А сейчас, о завоеватель богатств, послушай Мой рассказ о различных типах /категориях/ разума и решимости, соответствующих трем гунам материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ: Рассказав Арджуне о знании, познаваемом и субъекте познания в разных гунах материальной природы, Господь собирается рассказать ему о различных категориях разума и решимости, которыми обладают те, кто совершает действия.
праврттим ча ниврттим чакарйакарйе бхайабхайе бандхам мокшам ча йа веттибуддхих са партха саттвики праврттим-действуя; ча-также; ниврттим-бездействуя; ча-и; карйа-то, что следует делать; акарйе-то, чего не следует делать; бхайа-страх; абхайе-и бесстрашие; бандхам-рабство; мокшам-освобождение; ча-и; йа-тот, который; ветти-знает /помогает определить; буддхих-разум; са-это; партха-о сын Притхи; саттвики-в гуне благости.
О сын Притхи, разум, помогающий определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
КОММЕНТАРИЙ: Деятельность, совершаемую в соответствии с указаниями священных писаний, называют правритти, деятельностью, которой следует заниматься. Действия, противоречащие указаниям Вед, совершать не следует. Не зная предписаний Шастр, человек запутывается в сетях кармической деятельности /действий и их последствий. Разум, способный отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости.
йайа дхармам адхармам чакарйам чакарйам эва ча айатхават праджанатибуддхих са партха раджаси йайа-которым; дхармам-принципы религии; адхармам-безбожие; ча-и; карйам-что следует делать; ча-также; акарйам-чего не следует делать; эва-безусловно; ча-также; айатха-ват-не достаточно хорошо; праджанати-знает; буддхих-разум; са-этот; партха-о сын Притхи; раджаси-в гуне страсти.
|