Студопедия — Послание к Архиканцлеру Регинальду, Арxиепископу Кельнскому
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Послание к Архиканцлеру Регинальду, Арxиепископу Кельнскому







Архиканцеляриус,

славный муж совета,

Просвещенный истиной

божеского света,

Чья душа высокою

твердостью одета,

Ты чрезмерно многого

хочешь от поэта.

Выслушай, возвышенный,

робкие моленья,

Изъяви к просящему

ты благоволенье

И не заставляй меня,

внявши повеленью,

Гнуть под тяжкой ношею

слабые колони.

Я певец твой искренний,

твой слуга толковый,

По суху и по морю

для тебя готовый;

Все, что хочешь,

напишу по любому зову;

Но нехватка времени

жмет меня сурово.

За неделю можно ли

описать пристойно

Нашим славным кесарем

веденные воины?

Лишь Лукан с Вергилием

их воспеть достойны,

Год, и два, и три подряд

песнь слагая стройно.

Пожалей, разумнейший,

стихотворца участь!

Не заставь покорствовать,

жалуясь и мучась!

Жгучей торопливости

умеряя жгучесть,

Струнам растревоженным

вороти певучесть.

Ты ведь знаешь, праведный, –

в этой жизни бренной

Сила в нас не может быть

вечно неизменной:

И пророков покидал

божий дар священный,

И родник моих стихов

иссыхает, пенный.

Иногда пишу легко,

без числа и счета,

И никто не упрекнет,

что плоха работа;

Но пройдет немного дней,

пропадет охота,

И заменит мне стихи

сонная зевота.

Что однажды издано,

то уж не исправить!

И спешат писатели,

чтоб себя прославить,

Стих похуже выкинуть,

а получше – вставить,

Не желая праздный люд

без нужды забавить.

Неучей чуждается

стихотворец истый,

От толпы спасается

в рощице тенистой,

Бьется, гнется, тужится,

правя слог цветистый.

Чтобы выстраданный стих

звонкий был и чистый.

В площадном и рыночном

задыхаясь гаме,

Стихотворцы впроголодь

мучатся годами;

Чтоб создать бессмертный сказ,

умирают сами.

Изможденные вконец

горькими трудами.

Но звучит по-разному

голос наш природный!

Я вот вовсе не могу

сочинять голодный:

Одолеть меня тогда

может кто угодно –

Жизнь без мяса и вина

для меня бесплодна.

Да зовет по-разному

к делу нас природа!

Для меня кувшин вина –

лучшая угода:

Чем я чаще в кабаках

делаю обходы,

Тем смелей моя в стихах

легкость и свобода.

От вина хорошего

звонче в лире звоны:

Лучше пить и лучше петь –

вот мои законы!

Трезвый я едва плету

вялый стих и сонный.

А как выпью – резвостью

превзойду Назона.

Не всегда исполнен я

божеского духа –

Он ко мне является,

если сыто брюхо.

Но едва нахлынет Вакх

в душу, где так сухо, –

Тотчас Феб заводит песнь,

дивную для слуха.

Оттого и не могу,

нищий я и бедный,

Фридриха державного

славить путь победный,

Сокрушивший в Лации

корень злобы вредной, –

В этом, повелитель мой,

каюсь исповедно.

Трудно в худшей нищете

отыскать поэта:

Только у меня и есть,

что на мне надето!

А от сытых скудному

можно ль ждать привета?

Право, не заслужена

мною доля эта.

Я из рода рыцарей

вышел в грамотеи,

Я с сохой и заступом

знаться не умею,

Мне и ратного труда

книжный труд милее –

Я люблю Вергилия

больше, чем Энея.

Не пойду я в нищие –

это мне зазорно;

Не пойду и воровать,

хоть зови повторно;

Видишь сам, передо мной

нет дороги торной:

Клянчить, красть, пахать, служить –

все неплодотворно.

Как мои страдания

скорбны и жестоки,

Я не раз уже писал

горестные строки;

Но невнятны для зевак

все мои намеки –

Я блуждаю, как и был,

нищий, одинокий.

Немцев щедрые дары

я не позабуду

И достойною хвалой

их прославлю всюду...

…………………………

…………………………

…………………………

Но зато в Италии –

сущие злодеи,

Идолопоклонники,

а не иереи,

Подают мне медный грош,

серебра жалея, –

Ну так диво ли, что я

чахну и худею?

Горько мне, что вижу я:

льстивые миряне,

Глупые и праздные,

хуже всякой дряни,

Век в душе не знавшие

божьего дыханья,

Ходят разодетые

в шелковые ткани.

Если б им лишь рыцари

были доброхоты,

А о нас священники

брали бы заботы!

Только ведь и в клириках

нет для нас щедроты –

Лишь о суете мирской

все у них хлопоты.

Священнослужители

нынче стали плохи:

Наши им неведомы

горестные вздохи,

В их домах, бесчинствуя,

скачут скоморохи,

Вместо нас последние

подъедая крохи.

Сгибни, клир злонравственный

и несердобольный,

Нас забывший жаловать

милостью застольной!

Но вовек да славятся

те, кто хлебосольны,

И первейший между них –

ты, блюститель Кёльна!

Царскими заботами

ты чело венчаешь,

И от царских ты забот

имя получаешь;

Ты господню заповедь

в сердце величаешь

И пришельца-странника

с щедростью встречаешь.

Страждущий от зимнего

хладного дыханья,

Я к тебе дрожащие

простираю длани –

Ни постели у меня

нет, ни одеянья,

И смиренно я приму

всякое даянье.

Архиканцеляриус,

свет мой и опора,

Славою наполнивший

звездные просторы,

Верности прибежище

и услада взора,

Годы долгие живи

и не знай укора!

Я когда-то от тебя

деньги взять решился,

Но давно мой кошелек

вновь опустошился:

Я с одним священником

ими поделился.

Чтобы век он за меня

господу молился.

Щедрому хозяину

щедро подражая,

Я делюсь с издольщиком

долей урожая:

каждый знает по себе,

в ком душа большая, –

Чем крупней кусок отдам,

тем вкусней вкушаю.

Не могу один в углу

наслаждаться пищей –

Половину уделю

доброй братье нищей.

А при княжеских дворах

пусть другие рыщут,

Коим высшее из благ –

толстый животище.

Архиканцеляриус,

свет мой и отрада,

Нестора премудрого

истинное чадо,

 

Да пошлет тебе Христос

за труды награду.

Мне же – красноречие

петь тебя, как надо.


Темы рефератов к модулю 1:

1. Жанр видения в средневековой литературе.

2. Лирический герой поэзии вагантов

3. Человек и природа в религиозной философии Франциска Ассизского.

4. Жизнь и творчество Пьера Абеляра.

5. Представления о потустороннем мире в средневековых видениях.

6. История Элоизы и Абеляра в свете последующей литературной традиции: П. Абеляр и Ж.-Ж. Руссо.

 

Успешное написание реферата предполагает использование не менее 5 источников из списка научной литературы по модулю. Реферат должен также продемонстрировать, помимо знания художественных текстов, умение анализировать их поэтологические особенности.

Вопросы рубежного контроля к модулю 1:

1. Описание загробного мира в «Видении Тнугдала»

2. Антиклерикальные мотивы в лирике вагантов.

3. Нравоучительные тенденции в «Римских деяниях»

4. Мотив искания истины в «Истории моих бедствий» Абеляра.

Критерии оценки:

На выполнение заданий рубежного контроля отводится время академической пары.

Каждый вопрос требует развернутого ответа и оценивается по пятибалльной шкале.

Студент, набравший более 12 баллов, получает оценку «Зачтено».

 








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия