Студопедия — Временные и географические границы Средневековья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Временные и географические границы Средневековья






Понятие Средние века широко вошло в обиход в начале XVI века. Так итальянские гуманисты назвали длительный период между античностью и Возрождением. Употреблением такого названия уже подразумевался некий застой, если не провал, в культурной истории. Еще более отчетливо подобная оценка той эпохи прозвучала позже, в эпоху Просвещения, которое называло средние века вовсе темными. Очевидно, однако, что не может быть культурных провалов продолжительностью в тысячелетие. Со временем исследователи «средних» веков стали понимать, что это была весьма своеобразная эпоха, которая послужила по крайней мере тиглем (если воспользоваться этим выражением из алхимии) для сплава античной и христианской культуры, естественно-исторически обусловленным звеном, ведущим к Возрождению. Становилось все более очевидным и то, что значение средних веков вовсе не ограничивается некой вспомогательной ролью передаточного механизма, что это — эпоха столь же своеобразная, сколь и противоречивая.

Вовсе не бесспорно и объяснение названия, под которым она вошла в историю. Действительно, оно использовалось гуманистами, посчитавшими его весьма уместным, но есть вполне серьезные свидетельства, что понятие «средние века» в те самые века и появилось, то есть тогда, когда никто не мог знать о грядущем свете Возрождения. В таком случае, с учетом глубочайшей религиозности средневековой культуры, уместно мнение, что подпадающие под это понятие века представлялись тогда как средние между первым и вторым пришествием Христа, то есть Рождеством и так и не наступившим Страшным судом. Нашему современнику трудно это понять, но все средневековье проходило в его ожидании, а земная жизнь представлялась кратковременным привалом на пути в рай или ад («все мы гости на земле»). История донесла до нас, как в канун 1000 г. от рождества Христова римский папа Сильвестр вынужден был успокаивать обезумевшую толпу, собравшуюся на площади Св. Петра в ожидании Страшного суда, дав ей надежду, что он на какое-то время откладывается. Люди попроще и отнеслись к этой дате проще — резали скотину, ели и пили, сколько успеют.

Поскольку существуют различные толкования понятия средних веков, различным образом обозначаются и его временные границы. Ряд исследователей отсчитывают его с 395 г., разделения Римской империи на Восточную и Западную или с 476 г. — падения Римской империи от нашествия варваров. Исходя из такой логики, черту под Средневековьем подводят захватом турками в 1453 г. столицы Византии, Константинополя.

Помня о значении этих дат, следует помнить и о том, что ни одна эпоха не может быть умещена между столь точными и конкретными датами, границы любых эпох условны и размыты, что любая эпоха органично вырастает из предшествующей и столь же органично врастает, переходит в последующую. Именно поэтому мы можем отсчитывать от рождества Христова календарь, но не культурно-историческую эпоху. Ни один из исследователей, при всем разнообразии подходов, не относит начало Средних веков раньше, чем к III—IV векам, то есть тому времени, когда христианская религия укрепилась и распространилась настолько, что определила лицо целой эпохи. Раннее Средневековье принято доводить до IX—X вв., а уже Высокое, или Классическое — до XIV века. С XV века (а для Италии — с середины XIV в.) начинается Возрождение. Мы уточняем это сейчас по той причине, что порой и Возрождение рассматривается как часть Средних веков. Сообщив читателю о существовании такой точки зрения, мы не будем более к ней возвращаться: хотя, безусловно, Возрождение вырастает из Средневековья, подготовлено им, эти эпохи очень разные по своему содержанию, духу, ценностям (о чем речь пойдет в соответствующем месте).

Что касается географических границ Средних веков, то они охватывают, так сказать, по определению, весь тогдашний христианский мир — а это территория Римской империи до ее раскола. После падения Рима оплотом христианства стала Византия — могущественнейшее государство Средневековья, а ее столицу, Константинополь, даже стали называть Вторым Римом. Первый же Рим лишь значительно позже обрел то значение в христианском (а если точнее, католическом) мире, которое он имеет и сейчас.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия