Студопедия — О МАССОВОЙ (НАРОДНОЙ) СЦЕНЕ И ЕЕ ПЛАСТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О МАССОВОЙ (НАРОДНОЙ) СЦЕНЕ И ЕЕ ПЛАСТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ






 

Способность режиссера мыслить пластически наиболее' полно выявляется во время его работы над массовой (народной) сценой. Более того, ее постановка, как лакмусовая бумажка, определяет степень режиссерского мастерства, режиссерских способностей.

Поскольку, как мы уже говорили, главным героем* театрали­зованного тематического концерта является народ, естественно, создание массовой сцены — важнейшая сторона работы режиссера в процессе постановки на сцене. Через массовую сцену, ее дейст­вия более всего раскрывается его основная идея, его режиссерский замысел.

Правда, массовые сцены в театрализованном тематическом концерте имеют свои особенности. А именно:

— в отличие от спектаклей (массовых представлений), где на­родные сцены создаются специальными исполнителями (когда-то их называли статистами), в театрализованном концерте — это са­ми исполнители номеров, сумма которых создает образ народа. Участники концерта, объединенные единой целью, выражая своим действием содержание определенного события (факта) и его ат­мосферу, создают такой строй концерта, в котором каждый но­мер — любого жанра — приобретает для зрителя характер и ка­чества действующего лица этого события, воспринимается как тот или другой его момент. Вот почему мы вправе говорить, что театрализованный тематический концерт — это непрерывно
развивающееся массовое действо, имеющее своей целью создание образа народа. Кстати, эту же цель преследует режиссер, когда участников одного номера включает в действие другого. Как вспо­могательный элемент, как живой фон, как зрителей. Собственно, в театрализованном тематическом концерте исполнители номеров практически выполняют две функции: они и действующие лица, они же и участники массовых сцен;

— характер решения массовой сцены связан не только с ре­жиссерским замыслом, идеей, сквозным действием, строем, темпоритмом, оформлением всего концерта, но не менее, а может, более всего характером той эпохи, периодом в жизни народа, о которой идет речь в том или ином эпизоде. Каждая эпоха, каж­дый период в жизни страны отличается от другого не только внешними признаками, а выражением своего внутреннего содер­жания и своим внутренним темпераментом. Революционной ро­мантикой, стихией, порывом — гражданская война; открытым па­фосом небывалого в истории строительства нового общества, энту­зиазмом созидания — первые пятилетки; убеждением в неминуе­мой победе, интеллектуальным и нравственным превосходством над врагом, самопожертвованием, выдержкой, сознательной дис­циплиной — годы Отечественной войны; самоотверженным трудом на восстановлении разрушенного войной, сознанием своей силы, взволнованным оптимизмом, радостью победы и горечью утрат — послевоенные пятилетки; новым творческим отношением к труду в эпоху научно-технического прогресса, сознанием ответственности за общее дело, единством слова и дела, борьбой за моральную и нравственную чистоту общества, борьбой за мир — сегодняшний день. Значит режиссер, ставящий массовую сцену, воссоздавая определенную историческую среду, должен помимо внешних при­знаков эпохи уметь выразить ее через действия участников мас­совой сцены, через их эмоциональный настрой, состояние. То есть создать соответствующую данной эпохе и внешнюю и внутрен­нюю атмосферу. К сожалению, в театрализованных тематиче­ских концертах чаще встречаешься с тем, что режиссер в поисках верного выражения характера эпохи обращается лишь к ее внеш­ним признакам;

— массовая сцена в театрализованном тематическом концер­те — это прежде всего образ людской массы определенной эпохи, объединенной единой целью, желанием, общим пониманием про­исходящего на сцене события, живущей в едином темпоритме. Иначе — толпа. Вот почему режиссеру, ставящему массовую сце­ну в концерте, необходимо добиться от каждого ее участника, че­рез ощущение личной причастности к событию, осмысленного дей­ствия, выражающего свою собственную его оценку. Вспомним поведение танцоров в любом массовом танце, поставленном Игорем Моисеевым. Объединенные одним и тем же для всех танцеваль­ным движением, общим ритмом, все они отличаются друг от дру­га собственным отношением к танцу. Это и создает подлинную театральность, а не театральщину. Пожалуй, только в «Танце машин» танцоры предстают перед нами как безликая масса, подчеркивая тем самым смысл номера;

— но массовой сцене театрализованного тематического кон­церта, в отличие от театрального спектакля, не присуща подроб­ная психологическая разработка линии ее поведения. Поэтому воспринимается она зрителем как некий организованный своеоб­разный пластический этюд, где все перестроения (мизансцены) должны быть не случайными, а осмысленно организованными. Но это не означает, что массовые сцены в театрализованных концер­тах идентичны таким же сценам в массовых представлениях (в частности, на нетрадиционных сценических площадках — стадио­не, Дворце спорта, Зеленом театре и т. п.), в которых объединен­ные в большие группы исполнители одинаково действуют и реа­гируют по указанию режиссера-постановщика, порой даже не зная и не понимая смысла происходящего. О том, как режиссер рабо­тает над постановкой народной сцены в массовом представлении — не предмет нашего разговора;

— мизансцены массовых сцен в театрализованном тематичес­ком концерте строятся по законам многофигурной композиции. То есть ее исполнители располагаются по нескольким планам сцены, как по горизонтали, так и по вертикали. Такое построение мизан­сцены придает ей предельную выразительность. Если мы вспомним произведения художников-живописцев «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, «Отдых по­сле боя» Ю. Непринцева, «Прием в комсомол» С. Григорьева «Колхозный праздник» С. Герасимова или скульптурные работы — «Граждане Кале» Родена, монумент защитникам города на площади Победы в Ленинграде М. Аникушина, монумент в районе Сырецкого массива (бывшего Бабьего яра) в Киеве (авторы: М. Лысенко, В. Сухенко, А. Витрых), «Клятва молодогвардейцев» в Краснодоне (В. Агибалова, В. Мухина, В. Федченко) и многие другие работы, репродукции которых вы найдете в книгах и аль­бомах, посвященных изобразительному искусству, то нетрудно за­метить, что все они построены по законам многофигурной компо­зиции. Теми же законами руководствуется и режиссер, когда соз­дает массовые мизансцены. «Там, где сценическое пространстве будет заполнено большим количеством действующих лиц, — писал один из величайших кинорежиссеров нашего времени С. М. Эйзенштейн, — скульптурная выразительность мизансцены... становится совершенно необходимой».

Правда, режиссер, в отличие от художника, скульптора, находится в более выгодном положении. Уподобляясь скульптору, он лепит свою композицию и в пространстве и во времени. Мизан­сцена в сценическом искусстве — это не застывшее мгновение, а своеобразный образный язык человеческих движений, это дина­мически развивающаяся, разворачивающаяся во времени пла­стическая композиция.

Мы вели речь об особенностях массовых сцен в театрализо­ванном тематическом концерте, которые должен знать и учиты­вать режиссер. Но есть свои особенности и в организации работы по их воплощению, которые определяются, как правило, миниму­мом репетиционного времени и отсутствием возможности много­разовых сборов участников. Естественно, эти обстоятельства ска­зываются на методике проведения репетиций. Еще до встречи с участниками режиссер должен заранее определить для себя ее главную планировку, порядок действия, построения, переходов.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 785. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия