Студопедия — Незаконные дети…………………………………………………………….....8
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Незаконные дети…………………………………………………………….....8

Незаконные дети…………………………………………………………….....8

7. Розанов о религии и вопросах пола……………………………………….....11

8. Взглянем на сегодняшний день …………………………………………….14

9. Заключение…………………………………………………………………….16

10. Библиография……………………………………………………………….17

Моё исследование философских взглядов В.В. Розанова направлено на решение следующей конкретной цели: определить, какие мысли В.В. Розанов внёс в философию России.

 

Исходя из поставленной цели, мной последовательно решались следующие проблемы:
1. Провести анализ философских работ Василия Васильевича Розанова, в которых раскрывается суть философских религиозных взглядов и философских исканий мыслителя.
2. Выявить основные ключевые проблемы философии В.В. Розанова.
3. В чём смысл семьи и какой она должна быть по мнению В.В. Розанова.

 


Введение

 

Я взяла данную тему потому что она актуальна не только в те времена, но и в наши дни, она интересна своею многогранностью, возможностью решить те, или иные проблемы по - разному, но вместе. Нужная тем, что живя в семье ты, так или иначе принимаешь участие в семье, и очень важно принимать решение или поступать правильно. Понимая при этом, что для каждого правда своя. Необходимая потому что, в семье ты не одинок и нет места эгоизму. Это ячейка общества, любовь и забота к ближнему, и ты не один, семья имеет тенденцию роста, и в этом росте тоже есть сила. Наряду с вечными вопросами, ответы на которые являются некой мировоззренческой эссенцией эпох и могут быть развернуты в характерные системы философий, существуют и вечные человеческие проблемы: взаимодействия человека с природой, взаимоотношения полов, существования личности в обществе и т.д.

В ряду вечных проблем цивилизованного человечества одно из центральных мест занимает проблема воспитания, точнее, целый комплекс тесно взаимосвязанных воспитательно-образовательных проблем.

Фундаментальность, многоаспектность, первостепенная значимость педагогической проблематики были очевидными еще в глубокой древности. Значительное внимание всегда уделялось проблемам семейного и гражданского воспитания. При этом некоторые мыслители древности именно в семье видели идеал общественных отношений - Платон мечтал об идеальном городе, в котором все общество станет жить как одна семья; Конфуций предлагал сделать сыновью почтительность доминантой общественных отношений. Проблему соотношения семейного (родового, национального) с общественным не обошли вниманием различные религиозные доктрины.


Биография

 

Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856г. в Костроме

многодетной православной семье уездного чиновника, вышедшего из

священнического рода. В 1861 г. умер его отец, и семья жила почти в нищете.

Мать Розанова – строгая, жесткая оставила у него на всю жизнь ощущение «страшного одиночества и затаенности души» и поразительную восприимчивость ко всему, что его окружало.

1870г. - смерть матери. Старший брат (учитель) Николай Васильевич Розанов берет одиннадцатилетнего Василия под свою опеку. Среднее образование он получает в классических гимназиях Костромы (68 - 70), Симбирска (70 – 72) и Нижнего Новгорода (72 –78).

В 1882г. Розанов окончил Императорский Московский университет, историко-филологический факультет, но университет не наложил на него заметного отпечатка. Он всегда считал, что «вовсе не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни».

После окончания университета Розанов отклонил предложение остаться на кафедре и писать диссертацию для защиты ученого звания и предпочел свободное философское творчество и службу провинциального учителя (11 лет в Московском учебном округе: Брянск, Елец, Белый Смоленской губернии, преподавал историю и географию). Его учениками был Сергей Булгаков и Михаил Пришвин. Однако работа в гимназии не слишком его привлекала. Он любил детей, но учительство было ему в тягость из-за своего однообразия и прозаичности.

С 1893 по 1899 Розанов - чиновник 7-ого класса на службе в

Государственном контроле в Петербурге, но в мае 1899 оставляет службу и принимает предложение А.С. Суворина стать постоянным сотрудником консервативной газеты «Нового времени», где работал до её закрытия.

Первый брак с Апполинарией Сусловой (в прошлом возлюбленной Достоевского) – несчастливый. Розанов женился вторично в 1891 на дочери вдовы священника Варваре Дмитриевне Рудневой, но А.П. Суслова отказалась дать Розанову развод, чем сильно осложнила его дальнейшую семейную жизнь. Венчание с Рудневой было тайным, они всю жизнь прожили в гражданском браке. От этого брака у них родились 4 дочери и сын, но они считались незаконнорожденными.

В конце августа 1917 переехал с семьей в Сергиев Посад и умер от

истощения и голода. Похоронен в Гефсиманском скиту под сенью храма Черниговской богоматери. Умер от инсульта. Через несколько лет скит был уничтожен, кладбище срыто и превращено в свалку.

 

 

Мысли Розанова о судьбе России

 

Все написанные Розановым книги и статьи проникнуты одной мыслью — мыслью о судьбе России. «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное, — признавался писатель и тут же добавлял: «Но глупые дети все растратили. Это русские». С другой стороны, как бы отвечая тем, кто упрекал Россию в нецивилизованности, Розанов категорически утверждал, что Русский Народ более чем цивилизован, он — культурен, ибо за его плечами более чем 1000-летняя духовная культура: «Русский Народ и при безграмотности или малой грамотности есть уже культура, ибо культура — не в книжках, а в башке. Культура — в совести, душе, правде, Боге».

Народ Русский, писал Розанов, это народ с державным инстинктом, сознающий, что он «построил Царство» терпением и страданием, как мужик, солдат и поп. И разрушать свою работу никогда не станет.

Государство Розанову представлялось силой, которая «ломает кости тому, кто перед ним не сгибается или не встречает его с любовью, как невеста жениха». Вот почему единственный порок государства — это его слабость: «Слабое государство не есть уже государство, а просто его нет».

История России XIX в. казалась Розанову «сплошным безумием». Это безумие заключалось в том, что все общество «чихало и хихикало», когда негодяи гонялись с пистолетами, ножами и бомбами за престарелым Государем, когда Россия, в сущности, отступила перед «гнуснейшими самозванцами» — самодовольным Желябовым, его любовницей Софьей Перовской, «заблудившейся гулящей девчонкой» Верой Фигнер и др. «Со времен декабристов, — приходит к выводу Розанов, — Россия была вся революционна, литература была революционна… И, конечно, падала Монархия весь этот век, и только в феврале это кончилось».

 

Раскрывая истинный смысл семьи

 

Рассуждая о судьбах мира, о месте и назначении человека в мире, мы должны с горечью себе сознаться, что всё время размышляли о человеке вообще, нисколько не заботясь о частной жизни отдельного человека, подменив, так сказать, самого человека представлениями о нём, низведя его до уровня средства, если не сказать – пищи. Ни то же ли самое с ним проделывает и время, и необъятный, непостижимый космос, история и государство – всё, что так равнодушно, без тени сочувствия убивает его, а затем – забывает.

«Всё, что потерял человек в мироздании, он находит в истории», - утверждал В. Розанов. Однако он вовсе не возвеличивает человека, как деятеля истории: царственное значение, утерянное человеком в космосе, но вновь обретённое в истории, совсем не создаётся человеком. «Человек не делает историю,- читаем мы в той же книге,- он в ней живёт, блуждает, без всякого ведения, для чего, к чему». Там же Розанов писал о «неверных волнах истории», движение которых разбивается о монастырь, но что в личном сознании человека власть истории гораздо больше, чем это может казаться. «Быть обманываемым в истории есть постоянный удел человека на земле. Можно сказать надежды внушаемы человеку для того, чтобы маясь ими, он совершал некоторые дела, которые необходимы – для приведения его в состояние, ничего общего с этими надеждами не имеющее, но очень гармоническое, ясно необходимое в общем строе всемирной истории».

Неполное приятие человека – это нелюбовь к нему, это неприятие и самого Творца, который есть не только вся истина, но и любовь: мир создан не только рационально, но и священно – столько же по Аристотелю, сколько и по библии.«Весь мир согревается и связывается любовью», - писал Розанов в примечании к письму Страхову. Пребывает в свете разумения тот, кто любит (Иоанн). Только в любви человек может быть принят весь, целиком, без всяких оговорок и исключений так, как он принят и любим Творцом, даровавшим ему бытие и через любовь свою спасение. Стремясь «исправить» природу человека, внося изменения в замысел Творца о человеке, мы рискуем, в конце концов, создать из него нечто функциональное, но бездушное, хорошо управляемое, но глубоко несчастное существо. Нарушит ли это мировой порядок или, напротив, поспособствует ему? Поспособствует- если мир – это бездушная система, где всё связано механически. Нарушит, - если мир – это организм, живой, одухотворённый, где всё связано мистически- любовью Творца, где единство – небезразличная к каждому составляющему её элементу система, а СЕМЬЯ, где всё душевно, любимо, оберегаемо, свято, где, наконец, воссоединившееся существо человека обретёт когда-то потерянный рай.

Именно поэтому, стремясь раскрыть истинный, священный смысл семьи, Розанов рассматривает её как явление космоса и проявление Абсолюта в его отношении к человеку, справедливо полагая, что будь космос устроен по-другому, в нём никогда бы не появиться человеку, в противном случае, поскольку он уже есть, пришлось бы рассматривать его как незаконнорожденное и случайное явление. Розанов постоянно утверждал мистическую глубину, присущую семье, ее сверхэмпирическую природу.

Как бы ни был актуален семейный вопрос и тогда, в пору Розанова, и теперь, в особенности, он чаще всего обходился стыдливым молчанием или недоумением по поводу его важности. В среде мыслящей, творческой интеллигенции - в первую очередь -"небрежение"к теме семьи вызвано сложившимся убеждением, что всякий уют и устроенность в жизни противопоказаны, как бы даже противостоят духовным исканиям, что, якобы, они приземляют творческого человека, энергия которого при этом растрачивается не по прямому её назначению, а как бы по пустякам, что стремящийся к духовному совершенству должен непременно быть отшельником, анахоретом, существом неустроенным. А семья-это для того, кто ближе к земле, к повседневности, к преходящему, телесному, т.е.для народа. Таким образом, создание семьи равносильно бегству и предательству идеалов одинокой неустроенной юности. Что-то аналогичное ницшеанскому "хочешь покоя - веруй, хочешь истины -ищи",где отношение к вере такое же, как и к семье--это, мол, для "малых" мира сего, для слабых и "нищих духом".Неслучайно вера и семья оказались в равном положении, поскольку по своей природе семья также глубоко мистична и религиозна, как и вера, и обе безусловно являются связующими факторами, а не разделяющими, обе способствуют духовному росту, восхождению к вершинам духа, а не тормозят и не угнетают его. Но это только в том случае, когда семья действительно "мистична" и "религиозна" по сути, т.е.в зависимости от того, как связаны в ней её составляющие.

К сожалению, подобная семья есть у нас либо большая редкость, либо вовсе отсутствует. Семья - по словам Розанова - есть "полуразрушенное явление" и никто в ней ничего трансцендентного не видит. Она- "нашим небрежением"-есть упавшая с воза драгоценность, которую найдем ли мы опять или нет - неизвестно. Для этого сначала должна быть восстановлена целостная, прочная, чистая семья – семья как нравственное правило и религиозный закон для всех. Исторически формирующееся, семейственно-организующее сообщество и есть то, из чего произрастает и в дальнейшем произрастет будущая культура народа. До Розанова, по его же утверждению, проблема семьи еще никогда не становилась предметом философского анализа, оставаясь темой художественных произведений, поэтического восхищения, шуток и пародий.

К сожалению, русские художники в отличие от европейских редко касались темы семьи, она их не манила. Так, словно возьмись художник за неё, он показался бы или приторен или смешон с темой, ни для кого не интересной и всем постылой. Достоевский, например, говори о Татьяне Лариной как апофеозе русской женщины, которая вышла замуж за старого человека только потому, что её "со слезами заклинаний молила мать". Розанов решает этот вопрос иначе, ставя во главу угла интересы семьи и детей. Он считает, что поступок Татьяны - "один из величайших ложных шагов на пути развития и строительства русской семьи. Взят момент, минута; взвился занавес - и зрители в бессмертных, но кратких (в этом всё дело) строфах явлена необыкновенная красота, от которой замерли партер и ложи в восхищении. Но кто же "она"? Бесплодная жена, без надежды материнства, страстотерпица..."

Белинский осуждал пушкинскую Татьяну за то, что высокое чувство любви она приносит в жертву законам общественного мнения и светской морали. Но не это главное для Розанова. Светской морали он противопоставляет мораль семьи. Для него "Татьяны милый идеал" - "лжив и лукав, а в исторических путях нашей русской семьи - он был и губителен... Детей - нет, супружество - прогорклое, внуков - не будет, и всё в общем гибельнейшая иллюстрация нашей гибельной семьи".

 

Семья на взаимной любви

Великое значение имеет цепкость к жизни, продолжает Розанов, каковая и нужна нации. Она зиждется не на бесплодных Татьянах, а на женщинах, всё переступающих ради детей. Не будь их, "получилась бы картина национального вырождения". Идеал Розанова - основополагающий и твёрдый, на все годы и бурные времена, стоящий выше разногласий партий и идеологий,- в семье, члены которой любили бы друг друга. "Повелевать природой, можно лишь повинуясь ей", - приводит он афоризм Ф.Бэкона. Одна любовь укрощает страсть, превращая могучего льва в послушного ягненка. "Мысль моя, чаяния, вздохи, идеал - пролить на землю кротость...,которая в сердце, слов для себя не имеет, а сказывается кротким обращением, кроткими поступками, кроткими законами; которые просто не умеет нарушить человек",- пишет Розанов в предисловии к своей работе "В мире неясного и нерешенного". Это вполне возможные плоды устроенности человека, всего, что он есть, но не пошлого приспособления и не вызывающей непоправимые изменения адаптации, а встроенности, включенности в бытие и проявленности закона, в нем царящего (не человек для закона, не закон для человека, а взаимно - как это бывает у любящих друг друга в семье). Половая страсть же есть сила совершенно неодолимая, необуздываемая, могущая стать причиной многих бед, и существует только одна другая сила, которая с ней справляется: сила любви. "Сильна как смерть любовь",- говорится в "Песне Песней" Соломона.

Семья, прежде всего, должна основываться на взаимной любви, на взаимной страсти, ведь семью нельзя рационально построить. Изъять страсти из семьи - как учили богословы - это изъять нерв из живого организма, это в сущности убить семью, даже не дав ей возникнуть - считает Розанов.

Страсти- это динамическое и вместе материальное условие семьи: "порох", без которого не бывает выстрела. Пример Татьяны Лариной свидетельствует о том, что семья русская построена на другом принципе- принципе долга. Но где "долг", там есть все степени начинающейся измены ему.

Видя в семье "первый устой" государственной прочности, Розанов утверждал:"Семья чиста -крепко и государство. Но если семья загнила или, точнее, если в веках бытия своего она поставлена в нездоровое положение-государство всегда будет лихорадить тысячью неопределённых заболеваний".Поэтому государство обязано расследовать, что гноит этот "основной социальный институт".Дайте мне только любящую семью, провозглашает Розанов, и я из этой ячейки построю вам вечное социальное здание.

Семья и рождение ребенка, по мнению Розанова, воскрешает человека даже из "пустыни отрицания",из нигилизма, под которым вслед за Достоевским Розанов подразумевал все формы революционного движения молодежи. Нигилисты-все юноши, т.е. нерождавшие; нигилизм-весь вне семьи и без семьи. Где начинается семья, кончается нигилизм и революционизм. Розанов приводит пример из "Бесов" Достоевского, когда жена Шатова приезжает к нему после "трёхлетних нигилистических странствований"и тотчас у неё начинаются роды. Шатов перерождается на глазах. Вчерашний нигилист под влиянием "отцовских чувств" превращается в "верующего".

Семейный вопрос волновал Розанова и в связи с личными обстоятельствами и повседневной практикой разводов и "незаконнорожденностью" детей. Перед глазами мыслителя разворачивались страдания жён и детей в фактически распавшихся браках, которые не могут быть расторгнуты из-за сопротивления церкви, пожизненные муки детей, рожденных вне церковного благословения, родители которых были лишены возможности сделать их "законными".Процессуальные нормы развода в России отличались таким цинизмом, что Розанов возопил о том, что закон и церковь понимают брак как только телесную "случку" мужа и жены, спрашивая при разводе не о душе, а только о теле, не было ли ошибки в случке. Каноническое право и церковь, говорит Розанов, не требует в браке ни любви, ни уважения, рассматривая "жену как семяприемник, а мужа- как аптекаря-производителя соответствующей эссенции, без права пользоваться чужой посудой".

Почему такое неуважение к семье? Поразительнее всего, что и само общество как будто ополчилось на несчастную семью. Литература отразила предвзятое отношение к подобным семьям. «Да, это поразительно, что два величайших произведения благородной литературы русской, "Евгений Онегин" и "Анна Каренина", посвящены апофеозу бесплодной семьи и - мук, страдальчеству в семье. "Мне отмщение Аз воздам" - слова, которые я отнёс бы к нерождающим, без - плодным,- печально прозвучали у великого старца с духовно-скопческой тенденцией, которая после "Анны Карениной"еще сильно прозвучит в "Смерти Ивана Ильича" (чувство его отвращения к жене и дочери)и, наконец, станет единым на потребу в "Крейцеровой сонате". Любовь как любование, как привет и ласка, обоих согревающая, - это грех».

Как видим, и на литературу Розанов смотрел сквозь призму семейного, глубоко проникая в него и точно чувствуя через творение писателей основные тенденции общественного развития, все альфы и омеги современной ему действительности, всё, что усугубляет трагизм человеческого существования в мире. Сравнивая то, как подобное происходит у других народов, Розанов приходит к выводу, что, к примеру, в Китае, у негров, у татар, цыган понятие супружества, любви, отношения полов - чище и целомудреннее, нежели у европейских народов, нет такого надрыва и противостояния, нет или вовсе не слышно о сюжетах "Власть тьмы" и им подобных. У нас же при "моно"-венчании существует совершенно установившаяся полигамия с жестокосердным бросанием первых и самых чистых жен (сюжет "Воскресения" Толстого). Розановское понимание семейного вопроса начинается с аксиомы: нет соблазнения, а есть только начало супружества. В "Воскресении" Толстого присутствует эта как бы недосказанная мысль: нельзя соблазнить девушку, не став тотчас же в полноте прав полным её супругом, не почувствовав глубочайшей и мистической, неразрываемой, родной с ней связью. Но Толстой все построил на"сердобольности" и тут-то и провалился в ничтожество финала романа, в "протухлые потуги Нехлюдова". Но: "Она пошла в Сибирь, и я за ней, потому что она мне родная".Это безотчетно, и на это Розанов указал как на новое и, может быть, специфически русское чувство брака.

 

 

 

Розанов о религии и вопросах пола

По выражению Розанова, пол "и есть наша душа". Через пол человек ближе всего к Богу, через пол человек метафизически связан с мирозданием, которое совершенно, как и его творец. Благодаря полу человек, подобно сомнамбуле пребывает в другой действительности, чем наше сознание. Вот он "идёт по крышам, карнизам, над пропастью, не обрываясь, не пугаясь. Не видит, что мы видим, и видит, чего мы не видим." Сомнамбула в чуде, в чудной действительности; но едва она пробудится- для неё разом пропадает эта другая действительность, "и она видит только нашу первую.- Но ведь кто знает, нельзя ли так думать, что и наша действительность есть тоже только хорошо и крепко заснувший сон, от которой мы... перейдём в третью крепость сомнамбулизма со смертью, а родившись - впали в сон от некоей действительности. Сны -во сне, и у снов- опять сны!"

Ни по одному из этих "снов", ни по направлению его, ни "по правде его, ни по святости" его - мы ничего не можем заключить о святости и грехе всех остальных сновиденных действительностей. Можно ли поэтому вывести, что пол и тело наши единственно совершенны в нас, и таинственная действительность, в которой они пребывают, тоже совершенна?!"Важно уловлять инстинктивные, судорожные движения не столько самого человека, сколько одного тела человеческого -пишет Розанов в статье «Нечто из тумана «образов» и «подобий», - когда мозг, душа,"цивилизация в нас" не успели ещё сообразить и "высказаться",а тело уже действует, показывая ум свой и иногда вскрывая глубочайшие свои тайны."

Часто приходится убеждаться в том,- пишет Голлербах в очерке жизни и творчества Розанова,- что всё непосредственное и недоказуемое несравнимо твёрже доказуемого и выведенного, что истинное познание восходит к интуиции (к самому плану бытия - Э.Б.), упирается в обличение ("в облечения" -поправка Розанова) незримых сущностей".

"Такого слова ("облечения" - Э.Б.) в жесте и именно на данную тему... я искал однажды, и, так и эдак решая вопрос, стал мысленно варьировать случай, который до утомительности однообразно мелькал у меня перед глазами. - пишет Розанов в статье "Нечто из тумана "образов" и "подобий". - Представим, что невежа-пассажир, выходя из вагона, задевает девушку "по носу": ну - чиханье, откашлянулась, высморкала нос и незаметно отерла лицо платком. Но затем и сейчас же все забыто. Возможна даже новая задумчивость. Теперь, та же девушка пусть едет в вагоне настоящей дороги..., вовсе не замечая приличного человека, который один с нею едет в вагоне, и имеет в физиономии, костюме, а так же и вкусах много родственного с известными героями Достоевского, от Свидригайлова до Карамазовых. Рассчитывая на одиночество и неуличимость, пассажир осторожно нагибается к полу и подводит кисть руки, впрочем вымытую лучшим мылом от Брокара, под края одежд...и, ничего третьего не задевая, проводит нежно и тонко, без боли и страдания.. Мучительный страшный крик вырывается у "несчастной", конвульсии, какое-то прыганье раненого зверя;..."несчастная" девушка, точно пораженная громом. Разве она такая недотрога? Разве она не брала тысячи раз руку другого в свою руку, здороваясь, прощаясь? Не целовалась, т.е.не касалась другого брезгливыми губами? и, наконец, разве этими брезгливыми губами не целовала руку у священника, у отца, у друга и благодетеля? между тем теперь до руки другого... она дотронулась, казалось бы, столь низшими и грязными частями тела своего, сравнительно с ее рукою, лицом и ртом?!! И наконец ведь она постоянно ест за общим столом, так сказать не отделяя своей "слюны" и "пищевода" от мирского "пищевода" и "слюны". В конце концов, она даже делилась"душою" с другими, не скрывая своих мыслей и чувств! Полное общение везде, всеми частями тела и души! И только здесь - полное разобщение!...всякий поймет, в таинственных точках, не только кончилось сродное, сходное с физиологией; но кончилась и "социология" и "психология": и началось что-то совсем, совсем другое!! Ни психологически, ни социально, ни физиологически, ни даже родственно мы не касаемся, не допускаем коснуться гениталий. Дочь убьет отца, если он это сделает, проклянет друга, если он позволит это себе, отречется от отечества, которое позволило бы себе распорядиться "такою низкою и грязною в ней областью!!" Очевидно, мы подошли к чему-то непостижимому в человеке, непостижимому и грозному. "Оттуда молнии, и громы, и ласка, и смерть: как этого не подумать?!"

Здесь же Розанов вопрошает своего оппонента (Гатчинского – Отшельника) (14):» Не поражало ли его, что проблематические точки и действия не имеют вовсе никаких аналогий себе среди всех остальных функций и органов человека, то мы имеем здесь какую – то инкрустацию в наше тело столь особливой и отличительной от него природы." Из примечаний Розанова к письмам о материнстве и супружестве: «Поразительно следующее наблюдение: все манипуляции врача, например, около постели роженицы, а то и просто больной женщины, не вызывают в ней стыда, кроме разве в первые непривычные минуты. Девушки, женщины, стыдливейшие - все к врачу идут. Ибо всё тут утилитарно, физиологично;тут органы есть, а пола как будто ещё нет. Стыд и затаивание, однако, вспыхнули бы сейчас пламенем и стали стеной, как только врач почувствовал бы влечение к им исследуемой женщине, заволновался бы, потянулся. Орган вдруг бы исчез, и на его месте стала душа трепещущая, стыдливая, хранящаяся! Великая это тайна...»

Поразительно, что с вопросом о браке мы сами собою, невольно, все подходим к тому, что затаивается, ищет покров, завес, хотя сами затаивающие и считают это "святынею", "божественным".Подходим к целомудрию мира, живому и стыдливому его (ибо нецеломудренное не затаивается). Почему нельзя сомневаться, что на заре истории именно это и получило характерное название «таинств» и «сокровенностей». «Открытие глаз" (последствие греха) на таинство пола, отделение от него, ощущение стыда при осознании его, классифицирование его как "скверны", чего-то грязного, мерзкого, от того, что оно находится вне компетенции сознания, сознанием не управляемо, демонично, потусторонне, страшно непостижимо, но в то же время притягательно, что коробит сознание, указывая будто бы на его ущербность, невсесильность, на ограничение его свободы. В основном, отождествляя себя с сознанием, в котором он сам себе дан, человек воспринимает, естественно, пол и всё с ним связанное как противоположное. И т.о. воспринимая сознание и все с ним связанное как единственно достойное и высокое, воспринимает противоположное ему как низкое и постыдное, хоть и необходимое как все физиологические отправления. Но если человек не может отказаться от всех физиологических отправлений, воспринимает их как неизбежность, то "это" он же может не совершать, не участвовать в "этом" "свинстве", принять монашество, скопчество, аскетизм, возвести их в идеал достоинства. Так видимо и произошло однажды упрочение первого греха человека. И если в языческом мире последствия греха прародителей преодолевались, то с приходом христианства плоть стала безнадежно отождествляться с тем, на что указывало сознание,- с грехом. Стремление приблизиться к Богу и в тоже время неполнота восприятия Его, а, стало быть, неполное восприятие человека, не могло не иметь последствий.

"Едва свернулись "живые","живущие" (животные) небеса, старое астрологическое небо:- пишет Розанов в книге «В мире неясного и нерешённого», - как кровь почувствовалась"аки вода" и льется же "аки вода"; и семя почувствовалось "как скверна" и стало искать себе скверных помещений (проституция, идея проституции, метафизический её корень)... Если семя есть скверна, то дом терпимости становится "во главу угла цивилизации";смертная казнь, как наказание, и война, как хроника жизни народной - во "главу" же"угла". Вот некоторые корни нашей цивилизации, которые намечаются..."

Связь прошлого с будущим по вопросам семьи

А теперь на секунду только взглянем на то, что мы имеем на сегодняшний день - все в точности так, как и предвидел Розанов. Нет больше "кротости, боязни пролить кровь, священных жертвоприношений, свящ




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розанов о религии и вопросах пола …….………………………………….....8 | В. В. Розанов

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия