Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 92 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 92 страница






Госпожа Ганди высоко оценила деятельность Шрилы Прабхупады по всему миру.

— Они — хорошие ребята, — ответил Прабхупада и попросил ее помочь с получением постоянных виз. Она согласилась, но снова заговорила о своих тревогах. Вскоре их беседа закончилась, и Шрила Прабхупада удалился.

 

Несколько дней спустя, все еще находясь в Нью-Дели, Шрила Прабхупада получил письмо от Рамешвары. Невероятно, но все шло к тому, что Би-би-ти в Лос-Анджелесе все-таки удастся выполнить указание Шрилы Прабхупады — издать за два месяца все семнадцать томов. Наборщики, редакторы, художники и рабочие экстатически завершали свой марафон, уложившись в график! Когда из типографии пришли первые книги, преданные преподнесли их Рукмини-Дваракадхише. Они плакали от счастья, снова и снова повторяя мантры, обращенные к Шриле Прабхупаде. Они чувствовали силу приказа духовного учителя и видели себя орудиями исполнения этой, на первый взгляд, невыполнимой задачи.

Сегодня наш наборщик закончил последние тома «Чайтанья-чаритамриты». В следующую среду, 20 августа, все тома уйдут в печать. Мы уже начали набирать Пятую песнь, которая будет сдана в типографию ко дню Вьяса-пуджи.

В конце письма они обещали прислать книги не позднее октября. Письмо подписали около шестидесяти преданных: «Ваши недостойные слуги из ИСККОН-пресс». От их имени Рамешвара заявил:

У нас не осталось никаких других желаний, кроме как миллионными тиражами выпускать Ваши трансцендентные книги и распространять их в каждом городе и деревне мира.

На следующий же день Шрила Прабхупада ответил им из Дели.

Что касается вашего желания издать все двенадцать песней, вы их получите – в этом нет никаких сомнений. Кришна непременно исполнит ваше горячее желание.

 

21 августа, в день явления Господа Баларамы, Рамешвара прислал Шриле Прабхупаде телеграмму.

МИЛОСТЬЮ ГОСПОДА БАЛАРАМЫ НИТЬЯНАНДЫ ПОСЛЕДНИЙ ТОМ ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТЫ СЕГОДНЯ СДАЕТСЯ ТИПОГРАФИЮ ВАШЕЙ МИЛОСТЬЮ И БОЖЕСТВЕННЫМ ПОВЕЛЕНИЕМ СВЕРШИЛОСЬ.

Несмотря на то, что Шрила Прабхупада уехал во Вриндаван, преданные сумели отправить ему сигнальные экземпляры первых томов «Чайтанья-чаритамриты» ко дню его восьмидесятилетия, 31 августа. Как только Прабхупада вернулся с церемонии, проводившейся в храме, во Вриндаван приехал преданный, который привез с собой последние шесть томов.

С наслаждением и чувством глубокого удовлетворения Шрила Прабхупада стал рассматривать новые книги. Ему понравились иллюстрации, и он сразу погрузился в чтение повествований об играх Господа Чайтаньи. Он почувствовал небывалый прилив вдохновения и даже сказал вриндаванским преданным, что подумывает о том, чтобы отказаться от всех поездок, остаться во Вриндаване и все свое время посвятить переводу книг. Преданные в издательстве ИСККОН так искренне отозвались на его просьбу, что Прабхупаде еще сильнее захотелось ответить им взаимностью. В письме «моему дорогому Рамешваре и компании» он писал:

 

Вы со всей серьезностью отнеслись к изданию и распространению этих книг. В этом — успех нашей миссии. Вы подошли к этой работе очень серьезно, и я знаю, что мой Гуру Махарадж доволен вами, поскольку именно этого он и хотел от вас. Благодаря тому, что вы сделали, все вы вернетесь домой, к Богу.

Однако желание Прабхупады обосноваться во Вриндаване и просто переводить «Шримад-Бхагаватам» пока оставалось только мечтой. Сейчас, находясь здесь, он не столько писал, сколько решал накопившиеся организационные вопросы. Четыре месяца назад он председательствовал на грандиозной церемонии открытия Кришна-Баларам-мандира, а теперь ему приходилось наглядно демонстрировать, как, согласно традиции, должен функционировать храм. Кришна-Баларам-мандир представлял собой ведический храмовый комплекс, расположенный в одном из известнейших святых мест, а потому постоянно находился на виду у местных священников и пандитов, искушенных в храмовых традициях.

Прибыв во Вриндаван, Шрила Прабхупада мгновенно выявил нарушения. Так, он обнаружил, что в гостинице, предназначенной для гостей, а не для преданных, проживают его семейные ученики со своими детьми. Прабхупада сказал, что это неправильно, и семьям было предложено подыскать себе жилье поблизости или же покинуть Вриндаван. Недостатки обнаружились и в управлении финансами, и в поклонении Божествам, и в уровне чистоты, и в поведении преданных… Вдобавок ко всему, требовалась переделка водопровода и системы канализации.

Почти каждый аспект храмовой жизни и каждый преданный требовали особого внимания Прабхупады. Даже в малейшем нарушении он усматривал корень всех проблем и тотчас на него указывал. Порой, получив выговор Прабхупады, ученики чувствовали себя уничтоженными – ведь они относились к его словам со всей серьезностью, как если бы те исходили от Самого Кришны.

Прабхупада был очень строгим прорабом. В шастрах говорится, что вайшнав «нежен, как роза, и грозен, как молния», но во Вриндаване Прабхупада проявлял качества скорее молнии, чем розы. Иногда новички воображают, что духовный учитель должен быть неизменно спокоен и удовлетворен происходящим, и именно это свидетельствует о его запредельном сознании, однако Прабхупада проявлял разные эмоции — в том числе и гнев.

Согласно «Бхагавад-гите», материальная форма гнева (кродха) возникает тогда, когда похоть (кама) не находит полного удовлетворения, поэтому истинный садху, лишенный похоти, не подвержен гневу.

Но вайшнавский поэт Нароттама-дас Тхакур утверждает, что в служении Кришне можно использовать и гнев. Он приводит в пример Ханумана, вечного слугу Господа Рамы, обрушившего свою ярость на Равану и других демонов, врагов Господа. А Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит, что преданный не вправе безропотно сносить поношения в адрес Кришны или Его слуг – вайшнавов. В таких случаях трансцендентный гнев вполне оправдан. Кришна специально разжигал гнев в опустившем оружие Арджуне, призывая его сражаться. Битва на Курукшетре была всецело духовна, тогда как отказ Арджуны от сражения — материален.

Среди сентименталистов и имперсоналистов, однако, существует мнение, что садху не должен поддаваться гневу. Когда на фестивале в Дели, в большом пандале, Шрила Прабхупада позволил себе гневные слова в адрес оскорбителя Кришны, многие из присутствующих пришли в замешательство, а кое-кто даже покинул собрание.

Но ученики Прабхупады относились к его гневу с пониманием и даже приветствовали его — теоретически. На практике же вытерпеть это было далеко не просто. Духовный учитель должен пробивать ложное эго ученика, чтобы занять его в чистом преданном служении, поэтому гнев гуру полезен для ученика. Согласно Чанакье Пандиту, к сыновьям и ученикам нельзя проявлять снисхождения. Поблажки их только портят.

Однако во Вриндаване гнев Прабхупады носил не только воспитательный характер – того требовали обстоятельства: он хотел заложить прочный фундамент для своего храма и надеялся, что ученики достаточно преданы ему, чтобы вынести боль наказания и правильно его воспринять — как милость.

Предметом особой заботы Прабхупады было присутствие учеников на утренней программе. Он строго спрашивал с президента за регулярные «прогулы» отдельных преданных. Он говорил, что мангала-арати очень важно, и посещать его должен каждый. Не меньшее значение Прабхупада придавал и пунктуальности. Так, мангала-арати может проводиться в разное время, в зависимости от сезона, но всегда должно начинаться за полтора часа до восхода солнца.

Утренние прогулки Прабхупада планировал таким образом, чтобы вернуться в храм за несколько минут до открытия алтаря и получить даршан Божеств. Как-то поутру, стоя в окружении преданных перед закрытым алтарем, Прабхупада взглянул на часы.

— Сколько сейчас времени? — спросил он у Акшаянанды Свами. Зная пунктуальность Прабхупады, Акшаянанда ответил:

— Семь часов тридцать минут тридцать секунд.

— Как трудно быть брахманом — уже на тридцать секунд опоздали, — покачав головой с видом покорности судьбе, сказал Прабхупада. — Почему они так долго одевают Божества?

— На это уходит полтора часа, — пояснил Акшаянанда.

— Они просто лентяи.

— А за какое время это нужно делать, Шрила Прабхупада?

— Максимум за полчаса, — ответил Прабхупада.

Акшаянанда поразился — он не знал пуджари, который уложился бы в столь короткий срок — и промолчал.

— А что тут сложного? — уверенно сказал Прабхупада. — Полчаса, самое большее.

Едва прибыв в храм, Прабхупада заметил, что дворик перед главным входом недостаточно чист.

— Почему здесь не убрано? — строго спросил он. — Вы должны до рассвета навести здесь порядок. Я хочу, чтобы дворик был чист.

Комендант храма, молодой австралиец английского происхождения Хари-шаури, считался ответственным за чистоту, однако большую часть работы ему приходилось выполнять самому. Узнав о замечании Прабхупады относительно дворика, он твердо решил, что будет поддерживать порядок сам. Сразу после окончания мангала-арати он выбегал во дворик, выливал на ступени и вымощенную каменными плитами площадку ведро воды и принимался неистово орудовать большой шваброй – так чтобы к приходу Прабхупады все сияло. К возвращению Прабхупады с прогулки все дорожки вокруг храма были чисты. Шрила Прабхупада ничего больше не говорил по поводу дворика, и это было расценено как хороший знак.

Многих усилий стоило Прабхупаде приучить преданных вовремя звонить в колокол на храмовой колокольне, и вообще звонить в колокол в храмовой зале. Прабхупаде очень хотелось, чтобы своим звоном большой колокол отбивал каждые полчаса и час. Звонить должен был храмовый сторож, чхаукидар, а Гунарнаве было поручено его контролировать. Но перебои со звоном неделя за неделей продолжались (особенно по ночам, когда чхаукидар имел привычку засыпать).

Для Шрилы Прабхупды этот беспорядочный звон был свидетельством невысокого уровня управления вриндаванским храмом.

— Я сужу о здешних порядках по звону колокола, — давал понять он.

Если ночной сторож спит, а управляющие храма не в состоянии выполнить простое требование, разве смогут слаженно функционировать храм и гостиница, со всеми их проблемами? Пытаясь решить вопрос с колоколами, Акшаянанда Свами и Гунарнава уже несколько раз сдавались – тем более, на них и без того висело много других обязанностей

Но Шрила Прабхупада был неумолим. Когда звон запаздывал хотя бы на несколько минут, он сразу начинал выяснять причину. Ночами не спал, как правило, один только Прабхупада, но он сразу же будил Акшаянанду или еще кого-нибудь и делал им выговор за то, что колокол молчит. Как-то раз, в полночь, Прабхупада поднял Харикешу – секретаря, сопровождавшего его в поездках.

— Слышишь? — спросил он.

Харикеша напряг слух.

— Нет, не слышу.

— В самом деле не слышишь? — повторил вопрос Прабхупада.

— Простите меня, но — нет.

— В этом-то и проблема! Иди. Разбуди чхаукидара и заставь его отзвонить!

В темноте Харикеша отправился к звонарю, разбудил его и заставил ударить в колокол, а затем вернулся спать. Уснул и звонарь.

В половине первого ночи Прабхупада снова позвонил в колокольчик.

— А сейчас ты что-нибудь слышал?

— Нет, Прабхупада, — ответил Харикеша.

— Тогда иди и разбуди его снова!

Но звонить в колокол нужно было не только вовремя, но и правильно. Языки тяжелых бронзовых колоколов приводились в движение с помощью веревки. Прабхупада хотел, чтобы храмовый колокол звонил непрерывно в течение всего арати и киртана, и чтобы ввести это в практику, Гунарнаве потребовалось несколько недель.

С колоколом, что был под куполом храма, были особые проблемы, поскольку веревка, привязанная к его языку, терлась о каменную стену, отчего быстро рвалась. Толстый канат, который достал Гунарнава, лишь нарушал чистоту звучания и делал звук неровным, и Прабхупада сразу же это заметил. Гунарнава повесил цепь — оказалось слишком тяжело, нейлоновую веревку — порвалась. Вриндаван был небогат хорошими материалами, поэтому любые переделки приводили к простоям, порой по нескольку дней. Задача казалась неразрешимой.

Тогда Прабхупада предложил Гунарнаве попробовать воспользоваться блоком. Но тот почему-то пренебрег его советом, решив, что веревка будет слетать со шкива. Когда кто-то из преданных все же купил блок, Гунарнава велел вернуть его в магазин.

Когда Прабхупада, пригласив к себе Гунарнаву, поинтересовался, где блоки, тот ответил, что они не пригодились.

— Негодяй! — рассердился Прабхупада. — Я прошу тебя купить блоки, а ты сдаешь их обратно!

Гунарнава попросил прощения и тут же сбегал за блоком. Но и он не помог. Тогда Гунарнаву осенила идея использовать кронштейн с отверстием. Следующим утром, выйдя из комнаты, Прабхупада прошел к фасаду храма, чтобы проверить колокол. Для Гунарнавы и других вся эта возня с колоколом становилась уже невыносимой.

— Давайте-ка послушаем, как звучит колокол, — сказал Прабхупада.

Что есть сил натягивая веревку, кто-то из преданных стал бить в колокол.

— Нет, не годится, — заключил Прабхупада.

Когда Гунарнава показал ему деревянный кронштейн с отверстием, Прабхупада одобрил идею. Гунарнава даже попытался улучшить работу устройства, смазав отверстие маслом. На какое-то время это помогло, затем веревка вновь оборвалась.

 

Беседы на утренних прогулках, как правило, касались организационных и административных вопросов. Прабхупада наставлял преданных в том, как избежать обмана, сохранить и накопить деньги, поддерживать в храме чистоту и т.д. Для учеников эти утренние прогулки не всегда были приятным времяпрепровождением – ведь слова Прабхупады были обращены к конкретным лицам и, как правило, носили характер критики.

 

Однажды утром Гунарнава пригласил Прабхупаду посмотреть на новую витрину с книгами. Искренне желая порадовать своего духовного учителя, преданные разместили витрину прямо внутри главного входа в храм, снабдив ее встроенной подсветкой и прилавком.

Организованная экспозиция была для управляющих храма предметом гордости. Подсветка работала, книги были расставлены очень аккуратно. Гопала Кришна, секретарь Джи-би-си по Вриндавану, также присутствовавший при осмотре витрины, в разговоре с Прабхупадой поделился мнением, что храм этот — первоклассный, и дела в нем идут хорошо. Вслед за ним достоинства витрины стали расхваливать Акшаянанда Свами, Гунарнава и другие. Но все это время молчавший Прабхупада неожиданно вспылил.

— Вы говорите, что все замечательно, но я-то вижу, что все из рук вон плохо! Взгляните-ка туда! — и он ударил тростью об пол, затем поднял ее, указывая вверх.

— Я преодолел шесть тысяч миль, чтобы ткнуть вас носом в птичье гнездо?

Присутствующие преданные, подняв головы, и впрямь увидели в люстре большое птичье гнездо с торчащей соломой. Только сейчас все заметили, насколько это грязно и неприглядно.

В своих письмах и книгах Шрила Прабхупада неоднократно объяснял, что одна из обязанностей духовного учителя — вскрывать недостатки учеников, даже если они незначительны. Перед лицом духовного учителя настоящий ученик всегда чувствует себя глупцом, лишенным духовного знания, а потому принимает полученные от учителя замечания как милость.

Как-то раз Шрила Прабхупада пригласил к себе руководителей храмов. Жалуясь на непомерные расходы во Вриндаване (а сейчас – и в Бомбее, где строительство только начиналось), он ждал от них не эмоций, а практических советов.

— Вы проматываете деньги здесь, — говорил он, — а Сурабхи — там. Как это остановить? Что вы предпримете?

Никто не знал, что сказать. Воцарилось долгое молчание.

— Станем сознающими Кришну! — наконец предложил Акшаянанда.

— Непрактичное предложение! — громко резюмировал Прабхупада. Акшаянанда Свами регулярно получал «удары молнии», но это ничуть не умаляло его желания общаться с духовным учителем. На одной из утренних прогулок Прабхупада говорил, что климат во Вриндаване очень суров – как летом, так и зимой, когда холоду сопутствуют дожди.

— Но Прабхупада, — сказал Акшаянанда, — даже если с неба хлынут потоки испражнений, мочи, гноя и крови, мы ведь все равно должны остаться во Вриндаване?

Прабхупада озорно улыбнулся:

— О, а что — обещают?

Преданные расхохотались.

 

В другой раз Акшаянанда Свами спросил:

— Правда ли, что, согласно шастрам, тот, кто опорожняет кишечник один раз в день — это йоги, тот, кто два — бхоги (чревоугодник), а тот, кто три — роги (больной)?

— Правда, — подтвердил Прабхупада, продолжая шагать, и немного погодя добавил. — Только не пытайся опорожнять кишечник раз в день.

— Аччха! — ответил Акшаянанда.

Шрила Прабхупада улыбнулся:

— Думаешь, что если испражняешься раз в день, значит ты йог?

 

Хари-шаури нечасто общался со своим духовным учителем. Но однажды во Вриндаване Прабхупада пригласил его к себе, чтобы указать на одно серьезное нарушение. Дело было в том, что, будучи комендантом храма, Хари-шаури попросил незнакомого пожилого человека не есть в храме прямо перед Божеством. Старик обиделся, и за него вступился какой-то молодой бенгалец крикнувший Хари-шаури, что тот не имеет права критиковать в храме кого-либо. Хари-шаури попытался не обращать на него внимания, но бенгалец не унимался, угрожая вышвырнуть его из храма и срезать ему шикху. Дело закончилось тем, что Хари-шаури заломил юноше руку и велел чхаукидару его выдворить. Весть о случившемся быстро достигла Прабхупады, и он послал за Хари-шаури. «Это не к добру, — подумал Хари-шаури. — Духовный учитель впервые зовет меня к себе, да еще и по такому неприятному вопросу».

Прабхупада не стал сразу отчитывать Хари-шаури, а попросил его изложить собственную версию случившегося. Благодарный, Хари-шаури начал свой рассказ. Когда он дошел до того места, где пожилой человек пожелал обратиться к кому-то из старших, а он, Хари-шаури, указал на себя как на коменданта храма, Шрила Прабхупада его прервал.

— Хммм, — Прабхупада пронзительно посмотрел на ученика. — Комендант храма не значит «верховный главнокомандующий». И с чего ты взял, что перед Божествами нельзя вкушать прасад?

Хари-шаури не смог вспомнить точно и смущенно пробормотал:

— По-моему, я прочел это в одной из ваших книг, Шрила Прабхупада.

— Хммм, — Прабхупада вновь взглянул на него.

Он понимал, что оплошность ученика вызвана невежеством. Он не так давно приехал в Индию и не сознаёт, к каким последствиям могут привести его действия. На самом деле, учитывая тонкость отношений между преданными ИСККОН и жителями Вриндавана, Хари-шаури должен был стерпеть оскорбление. Это была ошибка, продиктованная незнанием, но неведение не служит оправданием.

— Ты совершил тяжкое оскорбление, — заключил Прабхупада. — Юноша пойдет и расскажет людям, как иностранцы выгнали его из храма. Это никуда не годится.

Прабхупада строго взглянул на Хари-шаури и приказал:

— Узнай, где он живет, и приведи его сюда. Уговори его вернуться.

Хари-шаури сбился с ног, весь день разыскивая молодого бенгальца, который предположительно остановился в гостинице в Матхуре. Но поиски были тщетны. Не солоно хлебавши, он вернулся в храм. К нему тотчас прибежал преданный – сказать, что Прабхупада зовет его к себе.

— О-ох-ох, — тяжело вздохнул Хари-шаури, — теперь уж мне точно несдобровать….

Комната Прабхупады была полна народу.

— Юноша сам пришел, — сказал Прабхупада, и, посмотрев вокруг, Хари-шаури вдруг увидел среди гостей молодого бенгальца.

— Харе Кришна, — сказал юноша и улыбнулся. Они обнялись, и стали друг перед другом извиняться.

— А теперь угости его фруктами, — сказал Прабхупада Хари-шаури, указывая на стоящую на полу корзину фруктов. Отпустив ребят, он продолжил проповедовать собравшимся гостям. Неприятность была улажена, но лишь усилиями Прабхупады, который сам изменил настроение бенгальца.

 

Дайви-шакти, одной из учениц Прабхупады во Вриндаване, также посчастливилось навлечь на себя критические замечания своего учителя. Она возглавляла преданных, убиравших апартаменты Прабхупады. Как-то раз он заметил, что зеркало протерто недостаточно тщательно, и спросил, кто за это отвечает.

— Дайви-шакти, — сказал слуга.

— Разве может она одна уследить за всем? — ответил Прабхупада. Замечание было сделано в мягкой форме – гораздо более снисходительно, чем в отношении руководителей храма, но Дайви-шакти восприняла это как указание быть намного более внимательной к деталям в своем служении.

 

Повар с кухни Божеств, Кишори-деви-даси, обратилась к Шриле Прабхупаде с некоторыми вопросами по своему служению.

— Готовь для Кришны, как для молодого человека с хорошим аппетитом, — посоветовал он. — Кришне нужно подавать десять пури, четыре чапати, много риса, две самосы, две качаури, две вады и по две сладости каждого вида. Блюда нужно подавать горячими. Ну, вот, теперь ты должна всех научить готовить. Поделись со всеми полученным знанием.

 

В обязанности Кишори также входило в полдень приносить для Шрилы Прабхупады гирлянду. Чтобы гирлянда была прохладной, Кишори сбрызгивала ее водой. Два дня Прабхупада молчал, но на третий — не выдержал.

— Унеси гирлянду. Зачем ты брызгаешь на нее водой? Это очень неприятно.

Другой преданный, Вишала, придумал для себя весьма экстравагантное служение. Он вставал у ворот и, когда Прабхупада проходил мимо, громко декламировал санскритские стихи. Как-то утром Прабхупада приблизился к воротам в грозном расположении духа, а Вишала по своему обыкновению вышел ему навстречу, громко читая стихи.

— Почему бы тебе не заняться чем-нибудь полезным? — отрезвил его Прабхупада. — Убери-ка эту лужу!

 

Ежедневно Шрила Прабхупада дегустировал блюда, которые готовились для постояльцев гостиницы, и часто давал советы, как улучшить их качество. Нава-йогендра каждый день приносил Прабхупаде из ресторана поднос и записывал его отзывы по каждому блюду. На следующий день повара должны были учесть замечания Прабхупады.

Так происходило во всех подразделениях храма. Даже сидя в машине, он спрашивал преданных:

— Вы регулярно ее смазываете? Ухаживаете, как положено?

 

— Другие храмы — тоже мои дома, но вдали от родного дома, Вриндавана, — говорил Прабхупада.

Тем же, кто решался поселиться с ним рядом, приходилось мириться с его неусыпным контролем и беспощадной критикой. Они должны были быть готовы к тяжелому труду и аскезам. Но особые аскезы влекут за собой и особые благословения! Когда кто-то из преданных попросил позволения сложить с себя свои обязанности во Вриндаване и отправиться на Запад, чтобы основать там ферму, Прабхупада ответил, что даже если он организует двадцать ферм, это не будет настолько важным, как если бы он остался во Вриндаване. В конце концов, для тех, кто выстоял, трудности обернулись нектаром. Как говорил Бхактивинода Тхакур: «Сталкиваясь с трудностями в служении, я обретаю в них источник счастья».

 

На Радхаштами Шрила Прабхупада заложил первый камень в фундамент большой гурукулы, примыкающей к Кришна-Баларам-мандиру. В будущем, говорил он, гурукула должна принимать до пятисот учеников со всех концов земли. Величественный храм с гостиницей, а впоследствии и гурукула, по планам Прабхупады, привлекут во Вриндаван, под сень Господа Кришны огромное количество людей. Ради этой цели Прабхупада был готов пожертвовать всем – даже спокойной жизнью, посвященной литературным трудам. Но и от своих учеников он ожидал немалой жертвы.

 

* * *

 

Постоянные разъезды, сказал Шрила Прабхупада, становятся для него все более обременительны. Такова была одна из причин его возвращения в Индию. Но это вовсе не означало, что отныне он собирался сидеть на одном месте. Ведь если он прекратит поездки, созданная им организация утратит свою жизнеспособность. А потому он собирался путешествовать и дальше, невзирая ни на какие неудобства. Ученики со всех концов света постоянно просили его приехать, и вот недавно Пушта-Кришна Свами пригласил Прабхупаду в Южную Африку. Заручившись согласием своего духовного учителя, Пушта-Кришна быстро запланировал на октябрь большую трехнедельную программу в Дурбане и Йоханнесбурге, состоящую из десяти фестивалей и других мероприятий.

Прабхупаду просили приехать и преданные с Маврикия, где преобладает индусское население. Они сообщали, что с ним хочет встретиться сам премьер-министр. Прабхупада принял их приглашение. Он покинул Вриндаван и направился в Африку, с краткими остановками в Дели, Ахмедабаде и Бомбее.

 

Маврикий

1 октября 1975 года

Оказавшись в стороне от административных хлопот, Прабхупада с удовольствием принялся проповедовать заинтересованной аудитории. Знакомство с прессой и правительственными чиновниками Маврикия прошло весьма успешно, хотя большинство вопросов на публичных программах выдавали недостаток искреннего интереса к духовному знанию.

— Необходимо ли быть вегетарианцем?

— А правда, что душа скрывается в третьем глазе?

— Вы, кажется, чересчур догматичны. Неужели вы нисколько не сомневаетесь в своей философии?

Но в целом публика была почтительна и считала Прабхупаду подлинным духовным лидером. Его визит продлился неделю.

 

Дурбан

5 октября

Это был первый приезд Прабхупады в Южную Африку. На протяжении двух лет преданные безуспешно пытались добыть ему визу, однако правительство с опаской относилось к иностранным миссионерам, и бюрократические проволочки затягивались на долгие месяцы. Преданным даже пришлось послать властям несколько книг Прабхупады для ознакомления.

Каждый вечер в течение недели Шрила Прабхупада давал публичные лекции. Аудитория всякий раз насчитывала не менее тысячи слушателей, большинство из которых составляли индусы, но было немало и белых. После лекции в университете Дурбана, Вествилле, один из преподавателей попытался дискредитировать философию Прабхупады.

— Это всего лишь точка зрения индуизма! — заявил он.

Прабхупада попытался еще раз объяснить, что принципы сознания Кришны универсальны и научны, но оппонент стоял на своем. Ректор университета, профессор С. П. Оливер, напротив, воспринял выступление Прабхупады доброжелательно, и после лекции между ними состоялась продолжительная беседа.

— Мне думается, вы правы, — начал доктор Оливер, — но из всей сегодняшней аудитории лишь несколько человек поняли, что то, что вы старались объяснить, есть научная реальность.

 

Йоханнесбург

12 октября

Встреча Шрилы Прабхупады в аэропорту Йоханнесбурга стала для Южной Африки событием, доселе невиданным: белые люди кланялись индийцу! Ученики арендовали для Прабхупады желтый «мерседес-бенц» и, не встретив никаких возражений, припарковали его в месте, предназначенном лишь для машин государственных чиновников и других высокопоставленных лиц. Когда Шрила Прабхупада вышел в вестибюль, преданные осыпали его лепестками цветов, а несколько молодых европейцев из толпы склонились перед ним. Впечатленные такой торжественностью, полицейские отдали Шриле Прабхупаде честь и почтительно открыли перед ним дверцу его «мерседеса».

В Йоханнесбурге, как и в Дурбане, лекции Прабхупады имели большой успех. Он очень хотел, чтобы на этих программах распространялись его книги, и даже подходил к книжным киоскам, чтобы спросить у учеников, как идет торговля. Ему хотелось, чтобы книги брали не только индусы, но и европейцы.

Прабхупада резко выступал против расовой дискриминации, однако, в отличие от Махатмы Ганди, арестованного в Южной Африке за откровенные высказывания, во всем ссылался на авторитет Священных писаний.

— Что это еще за деление на белых и черных? — возмущался он. — Это чепуха — мировоззрение, основанное на отождествлении себя с телом!

В Южной Африке заявления подобного рода могли быть с легкостью восприняты как политическая провокация, однако все присутствующие по достоинству оценили слова Прабхупады, понимая, что говорит он исключительно с духовного уровня.

Риддха, один из южноафриканских учеников Прабхупады, спросил у него с глазу на глаз, как быть с проявлениями расизма в Йоханнесбурге.

— Есть только один способ, — объяснил Прабхупада, — всеобщая хари-нама-санкиртана.

На вопрос Риддхи об организации сельскохозяйственной общины он ответил:

— Не торопитесь в деревню, проповедуйте в городах.

В целом, Прабхупада был очень доволен тем, что сделали за столь короткий срок в Южной Африке его ученики.

Пока Прабхупада проповедовал в Йоханнесбурге, Рамешвара со своей командой сдержали слово и вскоре вручили своему духовному учителю два тома Пятой песни «Шримад-Бхагаватам». Взяв книги с собой на лекцию в Университет, Шрила Прабхупада зачитывал цитаты из них, когда говорил о наставлениях Господа Ришабхадевы. Он начал со стиха, в котором Ришабхадева призывает своих сыновей не растрачивать жизнь на чувственные удовольствия.

 

Маврикий

24 октября

Прабхупада приехал на Маврикий, чтобы встретиться там с премьер-министром страны. В качестве дружественного жеста премьер-министр предоставил Шриле Прабхупаде на время его пребывания на острове машину с шофером. В один из дней Прабхупада решил отправиться на прогулку за город. Когда он уже собрался было сесть в машину с правой стороны, Пушта-Кришна Свами попросил:

— Шрила Прабхупада, сядьте, пожалуйста, с другой стороны. Так безопаснее.

Прабхупада послушно перешел на другую сторону. С полчаса они ехали по живописной местности, мимо полей сахарного тростника, затем дорога пошла в горы, возвышавшиеся над океанским побережьем. В одном месте они остановились и немного прошлись по краю нависшего над морем утеса. Когда они вернулись к машине, Брахмананда Свами открыл было дверь с правой стороны, но Прабхупада, повторяя слова Пушта-Кришны, сказал:







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия