Студопедия — Стоимость проката и аренды ростовых кукол 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стоимость проката и аренды ростовых кукол 4 страница






О ТРИ ДЕСЯТИ И ДВУ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ
И СОБОРНЫЕ ОТВЕТЫ ПО ГЛАВАМ.
НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ
ЦАРЕВЫ ВОПРОСЫ
ТРИ ДЕСЯТЬ И ДВА351. ГЛАВА 41

Вопрос 1

У святей Т роицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Исус Христос да святая Т роица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов352, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти.

Вопрос 2

Иная убо353 творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель. И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до четыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотвори-ти, и тому быти под запрещением священных правил.

Вопрос 3

Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли которой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом.

Вопрос 4

О ставлениках о пошлинах уложити у всех бы владык ровно имали, такоже от благословенных, от отпускных, от настольных грамот и от патрахельных и от уларных, о пошлинах о всем о том на соборе354 указ учинити, везде и всем было бы ровно. И о том ответ. Митрополиту и архиепископом и епископом имати от ставлеников на весь собор за все пошлины: в дьяконы поста-вити и в попы совершити - рубль московской, да благослове-ная гривна, а водны дьяконы - полтина, да благословеная гривна, а готового дьякона в попы совершити - полтина же, да и благословеная гривна; а от настольных грамот архимаричих и игуменских по рублю; а от благословеных и от отпускных грамот по полтине; а от патрахельных и от уларных грамот не имати ничего, развес писчего алтына и печатного алтына же. Да митрополиту же и архиепископом и епископом детей у себя и племянников355 не держати, также и по всем честным356монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастырех не держати же.

Вопрос 5

Да о псковском чюдотворце Ефросине, да о смоленском чюдотворце Аврамие на соборе уложити: как им праздновати. И о том ответ. Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем: пети на вечерне "Блажен муж" и прочая служба по божественному уставу все сполна.

Вопрос 6

Святая вода крестити по правилом святых отец единым крестом воздвизати в три погружения. Нецый же от неведения или от неразумия совокупляют многия кресты и иконы с мощ-ми и теми крестят. И о том разсудити и утвердити по божественным правилом. И о том ответ. Крестити вода единым святым крестом в три погружении, а прочие святые кресты и святые иконы с святыми мощми тута же на блюде архидьякон или дьякон держит, и святитель или иерей погружает святый крест да над мисою держит трижды и потом кропит святою водою со всех крестов. И прочая вся совершают по божественному уставу.

Вопрос 7357

На иконах пишут: приидете, людие, трисоставному божеству поклонимся. И в исподнем ряду пишут цари и князи и святители и народи, которые живи суще. И о том поразсудити. Тако-же пишут и пречистыя Богородица образ в деянии, иже есть на Тихфине. И цари и князи и народи предстоят молящеся, который живи суть, и о том разсудити от святых отец писании, достоит ли писати живых и мертвых на святых иконах молящихся. И о том ответ. От древних святых отец предание и от пре-словущих живописцев греческих и русских свидетельствуют и на святых иконах воображены и написаны, якоже и на воздвижение честного и животворящаго креста, не токмо царие и святители и князи и прочие народы многая множество всяческих чинов. Такоже и на покров пресвятыя Богородица, егда виде святый Андрей358 Богородицу, молящуся со всеми святыми за весь мир, безчисленная множества народа написано. Такоже и на происхождение честного креста не токмо царие и князи, но и множество безчисленно народа nanucanu суть359. На страшном же суде на иконах воображают и пишут не токмо святых, но и неверных многие и различные лики ото всех язык.

Вопрос 8

На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Ныне убо вдружен крест животворящий на соборной церкви пречистыя Богородица честного и славного ей успения на новопозлащенном верее, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имлсе благословляют. И о том разсудити и уложити на святом соборе, которым образом впредь ставити крест на церквах и о тех крестех, которые стоят на церквах, достоит поразсуди. И о том ответ. Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвилсимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть воздвизальный крест имже благословляют. И тако достоит на славу богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на сохранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же. А что на многих церквах стоят святыя кресты, и на тех крестах приделавают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром почасту ломает. И впредь бы кузнецы делали кресты по чину и крестообразно по древним образцом якоже уставиша и предаша святим апостоли и святии отцы, а по концам бы поделывали крепости для по единому кресту со всяцех утвержением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли кроме церковного предания.

Вопрос 9

Во уставе написано: в суботу вечер такоже и праздником христовым и богородицыным и святых нарочитых пети литея, а по вся дни за упокой пети литея после заутрени и вечерни. А в которой день славословие великое поется, тогда оставляется литея заупокойная и зде в соборных церквах того не поют. И о том ответ. По божественному уставу во всех святых соборных церквах праздничные литеи и повсядневные литеи пети неотложно: за здравие и за упокой поминати, якоже устав повелевает.

Вопрос 10

Да в уставе же писано, пети по неделям от воздвиженьева дни честного креста до сырные недели: "Хвалите имя господне" и "Исповедайтеся Господеви"; а третий псалом "На реце вавилонстей" пети трижды в году: в неделю блудного и мясопустную и сыропустную. К-оея ради вины здеся того не поют? И о том ответ. По всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно по божественному уставу.

Вопрос 11

Предтечеву часть выимают360 малу, якоже из приносимыя просвиры, и кладут с приношением вкупе. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречмстые361 часть, и класти на левой стороне агнца362 противу пречистой части, а приношенье кладется на среде в подножии агнца363. И о том ответ. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречистые часть, мало поменши, и класти на левой стране агнца противу пречитые части, а прочий части приношений кладутся насреде364 в подножие святого агнца.

Вопрос 12

В великом Новегороде во святей Софеи в соборной церкви и внутри города и по посаду по всем церквам и в монастырех опосле проскомисания и часов священник глаголет отпуст в царских дверех велегласно. А здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверех отпуста не глаголют365. Како тому достоит быти 1 И о том ответ. По всем святым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, и прощение получив потом обедню начинают и прочая вся совершают по божественому уставу.

Вопрос 13

В девичих монастырех черницам достоит ли от мирских попов приимати святых тайн? Аще ли вскоре случится в нощь или в день366, игумену отцу духовному далече сущу, как тому достоит быти? И о том ответ. Достоит всякому священноиноче-скому и иноческому чину от мирскаго священника причаститися, кроме покания. И о том свидетельствуют священная правила. Аще который священноинок или инок или инокиня не приемлет причастия от мирскаго священника, имущаго жену, таковый да будет проклят.

Вопрос 14

В Новегороде в великом попы и дьяконы и дьяки и пономари и проскурницы и притворяне уличане к церкви принимают и на них емлют денги великие. На none рублев пятнадцать, а на ином двадцать, а у иного тридцать. Да с тем идут ко владыке всею улицею. А только владыка попа пришлет к которой церкви, хотя грамоте горазд и чювствен, а только многих денег уличаном не даст, и они его не приимут. И о том ответ. По всем святым церквам в митрополии и во архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю. И святитель их поучив и наказав благословляет и не емлет с них ничего, развес благословенные гривны. А от проскурниц и от пономарей и сторожей попом и уличаном и прихожаном посулов не имати ничего. Но бога ради избирати священников содного, чтобы были искусны и непорочны от всякого зазору неподобного.

Вопрос 15

Такоже и дворецкие и дьяки и во Пскове наместник владычень ставят сами попов к ружным церквам и на них и на всем причте церковном великие ж денги емлют. А того не пытают, которой грамоте горазд и чювствен и достоин священнического чину. Только того и пытают, кто им болъши денег даст. И о ответ. Дворецким и наместником и дьяком избирати священников и дьяконов367 к ружным церквам искусных грамоте гораздых, а от того им денег и мзды не имати.

Вопрос 16

В мирских свадбах играют глумотворцы и арганники, и сме-хотворцы, и гусельники и бесовские песни поют. И как к церкви венчатися проедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют. И священником о том достоит запрещати. И о том ответ. К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадбою не ходити, и о том священником таким запрещати с великим запрещением, чтобы таковое безчиние никогдаже не именовалося.

Вопрос 17

Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по пла-нитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирится и крест целует и на поле бьются и, поклепав, убивают. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом своя царская заповедь учинити, чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники, и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата, и по звездам и по планитам смотря дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают и прочая еллинская бесования творят, и таковая вся богомерзская прелесть и святыми отцы отречена бысть. И от ныне бы и впредь та ересь попрана бы была до конца в твое христолюбивое царство. Аще ли кто впредь от православных хрестьян уч-нет таковыми чародействы в народе или по домом или уполь прельщати, и потом обличени будут, и таковым от царя в великой опале быти, а тем православным хрестьяном, которые учнут от них то еллинское и бесовское чарование приимати, всячески от церкви отверженным быти по священным правилом.

Вопрос 18

Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору. Достоит о том запретити368, чтобы престали от того безчиния, а по правилом святых отец не подобает мытися мужу с женою в бани в одном месте. И о том ответ. По священным правилом не подобает в банях мужем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и инокиням возбраниша и запретища в баню ходити. Аще ли внидут, да под запрещением будут священных правил.

Вопрос 19

Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская369 заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже.

Вопрос 20

Да дети боярские и люди боярские370 и всякие бражники зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни промышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью371 не играли и по корчмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покрестьянски, и были бы довольни своими оброки372.

Вопрос 21

Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же заповедают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не раз-жигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме божественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым пророкам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, порицаемые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов смущаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в373 пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких374 подвизех и делати своима рукама, и заповедь учиниша по священным правилом, аще кий списком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников днолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо пости-лися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу болсию по своей силе.

375Вопрос 22

Злыя ереси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетьи, аристотель аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские, которые прелести от бога отлучают, - и в те прелести веруючи376 многих людей от бога отлучают и погибают. И о том ответ. Не токмо благочестивому царю в царствующем граде Москве, но и по всем градом царскую свою грозную заповедь учинити377, да и всем святителем коему ждо во своем пределе378 по всем градом379 запретити и заповедати с великим духовным запрещением, чтобы православные хрестьяне таких богоотреченных и святыми отцы седмью соборы отверженных тех всех еритических книг у себя не держали и не чли; а которые будут люди по се места те еретическия и отреченныя книги у себя держали и чли или иных учили и прельщали и теми от бесов прельщалися, и они бы о том кая-лися отцем своим духовным и впредь бы у себя таковых еретических книг не держали и не чли; а которые люди отныне и впредь учнут таковая еретическия книги у себя держати и чести или начнут иных прельщати и учити и потом обличени будут, и тем быти от благочестивого царя в великой опале380, а от святителей по священным правилом в конец во отлучении381.

Вопрос 23

В троицкую суботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим кри-чаньем382. И егда начнут играти скоморохи гудци и прегудницы, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманщики и мошенники. И о том ответ. Всем священником по всем градом и по селом, чтобы детей своих духовных наказывали и поучали: в кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей силе, а скоморохом и гуд-цом и всяким глумцом запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли родителей поминают, православных хрестьян не смущaлu и не прельщали теми бесовскими своими играми.

Вопрос 24

Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения383 сходятся мужи и жены и девицы на нощное лещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощъ ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания384. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селом385 разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и крещении Христова386 мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все ел-линские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых почитати и праздновати в славу божию.

Вопрос 25

А о387 велице дни оклички нарадуницы, въюнец и всякое в них бесование. И о том ответ. Чтобы о велице дни ок-лички на радуницы388 не творили и скверными речьми не упрекалися. И о том священником детем своим духовным запре-щати, чтобы впередь таковая не творили.

Вопрос 26

А в великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторый же невегласы попы в великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по велице дни там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении389.

Вопрос 27

В первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливки бесовские потехи деяти. И о том ответ. Чтобы православные хрестьяне в390 понедельник Петрова поста в рощи не ходили и в наливках бы бесовских потех не творили и от того бы в конец престали, понеже то все еллинское бесование и прелесть бесовская, и того ради православным хрестьяном не подобает таковая творити.

Вопрос 28

Достоит же и о сем разсудити, что во уставе приписано на усекновение честныя главы391 воздержатися в той день от мяса и рыбы, повелевает и всю седмицу поститися, неведомо отковзято. В том же уставе писано в Савиных главах, глава 24, д праздника предтечева и святых апостол Петра и Павла и возлюбленного Богослова, аще случится в среду и в пяток, ямы рыбу, да в главе в великие празники, сиречь Богородичные и Христовы и предтечево рождество, и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и в каков любо день прилучится - в понедельник, в среду и пяток сице подобает творити, яко в день недельный. А на усекновение во святцах пишет на концы на трапезе утешение братии. И о том святом предтечеве празднике о усекновении честные главы соборной ответ. О всем392 пети и праздновати по божественному уставу, якоже преже нас и доднесь праздноваша, ничтоже претворяюще. А что на тот святый праздник на усекновение частные главы святого и славного предтечи крестителя господня Иванна миряне мяса не ядят, а иноцы рыбы не вкушают, и cue не ново бысть, но ото многих лет уставися святыми разсудительными отцы, и того ради во многих уставех писано бысть.

Вопрос 29

Да на заутренях, егда поется славословие великое по уставу, опосле славословия и по октениях "Главы наша господеви преклоните", и по возгласе священник глаголет: "Сын благословен бог наш и препрославен" и поют: "Утверди, боже, веру православную хрестьянскую" и поминают царя и по обычаю все393, таже честнейшую херувим и отпуст. И о том ответ. По всем соборным церквам по вся воскресения и по всем владычным праздником и богородичным и прочим святым, егда поют славословие, и по возгласе, егда речет священник: "Сый благословен бог наш и препрославен", и тогда поют: "Утверди, боже, веру хрестьянскую" и поминают царя и прочая, и потом честнейшую херувим и отпуст.

Вопрос 30

394Подобает ли черницы класти в чернецком монастыре и мирян и мужей и жен? Такоже и чернцы в черницких монастырех? И есть ли о том писано в божественных правилех? И о том ответ. Божественая правила не повелевают в мужских монастырех жен погребати, а от обычая же земля не токмо зде в росийском царствии погребают, но и в тамошних странах во Иерусалиме и во Египте, и во Цариграде, и в прочих странах свидетельствуют божественыя писания от жития святых мнози святии отцы в девичих монастырях погребахуся. Такоже и в мужеских жены и девицы погребены быша. Якоже пишет в житии Филарета милостивого: "Погребен бысть в девиче монастыре", такоже и Ефросинья преподобная, сииречъ Измарагда, погребена бысть в мужеском монастыре, и инии мнози святии погребахуся.

Вопрос 31

Коея ради вины архимариты и игумены нецыи, и священни-цы, и дьяконы во своих обителех, во святых395 божиих ц. рквах, божественные литоргии не служат ни за здравия, ни за упокой недель в пять и в шесть, а инде и в полгода. А во святых правилех пишет священническому чину до осми дней только не служити, кроме некия нужа и поврежения душевного, ино и о том заповедь есть, кто до осми дней не служит. И о сем святителем достоит разсудити по правилом святых отец, и наказати известно по своим пределом всякому священническому чину, како молебная совершати за всяко прошение и боже-ственныя литоргии служити по праздником и по воскресным днем о здравии и по отшедших душах представльшихся заупо-кой. И о сем вельми достоит наказати неведущих и нерадивых, чтобы впредь такое безчиние не было и молебная совершалися по правилом святых отец, и по заповедем божиим и по их теплой вере со всяким усердием и благочинием безо всякого прекословия и нерадения. Аще cue великое божие дело небрегомо будет ото всякого священнического чину, и нам какие милости от бога чаяти за cue нерадение и за великое безчиние, паче же за гордость и леность. И о том ответ. По всем святым честным монастырем общим и особь сущим духовным настоятелем архимаритом и игуменом с священники и дьяконы, коемуждо во своей обители396, по вся дни молебны пеги, а божественная литоргии служити по вся воскресения и по владычным праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и о всех православных, и по отшедших душах преставльшихся служити за упокой по соборным вселенским понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят. И о том духовным пастырем бречи накрепко и исправляти о всем по священным правилом и по божественному уставу ничтоже претворяюще.

Вопрос 32

И о сем достоит святителем советовати397 известно. Почему именуются честные великие монастыри и по градом соборные церкви, у которых церквей протопопы и попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьяконы, и по многим честным монастырем и по градом по великим собором на владычни праздники и за упокой по вселенским понахидам собором отнюдь не знают служити божественныя литоргии за здравие и за упокой. И о сем достоит впредь398 чин и закон уставити и заповедь учинити399 по правилом святых апостол и по уставу, како и когда молебны соборные пети по честным монастырем и по соборным церквам и по новым избранным собором, и божественая литоргия когда соборне служити и со кресты честными хожение около монастыря, а в миру промежу себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прощение по настоящему времени всяких скорбей. И о сем молю святительство ваше по всем своим пределом не великое благочиние по честным монастырем и по соборным церквам устроити и утвердити, чтобы всякое благочиние о бозе по чину и по уставу молебная совершали бы, и видя бог ваша добрая дела и великое попечение о стаде своем о порученном вам от бога, еже пасти святыя божия церкви и служащая в них поучати на славословие божие и вашими святыми молитвами и тех честных монастырей и великих соборов благодарение и соборное моление, вскоре бог услышит и подаст милость рабом своим. Да и мы просветимся от духовныя их пользы на всякое благочестие. И о том ответ. По всем градом и по всем святым церквам соборным, у которых церквей протопопы и соборные попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьякны, коимждо по своим собором по вся дни молебны пети и божественныя литоргии служити собором по вся воскресения от недели в неделю; такожде и по владычним праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и всех православных крестьян; такожде и по новоизбранным собором божественныя литоргии соборные служити и со кресты честными хожение около монастырей, а в миру промеж себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прошение по настоящему времени от всяких скорбей; да и по отшедших душах преставльшихся служити собором за упокой по всем соборным400 понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят, и о том по всем собором всем протопопом и священником и дьяконом бречи накрепко по божественному уставу и по священным правилом ничтоже npeтвopяющe401.

ОТВЕТ О ТРЕГУБОЙ
АЛЛИЛУЙИ. ГЛАВА 42

Что во Пскове и во псковской земле по многим монастырем и церквам да и в новгороцкой земле по многим же местам доднесь говорили трегубую аллилуйю, кроме апостольских и отеческих преданий. Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Ефросима псковского, нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети пречистая Богородица о трегубой аллилуйи и повеле православным хрестьяном говорити сугубую аллилуйю, а третие "Слава тебе, боже". И того ради отныне всем православным хрестьяном говорити402 двоегубое аллилуйе, а в третие "Слава тебе, боже". Якоже святая соборная и апостольская церкви имея и предаде, а не трегубити аллилуйи, якоже преже сего во Пскове говорили и по многим местом, а в четвертое приговаривали "Слава тебе, боже". Сия несть православных предание, но латынская ересь: не славят бо Т роицу, но четверят, и святаго Духа глаголют от Отца и Сына исходяща, и тем раболепна святаго Духа творят. И того ради не подобает святыя аллилуйи трегубити, но дважды глаголати аллилуйя, а встретии "Слава тебе, боже", понеже бо по-еврейски аллилуйя, а по нашему, по-русски, "Слава тебе, боже".

СОБОРНОЙ ОТВЕТ О ЖИВОПИСЦЕХ
И О ЧЕСТНЫХ ИКОНАХ. ГЛАВА 43

Да во царствующем же граде Москве и по всем градом по царскому совету митрополиту и архиепископом и епископом бречи о многоразличных церковных чинех, паче же о святых иконах и о живописцех и о прочих чинех церковных по священным правилом, и каким подобает живописцем быти и тщание имети о начертании плотаскаго воображения Господа бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистые его матери и небесных сил и всех святых, иже от века богови угодивших. Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейна, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ господа нашего Исуса Христа и пречистыя его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священно мученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов. А еще которые нынешние мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди творити и тщание о деле божий имети, и царю таких живописцев жаловати, а святителем их бречи и почитати паче простых человек. Такоже тем живописцем приимати учеников и их разсматривати во всем и учити о всяком благочестии и чистоте и приводити ко отцем духовным. Отцы же их наказуют по 403преданному им уставу403 от святителей, како подобает жити хрестьянину кроме всякого зазора и безчинства. И тако от своих мастеров со вниманием да учатся, и аще которому откроет бог таковое рукоделие и приводит того мастер ко святителю. Святитель же разсмотрев аще будет написанное от ученика по образу и по подобию и увесть известно о житии его, еже в чистоте и всяком благочестии по404 заповедем живет кроме всякого безчинства, абие благословив наказует его и впредь благочестно жити и святаго одного дела держатися со усердием всяцем. И приемлет от него ученик той честь, якоже и учитель его паче простых человек. По сих же святитель наказует мастера, еже ему не поборати ни по брате ни по сыне ни по ближних. Аще кому не даст бог таковаго рукоделия, учнет писати худо или не по правильному завещанию жити, а он скажет его горазда и во всем достойна суща и показует написание инаго а не того, и святитель, обыскав, полагает таковаго матстера под запрещением правильным, яко да и прочий страх приимут и не дерзают таковая творити, а ученику оному иконнаго дела отнюдь не касатися. А еще которому ученику открывает бог учение иконного писма и жити учнет по правильному завещанию, а мастер учнет похуляти его по зависти, дабы не приял чести, якоже он прият, святитель же, обыскав, полагает таков мастера под запрещением правильным, ученик же приемлет вящшую честь. Аще кто от тех живописцев учнет талант сокрывати, еже ему бог дал, и учеником по существу того не отдаст, таковый осужден будет от бога с сокрывшим талант в муку вечную. Аще кто от самех тех мастеров живописцев или от их учеников учнет жити не по правильному завещанию405 до пьянстве и нечистоте и во всяком безчинстве, и святителем таковы в запрещении полагати, а от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся словеси реченнаго: проклят творяй дело божие с небрежением. А которые406 по се время писали иконы не учася самовольством и самоволкою и не по образу, и те иконы променяли дешево простым людем поселяном невеждам, ино тем запрещение положити, чтобы училися у добрых мастеров. И которому бог даст - учнет писати407 по образу и по подобию, и тот бы писал; а которому бог не даст - и им вконец от таковаго дела престати, да не божие имя таковаго ради писма похуляется. И аще которые не престанут от таковаго дела, таковии царскою грозою накажутся и да судятся408. И аще они учнут глаголати: "Мы тем живем и питаемся", и таковому их речению не внимати, понеже не знающе таковая вещают и греха себе в том не ставят. Не всем человеком иконописцем быти, многа бо и различна рукодейства подарована быша от бога, имиже человеком препитатися и живым быти и кроме иконного писма, а божия образа во укор и в поношение не давати. Такоже архиепископом и епископом по всем градом и весом и по монастырем своих предел испытовати мастеров иконных и их писем самим смотрити и избравше койждо их во своем пределе живописцев нарочитых мастеров да им приказывати надо всеми иконописцы смотрити, чтобы в них худых и безчинных не было. А сами архиепископы и епископы смотрят над теми живописцы, которым приказано и брегут таковаго дела накрепко, а живописцев онех брегут и почитают паче простых человек, а вельможам и простым человеком тех живописцев во всем почитати и честны имети за то честное иконное воображение. Да и о том святителем великое попечение и брожение имети комуждо во своей области, чтобы гораздые иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самосмышления бы своими догадками божества не описывали. Христос бо бог наш описан плотию, а божеством не описан. Якоже рече святый Иван Дамаскин: "Не описуйте божества, не лжите слепии. Просто бо невидимо и незрительно есть, плоти же образ вообразуя поклоняются и верую и славлю рождьшую господа деву". А иже от хитрых и гораздых мастеров живописцев укрыет который талант, что ему бог дал и иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужен с скрывшим талант в муку вечную. И того бо ради живописцы учите учеников без всякого коварства, да не осужены будете в муку вечную.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия