Студопедия — Типы инвесторов 65 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 65 страница






— Другое определение Бога, — продолжил Прабхупада, — это то, что Он всех привлекает. У каждого до какой-то степени есть привлекательные стороны: богатство, сила, слава, красота, отрешенность, мудрость. Вы, например, посол — представитель своей страны. В этом смысле вы привлекательны. Иногда кто-то хочет увидеть меня: «Можно увидеться со Свамиджи?» Итак, каждый в некотором смысле привлекателен. Но Бог — это Тот, кто в полной мере обладает всеми привлекательными чертами.

Через некоторое время посол Китинг вежливо извинился и попрощался: ему нужно было идти на запланированную встречу.

— Я посол, и должен переместиться из высших сфер в сферу мирскую. Я очень признателен вам за ваш визит.

Шрила Прабхупада: Я тоже хочу спуститься с небес на землю. В следующий раз, когда я вернусь в США, я хотел бы встретиться с Президентом.

— Я могу написать ему письмо, — предложил г-н Китинг. — Буду рад вам помочь.

Прабхупада улыбнулся:

— Вы всему миру стараетесь помогать обрести мир и счастье. Но вместо того, чтобы становиться счастливыми, люди в вашей стране становятся хиппи. Значит, допущена какая-то ошибка. Сознание Кришны — это возможность исправить ошибку. Поэтому давайте сделаем что-то весомое, научное, чтобы люди были счастливы.

Тем вечером Прабхупада написал об этой встрече одному из своих учеников.

 

Тебе, наверное, будет приятно узнать, что сегодня утром я встретился в Дели с американским послом в Индии, г-ном Кеннетом Китингом. Он очень уважает наше Движение. Он пообещал помочь мне устроить встречу с вашим Президентом, когда я вернусь в вашу страну, возможно, в конце весны. Я попросил его помочь нашему Движению, поскольку помощь эта спасет вашу страну от великой опасности, превратив хиппи в «хэппи» (счастливых)… Поживем — увидим.

 

На следующий день, заметив во время утренней прогулки по улицам Дели мальчишку на велосипеде, продающего газеты, Прабхупада попросил одного из преданных купить у него газету. Прабхупада прочитал заголовок: «Объявлено военное положение; сбиты три вражеских самолета». Он попросил преданного зачитать заметку вслух.

 

Пакистан начал массированную атаку на западном фронте. Пакистанская армия разбомбила семь индийских аэродромов и пересекла нейтральную территорию в Пунче… Вечером Премьер-министр в своем обращении к нации по радио охарактеризовала это вторжение как тотальную войну против Индии, объявленную Пакистаном… Ранее Президент уже объявил о чрезвычайном положении в стране.

Чрезвычайное положение имело международные последствия. Америка сократила поставки в Индию и поддерживала Пакистан. С одной стороны Индия чувствовала угрозу со стороны Китая, с другой — поддержку СССР.

— Эта война долго не продлится, — сразу сказал Шрила Прабхупада. — Она скоро закончится. А Пакистан проиграет.

Тем же вечером по радио он услышал послание Индиры Ганди.

 

Я обращаюсь к вам в минуту великой угрозы для нашей страны и нашего народа… Сегодня война в Бангладеш превратилась в войну против Индии. Это накладывает на меня, мое Правительство и народ Индии огромную ответственность. У нас нет другого выбора, кроме как готовиться к войне.

 

Это не встревожило Прабхупаду. Война не была единственной «уродливой реальностью»; рождение, смерть, старость, болезни и множество других материальных страданий были неизбежны в любом случае – есть война, нет войны... Однако Прабхупада продолжал следить за новостями и какое-то время Шьямасундара покупал для него по три-четыре газеты.

Пожив несколько дней в Бирла-Мандире, Прабхупада с группой учеников переехал в дхармашалу в Камала-Нагар — район старого Дели. Там Прабхупада читал свои «фронтовые лекции», как впоследствии их назвали преданные. Прабхупада обращался к ученикам при свете свечей, а за окном, завешенным одеялами и покрашенными черной краской газетами, ревели, низко проносясь над землей, боевые самолеты.

— В этот век Кали очень сильна тенденция к войне, — говорил он, — и население становится таким греховным, что накапливает ядерное вооружение, чтобы в конечном счете уничтожить человечество.

Иногда Прабхупада предоставлял слово кому-то из учеников. Гостей не было, потому что во время воздушной тревоги по улицам никто не ходил. Бывало, по вечерам полиция стучала в дверь, требуя потушить даже свечи.

«Из-за войны в Индии, — писал в письме Прабхупада, — наши программы свелись к минимуму. Что ни вечер, то воздушная тревога».

Не только в Дели, но и в других городах Индии ученики Прабхупады сталкивались в своей проповеди с трудностями. Поскольку Майяпур находился близко от Бангладеш, местные власти приказали преданным уехать.

Однако, как и предсказывал Прабхупада, война продолжалась недолго. 17 декабря Прабхупада прочитал в «Индиан экспресс» заголовок: «НИЯЗИ СДАЮТСЯ: БАНГЛАДЕШ СВОБОДЕН. Индия решилась на одностороннее прекращение огня на Западе». Прабхупада был рад этому. Он доверительно сообщил преданным, что война закончилась так быстро благодаря их публичной санкиртана-ягье в пандале месяц назад.

Однако в той же газете, на той же странице был и другой заголовок: «Премьер-министр обвиняет в войне США». Индира Ганди обвинила в развязывании войны Президента Никсона. Американские преданные не могли спокойно ходить по улицам, чувствуя со стороны индийцев недоверие, а ежедневная пропаганда в прессе лишь подливала масла в огонь. «Сегодня в Индии ведется интенсивная пропаганда против Америки, — писал Прабхупада. — Все потому, что в войне против Индии Америка выступила на стороне Пакистана».

Дели превратился в эпицентр политических волнений, и Прабхупада решил разослать оставшихся с ним преданных в другие места. Хотя ученики его были людьми совершенно мирными и не проявляли никакой политической активности, некоторых он отослал в Калькутту, а другие отправились с ним в Бомбей. Волна Движения Господа Чайтаньи приближалась, и воспрепятствовать ей не могла никакая политика.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

 

Никто не считается с бедняком

 

С 1965 по 1970 год Шрила Прабхупада уделял максимум внимания укреплению позиций Движения сознания Кришны в Америке. Он рассчитывал, что если американцы примут сознание Кришны, за ними последует весь мир. Свою проповедь англоговорящим людям он начал в Индии, однако шестьдесят лет борьбы в одиночку убедили Прабхупаду, что индийцы либо поглощены политикой, забыв о своем духовном наследии, либо настолько испорчены бедностью, что не способны всерьез воспринять сознание Кришны. Поэтому проповедь в Индии оказалась безуспешной.

Но в Соединенных Штатах ему сопутствовал успех. Америка оказалась плодородной почвой для посева сознания Кришны, хотя жители Запада казались Прабхупаде грубыми и невежественными. Он часто говорил, что, если где-то и сохранились остатки цивилизации – так это в Индии, в сердце изначальной ведической культуры.

Начиная с 1970 года своей интенсивной проповедью и многочисленными поездками Прабхупада дал понять, что намерен утвердить сознание Кришны не только в Америке, но и по всему миру, и главным образом — в родной Индии. Хотя проповедь была одинаково важна и в Соединенных Штатах, и в Индии, в Америке она могла продолжаться и без его непосредственного участия; американские ученики самостоятельно продолжали начинание своего духовного учителя.

Но в Индии Прабхупада не мог доверить управление ИСККОН ученикам: слишком часто и легко попадались они на удочку индийцев. Половина работы, по словам Прабхупады, шла насмарку просто из-за того, что преданных попросту водили за нос. Например, за проведение программы в пандале с них запросто могли взять в несколько раз больше положенного. Таким образом, развивать ИСККОН в Индии можно было только под прямым руководством Прабхупады.

В начале 1970 года Шрила Прабхупада, как подобает образцовому санньяси, с небольшой группой американских учеников отправился в путешествие по Индии, желая открыть для ИСККОН новое поле для деятельности. Он мечтал построить в Индии несколько крупных храмов, по меньшей мере, три: во Вриндаване, Майяпуре и Бомбее, и еще в 1967 году он пытался открыть во Вриндаване для своих учеников Американский Дом. Майяпур, место рождения Господа Чайтаньи, был крайне важен для вайшнавов, а Бомбей – крупнейший город страны – называют «вратами Индии». Когда Прабхупада строил грандиозные планы, даже ближайшие его ученики не могли постичь размаха его вuденья. Но он знал, чего хочет, и во всем полагался на Кришну. Постепенно, шаг за шагом, он осуществлял задуманное.

Строительство храмов Прабхупада считал второстепенным по отношению к изданию и распространению книг. Практика сознания Кришны состоит из двух паралельных направлений, подобных рельсам железной дороги. Один из них — бхагавата-марга; другой — панчаратрики-виддхи. Бхагавата-марга включает в себя философию сознания Кришны, слушание и повторение Святых имен, а также распространение послания Кришны. Панчаратрики-виддхи — это правила и предписания в поклонении Божествам в храме. Из этих двух наиболее важна бхагавата-марга.

Прабхупада знал, что великие освобожденные души, подобные Харидасу Тхакуру, просто благодаря постоянному повторению «Харе Кришна» могут пребывать в совершенном сознании Кришны, но молодые западные преданные, с их беспокойной природой и привычками, принесенными из греховного прошлого, нуждаются в особом очищении при помощи поклонения Господу в храме. Именно очищение посредством тщательной ритуальной практики поклонения Божествам было одной из целей, ради которых Прабхупада хотел строить в Индии храмы.

Кроме того, храмы необходимы и для проповеди. «Никто не будет слушать бедняка», — не раз говорил Прабхупада. А потому, чтобы привлечь людей к сознанию Кришны, он планировал строить по всему миру величественные храмы и прежде всего — в Индии, где традиции храмового поклонения сохранились до наших дней. Да, строительство храмов и поклонение Божествам второстепенно по отношению к изданию и распространению книг, но это отнюдь не повод пренебрегать этими делами. Прабхупада готов был уделить строительству храмов в Майяпуре, Вриндаване и Бомбее всё необходимое внимание.

* * *

Бомбей

Ноябрь 1971 года

Вот уже год преданные жили в двух квартирах на седьмом этаже Акаш-Ганга-билдинга, в самом центре Бомбея, но Прабхупаде этого было мало. Ему была нужна земля под строительство с перспективой дальнейшего расширения. И настроен он был весьма решительно. Вместо обычных утренних прогулок Прабхупада теперь ездил на автомобиле по городу в поисках подходящего места.

Поскольку большинство свободных членов ИСККОН жило в аристократическом районе на Малабарском холме, ученики Прабхупады считали, что это самое подходящее место для будущего храма. Несколько раз Прабхупада поднимался на вершину холма и ходил, осматривая земельные участки и крупные здания, в которых мог бы разместиться храм. Но по разным причинам ни один из этих домов ему не подходил.

И вот в ноябре некий господин Н. предложил ИСККОН купить у него два гектара земли в Джуху, на самом берегу Аравийского моря. Едва прибыв на место, Шрила Прабхупада вспомнил, что уже был здесь несколько лет назад. В августе 1965 года, за несколько недель до поездки в Америку, некоторое он время жил в «Синдия-Колони». Вечерами в доме владелицы судоходной компании «Синдия» госпожи Сумати Морарджи он читал и комментировал для нее и ее гостей «Шримад-Бхагаватам». Несколько раз он проходил мимо этого участка земли, отмечая про себя, какое это удачное место для ашрама и храма Радхи-Кришны. Хотя на тот момент мысли его были заняты предстоящим отъездом из Индии, он не забыл про это местечко в Джуху. И вот он снова здесь, на той земле, которую приметил еще несколько лет назад. Прабхупада расценил этот факт как знамение Кришны.

Участок зарос бурьяном, кустарником и кокосовыми пальмами, а в дальней его части стояло несколько жилых домов. Он выходил на Джуху Роуд, главную транспортную магистраль, ведущую в центр города, который находился в двадцати девяти километрах к югу от Джуху. А до широкого песчаного пляжа на берегу Аравийского моря было и вовсе рукой подать.

Место было хорошее — тихое, но в то же время не слишком отдаленное. Неподалеку на берегу стояло несколько пятизвездных отелей, а рядом велось строительство новых гостиниц и квартир. Прабхупада прошелся по берегу, и идея покупки земли стала казаться ему еще более заманчивой. Здесь было много загородных вилл, в которых зажиточные индийцы проводили выходные, а на пляже по выходным отдыхали тысячи жителей Бомбея. Кроме того, каждое утро сотни горожан начинали рабочий день с прогулки по широкой, протяженной прибрежной полосе. Но несмотря на постоянное обилие отдыхающих, берег оставался чист. Ласковый прибой и простор неба влекли сюда людей. Это было идеальное место не только для отелей, но и для центра сознания Кришны.

Прабхупада мечтал о земле в Джуху, и, хотя ученики продолжали показывать ему дома на Малабарском холме, решение уже было принято. Ученики уважали его желания, но перспектива поселиться так далеко от центра, на заброшенном пустыре, где не было ни храма, ни даже пристойного жилья, немного их пугала.

Г-н Н., владелец двух гектаров земли, назвал вполне приемлемую цену, да и сам производил впечатление человека доброжелательного и искреннего. Но такие сделки всегда рискованны, а в данном случае у Прабхупады даже было основание ему не доверять. Через своего юриста он выяснил, что некоторое время назад г-н Н. уже договорился о продаже этого земельного участка компании К., однако впоследствии расторг договор. Компания подала на г-на Н. в суд, и если Верховный суд Бомбея решит вопрос в пользу компании, то земля перейдет к ней. Г-н Н. заверял секретаря Прабхупады, что компания К. не сможет выиграть дело, но в любом случае ИСККОН может задержать какую-то часть платежей до тех пор, пока тяжба с К. не закончится.

Г-н Н. был в Бомбее видной фигурой. В прошлом шериф города (весьма уважаемая полицейская должность), а ныне — издатель одной из крупнейших в Бомбее ежедневных газет на английском языке, он был богат (ему принадлежало несколько земельных участков в Джуху и в самом Бомбее) и влиятелен — словом, не тот человек, с которым можно бороться. Чтобы отважиться на покупку земли в Джуху при таких обстоятельствах, нужно было обладать немалой смелостью.

В конце декабря Прабхупада встретился с супругами Н. Их усадьба располагалась на берегу, и визит этот дал ему возможность лишний раз оценить красоту этого райского уголка, окруженного пальмами, склоняющимися к морю. «Теософская колония», где жили супруги, представляла собой поселок из дорогих особняков, с роскошными лужайками и цветниками и множеством экзотических птиц. По обе стороны дороги, ведущей к владениям г-на Н., росли деревья ашока, а двор окружали росшие вдоль массивного каменного забора пальмы. Прабхупаде и нескольким его ученикам открыл садовник.

Г-н Н. был невысок, коренаст, с коротко остриженной лысеющей головой и следами оспы на круглом лице. На вид ему было лет пятьдесят. Госпожа Н., с необычной для индианки короткой стрижкой, была светлокожа. Прабхупада принес с собой цветочные гирлянды и прасад Божеств Радха-Кришны из бомбейского храма ИСККОН и вручил их хозяевам. Г-н Н. с супругой пригласили гостей на террасу с видом на живописный сад.

Шрила Прабхупада откровенно сказал хозяину, что земля в Джуху ему нравится, но у него очень мало денег. Однако г-н Н., казалось, был расположен к Прабхупаде и заявил, что хочет продать землю именно ему. Они быстро пришли к устной договоренности. Г-же Н. условия показались чересчур мягкими, и она попыталась было вмешаться, но муж ее остановил.

Прабхупада и г-н Н. договорились о задатке в двести тысяч рупий, после внесения которого ИСККОН сразу получает право на владение землей. Оставшуюся сумму, которая составляла миллион четыреста тысяч рупий, ИСККОН выплатит позднее, по частям. Затем Прабхупада обсудил условия выплаты задатка. Он предложил заплатить пятьдесят тысяч рупий сразу, и еще пятьдесят — чуть позднее, после чего ИСККОН получит право занять землю. Как только они уплатят оставшиеся сто тысяч рупий задатка, господин Н. передаст ИСККОН документ на собственность. Г-н Н. согласился.

Шрила Прабхупада был очень осторожен в таких делах и тщательно продумывал все детали. Он часто говорил, что, если бизнесмен уверяет вас: «Сэр, ради вас я остаюсь без прибыли», — ясно, что он лжет. Поэтому еще в первые годы существования ИСККОН, в Нью-Йорке, когда г-н Прайс, агент по недвижимости, строил из себя благодетеля преданных, Прабхупада был начеку. Однако вопреки всем его предостережениям, этому пройдохе удалось обмануть преданных. Сейчас, как и тогда, Прабхупада был весьма осмотрителен, но он очень хотел купить землю в Джуху и потому шел на риск.

Прабхупада уже имел подобный опыт. В 1953 году, в Джханси, он занял здание, не имея на то законных прав и финансовых возможностей. В США, в свой первый храм в Нью-Йорке, он переехал, не зная, чем будет платить за аренду в следующем месяце. То же было и с самым большим на тот момент храмовым зданием ИСККОН — церковью на Уоцека-Авеню в Лос-Анджелесе. Движение никогда не достигло бы такого размаха, если бы раз за разом он не шел ради Кришны на риск. Когда преданные из Бостона написали Прабхупаде, что сняли большой дом за тысячу долларов в месяц, надеясь зарабатывать эту сумму усиленной продажей «Назад к Богу», Прабхупада остался очень доволен и даже ставил их в пример другим. Так что риск бомбейской покупки не был для него чем-то необычным.

Убедившись, что возможность приобретения здесь земли вполне реальна, Прабхупада начал делиться своим вuденьем грандиозного бомбейского проекта с учениками. 22 декабря он написал Ямуне:

Здесь, в Бомбее, у нас появилась неплохая перспектива купить совсем недорого большой земельный участок в Джуху, в центре богатого района. Мы разобьем здесь лагерь и немедленно приступим к строительству храма. Позднее мы построим здесь же большую гостиницу и школу. Еще у нас есть хорошая возможность приобрести замечательную виллу в Бомбее. Таким образом, мы создадим штаб-квартиру в Бомбее, а также построим центры во Вриндаване и Майяпуре.

 

Преданные во всем мире были в восторге от планов Прабхупады, связанных со строительством бомбейского центра, и только бомбейские преданные испытывали смешанные чувства. Представить себе, как на этом диком, заросшем участке земли поднимется храм, было непросто, как непросто было вообразить и пятизвездный отель ИСККОН, о котором толковал Прабхупада. Жилые дома в глубине участка были полностью заселены, и, согласно индийским законам, никто не имел права выселить оттуда жильцов. Если преданные обоснуются здесь, им придется построить временные жилища или даже временный храм, а тут полным-полно комаров и крыс. Джуху — небольшой, удаленный район, и здесь у ИСККОН нет богатых покровителей. Хотя Прабхупада (и торговцы землей) предсказывали, что Джуху будет расти и развиваться, на тот момент это был всего лишь небольшой поселок на две тысячи человек. Жизнь в Джуху будет резко отличаться от жизни в комфортабельном Акаш-Ганга-Билдинге в центре Бомбея.

— Мы — западные люди, — объяснял Прабхупаде Тамала-Кришна, — и не сможем жить в таких условиях. Мы привыкли к ручкам на дверях и к водопроводу.

— Неужели вы не хотите очиститься? — удивился Прабхупада.

Когда бомбейские преданные узнали о разговоре Тамала-Кришны с Прабхупадой, слова «Неужели вы не хотите очиститься?» глубоко запали им в душу. Они поняли, что призыв Прабхупады к большему аскетизму был продиктован лишь заботой об их высшем благе. И тогда преданные увидели в проекте Джуху не нудную тяжелую работу, а возможность совершить духовный подвиг. Их духовный учитель придавал большое значение проекту ИСККОН в Джуху, и проект этот был грандиознее и чудеснее, чем все они могли в тот момент себе представить.

Прабхупада понимал, что требует от своих учеников больших жертв, но не мог поступить иначе. Ради проповеди сознания Кришны преданный должен быть готов терпеть множество лишений, но, какие бы аскезы ни возлагал на своих учеников Шрила Прабхупада, сам он всегда был готов на большее. Он не считал, что жизнь на неосвоенной земле будет для его учеников чрезмерно трудной, при условии, что они будут поддерживать чистоту и повторять «Харе Кришна», однако понимал, что им самим, уроженцам Запада, такая жизнь может показаться нестерпимой.

Но, как бы то ни было, проповедник должен идти на жертвы – не из гордости и не напоказ, а для того, чтобы расширять Движение сознания Кришны. Порой служить Кришне легко и радостно, а порой трудно. Но, что бы ни случилось, преданный должен исполнять свой долг в умонастроении преданного слуги своего духовного учителя.

Прабхупада советовался с учениками, делясь с ними своим вuдением развития ИСККОН в Бомбее. Хотя абсолютно все ученики были готовы принять все, что он скажет, некоторые из них все же сомневались в успехе и пребывали в нерешительности, но, видя, сколь категорически настроен их духовный учитель, они забыли все свои сепаратистские настроения. Вскоре Прабхупада отправился в Джайпур, чтобы в течение недели проповедовать в храме Радха-Говинды.

 

Джайпур

12 января 1972 года

 

Джайпур — это древний город в штате Раджастан. Время от времени кто-нибудь из учеников Прабхупады наведывался сюда, чтобы купить мраморные Божества Радхи и Кришны для храмов ИСККОН в Индии или других странах. Преданные из центров ИСККОН в Детройте, Торонто, Далласе, да и во всей Европе мечтали установить у себя Божества Радха-Кришны, и с разрешения Шрилы Прабхупады заказывали мурти в Джайпуре.

Именно с таким поручением прибыли в Джайпур в январе 1972 года две женщины из нью-йоркского храма: Каушалья и Шримати. Обнаружив, что у Шримати нет паспорта, власти, заподозрив ее в шпионаже (ведь в это время шла война с Пакистаном), запретили им выезжать из города, пока не придут по почте ее документы. Девушки, воспользовавшись этой возможностью, каждый день посещали храм Говиндаджи и время от времени проводили перед ним уличные киртаны. Каждый день они беседовали с П.К. Госвами, настоятелем храма, а также джайпурскими бизнесменами и другими влиятельными людьми города (почти все жители Джайпура регулярно посещают свох любимых Радху и Говинду).

Джайпурцы были тронуты преданностью учениц Прабхупады. «Чем мы можем помочь вашему Движению?» — спросил как-то один из них, и девушки ответили: «Пригласите Шрилу Прабхупаду». Тогда несколько уважаемых джайпурцев составили программу предполагаемого визита, распределили обязанности и расходы, а девушки написали в Бомбей Прабхупаде, приглашая его приехать в Джайпур проповедовать. Он согласился.

По просьбе Шрилы Прабхупады, к нему в Джайпур съехались преданные из Дели и других крупных индийских городов. Прабхупада занял маленькую комнату в храме Говиндаджи, а ученики его поселились в соседнем доме.

Прабхупаде место понравилось. Единственное беспокойство доставляли обезьяны — тучи обезьян, крупных, с черными, как уголь, мордами и длинными цепкими хвостами. Прыгая по деревьям и карнизам, они время от времени стремительно бросались вниз и хватали все, что плохо лежит. Женщин, которые готовили для Прабхупады, дерзкие набеги обезьян буквально выводили из себя – ведь ловкие твари ухитрялись таскать из кухни овощи и даже воровать прямо с огня чапати. В конце концов, преданные пожаловались Шриле Прабхупаде.

— Не становитесь им друзьями, не становитесь и врагами, — посоветовал он. — Если подружитесь, они не дадут вам покоя. Если станете врагами — начнут мстить. Лучше просто сохранять нейтралитет.

Но обезьяны продолжали разбойничать на кухне. И повара снова обратились к Прабхупаде.

— Что ж, — сказал Прабхупада, — если вы хотите избавиться от обезьян, я знаю один способ. Купите лук со стрелой и убейте обезьяну, которая сидит на вершине дерева. Когда она упадет, подвесьте ее вниз головой на ветке, а рядом привяжите лук и стрелу. Для остальных это будет уроком.

Прабхупада знал, что стрелять в обезьян в Джайпуре запрещено, и не ждал, что ученики его станут это делать. Однако совет он давал с самым серьезным видом. В действительности, этим он косвенно советовал им не расстраиваться из-за каких-то обезьян.

 

Прабхупада и его ученики сразу же влились в атмосферу Джайпура, напоенную преданным служением. Поскольку храм Радха-Говинды находился под покровительством царской семьи, его ежедневное посещение было для всех жителей города практически обязательным. Утром и вечером толпы восторженных горожан текли сюда, чтобы поклониться Божествам Радхи и Кришны.

Эти Божества некогда принадлежали Рупе Госвами из Вриндавана. Около пяти веков назад, когда правитель династии Моголов напал на храм Говиндаджи во Вриндаване, царь Джайпура предоставил Божествам прибежище в своих владениях. При встрече с Божествами в Радха-Говинда-Мандире верующие выражали сильные и искренние чувства. Продвигаясь к алтарю, они громко восклицали: «Джайо! Джайо! Говинда! Говинда!» Когда занавес алтаря начинал закрываться, они устремлялись вперед, чтобы в последнее мгновенье увидеть божественные образы. Шрила Прабхупада избегал больших толп перед алтарем и следовал привычному распорядку: рано поднимался и работал над переводом «Бхагаватам».

Беседуя с Каушальей и Шримати Прабхупада похвалил их за организацию программы в пандале:

— Вы, так славно трудитесь, расширяя Движение Господа Чайтаньи. Только посмотрите! Не имея мужей, вы при этом продолжаете проповедовать.

Он сказал, что западные женщины не похожи на индийских, которые обычно сидят дома.

Однако потом Прабхупада обнаружил, что ученицы не сумели предусмотреть всех тонкостей. До начала программы оставалось всего два дня, но никто так и не позаботился о том, чтобы установить большой навес. Прабхупада сказал, что организаторская работа — не женское дело. Услышав такую оценку, девушки расстроились. Когда же они показали напечатанное ими приглашение на фестиваль, Прабхупада рассердился еще больше.

— Не по стандарту, — сказал он.

Вместо «Международное Общество сознания Кришны» в приглашении было только «А.Ч. Бхактиведанта Свами и его иностранные ученики».

— Что это значит? — закричал Прабхупада.

— Что, Шрила Прабхупада? — не поняла Каушалья.

— Иностранные! Почему «иностранные», а не «американские и европейские»? Ведь именно это привлекает людей – то, что вы американцы и европейцы! Да что с вас возьмешь? Вы всего лишь женщины!

Девушки в слезах выбежали из комнаты.

Шьямасундара помог Каушалье и Шримати напечатать новые приглашения, и они вернулись к Прабхупаде. Но сейчас его настроение было совсем иным. От гнева не осталось и следа. Наоборот, он был очень ласков. В конце концов, ученицы старались изо всех сил. С обезоруживающей откровенностью Прабхупада заговорил о том, как трудно быть духовным учителем.

— Я ругаю вас, потому что это мой долг. Слово «ученик» предполагает обучение, и я обязан вас учить. Я ни на кого не сержусь, но по отношению к вам, моим ученикам, я обязан это делать, чтобы воспитывать вас.

Он утешил девушек, сказав, что они были искренни, только недостаточно опытны, поскольку не получили надлежащего воспитания. Присутствующих преданных удивила та искренность, с которой Прабхупада делился с ними тем, что чувствовал как их духовный учитель.

В последнюю минуту, ценой невероятных усилий, преданные раздобыли-таки пандал и успели установить его до начала программы. В день открытия состоялось праздничное шествие по улицам города, во главе которого был Прабхупада, восседающий на паланкине под огромным, богато украшенным зонтом. В процессии участвовали нарядно убранные слоны, духовые оркестры и толпы преданных из Индии, Америки и Европы, исполнявших киртан.

Первая программа Шрилы Прабхупады начиналась утром, сразу после даршана Говиндаджи, когда из храма выходила огромная толпа людей. Люди спешили в храм взглянуть на Радха-Говиндаджи, а затем шли в большой пандал «Харе Кришна», который располагался рядом с храмом. Утром в день открытия Прабхупада провел абхишеку — омовение мраморных Божеств Радхи и Кришны. Он нарек эти Божества, которые вскоре должны были отправиться в нью-йоркский храм, именами Радха-Говинда. Затем один из учеников Шрилы Прабхупады провел огненное жертвоприношение, а Прабхупада прочел лекцию на хинди. В программу остальных дней входили утренняя и вечерняя лекции, киртаны и раздача прасада.

* * *

Проповедуя в Джайпуре, Шрила Прабхупада продолжал посредством переписки с учениками решать вопросы ИСККОН по всему миру. Давая по две лекции в день, встречаясь со множеством гостей и полностью отдаваясь делам, мысленно он пребывал в других городах и думал о тех проблемах, что существуют там. Он руководил своим Движением на многих фронтах. Прибыв на место, Прабхупада разбивал там свой «лагерь» - точно полководец, который перемещается с одного участка на другой, следя при этом за ситуацией на всем фронте. Проповедь в Джайпуре была лишь малой частью его всемирной миссии.

В письмах в Калькутту он торопил своих учеников, побуждая их скорее взяться за освоение земли в Майяпуре, поскольку в марте, в день прихода Господа Чайтаньи, планировал провести там грандиозную церемонию открытия храма. К сожалению, правительство запретило иностранцам въезд в Надию по причине ее соседства с Бангладеш.

— Пожалуйста, сделайте все возможное, чтобы добиться разрешения на въезд, — просил он своих учеников в Калькутте, — все мы должны собраться там в день явления Господа Чайтаньи.

Вновь и вновь он высказывал свое отношение к запрету, наложенному властями.

Не вижу никаких проблем в том, что мы прибудем как обычные паломники, развернем свой лагерь и начнем непрерывный киртан. И все убедятся в том, что мы — искренние преданные Господа Чайтаньи, а не пакистанские шпионы.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия