ЧТО ТАКОЕ «ЖИВОЙ ЗАНАВЕС»?
Подразумевается, что во время специально поставленного режиссером поклона и ухода исполнителей, закончивших номер, за их спиной готовится («заряжается») следующий номер; или во время специально поставленного режиссером выхода участников следующего номера, в момент перекрытия ими переднего плана сцены с нее уходят участники предыдущего. Например. В одном из концертов в Зале имени П. И. Чайковского подряд шли номера: «Лирическая хороводная» в исполнении женского танцевального ансамбля, «Фантазия на темы русских народных песен» — в исполнении оркестра русских народных инструментов им. Осипова, русская народная песня «Как по морю, морю синему» и «Береза, береза» в исполнении народного хора, «Топотуха» в исполнении большого танцевального ансамбля. Сцена этого зала вообще не имеет занавеса. А для оркестра народных инструментов нужны расставленные в определенном порядке стулья и пюпитры; для народного хора — стулья, на которые поднимаются мужчины, стоящие во втором ряду за женской группой хора; для хоровода, пляски — сцена должна быть свободной. (Аккомпанирующий оркестр, по традиции зала, располагался в правой ложе, над сценой.) Так вот. После того, как закончился номер «Лирическая хороводная» и в зале раздались аплодисменты, девушки, выстроившись в одну линию (от левого до правого выхода на сцену), под возникшую снова мелодию начинали медленно двигаться к краю сцены. В это время за их спиной с двух сторон, в заранее отрепетированном порядке выходили музыканты с инструментами и пюпитрами в руках. Одновременно группа рабочих сцены быстро выносила и расставляла стулья. Музыканты один за другим тихо садились на свои места. Девушки же, закончив к этому времени поклоны, под непрекращающуюся мелодию начинали расходиться («змейкой») и открывали сидящий оркестр. Мелодия заканчивалась. Дирижер взмахивал дирижерской палочкой. Начиналось выступление оркестра. «Живой занавес» для ухода оркестра создавали участники следующего номера —русский народный хор. Когда отзвучал последний аккорд и в зале смолкли аплодисменты, за сценой возникала плавная мелодия русской народной песни. С двух сторон по первому плану сцены перед оркестром, одна за другой, в такт мелодии, навстречу друг другу выходили женщины хора. Поскольку появлялись они с противоположных от своего постоянного места в хоре сторон, то первыми шли те хористки, которые стоят по краям, а последними — те, кто стоит в центре. В тот момент, когда первые вышедшие встретились, а все остальные перекрыли собой оркестр, последний, в установленном (отрепетированном) порядке быстро уходил со сцены. Движение же женщин не прекращалось — они продолжали идти («гребенкой») на свои места. Затем, остановившись, поворачивались лицом к залу. Мелодия прекращалась. Объявлялся номер. Таким образом, между номерами практически не было пауз. Времени действия «живого занавеса» вполне достаточно для любой перемены. Но, конечно, такой прием требует тщательной его отработки. Если позволяет количество участников концерта, режиссер может создать специальную группу для «живого занавеса». На репетиции режиссеру следует предупредить всех, кто действует за «живым занавесом», чтобы они не старались быть незаметными для зрителей, не пригибались, не таились. Прием этот условный. Зрителя не интересует, что происходит за «живым занавесом». Он понимает, что таковы выбранные режиссером «условия игры» для смены номеров. Он их принимает. А вот когда кто-то, выходя на сцену, старается вести себя так, чтобы его не заметили, то зритель невольно начинает обращать на него внимание. «Ах, мне это нельзя видеть, а я вижу, — думает он, — интересно, что он там делает?» При условных приемах участникам следует смело действовать в «условиях игры», которые этот прием предполагает. О «СЛУГАХ ПРОСЦЕНИУМА»
Прием использования для перестановок «слуг просцениума» тоже достаточно условный. Но «слуги просцениума» — это не технический персонал, не униформа, а особые действующие лица, которые по ходу концерта исполняют вспомогательные, подсобные функции в его действии: выносят и уносят детали оформления, переставляют стулья, убирают лишние предметы, если так задумано режиссером — помогают на глазах у зрителей актерам переодеваться, превращаются в «живые» элементы оформления. Вспомните описание эпизода из театрализованного концерта «Вечерняя Москва», как там «слуги просцениума» превратились в «городские часы». Если нужно, «слуги просцениума» могут вмешиваться в действие концерта. А это означает, что, несмотря на их специальное назначение, они становятся неотъемлемой частью развертывающегося действия концерта, его режиссерским решением. Как персонажи, слуги просцениума могут выступать в разных обличиях, оправдывающих их пребывание на сцене. Например, в одном из концертов участники агитбригадного номера «На стройке» до и после его исполнения были монтажниками, по ходу действия концерта — складывающими на глазах у зрителей из специально изготовленных стандартных станков площадки для выступлений других участников. Конечно, в театрализованном тематическом концерте можно употребить как традиционный прием смены номеров — занавес или суперзанавес, интермедийный занавес. Но частое их использование приводит к дробности концерта. Лучше, если основной занавес будет работать дважды — в начале, открывая концерт, и в конце — его закрывая. При любом приеме смены номеров режиссеру следует заранее определить, что и куда должно быть вынесено и поставлено, кто, что и как выносит, выдвигает, в какой момент и как уходят исполнители. Я сознательно не говорю о выходах. На это режиссер обращает внимание, даже репетирует их, а вот уходы — обычно нет. В то время как именно уходы исполнителей со сцены требуют самого пристального внимания режиссера. Зачастую исполнитель, закончив свой номер, меньше всего думает о том, что концерт продолжается. Он уже мысленно занят своими делами. «Не всели равно, рассуждает он, как я уйду со сцены: в какую кулису, быстро или медленно? Главное — я должен уйти. А как — неважно». Важно. Очень важно! Особенно когда со сцены уходит коллектив. Ушли медленно — задержали выход участников следующего номера; ушли не в ту кулису — закрыли выход. Образовалась ритмическая «дыра» в концерте. Поэтому все уходы должны быть не только организованы режиссером и поставлены таким образом, чтобы не нарушался ритм концерта, но и тщательным образом отрепетированы,
|