Студопедия — Политика советского государства в области культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политика советского государства в области культуры






Решительное вмешательство советского государства буквально во все области деятельности людей с первых же дней захватило и культуру. В. И. Ленин потребовал «поставить стихийный поток культуры под партийный контроль». Понимая исключительную важность того, в чьих руках будет находиться руководство культурой, новая власть сделала ее не просто объектом политики, но и ее средством. В. И. Ленин недвусмысленно заявил о существовании двух культур — «пролетарской, прогрессивной» и «буржуазной, реакционной» — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вопрос, по существу, стоял так: «Кто не с нами, тот против нас». Было выдвинуто требование партийности искусства и культуры в целом, то есть прямого служения тем задачам, которые объявлялись партией «отвечающими интересам народа».

Октябрьская революция была весьма неоднозначно воспринята творческой интеллигенцией. Если для Бунина она предвещала сразу и безоговорочно «окаянные дни», то ряд крупных писателей и поэтов, таких, как Максим Горький, В. Маяковский, в какой-то степени А. Блок, приветствовали ее. Правда, Горький сразу же выразил недоумение тем, почему «строительство новой жизни» предполагает разгром дворцов, он был «поражен» тем, что «революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки… Человек оценивается так же дешево, как раньше». Тем более это заметили философы. С. Франк еще в «Вехах» предупреждал, что в ситуации, когда преобладают силы разрушения, «нравственность гибнет». Правда, такие люди, как Н. Бердяев, П. Флоренский, пытались и в новых условиях поставить свои знания на службу народу.

Советская власть не препятствовала эмиграции тех представителей культуры, которые не поддержали ее. Эмигрировало 2 млн. человек. В первые же годы революции Россию покинуло такие писатели, как И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, М. Цветаева, композитор С. Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, балерина А. Павлова, знаменитые скрипачи и пианисты, художники Бенуа, Сомов, Бакст, Репин, Коровин, Билибин, Серебрякова, крупные ученые. Поэт Н. Гумилев был расстрелян. По отношению же к тем, которые могли ей «пригодиться», власть вела себя поначалу осторожно и осмотрительно. Так, был отправлен на лечение в Италию М. Горький, это и хорошо говорило о новой власти, и подальше держало прозревавшего писателя, пользовавшегося огромным авторитетом.

Те, кто остались, были поставлены в жесточайшие рамки, находясь под строжайшей цензурой, к которой уже при Сталине прибавились и постоянная угроза пыток и смерти, тюрьмы и лагеря. Зато всяческой поддержкой пользовались те, которые, независимо от своего таланта, восхваляли советскую власть — пусть это даже был писатель, который, подчеркивая свое «простое происхождение», чуть ли с гордостью заявлял: «Моя мать — блядь» (Демьян Бедный). Во все годы советской власти люди, которые слагали оды в честь партии, писали портреты членов Политбюро, где эти старцы изображались вдохновенными мыслителями, были обласканы властью, пользовались всеми благами — спецраспределителями продовольствия, автомобилями, которые невозможно было просто купить, дачами и санаториями. Как писал польский философ Адам Шафф, объявленный «отступником от марксизма», «ревизионистом», постоянные нехватки — одежды, продуктов, бытовой техники, жилья — были не только следствием, но и средством советского строя. Трудно поверить, но философ и ученый Петр Кропоткин (1842—1921), не захотевший эмигрировать, умер в холодной квартире за письмом Луначарскому с просьбой «разрешить ему, с учетом его заслуг, купить валенки».

С философами, которые критически относятся к любой власти, а тем более такой, как советская, оказалось сложнее всего. Их многократные предупреждения о том, что социализм, опирающийся только на штыки, обречен, крайне раздражали, особенно таких, как Ленин, которые сами это прекрасно понимали. Терпение лопнуло в 1922 г., когда многие деятели творческой интеллигенции были вызваны к наркому просвещения А. Луначарскому, который предложил им выбор — расстрел или добровольное изгнание. При этом согласие на эмиграцию дополнялось условием: за счет уезжающих. Первый «философский пароход» отправился в Стамбул, увозя Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, Питирима Сорокина, С. Булгакова, крупных ученых и даже специалистов в области техники, крайне необходимых в условиях наступившей разрухи и объявленных партией большевиков грандиозных планов. Перевесило отсутствие лояльности советской власти, даже если оно не высказывалось прямо — досье имелось в ЧК на каждого. Этих очень разных людей объединяло и то, что все они были преподавателями вузов — контроль над образованием и воспитанием также входил в число безусловных приоритетов политики советского государства. Интересно, что в 2003 г. на Всемирный философский конгресс, проходивший в том же Стамбуле, многие российские философы (в числе которых был и автор этих строк), отправлялись на новом «философском пароходе», который «должен был непременно вернуться» — в этом усматривался важный символ перемен в России уже XXI века.

Гонения на гуманитарные науки сопровождали все годы советской власти, ведь человек, его личность, духовные запросы никак не вписывались в большевистскую идеологию, которая низводила человека до простого винтика и колесика, исполнителя воли и указаний партии, фактически подменившей государство. Опасно было даже задумываться над ее лозунгами. Так, в неблагонадежные попадал тот, кто в ответ на «Пусть мы живем хуже других, но зато у нас лучший в мире общественный строй», спрашивал: «Чем же тогда он лучше?» Появилась шутка: «Если и колебался, то вместе с линией партии». Всячески пересекались и «левые», и «правые» уклоны и в партийной линии.

Столь же закономерными оказались жестокие гонения на религию и ее представителей. В стране, где коммунизм стал новой религией, старой места не оставалось. Разница была лишь в том, что «рай» обещался не на небесах, а в «светлом будущем», жертвы и лишения предлагались те же, что и рабам. По всей стране взрывались храмы, уничтожались иконы, представители духовенства в массовом порядке отправлялись в тюрьмы и на расстрел. Взрывались также и памятники царям и дворянам, вплоть до Петра I, даже представляющие высокую художественную ценность.

Уже в июне 1918 г. был принят Декрет о национализации Третьяковской галереи, Эрмитажа, музея Александра III (ныне Русский музей) частных коллекций (Мамонтова, Морозова, братьев Щукиных, Остроухова, Бахрушина), дворцов Кремля и дворцово-парковых ансамблей, включая Царское село и Павловск, Кусково, Абрамцево. Была поставлена задача (В. И. Ленин): «Строить социализм, немедленно из того материала, который нам оставил капитализм». В 1919—20 гг. создаются государственные органы для управления культурой, главным из которых был Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским.

Важное место в культурной и идеологической политике советского государства заняли грандиозные, массовые празднества с участием тысяч физкультурников, авиации, военной техники. Уже с 1922 г. заработала в Москве мощная радиостанция, включавшаяся в «преодоление старых привычек и навыков», в выполнение задачи «пропитать рабочих и крестьян духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты». Участие в этом поначалу принимали даже представители художественного авангарда, которые видели на площадях и стенах зданий «полигон для революционного творчества».

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия