Студопедия — Типы инвесторов 45 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 45 страница






Джон сказал, что его ждут дела, извинился и направился к выходу, за ним поднялись и остальные. Спускаясь по лестнице, Йоко повернулась к Джону и сказала:

— Посмотри, как просто он живет. А ты бы так смог?

 

Вечером Прабхупада общался со Шьямасундарой, Малати, Гуру-дасом, Ямуной, Мукундой и Джанаки — тремя семейными парами. После года разлуки они счастливы были вновь находиться рядом с духовным учителем, а он был счастлив быть с ними. В основе той любви, которой они обменивались, и того удовлетворения, которое приносило им это общение, лежало их общее желание — укоренить в этом стратегически важном городе Движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Теперь, когда Прабхупада в Лондоне, темп их работы под его умелым руководством должен только увеличиться – отныне он каждый день может учить их, как лучше организовать в Лондоне проповедь, а они по мере необходимости могут ему отчитываться. Вдобавок, женщины получили возможность непосредственно ему служить — убирать квартиру, стирать и гладить одежду и готовить для него.

— Теперь в Англии никто не может позволить себе иметь такой дом, — сказал Прабхупада. — Англия уже не та. Теперь этим поместьем владеют юноши. И мы тоже здесь.

— Прабхупада, — сказал Шьямасундара, — вчера было продано пятьдесят тысяч экземпляров нашей пластинки.

— О! — глаза Прабхупады округлились. — Очень успешный бизнес!

Прабхупада сказал, что и силы, и деньги нужно направить на то, чтобы открыть в городе храм. Сейчас они расположились со всеми удобствами в богатом поместье в пригороде, и, естественно, должны сделать все возможное, чтобы как можно сильнее вовлечь этих «звезд» — своих хозяев — в служение Кришне. Но главная задача — открыть в Лондоне храм. Бхактисиддханта Сарасвати предпочитал строить храмы в городах с большим числом жителей. Конечно, если Джон подарит этот участок Кришне, и преданные, как и в Новом Вриндаване, смогут держать здесь коров и возделывать землю, то это другое дело. Нужно просто посмотреть, чего хочет Кришна.

Прабхупаду огорчало то, что некоторые его ученики вынуждены целыми днями работать над восстановлением поместья, чтобы иметь возможность здесь оставаться. Он сказал, что брахманы и вайшнавы заняты очень важным и серьезным делом — они постигают духовное знание и учат этому других, поэтому заслуживают уважения и поддержки со стороны других. Условия их проживания в Титтенхерсте больше походили на бизнес, чем на благотворительность. Но это была временная ситуация – ее надо было просто перетерпеть.

Прабхупада обсудил со Шьямасундарой, Мукундой и Гуру-дасом трудности, возникшие у них в связи с получением разрешения на заселение и с ремонтом храма в центре города. Он сказал, что Шьямасундара прав, начав реставрацию храма; Кришна защитит вложенные в это дело средства. Узнав, что они договорились о серии публичных лекций, которые заставят его остаться в Лондоне на три месяца, Прабхупада улыбнулся. Он ответил, что будет счастлив остаться в Англии на любой срок и проповедовать, пока центр в Лондоне не откроется.

Прабхупада похвалил своих лондонских первопроходцев за успехи на том поприще, на котором его духовные братья-санньяси потерпели фиаско. Он объяснил им, что причина этого успеха в том, что они с верой повторяют «Харе Кришна». Они не были великими учеными или отрешенными монахами, но обладали твердой верой в Святое имя и в приказ духовного учителя. Прабхупада сказал, что и сам он не такой уж великий ученый, но у него есть непоколебимая вера, без которой не достичь успеха на духовном пути.

Преданный может отправиться куда угодно и сделать там очень многое, объяснял Прабхупада, но если сердце его не свободно от корыстных мотивов, ему не удастся посеять семя бхакти в сердцах других. Прабхупада вспомнил Шивананду, который в одиночку поехал в Гамбург и сейчас изо всех сил там старался, с верой в своего духовного учителя. Кришна благословил Шивананду, немного его вознаградив: в помещении бывшего магазина Шивананде удалось открыть храм. Пришли новые преданные, заинтересовался один профессор, гости приходят и поют «Харе Кришна». Даже в одиночку проповедник может достичь многого ради Кришны, если в нем нет стремления к удовлетворению чувств и желания получить выгоду, снискать почет или стать популярным.

 

Шрила Прабхупада поднялся рано – около часу ночи – и принялся надиктовывать свою новую книгу — «Кришна, Верховная Божественная Личность». Эта книга, начатая им восемь месяцев назад в Лос-Анджелесе, представляла собой изложение Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам». Начав в 1959 году с Первой Песни, Прабхупада переводил стихи «Бхагаватам» один за другим — делал латинскую транслитерацию, потом пословный перевод, литературный перевод на английский, а в конце добавлял свой комментарий. Но эта новая книга была полностью на английском: переводы и комментарии в ней сплетались воедино, в удивительные духовные истории.

Прабхупада по-прежнему работал над основным переводом «Бхагаватам» - над Третьей Песнью, методично переходя от одного стиха к другому, и чтобы такими темпами дойти до Песни Десятой, понадобилось бы много лет. Но он не знал, сколько жизни ему отпущено, и сама мысль о том, чтобы уйти, не оставив в этом мире авторитетного и интересного изложения Десятой Песни, была для него нестерпимой. Десятая Песнь, в которой описываются игры Господа Кришны на Земле, является кульминацией «Шримад-Бхагаватам» и сладчайшим нектаром духовной литературы. У него набралось уже достаточно рукописных страниц, чтобы напечатать первый том со множеством цветных иллюстраций, которые он поручил нарисовать своим художникам. Однако печать такой книги стоила немалых денег, а их у Прабхупады не было. Но, полностью положившись на Кришну, он продолжал быстро переводить в тиши раннего утра.

В половине пятого пришел Пурушоттама, секретарь Прабхупады, в сопровождении Ямуна-даси. Он предложил Радха-Кришне — небольшим Божествам Прабхупады — арати а Ямуна, горя желанием научиться этому делу, за ним наблюдала. Прабхупада пропел молитвы, подыгрывая себе на фисгармонии.

Пока Прабхупада проводил свою мангала-арати, в храме на общую церемонию собралось около десяти преданных. Идя по влажной дорожке к храму, они чувствовали дуновение холодного воздуха и слышали звон колокольчика и пение Прабхупады. Сквозь предрассветный туман можно было разглядеть свет в его окне, на втором этаже, а само здание в темноте напоминало фонарь. Мистические звуки фисгармонии струились сквозь кроны деревьев.

Тем же утром, чуть позже, преданные принесли своему духовному учителю несколько статей из свежих газет, освещавших его прибытие в Лондон. «Дейли Скетч» под заголовком «Приезд Его Божественной Милости Абхай-Чарана Бхактиведанты Свами» напечатала тридцатисантиметровое фото Прабхупады, играющего на караталах. В газете «Сан» вместе с фотографией Прабхупады и преданных появилась статья «Счастье — это Харе Кришна». А «Дейли Миррор» напечатала фотографию малышки Сарасвати и одного из старших преданных.

Однако в «Дейли Телеграф» была статья несколько другого характера. Она называлась «Протесты против индуистского храма». «Министерство общественных зданий и их обслуживания расследует дело о реконструкции здания в Блумсбери для использования его под индуистский храм» — так начиналась статья. Соседи преданных на Бери-Плейс были явно недовольны ремонтными работами, которые проходили там последние две недели. В статье приводились слова члена Камденского совета: «Если им откажут в разрешении на перепланировку, они потеряют большие деньги».

Прабхупада сказал, что преданные должны сделать все от них зависящее, чтобы избежать проволочек и препятствий, которые могли бы помешать открытию храма и установлению Божеств Радхи и Кришны. Он посоветовал им вести ежедневную планомерную работу с чиновниками, чтобы получить разрешение, а Шьямасундара тем временем пусть продолжает ремонтные работы на Бери-Плейс.

Искусство дипломатии было для Прабхупады делом не менее духовным, чем перевод книги «Кришна» или пение перед Божествами. Он был серьезен и строг; и ученики чувствовали это, когда внимательно, как будто видя их насквозь, он смотрел на них своим проницательным взглядом, чтобы понять, усвоили ли они его наставления. Его суровость - неотъемлемое качество гуру - была важной составляющей их отношений с ним. Они были молоды и неопытны, а он ставил перед ними задачу, для выполнения которой требовался немалый опыт — как духовный, так и житейский.

Будучи скромными слугами и посланниками Прабхупады, его ученики впитывали в себя эту серьезность. Они тоже «тяжелели». Они тоже становились преданными слугами своего гуру. Невыполнение важного приказа по наивности или невнимательности было чревато духовной дисквалификацией. Прабхупада часто говорил им, что вайшнав — это не тот, кто удалился от жизни, чтобы просто спать, есть и повторять «Харе Кришна». Нет, вайшнав сражается ради Кришны, как Арджуна или Хануман. И если преданный делает все, что в его силах, действует, полностью предавшись Кришне, Кришна поддержит и защитит его.

 

С рассветом для Прабхупады наступало время утренней прогулки. Холодная сентябрьская ночь укрыла зарю пеленой густого тумана. Низины в это время года были затоплены – даже на возвышенностях густая трава до середины утра оставалась мокрой.

— Этот климат мне совсем не подходит, — признался Прабхупада.

Но он слышал о красоте здешних мест и настоял на том, чтобы утром, как обычно, прогуляться.

Историю Титтенхерста можно проследить вплоть до семидесятых годов восемнадцатого столетия. Тогда поместье славилось разнообразием своих деревьев и кустарников — это была одна из самых необычных ботанических коллекций Англии. И по сей день эти места украшали величественные кипарисы, плакучие буки, тополя, королевские пальмы, красные деревья, разнообразные сосны, араукарии, вишни и яблони. Один кипарис в высоту достигал почти сорока метров, а красные деревья — и того больше. Кусты и лианы образовывали густые заросли. Рядом с главным зданием росли сотни рододендронов, там же симметрично раскинулся розовый сад и несколько фонтанов. Обладатель поместья располагал и собственным прудом, в котором водились золотые рыбки и окуни, и несколькими теплицами для выращивания винограда и персиков. Хозяева сада, цветущего круглый год, из поколения в поколение заботливо ухаживали за ним: прошлый владелец содержал для этой цели два десятка садовников. Джон, однако, сознательно ничего не обрезал и не подстригал, позволяя растениям естественно разрастаться.

Прабхупада вышел в утреннюю дымку, ступив на высокую, мокрую траву. Он был одет почти во все черное — на нем была русская шапка-ушанка и высокие резиновые сапоги. Черное, до пят, пальто, подаренное ему преданными в Германии, покрывало его дхоти и свитер, лишь иногда приоткрывая краешек шафрановой ткани.

Прабхупада, в сопровождении нескольких учеников, прошел мимо фонтана, расположенного у главного здания, и вошел в рощу. Лозы и кусты подступали все ближе, тропинка сузилась и вывела их на открытый луг, который когда-то был ухоженным газоном, но теперь превратился в поле, покрытое зарослями высокой травы. Часть земли была перекопана экскаваторами — ходили слухи, что скоро здесь построят вертолетную площадку.

Покатый луг спускался к фруктовому саду. Деревья уже почти облетели, и первые лучи восходящего солнца играли на золотом осеннем ковре у ног Прабхупады. Он остановился под деревом и смотрел, как рассеянный солнечный свет окрашивает небо в золотистые тона.

— Когда я был маленьким, — сказал он, — у меня было много имен. Мой дядя по матери называл меня Нанду, потому что я родился на следующий день после явления Кришны, и в этот день был большой праздник. Меня назвали Нанду, потому что я родился на день позже Кришны. А еще меня называли Говардхана. Моя сестра звала меня Коча. У меня было столько имен! В детстве все мы были очень красивыми. Детям всегда дают много имен. Но где сейчас все эти имена?

Он повернулся и пошел дальше, больше ни словом не обмолвившись на эту тему.

Прабхупада говорил об английской экономике, которая, по его мнению, шла на дно из-за обесценивания фунта. Многие английские лорды нажили свои состояния, эксплуатируя представителей других наций; теперь же, когда запас их хорошей кармы исчерпан, они пожинают горькие плоды своих грехов. Они так обеднели, что уже не в состоянии поддерживать свои роскошные поместья.

— В одном только саду у них было семнадцать работников, которые трудились день и ночь, — воскликнул Прабхупада, — а теперь они даже налоги не в состоянии заплатить и вынуждены продавать поместья! И все это попадает в руки шудр.

Ишана спросил Прабхупаду:

— Как я, человек столь низкого происхождения, мог прийти к сознанию Кришны?

— Это потому, что у тебя есть разум, — ответил Прабхупада.

— Не понимаю.

— Потому что ты разумен, — повторил Прабхупада.

Жена Ишаны, Вибхавати, спросила:

— Что значит духовный учитель?

— На самом деле, я не духовный учитель, — ответил Прабхупада. — Этот титул — просто формальность. Ты должна считать меня своим духовным отцом, своим вечным отцом.

Когда они проходили мимо трактора, Кулашекхара заметил:

— Удивительное изобретение – трактор, правда?

Прабхупада повернулся к нему:

— Трактор разрушил сельское хозяйство Индии.

— Почему? Ведь с его помощью можно выполнить работу десятерых человек.

— Да, — сказал Прабхупада. — В былые времена деревенские юноши были заняты обработкой земли, а потом появился этот самый трактор, который взял их обязанности на себя. Ребятам стало нечем заняться, и в поисках работы они подались в город, где попали в сети иллюзии.

Остановившись у пучка вырванной с корнем пожелтевшей травы, Прабхупада задал вопрос:

— Что в этой траве особенного?

Никто не ответил.

— Вся трава зеленая, — сказал он, — а эта желтая. В чем причина?

Ответа опять не последовало.

— Желтая трава сохнет, — объяснил Прабхупада, — потому что корни ее оторваны от земли. Точно так же, когда мы отрываем себя от Кришны, мы высыхаем.

Они дошли до места, где трава достигала в высоту почти двух метров. Остановившись около дороги, проторенной трактором, Прабхупада улыбнулся:

— О, мы сможем здесь пройти?

И, со своей тросточкой, быстро двинулся вперед, в заросли травы и сорняков высотой в человеческий рост. Он шел, пока не достиг невысокого холма, расчищенного под посев, и остановился около него. Окруженный несколькими учениками, он стоял, возвышаясь над морем травы. Кулашекхара поинтересовался, что за песню Прабхупада пел сегодня утром.

— Эта песня, — ответил Прабхупада, — о Господе Чайтанье Махапрабху. Он просыпается в это время, когда солнце уже встало, но еще не показалось на небе.

Туман постепенно рассеялся, и золотое сияние поднималось все выше и выше над горизонтом. Прабхупада поднял руки и начал раскачиваться из стороны в сторону:

— Вот так, — сказал он, — Чайтанья Махапрабху танцует по утрам.

Когда на обратном пути они шли мимо главного здания, то заметили, что сквозь стеклянную дверь парадного входа на них внимательно смотрит Джон Леннон. Прабхупада, с тросточкой, в черном пальто и в резиновых сапогах, был похож на сквайра, совершающего утреннюю прогулку. Время от времени останавливаясь, он внимательно изучал деревья, гладил их кору, растирал листья, сосредоточенно их рассматривая. В начале прогулки кто-то из преданных сорвал и подарил ему розу, и Прабхупада все еще бережно держал ее в руке. Он гулял около часа. Везде его взору открывались прекрасные пейзажи, и везде он давал своим последователям наставления о сознании Кришны.

Возвращаясь домой, Прабхупада встретил у входа маленькую Сарасвати. Взяв девочку за руку, он дошел вместе с ней до лестницы, и они остановились. Поднявшись до середины, Прабхупада заметил, что Сарасвати стоит в дверях и смотрит на него. Он поманил ее рукой и позвал:

— Иди сюда, — и она вскарабкалась по лестнице вслед за ним.

Когда Сарасвати вошла в комнату Прабхупады, он спросил:

— Ну что, ты уже выросла, чтобы пойти в гурукулу?

— Нет, — ответила она, покачав головой.

— Иди сюда, я поставлю тебе на лоб печать, а потом мы положим тебя в красный почтовый ящик и отправим в гурукулу.

Сарасвати заплакала:

— Малати! Малати! Не хочу! — а потом убежала и спряталась за маму.

— Ну, ну, Сарасвати, — стал уговаривать ее Прабхупада. — Иди ко мне на ручки, я угощу тебя прасадом.

Она подошла и села Прабхупаде на колено.

— Принеси-ка мне печать, Пурушоттама, — продолжал он дразнить девчушку. — Мы отправим ее в гурукулу.

Сарасвати снова завизжала и кинулась к Малати.

Шрила Прабхупада видел в Сарасвати чистую духовную душу, но поскольку пребывала она в теле маленького ребенка, он не учил ее философии, а просто играл с ней, кормил прасадом и обращался с ней, как любящий дедушка. Но, привязавшись к нему, она могла привязаться к Кришне!

После завтрака, когда солнце уже достаточно нагрело воздух, Прабхупада открыл окно, сел за фисгармонию и начал петь бхаджаны. Он играл и пел с закрытыми глазами, покачивая головой, а Ямуна сидела внизу на ступеньках и плакала от восхищения. Какое-то время Прабхупада пел, а затем остановился и окликнул Ямуну:

— Тебе нравится мой киртан?

— Да, — кивнула она, — очень.

— Это молитвы Нароттама-даса Тхакура, — сказал он. — Это не материальные звуки. Они пришли прямо из духовного мира. Здесь даже не обязательно понимать язык. Это как гром и молния. Каждый может услышать раскаты грома и всё прекрасно понять. Точно так же, звуки эти выше материи. Они гремят в вашем сердце, как гром. Почему бы тебе не приходить сюда каждый день, чтобы слушать, как я пою?

— Это было бы чудесно!

— Да, — сказал Прабхупада. — С сегодняшнего дня мы начнем записывать.

С тех пор каждое утро Прабхупада пел, а Пурушоттама и Ямуна приходили к нему в комнату и записывали его пение на магнитофон.

— Какой бхаджан Ваш самый любимый? — поинтересовалась Ямуна.

— А твой? — в ответ спросил Прабхупада.

— Молитвы «Шикшаштакам» Господа Чайтаньи.

— А мой любимый, — сказал Прабхупада, — «Хари хари випхале».

Он кратко пересказал по-английски содержание молитвы:

— «О, Господь Хари, я прожил свою жизнь бессмысленно. Я родился в теле человека, что случается столь редко, но не поклонялся Радхе и Кришне и потому сознательно пил яд». Молитвы Нароттама-даса Тхакура исполнены глубокого смысла.

Пурушоттама: Как-то Прабхупада сидел в своей комнате один. Я шел мимо и услышал, что он поет молитву, которую раньше я никогда не слышал. И я вошел. Конечно, все знают, как он поет, — он мог петь очень красиво, очень вдохновенно, — но никогда я не слышал, чтобы он пел так прекрасно, как тогда. Я слышал его голос много-много раз, во многих храмах, но никогда не было, чтобы он пел столь же красиво. Я почувствовал, что слышать его пение — большая честь для меня. Это было изумительно. Закончив, он просто встал и сказал:

— Ну что, пошли?

Кроме того, за восемнадцать дней Прабхупада пропел всю «Бхагавад-гиту» — по одной главе в день.

— Где бы ни пели «Бхагавад-гиту», — сказал он, — это место становится тиртхой (святым местом).

Пурушоттама писал в Соединенные Штаты о том, что делает Прабхупада.

Он много поет молитвы, большинство из которых мы записали на магнитофон. Должен признаться, эти записи его песен и молитв, которые он здесь поет — лучшее из всего, что я когда-либо слышал. Подождите, когда мы приедем, вы услышите это сами. Как говорится в «Бхагаватам»: «Испей этого нектара, о благородный, и ты освободишься от смертной оболочки».

Женщины, которые готовили для Прабхупады, подавали ему на десерт американские сладости: яблочный пирог, пончики и пирожные с глазурью. Прабхупада улыбался, но пробовал чисто символически. А однажды после обеда он сказал:

— Эти сладости очень хороши, но никто не приготовит для меня сандеш*...

Никто из преданных не умел готовить сладости по-бенгальски, поэтому Прабхупада пригласил их на кухню, чтобы научить, как делать сандеш. Но, хотя они наблюдали очень внимательно, первый сандеш получился у них сухим и зернистым. Но Прабхупада все равно принял его, предпочтя эту сладость, которую любит Сам Кришна, западным.

Для преданных, живущих в Титтенхерсте, присутствие Прабхупады было еще одной возможностью видеть, как чистый преданный Кришны непрерывно: и телом, и умом, и словами – преданно Ему служит. Они были свидетелями того, как их духовный учитель каждое мгновение говорит и действует в сознании Кришны, и его личный пример подтверждал, что высочайший уровень чистого преданного служения — отнюдь не выдумка. Находясь рядом с ним, ученики его были на верху блаженства и это вновь наполняло их решимостью.

Хозяевам поместья, Джону и Йоко, тоже выпала редкая возможность быть рядом с Прабхупадой, но они предпочитали держаться подальше. Живя в своем мире, они редко общались с преданными. А преданные все так же работали под началом управляющих Джона, и Джон был вполне доволен тем, что Прабхупада и его окружение живут у него. Когда главный садовник спросил Джона, как относиться к новым жильцам, тот ответил:

— Да пусть живут в свое удовольствие!

Иногда, услышав о том, какие дела творятся в хозяйском доме, Прабхупада высказывался по поводу того, как пагубно порой женщины могут влиять на мужчин. Но он не вмешивался в дела Джона и Йоко. У него были свои дела в сознании Кришны.

* * *

Прабхупада почти не видел Лондона: прямо из аэропорта его отвезли в Титтенхерст. Поэтому в один из дней он попросил Шьямасундару свозить его на экскурсию по городу. Прабхупада вырос в британской Калькутте и много слышал о славе Лондона – оплота Британской империи. И когда он воочию увидел многие из лондонских достопримечательностей, то был немало удивлен их небольшими размерами. По поводу Букингемского дворца он заметил:

— В Калькутте есть много домов и повыше этого.

Темза, которую в своих книгах воспевали английские писатели, которых он изучал в колледже, тоже разочаровала его:

— Это же просто канал! — говорил он. — Просто канал! Я-то представлял себе, что она больше, чем Ганга.

Но самой интересной достопримечательностью оказался дом №7 на Бери-Плейс. Власти города не так давно дали разрешение занять это помещение под храм – эта часть битвы была выиграна – теперь Шьямасундара и его помощники должны были закончить реконструкцию. Видя, что храм находится рядом с Британским Музеем и Музеем восковых фигур мадам Тюссо, Шрила Прабхупада преисполнился еще более сильным желанием, чтобы Шьямасундара как можно скорее подготовил храм к открытию.

 

* * *

В сентябре Прабхупада написал Сатсварупе о своей жизни в Титтенхерсте.

Здесь есть большой красивый зал, он бы точно подошел под алтарную. По определенным дням я даю здесь лекции, но никто из посторонних на них не приходит.

Прабхупада же хотел проповедовать именно «посторонним», а если уж они не хотят идти к нему, он готов был отправиться к ним сам. Его первое выступление, организованное преданными, состоялось в Ратуше Камдена – самом сердце Лондона – и собрало много посетителей — как англичан, так и индийцев. После короткой — не более пятнадцати минут — лекции начался оживленный обмен вопросами и ответами.

Женщина: Вы хотите сказать, что Кришна – это Бог, или что Кришна – это любовь?

Прабхупада: А как без любви Кришна может быть Богом?

Женщина: Нет, это я вас спрашиваю.

Прабхупада: Да. Это верный подход. Кришна означает «всепривлекающий». Если что-то привлекает всех, то обычно и вы это любите.

Мужчина: Тогда получается, что и человек, частица Верховного Существа, тоже заключает в себе всю любовь?

Прабхупада: Да, вы неотъемлемая частица Кришны. Вы хотите любить кого-то, и Кришна тоже хочет любить вас. Это обмен любовью. Но вместо того, чтобы любить Кришну, вы пытаетесь любить что-то другое. Вот в чем проблема. Любовь уже живет внутри вас, и так же живет она и в Кришне, и когда между вами и Кришной будет происходить этот обмен любовью, тогда жизнь ваша достигнет успеха.

Мужчина: Спасибо.

Индийская женщина: А насколько имеет значение то, что я поклоняюсь кому-то другому? Важно ли это — поклоняюсь я Кришне, Шиве, Христу или Будде? Имеет ли это значение?

Прабхупада: Если вы поклоняетесь Шиве, вы получите Шиву. Если вы поклоняетесь Кришне, вы получите Кришну. Почему вы пытаетесь достичь Кришны, поклоняясь Шиве? Как вы себе это представляете?

Индийская женщина: Я хочу спросить, имеет ли это значение?

Прабхупада: Если вы покупаете билет в Индию, то попадете в Индию. Как вы можете попасть в Америку?

Индийская женщина: Я говорю не о том.

Прабхупада: Именно о том. Об этом говорит и «Бхагавад-гита»: янти дева-врата деван питрин янти питри-вратах.

Индийская женщина: Но я имею в виду…

Прабхупада: То, что вы имеете в виду, вам понятно. Но почему вы не понимаете того, о чем говорится в «Бхагавад-гите»? Если вы поклоняетесь полубогам, таким как Шива или другие, вы к ним и попадете. Если же вы поклоняетесь Кришне, то отправитесь к Кришне. Неужели это сложно понять?

Индийская женщина: Вы считаете Шиву полубогом?

Прабхупада: Да, почему нет?

Индийская женщина: Но Кришна говорит, что неважно, какой путь поклонения вы изберете. Цель у всех путей одна, вы достигнете одной и той же цели. «Вы можете выбрать разные пути, но постепенно придете ко Мне».

Прабхупада: Попытайтесь понять. Предположим, вам нужно на сорок первый этаж здания. И вы поднимаетесь – этаж за этажом. Цель — сорок первый, и поднявшись всего на несколько ступенек, вы не можете утверждать: «Я достигла цели, я на сорок первом этаже». Путь один — это правда — но вы должны достичь высшей цели. Вы не знаете высшей цели. Вы просто говорите, что к ней ведут все пути. Но вы не знаете, что эта цель собой представляет.

Какой-то молодой хиппи встал и закричал:

— Эй, Свамиджи!

Сидящие в зале обернулись и посмотрели в его сторону.

— Вы говорите, что если мы будем беспечными, то в следующей жизни станем собаками. Но я совершенно не прочь стать собакой в любой из следующих жизней.

— Примите мои благословения, — ответил Бхактиведанта Свами, и парень сел на место.

 

Единичные, нерегулярные лекции в разных частях города были еще одним свидетельством того, что в Лондоне нужен храм. Прабхупада уже был в подобном положении в 1965 году в Нью-Йорке. Тогда у него не было храма, люди приходили, вежливо слушали, а потом исчезали, и он никогда их больше не видел. Но чтобы обрести сознание Кришны, человеку нужно постоянно слушать о Кришне, а для этого необходим храм. Если бы Прабхупада смог открыть его в Лондоне, тысячи людей имели бы возможность приходить туда, слушать о Кришне, принимать прасад и любоваться красотой Господа, явившегося в прекрасной форме Божества. Храм дал бы гостям возможность постоянно и близко общаться с преданными Господа, а это очень важно. Но храма пока не было, и Прабхупада готов был давать лекции по всему Лондону. Учение Кришны, киртан Кришны и Его прасад несли людям абсолютное благо; они действовали независимо от внешних обстоятельств.

Конвей-Холл, расположенный на Ред-Лайон-сквер, в центре Лондона, представлял собой аудиторию на пятьсот мест. Договорившись, что в течение последующих трех месяцев Прабхупада сможет провести там двенадцати выступлений, преданные надеялись задержать его в Лондоне хотя бы на это время. Гуру-дас составил тематический план лекций и напечатал пятьдесят тысяч листовок. Входная плата составляла два шиллинга шесть пенсов.

В первый вечер в Конвей-Холле собралось около сотни человек. Прабхупада сидел на столе, на подушке, и вел киртан. Его ученики расселись на полу. Ямуна играла на фисгармонии, а Мукунда и Кулашекхара — на мридангах. Радха и Кришна Прабхупады стояли рядом с ним на алтаре, на отдельном столике. Транспарант с написанной на нем мантрой «Харе Кришна» висел позади них, на стене.

«Учение Вед» — так Гуру-дас озаглавил сегодняшнюю лекцию, и Прабхупада рассказывал о том, что понять ведическую науку можно лишь слушая осознавших себя святых. После лекции Прабхупады аудитория разразилась продолжительными аплодисментами. Прабхупада ответил на вопросы и попросил Ямуну спеть заключительный киртан. На следующий день Прабхупада написал д-ру Шьям-Сундар-дасу Брахмачари в Индию: «Я говорил около часа, после чего они долго аплодировали в знак признания».

Во время киртана на втором вечере в Конвей-Холле Прабхупада встал и начал танцевать, а ученики присоединились к нему, танцуя в кругу, на сцене. Ишана играл на своей трубе, и даже Сарасвати, из-под короткого платьица которой выглядывал подгузник, прыгала в диком восторге. Программы в Конвей-Холле проходили каждую неделю, и танец Прабхупады стал неотъемлемой их частью.

В один из таких вечеров какой-то англичанин спросил:

— Почему вы не помогаете людям у себя, в Индии? Почему вы приехали в такую даль? Почему бы вам просто не обратиться к влиятельным политикам? У вас есть выдающиеся политики, которые могли бы помочь там.

Прабхупада: Вы — великий политик. Поэтому я обращаюсь к вам. Идёт?

Другой слушатель: Если это – абсолютная истина, почему из всего населения Лондона здесь собралось не так уж и много зрителей?

Прабхупада: Если вы продаете бриллианты, не ожидайте, что многие захотят их купить. Но если вы предложите битое стекло, то сбежится немало глупцов. Наше движение сознания Кришны — очень ценная вещь. Не думайте, что его примет каждый дурак. Сюда пришли искренние души. И вы, пожалуйста, тоже примите его.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия