Студопедия — Индийская мифология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Индийская мифология






Одним из наиболее богатых и своеобразных пластов индийской культуры является мифология. Наиболее обширным источником мифологических представлений древней Индии можно считать «Веды». По мнению ариев, они наполнены божественным откровением.

Значительное большинство ведических богов, как и в других древних мифах, связано с природой. Некоторые из них олицетворяют определенные качества души. В ведической мифологии насчитывается 33 земных, «атмосферных» и небесных, высших богов, среди которых так и не удалось установить достаточно четкую иерархию. Возможно, это связано с тем, что «Веды», скорее всего, вобрали в себя и верования дравидов, коренного населения Индии. Достаточно сказать, что в ряде более древних книг удалось насчитать 3333 (!) бога. Впрочем, мудрец Яджнявалкью, назвав такое число, добавил, что это — различные проявления 33 главных богов, а, в сущности, бог один. Если невозможно однозначно выделить верховное божество, то можно установить, по крайней мере, что наиболее популярным богом в «Ведах» является Индра, который олицетворяет силу, плодородие и, при этом, мужское начало. Этот творец неба, солнца, зари, вдохновитель поэтов и певцов, постоянно сопровождаем божествами дождя и ветра. Судья и хранитель закона — бог Варуна, наказывает за грехи не только людей, но и богов. На людей он насылает болезни и стихийные бедствия. Агни — бог огня, похищенный с неба одним из жрецов, Сома — хранитель божественного напитка, Сурья — солнце, Ушас — заря, Ваю — ветер, Сарасвати — дочь молнии.

Сотворение мира происходит в «Ведах» из некой первоначальной неразличимой пустоты. Первоосновой его стало тысячеглазое, тысячеголовое, тысячерукое и тысяченогое существо Пуруша, расчлененное богами. Властитель царства мертвых — Яма. В нем люди встречаются с тенями своих предков. Индоарии, еще не возводившие храмов, задабривали богов жертвоприношениями на пирах в их честь.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. была завершена редакция Брахман — комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад и Араньяков. В брахманизме творец Вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в безбрежном океане. Сила его мысли делит яйцо на две части — небо и землю, затем образуются вода, огонь, земля, воздух, боги, звезды, время, животные и растения, мужское и женское начало, люди. Брахма обычно изображается четырехглавым гигантом, сидящим на лотосе, священном цветке индусов. В его руках — ритуальный кувшин с водой, ложка со священным маслом для жертвоприношений, жезл, священная книга.

По слову Брахмы родился бог Вишну, один из главных в индийской мифологии, хранитель всего существующего. Вишну изображается великаном, лежащим на космической змее Шеше. Он погружен в сон, выходя из которого творит миры. Вишну летает на исполинском орле с получеловеческим лицом — Гаруде, жена его — прекрасная Шри-Лакшми. В «Бхагавадште» описывается девять нисхождений его в мир в девяти различных воплощениях.

Из лба Брахмы, сморщенного во гневе, явился другой бог, Шива, олицетворение одновременно плодородия и разрушения. Шиву окружают духи и призраки, на его шее — ожерелье из черепов, он незримо присутствует на полях битв, в местах сожжения трупов, перекрестках (они в Индии считаются опасными местами). Противоречивость образа Шивы, причастность одновременно разрушению и возрождению, возможно, связаны с тем, что он пришел еще из мифологии Хараппы и Мохенджо-даро, то есть из глубочайшей древности. Добавим сюда и то, что в индийской мифологии и религии окружающий нас мир — лишь видимость, иллюзия. На лбу Шивы — третий глаз, символ высшей мудрости, а горло его черно от яда, выпитого для спасения богов, его тело обвивают змеи, оно покрыто золой — символом аскетизма и чистоты. Шива — великий любовник и прекрасный семьянин, его символ — лингам (фаллос), мощь его в энергии шакти, животворящей силы, накапливаемой в медитациях. Танцующий Шива — одно из наиболее популярных изображений в индийском искусстве.

Животворность или разрушительность Шиву зависят от отношений с его женскими ипостасями. Жены Шивы, которым поклоняются в Индии, часто изображаются с зеркалом — как его отражение, усиление, умножение. Шива созерцателен и аскетичен, жены — активны и деятельны, в момент их соития божественная энергия многократно умножается. Ей поклоняются в тантризме, завершающем уже индуизм. В тантризме человеческое тело рассматривается как космос с шестью энергетическими центрами — чакрами. Высшая из них соответствует головному мозгу, где она соединяется со своим атманом — духом, как Шива с Шакти. В итоге достигается полное освобождение, родственное состоянию нирваны. Однако тантризм предупреждает — пробуждение чакр доступно и позволительно только подготовленным людям.

Индуисты делятся на вишнуистов и шиваистов, но оказалось возможным и их примирении в концепции тримурти, единого бога в трех ипостасях (Брахмы, Шивы и Вишны). В индуизме отчетливо проступает идея цикличности вселенной: мир гибнет, когда Брахма засыпает, с его пробуждением он оживает.

Религиозно-мифологические представления индийцев нашли выражение в самобытных в самобытных праздничных ритуалах. В конце октября в Индии отмечается праздник полной луны, есть праздники в честь священного дерева, змей и других представителей животного мира, среди которых индийская мифология особо выделяет обезьян и коров. Самый массовый и продолжительный праздник — с января по февраль проводится у слияния Ганга и Ямуны. Раз в 12 лет сюда приходят для священного омовения до 5 миллионов людей. Самый красочный индуистский праздник, Холи, отмечается в день полнолуния в период март-апрель и символизирует весеннее расцветание природы. На перекрестках изгоняют злых духов кострами, все поливают друг друга, подкрашенной водой, невзирая на различие полов и даже каст, обнимаются и угощаются сладостями. Этот праздник посвящен победе пастуха Кришны над дьяволицей Холика. В этот же период празднуется день рождения царевича Рамы. Конечно, есть праздник и в честь Шивы, Шиваратри, с экзальтированными плясками. Герой еще одного праздника — Ганеш — бог с головой слона, восседающий на лотосе, покровитель знаний и искусств, устроитель препятствий.

Индийские праздники в равной мере могут считаться частью не только религиозно-мифологических, но и художественных традиций.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия