Однажды преданные застали Вайрагхи-Бабу за обедом и заметили, что он пьет чай. Один из преданных бесхитростно, но с легким вызовом спросил, почему он пьет чай.— О, я авадхута*, — ответил Вайрагхи-Баба. Преданные, которые никогда раньше не слышали этого слова, сообщили об этом случае своему духовному учителю. — Авадхута, — объяснил Прабхупада, — это тот, на кого не распространяются регулирующие принципы. Обычно так называют Нитьянанду Прабху?. Для преданных Его необычайные игры — объект наслаждения, и подражать им нельзя. Прабхупада неодобрительно отозвался о том, что Вайрагхи-Баба пьет чай, а особенно ему не понравилось, что тот назвал себя авадхутой. Однажды вечером преданные небольшой группой сидели вместе с Прабхупадой в его комнате. — Шримати Радхарани превосходно готовит, — сказал Прабхупада. — Она умеет и петь, и танцевать, но самое главное Ее служение — готовить для Кришны. Матушка Яшода лично зовет ее к себе в дом готовить для Кришны и пастушков. Они садятся в ряд, и она кормит их прасадом. Тут вошла индийская женщина, которая принесла им чидву — жаренный картофель со специями, кешью и изюмом. Шрила Прабхупада съел немного, а остальное раздал преданным. — Тебе нравится? — спросил он, поворачиваясь к Ямуне. — О, очень, очень вкусно, — ответила та. — Да, — сказал он, — ты должна научиться готовить это блюдо. Мне оно очень нравится. Мой Гуру Махараджа тоже любил картофельную чидву и иногда просил, чтобы ее подавали ему вечером. Он ее обожал. — Шрила Прабхупада, — спросил один преданный, — можем ли мы печатать фотографии, где вы без тилаки? — Да, — ответил он, — моего Гуру Махараджа снимали и без тилаки. Вы видели ту фотографию, где он сидит за рабочим столом и, оторвавшись от работы над книгами, смотрит в объектив? — Да, — ответил преданный, — я ее видел. А еще я видел вашу фотографию, на которой вы смотрите точно с таким же выражением лица, как у вашего Гуру Махараджи на том снимке. — Ты увидел только блеск, — поправил Прабхупада. — Он — золото, а я железо. Железо не может быть золотом, а то, что видел ты – всего лишь отблеск настоящего золота. Однажды днем к Прабхупаде пришел знаменитый астролог и предложил посмотреть его ладонь. — Нет, — ответил Прабхупада, — я покончил с этим. Но вы можете посмотреть ладони моих учеников. Астролог изучил ладони нескольких присутствующих там преданных, сделал предсказания и ушел. Преданные повернулись к Прабхупаде, не зная, как это воспринимать. — Как только вы начинаете во время арати хлопать перед Божествами в ладоши, — сказал, улыбаясь, Прабхупада, — все линии на вашей ладони меняются. Шрила Прабхупада рассказал ученикам о случае, свидетелем которого был, живя во Вриндаване. Каждый день одна бенгальская вдова ходила к Ямуне на омовение. И каждое утро она возвращалась оттуда с кувшином воды для того, чтобы пуджари храма Радха-Дамодары могли омыть Божества. Прабхупада сказал, что иногда он открывал для этой женщины ворота, поскольку тоже вставал очень рано. Она входила и будила пуджари. — Хотя зимними ночами во Вриндаване очень холодно, — сказал Прабхупада, — не было и дня, чтобы эта женщина не принесла воды. За свое служение она вернется к Богу. Тот, кто не может вставать рано утром, относится к духовной жизни не очень серьезно. Вставать нужно до брахма-мухурты — это очень благоприятное для духовной жизни время. И тот, кто серьезен в духовной жизни, всегда будет стараться это делать. Однажды Прабхупада сидел на улице, перед своим домиком, и повторял на четках мантру, как вдруг, громко произнося имена Кришны, к нему приблизился незнакомец и, неожиданно для всех, упал на землю и начал кататься по ней и плакать, словно переживая сильнейший экстаз. Прабхупада, не говоря ни слова, спокойно сидел и наблюдал за происходящим. Незнакомец продолжал плакать и кататься в пыли, выкрикивая Святые имена, но Прабхупада уже не обращал на него никакого внимания. Через несколько минут незнакомец поднялся и отправился восвояси, явно разочарованный. В другой раз, рано утром, когда Прабхупада сидел с учениками в своей комнате, к ним вошел какой-то господин и со слезами на глазах объявил, что его мать при смерти. Преданные посмотрели на Прабхупаду — тот оставался невозмутим. Он не пытался ни успокоить человека, ни проповедовать ему. Он сказал ему лишь несколько добрых слов. Прабхупада был непредсказуем. Он всегда оставался в сознании Кришны и всегда действовал в согласии с гуру и шастрами. Но с точностью предвидеть, как он поведет себя в той или иной ситуации, было невозможно. Однако все, что он делал, было правильно и основано на сознании Кришны, и он всегда учил своим примером. * * * В последнее утро в Индоре Прабхупада продолжил историю об Аджамиле. Он объяснил, что, несмотря на свою в высшей степени греховную жизнь, благодаря тому, что Аджамила произнес Святое имя, он тотчас же обрел освобождение. — Итак, Аджамила в момент смерти просто вспомнил о младшем сыне, которого звали Нараяной. В имени Нараяна заключена вся мощь Верховной Личности Бога, Нараяны. В этом и состоит секрет движения нама-санкиртаны. Повторяя Святое имя Нараяны, вы немедленно соприкасаетесь с Верховной Личностью, Богом. Нама, имя Господа, не материально — оно духовно. Между Кришной и Его именем нет разницы. Жалобным голосом Аджамила позвал своего сына Нараяну: «Пожалуйста, подойди. Я умираю». Он очень боялся ямадутов. Тогда Кришна послал вишнудутов спасти его. Вишнудуты, каждый с четырьмя руками, выглядели в точности как Господь Нараяна. Серьезным голосом они сказали ямадутам: «Что вы делаете? Прекратите! Вы не можете забрать этого человека к Ямарадже». На этом лекция закончилась — как и само пребывание Прабхупады в Индоре. Ему и его ученикам снова предстояло отправиться в путь - на этот раз в Сурат, что в Гуджарате, чтобы провести там программы. К ним должны были присоединиться преданные из Бомбея. Прабхупада приехал в Индор на Гита-Джаянти-Махотсаву, но на деле получилось, что Махотсава составила лишь малую часть его проповеди в этом городе. Он встретился с сотнями людей, у него появились новые друзья и свободные члены ИСККОН. Он вошел в жизнь индорцев, и надолго останется в их сердцах. Баба Балмукунд: В этом Гита-Бхаване я видел многих садху и великих святых. И Шрилу Прабхупаду я встретил там же. Он и его проповедь произвели на меня огромное впечатление. Именно благодаря тому, что Прабхупада показывал реальность бхакти, благодаря тому, что он был чистым бхактой, он смог изменить людей Запада и дать им другую одежду, другую диету, полностью изменить их культуру и открыть им настоящую бхакти. Это было его величайшим достижением. Пусть говорят что хотят, но в том, что касается бхакти Господа Кришны, он совершил чудо. Он сделал то, чего не могли сделать ни Свами Вивекананда, ни Свами Рам-Тиртха, ни другие. Это было чудо. * * * Сурат
|