Студопедия — Роль церкви в развитии культурного досуга русских людей в рассматриваемый период.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль церкви в развитии культурного досуга русских людей в рассматриваемый период.






В сельских общинах – мирах – крестьяне на свои средства возводили мирские церкви, которые начинали играть существенную роль в жизни русского насе­ления. Церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок, в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми.

Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность приоб­щиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познако­миться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учите­лями грамоты для прихожан и их детей.

11. Как повлияло книгоиздание на развитие социально-культурной деятельности в ХV-ХVI вв.?

На протяжении ХIV века в Русском государстве создавались усло­вия для расширения форм социально-культурной деятельности. Этому содействовало укрепление могущества Российского государства. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. В разных городах (Москве, Твери, Нижнем Новгороде и др.) увеличилось количество переписываемых книг. Во второй половине ХV века в Москве появилась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности стало книгопечатание, введенное на Руси по почину Ивана Грозного и митро­полита Макария. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным дво­ром.

Возросло количество книг, написанных отечественными автора­ми, и среди них появились произведения светского характера. Была продолжена зародившаяся в предыдущие столетия традиция напи­сания «учительной» литературы. В ней поднимались вопросы просве­щения, нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей и т.п. Тексты всевозможных «Поучений» и «Слов» помещались в сбор­никах под названием «Измарагд», «Златая цепь» и др. Они адресова­лась не только духовенству как вспомогательный материал для про­поведей, но и для чтения мирян.

В середине ХVI века увидел свет знаменитый «Домострой» – свод правил и советов по организации домашнего быта и ведению хозяйства, рассчитанный на непосредственное практичес­кое использование в повседневной жизни. В ХVII веке в Москве дела­ются переводы латинских и немецких книг и появляются первые биб­лиотеки с собранием иностранных сочинений при Посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

12. Чем характеризовалось усиление европейского культурного влияние на Русь в этот период?

В ХV-ХVI вв. усилилось европейское культурное влияние на Русь. В Москве, Пскове, Новгороде, Смоленске и других городах проживало много итальянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К московскому царю приезжали иностранные послы. С ХVII века, после изгнания поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и Францией, Испанией, Китаем. По указам ца­рей из-за границы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев россияне знакомились с бытом, нравами, новыми формами досуго­вого времяпрепровождения. В Русском государстве начало развивать­ся европейское искусство, стали проникать новейшие научные знания.

13. Назовите основные формы проведения свободного времени представителями разных слоев русского общества?

В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артис­тов – скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам ХVII века относится первое упоминание о «медвежьей потехе» и кукольном представлении. Оно было сделано в описаниях своего путешествия в Московию секретарем голш­тинского посольства Адамом Олеарием. Разыгрываемые вожа­ками ученых медведей комедии были одним из любимых развлечений русского народа. Зрелища, или «позоры», как их называли в древности, несмотря на резко от­рицательное отношение к ним со стороны церкви, пользовались неиз­менным вниманием публики и всегда собирали большое количество на­рода.

К сожалению, благами европейской культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и, прежде всего, царь и его приближенные. Историки, описывая быт русских царей ХVI-ХVII вв., отмечали, что одним из самых любимых их занятий во время отдыха было чтение. Причем, как поборники и хранители православия, цари предпочитали чтение ду­ховно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг состояли их библиотеки. Кроме того, цари уделяли внимание отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из переводных космографий, вторые – из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы-куранты, которые специ­ально переводились для государя. Из досуговых форм цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и починке шахмат, от чего они и получили название «шахматников».

Приобщение к культурным формам досуга отличало и некоторых близких царю вельмож, подражавших государю и перенимавших новые для русского общества обычаи. Однако в подавляющем большинстве, как предс­тавители высших слоев общества, так и весь русский народ, в проведении своего досуга продолжали следовать патриар­хальным традициям. Несмотря на проникновение в русскую жизнь за­падных образцов в досуговых формах социально-культурной деятельности всех слоев общества оставалось немало общих черт.

Главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по случаю различных праздников и знаменательных собы­тий. Праздновала ли церковь свое торжество, радовалась ли семья или провожала из земного мира сво­его родственника, отмечалась ратная по­беда – пир был выражением чувств русского человека. Пиром тешились цари, на пиру ве­селились и крестьяне.

Часы досуга богатые и знатные феодалы посвящали и другим за­нятиям, бытовавшим еще в глубокой древности. Кроме чтения, цари любили рассказы бывалых людей о дальних землях, об иностранных обычаях и старине, держали «баха­рей» и «домрачеев», которые пели песни и рассказывали сказки. Потешники забавляли царя и его семейство разного рода песнями, пляска­ми, музыкой, танцеваньем по канату и другими эквилибристическими «действами». В дворцовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для всяких веселых представлений во дворце была пост­роена «Потешная палата». В числе царских забав была звериная и соколиная охота, наблюдение за боем охотников с диким медведем. «Бахарей» и «шутов» держали многие знатные семейства. Охоты и «медвежьи потехи» также пользовались неизменным успехом у богатых бояр и дворян.

Существовало две причины сохранения в этот период старых патриархальных привычек в жизни в проведении досуга россиян. Первая крылась в необ­разованности подавляющего большинства людей, в том числе и аристократов. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки всяких нововведений, которые могли способствовать просвещению умов простых людей. В Москве не терпели долго зарубежных послов и не позволяли своим послам долго оставаться при дворах других государей.

 

14. Каковы особенности культурного досуга женщин-россиянок в ХV-ХVII вв.?

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге. Общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволе­ния мужа. Музыка и танцы в их среде не допускались. Это считалось дурным тоном. В лучшем случае они могли развлечься представлениями шутов и скоморохов. Представительницы же крестьянского сословия были более раскрепощены. Условия жизни крестьян позволяли им принимать участие в коллективных праздниках и других формах общественного досуга.

15. К чему сводилась реформа Петра I в области досуга?

На протяжении XVIII-XIX вв. воинский досуг в России был тесно связан с трудовой деятельностью, бытом и обычаями народа. Сильное влияние на его развитие оказали реформы Петра I. На изменение содержания и формы проведения культурного досуга повлияло стремление Петра к более тесному сотрудничеству с Западом. Смысл большинства нововведений заключался в том, чтобы противопоставить старинным развлечениям новые формы организации веселья.

Осмеяние и искоренение старых обычаев Петр I осуществлял с помощью различных потех, новых праздников и развлечений. Государство стало выполнять роль механизма, порождающего правила организации культурного досуга людей. В первую очередь изменения коснулись высших слоев общества. Все формы культурного досуга дворян (ассамблеи, маскарады, викториальные церемонии и торжества, гулянья и катания) носили регламентированный характер. Петр использовал их для утверждения нового взгляда на веселье и развлечения.

Многие формы стали носить иронический оттенок. Например, для подавления сопротивления церкви Петр ввел «всешутейный (всепьянейший) собор». Он уравнял языческие праздники русского народа с православной традицией, сделал их обязательными. Дворцовые маскарады были насыщены языческими элементами (ряжением, забавами, диким «разгулом» и «баловством»).

Реформа в сфере досуга была напрямую связана с европеизацией России. В середине декабря 1699 года Петр I издал указ о перемене календаря и праздновании Нового года 1 января. Хотя этот праздник пришелся на Святки, он стал праздноваться по- новому. Воинские части утром прошли церемониальным маршем с барабанным боем и музыкой, а вечером были устроены фейерверки и потешные огни, дворцовый бал, народные гуляния.

В первой четверти XVIII века нововведения в досуге в основном коснулись высшего сословия – дворянства. Со стороны государства не было даже попыток регламентировать праздничные народные обряды и свободное времяпрепровождение простых людей. В пределах культуры петровской эпохи существовали два различных направления социально-культурной деятельности: традиционное народное и новое европейское. Они постоянно сталкивались, входили в противоречия, причем границы нововведений постоянно расширялись. И только победные праздники русского народа объединяли всех.

16. В каком году и по чьему указу, были введены офицерские собрания в частях?

Определенная система организации досуга офицеров существовала в период проведения военных реформ Д.А. Милютина. В 1871 году он, будучи военным министром, одобрил создание офицерских собраний. Они устраивались для взаимного сближения и поддержания товарищеских отношений между офицерами, а также в целях содействия повышению военного образования, организации разумного и полезного отдыха.

 

 

17. Какие цели ставились перед офицерскими собраниями?

В 1874 году вышел в свет Приказ по Военному ведомству, устанавливающий обязательность создания в отдельных частях офицерских собраний с единым для всех специальным уставом. Систематические занятия, военные беседы, литературные, музыкальные, танцевальные вечера, приятные семейные развлечения в часы отдыха, составлявшие основу этих собраний, сплачивали офицерский корпус, сохраняли традиции и преемственность офицерских поколений. На базе офицерских собраний создавались военно-охотничьи, военно-спортивные и военно-туристические общества, способствовавшие организованному досугу офицеров.

В этот период подлинными центрами армейской культуры стали офицерские собрания, клубы, солдатские школы, библиотеки, церковные приходы. Различными вопросами армейского досуга последовательно занимались командиры, военные органы управления, священнослужители и общественные организации. Именно к периоду проведения военных реформ относится деятельность Военного министерства по организации и регламентации работы военных библиотек. В 1868 году Военно-учебный комитет Главного штаба рассматривал выработанный особой комиссией проект устройства войсковых библиотек, которые должны были служить интересам просвещения, образования и заполнения неслужебного времени офицеров и нижних чинов. В полковых библиотеках можно было найти газеты, журналы и книги на русском и иностранных языках, причем как по литературе и наукам вообще, так и по военному искусству, в частности. Сюда же доставляли пособия для тактических занятий офицеров, их подготовки к текущим занятиям с нижними чинами и поступлению в военные академии.

18. В каком уставе, принятом в 1910 году, отводилась глава связанная с «препровождением свободного времени»?

В 1910 году был утвержден Устав внутренней службы, в котором специально выделена глава «Препровождение свободного времени». После реорганизации Главных управлений Военного министерства, изменения штатов военных округов, соединений и частей в 1909-1910 гг. наблюдается подъем офицерского и солдатского творчества. Особую популярность в армейском досуге снискали солдатские спектакли и театрализованные представления, песенные хоры и музыкальные номера, фехтовально-гимнастические вечера и спортивные состязания. Полковые юбилеи и праздники превращались в яркое торжество, свидетельствующее об отеческой заботе, о личном составе частей со стороны старших начальников и сплачивающее всех вокруг полкового знамени и русского военного символа. В организации армейского досуга часто использовались передовые идеи, достижения в науке, технике и культуре.

В годы первой мировой войны досуг офицеров и нижних чинов служил главным образом для восстановления психологических и физических сил фронтовиков, поддержания их моральной стойкости и боевого духа. В его организации среди военнослужащих действующей армии, наряду с командирами и военными священниками, активную роль играли различные общественные и благотворительные организации. На фронт с концертами и выставками выезжали специальные бригады музыкантов, певцов, танцоров, отряды мастеров Академии художеств. В дар воинам присылались книги, музыкальные инструменты, картины, теплые вещи, предметы быта и многое другое необходимое на фронте.

19. Когда при штабе Петербургского военного округа была создана особая окружная комиссия для организации контроля за состоянием воинского досуга в подчиненных войсках?

В начале 1909 года при непосредственном участии Николая II и высшего военного командования при штабе Петербургского военного округа была создана особая окружная комиссия для организации контроля за состоянием воинского досуга в подчиненных войсках. Эта комиссия подготовила первый в истории русской армии директивный документ с теоретическим обоснованием организации досуговой деятельности в войсках. В директиве «Меры содействия религиозно-нравственному, умственному и физическому развитию нижних чинов» (от 3 февраля 1909 года, №16) были определены общетеоретические вопросы деятельности, организационная структура органов по работе с личным составом, практические вопросы, входившие в ведение войсковых органов воспитания нижних чинов (организация бесед, устройство библиотек и читален, развитие физических упражнений, финансирование сферы досуга).

20. Каковы основные тенденции развития социально-культурной деятельности в период с 1917 по 1941 гг.?

Начало XX столетия было отмечено колоссальными событиями в истории России. Октябрьская революция и гражданская война внесли существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности российского общества, в том числе и в сферу культуры. Новая власть придавала вопросам просвещения и культурного воспитания населения большое значение, закрепляя за ними государственный характер. В ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который и сыграл решающую роль в складывании системы культурно-просветительной работы. Основной задачей деятельности Наркомпроса была ликвидация безграмотности, что и послужило основой для создания широкой сети внешкольных учреждений. Структура наркомпроса выглядела следующим образом: на уровне РСФСР – Наркомпрос, в котором выделялся внешкольный отдел, в губерниях и уездах – подотдел внешкольного образования.

Вопросы просвещения курировались лично женой В.И. Ленина – Н.К.Крупской. Благодаря ее заслугам, государственные расходы на просвещение росли в арифметической прогрессии: до 1917 года расходы на просвещение составляли менее 5%, во второй половине 1918 года – 8,5%, а к 1920 году они составляли уже 10,4%. Еще одним фактом, подтверждающим большое внимание правительства молодой советской республики к вопросам просвещения населения, являются декреты Совета народных комиссаров.

Декрет СНК «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года закреплял обязательное обучение населения в возрасте от 8 до 50 лет на родном или по желанию русском языке. Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 2 февраля 1918 года закреплял отделение церкви от государства, отмену ограничения свободы совести и преимуществ, основанных на принадлежности к вере, отмену религиозных клятв и присяги, отделение школы от церкви, запрет на преподавание религиозных вероучений как в государственных и общественных, так и в частных учебных заведениях. Это означало, что данным декретом узаконивался светский характер обучения во всей системе народного просвещения, в том числе и во внешкольном образовании. Декрет СНК «О мобилизации грамотных» от 10 декабря 1918 года, в котором местным Советам рекомендовалось мобилизовать грамотных для того, чтобы знакомить население с правительственными мероприятиями, а также организовывать в народных домах, клубах, библиотеках и избах-читальнях чтение декретов, газет и брошюр.

Большую роль в становлении системы культурно-просветительной работы играли всероссийские совещания и всероссийские съезды работников внешкольного образования. Решающую роль сыграло II Всероссийское совещание заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования, решения которого легли в основу положения «Об организации дела внешкольного образования в РСФСР», принятого Наркомпросом. В этом положении были закреплены основные принципы культурно-просветительной работы: право каждого гражданина принимать участие в деятельности и мероприятиях учреждений культуры; контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; проведение внешкольной работы на языках народов страны.

Эти мероприятия изменили содержание работы культурно-просветительных учреждений. Они активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования, в библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов и газет. Учреждения культуры старались соответствовать современным требованиям, для чего в их работу внедрялись новые формы. Например, в клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы.

Наибольшую популярность в 20-х годах приобрели такие формы как «политигра», «политбой», «политсуд». Политическому воспитанию служила и наглядная агитация. Искусство плаката и карикатуры получают наибольшую распространенность среди народных масс. Другой отличительной чертой того периода является развитие художественной самодеятельности, в которой особо выделялась театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы. Наиболее ярко театральное искусство нашло выражение в период нэпа в особом виде эстрадного театра «Синяя блуза». Острие сатиры таких театров было направлено на «нэпманов». Наряду с эстрадным театром получили свое развитие интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические объединения и кружки.

Система культурно-просветительных учреждений постепенно отлаживалась и требовала профессиональных кадров, значительный отток которых наблюдался в период гражданской войны. Для подготовки профессиональных работников в культурно-просветительной сфере с 1918 года стали организовываться краткосрочные одно-, двухмесячные курсы внешкольных работников в центральных городах России. В Петрограде был основан Институт внешкольного образования, который возглавил А.В. Зеленко (ныне Санкт-Петербургская государственный университет культуры и искусств). В этом институте проходили подготовку будущие работники и руководители культурно-просветительных учреждений, руководители художественной самодеятельности, работники государственных органов.

Такие области общественной жизни как образование и культура все более подпадали под сферу государственных интересов в связи с чем, с 1920 года внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет).

К концу 20-х годов в городах были открыты первые дома культуры, а в 30 годах – Дворцы культуры. В сельской местности открывались колхозные и совхозные клубы и библиотеки. С 1929 года в районах стали появляться первые районные Дома культуры и библиотеки. С 30-х годов политико-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации, коллективизации, выполнения пятилетних планов. Они организовывали предвыборные программы, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. стали появляться и новые формы работы: вечера обмена опытом, вечера рабочей смекалки, культпоходы в театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. На селе, в виду появления колхозов и совхозов, было также отмечено появление новых форм массовых праздников: «первой борозды», «нового урожая» и др.

С расширением жанров художественной самодеятельности, возникновением самодеятельных музыкальных коллективов, симфонических оркестров, оперных коллективов, получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельными. Первопроходцем в том деле стал театр им. Е. Вахтангова. Оказывали помощь самодеятельным коллективам и великие деятели театра того времени: К.С.Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и многие другие. В 1935 году в Москве возник первый театр народного творчества, директором которого был назначен Б.М. Филиппов, а художественными руководителями – Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев. Начиная с 1932 года, стали регулярно проводиться различные смотры и олимпиады художественной самодеятельности.

Отличительной чертой политико-просветительной работы того времени стало появление Домов культуры, клубов, которые строились и содержались на средства предприятий, колхозов и совхозов. В 1937 году было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов и совхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. Еще одной отличительной чертой стало возникновение учреждений культуры нового типа, таких как Парки культуры и отдыха.

Начало 30-х годов было отмечено еще одной реорганизацией в системе управления и руководства политико-просветительной работой, был упразднен Главполитпросвет. Вместо него в Наркомпросах РСФСР и союзных республиках были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы. А с осени 1933 года в Наркомпросах республик – новая реорганизация: были организованы отделы и управления, отвечающие за отдельные направления политико-просветительной работы: библиотечный отдел, отделы изб-читален, клубов, ДК, парков культуры и отдыха, музеев, школ и курсов для взрослых.

21. Какие органы осуществляли руководство политико-просветительной работой в Красной Армии?

Руководство страны, понимая важность этой работы, уже в феврале 1918 года создало организационно-агитационный отдел РККА, в обязанности которого вменялось воспитание личного состава и удовлетворение его культурных запросов. В функции организационно-агитационного отдела входило: руководство культурной деятельностью во вновь сформированных частях РККА; создание армейских учреждений культуры (клубов, библиотек, школ грамоты, изб-читален, народных домов и т.д.); материально-техническое и методическое обеспечение культурно-просветительных мероприятий; организация подготовки кадров культурно-просветительной работы; проведение агитационно-пропагандистских мероприятий в частях.

12 декабря 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров объявляет «Схему организации культурно-просветительного дела в армейских частях, находящихся на фронте», основным ядром которой стал агитационно-просветительский отдел РККА, в армиях этим занимались политотделы, в частях – комиссары. Основные задачи, решаемые этими органами, были: содействие созданию восковых учреждений культуры; проведение циклов лекций по различным вопросам; обеспечение подразделений периодической печатью; приглашение театральных и музыкальных коллективов; развитие художественной самодеятельности среди воинов.

Наряду с агитационно-просветительным отделом в систему органов ПУРа вошли литературно-издательский отдел, отдел снабжения, восточный отдел, польский отдел, латышский отдел. Столь обширная система политико-просветительной работы, именно так с 20-х годов стала именоваться культурно-просветительная работа, требовала профессионально подготовленных кадров. Существовало два способа решения проблемы кадров в области культуры: мобилизация гражданских специалистов в области культуры и подготовка (переподготовка) армейских кадров.

Подготовка и переподготовка армейских кадров осуществлялась в Учительском институте красной Армии им. Толмачева (ныне Военный университет), на курсах при ПУРе, при политорганах на местах, на 2-х месячных курсах библиотечных работников в Саратове, Ташкенте, Самаре, Пскове и других городах. Всего к августу 1920 года в РККА было 135 курсов, готовивших работников клубов, библиотек, учителей, артистов для Красной Армии.

22. Какие новые военные учреждения культуры возникли в данный период?

Всего за годы гражданской войны (1919-1920 гг.) в армии произошло увеличение количества клубов с 500 до 2430, числа школ грамотности с 425 до 5925. За это время было обучено грамоте 100 тыс. красноармейцев, к концу войны количество библиотек увеличилось до 10 тыс., а количество экземпляров книг до 1 млн. 727 тыс. штук. Наибольшей популярностью среди красноармейцев пользовались такие передвижные учреждения культуры как агитпоезда («Имени Ленина», «Октябрьская революция» и др.), агитпароходы («Красная звезда») и агитповозки. На крупных железнодорожных станциях создавались агитпункты, в которых имелась библиотека, музыкальные инструменты, проходили агитационные мероприятия. В то время в армии существовало три основных вида библиотек: передвижные (в подразделениях, в ротах, в командах); основные (в частях, полках и им равных); фундаментальные (при политотделах дивизий, в береговых частях флота).

В сентябре 1921 года вводятся новые штаты партийно-политического аппарата полка общим количеством 21 человек. В том же году начинается создание Домов Красной Армии. Первый ДКА был открыт в 1922 году в Харьковском гарнизоне, затем в Смоленске, Минске, Киеве и других годах. В 1923 году было открыто 4 ДКА, в 1925 – 12. В 1928 году существовало уже 30 Домов Красной Армии. С 1923 года самостоятельно возникавшие в частях в годы гражданской войны «красные уголки» были узаконены приказом ПУРа и стали частью красноармейского клуба. С 1924 года «красные уголки» стали именоваться «ленинскими уголками».

К этому же периоду относятся открытие Центрального Дома Красной Армии им. М.В. Фрунзе (1928), Ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова (1928), Центрального театра Красной Армии (1929), военного отдела государственной библиотеки им. В.И. Ленина (1930), Красноармейской студии изобразительного искусства им. Б.М. Грекова (1934).

23. На что были направлены социально-культурные мероприятия, проводимые в армии в этот период?

Особо следует отметить наличие в политико-просветительной работе того времени такой черты как ее антирелигиозная направленность. Происходила замена библий конспектами классиков марксистско-ленинской теории. С 1927 года в армии создаются ячейки «Союза безбожников» (всего 3112 ячеек, включавших в себя порядка 15 тыс. воинов), которые вели свою работу при клубах полков, частей.

Таким образом, в рассматриваемом периоде (1917–1941 гг.) были заложены основы организации культурно-просветительной работы, которая способствовала победам Красной Армии на фронтах гражданской войны. Руководство политико-просветительной работой и внешкольным воспитанием осуществлялось политическими отделами в рамках решений партийного и советского руководства страны. Свободное время бойцов и командиров использовалось для проведения мероприятий, имеющих обязательный характер. Появилось большое количество новых форм и методов культурно-просветительной работы.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 2403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия