Студопедия — Принципы композиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы композиции






Признаки композиционного построения является наглядным проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Этими принципами являются:

· Принцип целесообразности

· Принцип единства сложного (целостность произведения)

· Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала)

· Принцип подчинения частей в целом

· Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства)

· Принцип равновесия, уравновешенности частей целого

· Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой, единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.
[Е. А. Грегорян, "Основы композиции в прикладной графике"]

 

80. СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

К основным средствам архитектурной композиции относятся ритмометрические ряды, симметрия, масштабность, пропорции, тектоника, контраст, нюанс, тождество. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Мы различаем в архитектуре два вида ритмических закономерностей (порядков): метрическую, или метр, и собственно ритмическую закономерность — ритм. Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд. Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы. Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются.

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.

Масштабность – определяет такое соотношение размеров частей, членений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонично сочетается с размерами человека и окружающей средой. Если понятие "масштаб" относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного произведения размерам человека.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологии.

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.

Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

81. РИТМОМЕТРИЧЕСКИЕ РЯДЫ

Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству - ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.). Художественный эффект композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих элементов композиции, так и интервалов между ними, а также в закономерности качественного их изменения, развития. Мы различаем в архитектуре два вида ритмических закономерностей (порядков): метрическую, или метр, и собственно ритмическую закономерность — ритм.

Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд

а) простой метрический ряд в одномерном пространстве;

б) простой метрический ряд в двухмерном пространстве;

в) простой метрический ряд в трехмерном пространстве;

г) метрический ряд как средство организации элементов формы в единое целое сообщает целому статичность

Примеры сложных метрических рядов:

а, б) сложный метрический ряд в одномерном пространстве;

в) сложный метрический ряд в двухмерном пространстве;

г, д, е) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (в);

ж) сложный метрический ряд. Период его – совокупность трех форм;

з, и, к) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (ж)

Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы. Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются.

Примеры простых ритмических рядов:

а) период ряда может меняться за счет изменения свойств формы;

б) период ряда меняется за счет изменения среды;

в) период ряда меняется за счет изменения свойств формы и среды одновременно. Ритм сообщает всей системе динамичность;

г, д) различные объективные свойства могут изменяться параллельно (нарастая или угасая в одном направлении) или встречно (нарастая или угасая в противоположных направлениях). В первом случае (г) динамичность формы выражена сильнее; во втором – динамичность нарастания массы элементов по диагонали (сверху вниз и слева направо) нивелируется убыванием насыщенности тона в том же направлении (д);

е) простой ритмический ряд в трехмерном пространстве

Примеры сложных ритмических рядов:

а) сложный ритмический ряд в одномерном пространстве;

б) сложный ритмический ряд в двухмерном пространстве;

в) сложный ритмический ряд в трехмерном пространстве

Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы: пчелиные соты – метрические ряды; раковина улитки построена в ритмической закономерности; морская звезда – сложный метр двух закономерностей; семена подсолнуха расположены ритмическими рядами, а лепестки по краю подсолнуха составляют метрический ряд.

82. ВИДЫ СИММЕТРИИ

Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Примеры композиционно цельных асимметричных сооружений - Спасо-Преображенский собор в Пскове (XII в.) и жилой дом на Смоленской площади в Москве (И. Жолтовский). Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия. Ярким примером такого сочетания является собор Василия Блаженного в Москве (1555-1561, Барма, Постник Яковлев).

Зеркальная симметрия — это тип симметрии объекта, когда объект при операции отражения переходит в себя.

Осевая симметрия - фигура называется симметричной относительно прямой

Вращательная симметрия — термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений. Трансляционная симметрия может рассматриваться как частный случай вращательной — вращение вокруг бесконечно-удалённой точки.

Центральную симметрию относительно точки A называют преобразование пространства, переводящее точку X в такую точку X′, что A — середина отрезка XX′. Фигура называется симметричной относительно точки A, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки A также принадлежит этой фигуре.

Скользящей симметрией называют композицию симметрии относительно некоторой прямой и переноса на вектор, параллельный. Скользящую симметрию можно представить в виде композиции 3 осевых симметрий.

83. МАСШТАБНОСТЬ

Одно из средств создания композиционного единства - масштабность: соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам. Масштабность – определяет такое соотношение размеров частей, членений и деталей архитектурного сооружения, которое гармонично сочетается с размерами человека и окружающей средой. Если понятие "масштаб" относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного произведения размерам человека. Здание может быть масштабно или немасштабно как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д. В планировочной практике существует понятие масштабности планировочных элементов – кварталов, проездов, площадей, зданий того или иного типа.

84. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Пропорции (пропорциональность) – одно из средств гармонизации архитектурных сооружений. Оно означает соразмерность, соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между частями и их элементами для достижения выразительности сооружения. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений – названное Леонардо да Винчи "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономики, и с психологии.

85. ТЕКТОНИКА

Термин тектоника происходит от др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в дословном переводе означает «устроение» (или построение). В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы. Отсюда, понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы. «Тектоничное произведение» в своём максимальном выражении имеет вид почти голой конструкции.

В индустриальной, коммуникационной и даже парадной архитектуре второй половины XX века сугубая тектоничность формы здания, моста или иного объекта часто выражала себя также в прямой форме, когда основные несущие конструкции (опоры, балки или подвесы) выходили на поверхность сооружения и составляли характерную основу её внешнего облика. Однако не только конструкция. Равным образом тектоника может находить своё выражение и через свойства материала, из которого построено целое.

Тектоника — является достаточно важной дисциплиной также в промышленном и художественном дизайне. Именно она определяет, насколько форма изделия должна соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природе материала. Также тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его конструктивной основы и формы во всех её сложных проявлениях (например, в пластике, пропорциях, повторах, характере и т.д.)

Архитекторы могут идти двумя противоположными путями: подчеркивать конструкцию здания либо же скрывать её, либо попытаться найти что то среднее.

Пример использования конструкции как архитектурно-художественный элемент это все или почти все работы Сантьяго Калатрава.

Сантьяго Калатрава, здание вокзала

Пример скрытой конструкции

Музей Гуггенхайма в бильбао Френка Герри

86. КОНТРАСТ-НЮАНС-ТОЖДЕСТВО

Тождество, нюанс и контраст являются классическими средствами композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст присутствуют в любом произведении искусства, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. Контраст как противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств в живописи, архитектуре, моделировании.

Сущность композиции, построенной на контрасте, в активности ее визуального воздействия. Примеры контраста проявляются при сопоставлении: низкого – высокому, светлого – темному, горизонтали – вертикали, фактурного – гладкому, пластически сложного – спокойному и простому. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст – значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей.

Нюанс по значимости в композиции не сравним с контрастом, однако он заслуживает ничуть не меньшего внимания, поскольку нюансировка формы – задача более сложная. Контраст, как правило, обусловливается компоновкой, всей конструкцией изделия. Что же касается нюанса, то это сфера чисто художественного осмысления формы и материала.

87. ЦВЕТ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Цвет очень важный элемент архитектурного дизайна. При помощи цвета выделяют наиболее важные элементы сооружения или скрывают ненужное. При помощи цвета можно намеренно усложнить или упростить архитектуру. Можно исказить настоящую конструкцию. Так же цвет служит для информирования человека. Так на заводах красным выделяют опасные движущиеся элементы, а зеленым безопасные. Иногда краску используют для того чтоб нарисовать несуществующие элементы, так на фасадах могут нарисовать окна или колонны. Такой прием характерен для Французских домов. В наши дни серость типовых проектов, которая бросается в глаза все больше и больше, стремятся «разукрасить». Панельные дома раскрашивают в радужные цвета.

Поверхности, окрашенные сильно разбавленными светлыми тонами, акцентируют внимание зрителя, так как они отражают наибольшее количество света. Они хорошо подчеркивают основные конструктивные элементы архитектуры. Приглушенные же, нейтральные тона не оказывают на поверхность существенного влияния.

Разделяют две основные группы цветов: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета. Хроматические – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота и яркость.

Приемы:

1. Яркость. Зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

2. При значительном различии в тонах и насыщенности, цельность композиции достигается сближением форм и объемов по светлоте.

3. Нюанс в монохромных или близких тонах достигается сближением по светлоте.

4. Значительные различия по светлоте в тонах и монохромии создает объемно-пространственную композицию.

5. Для создания приближения или отдаления форм используются ассоциативные свойства цвета: Насыщенные, теплые тона приближают, малонасыщенные и холодные отдаляют.

Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании. Например, эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:

· желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;

· оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;

· фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;

· синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;

· зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;

· красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.

· белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;

· черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» цвет;

· серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.

88. СИЛУЭТ, ПЛАСТИКА, ФАКТУРА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Силуэт – это ограниченное контуром изображение чего-либо. Силуэт в архитектуре это визуальный объем здания на фоне чего либо (например неба или стены за домом). Силуэт играет важную роль в градообразовании. Благодаря ему создаются живописные панорамы или перспективы улиц. Силуэт важен при организации площадей и замыкающих пространственные виды узлов.

Смотря на здание в целом, мы можем видеть его ключевые моменты: центральный вход, тип кровли, границы сооружения. Все эти элементы в основном подчеркиваются акцентирующими элементами нередко выходящими за границу основного объема здания, благодаря чему создается своеобразный живописный силуэт.

Пластика – качество характеризующее художественную выразительность. Она выражается в мягком переходе от одного элемента к другому, от общего объема к частному. Наиболее яркий пример пластичности на мой взгляд это работы Заха Хадид. А вообще подойдет почти любая архитектура в бионическом стиле или стиле Био-тек.

Фактура – характер поверхности материала. Для архитектуры фактура играет важную роль так как тактильное ощущение материалов очень важно. особенно если это касается дорогих, качественных материалов. Так же фактура определяет полезные характеристики материала: скользкость, влагоотталкивающие характеристики, легкость чистки.

89. ЗДАНИЯ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

Здания — это наземные сооружения, имеющие внутреннее пространство, предназначенное для проживания, труда, удовлетворения тех или иных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, клубы, больницы и т. п.).

Внутреннее пространство зданий чаще всего расчленено на отдельные помещения — часть внутреннего объема здания, огражденная со всех сторон. Совокупность всех таких помещений, полы которых расположены на одном уровне, образуют этаж здания. Отдельные этажи имеют определенное название:

· подвал — этаж, полностью или большей своей частью заглубленный в землю;

· полуподвальный, или цокольный,— этаж, уровень пола которого заглублен от уровня тротуара или отмостки не более чем на половину высоты помещения;

· надземный — этаж, расположенный выше уровня земли;

· чердачный (или чердак) — этаж, расположенный между крышей и перекрытием над последним этажом здания;

· мансардный (или мансарда) — этаж, выгороженный внутри чердачного пространства, образованного скатной крышей, и предназначенный для размещения жилых или подсобных отапливаемых помещений;

· технический — этаж, предназначенный для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций.

Все эти и другие помещения являются элементами объемно-планировочной структуры здания. Конструктивные элементы либо слагаются из более мелких, заранее изготовленных элементов — строительных изделий, поставляемых на стройку в готовом виде, либо возводятся на месте из строительных материалов.

Конструктивные элементы подразделяют на несущие и ограждающие. Такое подразделение связано с назначением этих элементов, с «условиями их работы» в структуре здания при восприятии тех или иных сочетаний нагрузок и воздействий.

Назначение несущих конструктивных элементов здания — воспринимать все виды нагрузок и воздействий силового характера, которые могут возникать в здании и передавать их через фундаменты на грунт.

Назначение ограждающих конструктивных элементов здания — изолировать пространство здания от внешней среды, разделять это пространство на отдельные помещения и защищать («ограждать») эти помещения и пространство здания в целом от всех видов воздействий несилового характера.

Примеры несущих конструкций: фундаменты, колонны, балки, и т. п.; ограждающих: перегородки, кровли, окна, двери и т. п. Многие конструктивные элементы являются одновременно и несущими и ограждающими — в них несущие и ограждающие функции совмещаются.

Наиболее характерным примером такого совмещения функций являются наружные и внутренние несущие стены, которые одновременно могут являться и ограждающими конструкциями и вертикальными опорами для размещаемых на них горизонтальных конструктивных элементов. Если стены выполняют только ограждающие функции, их называют ненесущими. При этом различают самонесущие стены и навесные. К первым относят стены высотой в один или несколько этажей, опирающиеся на фундамент,и передающие ему вертикальные нагрузки только от их собственной массы. Навесными называют стены, расчлененные на отдельные элементы и навешиваемые на несущие вертикальные или горизонтальные конструкции зданий.

Другой тип вертикальных несущих конструкций — отдельно стоящие вертикальные опоры. Так называют вертикальные опоры, один размер которых (высота) значительно превышает два других — толщину и ширину: колонны или стойки, столбы.

Фундаменты — подземные конструктивные элементы зданий, воспринимающие все нагрузки от выше расположенных вертикальных элементов несущего остова и передающие эти нагрузки на основание. Основанием называется грунт, непосредственно воспринимающий нагрузки.

Перекрытия - горизонтальные конструкции, разделяющие здание на этажи; одновременно выполняют несущие и ограждающие функции так как предназначены для размещения людей, оборудования, мебели, нагрузку от которых перекрытия воспринимают и передают на вертикальные опоры. Различают перекрытия: междуэтажные, чердачные, надподвальные, над проездами и т. д.

Крыша — верхняя конструкция, отделяющая помещения здания от внешней среды и защищающая их от атмосферных осадков и других внешних воздействий.

Пререгородки — вертикальные ограждающие, конструкции, отделяющие одно помещение от другого. Они опираются на междуэтажные перекрытия или на пол первых этажей.

Лестницы — наклонные ступенчатые конструктивные элементы, предназначенные для вертикальных коммуникаций в зданиях и сооружениях.

Стены – ограждающий элемент зданий. Бывают двух основных типов несущие и ненесущие. Функции следуют из названия. Самые различные материалы.

Колонны – несущий вертикальный элемент

Балки – элемент перекрытия проемов. Несущий элемент принимающий нагрузку от выше расположенных элементов и передающий её на опоры. Особая разновидность это арки.

Перекрытия – конструкция которая разделяет по высоте смежные помещения. Как правило это несущая конструкция.

Ограждения – конструкции служащие для препятствия доступа куда либо. (Ограждение на крыше, Балконное ограждение)

 

Элементы стен и перегородок — оконные и дверные проемы — заполняют оконными и дверными блоками.

Оконные блоки состоят из коробок и оконных переплетов; дверные — из коробок и дверных полотен. Значительные по площади проемы в стенах, заполненные ограждающей светопрозрачной конструкцией, называют витражами. Все виды ограждающих свегопрозрачных поверхностей называют свегопрозрачными ограждениями.

К конструктивным элементам зданий относятся также ряд дополнительных, многие из которых будут рассмотрены, а именно: эркеры, лоджии, балконы, веранды, трибуны, фонари и т. п.; к ним относятся также санитарно-технические устройства и инженерное оборудование зданий.

90. ТИПИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Строительство зданий и сооружений ведут по индивидуальным или типовым проектам. Индивидуальные проекты предназначаются для разового использования. По таким проектам строят, как правило, уникальные сооружения (телевизионные башни, музеи, спортивные сооружения и т.п.). Типовые проекты служат для многократного применения.

Типизациией называют техническое направление в проектировании строительства, которое позволяет многократно осуществлять строительство как отдельных конструкций, так и целых зданий и сооружений на основе отбора таких проектных решений, которые при экспериментальном применении оказались лучшими и с технической, и с экономической стороны. Соответствующие проекты таких решений называют типовыми.

Типовыми бывают проекты отдельных зданий или сооружений, проекты блок-секций жилых секционных зданий; унифицированных секций одноэтажных промышленных зданий, отдельных конструктивных элементов. Наиболее совершенные и качественные в техническом отношении типовые изделия, отобранные после многократного их изготовления и внедрения, стандартизируют, т. е. превращают их в стандартные строительные элементы, обязательные для применения при проектировании и строительстве. На эти изделия выпускаются ГОСТы.

Стандартизация — это более высокая форма типизации. Она предполагает выполнение требований, установленных государственными стандартами (ГОСТ), строительными нормами и правилами (СНиП) и другими нормативными документами, предъявляемых к конструктивно-планировочным элементам, строительным изделиям и конструкциям.

Стандарты определяют размер, вид, тип, сорт продукции; методы испытаний, упаковку, маркировку, правила перевозки и хранения. На строительные материалы и изделия стандартами регламентируются основные физико-технические показатели (плотность, прочность, морозостойкость, водопоглощение и т. п.)

ГОСТы обязательны к применению всеми предприятиями и организациями страны; ГОСТы обязательны для всех предприятий и организаций отрасли, а также для всех других предприятий и организаций, применяющих указанную продукцию отрасли; РСТ — для предприятий и организаций республиканского подчинения; СТП — только для предприятия, утвердившего стандарт.

Стандартизация в строительстве предусматривает выпуск и применение возможно большего количества унифицированной и взаимозаменяемой продукции и за счет сокращения номенклатуры — продукции — способствует достижению экономии материальных и трудовых ресурсов. Жесткая регламентация нормативных требований способствует повышению качества продукции и тем самым надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений. Строгое соблюдение правил и методов контроля, включая систему отбора и испытания пробных партий и образцов продукции, предусмотренную стандартами, упрощает контроль качества продукции и вместе с тем гарантирует ее соответствие нормативным требованиям.

Для того чтобы осуществлять работы по типизации и стандартизации деталей и конструкций, необходима предварительная работа по унификации их параметров.

Унификацией называется установление целесообразной однтипности объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений конструкций, деталей, оборудования с целью сокращения числа типов размеров и обеспечения взаимозаменяемости и универсальности изделий. Унифицируют: размеры конструкций и деталей; нормативные полезные нагрузки и несущую способность несущих конструкций; основные свойства готовых конструкций (тепло- и звукоизоляционные для фасадных панелей, теплоизоляционные для легкобетонных, плит и т. п.).

91. МОДУЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ РАЗМЕРОВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Основой для стандартизации и унификации геометрических параметров служит модульная координация размеров в строительстве (МКРС).

Основные положения МКРС предъявляют собой правила координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов здания и сооружения и их элементов строительных конструкций и элементов оборудования на базе модуля.

Модуль – размер, условная единица, применяемая для такой координации.

Суть МКРС в том, что все размеры объемно-планировочных, конструктивных и других элементов зданий и сооружений должны быть кратны модулю, названому основным, – размеру, принятому за основу для назначения других, производных от него модулей. За величину основного модуля принят размер 100мм. Помимо основного вводятся производные также: укрупненные 60М (6000 мм); ЗОМ; 12М; 6М (600 мм); ЗМ; 2М (200 мм) (для назначения объемно-планировочных параметров основных элементов здания – ширина, длина, шаг, пролет), и дробные 1/2М (50 мм); 1/5М (20 мм); 1/10М (10 мм); 1/20М (5 мм); 1/50М (2мм) (для небольших конструктивных элементов – толщина плит, листовые материалы).

Применение МКРС в первую очередь осуществляется при установлении размеров между координационными осями зданий и сооружений. Так называются осевые линии, вдоль которых располагаются основные несущие конструкции (стены, колонны).

МКРС устанавливаются три типа размеров для объемно-планировочных и конструктивных элементов здания.

1) Основные координационные размеры, например, объемно-планировочные параметры: пролеты, шаги, высоты этажей.

2) Координационные размеры элементов, отличаются аддитивными (слагаемыми) размерами основных координационных размеров: высота, толщина.

3) Конструктивные размеры элементов необходимы для установки элементов, в соответствии с особенностями конструктивных узлов, условиями монтажа и т.д. Конструктивные размеры могут быть и больше координационных на величину выступов, располагаемых в смежном координационном пространстве.

92. НЕСУЩИЕ, ОГРАЖДАЮЩИЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ

Несущие конструкции — совокупность конструкций здания или сооружения, которые, статически взаимодействуя, выдерживают нагрузки, обеспечивают прочность и устойчивость постройки. Остальные конструкции здания называют ограждающими (самонесущими). Основные конструкции, принимающие нагрузки, возникающие в здании, составляют несущий остов, то есть совокупность горизонтальных (перекрытия) и вертикальных (стены, столбы, стойки, колонны и т. д.) (иногда наклонных) конструктивных элементов. Кроме остова к несущим конструкциям причисляют фундаменты (принимают нагрузки несущего остова и распределяют их на основание здания, например на несущий грунт), лестницы, крышу (плоскую крышу иногда относят к перекрытиям).

Декоративные конструкции – это разновидность ненесущих конструкций, цель которых изменить облик строения не нарушая структуры. (Пилястры, львы, каменная растительность на стенах, декоративные ограждения и т.д.)







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 6086. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия