Студопедия — БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ 5 страница






тасмад экена манаса

бхагаван сатватам патих

шротавйах киртитавйаш ча

дхйейах пуджйаш ча нитйада

«Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать

повествования о Верховном Господе, прославлять, помнить Его и

поклоняться Ему — защитнику преданных».

Если религиозность, развитие экономики и удовлетворение чувств не

направлены на достижение любовного служения Господу, то они являются

всего лишь различными формами невежества, что будет ясно из следующих

мантр «Шри Ишопанишад».

 

 

МАНТРА ДВЕНАДЦАТАЯ

андхам тамах правишанти

йе 'самбхутим упасате

тато бхуйа ива те тамо

йа у самбхутйам ратах

 

андхам — в невежество; тамах — тьму; правишанти — попадают; йе —

те, кто; асамбхутим — полубогам; упасате — поклоняется; татах —

чем это; бхуйах — более; ива — подобным образом; те — те; тамах —

тьма; йе — кто; у — также; самбхутйам — в Абсолюте; ратах —

заняты. ПЕРЕВОД

Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области

невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто

поклоняется безличному Абсолюту.

 

КОММЕНТАРИЙ

Санскритское слово асамбхути относится к тем, кто не является

независимым. Самбхути же относится к Абсолютной Личности Бога, который

абсолютно независим. В «Бхагавад-гите» (10.2) Абсолютная Личность Бога,

Шри Кришна, говорит:

на ме видух сура-ганах

прабхавам на махаршайах

ахам адир хи деванам

махаршинам ча сарвашах

«Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего начала и Моего

могущества, ибо Я — единственный источник полубогов и мудрецов». Таким

образом, Кришна является источником тех сил, которыми наделены полубоги,

великие мудрецы и мистики. И хотя силы, которыми они обладают, огромны,

но и у них есть предел, поэтому им очень трудно понять, как Сам Кришна с

помощью Своей внутренней энергии является в образе человека.

Многие философы и великие риши, мистики, пытаются отличить Абсолют от

относительного с помощью своих ничтожных умственных способностей. Однако

таким образом можно прийти только к негативной концепции Абсолюта, этот

метод не дает возможности постичь какой-либо позитивный аспект Абсолюта.

Определение Абсолюта через отрицание несовершенно. Такие определения

побуждают человека формировать свою собственную концепцию, и он начинает

воображать, что Абсолют должен быть лишен формы и качеств. Эти

негативные качества есть не что иное, как относительные, материальные

формы и качества, взятые со знаком минус, и потому они также являются

относительными. Такие представления об Абсолюте в лучшем случае могут

привести человека к осознанию безличного сияния Бога, называемого

Брахманом, но с их помощью невозможно достичь уровня осознания

Бхагавана, Личности Бога.

Спекулятивные мыслители не знают, что Абсолютной Личностью Бога является

Кришна и что безличный Брахман — это ослепительное сияние Его

трансцендентного тела, а Параматма, Сверхдуша, — Его всепроникающее

полное проявление. Не знают они и того, что Кришна имеет вечную форму,

исполненную вечного блаженства и знания. Зависимые полубоги и великие

мудрецы ошибочно считают Его могущественным полубогом, а излучение

Брахмана принимают за Абсолютную Истину. Только преданные Кришны,

которые целиком посвятили себя служению Ему, знают, что Он — Абсолютная

Личность и что все сущее исходит из Него. Такие преданные постоянно с

любовью служат Кришне, источнику всего сущего.

В «Бхагавад-гите» (7.20, 23) говорится, что только неразумные, сбитые с

толку люди, движимые сильным желанием чувственных наслаждений,

поклоняются полубогам, чтобы разрешить свои временные проблемы. Живое

существо запуталось в лабиринте материального существования, и, чтобы

обрести вечную свободу в духовном мире, исполненном вечного блаженства,

жизни и знания, оно должно сбросить с себя оковы материального рабства.

Поэтому «Шри Ишопанишад» не советует нам стремиться к временному

избавлению от тех или иных материальных проблем, поклоняясь зависимым

полубогам, которые способны одарить нас только недолговечными благами.

Вместо этого необходимо поклоняться Абсолютной Личности Бога, Кришне,

который привлекает всех и может навсегда освободить нас от материального

рабства, забрав нас домой, обратно к Богу.

В «Бхагавад-гите» (7.23) говорится, что те, кто поклоняется полубогам,

смогут попасть на планеты этих полубогов: поклоняющиеся Луне попадают на

Луну, поклоняющиеся Солнцу — на Солнце и т.д. Современные ученые

пытаются достичь Луны с помощью ракет, но на самом деле подобные попытки

делались и раньше. Люди с их развитым сознанием от природы склонны к

космическим путешествиям и потому стремятся достичь других планет с

помощью космических кораблей или мистических сил или поклоняясь

полубогам, управляющим той или иной планетой. В ведических писаниях

сказано, что человек может достичь других планет с помощью любого из

этих трех способов, но самый распространенный из них — поклонение

управляющему какой-либо планетой полубогу. Так можно достичь Луны,

Солнца и даже Брахмалоки, высшей планеты вселенной. Однако все планеты

материальной вселенной являются лишь временным прибежищем. Вечны только

парящие в духовном небе Вайкунтхалоки, на которых правит Сама Личность

Бога. В «Бхагавад-гите» (8.16) Господь Кришна подтверждает это в

следующих словах:

а-брахма-бхуванал локах

пунар авартино 'рджуна

мам упетйа ту каунтейа

пунар джанма на видйате

«Все планеты материального мира, начиная с высшей и кончая низшей, — это

юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто

достигнет Моей обители, о сын Кунти, никогда не родится вновь».

«Шри Ишопанишад» указывает, что тот, кто поклоняется полубогам и

попадает на их материальные планеты, по-прежнему остается в темнейшей

области вселенной. Вселенная покрыта гигантскими оболочками из

материальных элементов и напоминает покрытый скорлупой кокосовый орех,

наполовину заполненный влагой. Это покрытие герметично, поэтому, чтобы

рассеять непроглядную темноту, царящую во вселенной, необходимы Солнце и

Луна. Снаружи вселенную окружает безграничное пространство брахмаджьоти,

в котором плавают бесчисленные Вайкунтхалоки. Высшая и самая большая

планета брахмаджьоти — Кришналока, или Голока Вриндавана, на которой

обитает Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Господь Шри Кришна

никогда не покидает Кришналоки. Он всегда пребывает там со Своими

вечными спутниками, но в то же время Он присутствует повсюду, во всем

материальном и духовном космическом проявлении. Это уже объяснялось в

четвертой мантре. Господь, как солнце, присутствует всюду, и тем не

менее Он находится в одном месте, как и солнце, которое не отклоняется

от своей орбиты.

Попав на Луну или какую-либо другую планету, расположенную выше или ниже

нее, мы не решим главных проблем жизни. Поэтому «Шри Ишопанишад»

советует нам не стремиться попасть на какую-то из планет в пределах

погруженной во тьму материальной вселенной, а постараться вырваться за

ее пределы и достичь сияющего царства Бога. Есть много людей, которые

выдают себя за верующих и совершают религиозные обряды только ради славы

или репутации. Такие псевдорелигиозные люди не желают покидать эту

вселенную и возвращаться в духовный мир. Под видом поклонения Господу

они хотят одного — сохранить свой статус-кво в материальном мире.

Проповедуя культ атеизма, атеисты и имперсоналисты увлекают таких глупых

псевдоверующих в темнейшие области вселенной. Атеисты открыто отрицают

существование Верховной Личности Бога, а имперсоналисты поддерживают

атеистов, проповедуя поклонение безличному аспекту Верховного Господа.

До сих пор мы не нашли в «Шри Ишопанишад» ни одной мантры, которая

отрицала бы существование Верховной Личности Бога. В одной из мантр было

сказано, что Он может передвигаться быстрее всех. Те, кто путешествует

на другие планеты, несомненно, являются личностями, и если Господь может

передвигаться быстрее их, то как же Он может быть безличным? Безличная

концепция Верховного Господа — это всего лишь другая форма невежества,

причина которого кроется в несовершенном понимании Абсолютной Истины.

Невежественные религиозные лидеры и изобретатели так называемых

воплощений Бога, откровенно нарушающие указания ведических писаний,

вводят в заблуждение своих последователей, и потому им уготованы

темнейшие области вселенной. Обычно имперсоналисты выдают себя за

воплощения Бога, и глупые люди, не имеющие понятия о ведической

мудрости, верят им. И если эти шарлатаны обладают какими-то знаниями, то

в их руках они опаснее, чем невежество. Имперсоналисты даже не совершают

обрядов поклонения полубогам, рекомендованных в писаниях. Писания

рекомендуют при определенных обстоятельствах поклоняться полубогам, но в

то же время в них говорится, что в большинстве случаев в этом нет

необходимости. В «Бхагавад-гите» (7.23) ясно сказано, что плоды

поклонения полубогам недолговечны. Весь мир не вечен, следовательно все,

чего мы достигли во тьме материального мира, тоже бренно. Проблема в

том, как обрести истинную, вечную жизнь.

Господь утверждает, что тот, кто достигает Его с помощью преданного

служения (единственного пути, ведущего к Личности Бога), раз и навсегда

избавляется от оков рождения и смерти. Иначе говоря, освобождение из

тисков материи целиком зависит от знания и отрешенности, которые

приходят к тому, кто служит Господу. А у псевдоверующих нет ни знания,

ни отрешенности от материальной деятельности. Большинство из них хочет

жить в золотых оковах материального рабства, прикрываясь

альтруистической и филантропической деятельностью, загримированной под

религию. Демонстрируя фальшивые религиозные чувства, они напоказ

занимаются преданным служением и в то же время совершают различные

греховные поступки, а наивные люди принимают их за духовных наставников

и ревнителей веры. Такие нарушители религиозных принципов не признают

авторитет ачарьев, святых учителей, принадлежащих к цепи ученической

преемственности. Они пренебрегают указанием Вед: ачарйопасана («Каждый

должен поклоняться ачарье»), и словами «Бхагавад-гиты» (4.2): эвам

парампара праптам («Эта высшая наука о Боге передавалась по цепи

ученической преемственности»). Вместо того чтобы найти истинного

духовного учителя, они вводят людей в заблуждение и провозглашают себя

ачарьями, хотя сами даже не следуют принципам ачарьев.

Эти негодяи — самые опасные элементы в человеческом обществе. Из-за

отсутствия религиозного правительства им не грозит наказание со стороны

государства. Однако им не удастся избежать суда Всевышнего, который

провозглашает в «Бхагавад-гите», что завистливые демоны, рядящиеся в

одежды религиозных проповедников, будут низвергнуты в темнейшие области

ада (Б.-г., 16.19–20). И «Шри Ишопанишад» подтверждает, что, завершив

свою деятельность в роли духовных учителей, которой они занимаются

только ради чувственных наслаждений, эти «духовные лидеры» попадают на

самые отвратительные планеты вселенной.

 

МАНТРА ТРИНАДЦАТАЯ

анйад эвахух самбхавад

анйад ахур асамбхават

ити шушрума дхиранам

йе нас тад вичачакшире

 

анйат — иное; эва — несомненно; ахух — говорится; самбхават —

поклонением Верховному Господу, причине всех причин; анйат — иное;

ахух — говорится; асамбхават — поклонением чему-то другому; ити —

таким образом; шушрума — я слышал; дхиранам — от невозмутимых

авторитетов; йе — кто; нах — нам; тат — этот предмет; вичачакшире

— подробно разъяснили. ПЕРЕВОД

Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иные

плоды, чем поклонение тому, что не является высшим. Все это

услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили

это.

 

КОММЕНТАРИЙ

В этой мантре говорится о необходимости слушания невозмутимых

авторитетов. Пока человек не услышит истинного ачарью, которого не могут

вывести из равновесия перемены материального мира, ему будет закрыт

доступ к трансцендентному знанию. Истинный духовный учитель, который

услышал шрути-мантры, то есть получил ведическое знание, от другого

невозмутимого ачарьи, никогда не станет утверждать то, о чем не

говорится в ведической литературе. В «Бхагавад-гите» (9.25) ясно

сказано, что те, кто поклоняется предкам (питам), достигают планеты

предков, закоренелые материалисты, которые хотят оставаться здесь,

остаются в этом мире, а преданные Господа, которые не поклоняются

никому, кроме Господа Кришны, высшей причины всех причин, достигают Его

в Его обители, находящейся в духовном небе. Эта мантра «Шри Ишопанишад»

подтверждает, что разные формы поклонения приносят разные плоды. Если мы

поклоняемся Верховному Господу, то обязательно придем к Нему в Его

вечную обитель, а если поклоняемся полубогам, в частности богу Солнца

или богу Луны, то непременно окажемся на их планетах. Если же мы хотим

оставаться на этой жалкой планете со всеми нашими плановыми комитетами и

политикой «латания дыр», то без труда сможем это сделать.

Ни в одном подлинном писании не сказано, что в конечном счете все

достигнут одной цели, независимо от того, что они делают и кому

поклоняются. Глупые теории такого рода выдвигают самозванные «духовные

учители», не принадлежащие к парампаре — истинной цепи ученической

преемственности. Истинный духовный учитель не станет утверждать, что все

пути ведут к одной цели и что этой цели может достичь любой, независимо

от того, как и кому он поклоняется: полубогам, Всевышнему или

кому-нибудь еще. Любому нормальному человеку нетрудно понять, что,

садясь на поезд, он доедет только до того места, до которого купил

билет. Человек, купивший билет до Калькутты, сможет приехать в

Калькутту, но никак не в Бомбей. Но люди, выдающие себя за духовных

учителей, проповедуют, что любой путь приведет человека к высшей цели.

Эти дешевые мирские обещания привлекают множество глупых созданий,

которые гордятся своими доморощенными методами духовного самоосознания.

Однако Веды не одобряют их. Тот, кто не получил знания от истинного

духовного учителя, принадлежащего к признанной цепи ученической

преемственности, не сможет добиться никаких ощутимых результатов. Кришна

говорит Арджуне в «Бхагавад-гите» (4.2):

эвам парампара-праптам

имам раджаршайо видух

са каленеха махата

його наштах парантапа

«Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности, и

так познавали ее праведные цари. Однако со временем эта цепь прервалась,

и потому духовное знание кажется сейчас безвозвратно утраченным».

К тому времени, когда Господь Шри Кришна пришел в этот мир, принципы

бхакти-йоги, сформулированные в «Бхагавад-гите», были сильно искажены.

Поэтому Господь должен был восстановить цепь ученической

преемственности, и Его первым учеником стал Арджуна, самый близкий друг

и преданный Господа. Кришна прямо сказал Арджуне (Б.-г., 4.3), что тот

смог понять принципы «Гиты» только потому, что был Его преданным и

другом. Иначе говоря, не будучи преданным и другом Господа, невозможно

понять «Бхагавад-гиту». Из этого также следует, что понять

«Бхагавад-гиту» могут только те, кто идет по стопам Арджуны.

Сейчас многие люди, которым нет никакого дела ни до Арджуны, ни до

Господа Кришны, берутся переводить и интерпретировать этот возвышенный

диалог. Они по-своему объясняют стихи «Бхагавад-гиты» и, прикрываясь

авторитетом этого священного писания, выдвигают самые нелепые идеи.

Такие толкователи не верят ни в Шри Кришну, ни в Его вечную обитель. Как

же тогда они могут объяснять «Бхагавад-гиту»?

В «Гите» (7.20, 23) Кришна недвусмысленно утверждает, что только люди,

лишенные здравого смысла, поклоняются полубогам в расчете на ничтожное

вознаграждение. В конце ее Он советует каждому отбросить все иные

способы поклонения и полностью предаться Ему (Б.-г., 18.66). Такую

непоколебимую веру в Верховного Господа может иметь только тот, кто

избавился от всех последствий своих грехов. Остальные будут продолжать

парить в материальных сферах, цепляясь за свои бессмысленные ритуалы, и

никогда не найдут истинного пути, сбитые с толку утверждениями о том,

что все пути ведут к одной цели.

Ключевым в этой мантре «Шри Ишопанишад» является слово самбхават,

«поклоняясь высшей причине». Господь Кришна является изначальной

Личностью Бога, и все сущее исходит из Него. В «Бхагавад-гите» (10.8)

Господь говорит:

ахам сарвасйа прабхаво

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня.

Мудрец, который по-настоящему понял это, встает на путь преданного

служения и поклоняется Мне всем сердцем».

В этом стихе Сам Господь очень точно описывает Себя. Слова сарвасйа

прабхавах указывают на то, что Кришна является творцом всех живых

существ, в том числе Брахмы, Вишну и Шивы. Так как эти три главных

божества материального мира созданы Господом, Господь является творцом

всего сущего в материальном и духовном мире. В «Атхарва-веде»

(Гопала-тапани-уп., 1.24) также говорится, что Господь Шри Кришна

существовал до сотворения Брахмы и что это Он открыл Брахме ведическое

знание. Аналогично этому, в «Нараяна-упанишад» (1) говорится: «Затем

Верховная Личность, Нараяна, пожелал создать все живые существа. Так от

Нараяны родился Брахма. Нараяна создал всех Праджапати. Нараяна сотворил

Индру. Нараяна создал восемь Васу. Нараяна создал одиннадцать Рудр.

Нараяна создал двенадцать Адитьев». Нараяна — это полная экспансия

Господа Кришны, поэтому Нараяна и Кришна неотличны друг от друга. В той

же упанишаде (Нараяна-уп., 4) утверждается: «Сын Деваки [Кришна]

является Верховным Господом». То, что высшей причиной всего сущего

является Нараяна, подтверждает даже Шрипада Шанкарачарья, несмотря на

то, что он не принадлежит к школе вайшнавов (персоналистов). В

«Атхарва-веде» (Маха-упанишад, 1) говорится: «Вначале не было ни Брахмы,

ни Шивы, ни огня, ни воды, ни звезд, ни Солнца, ни Луны, а был один

Нараяна. Но Господь не остается в одиночестве. Он творит по Своему

желанию». В «Мокша-дхарме» Сам Кришна говорит: «Я создал всех Праджапати

и Рудр, которые не знают Меня до конца, ибо их покрывает Моя иллюзорная

энергия». В «Вараха-пуране» сказано: «Нараяна является Верховной

Личностью Бога. От Него появился четырехголовый Брахма и Рудра,

впоследствии ставший всеведущим».

Таким образом, все ведические писания сходятся в том, что Нараяна,

Кришна, является причиной всех причин. В «Брахма-самхите» (5.1) также

говорится, что Шри Кришна — это Верховный Господь. Он — Говинда (тот,

кто приносит радость всем живым существам) и изначальная причина всех

причин. По-настоящему образованные люди узнают об этом от великих

мудрецов и из Вед и потому решают поклоняться Господу Кришне, источнику

всего сущего. Таких людей называют будхами, просвещенными людьми, ибо

они поклоняются только Господу Кришне.

Убежденность в том, что Кришна есть все, приходит к тому, кто с верой и

любовью слушает, как об этом рассказывает ачарья, которого ничто не

может вывести из равновесия. Тот, кто не имеет веры в Господа Кришну и

любви к Нему, никогда не сможет понять эту простую истину. В

«Бхагавад-гите» (9.11) Кришна называет таких людей мудхами — глупыми,

как ослы. Там говорится, что мудхи осмеивают Личность Бога, так как не

обладают совершенным знанием, которое дает человеку невозмутимый ачарья.

Тот, кого может вывести из равновесия круговерть материальной энергии,

не имеет права становиться ачарьей.

Перед тем как услышать «Бхагавад-гиту», Арджуна, вовлеченный в

круговорот материальной энергии и ослепленный привязанностью к семье,

обществу и роду, лишился невозмутимости и потому захотел стать

человеколюбивым моралистом, никому не причиняющим вреда. Но, получив от

Верховной Личности ведическое знание, содержащееся в «Бхагавад-гите», и

став будхой, он изменил свое решение и начал поклоняться Господу Шри

Кришне, по плану которого произошла битва на Курукшетре. Сражаясь со

своими так называемыми родственниками, Арджуна поклонялся Господу и так

стал чистым преданным Господа. Это возможно только в том случае, если

человек поклоняется истинному Кришне, а не мнимому Кришне, выдуманному

глупыми людьми, которые не знают всех тонкостей науки о Кришне,

изложенной в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

Согласно «Веданта-сутре», самбхута — это источник всего сущего, опора,

на которой все держится, и вместилище, остающееся после уничтожения

проявленного мира (джанмадй асйа йатах). «Шримад-Бхагаватам»,

естественный комментарий к «Веданта-сутре», составленный ее автором,

утверждает, что источник всех эманаций не может быть безжизненным

камнем, Он — абхиджна, что значит «обладающий абсолютным знанием».

Поэтому изначальный Господь Шри Кришна говорит в «Гите» (7.26), что Ему

известно все: прошлое, настоящее и будущее, — но никто, включая таких

полубогов, как Шива и Брахма, не знает Его в совершенстве. Те, кто

неспособны сохранять невозмутимость посреди бушующего океана

материального существования, лишены возможности до конца познать Его.

Такие полуграмотные «духовные лидеры» стараются найти некий компромисс,

объявляя объектом поклонения человечество. Они не понимают, что подобное

поклонение — химера, поскольку люди в большинстве своем несовершенны.

Пытаться делать это — все равно что поливать водой листья дерева, а не

его корень. Более естественно поливать корень дерева, но такие вечно

обеспокоенные лидеры больше привязаны к листьям, чем к корню, и,

несмотря на бесконечные потоки воды, выливаемые на листья, дерево сохнет

от недостатка влаги.

«Шри Ишопанишад» советует поливать корень, источник всех побегов.

Поклонение людям, сводящееся к удовлетворению их телесных потребностей,

всегда несовершенно и потому не так важно, как служение душе. Душа — это

тот корень, который в соответствии с законом кармы порождает тела

различных типов. Если мы служим только людям, оказывая им медицинскую

или социальную помощь и предоставляя им возможность получать

образование, и в то же время перерезаем на бойнях глотки несчастным

животным, то это не может считаться служением душе, живому существу.

Живое существо в телах различных типов постоянно испытывает материальные

страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью.

Человеческая форма жизни предоставляет шанс вырваться из пут

материального существования. И для этого нам достаточно восстановить

свои прерванные отношения с Верховным Господом. Господь Сам нисходит в

этот материальный мир, чтобы призвать людей предаться Всевышнему

(самбхуте). По-настоящему служит человечеству только тот, кто

проповедует людям, что они должны предаться Верховному Господу и с

любовью поклоняться Ему, вкладывая в это всю свою энергию. Таков смысл

наставлений тринадцатой мантры «Шри Ишопанишад».

Слушание повествований о великих деяниях Верховного Господа и

прославление их — самый простой способ поклонения Ему в этот век тревог.

Однако спекулятивные философы полагают, что деяния Господа — плод

воображения, и потому не хотят слушать о них и изобретают множество

словесных трюков, чтобы отвлечь внимание доверчивой толпы. Вместо того

чтобы слушать повествования о деяниях Господа Кришны, такие «духовные

учители» рекламируют самих себя, побуждая своих последователей

прославлять их. В последнее время число таких шарлатанов значительно

возросло, и чистым преданным Господа становится все труднее защищать

людей от святотатственных разглагольствований подобных лицемеров и

псевдовоплощений.

Упанишады косвенно обращают наше внимание на изначального Господа, Шри

Кришну, но «Бхагавад-гита», которая является квинтэссенцией Упанишад,

прямо указывает на Него. Поэтому человек должен слушать повествования,

непосредственно описывающие Кришну, которые содержатся в «Бхагавад-гите»

и «Шримад-Бхагаватам», и это постепенно очистит его ум от скверны. В

«Шримад-Бхагаватам» (1.2.17) сказано: «Слушая повествования о деяниях

Господа, преданный привлекает к себе Его внимание. Таким образом

Господь, находящийся в сердце каждого живого существа, помогает

преданному, давая ему надлежащие наставления». Это подтверждается и в

«Бхагавад-гите» (10.10): дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те.

Наставления Господа, получаемые изнутри, очищают сердце преданного от

скверны, порожденной материальными гунами страсти и невежества.

Непреданные полностью находятся под влиянием страсти и невежества.

Страсть мешает человеку избавиться от материальных желаний, а невежество

не позволяет ему по-настоящему понять себя и Господа. Таким образом, у

человека, находящегося под влиянием гун страсти и невежества, нет шансов

осознать свою духовную природу, сколько бы он ни разыгрывал из себя

поборника религии. На преданного же по милости Господа гуны страсти и

невежества перестают влиять, и он оказывается под влиянием гуны

благости, что является признаком совершенного брахмана. Брахманом может

стать любой при условии, что он занимается преданным служением под

руководством истинного духовного учителя. В «Шримад-Бхагаватам» (2.4.18)

также говорится:

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша

абхира-шумбха йаванах кхасадайах

йе 'нйе ча папа йад-апашрайашрайах

шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах

Любое низкорожденное существо может очиститься, если будет следовать

наставлениям чистого преданного Господа, ибо могущество Господа

безгранично.

Когда человек обретает качества брахмана, он становится счастлив и с

воодушевлением занимается преданным служением Господу. Наука о Боге сама

собой открывается ему. Постигая эту науку, он постепенно освобождается

от материальных привязанностей, и по милости Господа его сомневающийся

ум становится кристально чистым. Тот, кто достиг этой стадии, является

освобожденной душой и может везде и во всем видеть Господа. В этом

заключается совершенство самбхавы, описанное в данной мантре «Шри

Ишопанишад».

 

МАНТРА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

 

самбхутим ча винашам ча

йас тад ведобхайам саха

винашена мртйум тиртва

самбхутйамртам ашнуте

 

самбхутим — вечная Личность Бога, Его трансцендентное имя, форма,

игры, качества и атрибуты, разнообразие в Его обители и т.д.; ча —

и; винашам — временные материальные проявления полубогов, людей,

животных и пр. с их ложными именами, славой и т.д.; ча — и; йах —

кто; тат — то; веда — знает; убхайам — оба; саха — вместе;

винашена — со всем, что подвергается уничтожению; мртйум — смерть;

тиртва — превзойдя; самбхутйа — в вечном царстве Бога; амртам —

бессмертием; ашнуте — наслаждается. ПЕРЕВОД

Человек должен в совершенстве постичь Личность Бога Шри Кришну и

Его трансцендентное имя, форму, качества и игры, так же как и

временное материальное творение с его смертными полубогами, людьми

и животными. Тот, кто постиг это, попирает смерть и поднимается

над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога

наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

 

КОММЕНТАРИЙ

Благодаря так называемому научному прогрессу человеческая цивилизация

создала множество материальных вещей, включая космические корабли и







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия