Студопедия — Тот, кто обуздал ум, уже достиг Сверхдуши, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тот, кто обуздал ум, уже достиг Сверхдуши, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.






 

КОММЕНТАРИЙ: В действительности, живое существо, в соответствии со своим предназначением, должно следовать указаниям Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма. Когда ум живого существа сбит с толку внешней, иллюзорной энергией, оно запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому когда человек, занимаясь йогой, достигает уровня, на котором он становится способным контролировать свой ум, считается, что он уже достиг цели йоги. Живое существо должно следовать указаниям авторитетов. Когда ум живого существа находится под влиянием высшей природы, у него нет другой альтернативы /нет другого выбора/, кроме того, как следовать указаниям Всевышнего. Ум должен подчиниться воле свыше и и во всем следовать ей. Тот, кто обуздал ум, автоматически /естественным образом/ следует указаниям Параматмы, или Сверхдуши. Человек, развивший в себе сознание Кришны, немедленно достигает этого трансцендентного уровня и потому преданный Господа выше двойственности материального бытия: счастья и несчастья, жары и холода и т.д. Это подлинное

самадхи, или погружение во Всевышнего.

 

джнана-виджнана-трптатмакута-стхо виджитендрийах

йукта итй учйате йогисама-лоштрашма-канчанах

джнана-благодаря обретенному знанию; виджнана-и реализованному знанию; трпта-удовлетворенное; атма-живое существо; кута-стхах-достигшее духовного самоосознания; виджита-индрийах-обуздавшее чувства; йуктахготовое к тому, чтобы осознать свою истинную сущность; ити-таким образом; учйате-говорится; йоги-мистик; сама-находящийся в состоянии равновесия; лоштра-галька; ашма-камень; канчанах-золото.

 

Того, кто, получив знание и реализовав его на практике, обрел полное удовлетворение, считают достигшим самоосознания и называют йогом [мистиком]. Такой человек находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

 

КОММЕНТАРИЙ: Знание, почерпнутое из книг, но не дополненное осознанием Высшей Истины, является бесполезным /не принесет его обладателю никакой пользы/. Говорится, что:

атах шри-кришна-намадина бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадаусвайам эва спхуратй адах

"Тому, чьи чувства осквернены влиянием материальной энергии, никогда не постичь трансцендентной природы имени, формы, качеств и игр Шри Кришны. Трансцендентное имя, форма, качества и игры Господа откроются ему лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства в процессе трансцендентного служения Господу" ("Бхакти-расамрита-синдху" 1.2.234).

 

Наука сознания Кришны изложена в "Бхагавад-гите". Академическое образование само по себе не поможет никому из нас обрести сознание Кришны. Мы должны быть достаточно удачливыми, чтобы встретить на своем пути человека, обладающего чистым сознанием, и вступить в общение с ним. Человек, обладающий сознанием Кришны, по милости Кришны реализовал полученное им знание, ибо нашел удовлетворение в чистом преданном служении Господу. Реализовав знание, человек достигает совершенства. Трансцендентное знание помогает человек оставаться непоколебимым в своих убеждениях / в вере/, того же, кто обладает лишь академическим знанием, легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями. Только человек, реализовавший духовное знание на практике, является истинным хозяином своих чувств, ибо он предался Кришне. Чуждый мирского знания, он всегда остается на трансцендентном уровне. Мирское знание и досужие измышления, которые другие ценят на вес золота, для него не более ценны, чем галька или камни.

 

сухрн-митрарй-удасина-мадхйастха-двешйа-бандхушу

садхушв апи ча папешусама-буддхир вишишйате

су-хрт-к тем, кто по природе своей желает другим добра; митра-любящим благодетелям; ари-врагам; удасина-непричастным; мадхйа-стхаравнодушным; двешйа-завистникам; бандхушу-и родственникам или доброжелателям; садхушу-к праведникам; апи-также как; ча-и; папешу-к грешникам; сама-буддхих-чей разум находится в состоянии равновесия; вишишйате-достигший более высокой ступени.

 

Еще выше стоит тот, кто, обладая беспристрастным умом,/ одинаково относится ко всем людям, будь то честные доброжелатели, любящие благодетели, непричастные, равнодушные, завистники, друзья или враги, праведники или грешники.

 

йоги йунджита сататаматманам рахаси стхитах

экаки йата-читтатманирашир апариграхах

йоги-трансценденталист; йунджита-должен занимать деятельностью в сознании Кришны; сататам-постоянно; атманам-себя (своей тело, ум и душу); рахаси-в уединенном месте; стхитах-находясь; экаки-в одиночестве; йата-читта-атмавсегда держать ум под контролем; нираших-не позволяя ему увлечься чем-либо другим; апариграхах-освободившись от чувства собственности /собственнических чувств/.

 

Трансценденталист должен всегда занимать свое тело, ум и душу деятельностью, связанной со Всевышним /направленной на удовлетворение Всевышнего; в рамках своих взаимоотношений со Всевышним/; находясь в уединенном месте, он должен всегда держать ум под контролем, а также освободиться от желаний и чувства собственности /собственнических чувств/.

 

КОММЕНТАРИЙ: Кришну постигают в разных аспектах: как Брахмана, Параматму и как Верховную Личность Бога. Обладать сознанием Кришны значит, коротко говоря, быть постоянно занятым трансцендентным любовным служением Господу. Однако те, кто стремится к осознанию безличного Брахмана или локализованной Параматмы, в некоторой степени также обладают сознанием Кришны, поскольку безличный Брахман-это духовное сияние Кришны, а Сверхдуша-Его вездесущая частичная экспансия. Поэтому имперсоналисты и йоги-мистики также, хотя и косвенным образом, обладают сознанием Кришны. Человек, занятый непосредственно деятельностью в сознании Кришны, является трансценденталистом высшего класса, ибо такой преданный знает истинное положение Брахмана и Параматмы. Его знание Абсолютной Истины является полным и совершенным, тогда как имперсоналисты и йоги, занимающиеся медитацией, обладают сознанием Кришны лишь частично.

 

Тем не менее каждого из них Кришна призывает здесь неуклонно стремится к избранной цели, ибо таким образом они рано или поздно достигнут высшей ступени совершенства. Для трансценденталиста самым важным является /постоянно/ держать свой ум /постоянно/ сосредоточенным на Кришне. Он должен всегда помнить о Кришне и не забывать о Нем даже на мгновение. Тот, кто сосредоточил свой ум на Верховном Господе, находится в состоянии самадхи, или транса. Чтобы держать свой ум в таком состоянии, человек должен всегда оставаться в уединенном месте и избегать беспокойств, вызванных соприкосновением с внешним миром. Он должен принимать только то, что благоприятно для его духовного развития, отвергая все неблагоприятное. И он должен решительно избавиться от желания обладать материальными вещами, в которых нет необходимости и которые лишь обременяют его собственническими чувствами.

 

Достичь этих совершенств и избежать всего неблагоприятного может лишь тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, ибо такая деятельность означает самоотречение, практически не оставляющее места для материальных собственнических чувств. Шрила Рупа Госвами характеризует сознание Кришны следующим образом:

анасактасйа вишайанйатхархам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхейуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйахари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаговаирагйам пхалгу катхйате

"Тот, кто, не испытывая никаких привязанностей, вместе с тем принимает все в его связи с Кришной, находится выше собственнических устремлений. С другой стороны, если человек отвергает все подряд, не обладая знанием о связи всего сущего с Кришной, его отречение нельзя считать полным /совершенным/" ("Бхактирасамрита-синдху" 2.255-25^").

 

Человек, обладающий сознанием Кришны, прекрасно знает, что все сущее принадлежит Кришне и потому не когда не ощущает себя собственником чего бы то ни было. Поэтому он ничего не желает для себя лично. Он умеет принимать то, что благоприятно для сознания Кришны и отвергать все неблагоприятное для него. Постоянно находясь на трансцендентном уровне, он отрешен от всего материального и всегда остается один /пребывает в одиночестве/, не желая общаться с теми, кто не обладает сознанием Кришны. Поэтому /Таким образом/ человек, сознающий Кришну, является совершенным йогом.

 

11—12

шучау деше пратиштхапйастхирам асанам атманах

натй-уччхритам нати-ничамчаиладжина-кушоттарам

татраикаграм манах кртвайата-читтендрийа-крийах

упавишйасане йунджйадйогам атма-вишуддхайе

шучау-в освященном; деше-месте; пратиштхапйа-усевшись; стхирам-как следует; асанам-сиденье; атманах-его собственное; на-не; ати-слишком; уччхритам-высокое; на-не; ати-слишком; ничам-низкое; чаила-аджинамягкой тканью и оленьей шкурой; куша-а также травой куша; уттарам-покрыв; татра-затем; эка-аграм-сосредоточив; манах-ум; кртва-сделав; йатачитта-контролируя ум; индрийа-чувства; крийах-и деятельность; упавишйасидя; асане-на сиденье; йунджйат-должен заниматься; йогам-йогой; атмасердце; вишуддхайе-чтобы очистить.

 

Чтобы заниматься йогой, необходимо удалиться в уединенное место, постелить не землю траву куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть ни слишком высокм и ни слишком низким и должно находиться в освященном месте. Как следует усевшись на него, йог должен приступить к занятиям йогой, чтобы, обуздав ум, чувства и контролируя свою деятельность, сосредоточить ум на одной точке и таким образом очистить свое сердце от материальной скверны.

 

КОММЕНТАРИЙ: "Священными" называют места паломничества. В Индии йоги, трансценденталисты или преданные как правило уходят из дома и поселяются в святых местах, таких как Прайаг, Матхура, Вриндаван, Хришикеш и Харидвар, где текут священные реки Ганга и Ямуна, и в уединении занимаются йогой. Но часто это оказывается невозможным, особенно для жителей западных стран /для тех, кто живет на Западе/. Так-называемые общества йоги, созданные /расплодившиеся/ в больших городах, могут приносить доходы их владельцам /создателям/, но не дают людям возможности действительно /по-настоящему/ заниматься йогой. Тот, кто не способен контролировать свои чувства и ум, не может заниматься медитацией. Поэтому в "Брихан-нарадийа Пуране" сказано, что в Кали-югу (нынешнюю югу или эпоху), когда люди в большинстве своем живут мало, медленно продвигаются по пути духовного развития и всегда испытывают множество тревог и беспокойств, самым лучшим методом духовного самоосозания является повторение святого имени Господа:

харер нама харер намахарер намаива кевалам

калау настй эва настй эванастй эва гатир анйатха

 

"В этот век вражды и лицемерия единственным путем, ведущим к освобождению, является повторение святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути".

 

13—14

самам кайа-широ-гривамдхарайанн ачалам стхирах

сампрекшйа насикаграм свамдишаш чанавалокайан

прашантатма вигата-бхирбрахмачари-врате стхитах

манах самйамйа мач-читтойукта асита мат-парах

самам-прямо; кайа-корпус; ширах-голову; гривам-и шею; дхарайан-держа; ачалам-неподвижно; стхирах-устремленным; сампрекшйа-глядя; насика-носа; аграм-на кончик; свам-своего; дишах-со всех сторон; ча-также; анавалокайан-не глядя; прашанта-спокойный; атма-ум; вигата-бхихлишенный страха; брахмачари-врате-обет воздержания; стхитах-храня; манахум; самйамйа-обуздав; мат-на Мне (Кришне); читтах-сосредоточив ум; йуктах-истинный йог; асита-должен сидеть; мат-Меня; парах-высшей целью.

 

Держа корпус, шею и голову прямо, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, он должен медитировать на форму Господа в сердце, сделав Меня высшей целью своей жизни.

 

КОММЕНТАРИЙ: Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Кришну, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма, форма четырехрукого Вишну. Йогой занимаются для того, чтобы обнаружить /отыскать/ и увидеть /эту/ локализованную форму Господа Вишну, а не ради какой-либо другой цели. Локализованная Вишну-мурти-это полная часть Кришны, пребывающая в сердце каждого живого существа. Тому, кто не стремится осознать вишну-мурти, лишь зря теряет время в лишенных смысла занятиях так-называемой йогой. Высшей целью жизни является Кришна, а цель йоги заключается в том, чтобы постичь вишну-мурти, находящуюся в сердце. Для этого необходимо полностью отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой как описано выше. Человек не может каждый день предаваться плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и, посещая занятия так называемого общества йоги, стать настоящим йогом. Йог должен учиться контролировать свой ум, избегая всех видов чувственных наслаждений, из которых главным является сексуальное. В правилах, регулирующих жизни в воздержании, которые изложил /записал/ великий мудрец Ягьявалкья, говорится:

кармана манаса вачасарвавастхасу сарвада

сарватра маитхуна-тйагобрахмачарйам прачакшате

"Цель обета брахмачарьи-помочь человеку полностью отказаться от половой жизни в действии, в речи и в уме, храня этот обет всегда, всюду, в любых обстоятельствах". Половая жизнь и истинная йога вещи несовместимые. Поэтому брахмачарйе учат с самого детства, ребенок еще не знает, что такое половая жизнь. Мальчиков, достигших пятилетнего возраста, посылают в гуру-кулу, школу духовного учителя, который воспитывает их в строгой дисциплине и готовит из них брахмачарйев. Без такой подготовки человек не сможет достичь успеха ни в одном из методов йоги, будь то дхьяна-, гьяна- или бхакти-йога. Следует отметить, что грихастху, который следует правилам и предписаниям, регулирующим семейную жизнь, и вступает в интимные отношения только со своей женой (и только с целью зачатия детей), также называют брахмачарием. Такой домохозяин-брахмачари может заниматься бхакти-йогой. Однако методы гьяна- и дхьяна-йоги не допускают к занятиям йогой даже домохозяев-брахмачариев, требуя полного воздержания от половой жизни и не допуская никаких компромиссов. Метод бхакти-йоги позволяет домохозяину-брахмачарию вести ограниченную половую жизнь, поскольку бхактийога столь могущественна, что, занимаясь ею, человек автоматически избавляется от полового влечения, участвуя в деятельности высшего порядка, какой является служение Господу. В "Бхагавад-гите" (2.59) говорится:

 

вишайа винивартантенирахарасйа дехинах

раса-вариджам расо 'пй асйапарам дрштва нивартате

В то время как другие вынуждены насильно воздерживаться от чувственных удовольствий, преданный Господа естественным образом отказывается от них, развив в себе высший вкус. Этот вкус неведом никому, кроме преданных Господа.

 

Вигата-бхих. Избавиться от страха можно лишь полностью развив в себе сознание Кришны. Обусловленная душа живет в состоянии страха /испытывает страх/, потеряв память и забыв о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. В "Бхагаватам" (11.2.37) сказано: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смртих. Обрести бесстрашия можно только с помощью метода сознания Кришны. Поэтому совершенства может достичь лишь человек, обладающий сознанием Кришны. И поскольку конечная цель занятий йогой заключается в том, чтобы увидеть Господа, пребывающего в нашем сердце, человек, сознающий Кришну, является самым лучшим из всех йогов. Метод йоги, описанный в данном стихе, отличается от того, который популяризируют ныне так называемые общества йоги.

 

йунджанн эвам садатманамйоги нийата-манасах

шантим нирвана-парамаммат-самстхам адхигаччхати

йунджан-занимаясь; эвам-как описано выше; сада-постоянно; атманамтело, ум и душу; йоги-мистик-трансценденталист; нийата-манасах-обуздав ум; шантим-состояние покоя; нирвана-парамам-прекращение материальной жизни; мат-самстхам-духовного неба (царства Бога); адхигаччхати-достигает.

 

Так, постоянно контролируя свое тело, ум и действия, мистик-трансценденталист, обуздавший ум, достигает царства Бога [обители Кришны], навсегда покончив с материальным существованием.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель занятий йогой. Йога предназначена не для развития в себе тех или иных материальных способностей, но призвана помочь человеку раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно "Бхагавад-гите", тот, кто видит в йоге средство попарвить свое здоровье или достичь тех или иных материальных совершенств, не является йогом. Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает погрузиться в мифическую "пустоту". В творении Господа нет пустот. Напротив, вырвавшись из материального плена, живое существо достигает духовного мира, обители Господа. Обитель Господа также описана в "Бхагавад-гите" как место, где не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире. Царство Бога простирается всюду, но духовное небо и духовные планеты называют парам дхама, высшей обителью.

 

Тот, кто достиг совершенства йоги и постиг Господа Кришну, как Господь Сам говорит в этом стихе (мат-читтах, мат-парах, мат-стханам), обретает истинное умиротворение и в конце жизни отправляется в Его высшую обитель, на планету Кришналока, которую называют Голокой Вриндавана. В "Брахма-самхите" (5.37) ясно сказано: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Господь, который никогда не покидает Своей обители, Голоки, является также вездусущим Брахманом и локализованной Параматмой посредством Своих высших, духовных энергий. Ни одно живое существо не сможет достичь духовного неба (Ваикунтхи) и войти в вечную обитель Господа (Голоку Вриндаваны), не постигнув Кришну и Его полную экспансию Вишну. Вот почему человек, занятых деятельностью в сознании Кришны, является совершенным йогом, ибо его ум всегда погружен в деяния Кришны (са ваи манах кришна-падаравиндайох). Из Вед ("Шветашватара Упанишад" 3.8) мы также узнаем о том, что там эва видитвати мртйум эти: "Вырваться из круговорота рождения и смерти можно лишь постигнув Верховную Личность Бога, Кришну". Таким образом совершенство йоги заключается в том, чтобы освободиться из плена материальной жизни, а не обрести способность произносить какие-то магические заклинания или выполнять гимнастические трюки, дабы ввести в заблуждение неискушенную публику.

 

натй-ашнатас ту його 'стина чаикантам анашнатах

на чати-свапна-шиласйаджаграто наива чарджуна

на-никогда; ати-слишком много; ашнатах-тот, кто ест; ту-но; йогахвоссоединения со Всевышним; асти-произойдет; на-не; ча-также; экантамслишком; анашнатах-воздерживаясь от еды; на-не; ча-также; ати-слишком много; свапна-шиласйа-тот, кто спит; джагратах-или бодрствует по ночам /долго не ложится спать/; на-не; эва-когда-либо; ча-и; арджуна-о Арджуна.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия