Студопедия — ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА






ТАНЕЦ ЖИЗНИ

Солнце ещё не успело показать из-за горизонта свой край, когда Светлана и Борис, держась за руки, шагнули через Врата Междумирья. На этот раз их никто не встречал, но откуда-то из-за деревьев доносилась необычная музыка. Музыка то делалась громче, то стихала, напоминая шум морских волн, накатывающихся на берег, или звуки порывистого ветра, колышущего деревья. Иногда в ней слышался грохот водопада или отчаянный рёв дикого зверя, но иногда можно было различить и колыбельную матери у постели ребёнка или нежную песню любви.

Дети заворожённо пошли на эти звуки и вскоре вышли на большую поляну в саду. С краю поляны на громадном пне лежал инструмент, напоминающий старинные гусли. Казалось, что кто-то невидимый дёргал за струны, которые сами приходили в движение и создавали музыку, так удивившую Бориса и Светлану.

Впрочем, гусли-самогуды ненадолго привлекли их внимание. Все дети – воспитанники Ягини собрались на этой поляне и танцевали танец – но что это был за танец! На первый взгляд, движения каждого были произвольны, непредсказуемы и иногда даже нелепы. Дети передвигались по поляне, танцевали в парах, потом неожиданно собирались в группы, а затем разбивались поодиночке. Когда музыка звучала особенно напряжённо, танец становился похожим на бой, но музыка смягчалась, и недавние бойцы кружили друг друга в вальсе. Затем музыка замедлялась, и все дети застывали в неподвижном напряжении, но неожиданный резкий аккорд превращал застывшую картину в стремительный вихрь тел. Время от времени все дети собирались в большой круг, а кто-то один выходил в середину и демонстрировал чудеса быстроты, силы и акробатической ловкости. Всё это вместе создавало впечатление такой слаженности и силы, что руки и ноги у Светланы с Борисом невольно сами начали двигаться. Однако невесть откуда взявшееся чувство собственной неловкости и стеснительности помешало им присоединиться к другим детям, и они несколько минут стояли, наблюдая за танцем и приплясывая, на краю поляны.

- Это Танец Жизни, - неожиданно услышали они голос подошедшей к ним Ягини, – Многие боевые искусства произошли от него, но жизнь – это не бой, а единение и гармоничное взаимодействие противоположных начал.

Брат и сестра повернулись к Ягине и молча наклонили головы в знак приветствия.

- Но неужели мы тоже сможем этому научиться, - неожиданно для себя пролепетала Светлана.

- А вот от чувства собственной неполноценности придётся избавиться, - нахмурилась Ягиня. – И запомните: именно душа человека через разум должна управлять нашим телом и чувствами, а не наоборот. В этом основа мастерства любого волшебника. А овладеть этим искусством нам помогает Танец Жизни.

Борис внимательно слушал Ягиню, а Светлана слегка покраснела.

- Для начала просто прислушивайтесь к музыке и позвольте своему телу совершать те движения, которые ему хочется, - начала Ягиня первый урок, - Не бойтесь, позвольте включиться вашей родовой памяти.

Дети пустились в неуклюжий пляс.

- Хорошо, - подбодрила их Ягиня, - а теперь попробуем вместе. Смотрите на меня и постарайтесь представить, что я, ты, Борис и ты, Светлана, неразрывные части одного большого целого.

Сначала дети пытались просто повторять движения Ягини, но им не хватало ловкости, к тому же они сразу отстали от музыки, ведь чтобы повторить, им нужно было сначала увидеть, а музыка продолжала играть, меняя силу и темп. Но вот Борис почувствовал, что его сознание сливается с сознанием Ягини. Нет, Борис не потерял контроль над своим телом. Наоборот, он почувствовал в себе что-то ещё, чего он раньше не чувствовал. Вот Ягиня плавно поднимает руки в танце, шаловливо глядя прямо перед собой. Но уже за мгновение до этого Борис знал, что она сделает это, и понял, что должен сделать он, чтобы подыграть ей. И Борис сделал шаг к Ягине и вытянул руки вперёд, как бы предлагая потанцевать вместе, хотя сам он осознал это лишь мгновением позже. Получилось, что Борис сам был и актёром, и зрителем в этой игре. Однако задумываться было некогда, танец продолжался, одна фигура сменялась другой, и он старался только не потерять внезапно пришедшее к нему озарение.

Вскоре Светлана почувствовала то же, что и Борис. Втроём с Ягиней они танцевали Танец Жизни, не решаясь пока, однако, присоединиться к остальным детям.

 

ВОЛШЕБНЫЙ УЗОР

 

Когда музыка, наконец, смолкла, все дети во главе с Ягиней побежали купаться. Ягиня плавала и плескалась в пруду, как девчонка, брызгалась водой вместе с Милёной, а под конец устроила соревнование по плаванию, в котором, однако, Милёна вышла победительницей.

Оказалось, что в тёплое время года завтраков, обедов и ужинов здесь не полагается – всё питание полностью заменяли плоды и овощи из волшебного сада. Запасшись плодами, все дети по одному или стайками расходились в разные стороны.

- Сейчас у нас время самостоятельных занятий, - пояснила Ягиня. – Кто идёт в библиотеку, кто в мастерские, а кто-то уединяется на природе, чтобы поупражняться в своих способностях. Вам же для начала нужна одежда такая же, как у всех моих воспитанников.

Ягиня привела детей к спрятавшемуся среди ветвей небольшому амбарчику и достала оттуда две связки каких-то растительных волокон.

- Что, из этого мы будем прясть нитки? – удивилась Светлана.

- Прясть, ткать и шить вы тоже научитесь, - ответила Ягиня, - но пока мы сделаем быстрее.

Ягиня положила одну связку на лежащий тут же толстый отрезок бревна и стала сосредоточенно на неё смотреть. На глазах изумлённых детей волокна стали менять свою форму, и через минуту на этом месте лежало аккуратно свёрнутое платье – точно такое же, какие носили все воспитанницы Ягини.

С разрешения Ягини Светлана тут же примерила обновку и радостно закружилась вокруг большого абрикосового дерева.

Ещё через минуту и для Бориса были готовы рубашка с широким воротом и холщовые штаны.

- Но это ещё не всё, - проговорила Ягиня, - теперь одежду нужно украсить вышивкой. Обычно девочки у нас украшают одежду мальчикам, а мальчики – девочкам. Когда вышивают – думают о том человеке, для которого трудятся, желают ему добра. Эти образы вплетаются в узор и потом прибавляют силы хозяину одежды, а в трудных случаях служат ему мощным оберегом.

- Но как же образы можно вплести в узор? – не выдержал Борис. – Ведь образ – это просто мысль, а мысли невидимы, неосязаемы, и вообще…

- Это ты поймёшь постепенно – улыбнулась Ягиня, - а пока знай, что мысль, или образ можно привязать к материи словом, или символом. Например, ты слышишь слово «вода» - что ты представляешь?

- Пруд, в котором мы сейчас купались, или стакан с водой, - отозвался Борис.

- А мне представилось море и волны, - подхватила Светлана.

- А о чём вы думаете, глядя на такой символ, - хитро посмотрела на них Ягиня, и нарисовала прутиком на тропинке волнистую линию:

 

 

 


- Ой, это же волны в море! – обрадовалась почему-то Светлана.

- Наверное, это символ воды, - догадался Борис.

- Да, это один из древних символов воды, - подтвердила Ягиня. – Значит, и слово, и рисунок вызвали у вас вполне определённые образы.

- Я даже представила себе, как я плыву по этим волнам, какие они мягкие и ласковые, - подтвердила Светлана.

- А я, кажется, так бы и прыгнул опять в пруд, хотя только что оттуда вылез, - задумчиво сказал Борис, и замолчал, о чём-то размышляя.

- Постойте, я кажется, понял! – радостно вскрикнул он через минуту, - Значит, каждый рисунок, каждый узор, каждая книга и каждое слово вокруг нас несут нам мысли-образы того человека, который создал этот рисунок, узор, книгу, или произнёс слово. И эти образы воздействуют на нас, хотим мы того или нет. Если это хороший человек, то он посылает добрые мысли, и всем вокруг хорошо. А если человек плохой, то… - и Борис замолчал.

- В общем, ты почти прав, - улыбнулась Ягиня. - Вот почему для человека очень важно, какими образами он себя окружает. И какие слова произносят окружающие его люди. Особенно это важно для детей, которые ещё не научились защищаться от разрушительных образов. Добавлю только, что обычно мы осознаём лишь малую часть образов, которая есть вокруг нас. А на большую часть просто не обращаем внимания, но тем не менее, и они на нас воздействуют.

- Но как они могут воздействовать, если мы на них и не смотрим? – удивилась Светлана.

Но неожиданно для самой себя она почувствовала, что ответ на этот вопрос не так уж интересует её, так как она зверски хочет есть. Рот Светланы наполнился слюной, и кроме еды она ни о чём больше не могла думать, несмотря на то, что каких-то полчаса назад досыта позавтракала плодами. Украдкой посмотрев на Бориса, она заметила, что тот тоже сглатывает слюну.

Ягиня несколько минут с интересом смотрела на них, а потом показала рукой на лежащий под кустом небольшой плоский камень. Целое семейство зайчат собрались вокруг камня и с аппетитом грызли лежащие на камне яблоки, придерживая их лапками, словно руками. Рядом несколько бельчат трудились над кучкой орехов. Медвежонок деловито совал мордочку в берестяной туесок, вылизывая языком что-то сладкое.

При виде этого звериного завтрака дети не могли удержаться от смеха.

- Вот видите, как легко отвлечь ваши мысли от учёбы, - рассмеялась вместе с ними Ягиня. – Но ведь сначала вы почувствовали голод, а только потом разглядели эту милую компанию, - снова посерьёзнела она, показывая рукой на зверят, которые занимались своим делом, не обращая внимания на смех.

- Значит, каким-то краем глаза мы увидели этих зверюшек, - начал соображать Борис. – Ведь мы сидели вот так, а они были от нас спереди и сбоку.

- И от этого у нас разыгрался аппетит, - подхватила Светлана. – Кстати, есть мне больше совсем не хочется.

- Теперь вы видите, как незаметно образы могут воздействовать на вас? И как важно всегда держать под контролем свои мысли? – подытожила Ягиня.

Борис хотел было задать ещё вопрос Ягине, но его прервала выскочившая откуда-то, как из под земли, Ивка.

- А можно я украшу одежду Борису? – быстро спросила она, но увидев нахмуренные брови Ягини, ойкнула, выхватила из рук Бориса рубашку и быстро унеслась по тропинке.

Борис так и остался сидеть с открытым ртом, а Ягиня покачала головой:

- Ивка одна из лучших моих учениц, - сказала она, - однако если ей что-то придёт в голову, то никто её не удержит. Интересно, что она придумала на этот раз, если даже решилась прервать беседу учителя с учениками? Но мастерица она отменная.

Ягиня несколько минут подождала, но вопросов от Бориса и Светланы больше не последовало.

- А теперь, - сказала она, - мы пойдём в библиотеку и я научу вас читать.

- Но мы давно уже умеем читать и писать, - несколько уязвлённый, ответил ей Борис.

- И читать, и писать, и считать нас уже научили в школе, - обиженно подхватила Светлана.

Ягиня улыбнулась такой широкой и доброй улыбкой, что обида детей мгновенно растаяла, как снег от весеннего солнца.

- Конечно, вы умеете складывать буквы в слова. Но в вашей школе вы тратите целый год, чтобы прочитать и запомнить несколько учебников. А всегда ли вы потом можете применить в жизни полученные таким образом знания?

Борис и Светлана молчали. Ягиня высказала то, о чём они уже и сами не раз задумывались.

- Для волшебника умение читать, - продолжала Ягиня, - это, во-первых, способность быстро, почти мгновенно, запомнить находящийся перед глазами текст. Во-вторых, умение отделить главное от второстепенного и истину от лжи, отыскать самую суть прочитанного. А в третьих, научиться применять полученные знания в жизни.

Библиотека находилась в просторной светлой комнате того же дома, где жили все воспитанники Ягини. Множество самых разнообразных книг, начиная от огромных старинных рукописных томов и кончая привычными нам типографскими книжками лежало на полках. И полки, и стены комнаты были украшены затейливыми завитками. Около широких светлых окон стояли столы и удобные кресла. Вся обстановка звала к покою и размышлениям.

Несколько учеников сидели за столами, углубившись в чтение или о чём-то сосредоточенно размышляя. Ягиня подвела детей к свободному столу, объяснила им первый урок и ушла.

 

МРАК

 

Светлана и Борис старательно выполняли задание, склонив голову к книгам и беззвучно что-то шепча губами. Неожиданно Светлана почувствовала, что около них есть кто-то третий. Подняв голову, она увидела Дубка, уже несколько минут стоявшего рядом. На мгновение Светлану разобрала досада, что Дубок оторвал её от важного занятия. Но хотя Светлана ничем это не проявила, на лице Дубка появилось такое смущённое выражение, что Светлане не осталось ничего, кроме как улыбнуться и спросить:

- Что ты хочешь?

- Разреши мне украсить твоё платье! – ободрённый её улыбкой, проговорил Дубок.

- Возьми, - Светлана царственным жестом махнула рукой на лежавшее в соседнем кресле платье, но почему-то покраснела, и чтобы скрыть это, скорее опять уткнулась носом в свою книгу.

Однако что-то мешало ей сосредоточиться на уроке. Казалось, что кто-то невидимый нашёптывал ей, что она, могучая волшебница, повелевающая ветром, почему-то должна сидеть тут. Хотя ей-то хочется совсем другого, например, пойти в сад, побегать на солнышке, поиграть со зверушками. Да ещё этот Борис сидит тут, глядя в книгу, как будто у него и нет никакой сестры!

Светлана встала, сделала шаг к Борису и, как будто невзначай, толкнула его под локоть. Борис оглянулся на сестру и в первый момент даже не узнал её.

Светлана всегда была красивой и стройной девчонкой, но сейчас в её осанке появилось что-то повелительное. Так могла выглядеть королева, но не маленькая девочка. В то же время во взгляде Светланы загорелись какие-то жестокие и хищные огоньки, и всё её лицо вытянулось, превратившись в неподвижную холодную маску.

- Что с тобой? – не выдержал Борис.

- Ничего, - отозвалась Светлана, - просто я устала.

Колдовское наваждение исчезло, и Борис увидел перед собой прежнюю Светлану. Но хотя Борис ещё не был волшебником, он понял, что где-то в глубине её души проявилось Нечто. Борис не знал ему названия, но рано или поздно это Нечто могло вырваться на волю и тогда... Борис был не робкого десятка, но сейчас к нему в душу закрался страх. Чувствуя свою ответственность за сестру в этом необычном, волшебном мире, он несколько минут так и сидел неподвижно, лихорадочно осмысливая произошедшее. Но придумать ничего не мог.

- А сейчас самое время заняться Травоведением, - неожиданно услышал он певучий голос Ягини.

Как хорошо было вслед за Ягиней идти по дорожкам сада, уже прогретого солнцем, вдыхать аромат трав, пробовать их на вкус, и слушать обстоятельный рассказ Ягини о свойствах каждой травинки! Вместе с Борисом и Светланой шли почти все ученики Ягини, кроме Ивки и Дубка. Борис внимательно слушал объяснения Ягини, стараясь запомнить каждое слово. Здесь, под голубым небом, ему уже казалось, что всё произошедшее со Светланой – плод его фантазии.

Однако, когда после купания и обеда, все дети с песнями пошли собирать яблоки, Светлана вела себя странно. Каждое яблоко следовало аккуратно сорвать с дерева, обернуть соломой и уложить в большую корзину. В таком виде они могли лежать в погребе до весны. Светлана бродила от одного дерева к другому, просила переставить для неё корзину, советовала всем, как лучше забираться на дерево, топтала приготовленные охапки соломы, словом, путалась у всех под ногами. Но так и не положила в корзину ни одного яблока. Борис не узнавал сестру.

Надо сказать, что дети и Ягиня не обращали на выходки Светланы никакого внимания. Раздосадованная этим, Светлана стала ворчать себе под нос, негромко, но так, чтобы её слышали окружающие.

- Я пришла сюда учиться волшебству, а не яблоки собирать. Были бы вы настоящими волшебниками, яблоки у вас сами бы попрыгали в корзины.

Когда же и это не возымело никакого действия, Светлана отошла в сторонку и встала около одной особенно высокой яблони.

Маленький вихрь появился перед Светланой быстро и, подчиняясь её воле, направился к яблоне. Но против ожидания Светланы, яблоки не падали, хотя листья и затрепетали от ветра. Тогда Светлана приказала ветру усилиться. Вихрь загудел и начал срывать с дерева листья. Несколько яблок сорвались с веток и тяжело шлёпнулись на землю, но большинство продолжало висеть. Светлана уже хотела отказаться от своей затеи, но тут она почувствовала, как что-то тёмное поднимается у неё в груди и мешает ей остановиться, подчиняя себе её волю и высасывая силы. Вихрь продолжал раскручиваться, ломая ветки и захватывая соседние деревья. Светлане стало страшно и она издала отчаянный крик.

В глазах у Светланы потемнело, и она не видела, как находившаяся поблизости Липка одним движением руки остановила разгулявшийся вихрь. Зато через секунду Светлана ощутила, как тёплая волна охватила всё её тело, возвращая её к жизни.

Когда зрение Светланы прояснилось, она обнаружила себя лежащей на траве. Вокруг неё на корточках сидели Липка и Ягиня, и из их рук на Светлану лились золотистые тёплые лучики. Рядом беспокойно суетился привлечённый её криком Борис.

- Понимаешь, Борис, - объясняла ему Ягиня, - это был единственный путь, чтобы она убедилась в существовании того тёмного, что ещё есть в её душе. Теперь Мраку будет гораздо труднее поработить её.

- Но что это такое сидит у меня внутри и пытается управлять мной? – села на землю Светлана.

- Об этом мы поговорим чуть позже. А теперь, если ты достаточно оправилась, попроси прощения у яблони, и принимайся за яблоки.

Светлана взглянула на потрёпанное ею дерево, и ей стало нестерпимо стыдно за свой неудачный опыт. Она подошла к яблоне, обняла шершавый ствол и несколько минут стояла так, прижимаясь всем телом к дереву.

Теперь Светлана трудилась на совесть. Вдвоём с Липкой они быстро наполняли большие корзины. Липка тихонько объясняла:

- Прислушайся к нашим песням. Мы славим мать-сыру землю, благодарим деревья за плоды, солнышко – за то, что согревает всё вокруг, дождик – за то, что вовремя поливал землю… Таким образом, мы правильно настраиваем свою мысль. Это и есть настоящее волшебство, хотя на первый взгляд и незаметное. Ведь мысль человека – великая сила, способная менять окружающий мир. Благодаря силе нашей мысли собранные плоды будут хорошо храниться, земля всегда останется плодородной, а деревья на следующий год вновь порадуют нас урожаем. Так мы сохраняем и укрепляем этот волшебный мир.

 

СКАЗКА-ЗАГАДКА

 

Дети закончили трудиться уже в сумерках. Последний раз искупавшись в пруду и поужинав, все они собрались там, где из-под земли сильной струёй бил ключ, наполнявший пруд. Рядом находилось капище - небольшая круглая возвышенность с плоской площадкой наверху, явно насыпанная руками человека. В центре площадки было выложено камнями углубление, в котором мальчики быстро разожгли небольшой костерок. По окружности площадки стояли вертикально вкопанные в землю большие камни, на которых в мерцающем свете костра угадывались высеченные изображения и какие-то древние письмена. Впрочем, хорошенько рассмотреть эти изображения и, тем более, прочесть письмена при свете костра не представлялось возможным.

Все дети вместе с Ягиней собрались вокруг костра, рассевшись на лежавших вокруг чурбаках или прямо на траве. В мерцающем свете костра тени, отбрасываемые камнями, слегка шевелились, отчего камни казались живыми.

- Я расскажу вам сказку, которую почти все вы уже слышали, - начала Ягиня. – Но я всегда рассказываю её тем, кто приходит к нам вновь. Это не простая сказка, а сказка-загадка. Кто ещё не отгадал, о чём в ней говориться, пусть попробует отгадать. А тот, кто отгадал, - Ягиня приложила палец к губам и хитро улыбнулась в полутьме:

- Тс-с-с!

 

Сказка Ягини про волшебное зеркало

Давным-давно, а может быть, и сейчас, жили на свете Родители. А как их звали – я не скажу, догадайтесь сами. И было у этих Родителей многое множество детей. До поры до времени растили они своих детей да всему их учили. И выросли дети их сильными да добрыми, умелыми да трудолюбивыми. Что ни девица – то красавица писаная, что ни парень – добрый молодец. И свет невиданный шёл от детей этих, словно от солнышек ясных.

Долго ли, коротко ли они так жили, только весь век под родительским крылышком не просидишь. Настала пора детям в путь собираться, чтобы силу да умение своё применить да мудрости набраться, а потом вернуться в родной дом ещё краше, чем были.

Вот и вывели их Родители на околицу, да показали дорогу. А дорога та – не простая. Словно ниточка золотая тянется она во тьме и уходит в неоглядную даль. А вокруг дороги мрак сгущается, а во мраке чудища страшные, невиданные бродят, да норовят путника с дороги стащить и к себе унести.

Тут многие из детей ужаснулись, да за спину Родителей спрятались. А Родители их и не неволят:

- Пусть каждый из вас выбирает сам. Кто не хочет идти по этому пути, может дома остаться. Но тогда навек останется он дитём неразумным и Волю свою обрести не сможет. Но тот, кто сумеет пройти этот путь до конца, обретёт Волю и Силу великую, о которой даже и помыслить не может.

Вышли тут вперёд самые смелые:

- Мы пойдём по этому пути и пройдём его до конца. Только научите нас, как одолеть тот Мрак, что мешает нам идти.

Отвечают им Родители:

- Вы не бойтесь того Мрака, что вокруг вас. Вам дана сила, чтобы собственным светом разогнать его, и дано умение, чтобы сотворить вдоль дороги Миры прекрасные, где вы будете отдыхать в пути. Но опасайтесь, чтобы Мрак не заполз внутрь вас, потому, что тогда он отравит ваш чистый свет, лишит вас силы, воли и разума, собьёт с правильного пути и заведёт в Никуда.

- Но как же мы узнаем, что Мрак забрался внутрь нас? – удивились дети.

- Мы дадим вам в дорогу волшебное зеркало. Зеркало это не нужно носить с собой, потому что оно всегда само вас найдёт. Оно не бьётся и не ломается и всегда показывает тебя таким, какой ты есть сам. Нужно только не побояться признать в нём себя самого.

- Ну кто же не признает в зеркале себя самого! – засмеялись дети.

Родители на это только головами покачали.

Вот и отправились дети в путь. И поначалу всё у них ладно шло. Лишь ступят где ногой – расцветают сады прекрасные с плодами сочными, из земли бьют родники прохладные, на ветвях поют птицы райские.

И в волшебное зеркало глядеть не забывали они. А как только заметят внутри себя частичку Мрака – выжигали её своим светом ярким.

И одни из этих детей сразу далеко вперёд ушли, а другие – остались обживать Миры прекрасные, ими же сотворённые.

Но вот, то ли путь им чересчур лёгким показался, то ли другая какая была причина, но про зеркало волшебное стали забывать они. Наконец, один юноша в зеркало глянул – и ужаснулся. Смотрит из зеркала на него чудище лохматое, с рогами, с копытами, изо рта дым смрадный идёт.

Тут бы ему про свет свой волшебный вспомнить, да других на помощь позвать. Да видать, гордость помешала.

- Нет, - говорит, - не я это! Врёт зеркало!

А Мраку только того и надобно. Стащил он того юношу с дороги да и унёс блуждать во тьме. <







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия