Студопедия — Стоимость проката и аренды ростовых кукол 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стоимость проката и аренды ростовых кукол 7 страница






О ВЕНЕЧНОЙ ПОШЛИНЕ
ЦАРЕВ УКАЗ
И СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ. ГЛАВА 69

Венечную пошлину заказывают и собирают священники, старосты поповские и священники десяцкие в митрополии и во архиепископьях, и в 521епископьях, по всем городом, и по десетинам, и по селам, а емлют с первого браку алтын, а со втораго браку два алтына, а с трехженцев по четыре алтына по цареву указу522, да те денги, собрав, отдают святителем в казну с земскими старосты и целовальники, которые с ними у святительских бояр и у десетинников523 в суде сидят, с данию вместе и с десетинничьею и с заещиковою пошлиною524 на рождество Христово или на Збор сполна по книгам. А по соборным церквам протопопы и священники емлют свою венечную пошлину потому же. Да те же попопские старосты и священники десяцкие о том берегут накрепко, чтобы тое венечные пошлины не таили, сколько которой поп по своим церквам свадеб венчает и молитв говорит, отдавали сполна525. А которой поп от тех венечных пошлин утаит и обличен будет, и оне на том емлют промыту по цареву526 судебнику по два рубля и по четыре алтына и по полуторе денге, да те денги отдают с данию же вместе во святительские казны казначеем527. Да тем же священником, поповским старостам и священником десяцким избирали добрых священников, богорадных и искусных, которым те знамена о венечной пошлине давати, и писали бы к ним в тех знаменах именно: чтобы женилися ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племяни, да о том бы обыскивали накрепко, елико, их сила; а четвертый бы брак никогдаже не именовался, и молитвы не говорили. И о том бы им запрещали и наказывали накрепко, чтобы наложниц не держали и содомския скверныя дела нигде не именовалися528, жили бы православные крестьяне с своими женами по закону хрестьянскому529 и по священным правилом, якоже подобает православным крестьянам жити и пребывати во всяком благочестии и чистоте. Да тем же священником, поповским старостам и священником десяцким и пятидесяцким по всем святым церквам во градех и по селом бречи и назирати о церковном пении у о священническом чину о всем по божественному уставу и по "душенным правилом, чтобы священники и дьяконы сами жили по священству, в чистоте и в покаянии, и во прочих добродетедех, и от пиянственнаго пития воздержалися, и в пьянство бы це упивалися; и церковное бы пение и правило по всем святым церквам было сполна по уставу, чинно и немятежно, о всем по преданию святых апостол и святых отец, и по священным правилом, ничтоже претворяюще. Да и детей бы своих духовных всех православных хрестьян поучали страху божию, чтобы к церквам божиим ходили, и ко отцем своим духовным на покаяние приходили и с женами, и с детми, и на божественном бы пении стояли со страхом и трепетом, и со всяким духовным вниманием богу моляся, кождо о своем согрешении, а повестей бы и излишних мирских бесед в церкви стоя не говорили. А которые священники и дьяконы учнут упиватися в пиянство и о церквах божиих и о божественном пении учнут небречи: с тем священником530, старостам, и священником десяцким, им говорити накрепко, чтобы noкaялucя531 и в пьянство не упивалися, и от своих злых обычай престали, да не соблазн мирским людем от них будет по реченному: "Горе миру от соблазн". И паки рече: "Смущаяй грех да понесет", и о церковных бы о всех чинех брегли, елика их сила о всем по преданию святых апостол и святых отец. А не учнут слушати поповских старост и священников десяцких, и им о том писати ко святителем. И тем безчинным попом и дьяконом быти от святителей в великом запрещении и в конечном извержении, о всем по священным правилом. Да тем же священником, старостам поповским и священником десяцким у всех попов и у дьяконов дозирати ставленых и благословеных, и отпустных грамот, и перехожих по селом в кою пору дань збирают. И у которых попов и у дьяконов не будет ставленых и благословеных, и отпустных грамот532, и им тем попом и дьяконом служити не велети, да тех попов и дьяконов посылают ко святителем за порукою. А в котором граде новодесятинник наедет, и тем всем попом и дьяконом того града, опричь сельских попов и дьяконов533, свои жалованые534 грамоты и ставленые, и благословенью, и отпустные десетиннику старостами, и целовалъники, которые у десятинников в суде сидят. А пошлины с них не дают. А у которых попов и у дьяконов ставленых и отпустных не будет, и десятинником тех попов и дьяконов отсылати к святителем за порукою535. А которые попы и дьяконы новопоставлены uлu от церкви к Церкве прейдут, и они свои грамоты десятинником являют и перехожие гривны платят по старине перед теми же старостами.

А десятинники к собе грамот у них не емлют, смотрив да им отдают назад часа того, перед теми же старостами и священники536. А у сельских попов и у дьяконов десетинники грамот не дозирают, потому "что десяцкие священники и старосты Земские грамот дозирают, которые 538дань берут537. 539А у которых грамоты не подписаны или отпустные у которого не будет, и оне срочат ко святителем, а к. десятинником о том не ездят. А которые540 новопришли или новостали, и заещики на них емлют перехожие гривны, да отдают десятинником539. А на болшая утверждения всем святителем, митрополиту и архиепископом, и епископом посылати дозирати с духовным поучением к попом и дьяконом и ко всем православным хрестьяном по всем градом и по селом, коемуждо во своем пределе, соборных священников, добрых и искусных, могущих и иных в духовных542 пользовати541, чтобы церковные чины и божественное пение по всем святым церквам о всем бы было по преданию святых апостол и святых отец, по божественному уставу и по священным правилом, ничтоже претворяюще543. Да святителем же посылати по всем градом и по селом свои грамоты, в котором граде будут архимариты и игумены, и протопопы, коемуждо во своем пределе, чтобы те архимариты и игумены, и протопопы надзирали и досматривали над поповскими старостами, и десяцкими, и надо всеми священники и дьяконы, чтобы жили по священству, и от пиянственнаго пития воздержалися и в конец не упивалися, и от церквах божиих и о церковном пении брегли, о всем по преданию святых апостол и святых отец. 544 А которые священники, поповские старосты и десяцкие, и прочие священницы не учнут беречи о церковных чинех и архимаритов, и игуменов, и протопопов слушати, и им о том о всем писати к святителем; и тем поповским старостам и десяцким священником быти от святителей в великом запрещении по священным правилом544. А из которых градов и из сел в митрополии и во архиепископьях, и епископьях учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех и о всяких обидах, и о управах земских по рядным 4 и по духовным грамотам, и по кабалам в займех, и в поклажах 545, и во всяких делех, опричь душегубства и разбоя 546 с пошлиным, и святители повелевают своим бояром и десетинником давати им в тех делех приставов, и они по них ездят547 с приставными. А в приставной пишут быти по цареву Судебнику, а срок им чинят по царевым грамотам, как в них писано. А митрополичим недельщиком на Москве и по всем градом 548 в митрополии и от десетинников по десетинам и по селом ездити с приставными грамотами549 на правду и на обыск о всяких делех от жалобников саму другу, а в дальние места саму третью. А давати на поруки попов и дьяконов и все причты церковные перед десяцкими священники; а без десяцких священников на поруки им не давати. А по мирских людей во всяких делех от жалобников ездити им550 с приставными и на правду и на обыск потому же, а давати их на поруки551 перед земскими старостами или перед земскими552 десяцкими; а без земских старост и без десяцких на поруки их не давати, а от поруки поклонного у них не имати. А срочные553 и обыскные списки во всяких делех у них писати земским дьяком перед теми же старостами и десяцкими или церковным дьяком крепости для и бережения земскаго. А с одновытными по попов и по дьяконов, и по все причты церковные, и по всех людей не ездити и на поруки не давати их. А духовных делех лучится им ехати по кого с записми, и им давати их на поруки перед теми же священники десяцкими и перед земскими старостами и десяцкими. А сроки им чинят перед святители, которой у них в записи написан. А от поруки у них и поклонного не емлют ничего. Такоже всем архиепископом и епископом, коемуждо во своем пределе, потому же устроили, и беречи о том святителем накрепко, чтобы от их людей вперед продажи однолично не было. А на которого недельщика придут жалобники, и о том обыскав, без суда555 доправити втрое по цареву Судебнику. А бояром и дворецким, и десетинником имати с судных дел гривенная пошлина по цареву судебнику о всем. А лишка556 посулов бояром и дворецким, и десятинником, и дьяком не имати. А которой боярин или дворецкой, или десятинник, или дьяк через Судебник лишнее и посулов возмет: и о том обыскав без суда557 теми же старостами и священники558, которые с ними в суде сидят, и иными добрыми людми, да втрое взяти559 и отдати исцу. А которой боярин или дворецкий, или десетинник560, или дьяк вдругие и втретие обличен будет561, и на том втрое взяти без суда да отдали исцом; да боярина от боярства и дворецкаго от дворечества изврещи562, да и поместья у них отписати, и со очей сослати аки непотребных раб; а у десетинников десетина отняти, а у дьяка дъячество; а взятое на них втрое доправити, да отдали исцом, а их от себя отослати, да и протчии страх приимут таковая не творити563. Да митрополиту же и архиепископом и епископом без царева ведома бояр от себя и дворецких не отсылати и в тех место иных не поставляли, кроме прежереченных вин. А у которого святителя изведутся бояре или дворецкие, и им от тех родов изврати, а не будет у них от тех родов, и им от иных родов коемуждо их избирати, да 564 обсылатися с царем; и повелит царь которым быти в боярех или дворецких, и святителем у собя тех и дрьжати, и без царева ведома однолично бояр и дворецких не поставляли. А565 у которых святителей изведутся бояре и дворецкие, а от тех родов или от иных родов таких у них не будет, которым пригоже в тех место быти в боярех и в дворецких: и им о том бити челом царю, чтобы государь пожаловал, изобрел у собя и дал им которым будет пригоже в том чину быти; а без царева ведома однолично бояр и Дворецких не поставляти; да и дьяков им у себя дрьжати с царева же ведома которым будет пригоже с бояры всякие дела делати, чтобы было брежно. И судили бы в божию правду, а посулов бы однолишно не имали, кроме указных пошлин по Цареву судебнику566, и о том святителем над своими бояры и Дворецкими и дьяки бречи накрепко, чтобы у них суд был праведен безо всякие хитрости и коварства, и лихоимства всякого, и продажи, и волокиты безмерные. А тиуном и недельщиком митрополичим и архиепископлим и епископлим с ябедники и с блудницами зговору не чинити, и по зговору священнического и иноческого чину и всех православных крестьян не пpoдaвaтu. А которым будет мужним женам и вдовицам567 и девицам568 силы искати на священническом и иноческом чину и на мирских людех: недельщиком от них на поруки давати перед старостами и перед священники десяцкими, якоже и преди рехом 569; а ставити их перед бояры, и бояре о них святителем возвещают, и святители священнический и иноческий чин соборне по священным правилом сами судят или кому повелят от священных; а бояром их в духовных делех не судити570. А которые тиуны недельщики, стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составливати и продажу чинити священническому и иноческому чину и всем православным хрестьяном, 571 от порук и от поклонного денги имати или что насильством возьмут571, и потом обличени будут многими свидетели, и святители, о том обыскав, известно добрыми свидетели без суда повелевают бояром своим доправливати на них втрое, да исцом отдают по цареву судебнику572; а тиуни с тиунства измещутся, а недельщиков от недель оставливают, да из двора таковых высылают вон, да и прочий страх приимут таковая не творити573. Да в царствующем же граде Москве, в митрополиче дворе, искони вечная тиунская пошлина ведется, глаголема крестец, не вем како уставися кроме священных правил. Изо всей митрополии и архиепископьи, и епископьи изо всех градов руския митрополии, архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы приедет по своей воли своими делы; иные же от них за поруками приедут в духовных делех, овии же за приставом по кабалам и по срочным 574 в боех, и в грабежех, и в прочих различных делех, да живучи на Москве, сходятся на крестец в торгу на Ильинской улице, да наймуются у московских священников по многим святым церквам обедни служити575, да о том митрополичю тиуну являются и знамя у него емлют576: овии на месяц, инии же на два, друзии же множае, и пошлину ему от того дают на месяц по десети денег, овии же по два алтына. А которые 577нe доложи тиуна начнут служити577, и он на них емлет промыты по два рубля, а о том не обыскивает, есть ли у них ставленые и отпустные грамоты578 или нет, и таковая вся кроме священных правил сотворяются. И отныне, и впредь, которые приезжие архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы учнут являтися тиуну и восхотят, наймуючись, служити по святым церквам обедни на Москве, и ему579 у них ставленых и отпустных, и благословенных грамот досматривати старостами поповскими580, и у которых грамоты будут, а приехали за своими делы, бити челом царю и великому князю или митрополиту, или иными делы, а не за поруками ни за приставом, и ни в которой пене, и ему тем знамена давати, и пошлину свою имати по старине. А у которых тех священных грамот ставленых и благословеных, и отпустных не будет, хотя и за своими делы приехали, а не за приставом, ни за поруками и ему тем 581 знамен не давати, потому что у них грамот нет. А которые будет архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, дьяконы приехали за поруками в духовных делех и в прочих яелех, а ставленые и благословенью, и отпустные грамоты у них будут, да восхотят на Москве, наймуючися, по святым церквам обедни служити, и ему однолишно таковым знамен не давати, потому что за поруками прехали 582. А которые утаився, да учнут служити без знамен, а приехали за приставом и за поруками, и потом обличени будут, и ему тех приводити к митрополиту, и таковым быти под запрещением по священным правилом. А учнет тиун таковым знамена давати, которые за приставом и за поруками приехали или у которых ставленых и благословеных, и отпустых грамот не будет, и потом обличени будут, и тому тиуну от митрополита в великой опале, да ис тиунства извержену быти, аки неверному и непотребному рабу.

ОТВЕТ О ПУСТЫХ ЦЕРКВАХ
ЧТО СТОЯТ БЕЗ ПЕНИЯ. ГЛАВА 70

Да митрополиту же, архиепископом и епископом, коемуждо во своем пределе, по всем городом и по селом послав обыскати, которыя церкви запустели и стоят без пения: и им по всем тем святым церквам 583давати льгота и тарханные грамоты на урочные584 лета на 15 лет. Дондеже те святые церкви совершатся и исполнятся церковным чином и православными хрестьяны585, ничтоже от них истязающе в те урочные лета; а заезд и все мелкие пошлины митрополичи и дань митрополича, и десетинничи пошлины имати на попех, да тем церкви сооружать. А собирали бы тот доход люди лутчие, которые к. тем церквам прихожи, и сооружали бы тем доходом святыя церкви запустевшая святыми иконами и книгами, а священники у тех церквей жили бы о приходе, да о церковной земли, чтобы бог дал по всем градом и по селам святыя церкви везде с пением были, а без пения бы святых церквей нигде не было. О том святителем по священным правилом беречи накрепко елика их сила586.

О НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВЕ
ОТВЕТ. ГЛАВА 71

О нищепитательстве. Что чернцы и черницы по градом и по селам скитаются в миру на соблазн и многим людем на осуждение, и душам на погибель. И тех чернцов и черниц собирати, да, переписав, розослати по общим монастырем. И которые чернцы и черницы здравы телом, и тех бы чернцов духовные пастыри архимариты и игумены587 давали добрым старцом под начало, чтобы учили страху божию и житию чернеческому, и прочим добродетелем по преданию св. отец. И как пoд началом поживут во всяком о бозе покорении и в конечном послушании, и оне бы их посылали в монастырские службы, где кто достоин служити и тружатися, в коейждо святей обители на святую братью своего ради спасения и за свой вклад. А которые будут чернцы стары или больны, не могут делати и под началом быти, и они бы их в тех же монастырех общих устроили в больницах пищею и одежею с прочими братьями, да велели бы их отцем духовным каяти и поучати, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех, и во благодарении ко всесильному богу, и творили бы безпрестанно молитву Исусову, елико, их сила; и скорби, и болезни терпели со благодарением, да не лишени будут мзды от бога; и молили бы бога за царя, и за всех православных хрестьян о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам достоит за всех тех, старых и болящих, по всем монастырем общим588 из своей казны вклад за них давати, как ему, царю и государю, бог известит. А которые чернцы здравы разосланы по монастырем будут, и за тех царю вкладов по монастырем не давати, потому что оно здравы и могут тружатися, и служити на святую братью за свои вклады. А которые будут черницы здравы или больны, и тех всех черниц разослати в девичи монастыри, общие и особь сущие, и духовным настоятельницам, честным игуменьям, тех черниц здравых давати добрым старицам под начало, да учити и наказывати страху божию, и чернеческому житию, и прочим добродетелем по преданию святых отец, а из монастыря их не выпущати. А которыя будут черницы стары и больны, и тех бы черниц игуменьи устроили в больницах пищею и одежею с прочими сестрами, и брегли бы о всех них, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех, и в молитвах, и отцом бы духовным о своих согрешениях каялися, и во всем о бозе повиновалися, и молили бы бога за благочестивого царя, и за всех православных хрестьян о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам своего ради спасения за всех тех черниц здравых и больных по всем девичим монастырем вклады давати из своей царской казны и святительской, как ему царю государю бог известит.

О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ. ГЛАВА 72

О искуплении пленных соборной ответ. Которых окупят царевы послы в ордах и во Цареграде, или в 589 Криму, или в Казани, или в Асторохани, или в Кафи, или сами окупятся, и тех всех пленных окупати из царевы казны. А которых пленных приводят590, православных хрестьян, окупив, греки и турчане, и армени, или иные гости, да, быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати и за то крепко стояти, да их окупати из царевы же казны. А сколько годом того пленного окупу из царевой казны разойдется, и то роскинути на сохи по всей земли, чей кто не буди, всем ровно591, занеже таковое искупление общая милостыня порицается, и благочестивому царю и всем православным великая мзда от бога будет. Якоже рече праведный Енох: "Не пощадите злата и серебра брата ради, но искупуйте его, яко да от бога приимете сторицею". И пророком рече бог: "Не щадите серебра человека ради". Христос же не токмо серебра, но ищу свою повелевает по братии положити. Болши тоя рече любви никтоже не имать, аще кто душу свою положит по оратии своей. И того ради христова слова благочестивым царем и всем православным хрестьяном не токмо пленных окупати, но и душу свою полагати, да сторичныя мзды во он день сподобятся592 не лож бо рекий: "В нюже меру мерите возмерится и вам".

ОТВЕТ О БААГОДЕАЬНЯХ.
И О ПРОКАЖЕННЫХ. И О КОАОСНЫХ.
И О ПРЕСТАР ЕВШИХСЯ.
И ПО УЛИЦАМ В КОРОБЕХ ЛЕЖАЩИХ.
И НА ТЕАЕШКАХ И НА САНКАХ ВОЗЯЩИХ
И НЕ ИМУЩИХ ГЛАВЫ
ГДЕ ПОДКЛОНИТИ. ГЛАВА 73

И о том соборной ответ. Да повелит благочестивый царь всех проклаженных и престаревшихся описати по всем градом, опроче здравых строев593. Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею. А боголюбцы милостыню и вся потребная им приносят же своего ради спасения. Да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет, несмотря по людем.594 Да над ними приказати священником добрым, да целовальником или градцким людем добрым над ними смотрити, чтобы им насилъства и обиды от стряпчих не было. А священники бы к ним в богадельни мужския и женския приходили, да их поучали и наказывали их страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении, да их бы покаивали595 и при конце причащали телу и крови господа нашего, Исуса Христа. А преставльшихся погребению предавали и о них поминали во священных божественных службах. А здравые бы строи с женами по богадельням не жили, а питалися бы, по дворам ходячи, от боголюбцов, якоже и доднесь, а которые возмогут работати, и они бы страды подлежали596.

ОТВЕТ. О СВЯТЫХ И ЧЕСТНЫХ ИКОНАХ597. ГЛАВА 74

А. что по миру скитаются, по городом и по улицам, и по Дворам, по селам, и по деревням чернцы и черницы, и строи, и бабы, и прочий миряне со святыми иконами ходят, странствуют. Нецыи бо от снов смущени и от бесей прельщени мнятся пророчествовати и на сооруженье598 собирают. А инии на иcкynлeнue просят и по торгом ходят с образы безчинно. И о том иноземцы и иноверцы дивятся, да и православнии мнози в зазор полагают, что с святыми иконами безчинно скитаются по рсченному: "Почитай божественное честно", И паки рече писание: "Всяк творяй дело божье с небрежением прокляти суть". И того ради впредь о том царскую заповедь учинити, и по торгом кликати, чтобы ecu таковии со святыми иконами не ходили. А которым на окуп от долгов или о прочих нужах милостни просити, и они бы именем божиим у боголюбцев просили, а с иконами бы однолично не ходили. А которые после царевой заповеди учнут со святыми иконами безчинно скитатися, и у тех иконы отнимати да по святым церквам ставити, а их из градов изгоняти599. Да и прочий страх приимут таковая не творити.

ОТВЕТ О ВОТЧИНАХ И О КУПЛЯХ,
КОТОРЫЕ БОГОЛЮБЦЫ ДАВАЛИ
СВЯТЫМ ЦЕРКВАМ НА ПАМЯТЬ
СВОИМ ДУШАМ
И ПО СВОИХ РОДИТ ЕЛЕХ
В ВЕЧНОЙ ПОМИНОК
И В НАСЛЕДИЕ БЛАГ ВЕЧНЫХ. ГЛАВА 75

Да духовным же настоятелем600, архимаритом и игуменом и строителем с соборными старцы и со всею о Христе братьею, коимждо во своей обители известно обыскивати о том, которые боголюбцы давали в монастыри святым церквам свои отчинные села и купли на память своим душам и по своих родителех в вечной поминок. А им по всех тех боголюбцех, которые602села и купли давали, ставити по них кормы да на их памяти пети собором панахиды самом пастырем, и обедни служити, и братию кормити по монастырскому чину. Да их имена допытався в сенаники написати и поминати их всегда по церковному чину и по божественному уставу. Да тех сел отчинных и купль, которые даваны святым церквам по их душам и по их родителех в вечной поминок без выкупа в наследие благ вечных, и иных церковных монастырских земс, и прочих недвижимых вещей по священным божественным правилом святаго седмаго вселенского собора и прочих святых отец ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти заповеди святых отец. Тамо бо речено бысть о недвижимых вещах, еданных богови в наследие вечных благ, рекше603 села, нивы, винограды, сено - жати, лес, борти, воды, источницы, озера и прочее, еданное богови в наследие благ вечных, никтоже их может от церкви божий восхитити или отъяти, или продати, или отдати. Аще ли кто, забыв страх божий и заповеди святых отец, оболкся в безстудие дерзнет таковая сотворити, аще убо епископ - да извержется из епископья, аще ли игумен, - то из монастыря изгнан будет, яко зле расточающи, их же не собра. Аще ли ин кто от священнического чина убо суще - да извергутся. Мниси же или мирстии человецы в каком сану ни буди - да отлучатся, аки суще осуженики от Отца и Сына и святаго Духа, да устроени будут, идеже червь их не умирает и огнь не угасает и прочее. Правила 12 и 13 глаголет святаго седмаго собор и 5-го святаго собора заповедь604 сице написаша вяликаго нашего града и прочее страшное запрещение не пкмо простым, но и самом царем и вельможам. И того ради страшного прощения святых отец, по священным правилом духовным пастырем подобает хранити и блюсти елика их сила ничтоже претворяюще кроме священных правил. Такоже и впредь, которые боголюбцы учнут давати святым церквам и святым монастырем отчинные605 сели и купли, и денги, и всякие вещи, и прочая недвижимые вещи по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, в наследие благ вечных, и цм по них потому же годовые памяти творити: на их памяти соборне понахиды пети и обедни служити самом пастырем, и кормы на братию ставити по монастырскому чину, и в сенаники имена их писати, и поминати по церковному чину и по божественному уставу ничтоже претворяюще. И тех всех недвижимых вещей, еданных богови в наследие благ вечных, по тем же священным правилом блюсти и хранити елика их сила: ни продати, ни отдати, кроме завещания их, по данным грамотам 1 и духовным их. Аще ли же напишут в своем завещании606, в; духовных грамотах и в данных, а кобудет роду нашему до тое вотчины607, и они вдадут в монастырь святой церкви толико число608, или сице и сице. И таковая недвижимыя вещи отчинныя от монастырей отходят к роду их по их духовному завещанию. А в монастыри святым церквам дают по тем их духовным и данным609 грамотам, колико число написано цены610 безо всякого прекословия на память душам их. И они потому и память творят, и в сенаники имена их пишут, и поминают, доколе оже бог даст и монастырь стоит. До. у которых монастырей земель и сел довольно, несмотря по братству, и мочно прожити, и те бы архимариты и игумены611, и строители, и старцы благочестивому царю не стужали, излишнего не просили, такоже бы и тархалных, и лготных, и о торговлях безпошлинно, и несудимых грамот и угодой но припрашивали. И так де у меня, царя, поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого менши, а ости и пити братьи старого оскуднее, а строения в монастырех ни которого не прибыло и строе опустело. Где те прибыли и кто тем корыстуется? Да чернцы же де и по селом живут да в городе тяжутся о землях, ино достойно ли так быти? И вы бы о всех о тех предиреченных отныне и впредь исправилися и благочестивому царю о таковых не стужали, разве великия нужа, и то с великим упросом и боголюбным молением. А чернцы бы однолично по селом не жили и о землях в ородех не тягалися, а сами бы жили в монастырех и молили ога по чернеческому обету. И по городом не ездили, разве царевы посылки или монастырских ради нужных дел. Которых старцов архимандрит или игумен с собора пошлет, те бы старцы ездили, а собою бы чернцы по городом и по селом не ходили и не ездили. О том бы осте все берегли накрепко, чтобы жили в монастырех вашим пастырством по монастырскому чину.

ОТВЕТ О СВЯТИТЕЛЬСКИХ
И О МОНАСТЫРСКИХ ДЕНГАХ БЕЗ РОСТУ
И О ХЛЕБЕ БЕЗ НАСПУ. ГЛАВА 76

А что святительские казенные денги в росты дают и хлеб в наспы, такоже и монастырские казенные денги дают в росты и хлеб в наспы, и о том божественное писание и священные правила не токмо епископом и прозвитером, и дияконом, и всему священническому и иноческому чину возбраняют, но и простым не повелевают резоимьство и лихву истязати. И того ради отныне по священным правилом святителем и всем монастырем денги давати по своим селом своим хрестьяном без росту и хлеб без наспу того для, чтобы за ними християне были, и села бы их были не пусты. Да о том себе велят писати в книги: сколько на котором денег и хлеба, и сколько в котором селе денег и хлеба в займех. Да держати те книги в казне крепости для. А у которых у святителей или у монастырей изойдется казенных денег и хлеба у своих християн, и они потому же нужным людем дают взаймы денги без росту, а хлеб без наспу с поруками и с крепостьми, или в казенные книги пишут. А у которых монастырей общих и девичих общих, и особь сущих, изойдется денег, и им на те денги купити монастырем земли да тем питатися, а в росты однолично денег не давати по священным правилом.

О ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ ПОУЧЕНИЕ
ИЖЕ ВО СВЯТЫХ
ОТЦА НАШЕГО ПЕТРА МИТРОПОЛИТА
ВСЕЯ РУСИИ. ГЛАВА 77

Аще у попа умрет попадья, идет в монастырь, имея священство свое. Аще же имать пребывати и любити мирския сласти - да не поет613. И аще кто имать не слушати моего писания - и будет неблагословен и те, иже приобщаются сим614. Иже который поп имет упиватися и да не лишится, тот не истинный священник Христов. О том же послание великаго Василия ко Григорию презвитеру. Правило 87. Подобает отлучитися его с женами пребывания и бесед и не полагати брату протыкания или соблазна. Темже иже в Никои отцем последующе, иже не повелевают чюжие жены у себя в дому имети. Отлучитися тобе от живущия у тебе жены повелохом, аще не отпустиши ее, ни исправив себе, дерзнеши служити - да будеши проклят, и приемлющии тя - отвержены.

О ТОМ ЖЕ ОТ ПОСЛАНИЯ
ФОТЕЯ МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИИ
ВО ПСКОВ
О ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ. ГЛАВА 78







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия