О сын Притхи, разум не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от запрещенного, находится в гуне страсти.
адхармам дхармам ити йаманйате тамасаврта сарвартхан випаритамш чабуддхих са партха тамаси адхармам-безбожие; дхармам-религия; ити-таким образом; йа-который; манйате-принимает; тамаса-иллюзией; аврта-покрытый; сарва-артхан-все; випаритан-в неверном направлении; ча-также; буддхих-разум; са-этот; партха-о сын Притхи; тамаси-в гуна невежества.
Разум, обладая которым, человек принимает безбожие за религию, а религию за безбожие; разум, погруженный во тьму иллюзии и стремящийся увести человека в сторону от истинного пути, о сын Притхи, является разумом в гуне невежества.
КОММЕНТАРИЙ: Разум в гуне невежества всегда действует /работает/ в неверном направлении. Он принимает за религию то, что ею не является, и отвергает истинную религию. Люди в гуне невежества считают великую душу обыкновенным человеком, а обыкновенного человека великой душой. Они называют истину ложью, а ложь принимают за истину. Что бы они ни делали, они всегда действуют в неверном направлении, поэтому говорится, что их разум находится в гуне невежества.
дхртйа йайа дхарайатеманах-пранендрийа-крийах йогенавйабхичаринйадхртих са партха саттвики дхртйа-решимость; йайа-которая позволяет; дхарайате-человеку поддерживать; манах-ума; прана-потоков жизненного воздуха; индрийа-чувств; крийах-деятельность; йогена-занимаясь йогой; авйабхичаринйа-беспрерывно; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; саттвики-в гуне благости.
О сын Притхи, решимость, которая непоколебима, которая делает человека целеустремленным в занятиях йогой, тем самым позволяя ему контролировать деятельность ума, потоков жизненного воздуха и чувств, является решимостью в гуне благости.
КОММЕНТАРИЙ: Йога-это метод, позволяющий живому существу постичь Высшую Душу. Тот, кто неуклонно и со всей решимостью движется к данной цели, сосредоточив на Всевышнем свой ум, чувства и деятельность потоков жизненного воздуха, действует в сознании Кришны. Такая решимость является решимостью в гуне благости. Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово авйабхичаринйа, которое указывает на то, что люди, действующие в сознании Кришны, никогда не станут заниматься никакой другой деятельностью.
йайа ту дхарма-камартхандхртйа дхарайате 'рджуна прасангена пхалаканкшидхртих са партха раджаси йайа-с которой; ту-но; дхарма-религиозная деятельность; кама-удовлетворение чувств; артхан-и экономическое развитие; дхртйа-решимостью; дхарайате-человек обладает; арджуна-о Арджуна; прасангена-из-за привязанности; пхала-аканкши-стремясь насладиться плодами своего труда; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; раджаси-в гуне страсти.
Однако решимость, с которой человек стремится насладиться плодами религиозной и экономической деятельности и таким образом удовлетворить свои чувства, находится под влиянием гуны страсти, о Арджуна.
КОММЕНТАРИЙ: Человек, который всегда стремится насладиться результатами своей религиозной или экономической деятельности, человек, единственное желание которого заключается в удовлетворении собственных чувств и который подчинил этому желанию деятельность своего ума, потоков жизненного воздуха и чувств, находится в гуне страсти.
йайа свапнам бхайам шокамвишадам мадам эва ча на вимунчати дурмедхадхртих са партха тамаси йайа-которой; свапнам-мечтая; бхайам-страх; шокам-скорбь; вишадам-отчаяние; мадам-иллюзия; эва-безусловно; ча-также; на-никогда; вимунчати-человек отказывается; дурмедха-в которой нет и капли разума; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; тамаси-в гуне невежества.
А решимость, которая не выходит за пределы грез, скованная страхом, скорбью, отчаянием и иллюзией -решимость в которой нет ни капли разума, о сын Притхи, является порождением гуны тьмы.
КОММЕНТАРИЙ: Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек в гуне благости не живет в царстве грез. В данном стихе "греза" значит чрезмерный сон. Человек всегда видит сны, в какой бы гуне -благости, страсти или невежества -он ни находился, ибо это совершенно естественно. Но тот, кто слишком много спит, гордится своими возможностями наслаждаться материальными вещами, кто мечтает утвердить свое господство над материальным миром, подчиняя этой цели всю свою жизнь, деятельность своего ума и чувств, обладает решимостью в гуне невежества.
сукхам тв иданим три-видхамшрну ме бхаратаршабха абхйасад рамате йатрадухкхантам ча нигаччхати сукхам-счастье; ту-но; иданим-сейчас; три-видхам-трех видов; шрну-услышь; ме-от Меня; бхарата-ршабха-о лучший из Бхарат; абхйасат-трудясь; рамате-человек испытывает; йатра-где; духкха-страданиям; антам-конец; ча-также; нигаччхати-наступает.
|