ный совет, заменивший упраздненное Национальное собрание. В 1985 г. генерал Зия уль-Хак кардинально изменил конституцию, наделив себя как президента исключительными правами: назначать и смещать премьер-министра, командующего сухопут­ными силами и старших членов Верховного суда. Этот шаг Зия уль-Хака позволил ему также распустить законодательный орган. Последовавший в результате этого переход от парламентской системы правления к президентской, основанной на возглавляе­мой президентом исполнительной власти, привел к возникнове­нию в дальнейшем конфликтных ситуаций между президентом и премьер-министром.

Военный режим стремился поддерживать контакт с лидерами мусульманских фундаменталистских партий. В 1982 г. произошло воссоединение двух мусульманских лиг в Объединенную Мусуль­манскую лигу, лидеры которой предложили М.Зия уль-Хаку пост председателя этой партии.

Несмотря на существовавший запрет на оппозиционную поли­тическую деятельность, ППН удалось сохранить свое влияние в стране и организовать «движение за восстановление демократии», выдвинувшее четыре требования: немедленной отмены военного по­ложения и передачи власти временному правительству; восстанов­ления конституции 1973 г.; отмены цензуры печати; освобождения политических заключенных. ППН была поддержана Пакистанской национальной партией, Национальной прогрессивной партией, Па­кистанской народной демократической партией, Рабоче-крестьян­ской партией, Техрик-и истиклал и рядом других.

Пакистан в кон. 80 – 90 гг.

В 1988 г. во внутриполитической жизни Пакиста­на произошли крупные изменения. После 11 лет правления режима генерала М.Зия-уль-Хака стра­на вернулась к гражданскому демократическому правлению.

К власти пришло правительство ППН. Премьер-министром ста­ла Беназир Бхутто, дочь З.А.Бхутта, казненного в 1979 г. Выборы состоялись через четыре месяца после гибели М.Зия уль-Хака в авиационной катастрофе в августе 1988 г. Согласившись с резуль­татами выборов и созданием гражданского правительства, военные вместе с правомусульманскими партиями сохранили сильные по­зиции в административном аппарате, верхней палате парламента, власть в провинции Пенджаб. Их ставленником являлся президент Гулам Исхак Хан. В этих условиях правительство Б.Бхутто факти­чески не обладало свободой действий: приходилось учитывать по­зиции армейского командования, сохранялось особое положение военных спецслужб. Используя напряженную внутреннюю ситуа­цию и обострение отношений с Индией из-за кашмирского вопро­са, президент Пакистана в начале августа 1990 г. распустил парла­мент, объявив чрезвычайное положение и отстранил правительство Б.Бхутто, обвинив его в недееспособности, коррупции и других зло­употреблениях. Были расформированы и провинциальные прави­тельства, состоявшие из членов ППН. Проводилась чистка в пра­вительственных учреждениях.

В «президентском перевороте» активно участвовала армия, не­смотря на стремление новых властей опровергнуть сообщения о ее роли в августовских событиях.

В апреле 1993 г. Гулам Исхак Хан сместил нового премьер-ми­нистра Пакистана Наваза Шарифа, лидера партии Мусульманская лига. На этот раз он также обвинил правительство в коррупции, се­мейственности, плохом управлении. Несмотря на то, что действия президента были предприняты в строгом соответствии с конститу­цией, они расценивались как еще один «конституционный перево­рот», свидетельствующий о том, что этот феномен становится проч­ной составной частью политического процесса в Пакистане. Как и в 1990 г. причиной смещения стали стремление к введению поправ­ки к конституции, лишающей президента особых прав смещать пре­мьер-министра, и попытки конституционно ограничить роль армии в политическом процессе. На смену чисто военным режимам на ру­беже 80-90-х годов пришло жесткое президентское правление, граж­данское по форме, но обеспеченное прочной поддержкой армейс­ких сил. Новый приход к власти Б.Бхутто не нарушил общей тенденции к авторитаризму.

В ноябре 1996 г. президент Сардар Фарук Ахмед Легари распу­стил Национальную ассамблею и отправил в отставку правитель­ство Б.Бхутто. На выборах в начале 1997 г. победу одержала Паки­станская мусульманская лига. Возглавил правительство Наваз Шариф. Пребывание его кабинета у власти было отмечено неста­бильностью. Нерешенность ряда социально-экономических и по­литических проблем, противоборство политических партий выли­валось в периодические столкновения на межэтнической и религиозно-общинной основе, произошло новое обострение от­ношений с Индией в результате проведенных обоими государства­ми ядерных испытаний и с новой силой вспыхнувшего противо­стояния по кашмирской проблеме.

Осенью 1999 г. в Пакистане вновь произошел военный перево­рот и власть перешла к армейскому командованию во главе с гене­ралом Первезом Мушаррафом.

Особ. Политического развития Пакистана

В истории Пакистана выделяются ряд периодов в зависимости от режимов управления. Первый пе­риод (1947—1958), в течение которого предприни­мались попытки создания парламентарной демок­ратии, выявил нехватку соответствующих политических институ­тов и кадров, необходимых для функционирования такой системы. Второй период (1958—1968) продемонстрировал возможности пря­мого военного режима. Третий период (1969—1971) явился пере­ходным к смешанному правлению, когда под контролем военной администрации были подготовлены и состоялись всеобщие выбо­ры. Он закончился тотальным политическим кризисом, приведшим не только к перегруппировке политических сил и смене военного режима на гражданский, но и к расколу пакистанской государствен­ности и образованию на месте Восточного Пакистана самостоятель­ного независимого государства Бангладеш. Четвертый период (1971—1977) представляет собой возвращение на новом витке раз­вития к попыткам создания парламентарной демократии в рамках изменившихся государственных границ. Пятый период (1977—1988) во многом повторил второй, характеризовался жесткой авторитар­ностью военного режима управления, опиравшегося на авторитет Корана и подчинившего общественно-политическую жизнь стра­ны принципам шариата. Шестой период (1988—1999) вернул стра­ну к гражданскому демократическому правлению, которое было вскоре прервано «президентским переворотом» с участием армии и знаменовало переход к смешанным формам правления, при пере­плетении военных и гражданских институтов власти. Начавшийся процесс демократизации пакистанского общества и стабилизации гражданских институтов власти не носил необратимого характера: военный переворот осенью 1999 г. обозначил начало нового витка в истории этого государства.

Функционирование политической системы Пакистана обнару­живает закономерность чередования у власти гражданских и воен­ных режимов — нестабильность и недолговременность обоих сви­детельствуют об отсутствии надежного стабилизирующего механизма в пакистанской политической системе, не сумевшей обеспечить поступательного политического развития. Наличие глу­боких противоречий социально-экономического и идеологическо­го характера, некомпетентность и неспособность сменявшихся пра­вительств разрешить кризисные ситуации, слабость и аморфность политических партий, не имеющих развитой структуры и влияния на общество — характерные черты политической ситуации в стране.

События последних лет демонстрируют тенденции не к противо­борству двух альтернативных моделей политического развития — во­енной и гражданской, но к их взаимному сближению и заимствова­нию друг у друга целого ряда черт. В результате гражданские режимы обретают авторитарный характер и тяготеют к централи­зованным президентским формам правления, а военные режимы пытаются обрести «гражданский» фасад и обеспечить себе легитим­ность за счет привлечения к администрации гражданских чинов­ников и политиков, руками которых проводится разрабатываемый военными курс.

Динамика политического развития Пакистана обусловливалась борьбой за власть между различными группами элиты, сторонни­ками ускоренной капиталистической модернизации и вестерниза-ции, с одной стороны, и традиционными консервативными ортодоксальными силами, с другой. Противоборство концепций экономического развития за счет привнесения западной техноло­гии через неоколониалистские союзы, военные и политические пакты при ориентации на западные образцы общественного устройства и традиционалистских концепций, переплетаясь с противостоянием светской концепции «государства для индийс­ких мусульман» и теократической концепции «исламского государства», обостряли борьбу за власть различных социальных, религиозных, этнических группировок.

Вопрос об отношении к исламу имел огромное значение для раз­вития политической системы страны. Он сыграл ключевую роль в формировании Пакистана, и пакистанский национализм всегда был основан на исламе, определяемом как государственная идеология. Взяв ислам за политическую основу пакистанской государствен­ности, создатели Пакистана, тем не менее, избрали изначально для страны светскую форму власти. Проблема заключалась в том, что­бы найти оптимальную форму модернизации ислама, устанавли­вающую связь между традициями пакистанского общества и по­требностями современного капиталистического развития, а также обеспечивающую сохранение и поддержание объединения различ­ных этнонациональных групп на основе религиозной общности. Из всех попыток такого рода программа З.А.Бхутто была наиболее про­думанной и последовательной, но и она потерпела крах.

Концепция теократического исламского государства последова­тельно завоевывала позиции. Конституции 1956 и 1973 гг. уже со­держали в себе термин «исламская республика», а конституция 1985 г. стала венцом приведения в соответствие норм и законов граж­данского общества с положениями Корана и сунны.

Значительное воздействие на политическую ситуацию оказы­вало и противоборство различных этнонациональных региональ­ных групп, связанных с Западным Пакистаном, с одной стороны, и Восточным Пакистаном, с другой. Непреодоленность этнической дезинтеграции и нерешенность национального вопроса даже после образования Бангладеш вели к ослаблению связей между провинциями и углублению политического хаоса в стране. Периодические перемены в руководящей роли отдельных этнических групп западных областей (наибольшим политическим и экономическим влиянием обладал Пенджаб, за ним Синд) в свою очередь вели к кризису государственного единства. Развитие Пенджаба и Синда за счет остальных провинций послужило причиной концентрации власти в руках представителей элитар­ных слоев этих двух провинций, углубило разобщенность и затруднило процесс интеграции.

Важным фактором, оказывающим дезинтегрирующее влияние на пакистанское общество, явилась изначально сформировавшая­ся устойчивая антииндийская позиция. Установка на конфронта­цию с Индией приводила к отчуждению Пакистана как от общеин­дийского прошлого, так и от современных интеграционных процессов в Южной Азии, обусловливало его участие в военных блоках, стремление к «реваншу» и достижению военного равенства с Индией. Это автоматически приводило к концентрации усилий, направленных на развитие армии и военных секторов экономики, выдвижению военных на ключевые государственные посты.

Напряженность отношений с Индией и вооруженные конфлик­ты с ней, возложение на армию гражданскими правительствами от­ветственности за сохранение единства страны, закона и порядка, общая убежденность общества в том, что армия является гарантом политической стабильности, слабость политических партий и про­тиворечия между ними, монолитность армии и ее сравнительно од­нородный в этническом отношении состав (преобладание пенджаб­цев и пуштунов), легкость в установлении контроля над гражданскими политическими институтами представляют собой далеко не полный перечень постоянно действующих факторов, обес­печивающих реальную возможность для армии оказываться у вла­сти прямо или косвенно в критические для страны моменты, пред­ставляя себя цементирующей силой пакистанского общества, берущей на себя ответственность за сохранение государственного единства.

Общественно-политическая жизнь Пакистана характеризуется острейшей конфронтацией политических сил, неразвитостью граж­данских политических институтов, отсутствием юридически обо­снованных, общепризнанных методов разрешения конфликтных си­туаций в политике и установившейся вследствие этого практикой использования всех возможных средств удержания власти, вклю­чая неконституционные. Произвольное обращение с конституци­онными положениями, бесчисленные изменения, причем карди­нального характера, вносимые в законодательство без соответствующей санкции ответственных за это органов власти, приводят к отсутствию в обществе традиции и практики легитим­ной модели политического поведения, к политической нестабиль­ности и взрывоопасности.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1247. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия