Студопедия — Экспрессионизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экспрессионизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.






Будучи малораспространенным именно в архитектуре стилем, он протекает параллельно с такими более известными и ярко выраженными стилями как модерн, конструктивизм и функционализм. Зарождаясь как самостоятельный стиль, экспрессионизм в архитектуре вначале представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее). Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. Используя, подобно функционалистам, современные конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), архитекторы- экспрессионисты отрицают композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных и монохромных решений модернистов, экспрессионисты используют контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания. Вводят в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяют полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры. Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры, то есть подчеркнутая пластика формы.

Естественная специфика архитектуры ХХ века формировалась на определенной исторической базе, но главными в этом процессе стали функциональные, композиционные и технические достижения и открытия зодчества последней трети XIX-го и начала 1900-х гг. ХХ века. Развитие научно-технического прогресса на рубеже этих веков привело к образованию неизбежных процессов: индустриализации товарного производства, интенсивной урбанизации, резкому увеличению численности городского населения. Создаются новые строительные материалы, которые наделяются технологически-новыми свойствами. Это позволяет зодчему воплощать самые смелые идеи, формирующиеся на специфике освоения новых материалов, а также нестандартные формы, порой взаимосвязанные с природными чертами окружающего мира. Центром возникновения архитектуры экспрессионизма становится Германия, её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг. А символом экспрессионизма в архитектуре стало здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, спроектированное Эриком Мендельсоном, более известное под названием «Башня Эйнштейна». Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры. Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций. «Функция плюс динамика — вот лозунг», — писал Мендельсон. Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, Мендельсон раньше других своих современников — представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала, собственно, поэтому и является ярким представителем архитекторов-экспрессионистов. Также стоит отметить, что Мэндельсон спроектировал текстильную фабрику «Красное Знамя» в Ленинграде, но по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, а остальной комплекс достраивался уже, будучи измененным советскими конструкторами. Вообще его проекты, относящиеся к производству, имели общую черту, которая выражалась в специальной доминантной выразительности. Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.

К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма. И снова экспрессионизм будет спорить с более распространенными архитектурными стилями, но уже на совершенно другом уровне с большим преимуществом и в новом качестве.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия