Студопедия — Архитектура конца 20 – начало 21 вв: общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура конца 20 – начало 21 вв: общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты.






В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего «зеркальными» зданиями («Пасифик дизайн центр» в США).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре. Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским Конгрессхалле (Kongresshalle): нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.

Для современной архитектуры характерно многообразие стилевых поисков, концепций, творческих методологий, но среди них можно выделить органический подход, направленный на изучение и внедрение в архитектуру закономерностей живой природы. Большой диапазон объектов, созданных на основе органического подхода, сегодня определяется архитекторами и теоретиками, как лэндформная архитектура*, в которой архитектурное формообразование основано на тактильном взаимодействии с землей; архитектура на основе нелинейной, неортогональной геометрии; динамичная архитектура, связанная с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства; как экологическая архитектура, являющаяся примером инженерного усовершенствования архитектурных объектов на основе использования природных ресурсов с целью создания комфортной среды сосуществования человека и природы; как биоархитектура и множество других направлений. Архитектурные объекты, представляющие данные направления, часто лишены жесткой структуры, привязанной к ортогональной системе координат. Их структура не является следствием комбинаторики архетипичных форм или традиционного композиционного подхода, основанного на согласовании функций и объемов. Следует заметить, что формообразование этих объектов не всегда проистекает из внешних аналогий с природными формами. Эти объекты внешне не похожи на органическую архитектуру Ф. Л. Райта, хотя они основываются на сходных принципах формирования и при проектировании таких объектов используются аналогичные методы. Среди архитекторов, позиционирующих сегодня органический подход, определяющих концепцию своих объектов как организмов, звучат такие имена как Т Ито, Ш. Эндо, Э. Амбаз, М. Соркин, К. Йенг, Д. Пирсон, Р. Пиано, Т. Андо, Н. Денари, Э. Мираллес и К. Пинос, Д. Перро; и группы архитекторов: студия Декой, МВРДВ, ФОА, ЛАБ, Асимптота, ШоП, АРМ, ЮН Студия и НОКс, Архи-тектоникс, Дигит-олл студия. Известные деконструктивисты П. Эйзенман и З. Хадид сегодня заявляют об изменении своей творческой деятельности в сторону создания в архитектуре органической сложности. Все это позволяет считать феномен «органического» в архитектуре и органический подход все более распространенными.

Применение органического подхода встречается сегодня не только в архитектуре, но и в естественнонаучных дисциплинах, социальных, политических и экономических дисциплинарных полях, в современном искусстве. Сегодня, когда идея устойчивого развития становится условием дальнейшего существования человека, необходимо устанавливать качественно новые отношения человека с природой.

"Постиндустриальная архитектура начала XXI века характерна тем, что она в качестве концепции может использовать все, что угодно, любые образы из всего богатства мифопоэтического багажа человечества. При этом скорость, с которой виртуальные концепции переходят в реальность, поражает воображение.

20. Архитектура конца 20 – начало 21 вв: общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы,обьекты.

 

Начнем с архитектурного модернизма – по сути это переломный момент в понимании архитектуры, появление новых форм и конструкций зданий. Иногда его полуошибочно называют новейшей архитектурой. Один из ярких примеров модернизма - здание Баухауза (высшая школа строительства и художественного конструирования), существовавшее в Германии до 1933 года, чье создание со временем вызвало целое направление в архитектуре, последствия и примеры которого мы и сейчас можем наблюдать, глядя из окон наших домов или офисных зданий - это Интернациональный стиль архитектуры.

 

Сталь и стекло, железобетон, как любимый материал архитекторов, множество этажей, предельная функциональность и лаконизм. Интернациональный стиль строительства - это прямые линии небоскребов и чистая геометрия форм.

Архитекторы советского конструктивизма, как будто пытались повторить интернациональный стиль модернизма, но в чуть искаженной геометрии и немного ломаных формах. Это понятно и здесь огромную роль сыграли отголоски имперского прошлого нашей страны, и революционные движения тех годов в России. Но главное и в Европе, и в России – перед архитекторами стояла задача по расширению функционального пространства зданий.

 

Под влиянием политической ситуации в России конструктивизм с 30-х годов двадцатого века запретили и на смену ему пришло, так называемое, «тоталитарное барроко» и сталинский неоклассицизм. Вспомнили о конструктивизме снова только в 60-х годах и еще раз, уже под другим названием, он вернулся в начале нашего, 21-го века.

 

А постмодернизм и архитектура постмодернизма (представлявшая собой все тот же интернациональный стиль с примесью модернизма и авангардных веяний) в то время был по-прежнему популярен в Европейских странах.

 

На смену ему постепенно пришел хай-тек (от значения, high technology - высокие технологии).

Некоторыми основными чертами хай-тека стали:

Использование при проектировании, инженерии и строительстве новых высоких технологий

Все те же прямые линии и четкая геометрия форм.

Использование стекла, металла и пластика в очень больших объемах.

Большое количество новых высокотехнологичных и функциональных приспособлений в зданиях – лифты, системы вентиляции, децентрированное освещение и т.д.

Функциональность и прагматизм в проектировании и планировании пространства.

 

 

 

21. Деконструктивизм: социокультурная основа, принципы и приемы формирования, конструкции, объекты

 

Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

 

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).

 

Деконструктивизм — это одно из направлений в современной архитектуре, которое основано на использовании в строительной практике идей и мыслей известного французского мыслителя и теоретика литературы Жака Деррида.

 

Другим важным источником вдохновения для приверженцев этого архитектурного стиля является советский конструктивизм двадцатых годов 20 века.

 

Для деконструктивизма характерны нарочито разрушенные и изломанные формы, визуальная усложненность и акцентированное вторжение в городскую среду. Архитектурный стиль деконструктивизм как самостоятельное течение сформировался в конце восьмидесятых годов (работы американских архитекторов Даниэля Либескинда и Питера Айзенмана).

 

Во многом возникновению деконструктивизма способствовали рассуждения Деррида о том, что архитектура, которая вступает в конфликт, упраздняет саму себя. Свое дальнейшее развитие эти идеи получили в периодических изданиях голландского архитектора и теоретика Рема Колхаса.

 

Манифестами стиля деконструктивизм являются музей Гуггенхейма в испанском городе Бильбао, построенный в 1997 году знаменитым американским архитектором Фрэнком Гэри и пожарная часть «Витра», возведенная по проекту британского архитектора Захи Хадида. Ярким примером деконструктивизма является здание Новой таможни в немецком городе Дюссельдорф.

 

 

23. Устойчивая архитектура: определение, характеристика, социокультурная основа, принципы и приемы формирования, конструкции, объекты

 

В 1993 г. на Всемирном конгрессе архитекторов впервые прозвучала мысль об ответственности архитекторов за качество жизни людей в искусственной, оторванной от природы среде современных городов.

В 21 веке очень многие жизненные процессы подверглись существенной трансформации. С повсеместным развитием интернет сетей информация стала более доступной, а способы потребления быстрее и разнообразнее. Спрос на новейшие технологии очень высок. Люди сами задают стандарты по которым строят свою жизнь и модель поведения в обществе. Появляются новые требования к производствам. Подобные изменения коснулись не только производства автомобилей или электротехники. Архитектура и строительство, как крупнейшая сфера потребления, также подверглась переосмыслению и изменению. Время зданий-памятников постепенно уходит. Сейчас недостаточно спроектировать просто красивое и пропорциональное здание. Появилось множество дополнительных немаловажных факторов. Термин «устойчивая архитектура» говорит об архитектуре ближайшего будущего. Об архитектуре которую мы будем использовать не только сегодня, но и завтра, с учетом растущих требований к экологии, экономике и качеству жизни человека.

Существует несколько организаций, занимающихся обозначением и согласованием принципов устойчивой архитектуры и строительства. Британская компания BioRegional совместно с фондом дикой природы WWF. Бюро Clegg Bradley Studios. для широких категорий покупателей. Основной целевой группой в «One Brighton» являются молодые рабочие. Больше половины всех квартир – однокомнатные. Из них 31% попадает под категорию жилья умеренной стоимости.

Всемирная комиссия по окружающей среде и впервые ввела понятие устойчивого развития, определив его следующим образом: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Сейчас понятие жизнеустойчивого развития работает в 4-х взаимосвязанных направлениях:1 здоровое ответственное общество 2 прикладная экология (баланс в окружающей среде) 3 эффективные инновации 4 справедливая зеленая экономика

Значительную роль в повышении энергоэффективности здания играет внешняя сетка-экран, создавающая воздушную прослойку между внешней средой и остекленным фасадом. Таким образом уменьшается теплоотдача. Автоматические регулируемые панели оптимизируют температурный режим. Благодаря прозрачности сетки и сплошному остеклению периметра стен, 75% помещений здания получают естественное освещение. Зеленые насаждения на крыше снижают нагрев здания, сокращают сброс дождевой воды в канализацию, повышают теплоизоляцию здания. На крыше установлен генератор тепловой энергии в элекричество. В строительстве здания применены вторично переработанные материалы.

В проекте применен ряд инновационных технологий, позволяющий сократить потребление электроэнергии, а также снизить расходы на отопление и освещение помещений. Преобладающее остекление на фасаде состоит из двух слоев стекла с высоким светопропусканием. Это позволяет большую часть рабочего времени обходиться естественным освещением, а система двойного стеклянного фасада – сократить расходы на отопление и шумоизоляцию. Стеклопакеты в солнечную погоду автоматически закрываются жалюзи. Также была применена новая система охлаждения: вместо кондиционеров, которые создают сквозняки, а снаружи портят архитектурный облик здания, используется технология холодных потолков. В потолке проложена трубка, по которой идет холодная вода. Тяжелый холодный воздух опускается вниз, и это приводит к мягкой циркуляции воздуха внутри помещения.

Если объект удачно пройдет сертификацию, то станет одним из пионеров энергоэффективной архитектуры в России. Возможно, удачный пример штаб-квартиры «Новатэк» повлияет на инвесторов и покажет им суть выгоды вкладывать деньги в архитектуру и технологии, позволяющие сделать жизнь комфортной, как сегодня, так и в ближайшем будущем.

 

24. Архитектура России советского периода: общая характеристика, процессы, периоды, архитекторы, объекты

Послереволюционный период

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создается проект т. н. Башни Татлина, посвященной III Интернационалу. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.

Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов создал мастерскую при ВХУТЕМАСе.

После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади.

Сталинская архитектура

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.

В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Также среди памятников сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро. В массовом жилищном строительстве здания «сталинки».

Вторая половина XX века

4 ноября 1955 года выходит Постановление«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия» На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 года приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.

В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственный Кремлёвский дворец по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходило строительство Белого дома в Москве, по конструкции схожее со зданиями начала 1950-х годов. Типовая архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объёмах существует и в современной России.

 

25. Архитектура России начала 21века: общая характеристика, процессы, периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты

Начало XXI века позволило более объективно взглянуть на западную архитектуру XX века, подвести итог противоречивой стилистике прошлого столетия. Предыстория современной архитектуры ХХ века, истоки которой зарождались во второй половине XIX века под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения новой архитектуры ХХ века.

 

Каждое время рождает свою архитектуру – конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное "сегодня" – не исключение. Не смотря на почти полное отсутствие в постсоветском пространстве денег на эстетические капризы, в архитектуре появились определенные группы явлений, которые, хотя и с некоторой натяжкой, можно определить, как стилистические.

 

Первая группа – объединенный идеал всех советских Государственных институтов проектирования городов (ГИПроГрадов). В основном это – "элитарные" многоквартирные дома. То, что раньше проектировалось, но не воплощалось ввиду своей высокой стоимости и путем бесконечных упрощений и удешевлений превращалось в то, в чем мы жили. Но, поскольку заказчик на приличное жилье появился, мечта стала явью, хотя и очевидно устаревшей. Отличительные признаки стиля: пара-тройка полукруглых или многогранных ризалитов либо эркеров, часто фальшь-мансардная крыша, с фальшь-мансардными же окнами, вертикальные ряды лоджий, двухцветная, с обязательным присутствием охры, окраска фасадов. Объем здания ощутимо цельный, стабильный. Планировка квартир, увы, не слишком оригинальная и часто диктуется внешней формой здания и структурой фасадов, а не заботой о тех, для кого, собственно, все это строится.

Фасады этих зданий пока узнаваемы, но лишь по причине абсолютной убогости традиционного фона жилых районов. В рекламных проспектах по продаже будущих квартир часто встречается фраза "с возможностью свободой планировки" (этим замечанием проектировщик заранее расписывается в невозможности предложить жильцам продуманную и оригинальную планировку квартир), но все же эти здания – безусловный прорыв по сравнению с советскими типовыми домами второй половины двадцатого века.

 

Вторая группа – архитектура демонстрации западных отделочных материалов и технических достижений. Это, в основном, общественные здания, будто специально созданные для доказательства совершенства алюминиевых листов и полос, структурного стекла, раздвижных дверей, искусственных мраморов и гранитов, натяжных потолков и, даже, обзорных лифтов. Объем здания – преувеличенный. И все же, создается впечатление, что такая архитектура – огромный прорыв в нашем самосознании. Каким-то непостижимым образом не наши высокотехнологичные материалы воспитывают нашу архитектуру, заставляют ее "подтянуть живот", быть внятной, лаконичной и точной. В некоторых случаях такая тесная связь с материалом рождает даже что-то сродни свободному архитектурному замыслу, который давно царствует в цивилизованных странах.

 

Третий – эксклюзивные здания, учитывающие "личность" заказчика. Это одноквартирные частные дома в которых явно преобладает либо романский стиль либо колониальная классика.

Именно романский стиль мы узнаем в крутых крышах, вертикально дробленном объеме здания, массе башен и башенок, завершенных теми же крутыми крышами, разнокалиберных балконах и террасах. Колониальная классика, в принципе чуждая нашему географическому пространству, по-видимому, знак родства со столпами "дикого" капитализма Соединенных Штатов.

 

Может быть, до чистого понятия "стиль" выделенным группам еще далеко, однако, ощущение, что зодчество сдвинулось с мертвой точки, все-таки есть. Архитектору дали вздохнуть чуть свободнее, проектировать чуть дороже, возможно, как уже не раз случалось в истории архитектуры, это приведет к настоящей свободе и элегантности.

26. История архитектуры Сибири: этапы, социокультурная основа, принципы и приемы формирования

 

27. Архитектура Сибири в современных услових: характеристика, социокультурная основа, процессы, периоды, концепции, архитекторы, объекты.

 

 

28. Архитектура: природа, назначение, задачи.

Архитектура - художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.

Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества.

Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать - к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством - организация движения

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление —градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.

Архитектура напрямую связана с проектированием и сооружением зданий, которые решают эстетические и социальные задачи. Архитектура отображает жизненные ценности и предпочтения, время эпохи и ее особенности, идеи и направления, в которых работает архитектор. В то же время архитектура это способ реализации социальных задач и потребностей, которые несут функциональное назначения. Также архитектура имеет свои характерные стили, такие как романский стиль, готика, ренессанс, классицизм, ампир и многие другие.

Стили архитектуры возникали в определенное историческое время. Они имеют свои отличия и особенности, с помощью которых здания превращаются в творения невероятной эстетической красоты и функционального совершенства. Основой данного искусства являются три критерия Витрувия.

Удовлетворение эстетических потребностей, по А. К. Красовскому, реализуется учетом восприятия архитектуры человеком. «Архитектор должен быть внимательным наблюдателем чувств человека, потому что только посредством их и на них производится каждое действие искусства».

Задачи архитектора поэтому выглядят так:

- композиция здания должна быть ясной для восприятия («дабы легко можно было понять здание в целом его составе, не теряясь среди разнообразных подробностей»);

- зрителю должна быть ясна тектоническая логика строения: «мало того, что строение будет действительно прочно и устойчиво… надобно еще, чтобы оно… не заставляло зрителя трудиться над отыскиванием причин, произведших эту прочность и устойчивость»;

- человеку присуще «врожденное чувство изящного». Утилитарная форма – еще не «изящная» форма.

29. Профессиональная деятельность в архитектуре: области и их содержание

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта

Градостроительная деятельность

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий— «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительств считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье)— идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

территориального планирования,

градостроительного зонирования,

планировки территории,

архитектурно-строительного проектирования,

строительства,

капитального ремонта,

реконструкции объектов капитального строительства.

Урбанистика - В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты)

Зелёная архитектура — прикладной раздел архитектуры, целью которого является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов при эксплуатации здания и снижения влияния на кружающую среду.

Объёмное проектирование (иногда просто архитектура, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Криволинейная архитектура — раздел архитектуры занимающийся организацией условно замкнутого внутреннего пространства, заключенного в криволинейные ограждения, во времени и решающий пространственные и временные задачи биофизики указанного пространства вместе с проживающими биологическими объектами при внешнем природном и техногенном воздействии.

30. Архитектурное проектирование: методы, понятие "проект", виды проектной документации, этапы и стадии проектирования, технические средства.

Проектирование — это взаимоувязанный комплекс работ коллектива специалистов, результатом которых является техническая документация для строительства зданий, сооружений и их комплексов. Проектирование служит связующим звеном между научными исследованиями и их внедрением в народное хозяйство.

Проект — это предварительно подготовленное, обоснованное техническими и экономическими расчетами и изображенное графически решение по строительству какого-либо здания, сооружения или их комплекса.

Главная задача проектирования в строительстве — экономно и с максимальным выигрышем во времени использовать капитальные вложения.

Проектирование объектов капитального строительства осуществляется проектно-технологическими институтами, научно-исследовательскими и проектными институтами, проектными институтами, проектно-технологическими трестами, проектно-изыскательскими объединениями, проектно-конструкторскими бюро и группами.

Методы проектирования:

Эвристические методы

•Метод итераций (последовательного приближения)

•Метод декомпозиции

•Метод контрольных вопросов

•Метод мозговой атаки (штурма)

•Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

•Метод морфологического анализа

•Функционально-стоимостной анализ

•Методы конструирования

•Цели и виды экспериментальных методов

•Планирование эксперимента

решений.[4]

Другие виды проектирования

Основные этапы процесса проектирования

-Анализ (предпроектное изыскание)

-Эскиз

-Стадия проектирования

-Рабочее проектирование

-ТЭО (задача его определение основных характеристик динамики -населения развития производственного комплекса города и вариантов его территориального роста).

Таким образом, это складывается в:

Основные стадии проектирования

ПЗ - разработка проектного задания

Эскиз (Э)

Р- рабочие чертежи, включающие:

ТЭО - технико-экономическое обоснование

ТЭР - технико-экономические расчеты

П- проект- завершенный проектный продукт, составляются сметы, полностью конструктивное решение

Рабочая документация, рабочие чертежи РД, РЧ

Состав проекта:

Т-1 (том первый) утверждаемая часть проекта: генплан, правоустанавливающие документы, сети внешние, благоустройство, весь набор малых форм, озеленение, сводные планы инженерных коммуникаций (на согласование), пояснительные записки

Т-2 Чертежи марок АР, АС, КЖ, КН, КМД, изделия индустриального изготовления - ИН

Т-3 Технологии: инженерные сети (разделы) ТВ, ВК, ОВ (марки), Э, СС

Т-4 сметы, м.б. изделия ПОС

М.б. отдельный том, посвященный оборудованию

Стадии градостроительного проектирования - различаются содержанием решаемых задач, масштабом и характером технической документации, сроками проектирования.

31. Организация проектного дела: научные, проектные и надзорные организации, регламентирующая документация, специализация, авторский надзор

Научная организация — организация (учреждение, предприятие), выполняющая научные исследования и разработки (ИР) в качестве основной деятельности либо имеющая в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение ИР, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:

• федеральные

СНиП- строительные нормы и правила Российской Федерации

ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства

СП - свод правил по проектированию и строительству

РДС - руководящие документы системы

• субъектов федерации

ТСН - территориальные строительные нормы

• производственно-отраслевые

СТП- стандарт производства(предприятий)

СТО- стандарт объединения(организаций)

СНиП яв-ся осн. норм-м документом в строи-ве - свод регламентированных положений по составлению проектно-сметной документации, осуществление промышленного, граж-го и др. видов стр-ва, эксплуатации и ремонту зданий, сооруж-й и констр-й.

СНиП сост. из 5 частей:

1 - организация управления экономикой 2 - нормы проектирования 3- организация произв-ва и приемка работ 4 - сметные нормы 5 - нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

ГОСТ ы - устанавливают на строительство обязательные и рекомендуемые положения определяющие параметры и хар-ки отдел-х частей зданий и сооружений, стройизделий и материалов.

СП - устанавливает рекомендуемые положения в развитии и обеспечении обязательных..

РДС - устанавливают обяз-ые и реком-ые организационно - методические мероприятия по осуществ-ю деятельности в области разработки и принятия нормативных док-ов

ТСН - устанавливают обяз-ые для применения в пределах соотвец-их терр-ий положения, учитывающие природно климатические и социал-е особенности, нац-е традиции и эконом-е возможности республик краев областей России.

Стандарты предприятий (СТП) и объединений (СТО) устанавливают положения по организации и технологии производства, в основном обязательные для конкретного предприятия или объединения.

Специализация - это выполнение отдельных видов работ отдельными специализированными подразделениями, укомплектованными квалифицированными специалистами, машинами, механизмами и оборудованием.

А́вторский надзо́р — контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации

Авторский надзор необходим для полноценной реализации проекта и заключается в следующем:

• консультации и контроль над соблюдением выполнения проекта;

• контроль над соответствием проводимых на объекте отделочных работ;

• прояснения отделочных работ по дизайн-проекту;

• внесение в рабочие чертежи корректировок, изменений, возникающих по ходу строительства;

• утверждение используемых материалов, включая поставку материалов;

• согласование графика поставок отделочных материалов, мебели и оборудования с графиком проведения работ на объекте;

• ведение всех переговоров с поставщиками.

 

32. Современные технологии в проектировании

стадии проектирования

ПЗ - разработка проектного задания Excel, Autocad, Word

Эскиз (Э) Autocad, 3dMax

Р- рабочие чертежи, включающие: Autocad

ТЭО - технико-экономическое обоснование Excel

ТЭР - технико-экономические расчеты Excel

П- проект- завершенный проектный продукт, составляются сметы, полностью конструктивное решение

Рабочая документация, рабочие чертежи РД, РЧ Autocad, Scad

Современные используемые программы:

AutoCAD — самая популярная в мире среда автоматизированного проектирования, избранная в качестве базовой графической платформы для создания машиностроительных, архитектурных, строительных, геодезических программ и систем инженерного анализа

AutoCAD LT — оптимальная система автоматизированного проектирования для выполнения двумерных чертежей и создания проектной документации

ZWCAD — cистема автоматизированного проектирования (САПР) предназначена для архитекторов, инженеров, конструкторов и других специалистов, работающих в CAD/CAM программах.

СПДС GraphiCS — приложение к AutoCAD, Autodesk Architectural Desktop, предназначенное для оформления рабочих чертежей в строгом соответствии с требованиями СПДС. выполняет самые рутинные операции по оформлению чертежей, созданию таблиц;

предоставляет возможности управления параметрическими объектами;

формирует спецификации и отчеты на основе данных чертежа;

необходим на каждом рабочем месте, поскольку общие требования к оформлению чертежей одинаковы для всех разделов проектирования;

исключительно прост в изучении и применении

СИТИС: Солярис — для расчета продолжительности инсоляции жилых зданий и территорий в соответствии с методикой расчета инсоляции, приведенной в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", расчета КЕО помещений в соответствии со СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" и расчета шума от промышленных источников на территории (акустический расчет) в соответствии с методикой СНиП 23-03-2003 "Защита от шума".

 

СИТИС: Трак — для расчета теплотехнических параметров стен и перекрытий в соответствии с методикой расчета, приведенной в СП 23-101-2004, СНиП 23-02-2003, СНиП 23-01-99*

ГЕКТОР: КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ — позволяет определять и обосновывать продолжительность строительства объектов (предприятий, их очередей, пусковых комплексов, сооружений и зданий), распределять объемы инвестиций и строительно-монтажных работ по периодам строительства, составлять календарные планы строительства объектов с распределением инвестиций и объемов строительно-монтажных работ по зданиям и сооружениям и периодам строительства в составе проекта организации строительства (ПОС).

Base — программа не для научных разработок, имеет целью решение производственных задач. Не решает глобальных проблем, не производит комплексных оценок результатов, считает конкретный элемент на конкретную нагрузку, делая это с минимально затратой времени и усилий пользователя

 

33. Виды и типы зданий в современных условиях. Принципы систематизации архитектурных сооружений.

В ходе истории архитектуры в результате длительного совершенствования конструктивных решений накопился огромный опыт и в области строительства выработались определенные традиции. В настоящее время высокоэффективные материалы и конструкции позволяют перекрывать большие пространства, устраивать города под одной крышей. Появилась новая наука - строительная бионика, которая направляет строительство на поиск более совершенных конструкций по аналогии с творениями природы, с окружающим нас растительным и животным миром.

Существуют различные виды зданий и сооружений:

жилые дома, школы, театры, больницы, заводские корпуса и др. Наземные сооружения, не имеющие внутреннего пространства, а также подземные сооружения называются инженерными сооружениями (мосты, радиомачты, резервуары, плотины, набережные, станции метро и др.), поскольку их строительные конструкции требуют специальных инженерных расчетов.

Основные типы зданий по назначению подразделяют:

на гражданские (жилые и общественные), промышленные (производственные, обслуживающие, вспомогательные) и сельскохозяйственные. Как промышленные здания (химические, металлургические, машиностроительные, транспортные и др.), так и сельскохозяйственные здания (животноводческие фермы, теплицы, птицефермы и др.), в свою очередь, подразделяют по характеру выполняемых в них производственных процессов для обслуживания различных отраслей промышленности.

Гражданские здания, как жилые (жилые дома, гостиницы, общежития), так и общественные (школы, магазины, театры, спортивные комплексы и др.), в зависимости от местоположения могут быть городского и сельского типа.

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием. Научно-исследовательские институты и проектные мастерские разрабатывают проекты отдельных групп общественных зданий (зрелищных, учебных, лечебных, спортивных и т. п.).

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

- первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

- учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

- учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

- общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

В архитектуре общественных зданий широко применяют монументальную живопись и скульптуру, которые помогают раскрытию образа архитектурной идеи здания, заложенной в проекте.

 

 

34. Общие положения проектирования жилых зданий, методики и нормативные требования

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ОСВЕЩЕННОСТЬ И ИНСОЛЯЦИЯ

Высота жилых зданий

. Продолжительность инсоляции,

Естественное освещение должны иметь жилые комнаты, кухни, неканализованные уборные, входные тамбуры (кроме ведущих непосредственно в квартиры), лестничные клетки, общие коридоры в жилых зданиях коридорного типа.

Допускается проектировать без естественного освещения кухни-ниши в жилых ячейках.

дома должны быть обеспечены проветриванием через фрамуги, форточки или другие устройства, допускается также вертикальное (через шахты) проветривание.

Ограждения лоджий и балконов в зданиях высотой три этажа и более должны выполняться из негорючих материалов.

ПУТИ ЭВАКУАЦИИ

. Отметка пола помещений при входе в здание должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м.

. Число подъемов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18.

Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями, в домах для престарелых и семей с инвалидами - дополнительно пристенные поручни...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ ВЫСОТОЙ БОЛЕЕ 28 м

В зданиях при общей площади квартир на этаже более 500 м2 следует предусматривать не менее двух незадымляемых лестничных клеток: не менее 50 % из них должны быть типа Н1; незадымляемые лестничные клетки в пределах первого этажа должны иметь выходы непосредственно наружу.

На пути от квартиры до лестничной клетки должно быть не менее двух (не считая дверей из квартиры) последовательно расположенных самозакрывающихся дверей.

На чердаках, В технических подпольях, подвальных и цокольных этажах, должен предусматриваться сквозной проход вдоль здания.

Высота помещений технического подполья не должна превышать 2 м.

Размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается.

В жилых зданиях с отметкой пола верхнего этажа от уровня планировочной отметки земли 14 м и более следует предусматривать лифты. В IА, IБ, IГ, IД и IVА климатических подрайонах и местностях, расположенных на высоте 1000 м и более над уровнем моря, лифты следует предусматривать в зданиях с отметкой пола верхнего этажа 12 м и более.

Допускается не предусматривать лифты при надстройке 5-этажных жилых зданий мансардным этажом при отметке надстраиваемого этажа не более 16 м. МУСОРОУДАЛЕНИЕ

Мусоросборная камера должна иметь самостоятельный вход с открывающейся наружу дверью, изолированный от входа в здание глухой стеной, и выделяться противопожарными перегородками и перекрытием.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ КВАРТИРЫ И ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ОБЩЕЖИТИЙ

Квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условия заселения их одной семьей.

В квартирах следует предусматривать жилые комнаты и подсобные помещения Устройство балконов, лоджий, террас.

. Площадь жилых помещений.

. В однокомнатных квартирах допускается устройство совмещенных санузлов. Двери уборной, ванной и совмещенного санузла должны открываться наружу.

Не допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над жилыми комнатами и кухнями. Размещение уборной и ванной (или душевой) над кухней допускается в квартирах, расположенных в двух уровнях.

Комнаты общежитий должны быть непроходными, шириной не менее 2,2 м, их следует оборудовать встроенными шкафами площадью не менее 0,5 м2 на каждого проживающего.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Площадь квартир следует определять как сумму площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.

2. Общую площадь квартир следует определять как сумму площадей их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых.

Площадь чердаков и хозяйственного подполья в площадь здания не включается.

6.* Площадь помещений жилых зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола.

7. Строительный объем жилого здания определяется как сумма строительного объема выше отметки ±0,000 (надземная часть) и ниже этой отметки (подземная часть).

8. Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под зданием, расположенным на столбах, а также проезды под зданием включаются в площадь застройки.

35. Квартира и ее элементы

 

В состав квартиры входят жилые комнаты и подсобные помещения. Подсобные помещения – кухня, передняя, внутриквартирный коридор, ванная или душевая, туалет, кладовая для спортинвентаря, техники по уходу за квартирой и т.д., встроенные шкафы для сезонной одежды, вентилируемый сушильный шкаф для верхней одежды, балконы, лоджии, террасы, веранды.

В квартирах сельских жилых домов кроме указанных помещений могут быть специальные помещения для приготовления корма скоту (кормокухня) или комната для хозяйственных работ – консервирования и переработки овощей, фруктов и т.д., холодные кладовые и холодные шкафы под окнами для хранения запасов продуктов, подполье, подвал и др.

 

 

Жилые комнаты подразделяются на общую (гостиную) и спальные комнаты.

 

Общая комната – основная. Она, как правило, является композиционным ядром квартиры и имеет наибольшую площадь. Это место общения всех членов семьи, приема гостей, занятий и отдыха, при небольшой кухне – это и столовая. В общей комнате при необходимости может быть размещено и спальное место. В 2-х комнатной квартире общую комнату делают изолированной. Если в квартире больше 3-х комнат, то через общую комнату допускается проход в спальню.

 

Спальни или индивидуальные комнаты предназначаются для сна, занятий, игр детей.

 

Кухни, основное предназначение которых – приготовление пищи, могут быть 3 типов: кухни-ниши с минимальным, самым необходимым оборудованием; рабочие кухни площадью не менее 5 м2 и кухни-столовые не менее 8 м2. Особое внимание уделяют расстановке кухонного оборудования: плиты, мойки, рабочих столов-шкафов и навесных полок. Рабочий фронт кухни включает и холодильник. Минимальная длина этого фронта задана нормами и равна 2,7-3 м.

 

Кухня-столовая удобна в небольших квартирах. Она превращается в дополнительную комнату.

 

Рабочая кухня – изолированный объем, предназначенный только для приготовления пищи. Ее располагают рядом со столовой или общей комнатой. В разделяющей эти помещения перегородке часто пробивают проем для подачи пищи.

 

Кухни-ниши размещают в жилой комнате или передней. Глубину ниши принимают не менее 0,7 м, а длину – по фронту оборудования.

 

Санитарные узлы – ванная-умывальная и туалет предусматриваются в домах, оборудованных водопроводом и канализацией или автономными системами инженерного оборудования. В однокомнатных квартирах допускается устройство совмещенного санузла. В многокомнатных квартирах (4 и более) желательно устройство 2-х санузлов. Полного (с ванной) в глубине квартиры и унитаза с умывальником ближе к входу в квартиру со связью с передней. В квартирах гостиничного типа используют санитарные узлы минимальных размеров, в которых ванную заменяют душевым поддоном.

 

 

36. Общественные здания: назначение, типология, функциональная и планировочная структура, пространственная организация.

  Общественные здания предназначены для временного пребывания людей в связи с осуществлением в них различных функциональных процессов (занятия умственным трудом, питание, спорт, отдых и зрелища, медицинское обслуживание и др.). В соответствии с функциональным назначением общественные здания делят на дошкольные, учебные, научные, общественного питания, торговые и коммунальные, зрелищные, административные, транспорта и связи, лечебные, спортивные и др

Общественные здания делят на одноэтажные, малоэтажные (2…3 этажа) и многоэтажные. Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) и проходными (неизолированными). Непроходные помещения между собой сообщаются с помощью третьего помещения (коридора, лестничной клетки, холла и др.).

Для обоснованного расположения помещений в здании обычно составляют функциональную или технологическую схему, представляющую собой условное графическое изображение всех помещений и связи между ними. При проектировании обычно стремятся, чтобы связи между помещениями, функционально связанными между собой, были кратчайшими, а также учитывают вопросы более выгодного расположения помещений, в которых находится большое количество людей.

Основными планировочными схемами общественных зданий являются коридорная, анфиладная, зальная и смешанная. Коридорная схема является наиболее распространенной, она характеризуем расположением помещений по одну или обе стороны коридора, который служит для связи этих помещений между собой. Схема с двусторонним расположением помещений является весьма экономичной, так как длина коридора и периметр здания при этом значительно сокращаются. Однако она требует специальных объемно-планировочных и конструктивных решений для обеспечения необходимого освещения. Так, нормы ограничивают длину коридора, рекомендуя устройство специальных рекреационных помещений — «световых разрывов», поскольку освещенность коридора через окна в его торцах не всегда обеспечивается. Применяют также освещение коридоров вторым светом через фрамуги и остекленные двери, а также перегородки из светопрозрачных материалов (стеклоблоков, стеклопрофилей). Нередко при планировке помещений используют метод чередования одно- и двустороннего расположения помещений.

При одностороннем расположении помещений обеспечивается хорошая освещенность коридора боковым светом. В связи с этим такую схему применяют в тех зданиях, где коридор используется кроме связи и для других целей (например, рекреационный коридор в учебных заведениях, поликлиниках, клубах и др.). Ширина коридоров зависит от их протяженности, числа людей, находящихся в прилегающих помещениях, назначения здания. При двустороннем размещении помещений ширину коридора обычно назначают в пределах от 1,4 до 2,8 м, а при одностороннем — более 3 м.

Анфиладная схема планировки характеризуется непосредственным сообщением между собой смежных проходных помещений. Такая схема характерна для зданий музеев, выставочных павильонов и др.

Зальная схема планировки применяется в тех случаях, когда в здании имеется одно или несколько крупных помещении, вокруг которых группируются все остальные. Эта схема характерна для зданий кинотеатров, спортивных комплексов, торговых предприятий и др.

Смешанная схема планировки зданий включает одновременно несколько схем.

Общественные здания независимо от их назначения состоят из отдельных структурных элементов и имеют однотипные отдельные помещения и их группы — архитектурно — планировочные узлы (входной, транспортный, санитарный и др.). Эффективность планировки здания в целом зависит от размещения и конструктивного решения этой группы помещений.

Для обеспечения организованного входа и выхода из здания людей служит комплекс помещений, называемый входным узлом. На размещение, состав, размеры входных узлов и определение их числа, прежде всего, влияют назначение и вместимость здания. Главным требованием при этом является обеспечение беспрепятственных и комфортных условий заполнения людьми зданий и их эвакуации в аварийных условиях. Входной узел состоит из тамбуров, вестибюля, гардеробной, обслуживающих помещений и иногда примыкающей к вестибюлю главной лестницы.

37. Общие положения проектирования общественных зданий, методики и нормативные требования

Общественные здания предназначаются для размещения в них учреждений и предприятий народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, торговли и общественного питания, коммунального хозяйства и других, предназначенных для обслуживания населения, а также управления, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и других организаций.

Общественные здания могут быть одно- или многофункционального назначения.

Вместимость общественных зданий следует принимать по расчету с учетом допустимых радиусов обслуживания и особенностей размещения их в системе городской застройки.

Высоту помещений общественных зданий следует принимать в зависимости от функциональных и санитарно-гигиенических требований.

В общественных зданиях необходимо предусматривать естественное и искусственное освещение помещений в соответствии с нормами освещенности. В зависимости от функционального назначения в отдельных помещениях допускается устройство естественного освещения вторым светом или только искусственного освещения.В зависимости от функционального назначения и этажности общественного здания в нем должны быть предусмотрены лифты.

Количество и виды лифтов следует устанавливать по расчету на основных путях движения людей и грузов, транспортируемых этими лифтами.

Высота технических этажей определяется в каждом отдельном случае в зависимости от вида размещаемых в них инженерного оборудования и инженерных сетей, условий их эксплуатации. Высота в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих конструкций должна быть не менее 1,8 м.

Сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м.

Отметка пола помещений у входа в здание должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м.

Ниже - при условии предохранения помещений от попадания осадков.

Проектирование общественных сооружений, размещаемых полностью или преимущес-твенно в подземном пространстве, производится по специальным заданиям на проектирование.

Размещение мастерских, кладовых и других помещений, предназначенных по заданию на проектирование для хранения или переработки горючих материалов, под зрительными и актовыми залами, а также в подвальных и цокольных этажах зданий детских дошкольных учреждений, школ, спальных корпусов школ-интернатов и интернатов для школ, стационаров лечебных учреждений и спальных корпусов санаториев не допускается.

Вентиляционные камеры, насосные, машинные отделения холодильных установок, тепловые пункты и другие помещения с оборудованием, являющимся источником шума и вибраций, не следует располагать смежно, над и под зрительными и репетиционными залами, сценами, звукоаппаратными, читальными залами, палатами, комнатами врачей, операционными, помещениями с пребыванием детей в детских учреждениях, учебными помещениями, рабочими помещениями и кабинетами с постоянным пребыванием людей, жилыми помещениями, размещенными в общественных зданиях.

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного

Требования к типам общественных зданий и сооружений в современных условиях.

1) социальные 2) градостроительные 3) архитектурно-художественные

4) функционально-планировочные 5) технические, противопожарные 6) экономические требования

Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория между границами промплощадок и территорией жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.

Размещение спортивных сооружений, парков, образовательных учреждений, лечебно-оздоровительных учреждений общего пользования на территории СЗЗ не допускается. В границах СЗЗ допускается размещение пожарных депо, бань, прачечных, гаражей, площадок индивидуальной стоянки автомобилей и мотоциклов, автозаправочных станций, зданий управления, конструкторских бюро, учебных заведений, поликлиник, магазинов, научно-исследовательских лабораторий, связанных с обслуживанием данного предприятия, спортивно-оздоровительных сооружений для работников предприятия, должна быть максимально озеленена. 

38. Массовое и индивидуальное проектирование общественных зданий.

Различают проекты типовые, индивидуальные, для экспериментального строительства, а также для реконструкции существующих предприятий.

Типовым называют проект, предназначенный для многократного использования в строительстве одинаковых по назначению объектов. Эти проекты обеспечивают сокращение сроков строительства путем использования наиболее экономичных и унифицированных проектных решений, узлов и деталей в соответствии с СНиП

Наиболее опытные специалисты проектных организаций разрабатывают типовые проекты для предприятий, зданий, сооружений и отдельных секций, конструкций, узлов и т.д.

Порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, применения и отмены типовой проектной документации при проектировании зданий различных типов установлен соответствующей инструкцией по типовому проектированию.

Некоторые типовые проекты распространяют сами организации, выпустившие их (проекты республиканского применения, проекты в системе потребительской кооперации).

При строительстве здания предприятия общественного питания по типовому проекту последний выбирают по паспортам строительного каталога (СК). В паспортах на типовые проекты приводят: область применения (климатический район), основные условия применения (сейсмика, просадочные или вечномерзлые грунты и т. п.), технико-экономические показатели и состав проекта.

Поскольку типовой проект не может учитывать в полной мере всех местных условий строительства (рельеф местности, уровень грунтовых вод, имеющуюся строительную базу, инженерные сети и т. д.), проектные организации проводят привязку типовых проектов.

При привязке типовых проектов к местным условиям строительства выполняют следующие проектные работы: определяют координаты и отметки частей зданий и сооружений; уточняют глубину, размеры заложения, конструктивные решения фундаментов и подземного хозяйства с учетом гидрогеологических условий; дорабатывают конструкции цокольных и подвальных этажей, а также узлов примыкания к зданиям эстакад, тоннелей и других сооружений с учетом рельефа места строительства. Кроме того, составляют проекты узлов примыкания отводов к сетям водоснабжения, канализации, теплофикации, энергоснабжения и связи, к транспортным устройствам и коммуникациям; уточняют толщину наружных стен или утепляющего слоя ограждающих конструкций; проверяют соответствие несущих конструкций покрытия снеговым и ветровым нагрузкам в районе строительства; определяют количество и типы приборов отопления и вентиляционных устройств, отвечающих климатическим условиям района строительства. После окончания работ по привязке проекта к конкретной строительной площадке всю проектную документацию передают организации, осуществляющей строительство.

Индивидуальные проекты разрабатывают для одноразового строительства общественных зданий в определенном районе с учетом соблюдения всех установленных требований. Одновременно в них допускаются отдельные незначительные отклонения от Строительных норм и правил, применение нестандартных строительных конструкций, нетипового оборудования, использование местных строительных материалов и т.д. Индивидуальные проекты разрабатывают для строительства крупных объектов многофункционального назначения, а также в случаях, когда невозможно или нецелесообразно использовать типовой проект

Проекты для экспериментального строительства предназначаются для проверки в реальных условиях возможности внедрения в массовое строительство новых, отвечающих высоким эксплуатационным требованиям, экономичных проектов предприятий общественного питания, новых приемов объемно-планировочных, технологических, конструктивных решений, инженерного оборудования зданий.

Проекты реконструкции разрабатывают для предприятий общественного питания, которые по своему техническому состоянию, оснащению оборудованием, применяемым технологическим процессам и формам обслуживания не соответствуют современным требованиям. В условиях индустриализации общественного питания капитальные вложения будут направляться в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

 

39. Конструкции и материалы для общественных зданий.

Объемно-планировочное решение здания в целом, а также отдельных его элементов, частей, помещений, применяемые строительные конструкции и материалы должны отвечать требованиям пожарной безопасности в соотве







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 4433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия