Студопедия — Конкурс стипендий для обучения и научных стажировок в университете Кадис (Испания) в весеннем семестре 2016
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкурс стипендий для обучения и научных стажировок в университете Кадис (Испания) в весеннем семестре 2016

Обучение устному пересказу

Пересказ устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказу следующие:

- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- при пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

- в пересказе должен сохраняться стиль образца;

- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

- в пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

- предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

- проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

- отработка выразительного чтения;

- расчленение рассказа на части и составление плана текста;

- пересказ фрагментов;

- предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показывают, что пересказ удаётся лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по несколько раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием. Когда текст пересказывается подробно, нужно следить за последовательностью изложения событий и за культурой речи ученика.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в первом классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением, затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание цифрами 2 – 3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемы

 

Подробный краткий план главная мысль всего

пересказ пересказ текста

 

возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу, и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развёрнут каждый пункт плана, т. к. это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ – необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный (частичный) пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Он необходим при воспроизведении эпизода, сюжетной линии или при составлении рассказа о герое. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать всё, что относится к характеристике определённого героя; всё, что характеризует картины природы и т. п. Выборочные пересказы начинают проводить во втором классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев.

Выборочный пересказ может быть:

- по вопросу или заданию,

- по иллюстрации.

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мысли по одной из его тематических мыслей. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся (памятку смотри в приложении).

Творческий пересказ - это трансформация текста с целью его переосмысления.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

- изменение последовательности событий,

- изменение лица рассказчика,

- пересказ от лица одного из персонажей,

- дополнение содержания текста (включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста),

- продолжение сюжета,

- перестройка сюжета.

- развитие какого-либо эпизода пейзажной зарисовки,

- словесное рисование,

- инсценирование рассказа.

Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, т. к. перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть не события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

- сообщение о своем жизненном опыте;

- придумывание продолжения действия;

- сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулирует самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, а проводились систематически.

 

Приложение:

Памятка по выборочному пересказу о герое или событии:

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая «галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить.

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7.Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8.Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

 

Виды плана:

А) вопросный,

Б) назывной,

В) тезисный,

Г) план - опорная схема,
Д) комбинированный.

А) Вопросный план записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос - к какой либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Лучше использовать вопросительные слова(«как», «сколько», «когда», «почему»

и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли» и т.п.).

Б) Тезис - кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

В) Этот план записывают в виде тезисов, в которых не используются глаголы, а много существительных и прилагательных.

Г) Этот план состоит из слов, словосочетаний и предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам легко восстановить текст.

Д) Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

 

Перед составлением пересказа можно прочитать детям это стихотворение:

 

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно - много раз.

Это нудно - много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло

И к чему всё привело?

Прочитайте ещё раз -

И запомнится рассказ.

(С. Бондаренко)

Конкурс стипендий для обучения и научных стажировок в университете Кадис (Испания) в весеннем семестре 2016

в рамках программы Европейского Союза

Erasmus+ Mobility for Studies

Цель

Обучение или исследовательская работа в университете Кадис в течение одного семестра (5 месяцев) по выбранной учебной программе с зачетом академических результатов в СФУ.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На фоне этого предостережения о возможной провокации не затерялась и другая информация от того же автора - Обама отдал приказ убить Сноудена. | Миссия ООП, цель и ключевые задачи

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1835. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия