Студопедия — Типы инвесторов 76 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 76 страница






К тому времени у дома Прабхупады не было ни крыши, ни пола, — только часть внешней стены. Сурабхи объявил строительный марафон и нанял две бригады рабочих, которые работали в две смены — днем и ночью. Две недели они трудились без остановки, решительно нарушая все мыслимые технологические нормы. Они штукатурили и красили одновременно, поэтому стены оставались сырыми. За несколько дней до приезда Прабхупады они настелили временный пол, положив на землю ряд кирпичей, слой коровьего навоза и укрыв все это коврами и простынями. Погода стояла холодная, а отопительной системы в доме не было.

Прабхупада приехал утром; преданные собрались в его доме. Счастливый, он сидел за своим письменным столом, хваля их за успехи. Он сказал, что если они будут продолжать в том же духе, то смогут закончить работы до Джанмаштами.

Почти сразу после приезда у Прабхупады появились признаки простуды, но он не желал даже слушать о том, чтобы переехать в другое место.

— Это мой первый дом, — сказал он. — И я останусь здесь.

Большая комната, сложенная из кирпича и камня, была простой и строгой. Большую часть дня в ней царил полумрак, но Прабхупада считал ее своим Вриндаванским домом. Вскоре к нему стали заходить местные именитые гости, и он тепло принимал их, часами обсуждая с ними сознание Кришны. Здесь же по вечерам он читал лекции и вел киртаны.

 

Во Вриндаване Прабхупада столкнулся еще с одной проблемой. Гурудас сообщил ему, что г-н С. попросил вернуть ему пятнадцать метров пожертвованной земли, утверждая, что строительство ведется недостаточно быстро, и что он и не думал отдавать под храм переднюю часть участка, а планировал использовать ее для магазинов, а может быть, даже для бензоколонки. Прабхупада встревожился. Если г-н С. заберет часть территории, то план храма будет испорчен, а пожертвование окажется просто насмешкой. Что проку в земле, если к ней нет доступа?

Расспросив Гурудаса о подробностях, Прабхупада узнал, что тот все еще не получил документов на землю. Это очень встревожило Прабхупаду, но он невозмутимо и внимательно продолжал руководить действиями ученика. Он попросил Гурудаса немедленно получить у регистратора документы и обнести территорию высокой кирпичной стеной. Г-н С. тогда был в отъезде, и секретарь Прабхупады телеграфировал ему: «ХАРЕ КРИШНА. ПРАБХУПАДА ВРИНДАВАНЕ ДО 13. ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ ПЕРЕДНЕМ УЧАСТКЕ КАК БЫЛО ОБЕЩАНО».

Г-н С. послал ответную телеграмму: «ПЕРЕДНИЙ УЧАСТОК ЗЕМЛИ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ДРУГИХ ЦЕЛЕЙ КАК БЫЛО РЕШЕНО РАНЕЕ. ПОДРОБНОСТИ ПИСЬМОМ».

Неужели Прабхупаду ждет второй «Бомбей»? Однако действия г-на С. стали еще одним стимулом срочно довести строительство до конца, о чем Прабхупада неоднократно просил. Если бы земля была уже огорожена, а храм построен, то у г-на С. не возникло бы и мысли забрать землю назад. Не до конца понимали тогда ученики Прабхупады причину его настойчивости. Он не давал им послабления и порой был строг и требователен – подчас даже слишком требователен, но тому были серьезные основания. Это была война с недремлющей майей. Поэтому малейшее промедление могло очень дорого обойтись преданным. Вопросов типа: «Зачем торопиться? К чему такая спешка?» лучше было не задавать. Задать подобные вопросы мог только человек наивный и ленивый. До тех пор, пока во Вриндаване не появится храм Движения сознания Кришны, всегда остается опасность, что он не появится никогда.

Прабхупада написал своему другу в Калькутту.

Это высказывание С. сильно меня взволновало. Он сам сказал мне, что пожертвовал нам землю по велению Шримати Радхарани. Мы уже вложили в строительство храма сотни тысяч рупий, а теперь, если он займет переднюю часть земли под свои цели, то храм не будет виден… Пожалуйста, поговори с г-ном Н.С., братом К., и реши этот вопрос, чтобы мы могли продолжать строительные работы. Пожалуйста, отнесись к этому делу как к не терпящему отлагательств.

Прабхупада воспользовался отсутствием г-на С. во Вриндаване как возможностью поговорить с его братьями и адвокатами. То, что было отдано во имя Шримати Радхарани, сказал он им, ни в коем случае нельзя забирать обратно. Те согласились (по крайней мере, на тот момент), что позиция г-на С. достаточно слаба. Тем временем, рабочие спешно возводили вокруг участка четырехметровую стену.

 

4 утра. Прабхупада молча сидит в полумраке холодной комнаты, при свете маленькой настольной лампы. Он поднялся с постели в два часа утра и пришел в гостиную, чтобы диктовать комментарии к «Шримад-Бхагаватам». На нем вязаная шапочка, закрывающая уши, и свитер, на плечи его наброшен серый шерстяной чадар. Слуга, сидящий за двойной дверью его комнаты, заглядывает внутрь, интересуясь, что делает его духовный учитель. За время последнего турне по Соединенным Штатам у Прабхупады появился новый слуга-секретарь, Сатсварупа-дас Госвами. Несмотря на холод, новый помощник Прабхупады счастлив находиться во Вриндаване, рядом с духовным учителем.

Прабхупада позвонил в колокольчик. Слуга быстро поднялся, открыл двери и вошел в комнату. Он увидел, как, серьезный и таинственный, Прабхупада сидит за письменным столом в дальнем углу просторной комнаты, и как искрятся его красивые, глубокие глаза. Кланяясь, Сатсварупа подумал о том, какая великая удача — находиться здесь, рядом с духовным учителем. Поднявшись, он увидел, что Прабхупада слегка кивает, и почувствовал, что учитель понимает его счастье.

Сидя на полу, по другую сторону стола, Сатсварупа посмотрел на Прабхупаду. Испытывая благоговейный страх, он сосредоточился, ожидая его указаний, боясь только, что не справится.

— Возьми книгу «Кришна», второй том, — велел Прабхупада.

Слуга побежал, снял книгу с полки, вернулся и снова сел.

— Читай историю о царе Нриге, — сказал Прабхупада.

Указания Прабхупады были лаконичны, и не требовали разъяснений. Слуга несколько замешкался, предполагая, что учитель попросит еще что-нибудь. Он открыл книгу и выжидающе посмотрел на Прабхупаду:

— Вслух?

Прабхупада кивнул и слуга начал читать.

Вскоре Сатстварупу начал мучить вопрос, почему в столь ранний час Прабхупада попросил его читать, вместо того, чтобы, как обычно диктовать «Шримад-Бхагаватам». Пока Сатстварупа читал, Прабхупада сидел неподвижно, и трудно было понять — доволен ли он и слушает ли вообще. В этой тишине Сатстварупа, отчетливо слыша свой собственный голос, внимательно следил за повествованием.

А в истории говорилось о том, как царь Нрига жертвовал коров брахманам, и как однажды одна из этих коров заблудилась и пришла назад, в стадо царя Нриги, а тот, не зная об этом, отдал ее другому брахману. Однако, когда новый хозяин коровы уводил ее, явился первый хозяин и потребовал ее вернуть. Между двумя брахманами завязался спор. Представ перед царем Нригой, они заявили, что забрать отданную в качестве милостыни корову обратно – значит совершить великий грех. Озадаченный царь Нрига смиренно предложил каждому из брахманов по сотне тысяч коров в обмен на эту. Однако те не согласились, ибо согласно законам Ману, никто, даже правитель, не имеет права забирать у брахмана его имущество. Возмущенные, брахманы ушли, а царю Нриге в следующей жизни пришлось родиться ящерицей.

Читая эту историю, слуга вдруг заподозрил, что Прабхупада попросил его прочитать эту историю, чтобы уличить в обмане его, своего собственного слугу. В панике он пытался вспомнить, не допускал ли он подобного оскорбления, украв что-нибудь у духовного учителя. Он ничего не мог припомнить, пока, наконец, в памяти его не всплыл случай, когда он взял пару носков, которую кто-то подарил Прабхупаде. Прабхупаде постоянно что-нибудь дарили — носки, шарфы и прочее, — а он, как правило, раздавал все это ученикам, оставляя себе лишь самое необходимое. Во Вриндаване было холодно, поэтому Сатсварупа, не имевший носков, взял себе одну дешевую пару, уверенный, что его духовный учитель не захочет их носить. Он предполагал, что Прабхупада не будет против, но сейчас его, похоже, вывели на чистую воду.

История закончилась, но Прабхупада продолжал молчать; слуга тоже. «Может быть, Прабхупада спит?» — подумал Сатсварупа, не смея ничего сказать и боясь даже пошевелиться. Прабхупада тоже не двигался. Сатсварупа уставился в книгу, временами бросая взгляд на учителя и ожидая каких-либо указаний. Прошло минут пять. Наконец Прабхупада произнес:

— Теперь возьми эту главу и перепечатай ее.

Слуга кивнул и поднялся, чтобы выйти из комнаты. Но смысл этой просьбы оставался для него непонятен. Зачем нужно было читать этот рассказ, да еще и перепечатывать его? Прабхупада снова заговорил:

— Я хочу продиктовать одно письмо.

Сатсварупа снова сел, достал блокнот и приготовился записывать.

Письмо было обращено к г-ну С. Прабхупада говорил, что г-н С. пожертвовал землю, но затем пожелал забрать обратно переднюю часть участка длиной в пятнадцать метров. Прабхупада напомнил г-ну С., что, согласно изначальному договору, тот отдал всю землю с повеления Шримати Радхарани. Как же мог он теперь требовать ее назад? Г-н С. должен любезно пересмотреть свое намерение. Для этого Прабхупада прилагал историю из «Шримад-Бхагаватам» о царе Нриге. Г-ну С. следует прочитать ее и подумать о последствиях.

Слуга Прабхупады облегченно вздохнул. Однако, по-прежнему чувствуя себя виноватым, он сделал вывод, что впредь не должен столь легкомысленно относиться к вещам духовного учителя. К тому же он извлек еще один урок: его представления о Прабхупаде были полностью субъективны. Даже находясь рядом с ним, Сатсварупа не всегда верно понимал его мысли и мотивы. Он чувствовал, что был, наверное, не единственным учеником, допускающим порой эту ошибку. Можно пытаться оценить те или иные качества Шрилы Прабхупады, но полностью понять его невозможно. Даже секретари Джи-би-си и другие старшие преданные, работающие с Прабхупадой «в одной упряжке», не могли проникнуть в его замыслы. Лучшее решение — всегда следовать наставлениям Шрилы Прабхупады, подумал Сатсварупа Махараджа, и, вернувшись в смежную комнату, принялся за перепечатку истории царя Нриги.

 

На рассвете Прабхупада вышел из своего дома на пыльную дорогу, чтобы отправиться на утреннюю прогулку; преданные вриндаванского отделения ИСККОН отправились вместе с ним. По дороге он вспомнил о жалобе одного из преданных на постоянные перебои с электричеством. Преданный сказал, что Индия преуспела в духовном знании, а Запад — в материальном, поэтому их нужно объединить.

— Да, — согласился Прабхупада, — такова моя миссия. Объединить их.

Прабхупада дошел до Чхатикара-роуд, что проходила перед их участком, и зашагал по ней по направлению к Дели. Вдоль дороги росли большие деревья ним.

— Материальная сторона жизни тоже необходима, — продолжал Прабхупада. — На Западе даже для бритья люди используют механизмы. Это хорошо, но ради чего они это делают? Ради того, чтобы удовлетворить зуд ничтожного и отвратительного полового желания. Они используют свой разум как кошки и собаки.

Прабхупада замолчал. Воспользовавшись паузой, один из преданных спросил:

— Прабхупада, как понять, что Вриндаван — обитель Кришны? Ведь мы видим, что это место находится под сильным влиянием материалистов – здесь столько грязи!

— Это потому, что ваши чувства нечисты, — ответил Прабхупада. — Но когда глаза ваши будут умащены бальзамом любви, тогда вы увидите Вриндаван. Не судите о Вриндаване по внешним признакам.

По дороге Прабхупаде часто встречались люди, приветствовавшие его и его учеников возгласами: «Джая Радхе!», «Харе Кришна!» Некоторые даже снимали обувь и простирались перед Прабхупадой в поклоне, а он в ответ складывал руки и, кивая головой, здоровался: «Харе Кришна».

Утренний воздух еще не прогрелся; ученики и Прабхупада плотной группкой шли мимо полей, ашрамов и рощ. Со всех сторон доносилось пение птиц: воробьев, попугаев, кукушек, голубей и павлинов. На полях, в ожидании жатвы, колыхался высокий сахарный тростник. Вскоре раскидистые нимовые деревья сменились низкорослой колючей акацией; на пастбищах паслись коровы и буйволы. Через полчаса Прабхупада повернул назад.

На обочине дороги, у небольшого костра грелся человек в простом белом одеянии бабаджи. Прабхупада сказал, что Шриниваса Ачарья в своей «Шад-госвами-аштакам» дал определение истинной отрешенности. Песня прославляет шестерых Госвами, которые оставили правительственные посты и стали нищими странниками. Оставив себе только один комплект одежды, они постоянно размышляли о Кришне и гопи.

— Вриндаван — это дар Рупы и Санатаны Госвами, — сказал Прабхупада. — Они написали много книг, чтобы бедные люди могли ими воспользоваться и стать сознающими Кришну. В наше время во Вриндаване можно встретить столько подражателей Рупы Госвами! Но они не должны рядиться в его одежды, особенно если не могут отказаться от привычки курить сигареты. Бхактисиддханта Сарасвати всегда говорил об этом — не стоит делать резких скачков и по собственной прихоти менять одежду. Мы должны пытаться слушать об Абсолютной Истине от осознавшей себя души.

Особенно те его ученики, которые живут во Вриндаване, сказал Прабхупада, должны стать госвами. В любом ашраме — грихастхи или санньяси — они должны вести простую и строгую жизнь и круглые сутки служить Кришне.

 

Прабхупада сидит у себя в комнате и обсуждает с Гунарнавой финансовые вопросы.

— Где счета? — спросил Прабхупада.

— Я сохраняю все копии, Прабхупада, — ответил Гунарнава, показывая Прабхупаде, прикрепленные к кассовым чекам счета. — Оригиналы у Теджаса в Дели.

— Это просто слова, — ответил Прабхупада. — Я аудитор, а не А. Ч. Бхактиведанта Свами. Понимаешь? Аудитор желает видеть счета, ему не нужны твои оправдания.

В течение дня Прабхупада вызывал к себе Гурудаса, Сурабхи, г-на Лахади (инженера), и даже подрядчика, г-на Алибучса. Несмотря на то, что подрядчик был мусульманином, Прабхупада попросил его:

— Пожалуйста, работайте как следует, потому что это храм Кришны. Если будете очень стараться, Кришна вас благословит.

Недостатка в деньгах не будет, заверял Прабхупада. Каждый месяц до завершения строительства он будет перечислять им по десять тысяч долларов — сборы с храмов в Америке.

— Закончите к Джанмаштами? — спросил он.

— Да, — твердо ответил Гурудас. — Закончим.

* * *

Майяпур

Март 1974 года

 

По дороге из Калькутты в Майяпур, Прабхупада, как обычно, остановился в уютной и тенистой манговой роще, где, сидя на соломенной подстилке, позавтракал свежими фруктами. Его сопровождали несколько учеников и его сестра Бхаватарини. Прабхупада позаботился о том, чтобы прасада досталось всем. Затем он вернулся в машину и караван продолжил путь в Майяпур.

На подъездах к Майяпур-чандродая-мандиру, в Шривасангане, что в трех километрах от участка ИСККОН, машина Прабхупады натолкнулась на «заставу» ожидавших его преданных. Четыреста учеников из Америки, Англии, Европы, Южной Америки, Австралии, Индии и других стран с киртаном пошли за машиной Прабхупады, которая неторопливо двигалась в сторону Майяпур-чандродая-мандира.

Прабхупада улыбался. Выглядывая с заднего сиденья, он узнавал многих верных учеников, а те стремились поймать его милостивый взгляд. Окруженная со всех сторон плотным кольцом преданных, машина медленно миновала ворота и направилась по длинной аллее к храму. Вдоль дороги и вокруг зданий храмового комплекса цвели яркие бархатцы и цветы тагар, прибавляя встрече радости.

Храм был закончен и сиял блеском мраморных полов, свежей краской стен и хрустальными люстрами, подвешенными за несколько дней до приезда Прабхупады. Предложив поклон Божествам Радха-Мадхавы, осыпанным золотом, Прабхупада повернулся, прошел через алтарную, сел на вьясасану и обратился к первому международному (в полном смысле этого слова) собранию учеников. Он приветствовал их в Майяпуре, торжественно объявив, что сегодня предсказание Бхактивиноды Тхакура сбылось.

— Джая! Джая Шрила Прабхупада! — торжествующе закричали преданные.

Бхактивинода Тхакур писал:

О, когда же придет тот день? Когда счастливые англичане, французы, русские, немцы и американцы возьмут в руки знамена, мриданги и караталы и пойдут с киртаном по улицам своих городов?

Пророчество Бхактивиноды Тхакура сбылось. Он предсказывал: «Вскоре на земле явится великий святой, который распространит движение Господа Чайтаньи по всему миру». Этим великим святым, способным зажечь в сердцах людей, независимо от их нацональности и происхождения, желание встать на путь преданности и созвать их за тысячи миль от родины, в Майяпур, был Шрила Прабхупада. И хотя себя он считал лишь инструментом в руках ачарий, для учеников он был самим олицетворением милости Господа Нитьянанды. Как говорит «Чайтанья-чаритамрита», йадьяпи амара гуру — чайтаньера даса / татхапи джание ами танхара пракаша: «Хотя я знаю, что мой духовный учитель – слуга Шри Чайтаньи, я также знаю и то, что он — полное проявление Господа».

Оставив храмовую комнату, Прабхупада поднялся в свои апартаменты, довольный тем, что теперь это здание соответствует своему назначению, предоставляя прибежище сотням его духовных детей. Он начал встречаться с ведущими учениками из разных стран, решал проблемы и выслушивал вдохновляющие отчеты о распространяемых книгах. Он попросил, чтобы, пользуясь возможностью пребывания в святой дхаме, преданные проводили в храмовой комнате круглосуточный киртан, останавливаясь только на время лекций по «Шримад-Бхагаватам».

Преданные были несказанно счастливы встретиться друг с другом в дхаме. Те, кто уже пожил в Индии: Джаяпатака Свами и Ачьютананда Свами – водили группы преданных на парикраму (паломничество) по святым местам Навадвипы. По плану, первую половину времени своего пребывания в Индии преданные должны были провести в Майяпуре, а затем, через десять дней, отправиться во Вриндаван.

Почти все собравшиеся в Майяпуре преданные проповедовали в тех частях света, где особенно сильны гуны невежества и страсти. Каждый день им приходилось иметь дело с материалистами, и это неизбежно их изнуряло. А паломничество было для них возможностью очиститься. Они не могли похвастаться ни происхождением, ни знанием Вед, но Прабхупада принял их, что свидетельствовало об их преданности: они были достойны понять смысл дхармы. Омывшись в живительных водах Ганги и Ямуны, они разъедутся по всему миру, и с новыми силами и чистотой продолжат свою проповедь.

Способность паломника понять суть религии описана в одной из песен Нароттама-даса Тхакура:

гаурангера санги-гане, нитья-сиддха кари’ мане,

се йяйя враджендра-сута-паша

шри гауда-мандала-бхуми, йеба джане чинтамани,

тара хайя враджа-бхуме васа

«Те, кто осознал, что между вечными спутниками Господа во Вриндавана-дхаме и в Навадвипе нет разницы, удостаиваются служения сыну Махараджи Нанды (Кришне). Такие удачливые души воспринимают святую дхаму как объект своего служения, ибо по милости совершенных спутников Навадвипы они обрели духовное прозрение. Поэтому те, кто преисполнен вдохновения, духовными очами могут увидеть философский камень святой Навадвипы. Тогда они поселяются в Навадвипе, и, сознавая ее тождественность Вриндавану, служат Господу в своих вечных духовных телах».

 

Однако главным поводом приезда преданных в Майяпур было общение с духовным учителем. Прабхупада постоянно путешествовал, и ученики могли видеть его лишь изредка, когда он в очередной раз заезжал в их храм, да и то ненадолго. Здесь же, в Майяпуре или Вриндаване, они каждый день могли видеть его на утренних прогулках или в храме, и это было самым лучшим, что было в фестивале.

Счастье же Прабхупады от пребывания в Майяпуре во много раз усиливалось благодаря большому собранию его интернациональной семьи. Именно этого он и хотел. Майяпур предназначался для преданных. Прабхупада даже допускал мысль, что все преданные могли бы надолго поселиться здесь и просто повторять «Харе Кришна» и проводить киртаны, однако признавал, что с точки зрения всемирной проповеди это было бы непрактично. Ему доставляло огромное наслаждение сидеть в комнате над храмовой залой и слушать мощные раскаты киртана.

— Бхактивинода Тхакур говорил, — однажды заметил он, — что во всех четырнадцати мирах нет ничего ценного, кроме пения Святых имен.

По просьбе Прабхупады в Майяпуре собрались и секретари Джи-би-си, чтобы обсудить всемирную проповедническую деятельность и издать способствующие этому резолюции. Это было их первое заседание с участием Прабхупады, который определил правила проведения собрания. Он сказал, что собрание не должно сводиться к одним лишь разговорам: необходимо вносить предложения, которые после обсуждения должны ставиться на голосование, а все резолюции должны протоколироваться.

— Наметьте план на год, — сказал он, — и твердо придерживайтесь принятых решений. В следующем году вы сможете опять встретиться и снова все обсудить.

Прабхупада не любил длительных заседаний, но был доволен тем, с какой серьезностью секретари Джи-би-си подходят к обсуждению вопросов повестки, желая помочь растущему Движению сознания Кришны.

 

Одним из главных событий майяпурского фестиваля стало получение сигнальных экземпляров недавно напечатанного тома «Чайтанья-чаритамриты». Книга охватывала с седьмой по одиннадцатую главы Ади-лилы и содержала цветные иллюстрации, нарисованные учениками Прабхупады. Особую важность представляла девятая глава, описывающая славу движения санкиртаны, начатого Господом Чайтаньей. Стих за стихом, глава эта красноречиво доказывала истинность Движения Шрилы Прабхупады.

Кришнадас Кавираджа повествует, что Навадвипа-дхама была тем самым местом, где Господь Чайтанья посадил семя «древа» сознания Кришны. В одном стихе он говорит так: «Каждая большая ветвь древа Чайтаньи пустила по двадцать побегов; они заполнили всю вселенную». Своим лаконичным комментарием Шрила Прабхупада подвел итог этому стиху: «Наше Международное Общество сознания Кришны является одной из ветвей на древе Чайтаньи».

Перевод и комментарий Прабхупады к «Чайтанья-чаритамрите» — плод этого древа Чайтаньи. Это не был обыкновенный академический комментарий, но безупречный во всех отношениях литературный труд, отвечающий учению парампары. «Чайтанья-чаритамрита» подчеркивала, что желание Господа Чайтаньи повсюду распространить преданное служение должно стать желанием каждого. Книга не оставляла сомнений относительно того, чего Прабхупада ожидал от членов Движения сознания Кришны.

У проповедников Движения санкиртаны должна быть одна цель — продолжать свою безграничную проповедь. Именно в таком духе Шри Чайтанья Махапрабху начал Свое движение санкиртаны.

Этот том содержит один из важнейших стихов «Чайтанья-чаритамриты»: бхарата-бхумите хаила манушья-джанма йяра / джанма сартхака кари’ кара пара-упакара. «Тот, кто родился человеком на земле Индии, должен сделать свою жизнь совершенной и трудиться на благо людям». В своем комментарии к этому стиху Прабхупада говорит об особом благочестии индийцев, всегда готовых принять участие в санкиртане. Он сожалеет о том, что нынешние руководители Индии уводят людей от Бога, лишая их веры в следующую жизнь и способности отличить добрый поступок от греха. Ведь первый долг индийцев — обучать ведическим принципам весь мир.

«Если бы все индийцы, — писал Прабхупада, — последовали совету Господа Чайтаньи Махапрабху и встали на этот путь, Индия преподнесла бы всему миру неповторимый дар и заслужила бы всеобщее уважение». Более того, помочь Движению сознания Кришны —обязанность не только индийцев, но и каждого человека: «Надо не колеблясь признать, что лучшей формой благотворительности для всех людей в мире является пробуждение в каждом человеке сознания Бога, или сознания Кришны».

Целую неделю Прабхупада жил с учениками в Майяпуре, каждый день читая лекции и часами беседуя с небольшими группами преданных. В день Гаура-пурнимы он спустился к Ганге и окропил голову священной водой, а ученики ныряли в воду с высокого берега и плавали. На следующий день он отправился во Вриндаван, где намеревался вновь встретиться с преданными и познакомить их с Дхамой.

 

* * *

Многие западные преданные, не привыкшие к жизни и путешествиям в Индии, страдали от несварения и дизентерии, а некоторые переживали культурный шок и даже ностальгию. Однако это не останавило их, и, хотя и помятые и растрепанные, они проделали долгий путь из Майяпура в Калькутту, а затем добрались до Дели и, наконец, оказались во Вриндаване.

Поскольку Вриндаванский храм и гостиница по-прежнему представляли собой стройплощадку, преданным пришлось остановиться в расположенном неподалеку Фогель-Ашраме, а Прабхупада, как и раньше, поселился в своих комнатах рядом с недостроенным Кришна-Баларам-мандиром. Каждый день преданные виделись с ним на утренних прогулках и лекциях по «Бхагаватам», которые Прабхупада порой читал и по вечерам, под навесом во дворе Фогель-Ашрама.

Прабхупада удивился, заметив, что на первую вечернюю встречу, которая прошла в его комнате, пришло не так много учеников. Ему сказали, что некоторые из преданных отправились посмотреть знаменитые древние храмы Вриндавана и прочие места паломничества, другие пошли на базар, а третьи попросту спят.

— Приведите их сюда, — сказал раздосадованный Прабхупада. — Идти в паломничество – значит идти к садху. Я сижу здесь, почему они где-то слоняются?

Услышав об этом, преданные сбежались в комнату Прабхупады. На этот раз их было так много, что попасть внутрь удалось далеко не всем.

Прабхупада заговорил о тапасье, аскезе.

— Тапасви во Вриндаване, — сказал он, — ходят нагими даже в холодную погоду. Они решительно настроены больше не рождаться в материальном мире.

Прабхупада рассказал, в каком положении находится живое существо во чреве матери, перед тем как появиться на свет: оно словно брошено в океан со связанными руками и ногами, и живущие в утробе черви кусают его, причиняя невыносимые страдания. Обманутые майей, мы думаем, что счастливы, и потому снова и снова вынуждены входить в лоно матери, объяснял Прабхупада. И пусть в этой жизни мы богаты и находимся в человеческом теле, но в следующей вполне можем стать насекомыми, свиньями или собаками.

— Поэтому жизнь наша предназначена для тапасьи, — сказал Прабхупада. — Но в этот век мы не можем совершать суровые аскезы. Наша аскеза состоит в том, чтобы пытаться помочь исправиться этим бедным безумцам. Нужно добровольно идти на трудности ради Кришны. Кришна приходит, чтобы спасать падшие души, и если вы немного Ему поможете, Он будет вами доволен. Кришна приходит Сам, посылает Своих преданных, оставляет нам книги, но мы все равно безумно жаждем чувственного наслаждения. Поэтому наша аскеза — пытаться помочь падшим душам исправиться.

Проповедь Прабхупады вдохновила тех учеников, чей долг заключался в том, чтобы проповедовать жителям разных стран. По просьбе Прабхупады они приехали в Индию, посетили Майяпур и Вриндаван, но настоящие дела ждали их на родине — там они должны были спасать души сограждан, и проповедь Прабхупады наполняла их решимостью.

Позднее один из преданных пожаловался Прабхупаде, что с преданными порой тяжелее, чем с материалистами. Он упомянул известный случай с преданным по имени Макхана-чора.

— Это твоя аскеза, — сказал Прабхупада. — Твоя аскеза в том, чтобы помогать Макхана-чоре. Мы должны брать на себя эти беспокойства. Здоровому человеку не доставляет никакого удовольствия возиться с сумасшедшим, но мы черпаем радость в служении Кришне.

Прабхупада вспомнил, как ради Кришны оставил мирную жизнь во Вриндаване, променяв ее на всевозможные трудности и беспокойства, и пошел на риск, в преклонном возрасте поехав в Америку… Так и ученики его должны быть готовы к любым трудностям ради проповеди сознания Кришны.

— В самой работе мало удовольствия, — сказал он. — Но когда мы видим, сколько людей становятся преданными, мы испытываем огромное наслаждение.

Обходя храмы Вриндавана, преданные с жадностью впитывали в себя атмосферу древнего города. Но настоящий нектар ждал их в комнате Прабхупады, где тот говорил о Вриндаване.

— Вриндаван предназначен для парамахамс, — рассказывал он. — Если у вас сохраняется материалистичный дух, вишайя, вы не сможете увидеть Вриндаван. Это можно проверить по тому, насколько вы избавились от склонности переедать, спать и заниматься сексом. Не думайте, что, просто приехав во Вриндаван, уже станете госвами. Тот, кто приезжает во Вриндаван с сознанием материалиста, родится здесь в теле собаки или обезьяны. Таково наказание. Но собаки здесь тоже вайшнавы.

— Люди приезжают во Вриндаван, чтобы избавиться от материальных беспокойств и семейной жизни. Не нужно бояться. Не нужно беспокоиться о том, что с вами может случиться. Во Вриндаване есть много преданных, которые остаются невозмутимы и в жару, и в холод. Но, к сожалению, здесь можно встретить и таких, которые говорят о гопи, но имеют привычку курить биди. Это сахаджии. Мы должны уметь отличать преданного, по тому, как он себя ведет. Если человек жаждет денег, биди, или женщин, но при этом говорит о гопи, каков его уровень? Шри Чайтанья Махапрабху никогда не говорил о гопи на людях. Настоящий вайшнав – не тот, кто ест прасад и спит, а тот, кто следует совету Вриндавана-чандры (Кришны) и несет Его послание всем. В этом Его послание. Это Вриндаван. Поклоняйтесь Вриндавана-дхаме. Никого здесь не оскорбляйте. Отнеситесь к этому месту как к чинтамани-дхаме, как к Кришне. Нароттама-дас Тхакур говорит, что в сознании вишайи невозможно увидеть Вриндаван. Мы должны принять прибежище у Гаура-Нитай, очиститься от желания еды, сна и совокупления. Только тогда вы увидите Вриндаван. Не совершайте здесь оскорблений. Вриндаван оказывает на человека необыкновенное влияние.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия