Он протянул руку и включил диктофон. Преданные услышали несколько секунд его последнего перевода двадцать четвертой главы Девятой песни.— Мы знаем, что вы невысокого мнения о врачах, — сказал Рамешвара Свами. — Я хочу умереть без врача, — ответил Прабхупада. — Возможно, я серьезно болен, но не вызывайте врачей. Повторяйте «Харе Кришна». Не беспокойтесь. Каждому суждено умереть. Позвольте же мне умереть спокойно, без врача. Все эти лекарства, уколы и рецепты, то, сё… Повторяйте «Харе Кришна» и положитесь на Кришну. Нартасья чагадам уданвати… — это стих Прахлады Махараджи. Найдите его — в Седьмой песни. Хари-шаури достал с книжной полки Прабхупады второй том Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам», быстро нашел нужный стих и зачитал: «О мой Господь Нрисимхадева, о Всевышний, воплощенные души, которые считают себя телом и потому не удостаиваются Tвоей заботы и внимания, не способны улучшить свое материальное положение. Пытаясь с помощью различных средств облегчить свои страдания, они иногда добиваются в этом некоторого успеха, однако успех этот недолговечен. Отец и мать бывают не в силах защитить своего ребенка, врач и лекарства иногда не могут облегчить страдания больного, а лодка в океане не может спасти утопающего». — Это факт, — сказал Прабхупада. — В конечном счете, да, — согласился Гаргамуни Свами. — Но, возможно, мы можем принести вам какое-то временное облегчение. Ведь когда вы болеете, мы чувствуем… — Да, — согласился Прабхупада. — Но не соглашайтесь ни на какие сильнодействующие средства. Тогда уж лучше вовсе не лечиться. Лучше повторять «Харе Кришна». — Шрила Прабхупада, — сказал Бхавананда, — в прошлом, когда вам нездоровилось, преданные во всех храмах, по всему миру, начинали петь «Харе Кришна». Это был особый, дополнительный киртан. Может, нам снова следует ввести это? — Нет, — сказал Прабхупада, — только не ради моего здоровья. Проводите киртан как проводили. Тот первый приступ на Второй авеню был почти смертельным. Ты, кажется, был при этом? Прабхупада повернулся к Гаргамуни, и они стали вспоминать о приступе в 1967 году. Хари-шаури сказал, что недавно гомеопат выписал особое лекарство, и Прабхупада согласился его принимать. Гаргамуни вспомнил, что у его отца были похожие отеки, но из-за диабета. — Так у меня и есть диабет! — воскликнул Прабхупада. Гаргамуни Свами вспомнил, что отец его каждое утро делал себе укол инсулина. — Да, многие люди по меньшей мере раз в день принимают инсулин, — согласился Прабхупада, хотя было очевидно, что сам он не намеревается это делать. Лечился Прабхупада главным образом с помощью диеты, но даже в этом был не очень строг. В Бхуванешваре для Гаргамуни Свами и его команды готовил индийский повар по имени Шантилал, который щедро сдабривал пищу пряностями и гхи. Иногда Прабхупада просил подать ему то, что готовит Шантилал, и это крайне беспокоило его слуг и поваров, хотя они ничего не могли с этим поделать. Гаргамуни тоже недавно переболел, и когда Прабхупада в первый раз увидел его с Шантилалом, то сказал: — А я думал, ты болеешь. — Да, — ответил Гаргамуни, — но должен же я что-то есть! Шрила Прабхупада, вы питаетесь очень просто. Вы совсем не принимаете пряную пищу? — Иногда приходится есть и со специями, — ответил Прабхупада. — Иначе никакого вкуса. А без вкуса какой прок в жизни? Войдя в шутливое настроение, Прабхупада с Гаргамуни Свами выразили друг другу свое соболезнование по поводу того, что не смогут перестать есть вкусный прасад. — Лучше умереть, — рассмеялся Гаргамуни Свами, а за ним и Прабхупада. В последний день своего служения в качестве секретаря Шрилы Прабхупады Рамешвара Свами вошел в его хижину и снова спросил о грядущей войне. — Вы несколько раз говорили, — начал он, — что вооруженный конфликт между Россией и Америкой неизбежен. — Нет, — сказал Прабхупада. — Если они поймут сознание Кришны — и та, и другая сторона — войны не будет. Мы уже издаем книги на русском языке. На вопрос Рамешвары, что случится, если многие города мира будут разрушены бомбардировкой, Прабхупада ответил, что люди опомнятся и начнут жить простой деревенской жизнью, по примеру сельскохозяйственных общин ИСККОН. — Это будет для них хорошим уроком, — сказал он. — То есть, война тоже сыграет свою роль в распространении сознания Кришны? — О, да. Паритраная садхунам винашая ча душкритам. Война означает конец их греховной деятельности. Прекратите это! — Значит, после войны у нас появится возможность повлиять на людей? — Мы воспользуемся любой возможностью, — сказал Прабхупада. — Мы самые ловкие. Анукульена кришна. Это называется анукула — то, что благоприятствует распространению сознания Кришны — и мы сразу это принимаем, независимо от того, как к этому относится общество — хорошо или плохо. Все, что способствует распространению сознания Кришны, хорошо.
|