Студопедия — Крейцерова соната
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Крейцерова соната






Написана в 90 году, кладет границу между Толстым среднего периода и Толстым позднего. Проблема любви и пола для Толстого тут выступает очень остро. Он начинает отрицать любовь как таковую. До этого не отрицал, а считал частью природы. А теперь: а зачем ей продолжаться, земной жизни? То есть продлевать род. Истина найдена, поэтому нечего уже стараться. Он говорит, что любовь - это неестественно, это всегда воспринимается как грех. Брак - только животный эгоизм. Вместе с этим "КС" оказывается проклятием всему искусство, потому что оно там приводит семью к разрушению. В конце-концов два человека оказываются откровенным врагами. Жена, умирая от смертельной раны, проклинает своего мужа.

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. Эти слова не могут служить основанием для противопоставления «Анны Карениной» «Войне и миру». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

 

42. Сюжет и композиция романа Л.Толстого "Анна Каренина". Соотношение "линий" Анны, Стивы Облонского и Левина в романе Л.Толстого "Анна Каренина". (см. билет 40)

«Анна Каренина» создавалась в период 1873—1877 годов.

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. Эти слова не могут служить основанием для противопоставления «Анны Карениной» «Войне и миру». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

Страстная любовь Анна и Вронский, чистая Кити и Левин. Вронский — типичный представитель столичный— аристократии, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской». В нем много блеска, который и обманул Анну. Он полон высокомерия и презрения к людям, не занимающим высокого положения в свете. Карьера была для него важнее всего. Встретившись с Анной, он увлекся ею, а вместе с тем надеялся, что роман с ней возвысит его в глазах общества, возместит то, что было потеряно в сфере служебной деятельности. К чувству Вронского примешивался расчет, который и оправдался на первых порах. Роман с Анной сначала действительно возвысил его в глазах людей его круга. И это отвлекало его внимание от карьеры. Так Вронский был выбит из колеи обычной для него жизни, и все попытки войти в нее ни к чему не привели. Но от этого он как человек стал не хуже, а лучше. Однако и в таком, несколько приукрашенном виде, Вронский слишком далек от идеала Анны. А его нравственное возрождение так и не осуществилось. Как и Анна Каренина. Константин Левин появляется в романе вполне сложившимся человеком. Тем не менее духовный мир его подвержен постоянным изменения он в движении и развитии. В духовном облике Левина сочетаются черты подлинного демократизма с чертами дворянской идеологии. Семья Левиных в известном смысле может быть названа счастливой, но для Левина, который наряду с Анной является центральным героем романа, поиски семейного счастья не составляли гласного, предмета его духовных и нравственных исканий как для Анны Карениной. Между рассказом о разладе и устранении разлада в семье Облонских и рассказом о начавшемся романе Анны и Вронского содержится рассказ о неудачном сватовстве Левина к Кити. Отказ Кити делает Левина несчастным, но это несчастье еще больше обостряет и углубляет его нравственные и духовные искания. Левин искренне считает, что он недостоин Кити. Отсюда его стремление стать лучше, совершеннее, найти свое истинное призвание, проявить в полную меру свою личность на другом поприще, если не осуществилась мечта о счастливой семейной жизни.

 

Вронский — типичный представитель столичной аристократии, «один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской». В нем много блеска, который и обманул Анну. Он полон высокомерия и презрения к людям, не занимающим высокого положения в свете. Он сам не отдавал себе отчета в этих качествах и подумал о них только тогда, когда оказался в положении низшего, сопровождая иностранного принца. Принц «был очень глупый, и очень самоуверенный, и очень здоровый, и очень чистоплотный человек, и больше ничего». Вронский видел, что принц не заискивал перед высшими, «был свободен и прост в обращении с равными, и был презрительно равнодушен с низшими». Принц показался Вронскому карикатурой на него самого.

 

Образ Левина — новая ступень в развитии центрального образа в творчестве Толстого. Николенька Иртеньев, не удовлетворяясь окружающей его средой, еще только искал такой сферы в жизни, где бы он с пользой мог приложить свои усилия. Нехлюдов из «Утра помещика», как ему казалось, нашел ее. Он решил, что должен делать добро другим, в первую очередь крепостным крестьянам. Но он ничего не добился, так как крестьяне не поверили в его добрые намерения. Неудача постигла и Оленина, который долго примеривал себя к условиям жизни простых людей, — казаки отвергли его попытки стать членом их общины. В сравнении с образом Нехлюдова образ Оленина — несомненно движение вперед. Но в «Казаках» Толстой непосредственно не решал вопроса о судьбе крепостного крестьянства. В «Войне и мире» этот вопрос был снова поставлен. Один из центральных идейных узлов романа составляют искания Пьера Безухова и Андрея Болконского, порожденные социально-историческими обстоятельствами эпохи. Однако основные усилия Пьера и Андрея направлены не на то, чтобы найти решение крестьянского вопроса, а на то, чтобы выработать правильное представление о жизни и в связи с этим определить свои собственные жизненные позиции. Константин Левин отличается от Пьера Безухова и Андрея Болконского тем, что сущность его идейных исканий составляют попытки решить крестьянский вопрос уже в пореформенную эпоху как основной вопрос экономического развития страны.

Левин, как и Нехлюдов («Утро помещика»), — помещик, он живет у себя в усадьбе и непосредственно занимается хозяйством. Но в отличие от Нехлюдова, который ставил перед собой очень узкую задачу — облегчить участь своих крепостных крестьян, — Левин в конечном итоге смотрит на свои собственные помещичьи занятия как на эксперимент, который мог бы в случае его удачи послужить основанием для решения крестьянского вопроса во всей России. В образе Левина отражена существеннейшая черта пореформенной эпохи как переломной в истории России.

 

Образы Анны и Левина, являясь главными в романе, определили собою и его художественную структуру — сюжет и композицию.

Лучшие герои Толстого, начиная с Николеньки Иртеньева (автобиографическая трилогия) и кончая Дмитрием Нехлюдовым («Воскресение»), близки самому автору и, следовательно, духовно родственны между собою. Но поскольку каждый из них отражает лишь тот или иной момент в идейно-нравственном развитии писателя, постольку он — вполне самостоятельное лицо, воплотившее в себе черты определенной эпохи. А это значит, что принципы сюжетного построения произведений Толстого, базирующиеся в первую очередь на судьбах главных героев, и сходны между собою, и в то же время оригинальны в каждом отдельном случае.

Острота сюжетного развития в «Анне Карениной» объясняется, таким образом, тем, что в этом романе с небывалой еще для Толстого силой через личные судьбы героев раскрыты существенные противоречия пореформенной эпохи.

Завязка романа концентрируется вокруг проблемы счастья и несчастья в человеческой жизни; эти два подчеркнутых слова употреблены писателем в первых же двух фразах романа. Анна Каренина приезжает из Петербурга в Москву для того, чтобы избавить от несчастья семью Облонских, но узнает здесь, что она сама несчастна. Как человек, жаждущий счастья и в каком-то смысле идущий навстречу ему, она делает несчастной Кити, которая почти в тот же самый момент сделала несчастным Левина. Завязка романа, следовательно, такова: Анна и Вронский, полюбив друг друга, через временное и неполноценное счастье идут к полному и глубокому несчастью; перед Левиным же и Кити, оказавшимися временно несчастными, благодаря цельности и непосредственности их натур открывается путь поисков к завоеванию счастья. Как видим, завязка построена исключительно на столкновении личных стремлений. Стремления, выражающие личные интересы героев, определяют и всё дальнейшее развитие действия в романе. Тем не менее роман насыщен богатейшим общественным содержанием.

Первые встречи Анны и Вронского, когда их отношения еще не определились, были для них наиболее счастливыми. Потом, вплоть до самой смерти Анны, они уже никогда не испытывали такого счастья. Положение их в обществе всё более осложнялось, что приводило к ухудшению отношений между ними.

По-другому складывалась жизнь Левина и Кити. Впервые Левин ощутил личное счастье, лишь вновь встретившись с Кити. Это уже середина романа. В дальнейшем ощущение личного счастья неуклонно росло.

Обе сюжетные линии «Анны Карениной», скрестившись в начале романа, развиваются потом внешне почти независимо одна от другой. Это обстоятельство и поныне порождает недоразумения в литературе о Толстом. Так, например, проф. Б. В. Рождественский в своей недавно опубликованной статье о композиции «Анны Карениной»1признает композиционное единство романа лишь постольку, поскольку в нем наличествует идеологическое единство. Фактически Рождественский солидаризируется с некоторыми дореволюционными критиками, считавшими, что в «Анне Карениной» не один, а два механическим образом соединенных романа.

Между тем Толстой гордился искусством построения своего романа. В известном письме, которое цитируется и в статье Рождественского, говорится, что своды в романе сделаны так, что их нельзя заметить.

Образы Анны Карениной и Константина Левина отражают две стороны как в самой действительности того времени, так и в мировоззрении Толстого. Поэтому каждого из них невозможно было создать вне соотношения с другим.

Строя свой роман на основе двух самостоятельных сюжетных линий, Толстой достигал того результата, что с одинаковой силой и глубиной показывал и трагическую сторону бытия лучших людей из господствующего сословия, и возможность преодоления трагизма путем сближения их с народом. Тем самым композиция его романа отражала реально возможную перспективу движения всей жизни в стране, реальные социально-исторические закономерности. Вместе с тем в романе «Анна Каренина» заключена мысль, что общее благо наступит в результате нравственного самосовершенствования каждой отдельной личности

Итак, для того чтобы картина жизни, изображаемой в романе, являлась наиболее полной и чтобы художественное раскрытие этой жизни достигало возможно большей глубины, Толстой избирает для своего романа двух равноправных героев, родственных по своей духовной природе, и ставит их в различные жизненные условия. Наличие двух внешне самостоятельных сюжетов сделалось совершенно необходимым. Развитие той и другой сюжетной линии ведет к противоположным результатам. Жизненный путь Анны Карениной характеризуется нарастанием условий, делающих трагедию ее жизни безысходной. Жизненный путь Левина, тяжелый и мучительный, в конце концов подводит его к перспективе перехода из одного социального мира в другой.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия