Студопедия — Современное фрагментирование этносферы по Л.Н. Гумилеву
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современное фрагментирование этносферы по Л.Н. Гумилеву

Современное фрагментирование этносферы по Л.Н. Гумилеву

(вместо послесловия)

Современное культурно-географическое районирование - не разрешенный наукой вопрос. Существующие на сегодняшний день методики представляют собой частные случаи этого вида районирования, так как чрезвычайно трудно найти комплексные интегрирующие показатели, характеризующие все многообразие понятия «культура».

Концепция Л.Н. Гумилева является геокультурной, потому что делимитирует цивилизации (в терминологии Л.Н. Гумилева суперэтносы) по различиям стереотипа поведения, который как функция культуры сказывается в социальной, экономической, военной, бытовой и прочих видах деятельности людей.

В работе «Ритмы Евразии»[1] и телепередаче «Этносы Земли»[2] Л.Н. Гумилев говорит о географии современных суперэтносов, то есть тех суперэтнических целостностях, которые в том или ином возрасте (на той или иной фазе этногенеза) существуют в настоящее время. И хотя с позиций современных критериев обоснования подобного рода районирования ойкумены она не может быть воспринята в полной мере, не будем отказывать Л.Н. Гумилеву в глубокой интуиции, позволяющей предвосхищать научное доказательство своими гениальными прозрениями. Приведем картографический материал (карта 2, 3), иллюстрирующий фрагментирование этносферы по Л.Н. Гумилеву и комментарий самого ученого, который описывает подобного рода районирование.

Задача районирования ойкумены в исторический период связана с определенными трудностями. Традиционное деление на континенты (Европу, Азию и т. д.) представляется нам несколько огрубленным и не соответствующим достигнутому уровню осмысления исторических сведений. Действительно, деление на континенты проводилось по физико-географическим критериям, причем основным разделительным элементом являлись моря: так, Африку от Европы отделяет Средиземное море. Однако для греко-римского мира (суперэтноса) Средиземное море было не преградой для общения, а наоборот, способствовало включению Северной Африки в орбиту античной цивилизации. Из приведенного примера видно, что этнографа не могут удовлетворять только орографические подразделения территорий. Жизнь суперэтнических образований протекает в особых месторазвитиях, выделение которых требует знания исторической географии в аспекте связи "этнос - ландшафт";.

Так, огромный массив суши, включающий Азию, Европу и Африку, по сути, делится на ряд субконтинентов, то есть месторазвитий, в которых проживают отпущенный им срок те или иные суперэтносы. Естественно, эти суперэтносы с течением времени меняют свои формы, но основной принцип их связи с ландшафтом остается. Этногенез есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде - этнической и природной, причем ландшафтная среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков - этнические стереотипы поведения. Следовательно, неповторимое сочетание ландшафтов, в котором сложился тот или иной этнос, определяет его своеобразие - поведенческое и во многом даже культурное. Таким образом, если мы хотим составить представление об этносе, нам нужны этногеографические исследования - выделение и изучение его месторазвития.

Важно отметить, что внутренние моря как раз довольно редко отделяют месторазвития друг от друга. Чаще такую роль играют труднопроходимые области суши. Иногда граница проходит по воздуху: так, Западная Европа отделяется от евразийского пространства отрицательной изотермой января (к востоку от этой границы средняя температура января отрицательна). Юго-западная окраина Евразийского материка (в широком смысле), включающая в себя Сирию и Аравию, составляет единое месторазвитие с Северной Африкой, сходной в ландшафтном отношении. Индия - субконтинент, надежно изолированный от остальной Азии горами, пустынями и лесами. Особый восточный субконтинент Азии - это Китай, отделивший себя по климатической границе от Центральной Азии "Великой стеной". [3]

Однако следует различать районы долин великих рек - Хуанхе и Янцзы - и приморские районы Дальнего Востока, лежащие северо-восточнее и включающие многочисленные острова. Это разные месторазвития. Своеобразный этнографический мир представляет собой Юго-Восточная Азия (южнее Китая), служащая примером не разделительной, а соединяющей роли внутренних морей. Что же касается северной Евразии, точнее, ее циркумполярной зоны, то она отделена от центральной части континента непроходимыми массивами тайги, по которым как дороги идут реки. Зимой по льду этих рек можно передвигаться на значительные расстояния. Географические условия каждого из перечисленных ландшафтных "миров" неповторимы и оказывают всестороннее воздействие на обитателей региона.

Евразия с юга ограничивается цепями гор (Кавказ, Копетдаг, Памир, Тянь-Шань), с севера - массивами тайги, с запада - уже упомянутой отрицательной изотермой января, на востоке граница Евразии наиболее определенна, так как она была отмечена "Великой стеной". Надо сказать, что из всей имеющейся на планете суши Евразия является самым "континентальным" регионом, гигантской территорией, в достаточной мере удаленной от всех океанов и морей (единственное море, примыкающее к Евразии, - Каспийское, если не считать ныне почти уничтоженное Аральское. море). [4]

В широтном направлении в середине Евразии лежит пустыня - на востоке Гоби, на западе Бетпак-дала. Ширина этой пустыни зависит от ее увлажнения с востока муссонами, а с запада - циклонами. При обильном увлажнении это относительно неширокая полоса суши, но стоит циклонам или муссонам переместиться на север, в район тайги, пустыня расширяется. Влажные степи превращаются в сухие, сухие степи вытесняют культурные земли. Особенно это заметно на юго-восточной границе, где Евразия соприкасается со Срединной равниной - Китаем. Максимум усыхания степи на границе с Китаем имел место в III в. н. э. [5]

При аналогичном применяемому нами, но более удобном подходе Евразию следует разделить на три региона:

1) Высокая Азия - Монголия, Джунгария, Тува и Забайкалье. В целом в Высокой Азии климат довольно сухой, но в горах увлажнение достаточное.

2) Южный район, охватывающий территории нынешнего Казахстана и Средней Азии, простирается от Алтая до Копетдага. Этот район подвержен аридизации; жизнь там возможна при круглогодовом кочевании в долинах рек и оазисах (если, конечно, не говорить о современных системах ирригации и искусственных ландшафтах городов).

3) Западный, наиболее влажный регион включает Восточную Европу. Здесь имеется плодороднейшая полоса черноземов, а также весьма благоприятная для жизни лесостепная полоса.

Такова в самых общих чертах географическая среда, в которой протекала многотысячелетняя история взлетов и падений континентальных народов - история Евразии. [6] См. карту 2.


Карта 2. Месторазвитие Евразийского суперэтноса.

 


На карте 2 показана физико-географическая ниша месторазвития евразийских этносов, с учетом выделенных Л.Н. Гумилевым областей.

На картосхеме 3 показана этнологическая карта современного состояния мира, представленная Л.Н. Гумилевым.[7] Она представляет собой распространение современных суперэтнических целостностей, которые иногда занимают большее, а иногда меньшее пространство, чем их месторазвитие.

 

 


Ката 3. Этнологическое состояние современного мира.


Суперэтносы - это своего рода этнические галактики, объединяющие группы этносов в целостности высшего порядка. [8]

До появления термина "суперэтнос", введенного Л.Н.Гумилевым, целостности такого рода именовались "цивилизациями", "культурами" или "мирами" ("Исламский мир", "Западная цивилизация"). Суперэтнос... прежде всего... идейно-религиозная и культурная целостность. Конфликты внутри этой целостности - между этносами, его составляющими, обычно носят характер борьбы за преобладание, а не войны на полное истребление противника. Столкновения между разными суперэтносами часто приобретают черты геноцида и порабощения.[9]

...Синхронный текст Иванова К.П. (в кадре):

- Лев Николаевич, скажите, пожалуйста, как будет выглядеть карта мира, построенная по вашей теории?

Синхронный текст Л.Н.Гумилева (в кадре):

- Знаете, построить динамическую систему на карте, которая по природе своей статична, очень трудно. Нужно просто сделать серию карт и отмечать на ней суперэтносы, скажем, одними цветами - красным, желтым, зеленым, синим и т.д. и их сочетаниями. Но они будут верны для определенной эпохи, вот скажем, 120-130, 100 лет, потом они же меняются местами. И тогда нужно сделать следующую карту, примерно на том принципе, на котором строились хорошие исторические атласы. Только там намечались границы государств, что довольно легко, а здесь нужно учитывать и границы государств, и распространение народов, и этнографических и кой-какие языковые данные, и культурные, ну вот и все. Принцип-то известен. Синхронный текст Коваленко М.И. (в кадре):

- Лев Николаевич, а могли бы Вы перечислить основные суперэтносы, которые сейчас существуют?

Синхронный текст Л.Н.Гумилева (в кадре):

- Которые, когда, в каком веке?

Синхронный текст Коваленко М.И. (в кадре):

- Сейчас, в настоящее время?

Синхронный текст Л.Н.Гумилева (по ходу текста он в кадре и показывает указкой на географической карте мира):

- Могу, основные. (Показывает по карте Евразийского континента) Во-первых, наш суперэтнос, который можно назвать Евразийским (иногда Л.Н. в своих книгах его же называет по-другому - Российским суперэтносом - прим. ред.), потому, что включает, кроме Советского Союза, еще Монголию и значительную часть Западной Европы, вот Прибалтику, например. Прибалтика, это по существу, граница, марка. Она окраина и России, и окраина Западной Европы (указанный текст Л.Н.Гумилева записан в 1988 г. - прим. ред.). Это наш суперэтнос, вот он какой большой и хороший. До самого Японского и Охотского моря он идет. Но не вся территория будет считаться евразийским суперэтносом в узком смысле слова. Такие страны, как Монголия, Джунгария - это, конечно, евразийский суперэтнос, хотя и за границей Советского Союза (указанный текст Л.Н.Гумилева записан в 1988 г. - прим. ред.).

Вот здесь, народы Севера образовали в свое время особый суперэтнос - Циркумполярный. И даже два их было. Один, западный - Угрофинский; другой, восточный и дальневосточный - Чукотско-корякский (но без камчадалов, которые довольно быстро слились с русскими и нашли общий язык с ними). А вот чукчи - нет. Они американоиды. У них нет симпатии к русским. Они держались как-то совершенно обособленно. И только после революции, когда туда стали ездить геологические экспедиции, то Чукотка была освоена по-настоящему. А раньше, когда торговали мехами, предпочитали не углубляться в эту тундру - убить могут, а торговали на границах, рубежах, хотя Чукотка считалась частью Российской империи. Вот, между прочим, с алеутами и эскимосами у русских были контакты, но они выпали из-за того, что через море очень трудно общаться.

(Показывает на карте Западную Европу). Самый могучий - это Западно-Европейский суперэтнос, который постепенно распространялся на Восток. Так он захватывал Прибалтику, Польшу, Хорватию. Потом он подчинил себе Венгрию.

К Западно-Европейскому суперэтносу относятся, естественно, все страны к западу от Вислы, но не к Югу от нее. Ну, естественно (к нему относятся - прим.ред.) заокеанское продолжение Европы - Северная Америка, Штаты и Канада, Австралия, населенная англосаксами, Новая Зеландия и Южная Африка - ЮАР, так называемая, Южно-Африканская республика (где очень много и голландцев, и французов-протестантов и немцев), такая жуткая протестантская страна с диким расизмом. Так что все это (на карте современных суперэтносов - прим.ред.) надо закрасить одним цветом.

Балканы это особый суперэтнос (это остаток Византийского суперэтноса, с более молодыми небольшими включениями (анклавы) мусульманского суперэтноса - прим.ред.). Сербия, Болгария, Греция, Румыния... Они правда, сейчас уже (с XIX века) втягиваются в Западно-Европейский суперэтнос путем принятия "цивилизации". Потому, что традиции Византии, которые у них раньше господствовали, постепенно стали исчезать. Но еще в начале века или 100 лет назад они были самостоятельной величиной.

Очень большой суперэтнос это Китайский, но я, называю его китайским, условно. Исторически он был не большой, постепенно он расширился на юг. (Везде эти многочисленные китайцы заводят свои лавочки, свои фансы, свои садики и огородики и живут там). Китай (Китайский суперэтнос - прим. ред.) надо закрасить внутри себя одним цветом, но только в пределах южнее Великой Китайской стены, потому, что северная часть Китая - Сицзян, ближе к нашему суперэтносу, чем в Китайскому, хотя я, опять-таки, говорю, к началу века. А сейчас, насколько мне известно, уйгуры частично убежали в Советский Союз (указанный текст Л.Н.Гумилева записан в 1988 г. - прим. ред.) я их встречал даже, а частично погибли. И оазисы заселяются выходцами из Китая.

Здесь (показывает на карте - прим. ред.), в Юго-Восточной Азии, был Малайский суперэтнос. История его почти неизвестна. Но известно, что первые сведения об этих государствах Индокитая и Малайского архипелага идут с XI-XII века. Этого слишком мало, чтобы определить его генезис и дать его характеристики. То время, которое мы уже знаем и больше всего культуру Явы, конечно, знаем Суматру и отчасти Борнео, только не всего, не внутреннюю часть Борнео, и лишь с того времени, когда они приняли ислам. Раньше у них была индуистская религия или буддизм, которые чередовались друг с другом. Но постепенно ислам вытеснил (и на Малайских островах и среди некоторых районов побережья) буддизм, а индуизм еще раньше.

Япония, как ни странно, не относится к китайскому суперэтносу, это самостоятельный суперэтнос (Японский суперэтнос - прим. ред.), который не по современному состоянию, а по традициям и по генезису ближе к полинезийцам. И есть, кроме того, там две традиции: одни - японцы высокие, красивые, широкоплечие, добрые и довольно глупые, а другие - маленькие, хитрые и такие вертлявые и очень способные. Вот эти, вторые, вышли с нашего Дальнего Востока через Сахалин, попали на острова. А эти пришли с острова Куросио, еще в очень далекие времена, сохранив только миф о богине Аматерасу, которая создала древне-японские остова. Но те уже перестали быть активными японцами, довольно давно, уже во время реформ Тайхо, это в V-VI веке. А эти сейчас господствуют, но опять, это совершенно своя самостоятельная коллизия.

В Индии - особый Индийский суперэтнос. Он создался во время Радшпутской революции из долины Инда перекрыл древнеиндскую цивилизацию, Древне-индский суперэтнос. Радшпуты были выходцы из Средней Азии - три народа: кушаны, саки и эфталиты, которые терпели поражения от тюрок и персов и уходили в Индию. Условия климатические и природные вокруг Инда точно такие же, как в Туркмении, вокруг Аму-Дарьи, они там и жили спокойно. Но они были совершенно чужды буддизму, который был идеологией империи Гупта, древней Индии. И поэтому они при первой же возможности, подняли восстание, перебили всех буддистов и установили там брахманскую религию, но не совсем брахманскую, а модернизированную, почему ее и называют индуизм. Но это древний суперэтнос, который создался именно в результате победы раджпутов. Не организовался, не организовавших единого государства, разгромивших единый полуконтинент. Видите, какой он большой, целый ряд княжеств. Но политически они были не совсем сильны, они стали жертвой или мусульман, или англичан. Но сила их была в системе каст. И когда Неру отменил касты, то практически он подорвал хозяйство своего народа. Касты давали обеспечение каждому человеку, сама каста, к которой он принадлежит.

(Показывает по карте Северной и Южной Америки - прим.ред.). Наиболее интересна Латинская Америка (Латино-Американский суперэтнос - прим. ред.). В Америке сейчас существует два суперэтноса - один, то есть, вернее, один суперэтнос - это Южная Америка, Латинская. Потому, что Западная Европа, переселившись за океан, сделала там свое продолжение. Так же как и в Австралию и Южную Африку, а вот Латинская Америка, в силу особых условий, она стала не новой Испанией, а антиИспанией. Дело в том, что тогда было много пассионариев и среди индейцев и среди испанцев. Но индейцев было много и они были у себя дома, а испанцев было немного, Дон-Кихотов, которые приехали туда. Они перемешались, усвоили целый ряд индейских навыков и создали народы перуанцев, мексиканцев, чилийцев и т.д.

Испанцы, которые туда поехали, они, в отличие от англичан, они не знали и понимали, что такое расизм. Они очень уважали индейцев, хотя грабили индейцев нещадно. Но ведь они грабили друг друга тоже нещадно. Арагонцы каталонцев, кастильцы португальцев, как придется. Так что для них это был обычный порядок. Но они женились на индейских женщинах. Вот самый монолитный этнос, который сейчас есть в мире, находится в Латинской Америке и называется Чили...

...В Латинской Америке образовалась такая испано-индейская помесь. Абсолютно монолитная. И, самое интересное, что испанцы хотели устроить благодаря такому, гуманному поведению своему, это вам не охота за скальпами, это не полное истребление, как делали в Луизиане французы, а в области Великих Озер - англичане), нет этого не было. Наоборот было доброе отношение к индейскому вождю - касику. Достаточно было креститься и все. Он получал испанское дворянство, он не платил налоги, он служил королю шпагой. Они ездили в Саламанку учиться в университете. Весиласа де ла Вега оставил две, вот такие, толстые книги "История Флориды", а другая "История инков". Очень хорошо написано, кстати.

Но вместо того, чтобы создалась Новая Испания, как мечтали испанцы, создалась антиИспания. И причем это произошло не какими-то страшными событиями, а мирным, совместным проживанием в XVII-XVIII веке, когда приехавшие испанцы и оставшиеся жить в Мексике, Колумбии, Перу, Венесуэле, даже Боливии, Аргентине, Парагвае, они просто привыкли к индейцам. И они стали себя чувствовать не испанцами, а "американцами". Это не мои слова, это так сказал Боливар, их вождь...

...Так на глазах историка, за XVI-XVII век на базе двух суперэтносов, которые оказались комплиментарны, создался могучий суперэтнос, который находится сейчас на довольно высокой фазе своего существования. Но на какой, я сказать не могу, не знаю. Не мой материал.

Еврейского этноса, как такового, как единого нет. Одно время был, но очень давно. Есть Еврейский суперэтнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства. Он существует и в Палестине и распространился также по всей Ойкумене, выделив из себя несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей и др.

Сохранился и существует Мусульманский суперэтнос: постепенно его разъедает влияние европейского суперэтноса. Вот, от Афганистана и до Марокко он существует. Правда, рассказывал мне мой друг, он долго прожил в Алжире, он геолог, он говорил, что в Самарканде куда больше восточного, чем в Алжире. Но тем не менее, они (мусульмане - прим.ред.) все-таки отрицают свое единство с Европой, все-таки, они себя противопоставляют себя Европе. Все эти движения, когда они выгнали от себя французов, все-таки, говорят об этом, знаете, нас все-таки, ни откуда не выгоняли (Указанный текст Л.Н.Гумилева записан в 1988 г. - прим. ред.), потому, что мы в географических пределах своего суперэтноса находимся.

Вот, пожалуйста, вам картина современного состояния мира. [10]

Суперэтнические системы ценностей, как правило, взаимоисключающи, и уж, во всяком случае, плохо совместимы между собой. Такая несовместимость вполне оправдана и отвечает функциональной роли суперэтнических доминант. Ведь именно они служат индикаторами принадлежности отдельного человека и этноса к "своему" суперэтносу. Доминанты как бы блокируют слияние суперэтноса между собой. [11]

Соединение двух суперэтносов как таковых невозможно, но остается возможным отрыв отдельных этносов и присоединение их к другому суперэтносу. Вхождение России в "семью цивилизованных народов Европы" как раз является одним из проигрываемых сегодня вариантов присоединения страны к новой суперэтнической системе. Но было бы величайшим заблуждением думать, что итогом строительства "общеевропейского дома" станет обоюдное торжество общечеловеческих ценностей.

Вхождение в чужой суперэтнос всегда предполагает отказ от своей собственной этнической доминанты и замену ее на господствующую систему ценностей нового суперэтноса. Вряд ли в нашем случае произойдет иначе. Ценой входа в цивилизацию станет для нас господство западноевропейских норм поведения и психологии. [12]

 

 


[1] Лев Гумилев. Ритмы Евразии. Статья любезно предоставлена Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". http://lib.guru.ua/GUMILEW_LN/ritmy.txt

[2] Этнологическая карта современного состояния мира. Текст из телевизионных передач из цикла "Этносы Земли" (СПб - 5 канал, 1993 г. - запись 1988 г.) - "Природа суперэтноса" (No 25), и "Блуждающий суперэтнос" (No 20) эфиры 1994, 95 гг. http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund21.htm

[3] Лев Гумилев. Ритмы Евразии. Статья любезно предоставлена Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". http://lib.guru.ua/GUMILEW_LN/ritmy.txt

[4] Лев Гумилев. Ритмы Евразии. Статья любезно предоставлена Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". http://lib.guru.ua/GUMILEW_LN/ritmy.txt

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Этнологическая карта современного состояния мира. Текст из телевизионных передач из цикла "Этносы Земли" (СПб - 5 канал, 1993 г. - запись 1988 г.) - "Природа суперэтноса" (No 25), и "Блуждающий суперэтнос" (No 20) эфиры 1994, 95 гг. http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund21.htm

[8] Л.Н.Гумилев "География этноса в исторический период", Л., Наука,1990, с.34

[9] Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н.Гумилева. сост.Мичурин В.А., ред.Гумилев Л.Н. в книге - Л.Н.Гумилев "Этносфера: история людей и история природы", М.Экопрос, 1993 г.

[10] Этнологическая карта современного состояния мира. Текст из телевизионных передач из цикла "Этносы Земли" (СПб - 5 канал, 1993 г. - запись 1988 г.) - "Природа суперэтноса" (No 25), и "Блуждающий суперэтнос" (No 20) эфиры 1994, 95 гг. http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund21.htm

[11] Л.Н.Гумилев. Этногенез и Биосфера Земли. Л., 1989 г.

[12] Л.Н.Гумилев. От Руси до России. Л., 1992.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, возник вследствие того, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку. | ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 3449. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия