К концу лекции Прабхупада заговорил о сельскохозяйственной общине.— У вас хорошее место, хотя конечно, я видел не все. Грихастхи могли бы приезжать сюда, строить небольшие дома, выращивать злаки и овощи и получать от коровы молоко. Так вы сможете производить натуральные продукты и экономить время. Зачем ездить за сотни миль в город, а потом обратно и принимать на себя столько хлопот, без которых вполне можно обойтись? Оставайтесь здесь, сами выращивайте себе пищу, сами изготавливайте одежду. Живите мирно. Экономьте время и повторяйте «Харе Кришна». Вот настоящая жизнь, а не эти огромные суматошные города, где у людей ни на что нет времени. Чтобы увидеться с другом, надо проехать пятьдесят километров, чтобы посетить врача — восемьдесят, а чтобы добраться до работы — сто пятьдесят. Это что, жизнь? Конечно нет. Довольствуйтесь необходимым. Жизнь преданного — это прайоджана. Пользуйтесь лишь тем, что действительно необходимо, не создавая искусственных потребностей. Шрила Прабхупада протестовал против чрезмерного использования механизмов: «Повсюду машины, машины, машины…» Он просил преданных показать практический пример простой жизни и прогресса в сознании Кришны. Если это удастся, люди будут стараться следовать за ними. Хотя Нитьянанда и другие преданные жили на ферме уже много месяцев, слова Прабхупады стали для них руководством к действию и высветили цель всего проекта, точно вдохнув в него новую жизнь. После лекции Прабхупада отправился к себе в комнату. Туда же пришли Брахмананда Свами, Сатсварупа-дас Госвами, Харикеша, Джагадиша и Упендра. Когда разговор зашел о варнашраме, Прабхупада послал за Нитьянандой. — Попытайтесь не использовать машин. Делайте все сами, с помощью животных, — посоветовал он ему. На вопрос Нитьянанды, должны ли домохозяева трудиться сообща или только своими семьями, Прабхупада ответил: — Конечно, они должны работать вместе. Иначе какой смысл жить общиной? Объясняя Упендре, как использовать молоко, Шрила Прабхупада рассказал об индийской деревенской традиции: — Подобно Махарадже Нанде, многие жители в деревнях Индии занимаются разведением коров. Все надоенное за день молоко они сливают в большой котел, стоящий на медленном огне. Вся семья может пить молоко вволю. Все молоко, оставшееся к вечеру, сквашивают в йогурт и на следующий день используют для разных нужд. Оставшийся йогурт сохраняют про запас. Когда накапливается избыток старого йогурта, его сбивают в масло. Остающаяся после сбивания жидкость называется пахта. С ней вместо дала можно есть чапати. Это вкусно и очень полезно. А масло они перетапливают в гхи. Ни капли отходов. Шрила Прабхупада сказал, что все могут пить столько молока, сколько нужно, а гхи можно поставлять в рестораны ИСККОН в крупных городах. Еще фермы могут снабжать рестораны творогом для приготовления сандеша, расагул и других блюд. Прабхупада подчеркивал, что ферма должна быть хорошо организованна, и в ее жизни должны участвовать представители всех сословий: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Лень и праздность недопустимы. — В противном случае, — сказал он, — люди будут осуждать нас за то, что мы уходим от реальности, чтобы есть и спать. — Значит, использование техники нужно немедленно прекратить? — спросил Нитьянанда. — Мы не против техники, — стал объяснять Прабхупада, — вы можете ею пользоваться. Но нельзя допускать, чтобы из-за техники люди оставались без работы. Вот в чем дело. Вы можете использовать механизмы, но в первую очередь обеспечьте работой каждого человека. Если у вас много рабочих рук, зачем вам техника? В ведической культуре, объяснил Прабхупада, кшатрии взимали налоги и защищали жителей, а шудры трудились на полях и занимались ремеслами. Женщины готовили пищу, пряли, ткали и делали молочные продукты. А мясо разрешалось есть только людям низкого социального статуса, например сапожникам, использующим шкуры мертвых коров. — Не так, что профессор такой-то-такой-то питается мясом. Вот до чего докатилось современное общество! Учитель — значит «брахман», а он мясо ест! Это ужасно! — негодовал Прабхупада. — Итак, делайте как я сказал, и организуйте все как надо. Я могу что-то подсказать, но жить мне осталось недолго. Если вы сумеете это осуществить, то сможете изменить весь мир. Если сможете изменить Америку, изменится весь мир.
|