Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 74 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 74 страница






Реватинандана: Когда Прабхупада увидел на колеснице вьясасану, он сказал: «Нет-нет, я простой преданный. Я пойду вместе с остальными». Это был мощный, захватывающий киртан. Вел Хамсадута, вел я, вел Шьямасундара — так, сменяя друг друга, разные преданные вели этот фантастический киртан. А Прабхупада с караталами в руках находился в самой гуще киртана от начала и до конца. Он танцевал, переступая вперед-назад, прыгал и снова танцевал.

Рохини-нандана: Колесница двигалась очень медленно, Прабхупада шел метрах в десяти впереди нее, возглавляя шествие, а преданные, которые вели киртан, сидели наверху и пели в микрофоны. Прабхупада велел всем слезть и окружить его, и все вместе они пели «Харе Кришна». Он то и дело оборачивался, величаво вскидывал руки и восклицал: «Джая Джаганнатха!» Временами мы отрывались от процессии, и тогда он поворачивался назад и ждал, пока колесница подойдет ближе. Иногда он танцевал, а иногда стоял, воздев руки к небу.

Шарадия-даси: Прабхупада танцевал. Сделав несколько шагов, он оборачивался, поднимал руки и смотрел на Божества. В течение нескольких минут он танцевал, внимательно глядя на Божества, а потом снова поворачивался и шел дальше. Так он протанцевал всю дорогу. Преданные, взявшись за руки, окружили его, защищая от толпы. Это было чудесное, неземное действо. Прабхупада смотрел на Божества снизу вверх, а все преданные следовали за ним.

Судурджая: Прабхупада нас поразил. Мы не знали, болен он или нет, чувствует ли он слабость, головокружение или нет. Временами он казался совсем больным, а временами выглядел, как восемнадцатилетний юноша. Он нас поражал. В руке он держал трость, но не опирался на нее, а поднимал вверх, в танце. Вскоре ко мне подошел Шьямасундара и сказал:

— Слушай, добром все это не кончится. Прабхупада очень болен. Я хочу, чтобы ты ехал за ним на машине. Будь в полуминуте ходьбы от него, чтобы в случае чего мы могли бы тут же посадить его в машину.

Прабхупада шел по Парк-лейн, и временами преданные, тащившие колесницу, просто не поспевали за ним. Тогда он оборачивался, поднимал руки и восклицал: «Харибол!» Так повторялось несколько раз. Он шел так быстро, что порой ему приходилось останавливаться и ждать остальных. Преданные танцевали, погода стояла прекрасная, толпа ликовала.

Дхруванатха: Прохожие, казалось, приросли к земле и во все глаза смотрели на Прабхупаду. Человек в таком возрасте, а танцует и прыгает, как юноша, — потрясающе! Через каждые пять минут Прабхупада поворачивался и глядел на Джаганнатху. Преданные расчищали проход, чтобы никто не загораживал от него Божества и он мог видеть Джаганнатху, Балараму и Субхадру во всем Их великолепии. Однако через некоторое время появились полицейские. Они сказали, что нам нельзя останавливаться. Мы должны идти без задержек, так как пробки на улицах начали принимать угрожающие размеры. Преданные кричали, пели и танцевали – шум стоял невероятный!

Шрутакирти: Когда Прабхупада танцевал, к нам то и дело подходили «бобби», искавшие кого-нибудь из наших руководителей. В конце концов, они обратились ко мне:

— Скажите вашему главному, чтобы он сел. Он всех заводит. Люди слишком возбуждены, и мы не можем сдерживать толпу.

— Ладно, — сказал я, но Прабхупаде ничего говорить не стал.

Тогда они подошли еще раз:

— Вы должны сказать ему, чтобы он сел.

— Ладно, — ответил я, и осторожно тронул Прабхупаду за плечо.

Все это время он пребывал в полном блаженстве, танцевал перед колесницей и заводил остальных. Движением рук он призывал преданных танцевать еще и еще. Он был движущей силой всего праздника. Я сказал:

— Прабхупада, полицейские хотят, чтобы вы сели. Они говорят, что вы нарушаете порядок.

Прабхупада взглянул на меня, отвернулся и продолжил танцевать как ни в чем не бывало. Полицейских он полностью игнорировал, и они ничего не могли с ним поделать. Прабхупада так и не прекратил танцевать, но они ничего ему больше не говорили.

Паравидха: Я продавал «Назад к Богу» все время, пока длилось шествие. Я совсем выдохся и едва поспевал за процессией. Зато Прабхупада все время шел впереди и танцевал, как юноша. Его духовная энергия меня потрясла.

Дхруванатха: Когда мы вышли на площадь Пиккадилли, Прабхупада неожиданно остановил шествие. Пиккадилли, конечно же, была запружена народом. Мы стояли минуты три, а Прабхупада все танцевал и танцевал, окруженный толпой преданных.

Рохини-нандана: Когда мы вышли на Пиккадилли, Прабхупада разошелся вовсю. Он прыгал и скакал. Колесница остановилась. Это было очень похоже на то, как Господь Чайтанья возглавлял шествие Ратха-ятры, описанное в «Чайтанья-чаритамрите». Так вот, колесница встала, и Прабхупаде пришлось ждать, пока она его нагонит.

Йогешвара: Когда мы, наконец, добрались до Трафальгарской площади, и Прабхупада увидел большой шатер и все прочее, что сделали там преданные, он снова воздел руки к небу. Всю дорогу он шел пешком и танцевал — по меньшей мере, час — всю дорогу от Гайд-парка до Трафальгарской площади.

Рохини-нандана: Когда Прабхупада пришел на Трафальгарскую площадь, он тут же сел на небольшую вьясасану, установленную на цоколе колонны Нельсона, и прочитал лекцию о Святом имени Кришны. И это – сразу по окончании часового марафона с пением и танцами!

На следующий день газеты пестрели благожелательными отзывами о празднике, и Прабхупада написал об этом одному из своих учеников в Лос-Анджелес:

Ты, я думаю, будешь рад узнать, что Ратха-ятра в Лондоне прошла с огромным успехом. «Дейли гардиан» поместила на первой странице фотографию нашей колесницы и написала, что на Трафальгарской площади мы затмили собой памятник лорду Нельсону. Здоровье мое в порядке, я каждый день гуляю и читаю утренние лекции.

В другом письме Прабхупада писал:

Англичане приняли наш праздник очень тепло. Меня это так воодушевило, что я шел пешком и танцевал всю дорогу от Гайд-парка до Трафальгарской площади.

В Поместье Бхактиведанты Шрила Прабхупада вернулся к своему обычному распорядку. «Лучшего места, чем Поместье Бхактиведанты, не найти, — писал он. — Здесь тихо и спокойно, а деревенька – аккуратная и чистая». Комната Прабхупады на втором этаже легко вмещала до пятидесяти посетителей, а ее большие окна выходили в просторный парк.

Прабхупада говорил, что если преданные вычистят пруды и приведут территорию Поместья в порядок, он готов навсегда поселиться здесь, чтобы в тишине спокойно заниматься переводами. Он посоветовал приобрести несколько коров и выделить землю под сельскохозяйственные нужды.

Преданные лишь недавно поселились в поместье и только начали ремонтировать строения и убирать территорию, но Прабхупада указал место, где в будущем можно было бы построить тридцатиэтажный храм – крупнейшее здание во всем Лондоне. Он поделился с преданными своими планами остаться в поместье еще месяца на два и в день Джанмаштами установить здесь Божества Радха-Кришны; кроме того, Прабхупада хотел лично проследить за строительством храмовой комнаты и алтаря.

Ежедневно, около шести утра, Прабхупада отправлялся на часовую прогулку. Он не ограничивал число попутчиков, и, случалось, до двадцати преданных шли за ним следом, ловя каждое его слово. Глядя вдаль, Прабхупада сказал, что Лэчморская вересковая пустошь напоминает ему Вриндаван.

Прабхупада спускался по тропинке к месту под названием Раунд Буш, переходил пшеничное поле, а затем возвращался назад, к Лэчморской пустоши и Поместью. Всякий раз его приветствовал местный полицейский, подружившийся с преданными. Прабхупаде особенно нравилась чистота деревушки. Он указывал даже на мелкий мусор, который замечал на территории Поместья. Эта деревня, говорил он, гораздо аккуратнее американских городов.

Шьямасундара сулил Прабхупаде много встреч с интересными людьми, а Прабхупада, в свою очередь, обещал оставаться в Англии до тех пор, пока поток их не иссякнет. Каждый вечер к Прабхупаде на пару часов заходили один-два человека — ученые, представители духовенства, иногда знаменитости. Больше всего Прабхупаде хотелось донести философию сознания Кришны до разумных людей. Как выдающийся философ, принадлежавший к вайшнавской парампаре, он во всей полноте осознал суть ведических писаний, таких как «Гита» и «Бхагаватам». Прабхупада готов был к любым выпадам и аргументам философов-атеистов и знал, чего ждать от христиан, майявади, безбожников и кого бы то ни было еще. Если гость упоминал имя философа или ученого, принадлежащего к незнакомой Прабхупаде школе мысли, Прабхупада просто спрашивал: «Какова его философия?» И всякий раз на поверку выходило, что так называемая «новая» философия оказывалась старой, как мир, банальной мирской философией – разве что в новой вариации – и Прабхупада с ходу опровергал ее или же доводил до логического совершенства с позиций сознания Кришны.

Прабхупада горел желанием прославлять Кришну и повторять Его послание, и с неиссякаемым энтузиазмом вновь и вновь приводил одни и те же аргументы, к которым прибегал всегда. Он сравнивал себя с коровой, дающей молоко на любом пастбище. Везде: в Индии, Америке или Англии – он делился с людьми подобным нектару молоком «Бхагавад-гиты».

Каждый день Прабхупады проходил под знаком философии: диктовка «Чайтанья-чаритамриты» в ранние утренние часы, утренняя прогулка, лекция по «Бхагавад-гите», беседы с гостями... В Шотландии один человек с вызовом бросил ему, что нет никакой необходимости говорить о Боге с позиции философии.

— О чем же тогда я должен говорить? Сказки рассказывать? — ответил на это Прабхупада.

Философия необходима, и прежде всего — так называемым интеллигентам, умы которых — клубок противоречий. Кроме того, рассказывать людям о Кришне, считал Прабхупада, — значит, проявлять к ним любовь.

Движимый состраданием к падшим, Прабхупада без устали передавал послание Кришны и не боялся повторов. Его по-настоящему возмущали мыслители-атеисты, дурачащие людей. Материализм и имперсонализм лишают людей шанса найти средство избавления от страданий, и стоило кому-нибудь начать отстаивать доктрину майявады, как Прабхупада вспыхивал огнем. Он не мог стерпеть этого и считал своим долгом устранить заблуждения. Когда после очередной лекции в поместье какой-то молодой человек упомянул, что кто-то назвал повторение «Харе Кришна» «небольшим блефом», Прабхупада возмутился:

— Кто сказал «блеф»? Кто этот глупец? Кто этот негодяй?

Он был готов сразиться с этим атеистом, чтобы прославить Кришну.

Славить Кришну было естестенным побуждением Прабхупады, и потому он был способен работать и работать без остановки. Он хотел только одного — дать людям сознание Кришны — и только в этом видел цель своей жизни. Желание это давало ему силы и вдохновение. Даже отдыхая в тиши своей комнаты, он всегда говорил о сознании Кришны.

Преданные приглашали к Шриле Прабхупаде многих известных британцев, и встречи эти оставляли у них хорошее впечатление. Среди них были экономист Эрнст Шумахер и философ сэр Альфред Джулс Айер. Узнав от Шьямасундары, что г-н Айер слывет знаменитым философом, Прабхупада уточнил:

— В чем же его философия?

— Вообще-то он не верит в существование Бога, — ответил Шьямасундара.

— Я докажу ему, — сказал Прабхупада, — Я спрошу у него, что он понимает под «существованием Бога» и попрошу его привести все аргументы против бытия Бога.

Прабхупаде нравилось встречаться с философами и «загонять их в угол».

Историк Арнольд Дуайен был стар и немощен, и Прабхупада сам нанес ему визит. Дуайена интересовала проблема жизни после смерти, и он спросил Прабхупаду о карме. Большинство людей, сказал он, боятся смерти. Прабхупада согласился и добавил, что по расчетам одного астролога один из недавних индийских лидеров родился в теле собаки.

— Поэтому люди боятся, что попадут в низшие формы жизни, — сказал Прабхупада.

На вопрос профессора о том, можно ли изменить карму, Прабхупада ответил:

— Да. Но только при помощи бхакти, преданности Богу.

Арнольд Дуайен: На Западе лишь немногие задумываются об этом.

Прабхупада: Им не хватает разума. Это не хорошо. Но если они примут сознание Кришны, то смогут продолжать трудиться и жить в городах. Нужно только изменить сознание. Тогда у них ни в чем не будет нужды.

У профессора Тойнби Шрила Прабхупада спросил, о чем тот пишет книгу. Ученый ответил, что его книга о влиянии античной Греции на жизнь Греции современной.

— Греки пришли из Индии, — решительно заявил Прабхупада. — Когда-то ведическая культура господствовала во всем мире. Постепенно от нее отделилась новая культура, так же как Пакистан отделился от Индии.

Прабхупада рассказывал, как в будущем правители опустятся до уровня воров и мерзавцев, единственным занятием которых станет эксплуатация граждан. Возникнет нехватка продуктов питания, а народ, изнемогая под бременем всевозможных налогов, будет искать спасения в лесу. Свободу сохранят только люди, сознающие Бога. Будущее человечества — океан пороков и несчастья, но в нем есть спасительная соломинка —имена Кришны, просто повторяя которые человек сможет обрести освобождение. Уже сегодня, говорил Прабхупада, разочарованные во всем хиппи бросают семьи и состояние своих отцов, ища умиротворения в горах и лесах. Это прообраз будущего.

Арнольд Тойнби: Политики Индии по-прежнему руководствуются Ведами?

Прабхупада: Нет. Они их отбросили. Современным правителям Веды не указ, они выкинули их в воду. Я начал проповедь среди индийцев и американцев. В последующие десять тысяч лет влияние сознания Кришны будет только возрастать. Затем мрачная картина Кали-юги предстанет во всей своей красе. Но десять тысяч лет — немалый срок. Поэтому мы исполняем свой долг во имя Кришны.

Арнольд Тойнби: Вы много путешествуете?

Прабхупада: По всему миру.

 

Как-то раз Прабхупаду посетил молодой бородатый священник, активно участвующий в социальной работе и Прабхупада вступил с ним в спор относительно Библии и мясоедения. Во время дискуссии Хамсадута и Прадьюмна приводили подходящие к месту цитаты из Библии, запрещающие употребление мяса. Когда священник ушел, Прабхупада подозвал к себе Хамсадуту и сказал:

— Мы напрасно вели разговор, ссылаясь на Библию. Лучше обращаться к «Гите». Какой прок призывать их к сотрудничеству или компромиссу? Их не переубедишь. Что толку встречаться со священниками?

Он сказал, что тот, кто желает есть мясо, всегда найдет в Библии какую-нибудь цитату в свое оправдание, к примеру, завет Бога с Ноем после потопа.

— Люди даже не ведают, какие ужасы творятся на скотобойне. Этого никто не видит, — добавил он.

Утром, во время прогулки, Прабхупада продолжил обсуждать свой разговор со священником:

— Они убивают, прикрываясь религией. «Бхагаватам» призывает отбросить эту псевдо-религию и просто поклоняться Богу.

Преданный: Вчера вечером священник сказал, что Иисус ел мясо.

Прабхупада: Значит, Иисус противоречит сам себе. Он же сказал «Не убий». Никто не должен подражать ишварам. Нищий бродяга в Индии курит ганджу и объявляет себя преданным Шивы. Но мы не вправе подражать могущественным полубогам. Кроме того, священник сказал, что Библия не говорит «не убий», она, дескать, имеет в виду «не убий человека». Но я ответил ему, что если слова эти в переводе с древнееврейского означают «не убий человека», значит, Иисус проповедовал людям четвертого, десятого сорта — убийцам. И это соответствует действительности – они ведь убили его? Такие люди — что они могут понять о Боге? Священник ничего не смог мне на это ответить. Он молчал.

Когда к Прабхупаде пришел другой священнослужитель, разговор зашел на ту же тему.

— Значит, вы оправдываете убийство? — спросил его Прабхупада.

— Увы, это мир падших людей, — ответил священник.

— Да, это мир падших, но мы не обязаны быть среди падших, — возразил Прабхупада.

Священник сослался на завет Бога с Ноем.

— Может быть, Ною во времена потопа и можно было это делать, но это не значит, что вы можете всегда делать то же самое. В тот момент, чтобы выжить, можно было есть все, но сейчас, когда в изобилии столько здоровой пищи, в скотобойнях нет нужды. Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Защищайте коров; это обязанность вайшьи».

Хотя Прабхупада соглашался встречаться с христианами, в частных беседах он признавал, что дискутировать с ними — только попусту тратить время.

— Они никогда с нами не согласятся, даже если потерпят поражение, — говорил он. — Наилучшая форма публичной проповеди — пение «Харе Кришна», например, на фестивалях Ратха-ятры. Пойте, танцуйте, принимайте прасад и каждого приглашайте к нам присоединиться.

— В любом случае, — говорил Прабхупада, — они не следуют даже собственному учению. Один юноша пришел ко мне и сказал, что хочет поговорить. Он сказал: «Я — христианин», но я ответил ему: «Чтобы называться христианином, ты не должен убивать».

Как-то раз Прабхупаде нанес визит некий житель Калькутты. Но, стоило ему заговорить о Кришне, Прабхупада его остановил:

— Понять Кришну очень сложно. Сначала нужно попытаться осознать, что нам грозит родиться еще раз.

— Но христиане говорят, что следующего рождения нет, — возразил гость. — В конце жизни душа отправляется либо в ад, либо в рай.

— Когда вы говорите, что душа направляется в рай, — поправил гостя Прабхупада, — это и есть следующая жизнь. Однако наука о Кришне предназначена только для самых совершенных из многих тысяч людей.

Иногда в лондонском храме останавливался некий г-н Кумар. Он тоже пришел к Прабхупаде и засыпал его вопросами. Он говорил, что хочет трудиться для ИСККОН, но ему нужны деньги, чтобы послать в Индию свою мать.

— Нет, — ответил Прабхупада, — наши преданные работают двадцать четыре часа в сутки, не получая за это ни копейки.

Г-н Кумар предложил несколько способов по улучшению ИСККОН. Преданные, по его мнению, должны повышать свой образовательный уровень, и в первую очередь, по части санскрита, чтобы стать настоящими учеными.

Прабхупада не согласился:

— Единственное, в чем мы нуждаемся, - это верность и преданность, — сказал он. — Я сам не великий знаток санскрита, но как-то тяну. И даже специалисты дают положительные отзывы. Духовный учитель моего Гуру Махараджа (Гауракишора-дас Бабаджи Махарадж) вообще был неграмотным. Однако ученик его, Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, был величайшим ученым своего времени. При этом любое слово, сказанное Гауракишорой, во всем соответствовало шастре. Мы не считаем, что нужно тратить время на изучение чего бы то ни было, чтобы стать специалистом и только потом проповедовать. Наш принцип — проповедуйте то, что знаете. Лекция утром, лекция вечером, а также чтение книг. Этого вполне достаточно.

Как-то раз преданные принесли Прабхупаде вырезку из газеты со статьей оксфордского профессора Д. Зэхнера. Выступая на религиоведческой конференции, тот назвал Господа Кришну и учение «Бхагавад-гиты» «безнравственными». Доктор предположил, что именно «Бхагавад-гита», где Кришна называет душу бессмертной, повлияла на некоего знаменитого убийцу, который, дескать, прочитав эту книгу, решил, что можно убивать. Шрила Прабхупада был возмущен невежеством профессора. На утренней прогулке он продиктовал своему секретарю те аргументы, которые нужно было включить в письмо доктору Зэхнеру.

Джордж Харрисон, общаясь с Прабхупадой, всегда вел себя очень смиренно, так же, как остальные его ученики. Однажды Прабхупада с Джорджем вместе принимали прасад – самосы, халаву, овощи, сметану и пури – приготовленные специально для них. Во время прасада Прабхупада рассказал, что некоторые вриндаванские панды (профессиональные гиды, показывающие паломникам святые места) любят поесть. Как то раз один из них так объелся, что чуть не умер, но сына своего поучал: «Во всяком случае, я умираю от переедания, а не от голода. Смерть от голода — бесславная смерть». Разговаривая с Джорджем, Прабхупада улыбался и благодарил его за подаренное поместье.

— Ты видел мою комнату? — спросил Прабхупада. — Дом-то на самом деле твой, но комната — моя.

— Нет, нет, — запротестовал Джордж, предпочитая играть роль смиренного ученика. — Это дом Кришны и ваша комната.

Когда Джордж признался Прабхупаде, что, приняв сознание Кришны, он стал терять друзей, Прабхупада сказал ему, что не стоит из-за этого беспокоиться. Он прочел Джорджу отрывок из «Гиты», где Кришна говорит о том, что постичь Его можно, только занимаясь преданным служением.

— В будущем, — сказал Джордж, — ИСККОН так разрастется, что ему понадобится свой управленческий аппарат.

Прабхупада: Я разделил мир на двенадцать зон, в каждой из которых у меня есть свой представитель. До тех пор пока они будут следовать духовным принципам, Кришна будет им помогать.

Перед уходом Джордж пообещал Прабхупаде, что окажет ему содействие в приобретении новых храмов. Позже Прабхупада заметил: «На Джорджа низошла милость Кришны».

 

В один из дней к Прабхупаде заскочил старый знакомый — Аллен Гинсберг. В выцветшей рубашке и джинсах с подтяжками, он принес маленькую индийскую фисгармонию.

— Ты не бросил повторять «Харе Кришна»? — спросил его Прабхупада.

— А как же, — ответил Аллен, — я повторяю «Харе Кришна» и кое-что еще.

Аллен спросил Прабхупаду, не хочет ли тот услышать его игру и пение? Прабхупада кивнул. Аллен заиграл на фисгармонии и запел «Ом». С каждым повтором его голос звучал все ниже и ниже: «Оооом!» Когда он закончил, Прабхупада засмеялся.

— Ты, конечно, можешь петь все, что вздумается, но только не бросай «Харе Кришна». Все остальное — сгодится, при условии, что ты повторяешь «Харе Кришна».

Затем Прабхупада созвал всех преданных, чтобы вместе с Алленом провести громкий и радостный киртан.

 

Джордж Харрисон убедил другого известного поп-певца и музыканта, Донована, встретиться с прославленным лидером Движения Харе Кришна. Донован пришел с другом, тоже музыкантом. Они прихватили с собой двух подружек в мини-юбках. В неловком молчании Донован сидел перед Прабхупадой. Прабхупада заговорил:

— В Ведах есть стих, где сказано, что музыка является высшей формой воспитания.

Он стал объяснять, как музыкант может служить Кришне.

— Поступайте так же, как и ваш друг Джордж, — сказал Прабхупада. — Мы будем давать вам темы, а вы — сочинять песни.

Прабхупада сказал, что в служении Кришне можно использовать все, даже деньги.

— Но ведь деньги материальны, — вмешалась в разговор подруга Донована.

— Что вы знаете о материальном и духовном? — ответил Прабхупада.

Он обернулся к Доновану:

— Вы понимаете, о чем я говорю?

Донован скромно ответил, что он туповат, но пытается. Подруга Донована наклонилась и что-то прошептала ему на ухо, после чего Донован встал и сказал:

— Нам пора.

Прабхупада стал настаивать, чтобы они сначала хотя бы попробовали прасад.

Как только за гостями закрылась дверь, раздался взрыв хохота. Прабхупада сказал:

— Она подумала… — и, не договорив, дал возможность закончить фразу ученикам.

— Да, — сказал Йогешвара, — она подумала, что если его привлечет Кришна, то она его потеряет.

 

Прабхупаде так понравилось проповедовать именитым гостям, что он захотел продолжать делать это повсюду. «В какое бы место я ни приехал, — писал он в письме к одному из преданных, — мои ученики должны устраивать для меня встречи с влиятельными людьми, и я буду рассказывать им о Движении сознания Кришны».

Он жил в поместье Джорджа Харрисона уже целый месяц, а до праздника Джанмаштами и церемонии установления Божеств оставалось еще несколько недель. Поэтому, когда Бхагаван попросил Прабхупаду приехать в Париж и установить там Божества Радхи-Кришны, Прабхупада охотно согласился.

* * *

Париж, 9 августа 1973 года

Преданные устроили для Шрилы Прабхупады официальный прием в ратуше. В присутствии мэра Парижа и представителей его администрации Шрила Прабхупада заявил, что если главы правительств не пытаются привить своим подданным подлинное сознание Бога, их нельзя назвать ответственными руководителями. На следующий день в репортаже об этой встрече какой-то журналист утверждал, что Свами подверг критике даже Наполеона Бонапарта.

Бхагаван: В Париже мы только что переехали в наш новый храм на Рю-ле-Суэр, 4, и нам прислали Божества Радхи-Кришны, высотой больше метра. Прабхупада велел Прадьюмне читать мантры и омывать Божества молоком, йогуртом и так далее, а сам, сидя на вьясасане, наблюдал за происходящим и давал указания. Я помогал Прадъюмне, но в какой-то момент обернулся и увидел, что Шрила Прабхупада стоит рядом и набирает жидкости в ладонь и умащает ими лотосоподобный лик Шримати Радхарани. Когда Божества поставили на алтарь, Шрила Прабхупада провел арати, а я помогал ему, подавая атрибуты, которые он предлагал Божествам.

Установив Божества, мы прошли к Шриле Прабхупаде в его комнату и стали уговаривать его дать нашим Божествам имена. Он откинулся на стуле и сказал, что наших Божеств будут звать Радха-Париж-ишвара. Затем он объяснил, что индийцы ездят в Англию за образованием, а в Париж — за удовольствиями. Он рассмеялся и сказал, что Кришна приехал в Париж, чтобы найти Себе здесь гопи, молодых француженок, потому что француженки считаются самыми красивыми на свете.

— Радхарани — такая красавица, — сказал Прабхупада. — Совсем как парижанка. Вот Кришна и приехал сюда, чтобы найти здесь эту самую красивую из гопи. Поэтому Его будут звать Париж-ишвара.

 

* * *

15 августа

Прабхупада вернулся в Лондон, где получил последнюю корреспонденцию из Индии; в деле о покупке земли для ИСККОН в Хайдарабаде появились юридические сложности. Прабхупада написал своему ученику Махамсе ответ, в котором предостерег его от «второго Бомбея». Получив информацию, что работа по строительству храма во Вриндаване продвигается успешно, Прабхупада ответил:

Я с радостью узнал, что вы всецело поглощены проектом вриндаванского храма и все время думаете, как свершить задуманное. Я тоже постоянно молюсь Кришне о том, чтобы Он даровал вам разум сделать все как следует.

В письме ученику на Гавайи Прабхупада извинялся за задержку с ответом.

Я был очень занят покупкой земли в Джуху у г-на Н. Недавно он скончался, но до этого успел создать массу проблем… Они не решены до сих пор. Но я надеюсь, что вскоре все будет улажено.

Послание в Бомбей, Тамала-Кришне Госвами, свидетельствовало, насколько сосредоточен был Прабхупада на происходящих там событиях. Хотя преданные фактически вступили во владение землей и даже отремонтировали временный храм, юридически они все еще не были там собственниками.

Если госпожа Н. не собирается продавать нам землю, каков будет наш следующий шаг? За попытку выселить нас с земли мы возбудили против нее уголовное дело, но чем это кончилось? А если она не только не собирается продавать нам землю, но и не намерена возмещать нам материальный ущерб, и ко всему прочему делает попытки прогнать нас? Как нам тогда поступить? От нее столько хлопот…

Ученикам в Майяпур Прабхупада написал:

Да, строительные работы в Майяпуре к моему возвращению должны быть полностью завершены. Когда я приеду в следующий раз, прошу избавить меня от плотников с их постоянным стуком. Мне хотелось бы остаться в Майяпуре подольше, но шум строительных работ заставил меня уехать. Я приеду, когда строительство закончится, и ни днем раньше.

Прабхупада ответил на множество писем из Америки, где преданные с возрастающим энтузиазмом распространяли книги. Их письма содержали серьезные вопросы, ответить на которые мог только их духовный учитель: насколько важно распространение книг? могут ли преданные носить в общественных местах обычную западную одежду, чтобы лучше распространять книги? что важнее: петь на улицах или распространять книги? можно ли ездить по стране на автобусах или автофургонах? позволительно ли путешествовать в фургонах с Божествами? В письмах преданные делились с Прабхупадой своим пониманием проблемы, но при этом почтительно ожидали его решения.

Движение сознания Кришны было уже немаленьким и обладало огромным потенциалом к дальнейшему росту. Авторитет Прабхупады внутри ИСККОН был столь высок, что одно письмо, полученное от него, становилось руководством к действию на многие годы вперед. Сам он, казалось бы, спокойно сидел в своей комнате в Поместье, привычно совершал омовения, принимал пищу, по вечерам встречался с гостями. Однако в это же самое время он руководил тысячами юношей и девушек по всему миру, посылая их на войну с майей.

Я не имею ничего против ношения западной одежды при распространении книг. Нет необходимости постоянно ходить в вайшнавской одежде, но шикха и тилака должны быть всегда. Но вы можете носить парики или головные уборы. Мы должны принимать все, что способствует сознанию Кришны. Иногда, в целях распространения книг, мы можем применять эти средства — главное не забывать свои принципы. Так или иначе, распространяйте книги, и если вам удается хотя бы немного вдохновить людей на повторение Святого имени, то неважно, что на вас надето.

Преданные продолжали задавать вопросы, желая прояснить, насколько применим принцип «цель оправдывает средства» к их попыткам исполнять наказ Прабхупады распространять книги в огромных количествах. Шрила Прабхупада, свободный от всякой корысти, отвечал на их вопросы с позиций чистого сознания Кришны.

Что касается вопроса о путешествующих группах санкиртаны и продажи книг, — да, нам нужны деньги. Продажа книг — вот реальная проповедь. Кто расскажет лучше, чем книга? Купив книгу, человек найдет время, чтобы ее просмотреть. Настоящая проповедь — это продажа книг. Вы должны научиться тому, как продавать книги, не вызывая у человека раздражения. Что даст ему ваша трехминутная лекция? Но если человек прочитает хотя бы страницу, жизнь его может измениться. Однако мы никого не хотим раздражать. Если вы ведете себя навязчиво и человек отворачивается – это ваш провал. Ни вы не продали книгу, ни он не смог остаться с вами. Но если он покупает книгу, то это по-настоящему успешная проповедь. Таково мнение моего Гуру Махараджа. Когда кто-то из его брахмачари продавал хотя бы один или несколько экземпляров журнала, Гуру Махараджа был очень им доволен и говорил: «Ты просто молодец». Поэтому распространение литературы — наша истинная проповедь. Если вы не можете правильно представлять эти книги, то должны винить в этом только себя. Но успех вашей проповеди будет определяться тем, сколько книг вы продадите. Если вы хотите что-то продать человеку и вдохновить его дать на служение Кришне какие-то деньги, вам нужно немного рассказать ему про то, что вы продаете. Купить книгу для человека — большая удача, ведь благодаря этому он получает шанс познакомиться с духовным знанием. Но если вы так назойливы, что люди шарахаются, значит, у вас не хватает разума.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия